Либмонстр - всемирная библиотека, репозиторий авторского наследия и архив

Зарегистрируйтесь и создавайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Это удобно и бесплатно. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора. Делитесь с миром Вашими работами!

Libmonster ID: RU-14579
Автор(ы) публикации: Е. В. КОВАЛЕВ

поделитесь публикацией с друзьями и коллегами

Мексиканской аграрной реформе посвящено немало монографий и статей в советской литературе1 , но эта тема и сегодня сохраняет свою актуальность, поскольку, во-первых, выясняются все новые детали ее проведения и борьбы классовых сил вокруг нее, и, во-вторых, ее история еще не окончена, она продолжается, поставляя новую пищу для анализа.

Эта аграрная реформа была первой по времени провозглашения на континенте и, возможно, будет последней по времени завершения. За 65-летнюю историю она пережила подъемы и спады, связанные с развитием страны, расстановкой классовых сил, интенсивностью борьбы в деревне, степенью обострения классовых противоречий на том или ином этапе. Продолжительность мексиканской аграрной реформы, ее взлеты и падения, отразившиеся в политике президентов, связаны со сложностью послереволюционного положения страны, консерватизмом аграрного строя, который почти не изменился в ходе революционной войны, недостаточной развитостью социальной структуры страны. Характерно, что мексиканское крестьянство в масштабах всей страны - движение Э. Сапаты эту цель ясно видело - по- настоящему осознало цели революции лишь тогда, когда лишилось ее плодов. Но главным было то, что наиболее радикальные силы аграристов были разбиты в ходе революции и оттеснены от власти, в результате чего аграрная реформа не была проведена сразу как глубокое, коренное преобразование аграрного строя, как аграрная революция, а превратилась в тенденцию, долго и с трудом пробивающуюся сквозь многочисленные препятствия, нередко в ползучую эмпирическую аграрную политику, сдобренную немалой дозой демагогии и импровизации каждого вступающего в должность президента.

Реформа - результат мексиканской революции (1910 - 1917 гг.), которая по своему содержанию была аграрной. Однако крестьянству, несмотря на ряд успехов в вооруженной борьбе и разрушение антинародного режима П. Диаса, не удалось одержать окончательной победы. Власть в стране захватила буржуазия, которая, с одной стороны, подавляла крестьянство, с другой - использовала знамя аграризма для того, чтобы привлечь крестьян на свою сторону. Героическое, но забитое и неграмотное мексиканское крестьянство в конечном счете оказалось оттесненным на второй план потому, что, добиваясь осуществления своих требований о земле, оно не осознало до конца, что единственным способом их подлинной реализации является завоевание и удержание власти. Значительная часть крестьянства, не зная, что делать с властью, готова была уступить ее тем (разумеется, не помещикам!), кто пообещает осуществить аграрную реформу. Именно поэтому провозглашение декрета-


1 Я. Г. Машбиц. Мексика. Экономико-географическая характеристика. М. 1961; И. К. Шереметьев. Государственный капитализм в Мексике. М. 1963; А. Шульговский. Мексика на крутом повороте своей истории. М. 1967; "Мексика. Политика, экономика, культура". М. 1968; О. Г. Клесмет. Мексика. М. 1969; Р. И. Бороздина. Аграрная реформа в Мексике. М. 1976.

стр. 57


закона об аграрной реформе 6 января 1915 г. позволило В. Карраисе одержать победу над силами крестьянских армий и оставить власть в руках буржуазии. В этом законе, а затем в ст. 27 конституции 1917 г., принятой по настоянию радикальных депутатов в значительной степени против воли Каррансы, нашли свое выражение некоторые идеи, сформулированные в аграрной программе Сапаты, так называемом "Плане Айалы" 28 ноября 1911 г., в частности аннулировались все результаты отчуждения земель, вод и лесов у любых населенных пунктов или общин, осуществленные властями в нарушение действовавшего законодательства, любые действия или сделки по поводу земли, заключенные федеральными властями, приведшие к захвату или изъятию земель у эхидо или населенных пунктов, все землеустроительные работы, обмены, распродажи земель, осуществленные федеральными или местными властями, имевшие результатом изъятие земель у общин или населенных пунктов и т. д.2 . Населенные пункты, которые не могли по каким-либо причинам восстановить свои земельные владения, приобретали право на получение участков от федерального правительства, которое экспроприировало для этой цели земли близлежащих владений. Из этого начинания выросла в дальнейшем вся мексиканская аграрная реформа.

Но развитие аграрного движения в Мексике показало, как велико расстояние от провозглашения принципов до их осуществления. Потребовались десятки лет упорной борьбы, прежде чем принципы аграрной реформы стали осуществляться на практике. Мексиканская буржуазия, вынужденная в силу политических условий провозгласить закон об аграрной реформе, оказалась между двумя могущественными, хотя и ослабленными в ходе революционной войны классами, которые вели между собой ожесточенную борьбу за землю, - латифундистами и крестьянством. Это обусловило постоянное маневрирование, борьбу фракций внутри господствующего класса - буржуазии, затяжки, подъемы и спады в процессе осуществления аграрных преобразований. Каждый действительный шаг вперед стоил крестьянству напряженной борьбы, а иногда и крови. Оно преодолевало ожесточенное сопротивление помещиков, пассивное сопротивление буржуазного государственного аппарата, который долгое время буксовал на ухабах собственного законодательства, наконец, инерцию всей предшествовавшей социальной эволюции. Когда же под натиском крестьянской борьбы буржуазия все же оказывалась вынужденной заняться аграрными преобразованиями, она старалась использовать их для собственного обогащения. Большинство членов так называемой революционной семьи3 , а также тех, кто входил в довольно значительный слой высшего чиновничества, в ходе преобразований постепенно обзавелось собственной землей. Они сами превратились в помещиков, то есть фактически во врагов аграрной реформы.

В ходе революции одним из важнейших требований крестьянства было возвращение общинам (эхидо) их земель, насильственно отторгнутых латифундистами, прежде всего "на основании", а вернее, в нарушение, закона о десамортизации от 25 июня 1856 года4 . Это определило главное направление реформы - возвращение, а затем и предоставление


2 A. Caso. Derecho Agrario. Mexico. 1950, pp. 543 - 548.

3 Узкая группа тесно связанных между собой деятелей, которые занимают основные руководящие посты в государстве и в правящей Институционно-революционной партии.

4 Закон о десамортизации был направлен против "омертвления" земельной собственности, отсутствия купли-продажи земли, что служило серьезным препятствием для капиталистического развития страны. Он предусматривал переход земель корпораций - главным образом церковных - в руки тех, кто их использовал в виде аренды, за выкуп, который устанавливался на основе капитализации выплачиваемой ренты, принимавшейся за 6% от цены земли. Латифундисты, крупные чиновники и буржуазия города использовали этот закон для спекуляции землей и скупки земельных владений не только церкви, но и крестьянских общин, которые также были объявлены корпорациями.

