Либмонстр - всемирная библиотека, репозиторий авторского наследия и архив

Зарегистрируйтесь и создавайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Это удобно и бесплатно. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора. Делитесь с миром Вашими работами!

Libmonster ID: RU-14660
Автор(ы) публикации: И. Л. Сванидзе

поделитесь публикацией с друзьями и коллегами

Южно-Африканская Республика (ЮАР) представляет собой последний бастион расизма и колониализма на африканском континенте. Здесь расизм откровенно положен в основу государственного устройства, организации производства и общественно-политической жизни. Именно в ЮАР с наибольшей очевидностью проявляется роль расизма как орудия правящей верхушки для укрепления своего классового господства, подавления всех демократических, прогрессивных сил страны.

Характерные черты южноафриканского колониализма определяются тем, что метрополия и колония располагаются на одной и той же территории, что колонизаторы и колонизуемые живут вместе в границах одного и того же государства. Вместе с тем ЮАР - это развитая капиталистическая, индустриально-аграрная страна, в экономике которой сельское хозяйство играет важную роль. Для ее аграрного строя характерны широкие масштабы крупного частнокапиталистического землевладения белого населения, распространяющегося на основную часть территории и сложившегося на основе безудержного и беспощадного земельного ограбления коренных жителей. Все африканские народы страны жестоко пострадали от земельных экспроприации в пользу колонизаторов. Аграрная история Южной Африки - это история земельного ограбления коренного населения белыми пришельцами; все аграрные преобразования в стране так или иначе связаны с осуществлением, закреплением и усугублением этого грабежа земель. Мы рассмотрим аграрный строй Южной Африки в процессе его становления и формирования, останавливаясь на важнейших вехах на этом пути.

По Южной Африке имеется обширная советская и зарубежная литература, хотя специальных работ по аграрному строю пока не появлялось. Первым советским монографическим исследованием, посвященным Южной Африке, была книга И. П. Ястребовой 1 . Она рассматривает такие проблемы, как экономическое закабаление Южной Африки английским и американским империализмом, неевропейское население и политика расовой дискриминации, реакционные силы на внутриполитической арене и их империалистические устремления, демократические силы в борьбе против реакции и фашизма. Книга содержит ценный материал по аграрному вопросу. Обширный материал по сельскому хозяйству и поземельным отношениям коренного населения Южной Африки собран и в монографии И. И. Потехина 2 . Он доказывает, что в Южной Африке, ломая племенные и этнические перегородки, разви-


1 Ястребова И. П. Южно-Африканский Союз после второй мировой войны. М. 1952.

2 Потехин И. И. Формирование национальной общности южноафриканских банту. М. 1955.

стр. 77


вается процесс национальной консолидации африканского народа, формирования национальной общности банту, чему содействует общность всех африканских народов страны в борьбе против расовой дискриминации и сегрегации. К новейшим советским работам по Южной Африке относится книга чл.-корр. АН СССР Анат. А. Громыко 3 . В ней рассматриваются в первую очередь международные аспекты конфликта на Юге Африки, источником которого является апартеид. Автор исследует конфликт между ЮАР и "прифронтовыми" африканскими государствами, политику Англии, США, Франции, ФРГ, позицию ООН по проблемам Юга Африки, а также сущность и проявления бесчеловечной системы расового угнетения в ЮАР.

В зарубежной литературе аграрный вопрос в Южной Африке получил освещение в книге М. Хэйли 4 . Автор - откровенный апологет британского колониализма и его крупный теоретик; сравнивая колониальную политику на различных африканских территориях, он выносит рекомендации по ее "усовершенствованию". Для нас наибольший интерес представляют такие разделы книги, как "Государство и земля" и "Политика туземных резерватов". Согласно концепции М. Хэйли, к моменту прихода первых европейских колонистов Южная Африка была населена лишь редкими, разбросанными группами бушменов и готтентотов и представляла собой "ничейную территорию". Впоследствии произошло столкновение двух потоков иммигрантов - иммигрантов-европейцев, двигавшихся с юга на север, и "иммигрантов" - банту, двигавшихся в Южную Африку с севера, из Центральной Африки; верх, естественно, взяли более "цивилизованные" европейцы. Эта точка зрения не нова: она бытует в буржуазной литературе и взята на вооружение южноафриканскими расистами, для которых выгодно изображать банту - коренное население Южной Африки - такими же "пришельцами", "иммигрантами" в стране, как и белые. Резерваты, по концепции М. Хэйли, создавались "заботливыми" британскими властями для того, чтобы "оградить" коренное население от земельного ограбления белыми колонистами. Фактический материал по аграрной истории Южной Африки, который приводится в книге М. Хэйли, при условии его критического осмысления, может быть объективно использован для критики южноафриканского расизма и колониализма.

Из других работ западных авторов может быть упомянута книга Дж. Уэллингтона. Он подробно исследует ресурсы Южно-Африканского региона, характер их использования в плане экономической географии, описывает сельское хозяйство и аграрные отношения у различных "расовых групп", на которые власти поделили население ЮАР, - белых, "цветных", азиатов и банту. Книга интересна своим фактическим материалом. С точки зрения политической автор стоит на самых реакционных позициях: по его мнению, вторжение колонизаторов в Южную Африку вывело народы соответствующих территорий из состояния "варварского застоя", приобщило их к "цивилизованному миру". С приходом бурских захватчиков, по выражению Дж. Уэллингтона, в Южной Африке "пришло к своему концу туземное царство террора" 5 .

Среди прогрессивных работ английских авторов следует назвать книгу Б. Роджерс 6 . Она разоблачает политику бантустанизации, проводимую в последнее время в ЮАР, - превращение "туземных" резерватов в псевдогосударственные образования под вывеской фиктивной "независимости". Политику бантустанизации, отвергнутую освободительными движениями и осужденную Организацией Африканского


3 Громыко Анат. А. Конфликт на Юге Африки. М. 1979.

