Либмонстр - всемирная библиотека, репозиторий авторского наследия и архив

Зарегистрируйтесь и создавайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Это удобно и бесплатно. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора. Делитесь с миром Вашими работами!

Libmonster ID: RU-7777
Автор(ы) публикации: В. ВОЛИН

поделитесь публикацией с друзьями и коллегами

Более чем на тысячелетнем пути своей истории русский народ выработал в себе те примечательные качества, которые сделали его вместе с другими народами нашей страны творцом огромного государства, широко раскинувшегося на двух материках и занявшего одну шестую часть земного шара, В тесном, братском содружестве с другими народами, во главе их великорусский народ превратил царскую Россию - эту тюрьму народов - в Советский Союз, страну социализма, непобедимую социалистическую державу. Народы СССР гордятся своим старшим собратом, первым среди равных - русским народом.

Русский народ на всем протяжении своей истории проявил себя как мужественный, свободолюбивый народ. Он, как указывал Ленин, дал всему человечеству "великие образцы борьбы за свободу и социализм".

* * *

Великий Ленин в своей исторической работе "О национальной гордости великороссов" в самом начале кровавой империалистической войны 1914 - 1918 годов писал:

"Чуждо ли нам, великорусским сознательным пролетариям, чувство национальной гордости? Конечно, нет! Мы любим свой язык и свою родину, мы больше всего работаем над тем, чтобы ее трудящиеся массы (т. е. 9/10 ее населения) поднять до сознательной жизни демократов и социалистов. Нам больнее всего видеть и чувствовать, каким насилиям, гнету и издевательствам подвергают нашу прекрасную родину царские палачи, дворяне и капиталисты. Мы гордимся тем, что эти насилия вызывали отпор из нашей среды, из среды великоруосов, что эта среда выдвинула Радищева, декабристов, революционеров-разночинцев 70-х годов, что великорусский рабочий класс создал в 1905 г. могучую революционную партию масс, что великорусский мужик начал в то же время становиться демократом, начал свергать попа и помещика".

Русские рабочие и их сознательный, революционный авангард - рус-

стр. 1

ские большевики - полны чувства национальной гордости за великорусскую нацию, создавшую русский революционный пролетариат, родившую гения и светоча человечества Ленина, выработавшую одну из наиболее передовых культур - русскую культуру - и ее высшее достижение - ленинизм.

Лучшие сыны русского народа были всегда горячими патриотами своей родины. Это был не "квасной патриотизм" черносотенных помещиков и либеральных буржуа, умилявшихся бедности, нищете и отсталости России, грабивших ее народ и боявшихся неизбежного часа возмездия. Русские "самодержцы всероссийские" с их придворными кликами из русских проходимцев и "истинно-русских" немцев Биронов, Бенкендорфов, Каульбарсов, Плеве, Рененкамфов, Врангелей и других иностранных прохвостов никогда не были патриотами великой русской страны. Это были враги русского народа, враги его свободы, его культуры.

Отношение господствующих классов к "своему" русскому народу как нельзя откровеннее выразил небезызвестный депутат IV государственной думы русский помещик Шульгин в своих записках о февральской революции 1917 года. Он писал о восстании рабочих и солдат, сбросившем с плеч народа романовскую монархию:

"Пулеметов - вот чего мне хотелось, ибо я чувствовал, что только язык пулеметов доступен уличной толпе и что только он, свинец, может загнать обратно в его берлогу вырвавшегося на свободу страшного зверя... Увы, этот зверь был... его величество русский народ".

Только партия большевиков - передовой отряд рабочего класса, трудящихся нашей страны - воспитывала и воспитывает в русском народе высокие чувства патриотизма, национальной гордости, истинного национального достоинства.

Советский патриотизм русского народа - это любовь к социалистической родине, отечеству трудящихся всего мира. Советский патриотизм неразрывно связан с пролетарским интернационализмом, с симпатиями к трудящимся всего мира, борющимся против варварства фашизма, против зверства империалистической буржуазии, против угнетения и порабощения в странах буржуазной демократии.

У советского народа вызывает восхищение высокий патриотизм героического испанского, великого китайского народов, отстаивающих против фашистских интервентов свою родную землю, свою национальную независимость.

Только тот - подлинный пролетарский интернационалист, кто по-ленински, по-сталински полон национальной гордости за свой мужественный, свободолюбивый народ, давший на деле всему человечеству "великие образцы борьбы за свободу и социализм" (Ленин).

Русский народ полон национальной гордости потому, что царская Россия, бывшая "очагом всякого рода гнета - и капиталистического, и колониального, и военного, - взятого в его наиболее бесчеловечной и варварской форме" (Сталин), что эта его родина "стала очагом ленинизма" (Сталин) - этого самого передового, самого интернационального, самого научного, самого революционного учения, какое когда-либо знала история человечества.

Народы СССР, трудящиеся всего мира безмерно признательны русскому народу за то, что он воплотил в жизнь великое пророчество Ленина 1894 года о том, что "русский рабочий , поднявшись во главе всех демократических элементов, свалит абсолютизм и поведет русский пролетариат (рядом с пролетариатом всех стран ) прямой дорогой открытой политической борьбы к победоносной коммунистической революции"1 .

Ленин еще в 1902 году в своей исторической работе "Что делать?" пророчески писал, что перед русским пролетариатом история поставила "бли-


1 В. И. Ленин. Соч. Т. 1, стр. 194.

стр. 2

жайшую задачу, которая является наиболее революционной из всех ближайших задач пролетариата какой бы то ни было другой страны. Осуществление этой задачи, разрушение самого могучего оплота не только европейской, но также (можем мы сказать теперь) и азиатской реакции сделало бы русский пролетариат авангардом международного революционного пролетариата"1 .

Эти вещие ленинские слова сбылись полностью.

Руководимый великими гениями человечества - Лениным и Сталиным - "революционнейший в мире пролетариат, имевший в своем распоряжении такого серьезного союзника, как революционное крестьянство России" (Сталин), стал гегемоном в величайшей народной революции и сыграл решающую, ведущую рать в свержении царской монархии и разгроме дотла буржуазного строя, в установлении диктатуры рабочего класса и создании социалистического государства рабочих и крестьян. Там самым осуществилось предвидение Ленина о том, что "великой будет социалистическая роль великорусского пролетариата, как главного двигателя коммунистической революции, порождаемой капитализмом"2 .

Именно поэтому растут и крепнут дружба и любовь всех народов СССР к первому среди равных, к ведущему среди передовых - к великорусскому народу, к его пролетариату, к его замечательной культуре и прекрасному языку.

* * *

Кровавые псы и тупорылые свиньи международного фашизма ненавидят лютой ненавистью Советский Союз, который стоит, "как маяк, заражая духом освобождения рабочий класс осело мира и вызывая бешенство у врагов рабочего класса" (Сталин). В лютой злобе враги нашей родины пытаются утверждать, будто СССР как государство не существует, будто СССР есть не что иное, как простое географическое понятие. Потерявшие голову фашистские мракобесы не только пытаются "закрыть" СССР, забыв, что "сие от них не зависит": они пытаются также "закрыть" и самый русский народ. Фашистский "фюрер" Гитлер заявил: "Не государственные дарования славянства дали силу и крепость русскому государству. Всем этим Россия была обязана германским элементам".

