Либмонстр - всемирная библиотека, репозиторий авторского наследия и архив

Зарегистрируйтесь и создавайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Это удобно и бесплатно. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора. Делитесь с миром Вашими работами!

Libmonster ID: RU-14297
Автор(ы) публикации: Д. Б. МАЛЫШЕВА

поделитесь публикацией с друзьями и коллегами

Крупнейшая из шиитских сект, секта исмаилитов, занимает особое место в социально- политической жизни народов Востока. Учение исмаилитов зародилось в VIII в. в Арабском халифате, в период правления династии Аббасидов. К тому времени в исламе существовало множество течений, сект и толков, водораздел между которыми проходил по двум главным направлениям: "ортодоксальному" суннизму (от слова "сунна" - священное предание, совокупность рассказов о поступках и изречениях пророка Мухаммеда) и шиизму (от слова ши'А - "партия Али"). Учение исмаилитов возникло в обстановке непрекращавшейся борьбы за власть между различными феодальными группировками Ирана, Ирака и других стран, движений крестьян, ремесленников и городской бедноты, направленных против гнета аббасидских и иных феодальных правителей. Поводом для появления исмаилизма явился спор о наследовании имамата1 при шестом шиитском имаме Джафаре ас-Садыке, который лишил своего старшего сына Исмаила права наследования якобы из-за пристрастия последнего к вину. Некоторая часть приверженцев Джафара не согласилась с этим и, объявив Исмаила законным седьмым имамом, отказалась чтить официальных имамов, последовавших за Джафаром. От имени имама Исмаила производят и название секты - исмаилиты2 .

Поскольку религией аббасидских халифов был суннитский ислам, а сторонники шиизма карались как еретики и отступники, секта исмаилитов, начав действовать в качестве тайной религиозно-политической организации, находилась в оппозиции властям, чем и привлекла к себе угнетенные массы. Группировка феодалов, выступавшая против Аббасидов и нуждавшаяся для идеологического обоснования своей борьбы в более гибком религиозном учении, восприняла исмаилизм, внешне соответствовавший антифеодальным стремлениям народных масс, и использовала эти стремления для осуществления своих политических целей. Таким образом, исмаилиты с момента зарождения объединяли в своих рядах наиболее активных и оппозиционно настроенных членов общества, за что снискали себе славу радикальной секты.

Полная драматических событий история исмаилитов, особенности их вероучения, сложная философская концепция, догматика и обрядность доныне продолжают привлекать внимание исследователей. Однако, несмотря на наличие обширной литературы об исмаилитах, включающей труды средневековых суннитских и исмаилитских историков, богословов и правоведов, жизнеописания имамов, философские трактаты и новейшие публикации, по-прежнему многие обстоятельства деятельности этой секты, в частности рашшй период ее истории, характерные черты организации и религиозной доктрины, до сих пор остаются либо не выясненными до конца, либо не получившими единой трактовки. Кроме того, явно недостаточно изучена современная деятельность исмаилитов в странах Африки.

Проблемы, связанные с изучением раннего исмаилизма, усложняются тем, что с момента зарождения секта исмаилитов, находившаяся во враждебном окружении и подвергавшаяся постоянным преследованиям, напоминала тайное общество, характер ко-


1 Имамат - верховное руководство мусульманской общиной, государством. Учение об имамате является основным догматом шиитского ислама, отвергающего принцип выборности, так как верховная власть главы мусульманской общины и мусульманского государства законна "в силу божественного установления" (Ал-Хасан ибн Муса ан Наубахти. Шиитские секты. М. 1973, стр. 197).

2 Л. И. Климович, исследовавший обычаи и верования шугнанских исмаилитов (Памир), указывает на то, что некоторые исмаилиты производят название своей секты от слова "исм ба исм", то есть "имя воплотилось в имени" (Л. И. Климович. Ислам. М. 1962, стр. 140).

стр. 138


торого она сохраняет поныне, Исмаилитские идеологи, восприняв некоторые положи ния неоплатонизма и буддизма и внешне приспособив их к исламу, разработали сложное религиозно-философское учение3 . Оно содержало много идей, противоположных учению ортодоксального ислама (что способствовало развитию свободомыслия). Таковыми, например, являлись вера в силу человеческого разума, воспевание знания и его роли в жизни человека. Вступавшие в организацию воспринимали "внешнюю" (захир) доктрину исмаилизма, которая мало в чем расходилась с умеренным шиизмом. И лишь членам высших степеней, феодальной верхушке секты, открывалось "внутреннее", сокровенное (по-арабски "батин", отсюда одно из названий исмаилитов - "батиниты") учение, включавшее аллегорическое истолкование корана, догмат об имамате, а также общую систему философских знаний в соединении с теологией.