4 Нai1еу М. An African Survey Revised 1956. Lnd. 1957.

5 Wellington J. Southern Africa. Vol. 2. Cambridge. 1960, p. 248.

6 Rodgers B. South Africa's Bantustans. Lnd. 1978.

стр. 78


Единства и большинством государств Объединенных Наций, ждет полное фиаско" 7 , - заключает автор.

Колонизация территории нынешней ЮАР была начата голландской Ост-Индской компанией, основавшей в 1652 г. Капскую колонию на мысе Доброй Надежды. Впоследствии эта колония постепенно разрасталась в результате захватов земель у коренных жителей - готтентотов и бушменов, а с 1770-х годов - и у банту. Расширяя пределы колонии, голландские и французские колонисты - буры - истребляли или оттесняли в пустынные районы готтентотов и бушменов, а тех, кто оставался на захваченных землях, обращали в рабов. По всей территории колонии буры создали рабовладельческое хозяйство. В 1795 г, Капская колония была аннексирована Великобританией. По Амьенскому договору 1802 г. она была отдана под управление голландских колонизаторов, а в 1806 г. снова захвачена Англией, и аннексия была утверждена Венским конгрессом 1814 - 1815 годов. Английские, как и бурские власти, захватывали у коренного населения все новые земли.

Отмена в 1834 г. рабства, на котором базировалось хозяйство буров, а также притеснения со стороны британских властей привели к массовому уходу буров из Капской колонии на север. В 1837 - 1838 гг. бурские переселенцы столкнулись с зулусами, после кровопролитной битвы разбили войско их верховного вождя Дингаана и основали на зулусских землях республику Натал. Великобритания в 1843 г. аннексировала Натал. Захватывая земли, расположенные к западу от Натала, буры основали несколько республик, которые в 50-х годах XIX в. были объединены в Трансвааль и Оранжевое Свободное государство и признаны Великобританией 8 . Так сложилось ядро четырех будущих провинций ЮАР - Капской, Натала, Трансвааля и Оранжевого Свободного государства.

В Капской колонии каждое новое расширение ее границ означало узурпацию колонией всей полноты власти над вновь оккупируемыми землями. В 1835 - 1847 гг. проводилась политика навязывания "договоров" вождям банту, в соответствии с которыми те или иные племена подчинялись колонии, после чего их земли "на легальном основании" делились на экспроприируемые в пользу белых фермеров-колонизаторов и резервируемые за коренным населением. Однако непомерные земельные аппетиты колонистов сделали и эту политику неприменимой. Как пишет М. Хэйли, "земли отчуждались для фермеров до тех пор, пока последующее расширение территории не сделало очевидным тот факт, что кафры слишком многочисленны или расселены настолько плотно, что дальнейшие экспроприации невозможны" 9 .

В т. н. Британской Кафрарии (ныне Сискей) отказ от "политики договоров" имел своими последствиями массовые конфискации земель у восставших банту и расселение белых колонистов среди африканцев в качестве военной и налоговофинансовой меры 10 . В других районах Капской колонии стала проводиться политика создания для коренного населения резерватов, т. е. районов, за пределами которых африканцы не могли селиться постоянно и владеть землей и в пределах которых представители других рас не должны были приобретать землю. Еще на ранней стадии развития колонии первые резерваты для подвергшихся земельному ограблению готтентотов были созданы по инициативе миссионеров в Бетельсдорпе и других местах 11 . Позднее определенные части Сискея были объявлены "туземными районами", т. е. резерватами, а в 1864 г. было решено рассматривать весь Сискей как "тузем-


7 Rоdgегs В. Op. cit., pp. 77 - 78.

8 Африка. Энциклопедический справочник. Т. II. М. 1963, с 339.

9 Нailey M. Op. cit., p. 689.

10 Mackmillan W. Bantu, Boer and Briton. Lnd. 1929, pp. 129, 267, 299.

11 Mackmillan W. The Cape Colour Question. Lnd. 1927, pp. 148, 271.

стр. 79


ный" резерват. Несмотря на это, в различные периоды между 1879 и 1894 гг. здесь имели место новые земельные экспроприации в пользу белых 12 .

В Натале, где имелось многочисленное и плотное население банту, с самого начала английского господства проводилась политика разделения территории на районы белого поселения и "туземные" резерваты. Земельное ограбление африканцев проводила "Комиссия по туземным землям Натала", работавшая в 1846 - 1847 гг. В 1864 г. британское правительство "вверило" оставленные для африканцев резерваты специально учрежденному "Туземному тресту" 13 . Когда в 1897 г. англичанами был после кровопролитных войн с коренным населением аннексирован густонаселенный Зулуленд, новая земельная комиссия объявила, что намерена "либерально" наделить землей зулусов с учетом их настоящих и будущих нужд: около 3 /5 территории Зулуленда вошло в состав резерватов и было "вверено" "Туземному тресту", а 2 /5 -экспроприировано в пользу колонистов 14 . Таков был "либерализм" колонизаторов.

В Трансваале бурские колонизаторы с самого начала меньше всего интересовались земельными нуждами африканцев. Согласно резолюции фольксраада (парламента) от 1853 г., комендантам округов была дана инструкция "жаловать" земли африканцам при условии их "хорошего поведения", на практике же фермеры-буры сгоняли их с земли, совершенно игнорируя их жизненные потребности 15 . Преторийская конвенция 1881 г., подписанная представителями Англии и Трансвааля и закреплявшая независимость последнего, предусмотрела создание "Постоянной комиссии по туземным локациям", в функции которой входило выделение африканцам локаций, т. е. районов, в которых они могли проживать. Комиссия была создана, но так и не завершила своей работы вплоть до англо-бурской войны 1899 - 1902 гг. После войны и превращения Трансвааля в "коронную колонию" английская земельная комиссия 1905 - 1907 гг. выделила африканцам в качестве локаций 800 тыс. га 16 .

