Либмонстр - всемирная библиотека, репозиторий авторского наследия и архив

Зарегистрируйтесь и создавайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Это удобно и бесплатно. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора. Делитесь с миром Вашими работами!

Libmonster ID: RU-7415
Автор(ы) публикации: Т. ДУБЫНА

поделитесь публикацией с друзьями и коллегами

Решение ЦК партии и правительства от 16 мая 1934 г. о преподавании гражданской истории в школах потребовало коренной перестройки в преподавании исторических дисциплин во всей системе народного образования.

Отмеченные в этом решении недостатки характерны не только для средней и низшей школы, но они целиком относятся и к специальным историческим учебным и исследовательским институтам.

Естественно, что текущий учебный год Институт красной профессуры истории должен был начать с радикального пересмотра учебных планов, программ и методов преподавания. Проверка знаний слушателей и анализ программ показали, что система учебы в Институте не обеспечивает серьезного изучения исторических дисциплин оканчивающими слушателями. Прежде всего оказалось, что в учебных планах почти целиком отсутствовало преподавание истории народов Запада, Востока, России в древние и средние века. Нельзя считать сколько-нибудь серьезным изучением то, что слушатель ИКП за все время учебы получал по всеобщей истории до XVII в. 6 лекций и столько же по истории XVII и XVIII вв. Примерно столько же лекций он получал по древней и средней истории России. Неудивительно, что при проверке отдельные слушатели не могли точно ответить на вопрос, кто такие были Цезарь, Гомер, Александр Македонский и т. д.

Вторым коренным недостатком учебного плана являлось совершенно неудовлетворительное изучение всего послевоенного периода. История СССР, история гражданской войны, историко-партийная тематика, история Коминтерна, братских партий, вопросы внешней политики послевоенного периода и т. п. были представлены в программах исключительно слабо.

Наконец, третьим коренным недостатком являлось то, что история XIX в. и первых десяти-пятнадцати лет XX в., которая занимала наибольшее место в учебных планах, преподавалась главным образом в разрезе методологических проблем. Наиболее полно была представлена история революций, рабочего движения и совершенно неудовлетворительно давалась гражданская история. Весь курс строился "методологически", т. е. хронологией и знанием фактов пренебрегали.

Преподавание истории Запада этого периода ограничивалось главным образом основными странами - Германией, Францией, Англией и отчасти Соединенными штатами. История западно-славянских стран, Италии и др. совершенно отсутствовала.

Выполняя указания ЦК и товарища Сталина, Институт резко перестроил весь свой учебный план и программы. Прежде всего необходимо было обеспечить прохождение каждым слушателем Института систематических исторических курсов. Этому в значительной степени мешало то, что специализация начиналась прямо с первого курса. Поступающий в ИКП слушатель с первого же года специализировался по определенному разделу истории. В результате, как правило, западники совершенно не знали истории России, народов СССР, а русские историки почти не проходили истории Запада.

В текущем году специализация началась только с третьего курса. Первые два года учебы дают слушателю систематическое общеисторическое образование. Первый год посвящен целиком изучению древней и средней истории и второй год - новой и новейшей истории.

До сих пор слушатели Института работали главным образом в семинарах. Сейчас уже прочное место в преподавании заняли полные систематические лекционные курсы. Каждый слушатель обязан сдать полностью зачет по всем разделам истории как по семинарскому, так и по лекционному курсу.

В ближайшее время Институтом будут опубликованы разрабатываемые стабильные программы, в которых полностью учтены указания ЦК и товарища Сталина. Уже с самого начала года профессора и преподаватели Института построили свои лекции и семинары на основе конкретно-исторических фактов в их хронологическом развитии.

Само собой разумеется, что преподавание исторических дисциплин не может ограничиваться только точным хронологическим изложением фактов. Воинствующая партийность, подлинно научный подход требуют не только изучения фак-

стр. 146

тов, но и серьезного теоретического и политического обобщения их. Этому значительно способствует преподавание философских дисциплин. На 1-м курсе слушатели изучают основные проблемы диалектического материализма, а на 3-м курсе - историю философии.

В системе Института специализация проходит по трем отделениям: истории народов СССР, истории народов Запада и истории народов Востока. Последнее в ближайший период времени будет преобразовано в отделение истории колониальных и зависимых стран. На каждом отделении слушатели специализируются по соответствующим разделам истории (древней, средней и новой); кроме того на отделениях истории народов Запада и Востока специализация идет по линии отдельных стран.