Русскому народу хорошо памятны эти "германские элементы" - палачи и жандармы романовской монархии, разорявшие Россию, позорившие и продававшие ее.

История великорусского народа - это история его борьбы за независимость и свободу, против многочисленных его врагов, завоевателей и интервентов, в том числе против "германских элементов".

Великие образцы борьбы за свою свободу и свою независимость показал всему миру русский народ. И в этой тяжелой и полной опасностей борьбе великорусский народ множил и развивал свои замечательные качества народа-борца, народа-свободолюбца, и Русская земля, им защищаемая, крепла и росла: "Претерпев судеб удары, окрепла Русь".

Эти "судеб удары" ставили нередко на край гибели как родину и культуру великорусского народа, так и его собственное существование.

Русские славяне проделывали поистине легендарные походы через необозримые просторы Восточной Европы. "Римская империя узнала, - говорит историк Карамзин, - что есть славяне, ибо они пришли и разбили ее легионы". Стоит только вспомнить раннюю зарю истории русского народа - святославовы героические походы из Киева в Константинополь и "в болгары". А через 900 лет сыны русского народа проявляли храбрость и бесстрашие, совершали неслыханные в мировой истории победоносные походы: брали Берлин (в семилетнюю войну); под руководством великого русского полко-


1 В. И. Ленин. Соч. Т. IV, стр. 382.

2 В. И. Ленин. Соч. Т. XVIII, стр. 83.

стр. 3

водца Суворова, которому многим обязана русская военная история, спускались в Северную Италию, поднимались на крутизны Альп, пробирались через неведомые ущелья, проходили через чортовы мосты.

Русскому народу, его воинам приходилось не раз тягаться с "германскими элементами": со шведами на Неве, с германскими "прохвостами", с "варварами-болванами", с "псами-рыцарями", как их называет в своих "Хронологических выписках" Маркс, на Чудском озере. Новгородцы своей "грудью приостановили продвижение на Восток германских оккупантов. В итоге этих битв "германские элементы" надолго потеряли охоту к попыткам подчинить себе свободолюбивый русский народ.

Русский народ на своих плечах вынес страшное монголо-татарское нашествие. Ценой громадных жертв в битве на Куликовом поле он нанес решающий удар татарскому владычеству и тем самым отстоял не только свою национальную свободу, свою государственную независимость, но и спас народы Европы от величайших бедствий, разорения и варварства.

"России определено было высокое предназначение, - писал Пушкин. - Ее необозримые равнины поглотили силу монгол и остановили их нашествие на самом краю Европы, и варвары не осмелились оставить у себя в тылу порабощенную Русь и возвратились на степи своего Востока. Образующееся просвещение было спасено растерзанной и издыхающей Россией... (А не Польшею, как еще недавно утверждали европейские журналы...)". Именно великорусский народ как в битве с разбойничьим тевтонским орденом удержал продвижение оккупантов на Восток, так сейчас он задержал продвижение насильников-татар на Запад. Тем самым именно он отстоял культуру Европы, а не польские паны и шляхтичи, которые висят на наших западных границах как злейшие псы германского "рыцарства", германского фашизма.

Русские народные массы в (великом народном движении встали против вторгшихся в русские земли, в Москву польских авантюристов, поднявших воровское знамя их ставленника Лжедмитрия. Нижегородцы, рязанцы, москвичи - весь русский народ под руководством великих русских граждан Минина и Пожарского вышвырнул вон кровавых польских интервентов и темных рыцарей легкой наживы.

Почти через 500 лет после невской битвы шведы, лучшая армия в мире, руководимая прославленным полководцем Карлом XII, использовав измену украинского гетмана Мазепы, проникли через Польшу на Украину. Русские войска с Петром I во главе решили судьбу шведов у Полтавы.

Чего не удалось сделать Карлу XII, пытался совершить французский император Наполеон Бонапарт, двинув более чем полумиллионную армию на Россию. Это была злодейская, разорявшая русскую землю и уничтожавшая русский народ интервенция. Это было военное нашествие не только французов. Наполеон впоследствии, в своем заточении на острове "Святой Елены", писал в своих воспоминаниях: "Из 400 тысяч человек, которые перешли Вислу, половина была австрийцы, пруссаки, саксонцы, поляки, баварцы, вюртенбергцы, мекленбургцы... итальянцы и неаполитанцы".

Русская армия, руководимая учеником Суворова - полководцем Кутузовым, - втрое меньшая чем армии интервентов, опираясь на могучую поддержку всего русского народа, успешно боролась против разорителей России.

Русский народ не принял на коленях (многоязычных захватчиков. Русские не сдались на милость интервента: они покинули Москву.

"Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный, -
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою".

(А. Пушкин)

стр. 4

"Москва, занятая неприятелем, - говорит Лев Толстой в своей героической поэме о 1812 годе-романе "Война и мир", - не осталась цела, как Берлин, Вена и другие города, только вследствие того, что жители ее да подносили хлеб-соль и ключи французам, а выехали из нее".

Французские оккупанты вместе с пруссаками, австрийцами, саксонцами, баварцами, вюртенбергцами, поляками и другими разорителями русской земли бежали из Москвы и из России. Их добили на своих полях и дорогах русские крестьяне-партизаны "дубиной народной войны", пока не погибло все наполеоновское нашествие.

Известный партизан отечественной войны 1812 года поэт и писатель Денис Давыдов писал в то время: "Два отшиба потрясли до основания власть и господствование Наполеона, казавшиеся непоколебимыми. Отшибы эти произведены были двумя народами, обитающими на двух оконечностях завоеванной и порабощенной им Европы, - Испаниею и Росшею". Россия этого достигла, писал Денис Давыдов, "без всяких иных союзников, кроме оскорбленной народной гордости и пламенной любви к отечеству".

Русский народ на протяжении своей героической истории еще не раз поднимался на защиту своей земли и своей национальной независимости.

Россия благодаря хозяйничанью эксплоататорских классов, благодаря господству насильнической романовской монархии бывала бита "за отсталость военную, за отсталость культурную, за отсталость государственную, за отсталость промышленную, за отсталость сельскохозяйственную" (Сталин) несмотря на трудолюбие, отвагу и мужество ее народа.

Руководимый большевистской партией русский народ вместе с другими народами нашей страны в 1917 году свергнул иго самодержавия, а затем и капиталистический строй. Но российские капиталисты и помещики решили продать свою страну и ее независимость германским империалистам, затем империалистам Антанты.

В угоду германским империалистам злейшие враги народа - Троцкий, Бухарин со своей шайкой заговорщиков толкали молодую советскую республику на войну с немцами и готовили контрреволюционный переворот с арестом и убийством Ленина, Сталина, Свердлова. Враги советского народа ринулись на социалистическую землю рабочих и крестьян.

"Империалисты Австрии и Германии, - писал товарищ Сталин в своей статье "Украинский узел", - несут на своих штыках новое, позорное иго, которое ничуть не лучше старого татарского, - таков смысл нашествия с Запада... Против иноземного ига, идущего с Запада, Советская Украина подымает освободительную отечественную войну, - таков смысл событий, разыгрывающихся на Украине... Нужда ли еще доказывать, что отечественная война, начатая на Украине, имеет все шансы рассчитывать на всемерную поддержку со стороны всей Советской России?"