На территории Оранжевого Свободного государства захватчики-буры нашли лишь немногочисленное африканское население: страна обезлюдела после подавления белыми восстания, связанного с войнами зулусского верховного вождя Чаки в Натале. Здесь к моменту образования в 1910 г. Южно-Африканского Союза (ЮАС) были созданы три небольших резервата. Первый - Витцисхук - включал земли, выделенные людям Мопели - одного из вождей басуто, которые были подчинены бурами во время их войны с королевством Лесото (1865 - 1866 гг.). Часть баролонг, возглавляемая вождем Морокой, помогла бурам в войне против Лесото, и в связи с этим буры до поры до времени оставили за ними их земли, получившие название "Округа Мороки". В 1884 г., однако, буры захватили и этот округ, причем обнаружилось, что к тому времени здесь значительные площади уже были экспроприированы белыми. В 1885 г. для обезземеленных африканцев были выделены резерваты Селиба и Таба-Нчу.

В итоге всех вышеперечисленных актов земельного грабежа площадь резерватов и локаций, оставленных для африканцев, составляла к 1910 г. 9635 тыс. га, или 7,13% территории страны 17 . Учитывая, что африканцы составляли подавляющее большинство ее населения, можно констатировать, что земельное ограбление коренных жителей


12 Нai1еу М. Op. cit., p. 690.

13 Letters Patent, Lnd., 27.IV. 1864.

14 Нai1еу М. Op. cit., p. 690.

15 The Cambridge History of the British Empire. Vol. 8. Lnd. 1936, pp. 399, 816.

16 Hailey M. Op. cit., p. 691.

17 Ibid.

стр. 80


белыми иммигрантами в таких масштабах было беспрецедентным явлением.

Африканцы держали землю в резерватах на основе обычного права, в рамках системы общинного землевладения, а не в частной собственности, так что, с точки зрения английского правительства, резерваты Южной Африки продолжали классифицироваться как собственность британской короны. Лишь в отдельных локациях Натала, находившихся под эгидой религиозных миссий, земли до определенного периода отчуждались африканцам в собственность - "фригольд". Испытывавшие крайнюю земельную нужду, ограбленные и обезземеленные, коренные жители в различных частях страны были вынуждены покупать по высокой цене земельные участки у белых фермеров. Таким путем в африканское частное владение были приобретены довольно значительные площади, особенно в Капской провинции. Белым фермерам такие передачи земли не стоили ничего, ибо они продавали с выгодой для себя обычно небольшую часть своих обширных имений. Однако правительство было обеспокоено тем, чтобы "защитить" землевладение белых от существенного сокращения и "окончательно" разделить территорию страны на районы, где африканец мог и где не мог приобретать землю.

В 1903 г., сразу после англо-бурской войны, англичанами была назначена "Комиссия по туземным делам", чтобы обсудить политику, которая должна была проводиться в отношении коренного населения по всей Южной Африке. Комиссия рекомендовала разделить ее территорию на районы белого поселения и африканские резерваты. В качестве трех главных мотивов создания последних выдвигались следующие: а) "защита" землевладения белого населения от сокращения путем точной демаркации районов, где африканцы могут приобретать землю; б) "защита" коренного населения от дальнейших земельных экспроприации в пользу белых, т. е. установление предела для дальнейших экспроприации; в) обеспечение белых фермеров и промышленников дешевой рабочей силой африканцев.

Данная политика нашла свое первоначальное воплощение в "Акте о туземных землях" 1913 г. Этот расистский закон "закрепил" за африканцами резерваты и локации, уже занятые ими, и запретил коренным жителям приобретать землю где-либо, кроме этих районов. При этом первым премьер-министром ЮАС генералом Л. Ботой, проводившим закон, было демагогически заявлено, что-де африканцы имеют столько же прав на страну, сколько и белые, и что законодательство о земле не нацелено на обеспечение резервуара дешевой рабочей силы 18 .

Л. Бота и авторы закона 1913 г. не могли не видеть, что 7,13% территории страны не смогут обеспечить африканское население ни в настоящем, ни тем более в будущем и что 9635 тыс. га резерватов будут не в состоянии играть даже роль резервуара рабочей силы для белых предпринимателей, ибо при таких масштабах земельного ограбления коренное население обрекалось на фактическое вымирание. Поэтому актом 1913 г. предусматривалось учреждение новой земельной комиссии, которая увеличила бы площадь африканских резерватов и локаций и одновременно "навсегда" разделила бы территорию страны на районы белого поселения и африканские районы.

Т. н. Комиссия Бьюмонта, назначенная для этой цели, в 1916 г. предложила дополнительно выделить площадь в 7257 тыс. га, где африканцы могли бы приобретать землю, и довести суммарную площадь "африканских районов" до 15785 тыс. га, что составило бы 13,3% территории ЮАС. Эти предложения были переданы на рассмотрение специальных комитетов, состоявших из правительственных чиновников и представителей белого фермерства (в каждой из четырех провинций),


18 Ibid., p. 692.

стр. 81


и все эти органы, за исключением комитета в Капской провинции, урезали площади, предложенные для выделения африканцам. Но расисты не торопились с претворением в жизнь даже этих рекомендаций. Вплоть до 1936 г. не предпринималось никаких шагов в этом направлении.

