Либмонстр - всемирная библиотека, репозиторий авторского наследия и архив

Зарегистрируйтесь и создавайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Это удобно и бесплатно. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора. Делитесь с миром Вашими работами!
Иллюстрации:

Libmonster ID: RU-14117
Автор(ы) публикации: В.П.Ветров
Источник: вэб
Сайт автора(ов): личная вэб страничка

поделитесь публикацией с друзьями и коллегами

 

Из недавней истории военной ветеринарии

 Ветеринарное обеспечение горно-вьючных частей

Заслуженный ветеринарный врач Российской Федерации, профессор академии военных наук, генерал-майор ветеринарной службы запаса В.П. Ветров.

Вступление.

Начальник Ветеринарно-санитарной службы Вооруженных Сил Российской Федерации полковник  медицинской службы  Юрий  Боев сейчас на виду у всего руководства Тыла ВС и Министерство обороны в целом. Поскольку на него возложена ответственная задача и функция укомплектования  горных бригад конским составом. А также  организатора и перевозчика лошадей из Монголии в Россию воздушным транспортом. Это большая и кропотливая работа, требующая комплекса знаний; военных, специальных, гуманитарных и правовых наук, а также большого практического опыта. Сейчас в МНР работают два военных ветеринара по этому вопросу: Мануйлов Кирилл и Грацианов Петр. Партию лошадей  в 30 голов  доставят  самолетом в первых числах августа (1-6. 08. 08г.) на северный Кавказ, на аэродром Моздок. Сам Юрий Боев провел доскональную рекогносцировку районов Северокавказского военного округа, по размещению и адаптации прибывающей партии лошадей. Ведь сам факт транспортировки лошадей воздушным транспортом в мировой практике беспрецедентный. Еще не было в ветеринарной практике такого, что по количеству перевозимых животных, число их «зашкаливало» за десятки. Единичных скакунов доставляли по воздуху в арабских эмиратах, но когда везут двух жеребцов и 30 кобыл, то это уже большая проблема для всех, в том числе и для воздушного судна

 Возвращение военной ветеринарии в историческое русло.