стр. 58


земель эхидо и создание новых общин. Община типа соседской - эхидо - стала главной организационной единицей аграрной реформы. В большинстве случаев это не была хозяйственная единица (исключение - коллективные эхидо). Эхидо есть форма коллективной собственности на полученную землю, но каждая крестьянская семья ведет свое хозяйство отдельно, на собственном индивидуальном участке, полученном от общины. Наряду с эхидо на некоторых этапах реформы, особенно в первое 20-летие, насаждалось мелкое частное, среднее частное, а иногда и крупное землевладение.

Ход аграрной реформы в Мексике можно разделить на четыре основных периода, или этапа: 1) 1915 - 1934 гг., 2) 1934 - 1940 гг., 3) 1940 - 1958 гг., 4) после 1958 года5 . Основанием для такой периодизации служат масштабы перераспределения земельной собственности и степень охвата латифундий действием аграрной реформы.

Первый этап одним из мексиканских исследователей проблемы, М. Агилерой Гомесом, был метко назван "этапом неуверенности и нерешительности". За 19 лет деятельности семи президентов страны - В. Каррансы, А. де ла Уэрта, А. Обрегона, П. Элиаса Кальеса, Э. Портеса Хиля, П. Ортиса Рубио и Абелярдо Родригеса - крестьянам было передано 11,7 млн. га. Реформой было охвачено всего 6% территории страны. Еще в 1930 г. Мексика оставалась одной из самых латифундистских стран мира6 .

Аграрной реформе приходилось преодолевать на своем пути неуверенность правящих кругов, сопротивление земельной олигархии внутри страны и противодействие извне, прежде всего со стороны американского империализма. Последний сразу же после опубликования конституции 1917 г. начал оказывать сильное давление на Мексику с целью добиться отказа от осуществления на практике ст. 27 конституции. США стремились помешать любым прогрессивным переменам, способствовавшим укреплению независимости латиноамериканских стран. Кроме того, они были озабочены судьбой крупной земельной собственности, принадлежавшей американцам. В 1923 г. площадь иностранных землевладений, оцениваемых в 5 тыс. песо и более, в 28 штатах страны составляла 32 млн. га. Больше половины этой площади принадлежало американским гражданам. Из них с 1915 по 1926 г. реформой было охвачено всего 680 тыс. га7 . В дальнейшем это количество постоянно возрастало.

Американское давление было особенно опасным в связи с наличием протяженной общей границы. Мексика находилась под постоянной угрозой интервенции со стороны США, которые неоднократно вторгались в пределы Мексики и захватили у нее огромные территории, по некоторым оценкам, составляющие больше половины нынешней территории страны. Давление США особенно возросло после прихода к власти президента Обрегона. Американское правительство отказалось признать это правительство и выразило неудовольствие проводимыми им аграрными преобразованиями, затрагивавшими земельную собственность американских граждан. Напряженность между обеими странами несколько уменьшилась после конференции 1923 г. в Букарели, где Мексика пошла на большие уступки США, означавшие фактическое "замораживание" аграрной реформы на ряд лет. В 1927 г. США оказали давление на Мексику, угрожая интервенцией, в связи с неугодными им положениями мексиканского законодательства о нефти. Они вновь настаивали на отмене или изменении ст. 27 конституции. В 1938 г. США вновь прибегли к давлению и угрозам в связи с экспроприацией собственности североамериканских латифундистов и национализацией нефтяной промышленности8 .


5 См. Р. И. Бороздина. Указ. соч., с. 20.

6 M. Aguilera Gomez. La reforma agraria en el desarrollo economico de Mexico. Mexico. 1969, p. 126.

7 "Esiructara agraria у desarrollo agricola en Mexico". Mexico. 1974, p. 27.

8 Ibid., p. 28.

стр. 59


Внутренняя реакция, прежде всего земельная олигархия, и поддерживавшие ее консервативные силы, среди которых в те годы на первом месте стояла церковь, оказывали бешеное сопротивление реформе. В ряде случаев налицо была явная координация действий внешней и внутренней реакции, неоднократно прибегавшей к вооруженному насилию. В 1923 г. произошло восстание ряда генералов против правительства Обрегона, возглавленное бывшим временным президентом де ла Уэрта. Оно было нацелено против аграрной реформы. В 1927 г. вспыхнуло новое восстание генералов, направленное против переизбрания Обрегона на пост президента. В 1928 г. после убийства Обрегона опять разразился мятеж военных9 . Значительно более длительным и опасным оказался, однако, мятеж клерикалов, который начался в 1926 г. и продолжался с перерывами вплоть до 1937 г., охватив с особой силой центральные районы страны. Непосредственной причиной восстания стала антицерковная политика ряда руководителей страны, особенно президента Кальеса. Однако в основе выступлений клерикалов лежала борьба латифундистов против аграрных преобразований. В ходе этого мятежа и сопровождавшего его террора погибли многие активисты аграрной реформы, агрономы, сельские учителя. В ряде мест осуществление реформы было парализовано в течение нескольких лет. И все же клерикальной реакции не удалось сорвать аграрные преобразования.

Нередко на стороне латифундистов и церкви выступали наиболее забитые и зависящие от помещиков и церкви слои крестьянства - главным образом пеонес акасильадос (батраки, жившие в имении латифундистов), которые по аграрному законодательству не имели права на получение земли в пределах латифундии. Возможно, именно это участие пеонес акасильадос в клерикальном восстании привело к признанию в Аграрном кодексе 1934 г. их права на получение земли. Наряду с крупными восстаниями, охватывавшими большие территории и сотрясавшими всю страну, латифундисты вели постоянную войну против реформы на местах. Они создавали "белогвардейские" (название мексиканское) банды, осуществлявшие антикрестьянский террор, убивавшие руководителей преобразований, активистов реформы, лиц, подававших петиции, и т. д.

8 ходе борьбы с реакцией правительство опиралось на поддержку вооруженных крестьян. Но всякий раз после разгрома военных мятежей правительство неизменно начинало разоружать массы. Так поступили правительства Портеса Хиля и Абелярдо. Родригеса. Крестьяне сопротивлялись таким мерам, поскольку им приходилось вести постоянную борьбу с помещичьими бандами. В 20-е и в начале 30-х годов от руки бандитов погибло 3 тыс. активистов аграрной реформы10 . Бывало и так, что сразу же после изъятия оружия правительство оказывалось вынужденным опять вооружать крестьян в связи с новыми угрозами помещиков. Так после указанных мер правительств Портеса Хиля и Абелярдо Родригеса поступила, например, администрация Карденаса, вновь раздавшая оружие крестьянам.

Распределение земли на первом этапе аграрной реформы, как уже отмечалось, происходило очень медленно. Многочисленные законы, декреты, циркуляры, инструкции, выпущенные с целью конкретизации положений закона 1915 г. и ст. 27 конституции, противоречили друг другу, отражая борьбу сторонников и противников реформы внутри самой "революционной семьи". Особенно показательно в этом отношении постановление правительства от 19 сентября 1916 г., которое запрещало губернаторам штатов передавать землю крестьянам на основе решений местных комиссий до их утверждения президентом страны, что крайне


9 Ibid.

10 Ibid., p. 29.

стр. 60


замедляло ход реформы. Это постановление было отменено лишь 10 декабря 1921 года11 .