В 1936 г. в ЮАС был принят "Закон о Туземном тресте и туземных землях", являвшийся продолжением все той же аграрной политики белого меньшинства - расовой дискриминации и сегрегации в землевладении и землепользовании. В добавление к резерватам и локациям, уже выделенным для африканцев, предусматривалось приобретение еще 5945 тыс. га частновладельческих земель белого населения и государственных ("коронных") земель специально учреждаемым "Туземным трестом" - правительственной организацией, возглавляемой английским генерал-губернатором. На выкуп этих земель в течение последующих 10 лет было намечено израсходовать 10 млн. ф. ст. государственных средств, но ожидалось, что со временем эти расходы окупятся за счет платежей, которые будут взиматься с африканцев за право занятия "новых" земель. К середине 1952 г. было израсходовано 7,8 млн. ф. ст. и приобретено 1860 тыс. га 19 . К середине 1954 г. "Туземный трест" приобрел 4122 тыс. га, в т. ч. 2363 тыс. га путем покупки у белых фермеров и компаний, а остальное - путем передачи "коронных" земель или земель, купленных ранее у белых африканскими племенами и отдельными африканцами. Африканские резерваты и локации достигли площади 13120 тыс. га, что составляло 11% территории ЮАС 20 . В дальнейшем приобретение земель в соответствии с законом 1936 г. было продолжено. В 1963 г. африканцы могли обрабатывать 16161 тыс. га, или 13% территории 21 . В тот период коренные жители составляли 68% населения ЮАС, тогда как белые, захватившие 87% земельного фонда, - только 19% 22 .

Земли, приобретенные "Туземным трестом" в 1936 - 1963 гг., не явились "чистым" добавлением к тем, которые до этого занимали африканцы. Во-первых, на "коронных" землях, передаваемых "Туземному тресту", проживало многочисленное африканское сельское население, и, таким образом, они не годились для дальнейшего заселения. Во- вторых, в то время как земли, зарезервированные для африканцев, несколько увеличивались по площади, в других местах они теряли занимаемые ими земли. Так, неотчужденные "коронные" земли, населенные африканцами, по закону рассматривались как колонизационный фонд для белых, а жившие на них африканские крестьяне - как не имевшие никаких земельных прав скваттеры. Периодически такие земли отчуждались, и африканцев сгоняли с их земель. Иногда "Туземный трест" подыскивал землю для выселенных скваттеров, но он не обязан был этого делать.

Помимо резерватов и локаций, где доминировала общинная система землевладения, к 1956 г. в различных районах ЮАС в частном владении африканцев находилось 571 тыс. га земель, приобретенных "Туземным трестом", и 265 тыс. га в районах белого поселения 23 . Земли последней категории африканцев систематически понуждали продавать белым фермерам, причем обратному превращению в африканскую собственность они уже не подлежали. Окончательно африканское землевладение в районах белого поселения было ликвидировано в соответствии с "Законом о расселении по расовым группам" 1950 г., и в настоящее время его не существует.


19 Government Publication of the Union of South Africa N 37. Pretoria. 1955, p. 29.

20 Horrel M. A Survey of Race Relations in South Africa, 1953 - 1954. Lnd. 1954, p. 87.

21 Африка. Энциклопедический справочник. Т. II, с. 347.

22 Там же, с. 338.

23 HaileyM. Op. -cit., p. 694.

стр. 82


Есть еще один аспект аграрной политики расистов-колонизаторов в Южной Африке. Гонимые из перенаселенных резерватов и локаций нуждой и земельным голодом, африканцы нередко оседали при фермах белых в качестве скваттеров, арендуя клочки земли за деньги, а чаще- за отработочную ренту или ренту долей продукции своих хозяйств. Таким образом, положение скваттеров на фермах белых было положением издольщиков или батраков с наделами, что говорило об относительно низком уровне развития капитализма в сельском хозяйстве белого населения. Расистское правительство Южной Африки, с каждым годом ужесточавшее политику расовой сегрегации, последовательно боролось против "кафрского сельского хозяйства" на территории районов белого поселения. Постоянно появлялись все новые юридические акты, направленные против скваттеров. В Трансваале и Натале властями устанавливались заведомо завышенные ставки взимаемой с них ренты за проживание на неотчужденных "коронных" землях. Что касается земель, уже перешедших к белым фермерам, то прежние законодательные ограничения были заменены более жестким "Актом о туземных трудовых контрактах" 1932 года. Проведение в жизнь этого закона должно было привести к изгнанию с ферм белых большого числа скваттеров, для которых не было доступной земли.

В соответствии с законом 1936 г., в определенных дистриктах страны, где было больше всего скваттеров, африканцу запрещалось жить и заниматься сельским хозяйством на землях белых, если он не был "зарегистрированным землевладельцем", "слугой зарегистрированного землевладельца", "зарегистрированным арендатором" или "зарегистрированным скваттером". Закон 1936 г. уполномочивал полицию изгонять на основе письменного распоряжения любого африканца, обвиненного в "незаконном проживании". Белым фермерам закон не разрешал регистрировать новых скваттеров, а за каждого из них обязывал оплачивать ежегодную лицензию, стоимость которой возрастала от 10 шилл. в первые два года проживания скваттера при ферме до 5 ф. ст. на десятый и в последующие годы. Специальные "Управления по контролю над рабочей силой" в каждом дистрикте устанавливали максимальное число скваттеров, необходимое для "успешной хозяйственной деятельности" белого фермера. Устанавливая это число, "Управления" обычно исходили из того, что белому фермеру требуется 5 батраков с наделами и что каждый скваттер работает 6 месяцев в году на фермера и столько же - на себя. Позднее "Дополнение к акту о Туземном тресте и туземных землях" от 1954 г. предусмотрело дальнейшие жесткие меры уменьшения числа скваттеров на фермах белых, и число африканцев, затронутых этим законом, было весьма значительным 24 . Помимо целей расовой сегрегации, мероприятия против скваттеров, несомненно, направлены и на то, чтобы белое фермерство скорее переходило от полуфеодальных крепостнических форм хозяйствования к хозяйству, базирующемуся на чисто капиталистической эксплуатации труда африканцев.