Религиозная практика исмаилитов характеризовалась упрощением обрядов и церемоний, что значительно отличало их от других шиитских сект. Так, исмаилиты совершали молитву (намаз) только два раза в день, а не пять, как правоверные мусульмане. Они не строили мечетей и молились в специальных молельных домах (джамаатханах); не рассматривали праздники как обязательное предписание корана, за что подвергались осуждению даже со стороны других шиитов. У исмаилитов культ имамов был развит до такой степени, что самыми пышными праздниками становились дни рождения имамов. Исмаилиты отрицали такой важнейший мусульманский обряд, как паломничество (хадж) в Мекку и Медину - места, где протекала деятельность пророка Мухаммеда.

Члены исмаилитской организации распадались на семь степеней. Члены низших степеней не были посвящены в политические цели секты. Последние были известны только носителям высших степеней, деятельность которых была окружена таинственностью. Не подвергались огласке и некоторые положения исмаилитской доктрины. Все это действовало на воображение рядовых исмаилитов - крестьян и бедуинов, составлявших основную массу членов секты. Их привлекала не столько сложная религиозно- философская система исмаилизма, сколько организация секты; не вникая в тонкости нового вероучения, они связывали с ним надежды на избавление от тягот и горестей повседневной жизни. А исмаилитские миссионеры приспосабливались к условиям времени и, находясь под постоянной угрозой со стороны служителей ортодоксального ислама, вели энергичную пропаганду своего учения, часто опираясь на антифеодальные крестьянские движения.

Самая процедура пропаганды была тщательно разработана и успешно осуществлялась на практике в течение многих веков. После предварительного ознакомления с намеченным лицом (при этом действовало правило, выраженное поговоркой: "В комнате, где горит светильник, не надо думать", то есть "при суннитах нельзя говорить об исмаилизме") и расположения его в свою пользу миссионер вызывал у собеседника сомнение в религии, которую тот исповедовал. Он указывал на противоречивость отдельных положений корана и заявлял о единомыслии всех "великих мусульман" с исмаилитской доктриной. Чтобы крепче привязать новообращенных, миссионер облекал теологические, философские и естественнонаучные вопросы, которые обсуждал с ними, в неясные, аллегорические формулы, возбуждая любопытство к новой религии. Если же вступавший в секту требовал разъяснений, с него брали страшные клятвы в сохранении тайны и взимали в залог крупные средства (в зависимости от материального положения новообращенного)4 .

В виде единого религиозного течения исмаилизм просуществовал недолго и вскоре распался на ряд сект и подсект. В X в. он, уже имевший своих приверженцев во многих странах Востока и в Северной Африке, действовал в виде двух основных направлений: официальной религии фатимидских халифов, господствовавших в Египте с X в. до 1171 г. ("фатимидский исмаилизм" немногим отличался от умеренного шиизма), и учения "семиричяиков" (признавали только семь имамов, считая Исмаила последним), или карматов (название, вероятно, происходит от имени основателя секты Хам-


3 См. о нем: А. Е. Бертелье. Насир-и Хосров и исмаилизм. М. 1959; А. А. Семенов. К догматике памирского исмаилизма. Ташкент. 1926; W. A. Iwanov. Studies in Early Persian Ismailism. Leiden. 1952; B. Lewis. The Origins of Ismailism. Cambridge. 1940.

4 Н. А. Смирнов. Мусульманское сектантство. М. 1930, стр. 34 - 35.

стр. 139


дана Кармата)5 - одной из крайних форм исмаилизма. Зародившись и получив распространение среди городских низов и беднейшего крестьянства Месопотамии, карматское вероучение противопоставило себя господствующей идеологии суннитского ислама. Карматы не соблюдали общепринятых предписаний мусульманского культа, вели фанатичную борьбу с религиозными противниками, с которыми безжалостно расправлялись. Наиболее известное "деяние" карматов - налет на Мекку в 930 г., в разгар проходившего там мусульманского праздника. Отряд карматов перебил или обратил в рабство многих паломников, а также разграбил, уничтожил или повредил ряд объектов мусульманского поклонения, среди них знаменитый мусульманский фетиш - "черный камень" Каабы6 . Могущественное государство карматов в Бахрейне в X-XI вв.7 было построено на идее о "скрытом имаме", отвечавшей стремлениям рядовых членов карматското общества к равенству, что обеспечило сравнительную длительность существования этого государства. Антифеодальное и антиортодоксальное учение карматов рассматривалось в средневековье как еретическое. Однако оно оказало значительное влияние на философию, литературу и искусство своего времени, оставив в истории заметный след8 .

В первой четверти XI в. от исмаилитов откололась секта друзов (название происходит, как предполагают, от имени проповедника Дарази)9 , в основе учения которых лежала вера в божественность фатимидского халифа аль-Хакима, почитавшегося друзами в качестве единого бога. В секту друзов входили главным образом горцы Ливана и Сирии. По своей социальной структуре, особенностям религиозной организации, характеризующейся большой замкнутостью, и даже по языку друзская община настолько отличалась от других мусульманских сект, что это позволило некоторым исследователям рассматривать ее не только как особую секту, но даже как особую народность. Этот вопрос остается спорным до настоящего времени. Религиозный культ и обряды друзов были просты. Они не считали для себя обязательным выполнение всех мусульманских обрядов, а предписания корана толковали иносказательно. Как члены тайной организации, друзы считали своим долгом помогать друг другу. Занимаясь земледелием и скотоводством в сложных природных условиях горных областей, они отличались трудолюбием, воздержанностью и храбростью10 . Друзы не раз воевали с маронитами (арабскими христианами).