В рамках эхидо, согласно аграрному уставу 1922 г., каждый глава семьи или любой человек старше 18 лет имел право на получение от 3 до 5га земель орошаемых или с хорошим увлажнением, от 4 до 6 га - с достаточным количеством осадков и от 6 до 8 га других богарных земель. На практике, однако, эти нормы не выдерживались из-за большого числа лиц, желавших получить землю. В связи с этим закон об эхидальных владениях 1927 г. установил, что наделы, предоставляемые эхидатариям, ни в коем случае не должны быть меньше минимума, установленного Национальной аграрной комиссией, даже в том случае, когда число образуемых участков оказывается меньшим, чем число лиц, претендующих на получение земли. В результате образовался слой сельских жителей, имеющих право на получение надела, но не имеющих земли. Им вручался документ, удостоверяющий, что каждый из них обладает правом на получение надела в случае расширения эхидо или при образовании новых. В 1934 г. Аграрным кодексом был установлен единый размер эхидального надела, равный 4 га орошаемых земель или их эквиваленту в других землях. По кодексу 1942 г. размер такого надела вырос до 6 га орошаемых и 12 га богарных земель. Изменения, внесенные в 1946 г. в текст конституции, увеличили минимум земель, предоставляемых эхидатариям, до 10 га орошаемых земель или 20 га богарных. Однако к этому времени в наиболее населенных частях страны эхидо уже сложились, и средний размер эхидальной парцеллы был значительно ниже установленного позднейшим законодательством12 .

Наряду с насаждением эхидальных парцелл в ходе аграрной реформы и колонизации принимались также меры для создания и укрепления новых средних и крупных хозяйств. Декрет 1923 г. предусматривал, что каждый мексиканец старше 18 лет имеет право на приобретение за умеренную плату участка государственных земель размером от 25 га орошаемых площадей до 200 га богарных. По закону о колонизации 1926 г. каждый поселенец мог стать собственником до 50 га орошаемых, 200 га богарный земель с хорошим увлажнением, или 500 га других богарных земель, или 5 тыс. га пастбищ13 . Частновладельческому сектору, в который входят как хозяйства, получившие или приобретшие землю путем покупки, так и те, которые ведутся на землях, сохраненных в руках помещиков в пределах установленных норм или в результате превентивных разделов (к которым помещики обращались для того, чтобы избегнуть действия аграрной реформы), в 1960 г. принадлежал 61% всей площади, учтенной цензом14 .

В ходе аграрной реформы за латифундистами, земли которых подвергались отчуждению, сохранялись площади, составлявшие так называемую мелкую собственность. Этот термин настолько не соответствует действительности, что даже многие мексиканские исследователи берут его в кавычки. Аграрный устав 1922 г. определил максимальный предел, сохраняемый латифундистами, в 150 га орошаемых, или в 200 га богарных земель с хорошим увлажнением, или их эквивалент в землях иного качества15 . В последующие десятилетия этот максимум претерпел некоторые изменения, однако в главном он оставался неизменным - в руках латифундистов сохранялись значительные площади первоклассных земель.

Обращает на себя внимание высокий предел сохраняемых латифундистами площадей, занятых под техническими и тропическими культу.


11 M. Aguilera Gomez. Op. cit, p. 128.

12 "Estructura agraria y desarrollo agricola en Mexico", p. 20.

13 Ibid., p. 22.

14 Ibid., p. 16.

15 Ibid, p. 18.

стр. 61


рами. Эти плантации вместе с предприятиями по переработке сельскохозяйственных культур (аграрно-индустриальные единицы производства) фактически не подлежали аграрной реформе. Собственники таких хозяйств были обязаны предоставить властям для перераспределения равную площадь других земель по возможности поблизости, что оправдывалось необходимостью избежать падения сельскохозяйственного производства в результате аграрных преобразований. Эта мера сохраняла в руках латифундистов их основное богатство - высокотоварные плантации и предприятия по переработке их продукции. Она закладывала основы дальнейшего ускоренного развития капитализма в сельском хозяйстве после ликвидации пережитков феодализма. Ее осуществление заметно ограничивало масштабы аграрных преобразований, поскольку, как считают некоторые мексиканские исследователи, например, М. Агилера Гомес, такие плантации имелись в большинстве латифундий16 .

Избежать дробления аграрно-индустриальных единиц в сельском хозяйстве и, следовательно, падения сельскохозяйственного производства можно было, очевидно, другим путем, не освобождая латифундистов от аграрной реформы. Плантации могли быть отчуждены у собственников и переданы крестьянам без раздробления на участки для передачи в частное владение отдельных лиц, а с сохранением их как крупных коллективных или государственных хозяйств. Такая попытка была потом сделана в период администрации Карденаса, однако мерами последующих правительств коллективные хозяйства были подорваны, поскольку в них усмотрели опасность для капиталистического развития страны.

Наряду с плантациями технических и тропических культур высокие пределы неотчуждаемости были установлены и для экстенсивных животноводческих хозяйств, что также оправдывалось ссылками на необходимость сохранить существующий уровень производства. Этим мотивировалось предоставление в 1937 г. гарантий неотчуждаемости на срок 25 лет ряду крупных животноводческих хозяйств в пределах до 50 тыс. га пастбищ. По истечении этого срока гарантии не были возобновлены, и хозяйства были подвергнуты действию аграрной реформы. В 1948 г. были предоставлены постоянные гарантии неотчуждаемости для животноводческих хозяйств, располагавших пастбищами, необходимыми для содержания 500 голов крупного рогатого скота17 .

В ходе аграрной реформы, или, правильнее сказать, параллельно с ней, происходил интенсивный процесс колонизации и освоения новых земель. Этот прогрессивный с точки зрения развития производительных сил процесс использовался правящими классами страны для уменьшения давления крестьянства на помещичье землевладение посредством переселения части крестьян на новые земли и для ускорения капиталистического развития сельского хозяйства за счет насаждения крупных и средних товарных хозяйств. Колонизация, при проведении которой у правительства были более свободны руки в отношении выбора форм создававшихся производственных единиц, чем при осуществлении аграрной реформы, позволяла - особенно на первых этапах - насаждать частновладельческие хозяйства в противовес эхидальным. В этом также находила отражение двойственность политики правящих классов в отношении хозяйственных форм, создаваемых аграрными преобразованиями.

Федеральный закон, изданный 5 апреля 1926 г., в течение трех десятилетий служил одной из юридических основ колонизации. Он был отменен лишь 22 января 1963 г., когда вновь осваиваемые земли стали использоваться для целей, которые прежде преследовала аграрная реформа, то есть для насаждения новых эхидо. Закон о колонизации преду-


16 M. Aguilera Gomez. Op. cit., p. 130.

17 "Estructura agraria y desarrollo agricola en Mexico", p. 14.