Исключительно большое значение, как показала практика, имеет введение (на третьем курсе) семинара по историографии. Серьезный курс историографии дает возможность познакомиться с развитием исторической мысли и играет значительную роль в приобретении слушателями дополнительного фактического исторического материала и навыка критического подхода к различного рода историческим школам.

Начиная с 3-го курса семинары носят полуисследовательский характер. Слушатель использует не только общую литературу, но в значительной степени и первоисточники. Таким образом еще во время учебы в ИКП слушатели работают над материалами в Институте Маркса - Энгельса - Ленина, московских архивах и т. п. Однако до сих пор Институт еще недостаточно вооружает слушателей знанием техники исторического исследования. Введение преподавания источниковедения, археологии, архивного дела, практический показ преподавателями различного рода исторических источников (летопись, памятники, былины, мемуары, газеты и т. п.), знакомство с архивами, экскурсии - все это должно обеспечить ликвидацию этого крупного недостатка в самое ближайшее время.

Одним из наиболее серьезных вопросов в подготовке слушателя является знание иностранных языков. Совершенно ясно, что не только историки Запада и Востока, но и историки народов СССР не могут вести сколько-нибудь серьезной исследовательской работы без знания хотя бы одного иностранного языка. Институт взял твердую линию на то, чтобы ни один слушатель, не могущий свободно читать на одном из иностранных языков литературу средней трудности, не переводился на 3-й курс.

Имея в виду особую трудность изучения восточных языков, Институт вынужден требовать от поступающих на это отделение знания языка соответствующей страны. В настоящее время происходит набор на восточное отделение. Все 50 товарищей, подавших заявления, знают в разной степени два иностранных языка: один из восточных (китайский, японский, турецкий) и английский. Для всех слушателей западного отделения введен элементарный курс латинского языка, а для специалистов по всеобщей древней и средней истории - полный курс латинского и греческого языков. Все слушатели отделения истории народов СССР кроме изучения иностранного языка (английского, французского, немецкого) обязаны сдать полный зачет по древнеславянскому и языку одного из народов СССР (украинский, белорусский, тюркский и т. п.). В учебном плане значительно увеличено количество часов работы с преподавателями языковых групп. Широко практикуются консультации слушателей.

Для повышения общего культурного развития слушателей введен дополнительный курс по истории русской литературы, народов СССР и народов Запада. Проведенная перестройка учебных планов, разработка новых стабильных программ, совершенствование методов преподавания, введение строгого контроля значительно подняли трудовую дисциплину в Институте, повысили качество усвоения материала. Первое полугодие, несмотря на очень большую нагрузку слушателей по линии учебы, на значительную их загрузку общественной работой, дало хорошие показатели работы слушателей. Планы всех семинаров выполнены полностью.

Оценка выступлений свидетельствует о серьезной работе слушателей. Возьмем для примера 1-й курс. Из 59 устных докладов, сделанных во всех группах 1-го курса, 6 получили оценку "отлично", 6 - "очень хорошо" и 23 - "хорошо". За все полугодие, учитывая все классные занятия всего Института, было лишь 3 пропуска по неуважительным причинам. Все слушатели 2-го курса в феврале сдали письменные доклады.

Значительные успехи имеются и в изучении иностранных языков.

Сильно выросшая потребность в кадрах историков, большая тяга к историческим знаниям требуют значительного расширения института. В 1933 г. Институт принял только 6 чел., в 1934 г. - 35 чел., сейчас принимает 30 чел., в осенний прием необходимо принять 50 - 60 чел. Набор уже начался; серьезная помощь и внимание нашему Институту со стороны партийных организаций, исторических учреждений и наших историков, упорная работа всего коллектива Института обеспечат высококвалифицированный отбор новых слушателей.

Вокруг Института вырос ряд "дочерних" и "внучатных" организаций: заочное отделение, вечерний институт, семинар по подготовке к поступлению в ИКП, семинар секретарей и партактива Фрунзен-

стр. 147

ского района по изучению истории партии.

Полное выполнение решения ЦК нашей партии и указаний, данных историкам товарищем Сталиным, неустанная борьба за партийность и принципиальную непримиримость в исторической науке, разоблачение всякого рода контрреволюционных, буржуазных, меньшевистских, троцкистских, правооппортунистических теорий - обеспечат коллективу Института быструю ликвидацию имеющихся еще серьезных недочетов в программах, в организации учебного процесса и дадут возможность выпускать из Института крепко подготовленных, высокой культуры большевистских историков.

