Либмонстр - всемирная библиотека, репозиторий авторского наследия и архив

Зарегистрируйтесь и создавайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Это удобно и бесплатно. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора. Делитесь с миром Вашими работами!

Libmonster ID: RU-14752
Автор(ы) публикации: А. П. Шевырев

поделитесь публикацией с друзьями и коллегами

Крымская война стала строгим судьей действительного состояния русского флота. Когда у берегов России появились армады противника, основную силу которых составляли винтовые корабли, парусному русскому флоту, по словам адмирала И. А. Шестакова, "пришлось прибегнуть к самоубийству, как в Севастополе, или сносить унижение бездействия, при многочисленности, не годной к делу, как в Кронштадте" 1 . Не успела закончиться война, а Морское министерство уже приступило к преобразованиям, которые имели целью и техническую реконструкцию флота, и реорганизацию административного управления, и реформу морского образования, преобразования морского суда, и ликвидацию крепостных форм труда, отмену телесных наказаний. Реорганизация морского ведомства стала первым опытом буржуазных реформ и, таким образом, прямо или косвенно влияла на преобразования 1860-х годов.

Преобразования в морском ведомстве уже служили предметом исследования. Дореволюционные работы 2 носили апологетический характер и ограничивались описанием реформ. Советские историки 3 также изучали деятельность Морского министерства в 1850 - 1860-е годы, однако некоторые преобразования тех лет остались вне поля их зрения. К числу неизученных реформ относится реорганизация морского управления как первый опыт перестройки государственного аппарата на буржуазных началах.

Поражение в Крымской войне обнаружило не только техническую отсталость флота, но и несовершенство управления морским ведомством. Его административная структура отличалась сложностью и запутанностью иерархического подчинения 4 . Во главе министерства стоял начальник Главного морского штаба. В его подчинении находились инспекторский департамент, гидрографическое управление, управление генерал-штаб-доктора, строительный департамент по морской части, Морской ученый комитет, а также канцелярия министерства и военно-походная е. и. в. канцелярия. Четыре хозяйственных департамента (кораблестроительный, комиссариатский, артиллерийский и корабельных лесов) имели над собой три инстанции. По хозяйственным вопросам они подчинялись генерал- интендантству и через него - Адмиралтейств-совету, "по всем же прочим предметам управления департаменты сии, - устанавливал закон, - подчинены начальнику Главного морского штаба непосредственно" 5 .

Другой отличительной чертой дореформенного устройства морского управления была его строжайшая централизация. Местные портовые учреждения являлись лишь исполнительными органами центральных департаментов. По любому самому незначительному поводу портовые управления завязывали переписку с департаментами, испрашивая разрешение на заключение копеечных подрядов. Департаменты, в свою очередь, старались переложить ре-


1 Отдел рукописей Государственной публичной библиотеки СССР им. М. Е. Салтыкова-Щедрина (ОР ГПБ), ф. 856 (И. А. Шестаков), ед. хр. 2, с. 2.

2 Огородников С. Ф. Исторический обзор развития и деятельности Морского министерства за сто лет его существования (1802 - 1902). СПб. 1902; Житков К. Г. Светлой памяти великого князя Константина Николаевича, генерал- адмирала русского флота (биографический очерк). СПб. 1912; Обзор деятельности морского управления в России в первое двадцатипятилетие благополучного царствования государя императора Александра Николаевича. 1855 - 1880. Тт. 1 - 2. СПб. 1880.

3 Шабалина (Карпова) Т. С. Реформы в русском военно-морском флоте в 50-х годах XIX века. Канд. дисс. Л. 1952; Днепров Э. Д. "Морской сборник" в общественном движении периода первой революционной ситуации в России. Канд. дисс. Б. м. 1965.

4 Второе ПСЗ. Т. 2, N 1325; т. 11, N 9069.

5 Там же. Т. 11, N 9069, § 40.

стр. 160


шение дел на вышестоящие инстанции. Согласно отчету строительного департамента, в 1855 г. из 373 рассмотренных дел общее присутствие департамента разрешило только 161, остальные были переданы на рассмотрение высшего начальства 6 .

В Морском министерстве, по его собственному признанию, "бумаги писались десятками тысяч во всех департаментах и канцеляриях, деньги расходовались", но при этом министерство "решительно не знало, сколько и на какую сумму оно имеет разного материального имущества" 7 .