стр. 62


сматривал использование малоосвоенных земель, принадлежавших латифундистам и государству. Эти участки продавались в рассрочку частным владельцам, преимущественно крупным собственникам. К этому времени (1925 г.) государство сосредоточило в своих руках 36,6 млн. га земли, большая часть которой была расположена в штатах Сонора, Чиуауа и Нижняя Калифорния, т. е. в удаленных и малонаселенных (по тому времени) районах18 . Лишь небольшая часть вновь осваиваемых земель, главным образом на юге страны, попала в руки крестьян, основная же часть наиболее плодородных земель, расположенных на севере, перешла к крупным собственникам, часто влиятельным государственным чиновникам и политическим деятелям.

Колонизация позволила не только повысить производственный потенциал сельского хозяйства, но и привела к созданию слоя новых крупных земельных собственников, ведущих хозяйство по-капиталистически. Наибольший эффект дали затраты на строительство железных и шоссейных дорог, каналов, оросительных систем, которые привлекают массы населения без специальных усилий со стороны властей. Значение колонизации в Мексике чаще всего возрастало в те периоды, когда роль аграрной реформы падала. Каждый раз, когда правящие классы "замораживали" ее осуществление, они обращали свои взоры к колонизации и к проблемам подъема сельскохозяйственного производства. Так было на первом этапе реформы, "а котором она, так и не пережив подъема, начала клониться к упадку.

Президент Кальес, сохранявший большое влияние на решение государственных дел в период президентства Портеса Хиля, Ортиса Рубио и Абелярдо Родригеса, в качестве "максимального главы революции", каким он себя провозгласил, одним из первых выступил против дальнейшего осуществления аграрной реформы. Он заявил, что "счастье крестьян не может быть обеспечено предоставлением им участка земли, если у них нет подготовки и необходимых средств для его обработки... Напротив, этот путь приведет нас к катастрофе, потому что мы создаем претензии и способствуем лености"19 . Кальес предложил установить короткие сроки, в течение которых эхидо могут просить землю. По их истечении аграрная реформа была бы объявлена законченной и все собственники земли, как мелкие, так и крупные, получили бы гарантии владения и начали бы ускоренно развивать производство.

Президент Ортис Рубио предпринял активные шаги по свертыванию реформы. Он изменил закон о наделении землей и восстановлении владений таким образом, что экспроприация земли у латифундистов не могла производиться без предварительной выплаты им цены отчуждаемого участка. Фактически это создавало непреодолимое препятствие на пути преобразований, поскольку государство не имело средств для выкупа земель по их цене. Ортис Рубио направил председателю Национальной аграрной комиссии свое решение о том, чтобы в течение 60 дней населенные пункты, имеющие право на затребование земли, подали свои заявки, после рассмотрения которых местные аграрные комиссии подлежали роспуску. Последующий президент Абелярдо Родригес отменил все акты Ортиса Рубио, ограничивавшие право эхидо требовать наделения землей, но не предпринял решительных шагов по ускорению осуществления аграрной реформы.

Начало 30-х годов оказалось критическим для аграрной реформы. Но именно тогда, когда администрация, находившаяся под влиянием Кальеса, предприняла меры для ее свертывания, реформа получила мощный стимул не только для возрождения, но и для подъема. Реформа была спасена и даже резко ускорена действиями Карденаса. Меры Каль-


18 M. Aguilera Gomez. Op. cit, p. 132.

19 Ibid., p. 134.

стр. 63


еса и его ставленников вызвали глубокое недовольство народных масс, которое еще более усилилось в результате ухудшения положения страны в связи с мировым экономическим кризисом. Последний с особой силой показал всю глубину зависимости Мексики от центров капитализма, насущную необходимость ускоренной индустриализации страны, для чего требовалось создание широкого внутреннего рынка, т. е. включение в рыночные отношения большинства населения - крестьянства, ликвидации латифундистской собственности на землю, передачи ее крестьянам. Наиболее активно за углубление аграрной реформы боролись само крестьянство и сельскохозяйственные рабочие, которые в то время начали создавать свои классовые организации.

Приход к власти левого крыла Национально-революционной партии во главе с Карденасом и ускорение осуществления аграрной реформы не были случайными явлениями, они отражали обострение социальных противоречий и готовность крестьянства и сельскохозяйственного пролетариата активно, в том числе и с оружием в руках, бороться за землю. Самой важной отличительной чертой аграрных преобразований администрации Карденаса было изменение их направленности по сравнению с предшествующим периодом: если раньше аграрная реформа была средством "откупиться" от крестьянства, замирить его и не преследовала непосредственно цели уничтожить или подорвать помещичье землевладение, то в период президентства Карденаса она приобрела явно антилатифундистскую направленность. В отличие от предыдущего периода, когда крестьянам передавались лишь малоплодородные и малоосвоенные земли, аграрная реформа распространилась на земли высокого качества и на интенсивные хозяйства. По меткому выражению мексиканского исследователя В. Мансанильи Шаффера, Карденас "вторгся в самое сердце поместья и там разгромил латифундистов"20 . В результате был экспроприирован ряд крупных аграрно-промышленных производственных единиц и созданы коллективные эхидо.

Непосредственным толчком к проведению таких преобразований послужило обострение классовой борьбы между хозяевами плантаций технических и тропических культур и сельскохозяйственными рабочими, нежелание плантаторов идти на уступки, в том числе и предписанные федеральным законом о труде 1931 года. Поскольку хозяева плантаций не намерены были удовлетворить справедливые требования рабочих, правительство решило подвергнуть их владения действию аграрной реформы. Первым шагом в этом направлении было издание в 1936 г. декрета об экспроприации % орошаемых земель в хлопководческом районе Ла Лагуна, которые были переданы 35 тыс. крестьян и сельскохозяйственных рабочих, объединенных в 296 эхидо21 . Вновь созданные эхидо представляли собой коллективные хозяйства, что соответствовало и специфике хлопководства. Эта мера действительно предотвратила падение производства и притом в значительно большей степени, чем политика неотчуждаемости хозяйств, производящих технические и тропические культуры.

В 1937 г. действие реформы было распространено на плантации, расположенные на полуострове Юкатан. Здесь среди 34 тыс. эхидатариев было распределено 336 тыс. га земли. Производство также было организовано в рамках коллективных хозяйств. В том же году в плодородной долине Яки у собственников было экспроприировано 17 тыс. га орошаемых и 36 тыс. га неорошаемых земель, которые были переданы более чем 2 тыс. эхидатариев, создавших 14 коллективных хозяйств. В 1938 г. были подвергнуты отчуждению земли двух крупных хозяйств в штате Мичоа-


20 V. M. Schaffer. El reparto de la tierra y la reforma agraria integral. Mexico. 1965. p. 16.

21 "Estructura agraria y desarrollo agncola en Mexico", p. 36.

