Либмонстр - всемирная библиотека, репозиторий авторского наследия и архив

Зарегистрируйтесь и создавайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Это удобно и бесплатно. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора. Делитесь с миром Вашими работами!
Иллюстрации:

Libmonster ID: RU-6613

поделитесь публикацией с друзьями и коллегами


Как я и Любовь Полищук играли на сцене Кремлевского Дворца съездов

Григорий Заславский

КРЕМЛЕВСКАЯ елка тоже имеет свою историю. И свои традиции, ныне, как и прочие замечательные советские традиции, совсем позабытые. Ну, например. Раньше каждый год числа двадцать пятого декабря в программе "Время" был такой обязательный (среди других обязательных) сюжет. Корреспондент рассказывал, как долго елка росла и наливалась соками в Сибирской тайге, ждала своего счастливого часа, и вот наконец пришли лесорубы, спилили ее, и теперь двадцатиметровая лесная красавица засверкает разноцветными яркими огнями на главной елке страны в Кремлевском Дворце съездов. Все показывалось: как еще растет, как падает, спиленная, как везут, как устанавливают в беломраморном фойе.

Билеты на Кремлевскую елку достать было непросто, а стоили они завидно дешево - 1 рубль 80 копеек. С двух сторон глянцевого билета было по отрывному талону - с одной стороны "Контроль", с другой - "Подарок", и главное было - не перепутать концы. Все другие елки были дороже, а подарки - хуже.

КРУГ ИЗБРАННЫХ

Осенью 81-го года мне позвонил мой друг Дима Жумаев и спросил, не хочу ли я поучаствовать в Кремлевской елке, - папа его там директорствует и все пути открыты. Я, конечно, согласился.

Пионеров, так или иначе задействованных на Кремлевской елке, можно было условно поделить на три категории. Первые встречали детей у гардероба, помогали раздеться самым маленьким, выстраивали их по классам и провожали в зал. За этот труд они получали один бесплатный билет. Вторые до начала представления и после его окончания занимали детей под руководством лауреата Первого Всесоюзного конкурса артистов-массовиков Нины Клоковой. Долгое время мы с Димой помнили всю их программу (как долго наизусть по ролям мы без запинки повторяли все реплики мультфильма, который крутили перед началом каждой елки), сейчас в голове остались только последние две строчки из какого-то стиха - первые две менялись (ну, например: "тра-та-та-та-та-та-та-та-та, Мы живем по ленинским заветам"), а последние две хором должен был подхватывать весь зал: "Приумножит подвиги отцов/ Пионерия Страны Советов!" (победителей своих викторин массовики вызывали на сцену и премировали проходом - "По сцене Кремлевского! Дворца! Съездов!"). Этих вместе с нами кормили еще и бесплатными обедами.

И, наконец, третья, самая высокооплачиваемая группа - пионеры-герои. То есть те, которые выходили на сцену и участвовали в представлении, всегдашние добрые герои Кремлевских елок (во всяком случае на моей памяти ни одно представление не обходилось без пионерского вмешательства - именно благодаря пионерам и приходил в конце концов Новый год). Нас бесплатно кормили обедами и полдниками в банкетном зале, кроме того, за каждую елку мы получали по 6 рублей - тогда такой ставкой мог похвастаться не всякий эстрадный артист.

"СКАЗКА О ВОЛШЕБНОЙ МИНУТКЕ"

Наше новогоднее представление называлось "Сказкой о Волшебной Минутке". По сюжету Дед Мороз со Снегурочкой приезжали на елку в Кремль, и, когда до наступления Нового года оставалась минутка, вдруг "звучала нестройная музыка, завывание ветра", в луче прожектора появлялась злая героиня Фея Мода (Любовь Полищук) со свитой таких же отрицательных модников и модниц (яркие костюмы из малинового шелка), и уносили они в просторы Вселенной Волшебную Минутку, без которой часы не могли пробить 12 раз. Снегурочка вместе с Буратино понимала, что помочь в такой ситуации могут только волшебники. "Ребята, среди вас волшебники есть?" - обращалась она к залу. "Есть! Есть!" - и двое юных техников выбегали из первого ряда на сцену (это и были мы; на генеральной репетиции я выскочил на сцену, оставив на своем месте сумочку, в которой были пропуск, 12 рублей и удостоверение члена добровольного общества охраны природы; вокруг оставались сидеть корреспонденты "Пионерской правды", "Известий" и несколько ответственных профсоюзных работников, но когда я вернулся, сумочки не было). Дальше позволю себе процитировать оставшуюся у меня страничку сценария:

"(в руках у них портативный прибор)

Снегурочка: А вы, ребята, нас не разыгрываете? Вы правда волшебники?