В отчетах, как правило, рисовалось показное благополучие, чему немало способствовала гарантия "тайны переписки" между учреждениями. Как признавал впоследствии управляющий министерством Н. К. Краббе, "считались государственною тайною сведения, которые для пользы службы следовало оглашать, как, например, сведения о движении наших судов в мирное время, списки офицерам морского ведомства, разные преступления и упущения служащих и проч." 8 .

В середине 50-х годов XIX в. Морское министерство стало одним из центров притяжения сил либеральной бюрократии. С 1853 г. управление морским ведомством находилось в руках генерал-адмирала вел. кн. Константина Николаевича. Он руководствовался определенной программой общегосударственных реформ, которая, если судить по биографической хронике, составленной А. В. Головниным, включала отмену крепостного права, реформу суда и полиции, введение местного самоуправления, веротерпимость, ограничение государственного вмешательства в экономику, преобразование налоговой системы, допущение свободы слова. Для достижения этих целей генерал-адмирал намеревался использовать различные средства, начиная от личного влияния на императора и кончая проведением в морском ведомстве реформ, которые "могли бы служить примером и руководством в других ведомствах" 9 . Таким образом, по замыслу либеральной бюрократия, реформы во флоте должны были способствовать не только возрождению морских сил, но и решению более широких государственных задач.

В начале 50-х годов XIX в. генерал-адмирал привлек на службу в свое министерство ряд либерально настроенных чиновников и морских офицеров, которых в обществе прозвали "константиновцами". К ним относились А. В. Головнин, Д. А. Толстой, М. Х. Рейтерн, Д. А. Оболенский, Д. А. Набоков, П. Н. Глебов, Б. П. Мансуров, И. А. Шестаков, Н. К. Краббе и др. Они внесли живую струю в бюрократическую рутину Морского министерства. В 1854 г. начались ревизии его административных учреждений, которые, как писал Головнин, "имели следствием раскрытие целого ряда несовершенств, неустройств, беспорядков и отчасти злоупотреблений" 10 . Спустя год в Морском министерстве начались первые преобразования.

Одним из главных направлений реформаторской деятельности в области управления стала борьба с бюрократизмом. Для увеличения оперативности действий административного аппарата "были значительно увеличены права частных начальников, и решение многих дел возложено на них под их ответственностью" 11 . Морское начальство закрывало глаза на нарушения некоторых формальностей, требуя от подчиненных действий, приносящих реальные, а не формальные результаты. Но самым надежным средством искоренения бюрократизма была признана гласность. В ноябре 1855 г. генерал-адмирал издал приказ, в котором, процитировав несколько строк из ходившей по рукам "Думы русского" П. А. Валуева о "всеобщей официальной лжи", потребовал от подчиненных излагать в отчетах "не похвалы, а истины" и предупредил: "Те отчеты, в которых будет нужно читать между строками, будут возвращены мною с большой гласностью" 12 . Таким образом, угрожая гласностью, он надеялся добиться от подчиненных получения правдивых сведений о реальном положении вещей.

Способом получения объективной информации должна была стать также публикация критических статей в "Морском сборнике". Указывая в конце 1855 г. программу этого журнала на будущий год, генерал-адмирал высказал пожелание видеть на его


6 Морской сборник, 1856, N 6, оф. ст. и изв., с. 50.

7 ЦГАОР СССР, ф 722 (Мраморный дворец), оп. 1, д. 192, лл. 28об. -29. Краткий очерк действий вел. кн. Константина Николаевича по морскому ведомству со времени вступления в управление оным по январь 1858 г.

8 ОР ГПБ, ф. 208 (А. В. Головнин), д. 77, л. 6об.

9 ЦГАОР СССР, ф. 722, оп. 1, д. 936, лл. 86 - 88.

10 Там же, д. 192, л. 23.

11 Там же, л. 30.

12 Русская старина, 1891, N 5, с. 359.

стр. 161


страницах статьи, написанные с целью "опорочить те недостатки, которые... должны быть заклеймены общественным осмеянием", и материалы, содержащие "порицание системы лжи, замашки показать товар лицом, выказать небывалые заслуги свои и утаить недостатки, упущения и ошибки" 13 . Наконец, гласность была избрана как одно из наиболее действенных средств контроля за работой аппарата управления. Как утверждал юрисконсульт Морского министерства В. Е. Врангель, "страх быть заклейменным в общем мнении может удержать от посягательств на незаконные приобретения даже и тех, на которых ни святость присяги, ни возможность безбедного существования честным трудом не имеют более влияния" 14 .