стр. 64


кан "Ломбардия" и "Новая Италия", занятых производством риса и животноводством. Здесь было экспроприировано 61 тыс. га земли, которые были переданы девяти коллективным эхидо, объединившим более 2 тыс. сельских тружеников. В том же году были отторгнуты 55 тыс. га земли у американской "Юнайтед шугар компани" в зоне Лос Мочис в штате Синалоа. На них было создано 28 коллективных эхидо, объединивших 3,5 тыс. тружеников22 .

Серьезных успехов добилась администрация Карденаса и в отчуждении земли у помещиков с одновременной передачей ее эхидо, предоставлявшим землю крестьянам в личное пользование. С 1934 по 1940 г. крестьянам было передано более 20 млн. га земли 23 . Причем речь идет почти исключительно о реальном перераспределении, а не о легализации произведенного раньше, что занимало большое место в деятельности некоторых последующих президентов. О величине вклада правительства Карденаса в аграрную реформу можно судить по тому, что 40% всех президентских резолюций об экспроприации земли за более чем 50 лет, с 1915 по 1966 г., приходятся на период нахождения у власти генерала Карденаса. За 6 лет его правления землю получили 30% всех крестьян, охваченных аграрной реформой за указанные более чем полвека24 .

При Карденасе в аграрное законодательство были внесены два существенных изменения: во-первых, сокращены пределы неотчуждаемого максимума земель, сохранявшихся у помещиков, до 100 га орошаемых или 200 га неорошаемых земель, во-вторых, пеонес акасильадос получили право создавать собственные эхидо и требовать землю, принадлежавшую латифундистам. Этот революционный шаг, лишая помещиков зависимой рабочей силы, подрывал самые основы системы латифундизма, углублял аграрную реформу и ускорял капиталистическое развитие деревни.

Ускорение аграрных преобразований интенсифицировало борьбу всех антиреформистских сил, в том числе и в самой правящей верхушке. Карденасу пришлось столкнуться с противоборством со стороны Кальеса, пытавшегося сохранить свое влияние на государственные дела. Однако благодаря поддержке левого крыла Партии мексиканской революции и трудящихся масс Карденас вышел победителем. Самое ожесточенное сопротивление преобразованиям оказали помещики. Активизировали свою деятельность "белогвардейские" банды. Правительство призвало крестьян к самообороне. Оно раздало крестьянам около 60 тыс. ружей. Позиции крестьянства значительно укрепились благодаря росту их организаций. В 1938 г. была создана Национальная крестьянская конфедерация, объединившая основные крестьянские организации, существовавшие в то время25 .

Противоречивой и даже антиреформистской мерой было упоминавшееся выше предоставление крупным животноводческим хозяйствам гарантий неотчуждаемости сроком на 25 лет. Площадь участков, не подлежащих отчуждению, колебалась от 300 га плодородных до 50 тыс. га пустынных земель. Всего в период президентства Карденаса гарантии неотчуждаемости были предоставлены 107 хозяйствам общей площадью свыше 1166 тыс. га26 . Официально эта мера мотивировалась необходимостью избежать подрыва животноводства в стране. Мексиканские авторы выдвигают обычно ряд объяснений этой меры, заявляя даже, что


22 Ibid.

23 Источники приводят разные цифры общего объема перераспределенных в это шестилетие земель: от 20 млн. га до 16,8 млн. га. Масштабы изменения аграрного строч в этот период, в частности рост удельного веса эхидов в землевладении и в сельскохозяйственном производстве, таковы, что дают основания использовать максимальную цифру (см. M. Aguilera Gomez. Op. cit., p. 130).

24 "Estructura agraria у desarrollo agricola en Mexico", p. 37.

25 Ibid., pp. 37, 38.

26 M. Aguilera Gomez. Op. cit., p. 140,

стр. 65


Карденас будто бы "был обманут теми, кто его окружал"27 . Нам кажется, что необрабатываемые, нередко пустынные и полупустынные земли животноводческих латифундий представляли малый интерес для крестьян, особенно учитывая нехватку у них орудий труда и финансовых средств. Главным богатством здесь был скот, но он не подлежал перераспределению по аграрной реформе. Поэтому Карденас, осуществлявший политику "центрального аграризма", т. е. экспроприацию относительно плодородных и близко расположенных к селам земель, в которых нуждалось крестьянство, откладывал отчуждение малоплодородных земель. Кроме того, эта мера имела и политическую цель: стремление внести раскол в среду латифундистов, бешено сопротивлявшихся проведению реформы.

Изменения, произведенные в аграрном строе в период администрации Карденаса, были столь глубокими, что можно говорить о подрыве экономических и политических позиций латифундистов в стране. Глубина этих перемен особенно ярко отразилась в цензе 1940 года. Если, по данным ценза 1930 г., эхидо владели лишь 13,4% всех обрабатываемых и 13,1% орошаемых земель, то в 1940 г. их доля возросла соответственно до 47,4% и 57,3%. В 1930 г. в эхидо было произведено 11% сельскохозяйственной продукции страны, а в 1940 г. - уже 50,5%28 .

Ускорение аграрной реформы вызывало резкие протесты консервативных сил, выдвинувших на пост президента консервативного по своим взглядам генерала М. Авила Камачо (1940 - 1946 гг.). С приходом его к власти начался новый этап в проведении реформы. Резко снизились темпы наделения крестьян землей. За 18 лет пребывания у власти трех президентов (Авила Камачо, М. Алемана Вальдеса и Ад. Руиса Кортинеса), с 1 декабря 1940 г. по 30 ноября 1958 г., среди крестьян было распределено 12,3 млн. га земли29 . При Авила Камачо упор в аграрной политике был перенесен с перераспределения земли на "сельскохозяйственное развитие" - увеличились ассигнования на выведение новых сортов сельскохозяйственных культур, расширены оросительные работы, провозглашена программа внутренней колонизации. В 1942 г. был принят Аграрный кодекс, который отражал изменение подхода со стороны властей к аграрной проблеме. Предпочтение теперь оказывалось частной собственности, устанавливались широкие гарантии неотчуждаемости для крупных животноводческих хозяйств. Кодекс давал большие возможности для ложного раздела латифундий. Предусматривалась выдача эхидатариям титулов на индивидуальное владение их участками, что было определенным шагом к разложению эхидо.

Еще более открыто политику свертывания аграрной реформы проводило правительство Алемана. Уже в ходе избирательной кампании, выступая как кандидат правящей партии, он призвал к восстановлению "права защиты" так называемой мелкой собственности, под которой понималась сохранившаяся собственность латифундистов. По его мнению, это должно было способствовать притоку частных капиталов и кредитов в сельское хозяйство. Правительство Алемана изменило ст. 27 конституции, включив в нее "право защиты" для собственников, обладающих удостоверениями о неотчуждаемости (верховный суд страны, интерпретировавший эту статью, распространил это положение на всех собственников, обладающих владениями таких же размеров и условий, как и те, что уже имели подобные удостоверения), гарантии неотчуждаемости скотоводческих хозяйств, расширение пределов неотчуждаемости латифундий, увеличение размеров личного участка эхидатариев в новых эхидо до 10 га орошаемых или 20 га неорошаемых земель30 . Во время пре-


27 "Estructura agraria у desarrollo agricola en Mexico", p. 39.