В 1970 г., как и в 1960 г., в качестве резерватов и локаций, называемых теперь "хоумлендами" ("отечествами") банту, было зарезервировано 13% территории ЮАР. Официальные публикации правительства ЮАР, приводя эту цифру, ссылаются на то, что примерно 70% территории страны состоит из гористых и полупустынных земель, где банту едва ли смогли бы выжить, и что на "хоумленды" приходится около 45% наиболее плодородных земель страны 25 . Известно и то, что на непригодные для сельского хозяйства земли приходится 45% площади


24 Ibid., pp. 694 - 695.

25 State of South Africa. Economic, Financial and Statistical Year-Book for the Republic of South Africa, 1973. Johannesburg. 1973, p. 53.

стр. 83


"хоумлендов" 26 . Но даже если бы вся земля в "хоумлендах" была пригодна для сельского хозяйства, то в 1970 г. в среднем на одного коренного жителя там приходилось бы всего 1,06 га пашни и пастбища, вместе взятых, что составляло бы ничтожную площадь при принятой у африканцев системе сельского хозяйства.

Совершенно очевидно, что "хоумленды" не в состоянии прокормить наличное население банту, которое в 1970 г. составляло более 15 млн. человек 27 . Но площадь резерватов рассчитана не на то, чтобы прокормить такое население, а на то, что большая часть его будет добывать себе средства существования за счет работы по найму в районах белого поселения. Система резерватов, как писал М. Хэйли, "обеспечивала предпринимателей большим числом рабочих рук и по более низкой цене, чем в случае, если бы африканцам разрешили удержать за собой большие земельные площади для своего потребительского хозяйства. Далее, с точки зрения предпринимателей, существенным преимуществом было то, что резерваты служили "амортизатором" в том смысле, что они обеспечивали средствами к существованию незанятых, инвалидов и престарелых без какой-либо нагрузки на государство" 28 .

"Комитет послевоенного планирования", назначенный премьер-министром ЮАС Я. X. Смэтсом в 1941 г., рассматривал дальнейшие трудовые миграции африканцев из резерватов в центры белого поселения как неизбежные, и формирование в районах белого поселения постоянно проживающей там армии наемных рабочих - как явление желательное с экономической точки зрения 29 . Фактически в 1970 г. банту, живущие в "хоумлендах", составляли примерно 6,9 млн. человек, или 46% всего коренного населения ЮАР, а живущие и работающие в районах белого поселения - 8,1 млн. человек, или 53,5% 30 . В последнюю категорию входили как рабочие- отходники из резерватов, отлучавшиеся оттуда на сроки до нескольких месяцев, так и кадровые рабочие, окончательно порвавшие связь с сельским хозяйством "хоумлендов" и осевшие в промышленных центрах; их число по мере экономического развития страны все более возрастает.

Уместно спросить, в какой мере расистское правительство Южной Африки уделяет внимание экономическим условиям жизни населения, фактически проживающего в резерватах. Прежде всего все без исключения резерваты перенаселены. Оценки, сделанные в 1944 г., показали, что плотность населения в крупнейшем из резерватов- Транскее - в среднем была равна 30,6 человека на кв. км, в Сискее - 37, в Зулуленде- 16, в других резерватах Натала - 32 человека на кв. км - против 0,8 по стране в целом 31 . Если при этом учесть, что коренное население в резерватах в условиях острейшего недостатка земли продолжало вести традиционное экстенсивное хозяйство, то станет ясно, о каких масштабах перенаселения в "африканских районах" свидетельствуют приведенные показатели. С тех пор положение еще более ухудшилось, ибо население резерватов значительно возросло. В условиях перенаселения в резерватах земли не хватает, и она быстро истощается. Часто между крестьянами происходят стычки и споры из-за наделов, особенно из-за тех, которые имеют лучшую почву и должны отойти к деревням, "сотрудничающим с властями". Местные конфликты обостряются в связи с наплывом "пришельцев", изгнанных из "белых" районов или перемещенных из других резерватов. Точное число инци-


26 Африка. Энциклопедический справочник. Т. II, с, 347.

27 State of South Africa, 1973, p. 52.

28 Haileу М. Op. cit., p. 760.

29 Government Publication of the Union of South Africa N 32. Pretoria. 1964, §§ 189 - 191.

30 State of South Africa, 1973, p. 52.

31 Hailey M. Op. cit., p. 761.

стр. 84


дентов, убитых и раненых при этом неизвестно, т. к. в прессе сообщается лишь о некоторых случаях 32 .

По оценке на 1941 г., в Транскее 1051 тыс. га было занято под пашней и 2487 тыс. га под пастбищем, причем основная часть земли здесь пригодна только под пастбища 33 . В ходе обследований, проведенных согласно "Акту о туземных землях" 1913 г., местный комитет Восточного Трансвааля установил, что на одно африканское хозяйство в резерватах требуется минимум 15,8 га под пашню и пастбище. Фактически же в 1944 г. типичная африканская ферма в "образцовом" резервате Глен-Грей включала 4,5 га под пашней и пастбищем, вместе взятыми. Африканское землевладение в ЮАР остается мелким и мельчайшим. В одном из дистриктов Сискея, где было проведено детальное обследование, средний размер африканского держания за фиксированную ренту равнялся 2,3 га, в полной собственности - 3,6 га, в аренде у "Туземного треста"-1,4 га и в общинном держании - 2,06 га 34 . Значительная часть проживающих в резерватах семей совсем не имеет пахотных наделов. В 1943 г., например, таких семей в Транскее насчитывалось не менее 19,7 тыс., в Сискее - не менее 12,8 тыс. 35 . Доля земельной площади, находящаяся под обработкой, в различных резерватах составляет от 14% до 25%, тогда как в среднем по ЮАР в 1974 г. -11 % 36 . В 1946 г. во всех "африканских районах" ЮАС, кроме засушливого северо-запада Капской провинции и Северного Зулуленда в Натале, поголовье крупного рогатого скота превышало допустимые нормы нагрузки на пастбища; 30 - 35% африканских хозяйств в Сискее, 40% -в Транскее и 26% - в Натале совсем не имели крупного рогатого скота 37 .