Это была подлинная отечественная, народная война, война за свободу народа, против эксплоататоров и эксплоатации, за его национальное достоинство, против "обожравшегося империалистического зверя", война за социализм.

Партия большевиков и советская власть "подняли весь народ на защиту родины против нападения со стороны иностранных буржуазных держав (германский поход 1918 г., три похода Антанты), спаем нашу страну от иностранной кабалы и порабощения империалистическими государствами, обеспечили государственную независимость, отстояли свою землю ("Владивосток далеко, но, ведь, это город-то нашенский". Ленин. Т. XXVII, стр. 362) и создавали условия для развития и преуспеяния народов СССР"1 .

Русский народ выдвинул немало талантливейших полководцев граждан-


1 Постановление жюри Правительственной комиссии по конкурсу на лучший учебник для 3 и 4-го классов средней школы и о истории СССР. "Правда" N 231 от 22 августа 1937 года.

стр. 5

ской войны, войны против многочисленных интервентов и врагов русского народа. Сыны русского народа: луганский слесарь первый маршал Советского Союза нарком обороны Климент Ефремович Ворошилов, петербургский металлист Блюхер, донской казак Буденный, крестьянский сын Чапаев-это легендарные полководцы, вожди Красной Армии, разгромившие российскую контрреволюцию, опрокинувшие интервентов в моря и океаны, омывающие нашу великую родину, разбившие наголову немало виднейших генералов, стоявших во главе антисоветских армий. Освобожденные Октябрьской социалистической революцией, народы Страны советов во главе с русским народом расправились с немцами на юге, с англичанами - на севере, с японцами - на востоке, с поляками - на западе.

Народ бессмертен. И боевые качества славянских дружин, отвага и выносливость руссов, находчивость и решимость русских воинов и народа, их породившего, - все эти качества выработал в себе русский народ. Руководимый Лениным и Сталиным он применил их для иной исторической цели - для свержения насилия эксплоататоров и для руководства всеми народами СССР в борьбе за построение первого в мире социалистического государства рабочих и крестьян.

* * *

Великорусский народ своим мужеством и героизмом сумел не только отстоять свою родную землю от иностранных нашествий: он также вел совместно с другими народами нашей страны и во главе их победоносную борьбу и против насилий и издевательств бояр и царей, царских палачей, помещиков и капиталистов.

Из среды великорусского народа вырос отпор этим насилиям. Ленин говорил: "Мы гордимся тем, что эти насилия вызвали отпор из нашей среды, из среды великоруссов..."

В смутную пору "междуцарствия" боярский крепостной Иван Болотников руководит восставшими крестьянами и казаками.

Не прошло и 65 лет, как во главе крепостной голытьбы, замученных и задавленных крестьян в их борьбе против ненавистного рабского ига помещиков и дворян встал Степан Тимофеевич Разин.

Против петровских зверств над казаками и крестьянами поднял знамя восстания Булавин, а против крепостнических неистовств Екатерины II выступил Емельян Иванович Пугачев. Этот смелый, умный, мужественный вождь и полководец два года вел войну против регулярных екатерининских войск. Пугачев поколебал государство, писал о нем Пушкин, "от Сибири до Москвы и от Кубани до Муромских лесов".

Все эти и позднейшие народные крестьянские восстания кончались неизменно поражением, ибо, как указывает товарищ Сталин, "крестьянские восстания могут приводить к успеху только в том случае, если они сочетаются с рабочими восстаниями, и если рабочие руководит крестьянскими восстаниями. Только комбинированное восстание во главе с рабочим классом может привести к цели".

Ленин отмечал, что великорусский пролетариат гордится тем, что среда великоруссов выдвинула Радищева. В своей замечательной книге "Путешествие из Петербурга в Москву" Радищев, этот самый просвещенный дворянин и один из наиболее передовых русских людей своего времени, открыто выступил против екатерининского самовластия и крепостничества.

Имя Радищева вызывает чувство национальной гордости. Пушкин незадолго перед своей гибелью в черновом наброске своего бессмертного стихотворения "Памятник" писал:

"И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что вслед Радищеву восславил я свободу
И милость к падшим призывал",
стр. 6

Против самодержавия и крепостничества в царствование Александра I выступали декабристы с их другом и певцом Пушкиным. Герцен писал о людях 14 декабря 1825 года (о Рылееве, Пестеле, Муравьеве, Бестужеве, Каховском и др.), что это "фаланга героев, выкормленных, как Ромул и Рем, молоком дикого зверя". Дело декабристов, говорит Ленин, не пропало: "Декабристы разбудили Герцена".

Разночинцы во главе с мужественным и гениальным Чернышевским, указывает Ленин, подхватили, укрепили, закалили развернутую Герценом революционную агитацию. Чернышевский, Добролюбов, а до них Белинский и многие другие революционеры-демократы, эти "молодые штурманы будущей бури", как звал их Герцен, были отважными, мужественными борцами за дело народа.

Царское самодержавие замучило это поколение лучших сынов русского народа, как и следующие поколения. Царские палачи казнили их на эшафотах, гноили в крепостях и замучивали в каторжных норах Сибири.

Самые высокие революционные традиции русского народа сохранил и умножил великорусский рабочий класс, до конца революционный класс, выдвинувший из своей среды задолго до создания партии большевиков таких замечательных людей, как столяр Халтурин, ткач Петр Алексеев, металлист Обнорский и многие другие. Русский пролетариат поднялся во главе масс, впервые поднял и повел за собой к открытой революционной борьбе миллионы крестьян. "Мы полны чувства национальной гордости, -писал Ленин, - ибо великорусская нация тоже создала революционный класс, тоже доказала, что она способна дать человечеству великие образцы борьбы за свободу и за социализм..."

Неустанная революционная борьба русского пролетариата совместно с пролетариями других народов России и во главе их, стачки и демонстрации 1905 год - "кровавое воскресенье" 9 января в Петербурге и краснопресненские декабрьские баррикады в Москве, ленские события 1912 года, февральская революция 1917 года и Великая Октябрьская социалистическая революция - свидетельства мужества, сознательности, идейности русского пролетариата.

Великую историческую задачу соединения революционного марксизма, научного коммунизма, с рабочим движением в России разрешил гениальный сын русского народа, светоч и гений человечества - Владимир Ильич Ленин.

Ленин и Сталин, воспитанные на лучших, революционных традициях русского народа, последовательные до конца ученики и продолжатели дела гениев человечества Маркса и Энгельса, создали партию большевиков, повели рабочий класс на беспощадную борьбу с русским самодержавием, с помещиками и буржуазией. Ленинизм - это великое учение пролетариата, вершина русской и мировой культуры - стал священным знаменем мирового пролетариата, теорией и тактикой международной коммунистической революции.

Русский народ, его передовой класс, свой мужественный опыт борьбы, свой глубокий интернационализм, свою страстную любовь к родине и жгучую ненависть к насильникам передавал и другим народам России, которые законно видели и видят в русском рабочем классе своего признанного вождя.