Следующим шагом была реорганизация административного устройства ведомства на основе децентрализации, которая должна была обеспечить оперативность и эффективность деятельности аппарата и сокращение расходов на его содержание. В 1860 г., после четырехлетней подготовки, был издан закон о новом устройстве морского управления 15 . Возглавлявший теперь морское ведомство генерал-адмирал управлял собственно флотом, а хозяйственной частью заведовал его заместитель - управляющий министерством. Ему подчинялись департаменты (кораблестроительный, комиссариатский и гидрографический), два комитета (Морской ученый и Кораблестроительный технический) и три управления (артиллерийское, медицинское и строительное). Исключение составлял инспекторский департамент, ведавший личным составом и движениями флота и подчинявшийся непосредственно генерал-адмиралу. Высшим хозяйственным и законосовещательным органом ведомства оставался Адмиралтейств-совет.

Соответственно на местах главные командиры пяти портов по делам флота и личного состава подчинялись генерал- адмиралу, а по хозяйственным вопросам - управляющему министерством. Все портовые учреждения - штаб, контора над портом (ведала кораблестроением), комиссариатская, гидрографическая, артиллерийская, медицинская и строительная части - находились в подчинении главного командира. Последний был уравнен в финансово- хозяйственных правах с управляющим министерством, и таким образом большая часть хозяйственных дел могла теперь быть решена на месте, властью главного командира. На долю центральных департаментов и управлений оставались лишь координация хозяйственных работ в масштабе всего ведомства, решение технических и научных вопросов, снабжение портовых управлений денежными средствами и некоторыми материалами и контроль за их расходованием.

Последствия децентрализации морского управления не замедлили сказаться. Значительно уменьшилось число чиновников: если в 1853 г. их было 391 в министерстве и 743 в портах, то в 1861 г. в министерстве осталось 144, а в портовых управлениях - 364 человека 16 . Сократился и объем канцелярской работы: в 1859 г. число входящих и исходящих бумаг в министерстве превышало 165 тыс., а за первые 10 месяцев 1861 г. - не достигало 94 тысяч 17 .

В 1867 г. последовала еще одна реформа 18 , направленная на дальнейшую децентрализацию и упрощение административного аппарата. Ликвидировались кораблестроительный и комиссариатский департаменты, артиллерийское и строительное управления и оба комитета (Морской ученый и Кораблестроительный технический). Вместо них создавались Морской технический комитет, деятельность которого ограничивалась технической стороной кораблестроения, артиллерии и строительных работ, и экспедиция для ревизии материальной отчетности, к которой перешли контрольные функции упраздненных департаментов и управлений. В то же время хозяйственные операции по кораблестроению, заготовлению артиллерийского вооружения, обеспечению личного состава всеми видами довольствия и т. д. были целиком возложены на портовые управления. Общая же координация деятельности всего морского ведомства сосредоточивалась в руках управляющего министерством, что влекло за собой расширение обязанностей и увеличение штата канцелярии. Таким образом, Положение об управлении морским ведомством 1867 г. значительно сократило число центральных учреждений и в еще большей сте-


13 Там же, с. 360.

14 ЦГАОР СССР, ф. 722, оп. 1, д. 607, л. 7.

15 Второе ПСЗ. Т. 35, N 35386.

16 Всеподданнейший отчет по морскому ведомству за первое двадцатипятилетие царствования государя императора Александра Николаевича. 1855 - 1880. СПб. 1880, с. 143.

17 ЦГАВМФ, ф. 410 (Канцелярия Морского министерства), оп. 2, д. 2471, лл. 79 - 79об.

18 Второе ПСЗ. Т. 12, N 44714.

стр. 162


пени, чем Положение 1860 г., увеличило самостоятельность портовых управлений, возложив на них всю хозяйственную деятельность по развитию и содержанию флота.