В 1932 г. "Комиссия по туземному хозяйству" в своем отчете утверждала, что земли резерватов ничуть не хуже земель районов белого поселения ЮАС. Тем не менее в том же отчете признавалось, что в резерватах "способность земель выдерживать нагрузку и населения и поголовья скота, за редкими исключениями, определенно находится на крайнем пределе" 38 . В 1946 г. "Совет по экономическому и социальному планированию" отмечал, что "деградация резерватов отражается на европейских районах не только в связи с пересыханием водотоков, распространением почвенной эрозии и т. п., но и в связи с общей физической слабостью населения резерватов", которая означает, что основная часть рабочей силы Южно-Африканского Союза достигает лишь весьма низкой степени производительности" 39 .

Еще в 1933 г. африканское население Южной Африки потребляло на 725 тыс. т больше кукурузы (основного продукта питания коренного населения), чем оно производило в резерватах 40 , а в 1945 г. в правительственном документе отмечалось, что резерваты производят "меньше продовольствия, чем 20 или 25 лет назад" 41 . Таким образом, налицо постепенная и мучительная деградация африканского сельского хозяйства Южной Африки, явившаяся прямым и неизбежным следствием того земельного ограбления, которому подверглось со стороны расистов-колонизаторов коренное население страны.


32 Громыко Анат. А. Ук. соч., с. 208.

33 Government Publication of the Union of South Africa N 32, §§ 189 - 191.

34 Mi11s M., Wilson W. Land Tenure, Keiskammashoek Rural Survey. Vol. IV.

35 Government Publication of the Union of South Africa N 21, Pretoria. 1944, § 150.

36 Production Yearbook, 1975. Vol. 29. Rome. FAO. 1976, p. 7.

37 Government Publication of the Union of South Africa N 32, §§ 77 - 78.

38 Government Publication of the Union of South Africa N 22. Pretoria. 1932,

§§ 69 250 349

39 Government Publication of the Union of South Africa N 32, Pretoria, 1946, § 98.

40 South African Journal of Economics. Vol. I. Pretoria. 1933, p. 459.

41 Government Publication of the Union of South Africa N 10. Pretoria. 1945, § 62.

стр. 85


Отняв у африканцев основную часть территории, правительство Южной Африки стало на путь оформления "самоуправления", а затем - и фиктивной "независимости" резерватов банту. Начало этому курсу было положено еще "Законом о развитии самоуправления банту", принятым в 1963 г. -вскоре после провозглашенная ЮАР и изгнания ее из британского Содружества в 1961 г. Цель этой политики - узаконить и увековечить полное политическое и социальное бесправие африканцев в ЮАР ссылками на то, что-де они являются там "иностранцами", а их "отечества" - "хоумленды", где они имеют все гражданские права. "Самоуправляемые" и "независимые" резерваты получают название бантустанов. В 1970 г. насчитывалось 9 бантустанов с населением 6992 тыс. человек: Транскей, Сискей, Зулуленд, Бофутатсвана, Северное Сото, Южное Сото, территории венда, Лебова и территория свази.

Первым "хоумлендом", получившим "самоуправление", был Транскей. "Акт о конституции Транскея" 1963 г. "пожаловал" этому крупнейшему из южноафриканских резерватов свой флаг, гимн и официальные языки. "Транскейское гражданство" было распространено на всех банту, родившихся в Транскее, проживших там 5 лет, а также говорящих на языках коса и сесуто, где бы они ни проживали на территории ЮАР. "Правительство" Транскея состояло из главного "министра", которым был назначен верный белым расистам вождь К. Д. Матанзима, и 5 "министров кабинета". "Ассамблея" Транскея состояла из верховных вождей, 59 вождей округов (по должности) и 45 "выборных членов". Транскей имеет "столицу"-поселение Умтата. В 1976 г. была провозглашена "независимость" Транскея, которая до сих пор не признана ни одной страной мира по причине ее явной фиктивности. В 1977 г. южноафриканские расисты провозгласили "независимость" Бофутатсваны, а впоследствии - бантустанов Венда и Сискей 42 .

Проводя политику расовой сегрегации (апартеида - "раздельного существования" расовых групп), расистские власти в то же время оказались вынуждены уделить больше внимания и средств хозяйству африканских резерватов, чтобы оно могло поддерживать на каком-то минимальном уровне существование коренных жителей страны. За 1963- 1973 гг. правительство ЮАР израсходовало 400 млн. рэндов 43 на экономическое развитие "хоумлендов". В Транскее доход на душу населения возрос с 53 рэндов в год в 1959 г. до 113 рэндов в 1970 г. Взят курс на развитие некоторых отраслей промышленности, товарного сельского и лесного хозяйства в резерватах. В 1959 г. правительство учредило "Инвестиционную корпорацию банту", которая предоставляет африканцам займы для покупки в собственность участков земли, жилых и промышленных построек, создания предприятий и т. д. в "хоумлендах". Сумма выданных этой корпорацией предпринимательских займов в Транскее к 1973 г. достигла 500 тыс. рэндов. По замыслу правительства ЮАР, принадлежащие африканцам частнокапиталистические предприятия со временем будут удовлетворять все нужды населения "хоумлендов". "Горнопромышленная корпорация банту" предоставляет лицензии на разведку полезных ископаемых на территории резерватов. В 1964 г. правительство учредило "Корпорацию развития коса" с капиталом 1 млн. рэндов для развития экономики "хоумлендов" Транскей и Сискей, населенных коса. В резерватах строятся поселения городского типа, создаются африканские товарные плантации сизаля и чая, чайные фабрики, лесные плантации для промышленной разработки. К 1973 г. под сизалем было занято в резерватах 1,7 тыс. га и 1,1 тыс.