Многовековый путь борьбы русского народа против насилий и зверств царского самодержавия, надругательств и эксплоатации господствующих классов России, победа Октябрьской социалистической революции и успешное социалистическое строительство привели нашу страну к победе социализма, к торжеству социалистической демократии, воплощенным в Сталинской Конституции.

* * *

Под социалистическим солнцем нашей великой советской родины распускаются и расцветают замечательные способности и таланты, строится многообразная социалистическая культура.

стр. 7

Русский народ и в прошлом, как и в настоящем, - творец замечательной культуры во всем великом многообразии ее проявлений.

"Есть две нации в каждой современной нации, - писал в 1913 году Ленин в своей работе "Критические заметки по национальному вопросу". - ...Есть две национальные культуры в каждой национальной культуре. Есть великорусская культура Пуришкевичей. Гучковых и Струве, - но есть также великорусская культура, характеризуемая именами Чернышевского и Плеханова".

Великорусский народ сумел создать, выявить и сохранить элементы демократической и социалистической культуры.

Господствующие классы царской России, боявшиеся русского народа, презиравшие его, душили, обесцвечивали культуру русского народа, народное творчество, подрезали крылья его гениальным творческим усилиям, создавали полицейские препоны и преграды на пути русского народного гения. Они раз'единяли трудящихся различных народов. Буржуазные националисты унижали культуру других народов, отрывали и противопоставляли русский народ другим народам России. Но русский народ, гениальный, мужественный и трудолюбивый, вопреки мракобесию помещичьего и капиталистического строя создал свою прекрасную национальную культуру.

"В области искусства, в творчестве сердца, - писал Алексей Максимович Горький, - русский народ обнаружил изумительную силу, создав при наличии ужаснейших условий прекрасную литературу, удивительную живопись и оригинальную музыку, которой восхищается весь мир. Замкнуты были уста народа, связаны крылья души, но сердце его родило десятки великих художников слова, звуков, красок".

И прежде всего русский народ создал основу своей культуры - свой чудесный русский язык, "прекрасный русский язык, который так хвалил Тургенев" (Ленин).

Классик русской литературы, Иван Сергеевич Тургенев в одном из своих предсмертных "стихотворений в прозе", озаглавленном "Русский язык", писал:

"Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык... Нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу".

Ломоносов в своей "Российской грамматике" дал следующую оценку русского языка:

"Карл пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским с друзьями, немецким с неприятельми, италиянским с женским полом говорить прилично. Но есть-ли бы он российскому языку был искусен, то конечно к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно. Ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италиянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка".

А другой великий сын русского народа, "гигант Пушкин, величайшая гордость наша и самое полное выражение духовных сил России" (Горький), сделавший наш русский язык - по природе своей богатый и гибкий - выразительнейшим языком среди всех народов земного шара, писал:

"Язык славяно-русский имеет неоспоримое преимущество перед всеми европейскими: судьба его была чрезвычайно счастлива. В XI веке древнегреческий язык вдруг открыл ему свой лексикон, сокровищницу гармонии, даровал ему законы обдуманной своей грамматики, свои прекрасные обороты, величественное течение речи... Сам по себе звучный и выразительный, отселе заемлет он гибкость и правильность".

Отвечая на злопыхательства своих критиков, упрекавших его в употреблении народных слов, Пушкин в примечаниях к "Евгению Онегину" писал: "Не должно мешать свободе нашего богатого и прекрасного языка",

стр. 8

Маркс и Энгельс изучали русский язык. Они знали все тонкости его строения. Маркс переписывался на нем с русскими общественными деятелями, читал в подлиннике "Слово о полку Игореве", сочинения Пушкина, Салтыкова-Щедрина, Чернышевского; Энгельс, как и Маркс, в своих экономических работах цитировал "Евгения Онегина". Энгельс говорил с русском языке, что он всемерно заслуживает изучения сам по себе, ибо "это один из самых сильных и самых богатых живых языков"1 . По поводу перевода его брошюры на русский язык Энгельс писал Вере Засулич: "Какой красивый русский язык: все преимущества немецкого без его ужасной грубости"2 .

Лучший поэт нашей эпохи - Маяковский - в своем стихотворении "Нашему юношеству" писал:

"Да будь я
      и негром преклонных годов,
и то
    без унынья и лени
я русский бы выучил
      только за то,
что им
      разговаривал Ленин".

Таков государственный язык - первый среди равных - нашей великой социалистической страны.

Таков язык Ленина и Сталина.

На этом языке русский народ создал литературу, достойную и своего языка и своего народа. Он создал былины о богатырях, олицетворяющих его лучшие качества, он создал народные песни, выражающие самые глубокие его чувства, он создал "Слово о полку Игореве" - величайшее произведение древнейшей русской литературы, замечательный художественный памятник своего героического прошлого.

Советские патриоты должны помнить такого деятеля русской культуры, как первопечатник Иван Федоров, подвизавшийся в мрачное царствование Ивана IV Грозного. Велика историческая заслуга царского первопечатника Ивана Федорова, о котором надгробная надпись гласит, что он был "друкарь книг перед тем невиданных". Мракобесы тогдашней правящей Московии разгромили и сожгли первую русскую книгопечатню Ивана Федорова.

Русский народ вправе гордиться своими писателями и своими поэтами. Он дал миру гениального Пушкина, создателя русского литературного языка, родоначальника новой русской литературы, обогатившего человечество бессмертными произведениями художественного слова.

Другой гений русского народа, Гоголь, писал еще при жизни Пушкина о нем: "При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте... В нем, как будто в лексиконе, заключилось все богатство, сила и гибкость нашего языка... Пушкин есть явление чрезвычайное, и, может быть, единственное явление русского духа..."

Именно потому, что Пушкин так глубоко национален, он стал поэтом интернациональным. Все народы Советского Союза, единые в своем многонациональном разнообразии, все культурное, прогрессивное человечество преклоняются перед великим гением Пушкина и черпают в нем для себя, для своей жизни и борьбы самые передовые и глубокие мысли, самые пламенные и благородные чувства.

Гений Пушкина оплодотворил русскую литературу, ставшую самой передовой, ведущей как по форме, так и по содержанию литературой. За


1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Т. XV. стр. 239.

2 К. Маркс и Ф. Энгельс. Т. XXVII, стр. 362.

стр. 9

100 лет, прошедших со дня гибели Пушкина, русский народ дал исключительное обилие и разнообразие гениев и талантов в литературе, как, впрочем, и в других областях искусства и культуры.

Дорогими русскому народу и всем народам Советского Союза вехами, отмеченными гением и талантом подлинной народности, высятся на славном пути русской литературы ее писатели и поэты. Ровесник Пушкина Грибоедов, "Шекспир комедии", как его называл Белинский, создал гениальную патриотическую, в лучшем значении этого слова, комедию "Горе от ума", которая, по словам Пушкина, "произвела неописанное действие и вдруг поставила его наряду с первыми нашими поэтами". "Горе от ума" было запрещено царским самодержавием. Как и стихи Пушкина, будущие декабристы эту комедию распространяли как политический документ в бесчисленных списках. "Горе от ума" - бессмертное творение русского национального гения.