В 1078 г. в истории исмаилизма произошло событие, подобное отлучению Исмаила. В тот год фатилшдский халиф Мустансир в ущерб интересам старшего сына Низара назначил младшего сына Мустали своим наследником. Это привело к расколу исмаилитов на две группы: низаритов, признающих имамами только потомков Низара, и муеталитов, считающих законными только потомков Мустали. Мусталиты победили в Египте и Сирии, низариты преобладали в Иране и Индии. В Иране, где имела место длительная междоусобица между различными группировками феодалов, оппозиционное исмаилитское вероучение было воспринято той их частью, которая стремилась идеологически как-то обосновать борьбу за возвращение своих земель и привилегий, отнятых сельджукскими феодалами, приверженцами ортодоксального ислама. При таких обстоятельствах и была образована получившая мрачную известность и окруженная ореолом таинственности низаритская организация - орден ассасинов (ассасин - потребитель хашиша, в переносном смысле - "убийца"). Его основатель Хасан-и Саббах, захватив со своими сторонниками в 1090 г. труднодоступный замок Аламут ("Орлиное гнездо") в отрогах Эльбурса, создал государство, распространившее свое влияние на многие районы Ирана и Сирии. Период его существования (1090 - 1256 гг.) наи-


5 И. П. Петрушевский. Ислам в Иране в VII-XV веках. Л. 1966, стр. 283- 284; W. Iwanov. The Rise of the Fatimids. L. 1942, p. Э9.

6 Кааба - священный храм в Мекке. Культ Каабы - один из главных культов суннитского ислама.

7 Оно описано в книге "Сафар-намэ", авторство которой приписывают выдающемуся поэту, ученому и путешественнику Насир-и Хосрову.

8 Достаточно напомнить имена сирийско-арабского поэта и философа Абу-л-Ала ал-Маари, знаменитого поэта Рубаки, затем Насир-и Хосрова, среднеазиатского ученого и философа Ибн Сины (Авиценны), разделявших идеи карматов.

9 Е. А. Беляев. Мусульманское сектантство. М. 1957, стр. 65.

10 Там же, стр. 64 - 69; З. Мажец. У ливанских друзов. "Азия и Африка сегодня", 1974, N 4; P. K. Hitti. The Origins of the Druze People and Religion. N. Y. 1928.

стр. 140


более ярок и богат событиями, как никакой другой в истории исмаилизма11 . Он окружен легендами и вымыслами, сквозь которые трудно добраться до истины.

Значительным достижением исмаилитской мысли стало создание Саббахом нового религиозного учения, отличного от фатимидского исмаилизма и более радикального по своей сути, -"новый призыв". В его основе лежала вера в имама, приход которого народные массы связывали с установлением социальной справедливости. Представление о божественности имамов, взгляд на них как на живое воплощение "божественного откровения" и слепое повиновение "живому богу"12 - характерные особенности неоисмаилизма, сохранившиеся поныне. Протест крестьян против социального неравенства, угнетения и бесправия при господстве сельджукских феодалов находил религиозное выражение в вероучении "новый призыв", привлекавшем к ассасинам новых сторонников. Простой люд притягивали также внешние атрибуты исмаилитской организации, окружавшие ее пышность и таинственность, необычность самих методов борьбы, избранных ассасинами, - индивидуальный террор и шантаж, широко введенные в практику аламутскими имамами для достижения своих целей. Хасан-и Саббах имел верных воинов, которые по его приказанию беспрекословно совершали убийства неугодных людей. То были фидаи - "жертвующие жизнью", которых якобы спаивали наркотической смесью, содержащей индийскую коноплю - хашиш, вызывающую галлюцинации. Обреченные (так как при выполнении террористических актов они чаще всего погибали) и призванные стать слепым орудием в руках верхушки секты, фидаи убивали как представителей феодальной знати и высшего суннитского духовенства, так и личных врагов Хасана. Причинами убийств являлись также месть за пролитую кровь исмаилитов и за руководство военными походами против государства ассасинов, наказание за отступничество от Саббаха, помощь союзникам и просто грабеж.