Ветеринарно-санитарная служба Вооруженных Сил есть специальная служба тыла,  обслуживающая боевые действия войск (сил).   (Из боевых документов). У военных ветеринаров наступил очередной виток развития сферы их практического применения в этой старейшей отрасли военных знаний и практики. Начальник Ветеринарно-санитарной службы Вооруженных Сил Российской  Федерации, кандидат ветеринарных наук полковник медицинской службы Юрий Боев получает неожиданную задачу от руководства Министерства обороны, обеспечить получение, доставку, сопровождение и ветеринарное обслуживание половины табуна лошадей из дружественной страны Монголии. Задача на первый взгляд очень проста и банальна: загрузить лошадок, необходимый фураж и воду в железнодорожные вагоны, приставить туда сопровождающих лиц и пустить этот живой груз по бескрайним просторам Российских железных дорог. В недавнем прошлом подобные перевозки и перегоны конского состава и продовольственных гуртов скота осуществлялись в массовом порядке. Во время второй мировой войны и послевоенное время создавались даже временные воинские подразделения, например такие, как конные депо, в задачу которых входило перемещение ценных и продуктивных животных на территорию Советского Союза из стран Европы и той же Монголии. Тогда были перевезены и перегнаны миллионы голов лошадей и рогатого скота. При выполнении этих мероприятий были задействованы тысячи специалистов, в том числе ветеринарного профиля, затрачивались громадные материальные ресурсы, а на перемещение уходили целые месяцы. Поскольку перегон или перевозка животных требует определенных физиологических и приемлемых условий кормления и содержания, то эта задача не совсем проста, как кажется на первый взгляд. В данной же ситуации, при беглом просчете доставки коней из Монголии на территорию Северного Кавказа и при выполнении всех ветеринарных и зоогигиенических норм и требований потребовалось бы около 80 дней. Учитывая тот факт, что на железной дороге в современное время отсутствует какая-либо структура по массовому перемещению животных, командованием Тыла ВС принято решение о доставке животных воздушным транспортом. Случай действительно беспрецедентный в мировой практике. В настоящее время есть единичные перевозки ценных пород или скакунов, когда специально переоборудуются для этих целей самолеты. (При стоимости одной лошади до нескольких млн. долларов за голову, расходы не слишком- то  велики). А в данном случае перевести сразу 30 голов кобыл и с ними двух жеребцов в грузовом отсеке транспортного самолета, это весьма проблематичное занятие, и в первую очередь для самих перевозчиков, не говоря уже о сопровождающих воздушный табун ветеринаров. Не понятно как поведут себя жеребцы в присутствии самок, не нарушат ли центровку самолета при взлете и посадке, не сорвутся они с крепежей и другие непредвиденные обстоятельства. Ведь для животных, тем более таких крупных - это сильнейший стресс. Заранее предусмотрено, что «пассажиры» всего летно-конского состава в полете будут находиться в положении «стоя», в специально изготовленных «военными мастеровыми из воинской части ЦАДУ» станках. Поскольку других положений тела для здоровых животных, при транспортировке, просто не бывает. Конечно, для успокоения их на время перелета, можно применить различные медикаментозные средства, транквилизаторы и прочие испытанные методы, но это чревато последствиями, как для животных, так и для сопровождающего персонала. Но это только одна сторона практического дела. Вторая же, основная и очень забюрократизированная часть решения данного вопроса - это документальное и юридическое оформление самого акта межгосударственного перемещения животных. В эту процедуру втянуты десятки министерств и ведомств и сотни исполнителей, начиная от МИДа  и заканчивая Пограничным ветеринарным ведомством. В военной ветеринарной практике были упрощенные вопросы передачи лошадей противоположным сторонам в экстремальных ситуациях. Так например в период обострения военно-политической обстановки с КНР в июне 1969 года ветеринарный врач Виталий Ветров принимал на нейтральной полосе государственной границы между СССР и КНР в Маркакольском районе Восточного  Казахстана 120 голов лошадей, незаконно угнанных через кордон на территорию Китая с представителем пограничной комендатуры Зимунайского пограничного отряда.  Но эта процедура проходила в ускоренном темпе, с привлечением только двух исполнителей от каждой из стран и без всяких ветеринарно-таможенных формальностей, но под прицелом ручных пулеметов с обеих сторон, поскольку времена были крайне напряженными. Сейчас же в условиях мирного благоприятствования сама подготовка и оформление перевозочных документов заняла более месяца, наталкиваясь на ряд запретов и ведомственных нестыковок. И только благодаря целеустремленности и природной настойчивости начальника ВСС ВС РФ полковника медицинской службы  Юрия Боева -  потомственного кавалериста  и его заместителя подполковника Александра Эдуардовича Цыбарта проблема была решена в сжатые сроки. Для отбора лошадей в Монголию были отправлены специалисты высокого класса: это опытный тыловик и ветеринар, полковник медицинской службы Петр Грацианов  и ведущий хирург Военно-ветеринарного института майор медицинской службы Кирилл Мануйлов. Они в кротчайший срок провели экстерьерный отбор лошадей в одном из аймаков МНР, что в полторы тысячи км от столицы Улан-Батора, произвели тщательный ветеринарный осмотр и инструментальное обследование конского поголовья. С целью предупреждения заноса особо опасных инфекций на территорию России, изучили эпизоотическую и ветеринарно-санитарную обстановку мест обитания животных и пастбищ, взяли пробы крови и необходимые соскобы и смывы, персонально от каждой лошади для последующего исследования в ведущих ветеринарных центрах Минсельхоза  РФ.  Отобранных лошадей наши военные  и монгольские гражданские специалисты в течение 21 суток выдерживали в первичном карантине страны пребывания. Затем последовала погрузка в транспортный самолет Ил-86 и перелет монгольских лошадок в совершенно другую незнакомую природно-климатическую зону. Как произойдет акклиматизация и адаптация животных в новых условиях? Одному богу и военным ветеринарам это известно! Возникает законный вопрос? С какой же целью, Ветеринарно-санитарная служба ВС РФ проводит  весь этот комплекс организационных, правовых, ветеринарно-профилактических, противоэпизоотических и лечебных мероприятий? Дело в том, что в войсках сформированы горные бригады, где штатами предусмотрены горно-вьючные подразделения. Они крайне необходимы для подачи боеприпасов и материальных средств, а также в медицинском обеспечении при ведении боевых действий в условиях высокогорья, где применение вертолетов, автомобильной и другой техники, по ряду объективных природно-климатических условий, просто исключено. Для решения стоящих перед войсками задач необходим верховой, гужевой и вьючный транспорт. То есть в наступившем третьем тысячелетии мы возвращаемся к надежному и испытанному другу человека – войсковой лошади. А, как давно известно, «ближе к лошади, из всех военных - стоит только наш брат ветеринар». Исходя из реалий нынешнего времени, укомплектовать горные подразделения строевым конским составом не представляется возможным по ряду объективных причин в отечественном коневодстве. Поэтому выбор выпал на монгольские породы - выносливых, неприхотливых в кормлении и содержании, устойчивых к болезням лошадей и поддающиеся быстрому «обучению». Вот почему центральное ведомство военной ветеринарии страны под руководством полковника медицинской службы Юрия Боева, так пунктуально, трепетно и любовно относится к выполнению данной важной задачи. И самое главное - факт ветеринарного обеспечения и обслуживания войсковых животных переводит военную ветеринарию, неотъемлемую и составную часть тылового обеспечения в градацию служб обеспечивающих боевые действия войск (сил).

 Ветеринарное обеспечение горно-вьючных подразделений

Предисловие

Использование горно-вьючных подразделений в горно-лесистой местности  предопределена тем,  что в труднодоступных высокогорных районах (2000 м над уровнем моря и выше), в которых  применение   автомобильного   транспорта   ограничено   слабо   развитой  дорожной сетью. Большой крутизной затяжных подъемов и спусков, потерей мощности двигателей от 7-13%. Узкими и извилистыми дорогами с радиусами поворотов до 10 метров, что  приводит   к   невозможности   использования   прицепов и снижает  грузоподъемность автомобилей. Большим  расходом горючего в 2 и более раз превышающим нормы. К тому же конечные пункты доставки грузов автомобилями часто значительно удалены от обеспечиваемых войск. Автомобили не могут сопровождать отдельные группы и подразделения, автономно выполняющие задачи в высокогорье.