Гоголь, чье появление в русской литературе так радостно приветствовал Пушкин, чей горький смех был от любви к своему народу, в своем "Ревизоре", "Мертвых душах", "Петербургских повестях" раскрыл, обнажил всю мерзость, всю подноготную николаевской России. "Мертвые души" потрясли Россию", - писал Герцен. Чернышевский назвал период после Пушкина гоголевским периодом русской литературы.

Пушкин и Гоголь - гиганты русской культуры и русской литературы. За ними - продолжатели их великого дела, великие художники слова, подлинные сыны великого народа.

Лермонтов, писавший о себе, что он, как Байрон, "гонимый миром странник, но только с русскою душой". Тургенев, которого так любил читать и язык которого так высоко ценил Ленин. Поэт и писатель народоволец Якубович-Меньшин ("П. Я.") в нелегальной прокламации по поводу смерти Тургенева писал, что "он служил русской революции сердечным смыслом своих произведений". Поэт-гражданин Некрасов, чье творчество, истинно народное, полно гнева и печали, учит страстной любви к народу и его родине, страстной ненависти к врагам народа. Островский, великий русский драматург, замечательный художник слова, целиком принадлежит русскому народу. Русский критик Добролюбов назвал действительность, показанную Островским в его драмах и комедиях, "темным царством", он признал Островского лучшим после Гоголя представителем драматического искусства в русской литературе. Лев Толстой - "великий писатель земли русской", как его назвал Тургенев. Ленин писал о Толстом, что он "сумел поставить в своих работах столько великих вопросов, сумел подняться до такой художественной силы, что его произведении заняли одно из первых мест в мировой художественной литературе", что "его мировое значение, как художника, его мировая известность, как мыслителя и проповедника, и то и другое отражает, по-своему, мировое значение русской революции"1 . Чехов - это "Пушкин в прозе", как его назвал Лев Толстой. "Никто до него не умел, - говорит о Чехове Максим Горький, - так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденщины. Его врагом была пошлость; он всю жизнь боролся с ней, ее он осмеивал и ее изображал бесстрастным острым пером". Маяковский - гордость русской поэзии, - о котором товарищ Сталин сказал, что он "был и остается лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи". Громадный русский талант - А. Толстой. Рожденный советской, сталинской эпохой - Шолохов.

По-особому чтит русский народ своего национального гения Горького, великого пролетарского писателя великого народа, гениального художника слова, законного преемника Пушкина и Толстого, Белинского, Добролюбова и Чернышевского.


1 В. И. Ленин. Соч. Т. XIV, стр. 400

стр. 10

Горький вместе с рабочим классом России, рядом с Лениным и Сталиным прошел героический путь социалистической революции.

Горький - буревестник пролетарской революции, Горький - беззаветный друг тех, кто с таким энтузиазмом, под руководством партии Ленина - Сталина, строит новое, социалистическое общество, вдохновитель их борьбы за коммунизм, преданный им до последнего своего вздоха, - за это умерщвлен троцкистско-бухаринскими злодеями, извергами рода человеческого, врагами русского народа. После Ленина Горький - самая тяжелая утрата для нашей страны и для всего человечества. "Душевно, глубоко и непосредственно близко стоял Горький к нам, к людям своей эпохи, которым он так много дал гениальным художественным словом, своей безмерной любовью к трудящимся и борьбой за свободного человека, примером всей своей замечательной, неповторяемой жизни... Рабочие и все трудящиеся видят в Горьком себя, своего человека, свою жизнь, судьбу, свое будущее. Вот почему Горького так любили, любят и будут любить трудящиеся нашей страны и трудящиеся других стран" (Молотов).

Русский народ выдвинул из своей среды таких гигантов общественной мысли, разночинцев и демократов, как "неистовый Виссарион" - Белинский - основоположник русской литературной критики, чьи статьи поистине гениальны. Русский народ выдвинул таких мужественных писателей, как Добролюбов и Чернышевский, как Салтыков-Щедрин.

Маркс и Энгельс юношу Добролюбова, как и Чернышевского, ставили наравне с немецким просветителем Лессингом и французским энциклопедистом, идейным предтечей французской буржуазной революции 1789 года Дидро. О Добролюбове писал Ленин, что "образованной и мыслящей России дорог писатель, страстно ненавидевший произвол и страстно ждавший народного восстания против "внутренних турок" - против самодержавного правительства"1 .

Чернышевского Маркс называл великим русским ученым и критиком, он высоко ценил его как единственного действительно оригинального мыслителя, сочинения которого полны самобытности, силы и глубины мысли. Ленин любил Чернышевского, он говорил о нем как о великом русском социалисте домарксова периода.

О гиганте русской литературы писателе-сатирике Салтыкове-Щедрине писал Горький: "Широта его творческого размаха удивительна. Щедрин шел в ногу с жизнью, ни на шаг не отставая от нее. Это не смех Гоголя, а нечто гораздо более оглушительно правдивое и могучее".

Золотая книга устного народного творчества полна художественной правды, глубоких чувств и мудрых мыслей.

Русская классическая литература занимает первое место среди самых совершенных образцов мирового человеческого гения. Влияние Пушкина, Гоголя, Толстого, Горького на мировую литературу бесспорно. Русская классическая литература всегда была сильна, говорит Алексей Максимович Горький, "страстным стремлением к решению задач социального счастья, проповедью человечности, песнями в честь свободы, глубоким интересом к жизни народа, целомудренным отношением к женщине, упорными поисками всеобщей всеосвещающей правды".

Законный наследник всего великого прошлого русской литературы, советская русская литература является самой идейной, самой передовой и самой революционной литературой, ибо "советская литература - плоть от плоти и кость от кости нашего социалистического строительства" (А. Жданов).

Русский народ вправе гордиться и своими деятелями науки, свидетельствующими о неиссякаемом творческом гении русского народа.

Славный ряд русских ученых открывает собой в XVIII веке гениальный сын русского народа Михаил Васильевич Ломоносов. Поэт, создатель рус-


1 В. И. Ленин. Соч. Т. IV, стр. 346.

стр. 11

ского литературного языка, грамматик, физик, химик, математик, геолог, металлург - это был гений всесторонний, подобно итальянцу Леонардо да Винчи и немцу Гете.

Россия гениального поэта и писателя Пушкина, великого общественного деятеля декабриста Пестеля, замечательного оригинального мыслителя Чаадаева, эта тогдашняя Россия дала гениального русского математика Лобачевского, прозванного "Коперником геометрии". Русскому народу и его гениальному сыну Лобачевскому принадлежит честь создания "неэвклидовой геометрии", открывшей миру новые, неведомые дотоле представления о пространстве, о новых началах геометрии.

Менделеев - гениальный русский химик, давший миру "периодическую систему элементов", - подобен по многосторонности своих знаний и деятельности в области науки и техники Ломоносову; Сеченов - создатель физиологической школы; Мечников - выдающийся русский ученый, творец теории иммунитета, борец со старостью; Павлов - гениальный, всемирно-известный русский физиолог, гигант мысли и труда, сделавший бессмертный вклад в мировую науку; Лебедев - великий русский физик конца XIX и начала XX века; Попов, раньше всех других открывший человечеству беспроволочное радиотелефонирование, - это русские ученые первой величины, занимающие первые места в мировой науке.