42 State of South Africa, 1973, p. 56.

43 1 рэнд =1,15 долл.

стр. 86


га - под другой текстильной культурой, новозеландской коноплей. Ожидается, что со временем "хоумленды" смогут покрывать основную часть потребностей ЮАР в твердых волокнах 44 .

В районах белого поселения Южной Африки доминирует крупнокапиталистическое землевладение белых фермеров, в меньшей степени - плантаторов и сельскохозяйственных компаний. Сельскохозяйственные предприятия белых занимают основную часть колонизационного фонда, и число их и площадь под ними остаются стабильными на протяжении многих десятилетий. Сокращение числа фермерских хозяйств и централизация земельной собственности за счет разорения экономически маломощных ферм, столь характерные для США и Западной Европы, для сельского хозяйства белого населения ЮАР не характерны, ибо это хозяйство пользуется многосторонней поддержкой государства. О числе и площади хозяйств белого населения Южной Африки в 1920 - 1969 гг. говорят следующие данные: в 1920 г. имелось 81,1 тыс. хозяйств общей площадью 78,8 млн. га, в 1930 г. - 96,9 тыс. с 83,2 млн. га, в 1939 г. - 107,5 тыс. с 86,6 млн. га, в 1950 г. - 116,8 тыс. с 87,3 млн. га, в 1960 г. -105,9 тыс. с 82,2 млн. га, в 1969 г. - 91,9 тыс. с 76,6 млн. га 45 . Заметное сокращение числа и площади хозяйств за 1960 - 1969 гг. объясняется сведением Департаментом статистики в единое целое части ферм и участков, которые принадлежали одним и тем же хозяевам, а также исключением из статистики некоторых пригородных участков, фактически используемых только для проживания.

В среднем на одно хозяйство белого населения ЮАР в 1969 г. приходилось более 833 га земельной площади, что в сотни раз больше размеров африканского крестьянского хозяйства. Однако, как показывает статистика, за этой средней цифрой скрываются существенные различия в размерах хозяйств. По данным на 1961 г., хозяйств размером до 8,6 га имелось 10,9 тыс. с общей площадью 42,6 тыс. га, размером 8,6 - 86 га-20,6 тыс. (660,8 тыс. га), 86 - 430 га-30,7 тыс. (7222,6 тыс. га), 430 - 4300 га - 38,6 тыс. (47962,1 тыс. га), свыше 4300 га - 4,3 тыс. (35240,8 тыс. га) 46 . Из этих данных явствует, что в районах белого поселения ЮАР значительно преобладают крупные хозяйства: действительно, здесь на хозяйства, превышавшие по площади 430 га, в 1961 г. приходилось свыше 9 /10 всей площади сельскохозяйственных предприятий и 2 / 5 общего числа этих последних.

Сельское хозяйство белого населения ЮАР держится на самой жестокой эксплуатации массового, дешевого и неквалифицированного труда коренного населения. В 1964 г. в хозяйствах белого населения работало по найму 756,6 тыс. человек, из них банту 85% (634,4 тыс. мужчин и 80,1 тыс. женщин); кроме того, 99 тыс. африканцев было занято на фермах в качестве домашней прислуги 47 . Лишь на западе Капской провинции в составе сельскохозяйственных рабочих преобладает "цветное" население. К 1969 г. общее число работающих по найму в хозяйствах белых возросло до 959,4 тыс. человек. Взрослый работник-неевропеец в большинстве районов ЮАР обходится белому сельскохозяйственному предпринимателю примерно в 20 рэндов в месяц, причем в эту сумму входит стоимость жилья, питания и одежды, предоставляемых батраку или поденщику 48 .

Несмотря на меры, принимавшиеся на различных этапах истории Южной Африки против "кафрского сельского хозяйства" в районах бе-


44 State of South Africa, 1973, pp. 56 - 64.

45 Ibid., p. 129.

46 Ibid., p. 130.

47 Ibid.

48 Ibid., pp. 130 - 132.

стр. 87


лого поселения, в ЮАР и сейчас распространена "скваттерская система" - "уродливое соединение принудительного труда с капиталистическими производственными отношениями, основанными на найме рабочей силы" 49 . Как пишет Г. М. Моисеева, "африканцы-скваттеры могут пользоваться клочком земли на европейской ферме только при условии отработочной ренты. Практически эти условия сведены к тому, что африканец вместе с семьей работает на поле хозяина почти круглый год. Так в наши дни крупные европейские фермеры посредством крепостничества и барщины стараются обеспечить для себя постоянный контингент рабочей силы" 50 . Эксплуатация африканского рабочего никакими законами и положениями не ограничена. За любое нарушение, действительное или мнимое, африканские сельскохозяйственные рабочие могут быть оштрафованы или подвергнуты телесному наказанию.

В 1971 г. стоимость валовой продукции сельского хозяйства белого населения ЮАР составила 1510,3 млн. рэндов (в среднем по 16,6 тыс. рэндов на хозяйство) против 40 млн. рэндов, составивших валовую продукцию африканского сельского хозяйства. По официальной оценке, валовая продукция сельского хозяйства "хоумлендов" банту при максимальном использовании их потенциала может быть доведена самое большее до 160 млн. рэндов 51 . В английской валюте национальный доход в ЮАР на душу населения среди белых достигает 820 - 875 ф. ст., среди африканцев же в сельской местности - 18 - 21 ф. ,ст. 52 . Будучи высокопроизводительной отраслью, сельское хозяйство белого населения ЮАР носит в то же время паразитический характер. "Белый" сектор сельского хозяйства, существуя на отнятой у африканцев земле за счет присвоения прибавочного и части необходимого продукта труда африканцев, живет за счет африканского сектора, из которого белые расисты-колонизаторы вытягивают все соки.

