Либмонстр - всемирная библиотека, репозиторий авторского наследия и архив

Зарегистрируйтесь и создавайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Это удобно и бесплатно. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора. Делитесь с миром Вашими работами!
Иллюстрации:

Libmonster ID: RU-7333

поделитесь публикацией с друзьями и коллегами

GROSSMANN, H. Die geselischaftlichen Grundlagen der mechanistischen Philosophie und die Manufaktur. "Zeitschrift f. Sozialforschung". Jahrg. IV (1935), H. 2, Ss. 161 - 231.

Большая статья, представляющая критический разбор интересно задуманной, но недостаточно научно обоснованной книги Франца Боркенау "Эволюция европейского миропонимания от феодализма к капитализму" (F. Borkenau. Der Uebergang vom feodalen zum burgerlichen Weltbild. Paris, Alcan, 1935 и его же статьи "К социологии механистического- миропонимания", помещенной в данном журнале за 1933 год, стр. 133 и сл.). Разбор этот сопровождался написанной в слегка оправдывающем себя тоне заметкой редактора журнала Макса Горкгмера, указывающего, что, печатая книгу и статью Боркенау, редакция заранее имела в воду вызвать дискуссию на тему о генезисе буржуазного общества и о принципиальной проблеме связи хозяйства и духовной культуры. Интересно отметить здесь же, что издающийся в Париже журнал "Zeitschrift f. Sozialforschung" стал научным органом социал-демократов-эмигрантов из нынешней фашистской Германии и получил определенно антифашистский характер. Автор рецензии критикует Боркенау с методологических позиций "Капитала" и его основных понятий и категорий, и потому его большая статья (70 стр.) приобретает для нас интерес.

Боркенау поставил своею целью дать эволюцию понятий естествознания на фоне общей эволюции мировоззрения от Фомы Аквината через позднее средневековье и Бэкона к Декарту, которому он и посвящает значительную часть своей работы. Мировоззрение первого, выражавшее собою примат "социальной сферы", есть отражение корпоративно-сословного иерархически упорядоченного общества средневековья, поэтому и понимание природы у Аквината есть гармония упорядоченного космоса, подчиненного в конечном счете божеству и исключающего всякую идею беспокойного движения, свойственную современному мышлению. Разложение феодализма и проникновение денежного хозяйства впервые вносят диссонанс в это гармонически-оптимистическое миросозерцание, и мыслители Возрождения с их понятием человеческой судьбы как случайности ищут порядка и божественного промысла уже вне общества, в природе, ставя таким образом, в противоположность средневековью, природу в основу, из которой следует объяснить и само общество. Но в одном отношении и миропонимание Возрождения остается близким средневековью. В нем еще отсутствует принцип механистически-количественного истолкования как природы, так и общества. Возрождение, изменив взаимоотношение общества и природы и подчинив первое последней, продолжало мыслить категориями качества, как и средневековье. Механистически-математическое понимание природы, а через нее и общества появилось (думает Боркенау) только с развитием "индустриального капитализма" и его первого выражения - мануфактуры XVII века. Доведенное до крайности техническое разделение труда в мануфактуре и качественное обезличение его (так думает Боркенау!) привели сначала к количественному определению труда, а через него и к механистически-количественному пониманию природы.

Следуя по пятам за аргументацией Боркенау, Гроссман доказывает, что 1) количественное понимание природы возникло не в XVII в., а гораздо раньше и вполне ясно проведено уже у Леонардо и Галилея, 2) у Боркенау чересчур упрощенное понимание мануфактуры, о которой он судит лишь по классическим примерам мануфактуры XVIII в., приведенным у Адама Смита, и не принимает во внимание разнообразных видов ранних мануфактур, особенно децентрализованных, для которых вовсе не характерно глубоко проведенное техническое разделение труда (здесь Гроссман полностью следует определениям Маркса и черпает большими пригоршнями из 12 и 13-й глав I тома "Капитала") 3) наконец, не качественное обезличе-

стр. 152

ние труда в мануфактуре (что неверно и по существу), а появление механизмов в производстве и спорадическое применение в мануфактурах машин было источником механистического истолкования мира и природы, характерного для XVII и XVIII вв. Детально разбирая под этим углом зрения философию Декарта, Гроссман прямо указывает на постоянные ссылки философа на механизм и машины для доказательства и демонстрации своих взглядов на природу. В приложении даны тексты из Галилея, Гоббса и Декарта, подтверждающие точку зрения Гроссмана, и резюме его аргументации на английском и французском языках.