Тимирязев - гениальнейший русский естествоиспытатель, "патриарх русской агрономии", ученый-революционер - занимает особое место в русской науке и в сердце русского народа. Тимирязев неразрывными узами связал науку и революцию. Его труды "Жизнь растения", "Солнце, жизнь и хлорофил" - бессмертный вклад в мировую науку и идут следом за такой работой, как произведение Дарвина "Происхождение видов". Последние слова этого гениального ученого и великого советского гражданина были о Ленине, о счастье человечества. Мичурин - великий русский ботаник. Циолковский - гениальный русский ученый в области воздухоплавания. Карпинский - мировой ученый, отец русской геологии.

Вся эта блестящая плеяда русских ученых - плоть от плоти и кость от кости великого, гениального русского народа.

Нет такой отрасли мировой науки и человеческой деятельности, где бы русский народ не был представлен своими талантливейшими и гениальнейшими сынами.

Солнце советской демократии взрастило и умножило на советской земле новые ряды деятелей науки.

Русский народный гений, сделавший такие обильные вклады в сокровищницу мировой науки на протяжении последних 150 лет, неиссякаем. Гений русского народа в великую сталинскую эпоху творит свободно и радостно на свободной советской земле.

* * *

"Радостно до безумной гордости, - писал Горький, - волнует не только обилие талантов, рожденных Россией в XIX веке, но и поражающее их разнообразие. Мы имеем право гордиться разнообразием фактически прекрасного горения русской души".

Слова Горького целиком относятся ко всему богатству русской культуры.

Богато и разнообразно музыкальное дарование русского народного гения. Русская народная песня отражает всю глубину и все разнообразие чувств и характера русского народа.

Имена Глинки, Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова, Чайковского, Даргомыжского, Балакирева, Глазунова, Рубинштейна бессмертны.

В новом блеске и неувядаемой славе встают перед советским народом, освободившимся от уз царского самодержавия и буржуазно-помещичьего гнета, великие мастера русской музыки. Вместе с ними поднимаются новые таланты, расцветающие под солнцем Страны советов. Наши совсем юные

стр. 12

музыкальные силы одерживают одну победу за другой на арене международных музыкальных состязаний.

Русский народный гений с такой же силой сказался и в области живописи и архитектуры.

Первоклассные имена русских художников, как Брюллов, Иванов, Федотов, Перов, Крамской, Репин, Суриков, Серов, Шишкин, Айвазовский, Верещагин, Васнецов, наполняют великой национальной гордостью сердца русского народа.

Глубоко национальной передовой, реалистической является русская живопись. Ее талантливые, гениальные деятели никогда не ограничивались изображением только русской жизни. Дух национальной исключительности чужд русской живописи, как русской литературе, русской музыке, как русскому театру. Природа, жизнь, быт, чувства не только русского, но и других народов нашей страны с любовью отражены на полотнах мастеров нашего русского художественного гения.

Русская художественная культура питает многочисленные новые таланты, создающие в новых, советских условиях народную социалистическую живопись и скульптуру.

Русский народ создал театр, какого, без малейшего преувеличения можно сказать, нет нигде в мире.

Блестящая плеяда русских актеров и актрис подняла на своих плечах и довела до степени совершенства русскую театральную культуру.

Последние 150 лет, начиная от основоположника русского театра ярославского актера Волкова и крепостной трагической актрисы Семеновой, выдвинули русский театр на самое первое место в мировом театральном искусстве. Русские актеры и актрисы: Федотова, Мочалов, Каратыгин, Щепкин, Ленский, Ермолова, Собинов, Станиславский, Немирович-Данченко, Качалов, Москвин - и многие продолжатели их замечательного искусства - слава и гордость русского народа.

Русский театр стоит на таком художественном и идейном уровне, что даже враги советского народа и его недоброжелатели вынуждены отдать ему - русскому театру - пальму первенства.

Молодое кинематографическое искусство русского народа не менее чем другие отрасли русской культуры свидетельствует о русском народном гении.

Такие картины, как "Ленин в Октябре", "Чапаев", "Петр I", "Мы из Кронштадта", "Юность Максима" и "Возвращение Максима", "Депутат Балтики", "Последняя ночь", говорят о высокой идейной направленности, о художественном мастерстве русской кинематографии.

Нет такой отрасли культуры, где бы талантливый русский народ не проявил себя во всей своей зрелой мощи, где бы он не давал высочайших мировых образцов мастерства, последовательного пролетарского гуманизма, преданности тому, что есть лучшего, наиболее совершенного и прекрасного в передовом, прогрессивном человечестве.

Русская литература, русская наука, русское искусство являлись и являются образцом для всех народов нашей страны, для трудящихся всего мира. Культура народов СССР исторически связана с культурой русского народа, она неизменно испытывала и испытывает на себе благотворное влияние передовой русской культуры.

Злейшие враги народа - Троцкий, Бухарин с их бандитскими шайками, буржуазные националисты - преступно пытались в угоду ненавистникам народа и всей страны социализма опорочить русскую культуру, разорвать культурные узы, связывающие в единую семью народы Советского Союза.

Иуда-Бухарин в своей зоологической вражде к социализму, а следовательно, к русскому народу писал о русском народе как о "нации Обломовых". Гончаровское понятие "обломовщины" этот гнусный выродок пытался использовать в своих контрреволюционных целях. Это была подлая клевета на русскую нацию, на мужественный, героический, свободолюбивый народ.

Народ, который в неустанных боях, в напряженнейшем труде выковал

стр. 13

свое счастливое настоящее и который создает еще более счастливое и прекрасное будущее, этот русский народ - не "нация Обломовых", а нация Ломоносовых и Радищевых, нация Пушкина и Горького, Чернышевского и Добролюбова, нация Ленина и Сталина.

В отпрысках господствующих классов, орудовавших в крепостнической, капиталистической системе царского самодержавия, в их интеллигенции развивались черты безволия и бессилия, беспочвенной мечтательности, свойственные гончаровской "обломовщине". Русскому же народу всегда чужда была "обломовщина", русская нация никогда не была рабской нацией. Это отметил еще в свое время Пушкин, говоря устами своего собеседника-англичанина о русском крестьянине: "Взгляните на него: есть ли и тень рабского унижения в его поступи и речи... О его смышленности и говорить нечего... Переимчивость его известна; проворство и ловкость удивительны". Ленин писал в своей статье "Памяти графа Гейдена": "Раб, сознающий свое рабское положение и борющийся против него, есть революционер"1 .

Народность русской литературы и русского искусства, их гениальная художественность, подлинный интернационализм не могли и не могут не привлекать к себе лучшие, наиболее передовые элементы других народов, которые неотразимо стремились и еще более стремятся сейчас, в сталинскую эпоху расцвета народных культур, национальных по форме и социалистических по содержанию, к сокровищнице многовековой, подлинно народной русской культуры. Народы СССР с живейшим интересом и вниманием изучают русский язык, изучают искусство, литературу, науку, созданные русским народом.