Когда в 1256 г. под натиском монголов и египетских султанов-мамлюков государство ассасинов пало, небольшие группы их потомков расселились на Кавказе и в Иране (Керман), где враждебное отношение со стороны ортодоксальных суннитов часто заставляло их прибегать к приему внешнего отречения от своей веры ("такийя") и тщательно скрывать своих имамов13 . В силу этого период, последовавший за разгромом государства ассасинов, более чем какой-либо другой в истории исмаилизма, недостаточно исследован. Тем не менее секта продолжала активно проповедовать свое учение. Главным объектом миссионерской пропаганды становится Индия14 , где к XVI в. в результате обращения в ислам индусов из местных торгово-ростовщических каст произошло формирование исмаилитских сект ходжа и бохра. Ходжа принадлежали к низаритской ветви, бохра - к мусталитской. При этом миссионеры действовали с большой осторожностью и вместе с тем чрезвычайно энергично. Наибольших успехов добился некий Садруддин, появившийся в Западной Индии в начале XV века. Действуя согласно принципу "такийя", он выдавал себя за индуса и взял индийское имя. Распространяя религиозные индусские книги, Садруддин вставлял в них исмаилитские трактаты с изложением нового вероучения15 . Постепенно исмаилитшая доктрина приобрела приверженцев в Синде, Катче, Гуджарате и некоторых районах Пенджаба, где исмаилиты стали именоваться ходжа16 .

Община бохра (бохара)17 , тоже превратившаяся со временем в торговую касту, возникла в Гуджарате. Как это свойственно многим сектам, она не избежала раскола. Уже в XVI в., когда встал вопрос о перенесении резиденции религиозного главы исмаилитов мусталитокого толка да'и-ал-мутлака из Йемена в Индию, бохра разделились на две самостоятельные общины: даудиев и сулейманиев. Да'и-ал-мутлак сулей-


11 См. Л. В. Строева. Уничтожение монголами государства исмаилитоз в Иране. "Ученые записки" Ленинградского университета, 1954, N 179.

12 А. Массэ. Ислам. М. 1962, стр. 150.

13 W. Iwanov. Tombs of Some Persian Ismaili Imams. Цит. по: "Studia Islamica", 1969, N 29, p. 56.

14 Первые проповедники исмаилизма проникли в Индию из Египта и Йемена еще в XI веке. Они получали специальную подготовку в Каире, где изучали индийские языки, обычаи и религию, в частности джайнизм и индуизм.

15 "Islam in India and the Middle East". L. 1956, p. 51.

16 Слово "ходжа" применялось индусами по отношению к купцам из стран Персидского залива (W. Iwanov. A Guide to Ismaili Literature. L. 1933, p. 6).

17 Слово "бохра" означает "торговля"; согласно другой версии - "несколько сект" (S. I. Trimingham. Islam in East Africa. Oxford. 1964, p. 105).

стр. 141


маниев остался в Йемене, а глава даудиев, составивших большинство бохра, обосновался в Бомбее18 . Своеобразие этих общин состояло в том, что, будучи религиозными сектами, они одновременно сохраняли кастовый характер и различные индусские обычаи, что оказало влияние на их повседневную жизнь и организацию. Ко времени английского завоевания Индии бохра и ходжа превратились в торговые касты с их типичными признаками: наследственность профессии, эндогамия (брак внутри общины) и обособленность даже по отношению к единоверцам, не принадлежащим к данной общине, а также внутрикастовое кредитование. Кроме того, у них сохранились институты, характерные для тех индусских каст, из которых они возникли. На рубеже XVIII-XIX вв. началось расселение ходжа и бохра из Гуджарата и Синда по всей Индии и за ее пределы: в страны Юго-Восточной Азии и Восточной Африки, в Аравию, где они занимались торгово-предпринимательской деятельностью.

Исмаилиты по-прежнему активно участвовали в политической жизни. Решающим фактором укрепления позиций исмаилитской верхушки явилась поддержка ею притязаний Англии в Иране и Индии. Показательна в этом отношении история 45-го низаритского имама Ага Хасана Али Шаха, крупного персидского феодала, правителя области Керман. В 1840 г. он был спровоцирован англичанами, стремившимися подготовить почву для установления своего влияния в Хорасане и Герате, на выступление против шаха Ирана19 . Восстание, однако, было подавлено, и имам вынужден был бежать в Индию, где в то время Англия воевала с эмиром Синда. Ага Хасан оказал серьезную услугу английскому командованию, выдав ему план обороны эмиратской столицы Хайдерабада, который вскоре пал20 . За захватом Синда последовало покорение Белуджистана. Здесь Ага Хасан вновь доказал свою преданность английским колонизаторам. Он развил энергичную дипломатическую деятельность, убеждая вождей белуджей пойти на сговор с англичанами. Когда же его попытки завершились неудачей, Ага Хасан со своими приверженцами встал под английские знамена и в благодарность за верную службу получил резиденцию в Бомбее с пожизненной пенсией. Ему был пожалован наследственный титул "Ага-хан" (буквально "хан-хозяин").