28 Ibid., p. 40.

29 M. Aguilera Gomez. Op. cit., p. 114.

30 "Estructura agraria y desarrollo agricola en Mexico", p. 41.

стр. 66


зидентства Алемана значительно увеличилось количество неолатифундистских хозяйств, существовавших под видом семейных консорциумов или в других формах, особенно на вновь орошенных государством землях, где предприимчивые дельцы, включая государственных чиновников, приобрели большие площади, пригодные для обработки. В этот период, как некогда в первый, делались неоднократные заявления о том, что аграрная проблема в стране разрешена и что земель для перераспределения больше нет. Между тем с 1940 по 1950 г. безземельное сельскохозяйственное население увеличилось на 33%, удельный вес эхидального сектора в обрабатываемых землях сократился с 47,4% до 44,1%, а на орошаемых землях - с 57,3% до 49,8%31 .

В период президентства Руиса Кортинеса (1952 - 1958 гг.) масштабы аграрной реформы продолжали ограничиваться. Растущее внимание уделялось проблемам орошения и сельскохозяйственного кредита. Однако уже в последние годы этого шестилетия все громче начали раздаваться голоса в пользу интенсификации аграрной реформы, подчеркивался очаговый, ограниченный характер развития товарного производства в сельском хозяйстве. Нарастало движение крестьянства, требовавшего перераспределения земельной собственности.

С приходом к власти А. Лопеса Матеоса (1958 - 1964 гг.) начался новый этап в развитии аграрной реформы, этап ее возрождения, который проходил под лозунгом "интегральной реформы", называемой так потому, что наряду с перераспределением земельной собственности первостепенное значение придавалось государственной кредитной и технической помощи. Правительство приняло ряд мер, направленных на поддержку эхидо. В частности, был создан Национальный фонд эхидального развития. Был установлен контроль за экспроприацией эхидальных земель для целей городского строительства. В конституцию было внесено положение, обязывавшее суды рассматривать жалобы эхидо на учреждения и лица, ущемляющие их права. Была изменена направленность внутренней колонизации, прежний Федеральный закон о колонизации отменен, а изданный в 1962 г. декрет устанавливал, что вновь осваиваемые государственные земли должны использоваться для создания новых эхидо. Были образованы первые животноводческие и лесоводческие эхидо. За 6 лет пребывания у власти правительства Лопеса Матеоса среди крестьян было распределено 16 млн. га земли32 .

Правительство Г. Диаса Ордаса (1964 - 1970 гг.) продолжало интенсивно осуществлять аграрную реформу. С этой целью была принята Национальная аграрная программа, которая предусматривала деление каждого штата или территории на шесть зон (по числу лет пребывания у власти президента), каждая из которых подлежала тщательному изучению в течение года с целью выявления количества земель, превышающих неотчуждаемый максимум, и передачи их эхидатариям. Экспроприации подлежали излишки земли даже в том случае, если в радиусе 7 км, как это устанавливалось прежде, не было эхидо, претендовавших на эти земли. При содействии правительства создавались новые поселения эхидатариев. В результате осуществления этой программы уже к 6 января 1970 г. правительством было распределено среди 323 тыс. крестьян 18 млн. га земли33 . Правда, большая часть этих земель относится к пастбищам, которые только предстояло ввести в обработку. Этим, в частности, объясняется подчеркивание "интегрального" характера аграрной реформы, поскольку крестьяне, получавшие земли, нуждались для введения их в обработку в государственной кредитной и технической помощи.

Важным резервом реформы стало истечение сроков гарантий неотчуждаемости животноводческих хозяйств, предоставление которых было


31 Ibid., p. 42.

32 M. Aguilera Gomez. Op. cit., p. 153.

33 "Estructura agraria y desarrollo agricola en Mexico", p. 45.

стр. 67


начато в 1937 году. Правительство Диаса Ордаса заявило, что эти гарантии не будут продлены. К моменту прихода его к власти в стране существовало 800 хозяйств, имевших такие гарантии, к 1970 г. их число уменьшилось до 10034 . Владения, срок гарантий неотчуждаемости которых истек, были подвергнуты отчуждению. Для целей реформы отчуждались также земли помещиков в зонах орошения, осуществляемого правительством. Поскольку превращение земель крупных собственников из богарных в орошаемые означало увеличение их владений за пределы сохраняемого максимума, значительная часть их (до 3 /4 ) была подвергнута экспроприации. Среди перераспределенных земель важное место занимают государственные владения. Правительство осуществило так называемую эхидализацию прибрежных земель, передав эхидо большие площади земель, прилегающих к морским границам.

Несмотря на серьезные сдвиги в осуществлении аграрной реформы, в мексиканской деревне все еще сохраняется напряженное положение, существует армия безземельных, безработных, голодных крестьян, продолжается ожесточенная борьба за землю. Пришедший в 1970 г. к власти президент Л. Эчеверрия (1970 - 1976 гг.) развил бурную деятельность в аграрной области. Однако администрация этого президента вскоре обнаружила, что при существующем в стране законодательстве и пределах сохраняемых латифундистам площадей в стране практически почти не осталось земель для перераспределения. К началу 1974 г., т. е. за первую половину срока президентства Эчеверрии, было обнаружено лишь немногим больше 2 млн. га пустующих земель, которые были объявлены национальными и переданы в фонд аграрной реформы. Администрация энергично взялась за доделывание того, что было начато его предшественниками. Были рассмотрены многие дела, не решенные в предыдущие 30 лет. К 1974 г. были подтверждены права 109 тыс. семей на владение 6250 тыс. га земли. Эти земли, которые давно уже находятся во владении крестьян (речь шла лишь о формальном утверждении их прав), были включены в общую площадь земель, перераспределенных администрацией Эчеверрии, что сразу сделало эту площадь равной 10180 тыс. га35 . Такого рода статистические операции, видимо, не новые для Мексики, наводят на мысль о возможном завышении общей суммы перераспределенных земель.

Была осуществлена широкая операция по проверке и чистке внутри эхидо, которая сопровождалась массовой выдачей "сертификатов аграрных прав" (удостоверений на право владения эхидальным наделом). Целью этой операции было выявление злоупотреблений в использовании эхидальных земель, в частности незаконной аренды, и передача наделов тем, кто готов честно трудиться на земле. С декабря 1970 по январь 1974 г. были лишены наделов почти 47 тыс. крестьян, земли которых были переданы новым эхидатариям. Были предприняты некоторые меры по выявлению фиктивных разделов латифундий, осуществленных с целью избежать экспроприации, в результате которых обнаружено вначале 350 тыс. га, а затем 400 тыс. га, подлежавших перераспределению36 .