В этом великом деле русский народ, его рабочий класс оказывают свою братскую помощь и поддержку всей великой советской семье народов.

Но и сам русский народ при этом черпает новые силы из прекрасных, глубоких и прозрачных источников разнообразных, национальных по форме, социалистических по содержанию, культур советских народов. Он высоко ценит и воспринимает блестящие образцы творчества народа СССР в литературе и искусстве. Русский национальный гений, вдохновляемый вождем нашим и учителем Сталиным, расцветает, переливается всеми цветами советской, социалистической радуги.

* * *

Высшим проявлением народного гения являются Ленин и Сталин - образец и пример для всех народов великого Советского Союза, для трудящихся всего мира, для всего передового, прогрессивного человечества. Ленин и Сталин воспитывают в великом героическом русском народе и вместе с ним в народах всего Советского Союза героические черты и лучшие революционные традиции.

Большевистская партия Ленина-Сталина воспитала и вырастила таких сынов народа, как товарищи Калинин, Фрунзе, Молотов, Ворошилов, Ежов, Киров, Куйбышев, и многих других замечательных большевиков - соратников Ленина и Сталина.

Партия большевиков воспитала и вырастила поколения отважных борцов за дело трудящихся нашей страны, за дело всего человечества, за коммунизм.

Русская нация, создавшая свой героический пролетариат и его авангард-партию большевиков, - всегда была нацией революционеров, народом, неизменно восстававшим против насилий и эксплоатации. Только такой народ, как русский, мог дать миру Ленина, как Грузия дала Сталина; только такая страна, как Россия, являвшаяся узловым пунктом всех противоречий империализма, могла породить ленинизм - высшее выражение русской культуры.


1 В. И. Ленин. Соч. Т. XII, стр. 7.

стр. 14

В своем поздравлении туркменским конникам товарищ Сталин писал:

"Только ясность цели, настойчивость в деле достижения цели и твердость характера, ломающая все и всякие препятствия, - могли обеспечить такую славную победу.

Партия коммунистов может поздравить себя, так как именно эти качества культивирует она среди трудящихся всех национальностей нашей необ'ятной родины".

Именно эта большевистская, ленинско-сталинская культура создала в русском народе Стаханова, Сметанина, Бусыгина, Виноградовых, Гудова, Симонженкову, Чкалова, Громова, Папанина, героических красноармейцев, смелых пограничников, славных наркомвнудельцев, десятки и сотни тысяч подобных им сынов и дочерей великого и мужественного русского народа.

* * *

Многочисленные народы Советского Союза получили освобождение от национального гнета, от гнета капиталистической и помещичьей эксплоатации благодаря Великой Октябрьской социалистической резолюции, благодаря помощи русского пролетариата. Ленинско-сталинская национальная политика русских коммунистов завоевывала сочувствие и доверие к русским рабочим со стороны угнетенных масс окраин бывшей России. Без такого сочувствия и доверия русские рабочие не смогли бы победить Колчака, Деникина, Врангеля, иностранных интервентов. И в период гражданской войны и в период мирного строительства народы Советского Союза получали необходимую поддержку, помощь людьми и средствами от русского пролетариата, от русского крестьянства, от всего трудового русского народа. Под руководством партии Ленина-Сталина русский пролетариат выделил из старейших рабочих центров: Москвы, Ленинграда, Нижнего, Урала, Иванова, Тулы - десятки тысяч творческих, организаторских сил для восстановления промышленности и сельского хозяйства, для создания социалистических условий жизни народов Советской страны.

По прямому указанию Ленина и Сталина, Красная армия шла на помощь азербайджанскому, грузинскому, армянскому народам, народам Украины и Белоруссии, таджикам, узбекам и туркменам и другим народам нашей страны, чтобы помочь им освободиться от ненавистного ига буржуазных националистов, от насилий интервентов, от межнациональной ненависти и розни. То, что товарищ Молотов сказал на приеме делегации Советской Грузии, относится полностью к истории освобождения всех народов царской России - этой "тюрьмы народов".

"Только помощь, которая пришла со стороны Великой Октябрьской революции в России, - говорил тов. Молотов, - помогла сбросить меньшевиков и покончить с кошмарным периодом их господства в Грузии. Начало действительного освобождения и полного раскрепощения сил грузинского народа надо считать с того момента, когда победившая под руководством Ленина советская, большевистская революция, опираясь на рабочие центры нашей великой страны и на Рабоче-Крестьянскую Красную Армию, пришла в 1920 году в Закавказье и затем при всемерном содействии товарища Сталина оказала должную помощь грузинскому народу и вступила в Грузию под непосредственным руководством товарища Орджоникидзе".

Великий русский поэт Маяковский правильно выразил эту мысль, написав: "Когда Октябрь орудийных бурь по улицам кровью лился, я знаю, в Москве решали судьбу и Киевов и Тифлисов".

Вот почему растет непрерывно у всех народов Советского Союза чувство безмерной и глубокой любви к мужественному русскому народу, к его передовой культуре. За руководство и братскую помощь в их национальном освобождении и хозяйственном преуспеянии народы нашей страны глубоко ценят великий русский народ.

стр. 15

Все народы Страны советов с благоговением чтут те жертвы и ту кровь, которую обильно пролил "главный двигатель коммунистической революции" - великорусский пролетариат - во имя уничтожения национального гнета и национального неравенства, во имя построения счастливой, социалистической жизни для всех советских народов.

Заслуги русского народа безмерны не только по отношению к народам своей страны, но и ко всему человечеству. Слава героического русского народа разнеслась по всему миру. Она вдохновляет отважных сынов героического испанского народа, мужественных борцов великого китайского народа, всех угнетенных и обездоленных во всем мире, все передовое и прогрессивное человечество на великие подвиги в борьбе за национальную независимость и свободу. Это заслуженная гордость и неувядаемая заслуга русского народа.

Взоры всех народов великой страны социализма, как и всего передового человечества, обращены к Москве, столице всех народов Советской России, Москве краснопресненских баррикад и октябрьских боев восставшего русского пролетариата.

Русский народ защищал Москву от татар и поляков, он создал из Москвы всероссийский пожар и сжег на нем наполеоновское нашествие, он преградил своей грудью путь к ней деникинских орд. Ленин и Сталин сделали Москву столицей всех народов Советской России. Москва - сердце советских народов - стала солнечной столицей Союза советских социалистических республик.

Москва, Кремль, красные пятиконечные кремлевские звезды, свет которых далеко и уверенно светит за стенами Кремля, за пределами Москвы, во всех концах Советского Союза, влекут к себе сердца народов всего Союза, трудящихся всего земного шара.

В сердце всех народов Советского Союза живет горячая любовь к Москве - своей красной боевой столице. Радостная мысль о родине, о Москве, о героическом ее народе, о Сталине окрыляет людей, она их вдохновляет на героические дела, на отважные подвиги.

Растет и крепнет советский патриотизм - патриотизм пролетарских интернационалистов.

Ленин и Сталин учат советский народ подлинному, пролетарскому интернационализму. В своем ответе комсомольцу Иванову товарищ Сталин указывает, что для того, чтобы обеспечить нашу советскую родину от опасностей военной интервенции и капиталистической реставрации и сделать таким образом победу социализма окончательной, необходимо соединение "серьезных усилий международного пролетариата с еще более серьезными усилиями всего нашего советского народа".