Юные техники: Мы - юные техники. А это почти одно и то же. Да вы что, не помните нас? Мы же в прошлом году для Кремлевской елки машину времени придумали.

Снегурочка: Ну а чем вы нам сейчас сможете помочь?.."

Конечно, Фея Моды проигрывала в этой неравной схватке Добра со Злом, и вместе с Волшебной Минуткой, Снегурочкой и Дедом Морозом мы возвращались в Москву, по пути останавливаясь там, где это было нужно. На БАМе нас встречал "Бамовским танцем" лауреат ХI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Гаване ансамбль эстрадного танца "Сувенир". На Севере нас приветствовала фольклорная группа из Якутии, в солнечной Грузии Деда Мороза обнимали джигиты из Детского ансамбля танца города Кутаиси Грузинской ССР... Так, не спеша, мы добирались до Москвы. Вот-вот должен был наступить Новый год, и пока Дед Мороз, по сюжету, шел в Кремлевский Дворец съездов, опускался экран - на нем маленьким зрителям напоминали про важнейшие события уходящего года. Где-то в левом углу загорался квадратик с общим планом ХХV съезда КПСС, ниже - металлурги разливают сталь, ниже - убирает хлеба комбайн... Но такая последовательность продержалась до первой сдачи нашей сказки - профсоюзному начальству из ВЦСПС. К следующему прогону - для товарища Пастухова, в то время первого секретаря ЦК ВЛКСМ, - в первом "окошке" показывался Леонид Ильич на трибуне съезда, в следующем кадре давался общий план с президиумом и трибуной, остальные картинки остались прежними.

На генеральной репетиции, в присутствии товарища Гришина, перед тем, как начиналась демонстрация полиэкранных возможностей местной техники, крупным планом - во весь экран! - загоралось светлое лицо генсека, склонившегося над бумагой. Этот кадр уменьшался и "отправлялся" в левый верхний угол, после чего ниже появлялся квадратик с обложками "Малой земли", "Возрождения" и "Целины", в следующем кадре - крупный план товарища Брежнева на трибуне ХХV партсъезда, в следующем - верхнем в правой колонке - дети видели общий план партийного форума. И только затем в двух оставшихся "дырочках" начинали мелькать сталевары, доярки, комбайнеры... Когда экран поднимался, на сцене стояли все положительные герои и, конечно, мы в самых первых рядах, выбегал маленький мальчик Саша Белоусов в костюмчике Нового, 1982-го года, загоралась елка, веселые детские голоса пели:

Огни всех цветов зажжены,

Игрушки блестят с вышины, -

Московская Кремлевская -

Главная елка страны...

Вместе с Дедом Морозом и Снегурочкой мы отправлялись отдыхать, а на сцену выходила нам на смену команда артистов-массовиков, развлекавших детей, которые ждали с нетерпением, когда же их возьмут за руку и поведут в очередь за подарком. В перерывах мы не скучали - тырили подарки, охранявшиеся неважно. Вытаскивали шоколадные конфеты, вафли в серебристой обертке, после чего остатки вместе с самими коробками (в тот год сделанными в виде Боровицких башенок) прятали в пожарных стендах.

Актеры проводили свободные часы в большой курилке, Филиппов рассказывал анекдоты или садился за фортепьяно и пел частушки. За всеми внимательно следила какая-то дама, казалось, ответственная за всеобщую нравственность (хотя за тем же самым уже внимательно следила Бася Абрамовна). Дама перебегала от одной группы актеров к другой со словами: "Ну разве можно, чтобы актриса так расставляла ноги?! Актриса не имеет права так сидеть!" - показывая пальцем на Полищук, раскованно расположившуюся в углу. В конце концов она дошла до нее самой. Любовь Григорьевна выслушала даму с совершеннейшим спокойствием и, не меняя равнодушного выражения глаз, полюбопытствовала: "А как я должна, по-вашему, сидеть?" Разумеется, ответ ее не интересовал.

ДОСТОИНСТВА ФОНОГРАММЫ

Достоинства и качество организации елочных представлений в Кремле становятся очевидными лишь спустя годы. Все было записано на фонограмму. Записывались не мы - в этом отношении дирекция Кремлевской елки, бывшей в те годы одной из самых высокооплачиваемых халтур, великодушно позволяла кормиться многим; наши расплескивания руками были озвучены голосами известных артистов. Я открывал рот под заливистый голос какой-то заслуженной актрисы-травести, а моя напарница "говорила" голосом любимой всеми Клары Румяновой.