К началу XX в. наиболее влиятельные позиции исмаилиты имели в Индии, где из их среды выдвинулись такие крупные политические деятели, как Мухаммед Али Джинна и имам Ага-хан III. Сын гуджаратского купца ходжа, М. А. Джинна получил юридическое образование в Лондоне и затем занимался на родине адвокатской практикой. С 1906 г. он был связан с умеренным крылом Индийского национального конгресса. Параллельно Джинна принимал участие в деятельности Мусульманской лиги. Накануне и в годы первой мировой войны он выступал сторонником единства мусульман и индусов, которое рассматривал как залог успешной антиколониальной борьбы. Став с 1934 г. лидером Мусульманской лиги (в 1921 г. Джинна вышел из Национального конгресса, считая его слишком радикальной организацией и осуждая проводимые М. Ганди кампании гражданского неповиновения), он требовал предоставления независимости Индии21 . Однако в годы второй мировой войны Джинна склонился на сторону тех мусульманских кругов, которые настаивали на отделении мусульман и создании ими собственного государства. Джинна поддержал теорию "двух наций" в Индии - индусов и мусульман, в основе которой лежит религиозный принцип. Под его руководством в 1940 г. лига выдвинула требование выделить из Индии области с мусульманским населением и основать на их базе исламское государство Пакистан. После раздела Индии в 1947 г. М. А. Джинна стал первым генерал-губернатором Пакистана, где его почитают как "великого вождя" и "отца нации"22 .


18 "Касты в Индии". М. 1965, стр. 240.

19 В 1838 г. Англия разорвала с Ираном дипломатические отношения из-за его отказа заключить неравноправный торговый договор и вывести войска из Гератского ханства, являвшегося плацдармом для английской экспансии в Среднюю Азию и к бассейну Каспийского моря.

20 H. Algar. The Revolt of Aga Khan Mahalotti and the Transferance of the Ismaili Imamat to India. "Studia Islamica", 1969, N 29.

21 С. Ф. Левин. Организация исмаилитской буржуазии в Пакистане. "Краткие сообщения" Института народов Азии. Т. 71. 1964.

22 А. М. Дьяков. Национальный вопрос и английский империализм в Индии. М. 1948; Ю. В. Ганковский, Л. Р. Гордон-Полонская. История Пакистана. М. 1961.

стр. 142


Политическая деятельность Ага-хана III отражала двойственную природу мусульманской буржуазии Индии, с которой связана иемаилитская верхушка. Ага-хан принадлежал к богатой помещичьей среде правителей Синда. 8-летним мальчиком он стал низаритским имамом, с 1906 г. занимал пост председателя Мусульманской лиги, из которой вышел в 1913 г. в связи с частичным ее полевением. Будучи заинтересован в сохранении феодальных институтов, обусловливавших привилегированное положение имама, он поддерживал английские колониальные власти. В то же время связь с бомбейскими предпринимательскими кругами, принадлежавшими преимущественно к ходжа, вынуждала его поддерживать умеренно-националистическую программу мусульманской буржуазии, требовавшей создания отдельного государства. Об Ага-хане писали, что он "убежденный сторонник английского владычества в Индии, которое считает благодеянием для индийских народов. Во время недавних волнений... он обратился со словами увещевания к мусульманам и индусам, указывая на их безумие, на незрелость стремлений к самостоятельности, на необходимость и спасительность британского господства"23 . С 1950 г. Ага-хан - сторонник идеи создания Исламистана как обширного мусульманского государства на Ближнем и Среднем Востоке под эгидой британского империализма. Ага-хан III известен также как реформатор исмаилитской общины в буржуазном духе, идеолог "исламского модернизма", автор работ, посвященных пропаганде ислама.

Достижение политической независимости многими странами Азии и Африки вынудило исмаилитское руководство изменить тактику. Стремясь приспособить ислам к современным условиям и упрочить свое положение в молодых освободившихся государствах, его лидеры стали всячески подчеркивать якобы надклассовость и надгосударственность своей организации, ее "аполитичность" и чисто предпринимательский характер деятельности, выступали с осуждением колониализма и расизма, в защиту политического курса независимых афро-азиатских стран. Благодаря гибкому руководству исмаилиты остаются доныне наиболее влиятельным направлением ислама в развивающихся странах.

Как и в прошлом, единой организации, объединяющей все исмаилитские секты и подсекты, в настоящее время не существует. По своей значимости и степени влияния выделяются общины низаритов, мусталитов и друзов. Низариты составляют подавляющее большинство исмаилитов (примерно от 12 до 20 млн. человек). Низариты, проживающие в мусульманских странах с преобладающим числом суннитов, из-за боязни преследований часто скрывают свою истинную принадлежность. Они проживают в 22 странах Азии и Африки, включая Иран, Сирию, Афганистан, Индию, Пакистан, государства Восточной Африки, ЮАР, а также СССР (Туркмения, Таджикистан) и КНР (Синьцзян). С 1841 г. главным их центром являлась Индия, а после ее раздела в 1947 г. - Пакистан. Их организация по-прежнему отличается строгой централизацией и сложной иерархией степеней посвящения. Характерным остается беспрекословное подчинение имамам, власть которых практически ничем не ограничена.