Применение вертолетов для доставки материальных средств войскам, действующим в высоких горах ограничено возможностями посадки по вертолетному в разряженном воздухе и в условиях высоких температур наружного воздуха свыше 30 С.  По метеоусловиям осенне-зимне-весеннего периода до 100 и более дней в году вертолеты не могут совершать полеты. При этом на высокогорные временные посадочные площадки необходимо заранее доставлять группы  аэродромно-технического обеспечения. Материальные средства, доставленные на площадки на высотах 2000-3000 метров затем необходимо вручную, хорошо тренированными носильщиками доставлять подразделениям и группам ВДВ, СН,  ВВ МВД и другим на высоты 3500-5000 метров.

В этих условиях необходимо оглянуться в недалекое прошлое - опыт 1942-1943гг. в битве за Кавказ и 1944г. в Карпатской операции, когда успех тылового обеспечения  войск  и  поддержание  их  боеспособности  был в зависимости  от горно-вьючных (транспортных) подразделений.

Историческая справка

Использование животных в качестве вьючного транспорта известно с древних времен практически на всех континентах Земли. Александр Македонский в своих обозах наряду с повозками имел и вьюки. В Римской армии для перевозки обычных материальных средств содержалось 170 лошадей на каждую тысячу воинов. При этом часть грузов перевозилась на вьюках. В средние века воины-дворяне и их вассалы везли в походах провиант и другие грузы на телегах и на вьючных животных. В России первые сведения о вьючном обозе мы находим в описаниях движения войск Петра I к д. Лесной во время Северной войны. Мешки и торбы с запасами часто перевозились притороченными к строевым седлам в кавказских походах и экспедициях и в последующее столетие. Правильно устроенные вьюки появились после включения в состав ряда армий горных общевойсковых, артиллерийских, инженерных, тыловых и других подразделений, частей и соединений обученных действиям в горах и оснащенных военной техникой и имуществом облегченных конструкций, малого габарита, разборных и транспортируемых на вьюках {от кухонь, носилок, повозок, боеприпасов до горных пушек и др. ВВТ). Вес это появилось в середине прошлого века: строевые седла с крючьями и специальной тарой, переметными сумками, а затем и вьючные седла местного населения (на Кавказе, Балканах). С 1845 г. разрабатываются армейские типы вьючных седел для горной артиллерии. Война России с Турцией в 1877-1878 гг. показала необходимость иметь в войсках, действующих на пересеченной местности армейский вьючный транспорт на лошадях, мулах, ишаках, яках со специальными вьючными седлами и вьюками разного назначения. Комиссия военного ведомства России, специально для этого созданная после русско-турецкой войны, рассмотрела и исследовала 21 тип вьюков, представленных разными ведомствами и отдельными изобретателями, Комиссия пришла к заключению о целесообразности принять на снабжение конструкции четырех типов вьюков с учетом их удобства, места использования, расстояния, стоимости, массы. В сущности это были верховые седла, переоборудованные во вьючные, дополненные системой крепления грузов и приспособлений для защиты животных от травм. В последующие годы вьючные седла совершенствовались (1890, 1904, 1911, 1931 и 1937 гг.).

К началу второй мировой войны комиссией ГШ Красной Армии были утверждены в качестве основных два типа вьючных седел: вьючное универсальное седло обр. 1931 г. и вьючное седло обр. 1937 г. Производство их было освоено. Они поступали на снабжение в горно-стрелковые, кавалерийские соединения, горные части и подразделения.

Главными требованиями к ним были: сохранение лошадей от побоев и потертостей при перевозке грузов с большой массой или сложной конфигурацией; небольшой вес; простота и жесткость; неподвижность конструкции; минимальное время для навьючивания и крепления перевозимых грузов.  В 1942-1943 гг. на Кавказе войскам подвозилась основная часть всех материальных средств отдельными вьючно-транспортными ротами, количество которых было около 100 (по 200 верховых и вьючных лошадей - всего 20000). В 1944 г. при подготовке Карпатской операции 4Укр. фронт формирует: во фронте - резервных ОВТР - 12; в армиях - по 3; в дивизиях по одной ОВТР; в полках, батальонах, дивизионах - по группе, взводу (15-30 вьючных животных в каждой). Вьючные седла, предназначенные для конского состава, применялись и для мулов, используемых в качестве вьючных животных. Для ишаков и верблюдов использовались свои вьючные седла, близкие по конструкции к конским.  До 1974 г. в Закавказском военном округе были отдельные вьючно-транспортные роты сокращенного состава.

 В 1985 г. были сформированы отдельные вьючно-транспортные роты в ЗакВО и ТуркВО.