Orphus

© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

http://libmonster.ru/m/articles/view/ГРОССМАН-СОЦИАЛЬНЫЕ-ОСНОВЫ-МЕХАНИСТИЧЕСКОЙ-ФИЛОСОФИИ-И-МАНУФАКТУРА

Похожие публикации: LRussia LWorld Y G


Публикатор:

Lidia BasmanovaКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: http://libmonster.ru/Basmanova

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

ГРОССМАН. СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ МЕХАНИСТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ И МАНУФАКТУРА // Москва: Русский Либмонстр (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 22.08.2015. URL: http://libmonster.ru/m/articles/view/ГРОССМАН-СОЦИАЛЬНЫЕ-ОСНОВЫ-МЕХАНИСТИЧЕСКОЙ-ФИЛОСОФИИ-И-МАНУФАКТУРА (дата обращения: 18.07.2018).

Найденный поисковым роботом источник:



Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Свежие статьиLIVE
Публикатор
Lidia Basmanova
Vladivostok, Россия
217 просмотров рейтинг
22.08.2015 (1061 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)

Ключевые слова
Похожие статьи
Рецензии. Б. МИХЭН-УОТЕРС. САМОДЕРЖАВИЕ И АРИСТОКРАТИЯ. РУССКАЯ СЛУЖИЛАЯ ЭЛИТА 1730 г.
Каталог: История 
11 часов(а) назад · от Россия Онлайн
Рецензии. Е. Н. КУЛЬКОВ, О. А. РЖЕШЕВСКИЙ, И. А. ЧЕЛЫШЕВ. ПРАВДА И ЛОЖЬ О ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ
Каталог: Военное дело 
11 часов(а) назад · от Россия Онлайн
Рецензии. Ж. ШАРЛО. ГОЛЛИЗМ В ОППОЗИЦИИ (1946 - 1958). ИСТОРИЯ ГОЛЛИЗМА
Каталог: Политология 
11 часов(а) назад · от Россия Онлайн
Рецензии. Н. Н. ЯКОВЛЕВ. СИЛУЭТЫ ВАШИНГТОНА
Каталог: Политология 
11 часов(а) назад · от Россия Онлайн
Рецензии. С. П. ПОЖАРСКАЯ. ИСПАНИЯ И США. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО. 1936 - 1976
Каталог: Политология 
11 часов(а) назад · от Россия Онлайн
Рецензии. ИСТОРИЯ ГЕРМАНСКОГО КОЛОНИАЛИЗМА В АФРИКЕ
2 дней(я) назад · от Россия Онлайн
Рецензии. ПЕРВОЕ СЕРБСКОЕ ВОССТАНИЕ 1804 - 1813 гг. И РОССИЯ. КНИГА ВТОРАЯ. 1808 - 1813 гг.
Каталог: История 
2 дней(я) назад · от Россия Онлайн
Рецензии. С. Л. СЕНЯВСКИЙ. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА (1961 - 1980 гг.)
Каталог: Социология 
2 дней(я) назад · от Россия Онлайн
Рецензии. Д. П. УРСУ. СОВРЕМЕННАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ СТРАН ТРОПИЧЕСКОЙ АФРИКИ. 1960 - 1980
2 дней(я) назад · от Россия Онлайн
Рецензии. ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ СОВЕТСКОГО НАРОДА. (ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ)
Каталог: Политология 
2 дней(я) назад · от Россия Онлайн

ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА
Либмонстр - это бесплатный инструмент для сохранения авторского наследия. Создавайте свои коллекции статей, книг, файлов, мультимедии и делитесь ссылкой с коллегами и друзьями. Храните своё наследие в одном месте - на Либмонстре. Это практично и удобно.

Либмонстр ретранслирует сохраненные коллекции на весь мир (открыть карту): в ведущие репозитории многих стран мира, социальные сети и поисковые системы. И помните: это бесплатно. Так было, так есть и так будет всегда.


Нажмите сюда, чтобы создать свою личную коллекцию
ГРОССМАН. СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ МЕХАНИСТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ И МАНУФАКТУРА
 

Форум техподдержки · Главред
Следите за новинками:

О проекте · Новости · Отзывы · Контакты · Реклама · Помочь Либмонстру

Русский Либмонстр ® Все права защищены.
2014-2017, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)


LIBMONSTER - INTERNATIONAL LIBRARY NETWORK