* * *

Много веков русский народ плечом к плечу с другими народами творил историю России. И только при советской власти, при диктатуре пролетариата, народы стали по-настоящему узнавать друг друга, зажили дружной, братской трудовой семьей.

Только режим советской власти, режим диктатуры пролетариата мог обеспечить мирное сожительство и братское сотрудничество народов нашей социалистической родины.

"Если частная собственность и капитал, - писал товарищ Сталин в своих тезисах "Об очередных задачах партии в национальном вопросе" X с'езду партии, - неизбежно раз'единяют людей, разжигают национальную рознь и усиливают национальный гнет, то коллективная собственность и труд столь же неизбежно сближают людей, подрывают национальную рознь и уничтожают национальный гнет".

стр. 16

Ленин и Сталин вели неустанную борьбу против шовинистического угара, которым царизм дурманил голову и отравлял душу русского народа, сади разоблачали малейшие проявления великодержавного национализма, направленного к угнетению других народов, против их национальной свободы. Товарищ Сталин неоднократно вскрывал корни шовинизма, он указывал, что "шовинизм и национальная борьба неизбежны, неотвратимы, пока крестьянство (и вообще мелкая буржуазия), полное националистических предрассудков, идет за буржуазией, и, наоборот, национальный мир и национальную свободу можно считать обеспеченными, если крестьянство идет за пролетариатом, т. е. если обеспечена диктатура пролетариата"1 .

В Сталинской Конституции, незыблемом законе социализма, провозглашено равноправие граждан СССР независимо от национальности и расы. Советская власть разгромила фашистские, буржуазно-националистические, троцкистско-бухаринские гнезда шпионов и убийц, пытавшихся разорвать узы братства, оторвать русский народ от других народов великой советской семьи.

Буржуазные националисты в угоду своим хозяевам - капиталистическим, фашистским разведкам - пытались умалить, опорочить ведущую роль русского народа, ослабить узы братства и дружбы, которыми связала все народы Советской страны до конца интернациональная, глубоко человечная национальная политика Ленина и Сталина. Лучшие же люди, подлинные патриоты своих народов, преданные делу их возрождения, (роста и расцвета, об'единились вокруг победного знамени вождей и освободителей народов Ленина и Сталина.

О такой дружбе мечтали самые светлые умы, самые прекрасные сердца человечества. Об этой дружбе поет "Соловей Казахстана" - старый акын Джамбул:

"Народы родины моей живут, как дружная семья.
Десятки братских языков журчат ручьями на свободе.
Я чувствую кипенье сил и вдохновенье соловья,
И песня дружбы всех племен невольно мне на ум приходит.
Высок Кавказ. В седых снегах наш Алатау - исполин.
И Крым, увенчанный чалмой жемчужных ту, уперся в небо.
Но Ленин выше снежных гор, и Сталин выше всех вершин.
Без них, двух гениев земли, родной народ счастливым не был..."

В борьбе за эту победу большевистской национальной политики, за создание дружбы между народами СССР великий русский народ, первый среди равных, славен как вождь, как друг, как соратник.

Русский народ, укрепляя и развивая свою республику и свою культуру, укрепляет и развивает вместе с другими народами руководимое великой партией Ленина - Сталина свое великое социалистическое государство рабочих и крестьян.

* * *

Близятся выборы Верховного Совета РСФСР как и Верховных Советов других союзных и автономных республик. И в этих выборах русский народ будет ведущим: он покажет яркие образцы большевистской организованности, ленинско-сталинской идейности, изберет в свой верховный орган наиболее достойных партийных и непартийных большевиков, государственных деятелей ленинско-сталинского типа.

Великий русский народ в дружной братской семье стоит в первом ряду борцов против всех врагов социализма. Великий русский народ возглавляет борьбу всех народов советской земли за делю всего мира, за счастье человечества, за коммунизм.


1 И Сталин "Марксизм и национально-колониальный вопрос", стр. 67.

Orphus

© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

http://libmonster.ru/m/articles/view/ВЕЛИКИЙ-РУССКИЙ-НАРОД

Похожие публикации: LRussia LWorld Y G


Публикатор:

Lidia BasmanovaКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: http://libmonster.ru/Basmanova

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

В. ВОЛИН, ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ НАРОД // Москва: Русский Либмонстр (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 25.08.2015. URL: http://libmonster.ru/m/articles/view/ВЕЛИКИЙ-РУССКИЙ-НАРОД (дата обращения: 15.12.2017).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - В. ВОЛИН:

В. ВОЛИН → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Свежие статьиLIVE
Публикатор
Lidia Basmanova
Vladivostok, Россия
2572 просмотров рейтинг
25.08.2015 (843 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)

Ключевые слова
Похожие статьи
ФИНСКОЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
Каталог: История 
Вчера · от Россия Онлайн
Американский ученый о революции на Кубе в 1933 - 1935 годах
Каталог: Политология 
Вчера · от Россия Онлайн
ИТАЛИЯ И ПРОБЛЕМА НЕРАСПРОСТРАНЕНИЯ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ
Каталог: Военное дело 
Вчера · от Россия Онлайн
Еще одна попытка оправдать интервенцию США в Советскую Россию
Каталог: Военное дело 
Вчера · от Россия Онлайн
ОБ ЭВОЛЮЦИИ ФЕОДАЛЬНОЙ ЗЕМЕЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В РОССИИ XVII - НАЧАЛА XIX ВЕКА
Каталог: Право 
Вчера · от Россия Онлайн
Планы Англии в отношении Советской Сибири
Вчера · от Россия Онлайн
"ИСТОРИЯ АФРИКИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАШИХ ДНЕЙ". ЧЧ. 1-2
Каталог: История 
Вчера · от Россия Онлайн
Новое о начале французской интервенции в Советскую Россию
Каталог: Военное дело 
Вчера · от Россия Онлайн
Рецензии. "РУССКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО В 1917-1921 гг.: ДОКУМЕНТЫ"
Каталог: Экономика 
Вчера · от Россия Онлайн
"ПРОЕКТ ФИЛОСОФСКОЙ ОБЩИНЫ" ЮПЕЯ
Каталог: Философия 
Вчера · от Россия Онлайн

ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА
Либмонстр - это бесплатный инструмент для сохранения авторского наследия. Создавайте свои коллекции статей, книг, файлов, мультимедии и делитесь ссылкой с коллегами и друзьями. Храните своё наследие в одном месте - на Либмонстре. Это практично и удобно.

Либмонстр ретранслирует сохраненные коллекции на весь мир (открыть карту): в ведущие репозитории многих стран мира, социальные сети и поисковые системы. И помните: это бесплатно. Так было, так есть и так будет всегда.


Нажмите сюда, чтобы создать свою личную коллекцию
ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ НАРОД
 

Форум техподдержки · Главред
Следите за новинками:

О проекте · Новости · Отзывы · Контакты · Реклама · Помочь Либмонстру

Русский Либмонстр ® Все права защищены.
2014-2017, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)


LIBMONSTER - INTERNATIONAL LIBRARY NETWORK