 На Военно-ветеринарный отдел МО СССР и в частности на начальника Военно-ветеринарной службы МО генерал-майора медицинской службы О.С. Беленького командованием Тыла ВС СССР была возложена эта ответственная функция, которая была с честью выполнена и заслужила высокую оценку военного руководства страны.  При формировании данных кавалерийских подразделений обеспечения принимали самое активное участие военные ветеринары. В частности начальники ветеринарной службы округов: подполковники медицинской службы  Г.И. Габелок, В.М. Цыгулев (ТуркВО), А.Ф. Помазенко (СаВО), Ю.А. Сергеев (ЗакВО), офицеры военно-ветеринарной службы центра и округов, имеющие высокую горно-кавалерийскую подготовку и знание ТВД: подполковники медицинской службы  В.П. Ветров, А.С. Бессараб, майор медицинской службы  А.Г. Зимель, капитаны медицинской  службы В.Ф. Белоусов, А.Д. Клевцов, П.П. Костогрызов  и другие. Специалисты высокого класса, проводили комиссии по отбору конского состава, мулов и ослов, проводили экспериментальные исследования по эксплуатационным характеристикам в различных условиях применения животных. Особое внимание уделялось профилактике травматизма и болезней  лошадей в горных условиях, а также инфекционным заболеваниям, в частности инфекционной анемии лошадей и сапу. А военные ветеринарные врачи - асы своего дела: Алексей  Помазенко, Виктор Дырда, А.Д. Клевцов, Виталий Ветров, Геннадий Бирич, Меирхан Кожебеков, Павел Костогрызов проводили эпизоотическую и ветеринарно-санитарную разведку предполагаемых районов (уездов, провинций) боевого применения и использования служебных животных. Участвовали в рекогносцировочных и организационных мероприятиях проводимых командованием  САВО и ТуркВО. О важности мероприятий, проводимых военно-ветеринарной службой говорит тот факт, что формирование горно-вьючного подразделения и его боевого слаживания в районе г. Ош (Киргизия) находилось под личным контролем генерал-полковника В.М. Архипова, в то время начальника штаба САВО. Он неоднократно заслушивал должностных лиц службы по ряду организационных и специальных вопросов, сам проводил смотр подразделения боевого обеспечения, знал в деталях все пороки войсковых животных и другие тонкости кавалерийской подготовки и ветеринарного дела. Россия большинство сухопутных приграничных территорий имела в горных и пустынных районах от Скандинавии, Карпат, Кавказа, Средней Азии до Забайкалья, Дальнего Востока, хребтов и нагорий Чукотки и Камчатки. В большей части горных районов даже грунтовых колесных дорог для гужевого транспорта было очень мало, преобладали горные вьючные и пешеходные тропы. Особенно в высокогорных районах. Поэтому вьючный транспорт в высокогорных районах нашей страны и СНГ сохраняет свое значение, по меньшей мере, по трем причинам: во-первых, до тех пор, пока там не будут построены автомобильные дороги, позволяющие эффективно использовать автомобили современных и перспективных конструкций, способных преодолевать крутые подъемы и спуски, многочисленные серпантины с нормальными радиусами поворотов, мостами через горные реки, каньоны и ущелья  и т.д. Например, в Европе движение автомобилей по отличной дороге на Монблан с перевалом около 5000 м осуществляется круглый год. во-вторых, условие, выполнение которого позволит отказаться от вьючного транспорта в мирное время и при ведении боевых действий в высокогорных районах - наличие достаточного количества всепогодных вертолетов (самолетов с вертикальным взлетом и посадкой). в-третьих, условие - решение проблемы резкого сокращения массы полевой экипировки горно-стрелковых, парашютно-десантных и других боевых подразделений родов войск и специальных частей и подразделений, автономно выполняющих боевые задачи в высокогорье до допустимых пределов.

Выводы

-Учитывая ограниченное количество вьючно-транспортных подразделений, наличие служебных животных в субъектах федерации РФ  позволяет подобрать вьючных животных, отвечающих требованиям и наиболее подходящих категорий. (возраст, состояние, пригодность для перевозки вьюков установленной массы и размеров)

-Все категории личного состава этих подразделений  должны быть хорошо подготовлены по вопросам умелого и заботливого ухода за вьючными (верховыми, обозными) животными, иметь навыки по навьючиванию и развьючиванию грузов, правильному обращению с вьюками, вьючными седлами, упряжью, ковке животных, ремонту шорных изделий, повозок, принадлежностей. -Наличие специализированных организаций ветеринарно-санитарной службы, их оснащение и  практический опыт специалистов службы позволяет содержать конский состав в работоспособном (боеспособном) состоянии. При этом основную роль в сохранении работоспособности (здоровья) конского состава (боевой единицы) в этих подразделениях выполняют специалисты ветеринарно-санитарной службы Вооруженных Сил. А по роду решаемых специальной службой оперативно - тактических и специальных задач, в плане тылового обеспечения, военная ветеринария возвращается в свою историческую градацию - службы боевого обеспечения.