Но записывали не только слова и театральные шумы. Записывали и все ответы из зала. Скажем, Дед Мороз спрашивал в конце представления: "А знаете ли вы, ребята, чем же особенный наступающий год?" "Да, - отвечал многоголосый хор и по слогам, отчетливо докладывал: Это - год шести-де-ся-ти-ле-тия эс-эс-эс-эр". "Правильно, ребята!" Конечно, кому-то может показаться нечестным такой обман. Но те, кто продумывал все нюансы кремлевской фонограммы, знал, что делал. На елке в Лужниках, например, такой всеобъемлющей фонограммы не было. И чуть ли не в том же 1981 году это обстоятельство едва не сорвало представление, после чего бродил по Москве анекдот. По сюжету, южноафриканские расисты мешали наступлению Нового года, который мог наступить только при помощи неких борцов с апартеидом. Злые расисты, не желая, чтобы Новый год наступил, пускаются за ними в погоню. И обращаются к публике: "Ребята, вы поможете нам поймать ниггеров?" "Да-а!" - хором откликаются дети. Это "да", непредусмотренное авторами сценария, стало, говорят, поводом к разбирательству на самом высоком уровне.

С другой стороны, фонограмма имела и некоторые недостатки. Иногда приходилось обыгрывать отсутствие, скажем, Деда Мороза, который на последней елке (которую мы играли в Фонд мира), в какой-то момент просто не вышел на сцену. Голос раздается, а самого Дедушки Мороза нет!

В другой раз на сцене не появился на свою реплику Старик Хоттабыч, артист Образцовского театра Алекс Очеретянский. Он должен был подниматься из люка. Раздаются волшебные звуки какой-то среднеазиатской мелодии, вот-вот пойдет текст, а люк никак не опускается, и актера нет. Мы, надо отдать нам должное, по системе Станиславского разыгрываем совершенное удивление волшебством Хоттабыча, слушаем его слова, обратив взоры к колосникам, но и волнуемся отчасти. Наконец Очеретянский выбегает из кулисы и последние реплики успевает "произнести". После представления выяснилось, что накануне вечером в КДСе выступал балет Большого театра (располагавшего тогда этой сценой, как своим филиалом), и поверх наших люков настелили еще один пол - в результате, когда люк с Очеретянским начали поднимать, а он уткнулся головой в пол. А в клубах волшебного дыма стал еще и задыхаться... Хорошо, что в какой-то момент удалось остановить механизм, после чего Хоттабыч со всей прытью ринулся по лестницам на сцену. (Говорят, потом его выгнали из Образцовского театра за совращение малолетних. Нам он приносил порнооткрытки и очень любил переодеваться в нашем присутствии; открытки мы взяли, и однажды целая пачка их выпала у одного из пионеров прямо на сцене во время представления; а на "развратные действия" мы так и не откликнулись.)

С совершенно же неожиданной стороны фонограмма имела особые плюсы. Поскольку слова все уже записаны, можно было, открывая рот, произносить при этом нечто, к каноническому тексту не относящееся. Этой замечательной возможностью чаще других пользовался замечательный актер Малого театра Роман Филиппов. Игравший в театре Несчастливцева, Осипа, Филиппов был любимым кремлевским Дедом Морозом.

Он был действительно хороший актер и очень добрый человек. После очередной елки, когда другие актеры шли обедать или просто отдыхали, к Филиппову выстраивалась целая очередь из служителей Дворца съездов, каких-то знакомых, незнакомых: все хотели, чтобы Дед Мороз лично поговорил с их ребенком - Филиппов никогда никому не отказывал. Его благодарили, часто спиртным, и неудивительно, что к концу дня Филиппов - огромного роста, обладатель настоящего - сказочного! - баса (какой и должен быть у Деда Мороза) - выглядел усталым и шутил напропалую. Прямо на сцене пел озорные частушки, пользуясь завидной громкостью кремлевских репродукторов, доставлявших фонограмму к каждому креслу в шеститысячном зале. Бывало, ни с того ни с сего вдруг наклонится к Волшебной Минутке: "Наше поле рядом с вашим, наше колосистее, Ваши девки посисястей, наши - попи...стее". Сидевшие в первых рядах фотожурналисты сползали от смеха на пол. Дальше бас Филиппова уже не добирался. Или подойдет к Снегурочке сзади и скажет, смеясь своим оглушительным смехом: "А мы вот возьмем сейчас Снегурочку за ж..." А в это же самое время фонограммный Дед Мороз рассказывал детям про исторический партийный съезд...