Совершенно очевидно, что главным и непременным условием решения аграрного вопроса в Южной Африке является ликвидация режима апартеида и превращение страны в демократическое африканское государство. С этой основной задачей неразрывно связаны проблемы снятия барьеров расовой сегрегации в землевладении и землепользовании и подъема сельского хозяйства коренного населения на современный уровень. В Программе Южно-Африканской коммунистической партии (ЮАКП) по этому поводу говорится: "Для того, чтобы заручиться поддержкой широких масс сельского населения, поднять их материальный и культурный уровень и исправить несправедливость, совершенную колонизаторами, захватившими большую часть земли в Южной Африке, революционное государство немедленно должно принять решительные меры для возвращения земли народу. Система резерватов и все законы, ограничивающие право владения землей по расовому признаку, должны быть упразднены". При этом программой ЮАКП предусматривается не ликвидация в Южной Африке землевладения белого населения, а конфискация эксплуататорских хозяйств. Программа ЮАКП предусматривает осуществление радикальной реформы в отношении всех общинных и племенных земель, с учетом прав на землю и социальных отношений, замену отсталых патриархальных отношений демократическими институтами 53 .


49 Рабочее движение в капиталистических странах (1959 - 1961). М. 1961, с. 328.

50 Моисеева Г. М. Южно-Африканская Республика. М. 1966.

51 State of South Africa, 1973, pp. 61, 135.

52 Ястребова И. П. Апартхейд - современная форма расовой дискриминации и колониального гнета. В кн.: Расизм - идеология империализма, враг общественного прогресса. М. 1973, с. 251.

53 Говорят коммунисты Африки. М. 1971, с. 131 -138.

Orphus

© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

http://libmonster.ru/m/articles/view/АГРАРНАЯ-ПОЛИТИКА-КОЛОНИЗАТОРОВ-В-ЮЖНОЙ-АФРИКЕ

Похожие публикации: LRussia LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: http://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

И. Л. Сванидзе, АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА КОЛОНИЗАТОРОВ В ЮЖНОЙ АФРИКЕ // Москва: Русский Либмонстр (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 14.03.2018. URL: http://libmonster.ru/m/articles/view/АГРАРНАЯ-ПОЛИТИКА-КОЛОНИЗАТОРОВ-В-ЮЖНОЙ-АФРИКЕ (дата обращения: 16.07.2018).

Автор(ы) публикации - И. Л. Сванидзе:

И. Л. Сванидзе → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Свежие статьиLIVE
Публикатор
Россия Онлайн
Moscow, Россия
218 просмотров рейтинг
14.03.2018 (124 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)

Ключевые слова
Похожие статьи
Рецензии. ИСТОРИЯ ГЕРМАНСКОГО КОЛОНИАЛИЗМА В АФРИКЕ
10 часов(а) назад · от Россия Онлайн
Рецензии. ПЕРВОЕ СЕРБСКОЕ ВОССТАНИЕ 1804 - 1813 гг. И РОССИЯ. КНИГА ВТОРАЯ. 1808 - 1813 гг.
Каталог: История 
10 часов(а) назад · от Россия Онлайн
Рецензии. С. Л. СЕНЯВСКИЙ. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА (1961 - 1980 гг.)
Каталог: Социология 
10 часов(а) назад · от Россия Онлайн
Рецензии. Д. П. УРСУ. СОВРЕМЕННАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ СТРАН ТРОПИЧЕСКОЙ АФРИКИ. 1960 - 1980
10 часов(а) назад · от Россия Онлайн
Рецензии. ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ СОВЕТСКОГО НАРОДА. (ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ)
Каталог: Политология 
10 часов(а) назад · от Россия Онлайн
Рецензии. ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА. ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК (В ДВУХ ТОМАХ)
10 часов(а) назад · от Россия Онлайн
По сравнению с другими типами электрических машин униполярные генераторы обладают рядом преимуществ. Простота конструкции, большая перегрузочная способность, высокий КПД, отсутствие пульсаций в кривой тока и напряжения, возможность непосредственного подсоединения к турбине ЭУ и т.д. Использование в униполярных генераторах сверхпроводящей обмотки дает возможность значительно увеличить магнитное поле и э.д.с. генератора
Каталог: Физика 
Вчера · от джан солонар
Поляк! Храни государственную тайну!
Каталог: Лингвистика 
5 дней(я) назад · от Россия Онлайн
Как спасти таиландских детей Спасти можно, и очень быстро! Для этого нужно взять пластикою трубу диаметром 400 – 500 миллиметра и сварить плеть нужной длины. Внутри трубы, по всей его длине протаскивается двойная верёвка, крепящаяся по краям трубы через поворотные блоки. По это верёвке можно транспортировать, и детей, и грузы. Детей желательно помещать в скользкий чехол.
Каталог: Журналистика 
9 дней(я) назад · от Геннадий Твердохлебов
Как уничтожали индейцев. КОНЕЦ "ИНДЕЙСКОЙ ТЕРРИТОРИИ" В США
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Россия Онлайн

ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА
Либмонстр - это бесплатный инструмент для сохранения авторского наследия. Создавайте свои коллекции статей, книг, файлов, мультимедии и делитесь ссылкой с коллегами и друзьями. Храните своё наследие в одном месте - на Либмонстре. Это практично и удобно.

Либмонстр ретранслирует сохраненные коллекции на весь мир (открыть карту): в ведущие репозитории многих стран мира, социальные сети и поисковые системы. И помните: это бесплатно. Так было, так есть и так будет всегда.


Нажмите сюда, чтобы создать свою личную коллекцию
АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА КОЛОНИЗАТОРОВ В ЮЖНОЙ АФРИКЕ
 

Форум техподдержки · Главред
Следите за новинками:

О проекте · Новости · Отзывы · Контакты · Реклама · Помочь Либмонстру

Русский Либмонстр ® Все права защищены.
2014-2017, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)


LIBMONSTER - INTERNATIONAL LIBRARY NETWORK