 Справочный материал  по лошадям Монголии

Монгольская порода

Ведет свое начало от диких форм джунугарских тарпанов путем естественной и народной селекции при круглогодичном пастбищном содержании. Благодаря походам Чингис-хана и его потомков, монгольская лошадь проникла во многие регионы огромного материка, вплоть до Балтики, Тихого и Индийского океанов. Монгольские лошади оказали большое влияние на создание большого количества пород в России, Средней Азии, Казахстане, Китае, Индии и некоторых других стран. Экстерьер: большая голова, короткая шея, широкая грудь, низкая холка, прямая спина, немного свислый круп, короткие и прочные ноги. Высота в холке: 136-145 см. Масть: вороная, гнедая, буланая, саврасая, пегая, чубарая и др. Особенности: монгольские лошади необыкновенно выносливы и неприхотливы. Особенности телосложения монгольской лошади сформировались в основном под действием естественного отбора в экстремальных природно-климатических условиях. Она низкоросла (в среднем 132 см. в холке), с крупной головой, короткой и толстой шеей, растянутым туловищем, короткими прочными конечностями. Копыта у неё пропорциональные, закруглённой формы, с очень плотным рогом. Грудь широкая и глубокая, круп свислый. Зимой грива, хвост и щётки монгольской лошади пышно отрастают. В монгольском табуне можно при желании отыскать лошадь любой масти, вплоть до пегих и чубарых, но больше всего светло-гнедых, рыжих, буланых, саврасых и серых. Отдельные экземпляры телосложением и мастью похожи на лошадей Пржевальского. Монгольская лошадь позднеспелая, и полностью её организм формируется к семи годам. Зато и служит она долго - лет по двадцать. По характеру монгольская лошадь спокойная, смелая и уверенная.  В Монголии с населением 2,4 миллиона человек численность лошадей составляет около двух миллионов, причем в основном это представители монгольской породы. Для сравнения: в России лошадей всего около полутора миллионов. И еще один факт. Во время Великой Отечественной войны монгольский народ оказал братскую помощь Красной Армии, передав ей более трехсот тысяч лошадей. Верхом здесь ездят все. Ведь в бескрайних степях Центральной Азии даже сегодня вся жизнь кочевника-монгола по-прежнему вертится вокруг коня. На лошадях перевозят имущество и юрты при перекочевках, пасут многочисленные стада. Кони в Монголии везде: на открытых степных просторах, у коновязей рядом с юртами. 

В монгольской культуре лошади уделяется важное место. 0 лошадях слагают стихи и песни, их рисуют художники. Даже гриф популярного национального инструмента под названием морийн хур украшен искусно вырезанной из дерева головой коня. Да и старинные протяжные песни «уртын дуу», бесценное наследие монгольской культуры, часто посвящены коням. Первая часть песни - про коня, потом - бытовые сцены, любовные переживания. Раньше эти песни даже объединяли «по мастям»: сначала пелись тринадцать куплетов про гнедых, потом тринадцать про соловых, тринадцать про вороных... В геологической летописи Земли степи являются достаточно молодыми образованиями и отличаются повышенной жизнеспособностью. Здесь развивались комплексные экосистемы, в которых особую роль играли копытные, в том числе и лошади. Ученые предполагают, что в условиях устойчивого резко континентального климата на Центрально-Азиатском плоскогорье сформировался степной тип древней лошади, давший несколько ответвлений. Среди них были дикие лошади Пржевальского и предки домашних лошадей. Однако этот вопрос окончательно не решен. И это несмотря на то, что в палеонтологии семейство лошадиных изучено более детально, чем другие млекопитающие, а регион распространения монгольской породы считается одним из очагов одомашнивания дикой лошади.  Монгольская лошадь (монгол адуу) относится к местным породам древнего происхождения. Это типичная табунная лошадь сухих степей и каменистых полупустынь. Монгольское плоскогорье расположено в глубине материка и окружено со всех сторон горными хребтами. Природа этих мест сурова. Сюда почти не проникают влажные воздушные течения: осадки крайне редки и неравномерны (100-250 мм в год). Летом заметно влияние повышенной инсоляции, а зимой свирепствуют морозы и сильные ветры. Природа и многовековой кочевой уклад создали уникальную лошадь, пожалуй, самую выносливую и нетребовательную к кормам и уходу.  
Большую часть территории Монголии занимают пастбища. Разнообразие ландшафтов, почв, растительного мира создают благоприятные условия для обитания самых разных видов копытных. Здесь водятся куланы, бараны-архары, дикие козлы-янгиры, дикий двугорбый верблюд хавтгай. Не говоря уж о том, что здесь родина последнего сохранившегося вида диких лошадей - лошади Пржевальского, по-монгольски - тахь. Монгольские воины еще в древности в совершенстве владели навыками верховой езды и стрельбы из лука с седла. В совершенствовании навыков монгольского воина-всадника большую роль играли регулярно проводившиеся скачки на длинные дистанции и охоты. Во время походов вместе с войском двигались целые табуны лошадей - на каждого всадника приходилось по несколько коней. Неудивительно, что монгольская порода, с её мощным генетическим потенциалом, оказала значительное влияние на конское поголовье Сибири, Алтая, Средней Азии, Кавказа и даже Китая и Индии.