Главенствующая роль в руководстве низаритскими общинами принадлежит крупной буржуазии, выходцам из касты ходжа. Ее интересы отражает и нынешний духовный руководитель низаритов принц Шах Карим Ага-хан IV, ставший 49-м исмаилитским имамом в 1957 г. в возрасте 21 года и получивший свой титул от деда, Султана Мухаммеда Шаха Ага-хана III. Приверженцы Ага-хана в различных частях света почитают его как "живого бога", совершают к нему паломничество и платят дань. Духовный владыка исмаилитов большую часть времени, однако, посвящает сугубо мирским делам. Владелец многочисленных дворцов, яхт, вилл, обладатель громадного состояния (не менее чем 200 млн. долларов)24 , Ага-хан является крупным предпринимателем, имеет деловые интересы во многих странах мира и связан с английскими и американскими монополиями. Широкую огласку получила грандиозная спекуляция Ага-хана земельными участками в Сардинии, где по его инициативе создан современный фешенебельный курорт. Сардиния для Ага-хана стала таким же источником обогащения, как Монте-Карло - для греческого мультимиллионера Онассиса и его наслед-


23 См. Л. И. Климович. Указ. соч., стр. 143.

24 "Time", 1974, July 15, p. 105.

стр. 143


ников25 . Много средств расходуется Ага-ханом на скачки и конный спорт (от отца он получил 9 конных заводов и 240 лошадей)26 . По образу жизни, интересам и общественно-политической роли Ага-хан IV отличается от своих предшественников, типичных персидских феодалов. Он окончил закрытую аристократическую школу Ле Рози и Гарвардский университет, ведет активную деятельность. Париж - постоянное место его пребывания27 . Ага-хан IV стремится следовать курсу своего предшественника, в правление которого исмаилитская буржуазия заняла ведущие позиции в ряде стран Азии и Африки. Он усовершенствовал структуру низаритских организаций, сделав ее еще более гибкой и управляемой.

Другая крупная исмаилитская подсекта - мусталиты. Они не имеют такой строго централизованной организации, сохраняют больше патриархальных и феодальных элементов, сами по себе более консервативны и традиционные в их среде сильнее кастовые предрассудки. Сейчас в странах Азии и Африки насчитывается примерно 500- 700 тыс. мусталитов, преимущественно в Индии и Пакистане, где они принадлежат к бохра. Некоторое их число проживает в Йемене, Египте, Сомали, странах Восточной Африки, Гонконге, около 200 человек - в Испании28 . Е началу XX в. господствующее положение среди мусталитов заняла верхушка бохра, нынешний глава которых Мухаммед Бурхануддин, как и Ага-хан IV, показал себя ставленником крупной буржуазии, однако не так последовательно и явно, как европеизированный низаритский имам.

Меньшим влиянием пользуется третья исмаилитекая секта - друзы. В настоящее время их насчитывается около 300 тыс., проживающих в основном в Ливане и Сирии, 3% - в Иордании, остальные - в Израиле, где эта мусульманская община получила официальное признание29 . Ливанские друзы входят ныне в Прогрессивную социалистическую партию К. Джумблата.

Несоблюдение наиболее распространенных мусульманских обрядов, даже некоторое пренебрежение ими, выдвижение на первый план чисто практических задач вместе с беспрекословным подчинением рядовых членов общины указаниям имамов делают исмаилитские организации гибкими и мобильными. Недаром их часто называют "государством в государстве". Действительно, они имеют свое административное деление, свои законы, свой суд и свой календарь, располагают собственными материальными средствами. Верующие исмаилиты отдают на нужды организации 1/10 часть доходов, делают имамам ценные подарки и добровольные пожалования к различным событиям в их жизни: рождение, свадьба и т. д. Размер пожалований среди ходжа Восточной Африки достигает в среднем 100 восточноафриканских шиллингов, а у бохра они взимаются дважды в год (примерно от 5 до 21 шиллинга)30 . В 1935, 1946 и 1954 гг., когда праздновались "золотой", "бриллиантовый" и "платиновый" юбилеи Ага-хана III, исмаилиты взвешивали имама, кладя вместо гирь золото, бриллианты и платину, которые дарили затем "живому богу". Веками разработанная система взимания пожертвований позволяет правящей верхушке секты вести сказочно богатый образ жизни и получать колоссальную прибыль от капиталов, пускаемых в оборот. Хотя немало средств расходуется на внутренние нужды общины (социальное обеспечение, страхование) и в целом уровень жизни рядовых исмаилитов относительно высок, пропасть, разделяющая исмаилитское руководство и основную массу верующих, велика и расширяется с каждым годом. Но в силу демагогических заявлений имамов о "тождестве интересов" всей общины и о "духе братства", якобы царящем в ней, а также в силу традиций социальные противоречия внутри секты нивелируются.