Однако к тому времени, когда завершилась реорганизация управления морским ведомством на началах децентрализации, самый ход административной деятельности имел уже тенденцию к централизации. С изменением политической конъюнктуры к середине 60-х годов XIX в. морское начальство охладело к своим начинаниям десятилетней давности, и борьба с бюрократизмом велась уже формально, без апелляции к общественному мнению. "Морской сборник", сыгравший видную роль в общественном движении второй половины 50-х годов прошлого столетия, теперь не проявлял интереса к общественным вопросам, и вся "гласность" на его страницах сводилась лишь к публикации официальных известий и парадных отчетов. Новые методы административной работы также были низведены до формальности. "Порядок управления и путь составления узаконений остались номинально те же, - вспоминал впоследствии адмирал П. А. Бурачек. - Проекты рассылались, мнения подавались, комиссии составлялись, но министерство стало мало-помалу очень тонко проводить в окончательной редакция свои нивелирующие флот тенденции, и бюрократический режим и централизация стали яснее обрисовываться" 19 .

Усиление централизации в управлении проявлялось в возрастании роли канцелярии Морского министерства. Из распорядительных учреждений в министерстве остались лишь гидрографический департамент и управление флота генерал- штаб-доктора. Канцелярия постепенно усваивала распорядительные функции упраздненных в 1867 г. департаментов. Как заключила созданная в начале 80-х годов XIX в. Комиссия по пересмотру Положения 1867 г., сосредоточение дел, касающихся хозяйственной части, в канцелярии Морского министерства "создало по сим делам в центральном управлении орган, не ответственный за относящиеся к этой части распоряжения" 20 .

Итак, основным содержанием преобразований морского управления была попытка повысить эффективность и оперативность работы административного аппарата путем уменьшения бюрократизма и реорганизации структуры управления на началах децентрализации. Однако борьба против бюрократизма, с привлечением к ней общественного мнения, попытки рассредоточить административную деятельность по местным управлениям не были, да и не могли быть последовательными. Проводимые сверху, силами самой бюрократии, реформы свелись в значительной степени к формальности. Поэтому итоги преобразований мало соответствовали первоначальным намерениям реформаторов. И все же определенный прогресс в результате реформ был достигнут: получили развитие органы портового управления, повысилась оперативность административного аппарата, уменьшился объем переписки, стала общедоступной часть ведомственной информации.

При утверждении Положения об управлении морским ведомством 1860 г. Александр II поставил эту реформу в пример и обязал других министров "достигнуть того же и по вверенным им управлениям" 21 . Из всех ведомств наиболее последовательно децентрализацию управления проводили министерства народного просвещения и финансов, которые возглавляли "константиновцы" А. В. Головнин и М. Х. Рейтерн, а также военное ведомство, во главе которого стоял близкий к либеральной бюрократии Морского министерства Д. А. Милютин 22 . Вместе с реформой морского управления эти преобразования представляли собой шаг в сторону буржуазной государственности.


19 Бурачек П. А. Заметки о флоте. - Морской сборник, 1908, N 6, неоф. отд., с. 25.

20 ЦГАВМФ, ф. 410, оп. 2, д. 2731, л. 7об.

21 ЦГИА СССР, ф. 1149 (Государственный совет), оп. т. 5, д. 70, л. 340.

22 О реформах в других ведомствах см.: Ерошкин Н. П. Очерки истории государственных учреждений дореволюционной России. М. 1960.

Orphus

© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

http://libmonster.ru/m/articles/view/АДМИНИСТРАТИВНЫЕ-РЕФОРМЫ-1850-1860-х-ГОДОВ-В-МОРСКОМ-ВЕДОМСТВЕ

Похожие публикации: LRussia LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: http://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

А. П. Шевырев, АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕФОРМЫ 1850 - 1860-х ГОДОВ В МОРСКОМ ВЕДОМСТВЕ // Москва: Русский Либмонстр (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 01.06.2018. URL: http://libmonster.ru/m/articles/view/АДМИНИСТРАТИВНЫЕ-РЕФОРМЫ-1850-1860-х-ГОДОВ-В-МОРСКОМ-ВЕДОМСТВЕ (дата обращения: 21.06.2018).