 СТЕПНЫЕ СКАЧКИ

Монгольская порода разводится в чистоте только в Монголии. Под влиянием различий ландшафта, климата и условий содержания в отдельных районах страны сложились разные типы лошадей. Наиболее крупных лошадей разводят в западных и центральных районах страны, а самых низкорослых - в южных полупустынях. На севере страны распространен лесной горный тип, близкий к бурятской лошади. Также выделяют лошадей гобийского, архангайского, хентейского, восточного, увсуурского типов.  Монгольских лошадей используют для разъездов верхом, перевозки вьюков, пастьбы скота. Обычно лошадь изо дня в день проходит под всадником 70 км в сутки, а в однодневных переходах преодолевает 120 км и более.

 Экология по-монгольски  

Сегодня Монголия - одна из немногих стран мира, сохранивших кочевое скотоводство. С давних пор монголы старались беречь природу. В поисках воды и пастбищ кочевники двигались по строго установленным маршрутам - это предохраняло степь от вытаптывания и дальнейшей эрозии. Коневодство очень хорошо вписывалось и в степные экосистемы, и в систему хозяйствования скотоводов. Ведь лошади пасутся очень экономно, причем они скусывают наиболее сочные верхние части растений, сохраняя корни и дернину. Зимой при кочевках табуны часто пускали вперед - лошади раскапывали снег, освобождая корм для шедших следом отар овец. Вообще у овец, коз, коров не возникало особой конкуренции из-за пастбищ с лошадьми - более подвижные лошади могли кормиться и на удаленных труднодоступных пастбищах.  Табуны лошадей круглый год пасутся под присмотром опытных табунщиков. Многие из них десятки лет в седле, они хорошо знают свои сезонные пастбища, водопои и естественные укрытия от буранов. Весной табунщики подкармливают слабых лошадей, сберегают жеребых кобыл от выкидыша, принимают жеребят. Обычно за жеребятами ухаживают дети табунщика, они вместе играют, привыкая друг к другу. Заветное желание монгольских школьников - объезжать молодых скакунов и участвовать в скачках. Многие коневоды стараются получить здоровый приплод, отыскивая для своих кобыл лучших по экстерьеру и работоспособности жеребцов в других хозяйствах.  Только в седле монгол чувствует себя уверенно. Недаром народная пословица гласит:  «У монгола и его скакуна одно сердце на двоих». Отправляясь в дальний путь верхом, монгол не спешит. Ориентируясь по солнцу, он едет от перевала к перевалу. Для коня нет преград и не нужны дороги.