Однако действительный сдвиг в решении аграрной проблемы может быть достигнут лишь путем пересмотра существующего законодательства и прежде всего максимальных пределов землевладения, сохраняемого крупными землевладельцами. Неоднократно раздавались голоса в пользу снижения неотчуждаемого максимума со 100 га орошаемых земель или их эквивалента в неорошаемых землях (что в мексиканских условиях составляет очень большую площадь, учитывая возможность получать два, а в ряде мест и три урожая) до 50 или даже до 25 га37 . Это от-


34 Ibid., p. 46.

35 "Siempre", Mexico, 27.II.1974, p. 59.

36 Ibid.

37 "Estructura agraria y desarrollo agricola en Mexico", pp. 69 - 74.

стр. 68


крыло бы огромные возможности для дальнейшего углубления аграрной реформы. Под давлением крестьянства Эчеверрия провел через конгресс новый закон об аграрной реформе, который, однако, не предусматривал пересмотра максимальных пределов помещичьего землевладения и, следовательно, не мог привести к значительному увеличению перераспределяемой земли.

Кризисные явления в мировой капиталистической экономике тяжело отразились на народном хозяйстве Мексики. Резко возросла безработица. Активизировалась борьба крестьянства за землю. К концу президентства Эчеверрии 25 тыс. вооруженных крестьян захватили земли крупных землевладельцев в долине Яки в штате Сонора. За девять дней до окончания мандата Эчеверрия подписал декрет об экспроприации в этом штате 74 крупных поместий общей площадью в 100 тыс. га, которые были распределены между 8 тыс. крестьян. Пришедший к власти в декабре 1976 г. президент Х. Лопес Портильо подтвердил это решение. Однако уже в своем первом годовом отчете он дал понять, что аграрная реформа близится к своему завершению, поскольку не остается земель для перераспределения38 . Лопес Портильо делает упор на увеличение сельскохозяйственного производства и в первую очередь на решение продовольственной проблемы. В ряде заявлений он подчеркнул свое намерение способствовать созданию ассоциаций мелких крестьян для укрупнения масштабов производства, что позволило бы шире использовать современную технику в сельском хозяйстве.

В настоящее время в Мексике заметны некоторые симптомы возможного усиления крестьянского движения. Тысячи вооруженных крестьян ведут активную борьбу за землю в штатах Чиапас и Синалоа. В августе 1978 г. декретом Лопеса Портильо была экспроприирована одна из крупнейших латифундий площадью более 6 тыс. га39 , что свидетельствует о продолжении и возможной активизации аграрной реформы и при нынешней администрации.

Важнейшей характерной чертой мексиканской аграрной реформы было почти полное отсутствие выкупа за экспроприированные у латифундистов земли. Закон об аграрном долге, изданный в 1920 г., и последующие регламентации устанавливали компенсацию землевладельцам на основе объявленной ими для налогового обложения цены земли, которая должна была выплачиваться бонами, погашаемыми в течение 20 лет из 5% годовых. Латифундисты должны были затребовать боны в течение года с момента экспроприации. Но большинство земельных собственников не затребовали боны, считая, что это означало бы признание законности отчуждения их владений. В результате в 1931 г. выпуск бон был прекращен. Всего до 1959 г. лишь 381 собственник затребовал боны за отчуждение 220 тыс. га земли на общую сумму 25 млн. песо40 . Впоследствии эти боны были выкуплены государством на рынке по низким ценам.

Сложнее обстояло дело с выплатой возмещения иностранным гражданам за отчужденные земли, но и здесь благодаря твердой позиции мексиканских представителей на переговорах с американской стороной общая сумма возмещения была не слишком высокой. За почти 2 млн. па земли, экспроприированной у американских собственников в 1927 - 1940 гг., мексиканское правительство выплатило в рассрочку 12,5 млн. долларов41 . В последующие годы, однако, латифундии иностранных собственников покупались по ценам, согласованным с ними.

При всех колебаниях, подъемах и спадах аграрной реформы она привела к существенному перераспределению земельной собственности в


38 "Excelsior". Mexico. 2.IX.1977.

39 "Правда", 21.VIII. 1978.

40 "Estructura agrariay desarrollo agricola en Mexico", p. 33.

41 Ibid.

стр. 69


Мексике и значительно подорвала латифундизм, лишив власти и богатства традиционных политиков - асендадо, однако она не могла покончить с крупным землевладением, поскольку развитие капитализма, которое она ускоряла, неизбежно приводило к неолатифундистской концентрации земли. Этому способствовало стремление новой правящей элиты завладеть плодородными землями. За 60 лет, с 1915 по 1975 г., аграрная реформа охватила 85,4 млн. га земли, которые были предоставлены 2,7 млн. крестьянских семей42 . По общему объему перераспределенных земель мексиканская аграрная реформа является самой большой на континенте.

Реформа резко увеличила число производственных единиц в деревне. В 1910 г. в Мексике было 56825 латифундий и 11117 свободных поселений, т. е. населенных пунктов, не располагавшихся на территории асьенд. В 1950 г. в Мексике существовало 2800 тыс., а к 1970г. - 3200 тыс. хозяйств43 . Аграрная реформа способствовала некоторому временному "усреднению" социальных показателей в деревне, но не избавила производственные отношения сельского хозяйства от поляризации в распределении богатства и дохода, от концентрации их на одном полюсе, в руках бывших латифундистов и сельских богатеев, и противостоящей им бедности большинства сельского населения - на другом. Например, норма землевладения, сохраняемого латифундистами, составляет 100 га орошаемых земель, а средний эхидатарий в 1960 г. владел 6,5 га обрабатываемых и лишь 0,9 га орошаемых земель44 . Иначе говоря, за крупным земельным собственником сохраняется количество орошаемой земли, более чем в 100 раз превышающее то, которым в среднем наделена семья эхидатария.

В ходе аграрной реформы земля отводилась эхидо, своеобразной сельской общине, которая распределяла затем ее в частное пользование своим членам. Каждый эхидатарий пользуется своим наделом практически как собственным, но не может его продать, заложить или сдать в аренду (это установление направлено на сохранение результатов аграрных преобразований). Мексиканское эхидо не поддается однозначной оценке. С одной стороны, это форма наделения крестьян землей, несущая в себе большое демократическое содержание, воплощающая чаяния широких масс сельского населения. С другой - это преграда свободной мобилизации земли, ограничивающая хозяйственную самостоятельность крестьян, привязывающая их к небольшому участку, который далеко не всегда позволяет обеспечить семью средствами к существованию. Эхидо как форма соседской общины несет на себе отпечаток докапиталистических отношений и поэтому подрывается развитием капитализма.

Самой распространенной формой этого процесса стала нелегальная сдача эхидатариями своих земель в аренду частным собственникам или полулегальные договоры первых со вторыми о совместном ведении хозяйства. В связи с тем, что речь идет о подпольной аренде, нет полных данных о масштабах этого явления, однако исследования, проведенные в некоторых районах, свидетельствуют о довольно широком его распространении. В 1962 г. в долинах Яки и Майо более 70% эхидальных Земель были сданы в аренду. Согласно другим данным, в 1964 г. в долине Яки сдавалась в аренду лишь 1/4 часть эхидальных земель. В конце 1973 г. появились сообщения о том, что индейцы майа сдают в аренду 50% своих земель. Сообщения об аренде эхидальных земель поступают и из других районов, например, из Соноры и Синалоа. В мае 1972 г. министр гидроресурсов Л. Ровироса Ваде признал, что "многие крестьяне вынуждены сдавать в аренду свои парцеллы и свои права на воду, чтобы га-


42 Р. И. Бороздина. Указ. соч., с. 20.