Автор(ы) публикации - А. П. Шевырев:

А. П. Шевырев → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Свежие статьиLIVE
Публикатор
Россия Онлайн
Moscow, Россия
41 просмотров рейтинг
01.06.2018 (20 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)

Ключевые слова
Похожие статьи
Analysis of variance of the effects of rice whitener type and paddy moisture level on percentage of broken and cracked milled rice.
54 минут назад · от polisher rice
Венчанье на Млечном мосту двух сердец, разделенных веками, каким потряс нас дивный фильм «31 июня», имеет секрет своей мощи: Мир, Дом наш, в нем подлинен. Сила его есть Любовь, Центр — Луна: к ней, Отчизне, шагаем мостом звездным мы.
Каталог: Философия 
3 дней(я) назад · от Олег Ермаков
Атака гаминаторов или Что делать дальше с игорным бизнесом?
Каталог: Право Психология 
3 дней(я) назад · от Россия Онлайн
Азартные игры и их регулирование государством (на примере Украины)
Каталог: Право 
3 дней(я) назад · от Россия Онлайн
Возвращаясь к ветеринарным первопроходцам «Чернобыльцам», необходимо отметить, что возглавили эту доселе малоизвестную и героическую страницу военных ветеринаров, по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС непосредственно на местах, начальники ветеринарной службы; - КВО полковник ветеринарной службы П.М. Кузьменков; - БВО подполковник ветеринарной службы В.П. Ветров; - ПрикВо подполковник ветеринарной службы А.В. Высоцкий. Начальник ВВО МО СССР генерал-майор медицинской службы О.С. Беленький. А также, представители центра; подполковник ветеринарной службы В.А. Синицкий, В.И. Самарин, капитаны ветеринарной службы В.Н. Лысаков, П.П.Самойлов, служащие СА В.М Караваев, В. Витвин и многие другие.
Каталог: Военное дело 
7 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров
Ветеринарно-санитарная служба Вооруженных Сил Российской Федерации является одной из ста­рейших служб Российской армии и имеет большую и славную историю. Ее начало положено 12 июля 1707 г. указом Петра I об учреждении в кавалерии Российской армии ветеринарных специалистов (коновальных мастеров).
Каталог: Ветеринария 
7 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров
О книге "300 ЛЕТ ВОЕННОЙ ВЕТЕРИНАРИИ РОССИИ" Материал книги размещен в каждой статье, соответствующей номеру папки, в количестве от двух до 40 фотографий. Он соответствует содержанию каждой статьи, а также описываемым событиям и реальным лицам, во времени и пространстве. Размещаются фотографии в книге по существующим нормам и традициям полиграфии. При подборе фото материала, а его более 900 графических файлов, приоритет отдается фотографиям наилучшего качества. Ответственный и исполнительный редактор, по подготовке материала генерал-майор ветеринарной службы запаса Виталий Ветров
Каталог: Военное дело 
7 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров
Рецензии. РАБОЧИЙ КЛАСС РОССИИ. 1907 - ФЕВРАЛЬ 1917 Г.
Каталог: История 
13 дней(я) назад · от Россия Онлайн
Рецензии. H. РОССИНГ, Б. РОННЕ. АПОКРИФ ИЛИ НЕ АПОКРИФ? КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДИСКУССИИ О ПЕРЕПИСКЕ ЦАРЯ ИВАНА IV ГРОЗНОГО И КНЯЗЯ АНДРЕЯ КУРБСКОГО
Каталог: История 
13 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ДОКУМЕНТЫ ОПРОВЕРГАЮТ. ПРОТИВ ФАЛЬСИФИКАЦИИ ИСТОРИИ РУССКО-КИТАЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: История 
13 дней(я) назад · от Россия Онлайн

ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА
Либмонстр - это бесплатный инструмент для сохранения авторского наследия. Создавайте свои коллекции статей, книг, файлов, мультимедии и делитесь ссылкой с коллегами и друзьями. Храните своё наследие в одном месте - на Либмонстре. Это практично и удобно.

Либмонстр ретранслирует сохраненные коллекции на весь мир (открыть карту): в ведущие репозитории многих стран мира, социальные сети и поисковые системы. И помните: это бесплатно. Так было, так есть и так будет всегда.


Нажмите сюда, чтобы создать свою личную коллекцию
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕФОРМЫ 1850 - 1860-х ГОДОВ В МОРСКОМ ВЕДОМСТВЕ
 

Форум техподдержки · Главред
Следите за новинками:

О проекте · Новости · Отзывы · Контакты · Реклама · Помочь Либмонстру

Русский Либмонстр ® Все права защищены.
2014-2017, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)


LIBMONSTER - INTERNATIONAL LIBRARY NETWORK