Как правильно подготовить лошадь к транспортировке на дальние расстояния

Исследования показывают, что каждый час транспортировки лошади для самой лошади равноценен часу шага под седлом. Как Вы думаете, Ваша лошадь готово физически к двенадцатичасовой верховой прогулке?  Часто задается вопрос: «Как много должна терять в весе лошадь во время транспортировки в трейлере?». Правильный ответ – «нисколько». Другой часто задаваемый вопрос: "Как можно снизить физическую деградацию лошади в процессе транспортировки?». Ответ примерно тот же. При правильной предварительной подготовке и знаниях правильной техники вождения коневоза и его обустройства Вы обеспечите лошади переезд на новое место без потери физических и психологических кондиций. За три дня до дальней перевозки лошадь должна получать электролит. Его лучше давать в виде порошка, растворенного в воде. Это познакомит лошадь с новым привкусом, и проводить такое приучение лучше дома. Растворенные в воде электролиты дают запах вишни или яблока. Таким образом, добавленные в воду, они будут создавать у лошадей ощущение «домашней» воды. К тому же повышенное содержание электролитов увеличивает содержание микроэлементов в теле животного. Это снижает чувство жажды у лошади в процессе транспортировки. Для расчета суточного количества требуемой воды можно пользоваться соотношением 1 литр воды на 10 кг от общего веса лошади. Или другими словами около 45-50 литров в день на среднюю лошадь. Нервные лошади при перевозке могут отказываться от воды, что провоцирует появление коликов. Таким животных за три дня до транспортировки следует добавлять минеральное масло в еду, для поддержки и стимулирования пищеварительной функции. Начинайте со 100 гр, и давайте в течении каждого кормления так, чтобы к утру транспортировочного в его рационе было около полулитра этого масла. Исключение из рациона транспортируемых лошадей овса или другой тяжелой пищи никак не связано с тем, насколько Вы их любите. Замените сено свежескошенной травой за несколько дней до перевозки. Это сделает переезд более приятным и снизит стресс в дороге. Есть несколько вещей, которые следует сделать, чтобы предотвратить получение травм во время транспортировки. За несколько дней начните давать лошади препарат B-Calm. Это вещество обычно дают для успокоения центральной нервной системы. Часто его производят в виде настойки из натуральных экстрактов трав и L-триптофана. B-Calm снимает нервную дрожь и излишнюю пугливость, что в свою очередь убережет животное от получения физических травм внутри коневоза. Однако перед употреблением этого препарата Вам следует проконсультироваться с Вашим ветеринарным врачом, чтобы исключить нежелательные побочные эффекты. Однако его применение недостаточно, чтобы полностью обезопасить себя и лошадь от происшествий. С утра перед путешествием, дайте питомцу дозу пробиотика, чтобы быть уверенным, что его пищеварительная функция не нарушится. Пробиотики – это биологически активные добавки, содержащие  бифидобактерии и лактобактерии. Жидкие пробиотики оказывают профилактическое действие быстрее, чем порошковые. Естественно, что применение этого препарата также должно быть одобрено Вашим ветеринарным врачем. Проверка подков на копытах должна проводиться за несколько дней до транспортировки. Осмотр начинайте снизу. Проверьте копытный рог, бабки, пасть. Лошадь не должна жаловаться на пальпацию, и ноги не должны греться. Если Ваша лошадь не подкована, подковывайте ее, однако это не рекомендуется делать прямо перед транспортировкой. Желательно ковать лошадей не раньше, чем за две-три недели до этого мероприятия. Важно сообщить конеперевозчику о всех медицинских проблемах с животным, чтобы он смог обеспечить перевозку всеми необходимыми медикаментами. Также расскажите перевозчику о привычках лошади, чтобы тот мог учесть их при транспортировки и доставит животному минимальное количество неудобств. Серьезно задумайтесь о том, насколько Вашей лошади будет комфортно в длительном путешествии находиться в тесном маленьком стойле и не лучше ли потратиться на коневоз, позволяющий лошади некоторую свободу. Вы можете сделать эти выводы на основе поведения Вашей лошади по опыту ее местных краткосрочных транспортировок. Помните, что частые остановки для выгрузки-погрузки лошади невозможны. Водители не смогут постоянно останавливать трейлер, так как это серьезно увеличивает время пробега. Обычно подобные ситуации дополнительно обговариваются в контракте. Неправильная транспортировка может привести к повышению температуры, простуде, ранениям, коликам, эмоциональной перегрузке и др. Главный аспект. предотвращающий перечисленное, - это правильная предварительная подготовка. Помните, дело водителя доставит Вашу лошадь из пункта А в пункт Б, а не тренировать ее погрузкам. Поэтому работа с лошадью в этом направлении позволит Вам установить приятные взаимоотношения с перевозчиком, а заранее примененные электролиты, пробиотики, минеральные масла – существенные помощники в достижении комфортности для лошади и снижению ее стресса. Ниже перечислены другие вещи, которыми необходимо обеспечить ваше путешествие; -Ветеринарное свидетельство -достаточное количество сена на все время транспортировки - Мягкая подстилка внутри транспортировочного бокса, - Крепкий недоуздок и крепкие чомбуры для фиксации лошади (обычно не предоставляется конеперевозчиком). Транспортировочные ногавки для предотвращения получения травм, если Ваша лошадь будет биться в дороге (обычно не предоставляется конеперевозчиком). Если перевозчик позволяет перевезти кроме лошади другие предметы, обязательно отметьте их и укажите в контракте. Таким образом, получатель груза будет иметь возможность проконтролировать исполнение всего заказа. Вообще, транспортные ногавки в дальних поездках не лучшее решение. Если Вы действительно думаете, что они нужны, оставьте их на лошади на несколько часов и понаблюдайте за поведением лошади. Возможно, такие ногавки выглядят надежной защитой, но в действительности они не могут защитить конечности если животное начнет бить ногами. Напротив, ногавки могут стать причиной нежелательного нагрева ног и их отечности. Многие конструкции коневозов уже спроектированы так, что минимизируют возможность получения травмы, поэтому перед применением транспортировочных ногавок подумайте дважды. Как снизить стресс лошади при транспортировке Рекомендуется использовать Фоспренил и Гамавит для профилактики транспортного стресса и сокращения времени восстановления лошадей после перевозок.Далее материал в динамике по ходу транспортирования воздушным транспортом 30 голов лошадей, выдержка в карантине и прочие кавалерийские и ветеринарные дела.

 

 

 

Orphus

© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

http://libmonster.ru/m/articles/view/ВЕТЕРИНАРНОЕ-ОБЕСПЕЧЕНИЕ-ГОРНО-ВЬЮЧНЫХ-ЧАСТЕЙ

Похожие публикации: LRussia LWorld Y G


Публикатор:

Виталий Петрович ВетровКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: http://libmonster.ru/Genvssl

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

В.П.Ветров, ВЕТЕРИНАРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОРНО-ВЬЮЧНЫХ ЧАСТЕЙ // Москва: Русский Либмонстр (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 23.06.2017. URL: http://libmonster.ru/m/articles/view/ВЕТЕРИНАРНОЕ-ОБЕСПЕЧЕНИЕ-ГОРНО-ВЬЮЧНЫХ-ЧАСТЕЙ (дата обращения: 25.04.2018).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - В.П.Ветров:

В.П.Ветров → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Свежие статьиLIVE
Публикатор
523 просмотров рейтинг
23.06.2017 (306 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
2 голос(а,ов)