Из среды исмаилитского руководства выдвинулось немало общественно-политических деятелей, выступающих на международной арене. Ага-хан III занимал одно время пост председателя Лиги наций. Отец нынешнего низаритского имама принц Али-хаи в 1958 - 1960 гг. представлял Пакистан в ООН. Дядя Ага-хана IV принц Садруддин Ага-хан с декабря 1965 г. является верховным комиссаром ООН по делам бежен-


25 W. Frischauer. The Aga Khans. L. 1970, p. 275.

26 "Jeune Afrique" (Tunis), 1967, N 353, p. 31. " "Who's Who". L. 1972.

28 "Наука и религия", 1974, N 6, стр. 69.

29 "Religion in the Middle East". Cambridge. 1969, pp. 330, 345.

30 "Islam in Africa". N. Y. 1969, p. 159.

стр. 144


цев. Он непосредственно участвовал в урегулировании ряда острых международных конфликтов, способствуя примирению Индии, Пакистана и Бангладеш, прекращению гражданской войны в Судане между мусульманским Севером и христианским Югом. В 1971 г. Садруддин Ага-хан выдвигал свою кандидатуру на пост Генерального секретаря ООН.

Контакты верхушки исмаилитов с английскими монополиями, буржуазные преобразования, своеобразная Реформация в секте в первой половине XX в., реорганизация кастовых институтов привели к тому, что ходжа и бохра из средневековых купцов превратились в представителей современной буржуазии, причем верхушка их тесно связана с монополистическим капиталом. У исмаилитов возникли коммерческие, кредитные, просветительные и иные организации31 . В Индии, Пакистане, бывшей Британской Восточной Африке исмаилитами создана сеть финансовых корпораций, кооперативных обществ и акционерных компаний, которые содействовали усилению экономической роли общины в странах Азии и Африки и предоставляли льготные кредиты и займы предпринимателям-исмаилитам. На средства, собранные низаритами по поводу юбилеев Ага-хана Ш, функционируют крупные кастовые предприятия ходжа, родиной которых стала Восточная Африка. Таковы "Джубили иншуранс компани" (1935 г.) и "Даймонд джубили траст" (1946 г.). Помимо крупных частных фирм ходжа, "юбилейные" корпорации финансировали кастовые кооперативные банки, кредитные, коммерческие и жилищные общества. В 1956 г. только "Даймонд джубили траст" субсидировала 35 из 40 кастовых предприятий ходжа в Восточной Африке32 . По инициативе Карима Ага-хана IV создана корпорация "Индастриал промошн сервисиз". В ее правление Ага-хан подбирает молодых людей с университетским образованием. Она осуществляет финансирование промышленных предприятий в различных странах Азии и Африки, отдавая предпочтение государствам капиталистической ориентации. Общая сумма вложений в корпорацию составляет 10 млн. долл.; 50% из них - доля Ага- хана33 .

Большинство кредитных предприятий ходжа и бохра - кооперативные общества, принадлежащие местным общинам. В Восточной Африке до недавнего времени насчитывалось около 40 подобных кооперативов. При каждом местном совете, ведающем делами исмаилитской общины в разных странах, созданы экономические консультативные комитеты, на которые возложена задача по наблюдению за экономической ситуацией в стране: промышленностью, торговлей, бизнесом34 .

Бохра и ходжа, как и представители других мусульманских каст, до сих пор придерживаются особых традиций в торговых и ростовщических сделках, в ведении деловых книг. Взаимная поддержка и филантропия, свойственные индийским торговым кастам (не только бохра и ходжа), приняли у исмаилитов новые формы и проявляются в различных сферах общественной жизни. Так, в Индии, Пакистане, Кении, Уганде и Танзании они создали школы, больницы, широкую сеть социального обеспечения (благотворительные фонды, детские приюты и пр.). В различных странах исмаилитами построено множество "школ Ага-хана", современных учительских и технологических колледжей с хорошо оборудованными лабораториями и квалифицированными преподавателями (таковы школы в Бомбее, Карачи, Дар-эс-Саламе, Кампале, Момбасе). Хорошо поставлено у исмаилитов медицинское обслуживание. При каждой общине имеется лечебный пункт, где можно получить консультацию врача и медицинскую помощь. Крупнейшие больницы (например, госпиталь имени Ага-хана в Найроби, около 20 больниц в Карачи) возведены на средства исмаилитов и ими же финансируются.

В больших городах Восточной Африки, где жилищная проблема стоит очень остро, исмаилиты организовали немало жилищных кооперативов и строительных обществ35 . Все они полностью контролируются исмаилитской буржуазией, которая использует это обстоятельство для укрепления своего положения и влияния. На касто-


31 С. Ф. Левин. Об эволюции мусульманских торговых каст в связи с развитием капитализма (на примере бохра, меманов и ходжа). "Касты в Индии", стр. 234 - 235.

32 Там же, стр. 245.