Orphus

© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

http://libmonster.ru/m/articles/view/ИНСТИТУТ-КРАСНОЙ-ПРОФЕССУРЫ-ИСТОРИИ

Похожие публикации: LRussia LWorld Y G


Публикатор:

Lidia BasmanovaКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: http://libmonster.ru/Basmanova

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Т. ДУБЫНА, ИНСТИТУТ КРАСНОЙ ПРОФЕССУРЫ ИСТОРИИ // Москва: Русский Либмонстр (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 22.08.2015. URL: http://libmonster.ru/m/articles/view/ИНСТИТУТ-КРАСНОЙ-ПРОФЕССУРЫ-ИСТОРИИ (дата обращения: 21.09.2017).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Т. ДУБЫНА:

Т. ДУБЫНА → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Свежие статьиLIVE
Публикатор
Lidia Basmanova
Vladivostok, Россия
550 просмотров рейтинг
22.08.2015 (761 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)

Ключевые слова
Похожие статьи
СОЮЗ ПОЛЬШИ И СОВЕТСКОГО СОЮЗА
Каталог: Право Политология 
10 часов(а) назад · от Россия Онлайн
РЕАЛЬНЫЙ д'АРТАНЬЯН
Каталог: Лайфстайл История 
10 часов(а) назад · от Россия Онлайн
Америка как она есть. ПО СТОПАМ "БРАТЦА БИЛЛИ"
Каталог: Журналистика 
2 дней(я) назад · от Россия Онлайн
Маркировка с повинной. Производителям генетически-модифицированных продуктов предлагают покаяться
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ПРОСРОЧЕННЫЕ ПРОДУКТЫ, ФАЛЬСИФИКАЦИЯ И СОМНИТЕЛЬНАЯ МАРКИРОВКА
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Россия Онлайн
Молодёжь, не ходите в секту релятивизма. Думайте сами. И помните, там, где появляется наблюдатель со своими часами, там заканчивается наука, остаётся только вера в наблюдателя. В науке наблюдателем является сам исследователь. Шутовству релятивизма необходимо положить конец!
Каталог: Философия 
6 дней(я) назад · от Геннадий Твердохлебов
Российский закон о защите чувств верующих и ...богов - закон “с душком”, которому 2,5 тысячи лет
22 дней(я) назад · от Аркадий Гуртовцев
Предисловие, написанное спустя 35 лет Я писал эту статью, когда мне было 35, и меня, ничего не соображающего в физике, но обладающего логическим мышлением, возмущали те алогизмы и парадоксы, которые вытекали из логики теории относительности Эйнштейна. Но это была критика на уровне эмоций. Сейчас, когда я стал чуть-чуть соображать в физике, и когда я открыл закон разности гравитационных потенциалов, и на его основе построил пятимерную систему отсчета, сейчас появилась возможность на уровне физических законов доказать ошибочность теории относительности Эйнштейна.
Каталог: Физика 
25 дней(я) назад · от Геннадий Твердохлебов
Ветров Петр Тихонович учил нас Справедливости, Честности, Благоразумию, Любви к родным, близким, своему русскому народу и Родине! Об отце вспоминаю, с чувством большой Гордости, Любви и Благодарности! За то, что он сделал из меня нормального человека, достойного своих прародителей и нашедшего праведный путь в своей жизни!
Каталог: История 
25 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров
Статья посвящена исследованию названия города Переяславля как производного от княжеского (великокняжеского?) имени Переяслав и впервые научно ставится вопрос о наличии в истории Руси неизвестного науке монарха - Переяслава.
30 дней(я) назад · от Владислав Кондратьев

ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА
Либмонстр - это бесплатный инструмент для сохранения авторского наследия. Создавайте свои коллекции статей, книг, файлов, мультимедии и делитесь ссылкой с коллегами и друзьями. Храните своё наследие в одном месте - на Либмонстре. Это практично и удобно.

Либмонстр ретранслирует сохраненные коллекции на весь мир (открыть карту): в ведущие репозитории многих стран мира, социальные сети и поисковые системы. И помните: это бесплатно. Так было, так есть и так будет всегда.


Нажмите сюда, чтобы создать свою личную коллекцию
ИНСТИТУТ КРАСНОЙ ПРОФЕССУРЫ ИСТОРИИ
 

Форум техподдержки · Главред
Следите за новинками:

О проекте · Новости · Отзывы · Контакты · Реклама · Помочь Либмонстру

Русский Либмонстр ® Все права защищены.
2014-2017, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)


LIBMONSTER - INTERNATIONAL LIBRARY NETWORK