Мы краснели, а Дедушка Мороз посмеивался в бутафорскую бороду. К концу рабочего дня за ним заходила жена.

ТРАДИЦИОННЫЙ ЭПИЛОГ

Уже на следующий год Деда Мороза играл другой актер, на Деда Мороза совсем непохожий. А Роман Филиппов умер через несколько лет.

Мне неизвестно, чем занимается теперь автор нашей "Сказки о Волшебной Минутке", лауреат премии Ленинского комсомола Владимир Триадский (он же - главный режиссер представления). Композитор Владимир Шаинский остается любимцем детворы и детей более старшего возраста; автор стихов, к тому времени уже известный пугачевскими шлягерами, Илья Резник не потерялся и в новых экономических условиях. Для отечественных звезд шьет свои платья художник по костюмам для Волшебной Минутки и многочисленных модников и модниц Светлана Логофет. Куда-то в тень ушел консультант нашей сказки, заместитель председателя Центрального совета Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина Г.Черный. Владимир Богачев (Насреддин) теперь - премьер Московской Оперетты; ушла и успела вернуться обратно в театр "Эрмитаж" Любовь Полищук, ставшая за эти годы народной артисткой России. Дима Жумаев поменял фамилию и стал художественным руководителем театра "Геликон". Имя директора представления Дмитрия Цванга знакомо всем, кто хотя бы однажды сталкивался с российским шоу-бизнесом.

Orphus

© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

http://libmonster.ru/m/articles/view/ГЛАВНАЯ-ЕЛКА-СТРАНЫ

Похожие публикации: LRussia LWorld Y G


Публикатор:

malpa malpaКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: http://libmonster.ru/malpa

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

ГЛАВНАЯ ЕЛКА СТРАНЫ // Москва: Русский Либмонстр (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 30.07.2015. URL: http://libmonster.ru/m/articles/view/ГЛАВНАЯ-ЕЛКА-СТРАНЫ (дата обращения: 21.08.2017).

Найденный поисковым роботом источник:



Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Свежие статьиLIVE
Публикатор
malpa malpa
malpa, США
1381 просмотров рейтинг
30.07.2015 (753 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)

Ключевые слова
Похожие статьи
Негры в США. ГАРВИЗМ
Каталог: Право 
Вчера · от Марк Швеин
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЗГЛЯДЫ ТИТА ЛИВИЯ
Каталог: Философия 
Вчера · от Марк Швеин
ЗАГАДКА ДРЕВНЕГО АВТОГРАФА
Каталог: История 
Вчера · от Марк Швеин
РУССКИЙ ПОСОЛЬСКИЙ ОБЫЧАЙ XVI ВЕКА
Каталог: История 
Вчера · от Марк Швеин
Золото? Какое золото?
Каталог: Право 
3 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ОРГАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ГОРОДОВ В РУССКОМ ГОСУДАРСТВЕ В XVI-XVII ВЕКАХ
Каталог: Строительство 
4 дней(я) назад · от Марк Швеин
БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ НАКАНУНЕ ВЕЛИКОГО ОКТЯБРЯ
4 дней(я) назад · от Марк Швеин
ПРОБЛЕМЫ НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ В ЖУРНАЛЕ "KWARTALNIK HISTORYCZNY" ЗА 1970-1976 ГОДЫ
Каталог: История 
4 дней(я) назад · от Марк Швеин
Сущность пола и игра полов в Мироздании. The essence of sex and the game of sexes in the Universe.
Каталог: Философия 
6 дней(я) назад · от Олег Ермаков
Л. А. ЗАК. ЗАПАДНАЯ ДИПЛОМАТИЯ И ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ
Каталог: Политология 
8 дней(я) назад · от Марк Швеин

ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА
Либмонстр - это бесплатный инструмент для сохранения авторского наследия. Создавайте свои коллекции статей, книг, файлов, мультимедии и делитесь ссылкой с коллегами и друзьями. Храните своё наследие в одном месте - на Либмонстре. Это практично и удобно.

Либмонстр ретранслирует сохраненные коллекции на весь мир (открыть карту): в ведущие репозитории многих стран мира, социальные сети и поисковые системы. И помните: это бесплатно. Так было, так есть и так будет всегда.


Нажмите сюда, чтобы создать свою личную коллекцию
ГЛАВНАЯ ЕЛКА СТРАНЫ
 

Форум техподдержки · Главред
Следите за новинками:

О проекте · Новости · Отзывы · Контакты · Реклама · Помочь Либмонстру

Русский Либмонстр ® Все права защищены.
2014-2017, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)


LIBMONSTER - INTERNATIONAL LIBRARY NETWORK