Похожие статьи
Об ответственной работе военных ветеринаров по предупреждению особо опасных болезней (антропозоонозов) в центральной Азии. Из воспоминаний подполковника медицинской службы В.О. Злоказова - начальника ветеринарно-санитарной службы тыла Пограничной группы Федеральной пограничной службы Российской Федерации в республике Таджикистан.
Каталог: Военное дело 
23 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров
Свое развитие военная ветеринарная символика получила в конце XVI – в начале XVII века, когда коновалы и их ученики в «Конюшенном Указе» имели свои знаки различия по происхождению и профессиональному уровню. В последующие периоды совершенствования ветеринарной науки и практики естественно развивалась и эта немаловажная отрасль в жизни нашего общества. К сожалению, история донесла до нас обрывочные сведения о чисто ветеринарных символах и знаках, кроме установленных воинских знаках, по виду и роду войск и отдельных воинских частях и подразделениях, существовавших в русской армии.
Каталог: Военное дело 
23 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров
Многолетняя безупречная служба и личный вклад И.С. Колесниченко в решение задач ветеринарно-санитарного обеспечения войск и подготовку специалистов ветеринарно-санитарной службы отмечены многими наградами, в числе которых орден «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени (1991 г.), 25 медалей (в т.ч. 2 медали Германской Демократической Республики), почетное звание Заслуженный ветеринарный врач Российской Федерации (2000 г.) К выпуску (набора 1978 года) офицеров Военно-Ветеринарного Факультета при МВА им.К.И.Скрябина подготовлена серия публикаций о значимых лицах военной ветеринарии, внесших существенный вклад в обороноспособность страны, в части касающейся ветеринарного обеспечения войск и сил флота.
Каталог: Военное дело 
25 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров
Ветеринарно-санитарная служба, помимо Вооруженных Сил РФ, создана и выполняет свои функции в Министерстве внутренних дел РФ, Федеральной пограничной службе РФ, Федеральной службе железнодорожных войск РФ, войсках Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ и др. Каждое из указанных федеральных органов исполнительной власти осуществляет параллельное ветеринарно-санитарное обеспечение своих войск без взаимной координации действий. Однако только Ветеринарно-санитарная служба ВС РФ располагает необходимыми специализированными учреждениями.
Каталог: Военное дело 
26 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров
Участнику ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ, полковнику ветеринарной службы, Заслуженному деятелю науки и техники Республики Казахстан, Академику, НИКОЛАЮ ФЕДОРОВИЧУ ШУКЛИНУ, моему учителю, командиру и наставнику посвящается
Каталог: Военное дело 
47 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров
Я благодарен судьбе за встречу, за счастье и горечь пережитых лет, за все - то значимое, что называется одним словом – жизнь! В которой большая часть моих заслуг и достижений принадлежат твоей мудрой голове и твоим натруженным рукам.
Каталог: Психология 
75 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров
Подборка коротких рассказов и экстремальных ситуаций, запавших в память за долгую военную службу. Авиация не только привычное средство передвижения, но и единственное в условиях Крайнего Севера и Арктики. Виталий Ветров за одиннадцать лет службы на Дальнем Востоке сделал не один виток вокруг Земли на всех видах летательных аппаратов. В сознании любого летающего дальневосточника, вертушка или самолет, становятся такой же повседневной необходимостью, как автомобиль или дом родной, без которого уже не обойтись. А отношение к членам экипажа, совершенно иное, нежели, чем в гражданской авиации. Своих летунов любят, лелеют, заботятся, считают их своими родственниками
Каталог: Военное дело 
77 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров
Коперник как венец Аристотелева шабаша в Познании. Copernicus as the crown of the Aristotelian sabbat in Cognition.
Каталог: Философия 
82 дней(я) назад · от Олег Ермаков
Из истории военной ветеринарии. Ранние рассказы, казуистического направления и толка, которые имели место в жизни автора. И ему представляется, что подобное испытал каждый ветеринарный, или простой медицинский врач, в своей практической деятельности..Одним словом анекдоты.
Каталог: Военное дело 
90 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров
Фундамент видящих очей. The foundation of the seeing eyes.
Каталог: Философия 
124 дней(я) назад · от Олег Ермаков

ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА
Либмонстр - это бесплатный инструмент для сохранения авторского наследия. Создавайте свои коллекции статей, книг, файлов, мультимедии и делитесь ссылкой с коллегами и друзьями. Храните своё наследие в одном месте - на Либмонстре. Это практично и удобно.

Либмонстр ретранслирует сохраненные коллекции на весь мир (открыть карту): в ведущие репозитории многих стран мира, социальные сети и поисковые системы. И помните: это бесплатно. Так было, так есть и так будет всегда.


Нажмите сюда, чтобы создать свою личную коллекцию
ВЕТЕРИНАРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОРНО-ВЬЮЧНЫХ ЧАСТЕЙ
 

Форум техподдержки · Главред
Следите за новинками:

О проекте · Новости · Отзывы · Контакты · Реклама · Помочь Либмонстру

Русский Либмонстр ® Все права защищены.
2014-2017, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)


LIBMONSTER - INTERNATIONAL LIBRARY NETWORK