43 "Estructura agraria y desarrollo agricola en Mexico", p. 3.

44 Ibid., p. 56.

стр. 70


рантиравать своим семьям минимальный доход, что они не имеют доступа к кредиту, к технике и ресурсам, необходимым для обработки их земель"45 .

В программе Мексиканской коммунистической партии, принятой на ее XVI съезде, отмечалось: "Буржуазно-демократическая революция 1910 - 1917 гг. не привела к существенному изменению типа капиталистического развития - медленного, зависимого, подверженного прямому вмешательству извне, - существовавшего до нее, но заложила основы для последующих изменений. Победа буржуазии и обуржуазившихся землевладельцев над революционной демократией навязала стране реформистский, нереволюционный путь, который сохранил в течение длительного времени помехи промышленному развитию в городе и полукрепостническую эксплуатацию крестьянства в деревне"46 .

Мексиканская реформа не может быть названа помещичьей, но она не была полностью и крестьянской, даже на этапе преобразований, осуществлявшихся Карденасом (достаточно упомянуть его гарантии неотчуждаемости скотоводческим латифундиям). Эта реформа включила элементы и того и другого. С одной стороны, в ней почти отсутствовал выкуп за отчуждаемые у помещиков земли, с другой - сохранялись высокие пределы неотчуждаемости помещичьих владений, а многие крупные латифундии продолжали существовать десятки лет, несмотря на то, что по всем своим показателям они должны были давно подвергнуться экспроприации. Крестьяне получили землю из рук буржуазного государства, т. е. способом, против которого когда-то предостерегал крестьянский вождь Сапата.

Однако при всех своих недостатках аграрная реформа заметно преобразовала аграрный строй Мексики, покончила с внеэкономической зависимостью работников в сельском хозяйстве, разрушила традиционный латифундизм, воссоздала мелкое и среднее крестьянское хозяйство, которое включилось в товарное производство, привела к созданию большого числа крупных капиталистических хозяйств и к интенсификации хозяйств бывших латифундий, подвергшихся экспроприации. Хотя многие из ее акций проводились под лозунгом социальной справедливости (реформа действительно несколько улучшила положение сельских тружеников), ее главным достижением стала ликвидация ряда преград капиталистическому развитию страны, что и составляло ее основную цель. Она способствовала ускорению промышленного развития, для которого сельское хозяйство стало одним из важных источников финансирования. В ходе того сложного, бурного и малоупорядоченного процесса, каким являлась аграрная реформа, в котором побеждало то прогрессивное, то консервативное направление, была создана новая структура сельского хозяйства Мексики, чье лицо определяют теперь капиталистические и мелкотоварные фермы.


45 R. Fernandez y Fernandez. Temas agrarios. Mexico. 1974, pp. 110, 111.

46 "Por la revolucidn democratica y socialista. Programa y Estatutos del P. C. M. Documentos del XVI Congreso del P.C.M.". Mexico. 1974, p. 19.

Orphus

© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

http://libmonster.ru/m/articles/view/АГРАРНАЯ-РЕФОРМА-В-МЕКСИКЕ

Похожие публикации: LRussia LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: http://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Е. В. КОВАЛЕВ, АГРАРНАЯ РЕФОРМА В МЕКСИКЕ // Москва: Русский Либмонстр (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 14.02.2018. URL: http://libmonster.ru/m/articles/view/АГРАРНАЯ-РЕФОРМА-В-МЕКСИКЕ (дата обращения: 24.02.2018).

Автор(ы) публикации - Е. В. КОВАЛЕВ:

Е. В. КОВАЛЕВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Свежие статьиLIVE
Публикатор
Россия Онлайн
Moscow, Россия
25 просмотров рейтинг
14.02.2018 (10 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)

Ключевые слова
Похожие статьи
Видимо, настало время заполнить пустоту модели атома Резерфорда-Бора потому, что эта пустота демонстрирует несжимаемость атома. По нашей гипотезе пустота должна быть заполнена мини вихрями эфира – гравитонами, которые являются магнитными диполями. Притянутые друг к другу разноимёнными полюсами гравитоны образуют гравитационные, магнитные и электромагнитные поля. Гравитон также является квантом гравитационного поля, образующего тело атома, по силовым линиям которого вращаются электроны. Гравитоны также является квантами гравитационного поля, образующего тела ядер атомов, вращение которых с огромной скоростью определяют сильное взаимодействие.
Каталог: Физика 
3 часов(а) назад · от Геннадий Твердохлебов
Рецензии. ОЧЕРКИ ИСТОРИИ КУБЫ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Россия Онлайн
НАДЕЖДА ТУРЧАНИНОВА И АВРААМ ЛИНКОЛЬН
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Россия Онлайн
Рецензии. "ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА В СТРАНАХ АФРИКИ"
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Россия Онлайн
КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ИСТОРИИ ГРАЖДАНСКОЙ ВОИНЫ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Россия Онлайн
РИЧАРД ПАЙПС - ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ АНТИСОВЕТЧИК
Каталог: Военное дело 
3 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТЕРРОР - НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ АМЕРИКАНСКОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Каталог: Политология 
3 дней(я) назад · от Россия Онлайн
АНГЛИЯ И ПРОБЛЕМА ОГРАНИЧЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ВООРУЖЕНИЙ
Каталог: Военное дело 
3 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТЕНДЕНЦИИ КЛАССОВОЙ БОРЬБЫ КРЕСТЬЯН В КОНЦЕ XVII в. (НА МАТЕРИАЛАХ ЖЕЛЕЗНОБОРОВСКОГО МОНАСТЫРЯ)
Каталог: Религиоведение 
3 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА И ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XV-XVI в.
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Россия Онлайн

ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА
Либмонстр - это бесплатный инструмент для сохранения авторского наследия. Создавайте свои коллекции статей, книг, файлов, мультимедии и делитесь ссылкой с коллегами и друзьями. Храните своё наследие в одном месте - на Либмонстре. Это практично и удобно.

Либмонстр ретранслирует сохраненные коллекции на весь мир (открыть карту): в ведущие репозитории многих стран мира, социальные сети и поисковые системы. И помните: это бесплатно. Так было, так есть и так будет всегда.


Нажмите сюда, чтобы создать свою личную коллекцию
АГРАРНАЯ РЕФОРМА В МЕКСИКЕ
 

Форум техподдержки · Главред
Следите за новинками:

О проекте · Новости · Отзывы · Контакты · Реклама · Помочь Либмонстру

Русский Либмонстр ® Все права защищены.
2014-2017, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)


LIBMONSTER - INTERNATIONAL LIBRARY NETWORK