33 W. Frischauer. Op. cit., p. 253.

34 "Commonwealth Journal" (London), 1961, N 1, p. 28.

35 "Касты в Индии", стр. 251.

стр. 145


вой основе у ходжа и бохра возникли общественные и культурно-просветительные организации, библиотеки, клубы, студенческие союзы. Они создавались из общинных фондов и обслуживали членов общины. У исмаилитов имеется своя периодическая печать. С 1923 г. издается еженедельник "Ismaili" на английском и гуджарати языках. Несколько десятков газет и журналов ходжа и бохра выпускаются в разных городах Индии, Пакистана, стран Восточной Африки и распространяются среди членов секты36 . Они служат средством идеологического и политического воздействия на основную массу исмаилитов. В целом вся эта социально-экономическая и "культуртрегерская" программа современного исмаилизма служит вполне определенным классовым и идеологическим целям, позволяя лучше маневрировать в условиях изменившейся обстановки.

Значительной спецификой отличается положение исмаилитов в странах Африки. Исмаилитская община здесь сравнительно невелика: около 750 тыс. низаритов37 и около 9 тыс. бохра38 . Большинство проживало в Кении, Уганде и Танзании, незначительное число - в Заире, ЮАР, Мозамбике и Малагасийской Республике (все они выходцы из Индостана - бохра и ходжа). Замкнутый характер их организации, продолжающей сохранять форму тайного общества, особенности религиозной практики и принадлежность основной массы исмаилитов к другой расе ставят их в особое положение к коренному населению африканских государств. Исмаилитская община Восточной Африки имеет давнюю историю. Здесь селились шиитские беженцы, спасавшиеся от преследований со стороны суннитов. В 1748 г. первые бохра - кузнецы, лудильщики, золотых дел мастера - обосновались на Занзибаре39 . Кроме того, когда Восточная Африка и часть Индии входили в состав Португальской колониальной империи, многие индийцы переселялись в Африку. К XX в. Англия, превратившая Индию в СБОЮ колонию, закрепила за собой и восточноафриканские территории. Для эксплуатации их экономических ресурсов английским властям нужны были люди с определенными навыками и специальностями. Поэтому они поощряли иммиграцию из Индии в Африку, предоставляя поселенцам льготные условия. Исмаилитскую же буржуазию Восточная Африка привлекла потому, что здесь слабее, чем в Индии и Пакистане, действовала конкуренция английского капитала. Так Восточная Африка стала важной сферой торгово- предпринимательской деятельности исмаилитов. Десятки миллионов восточноафриканских фунтов были вложены в промышленные предприятия Кении, Уганды, Танганьики, Занзибара - текстильные, химические, машиностроительные и другие. Исмаилитская буржуазия потеснила здесь не только слабую африканскую национальную буржуазию, но и других конкурентов (из Азии).

На положение исмаилитской общины в странах Восточной Африки прямое влияние оказывало покровительство английской администрации. Это определило роль исмаилитов в африканских колониях Англии как своего рода промежуточного звена в эксплуатации коренного населения. Являясь в колониальный период привилегированной прослойкой восточноафриканского общества и пользуясь наибольшими преимуществами по сравнению с другими мусульманскими сектами и организациями40 , исмаили-ты вместе с тем никогда не имели здесь реальной политической власти. Верхушка общины, действуя заодно с английскими империалистами, сдерживала политическую активность рядовых исмаилитов. А сохраняя замкнутость в культурно-религиозном плане, она не сумела объединиться ни с мусульманами индо-паки-станского происхождения, ни с африканцами. Имели место лишь отдельные случаи участия исмаилитов в политических организациях, выступавших с антиколониальными программами. Так, в 50-е годы на Занзибаре исмаилиты вместе с индуистами создали Индийскую национальную ассоциацию (в противовес Мусульманской лиге, объединявшей мусульман индо- пакистанцев)41 . В целом члены секты занимались глав-


36 Там же, стр. 253.

37 "Jeune Afrique", 1967, N 353, p. 32.

38 "Islam in Africa", p. 233.

39 S. I. Trimingham. Op. cit., p. 105.

40 В 1924 г. исмаилиты были официально признаны в Танганьике как община, "отличная по закону и обычаю от всех мусульман" ("The British Journal of Sociology", 1971, N 4, p. 366).

41 "Political Science Quarterly", 1962, N 1, p. 83.

стр. 146


ным образом культурно-просветительной, благотворительной или миссионерской деятельностью.

Когда накал политической борьбы начал предвещать близость освобождения от империалистического господства, изменилась тактика исмаилитских имамов. Осуждая на словах колониализм и расизм, заигрывая с лидерами национально-освободительного движения и используя свои материальные возможности, руководство общины стало готовить ее к работе в новых условиях. Задолго до завоевания независимости странами Восточной Африки (политическая независимость Танганьики была провозглашена 9 декабря 1961 г., Уганды - 9 октября 1962 г., Занзибара - 10 декабря 1963 г., Кении - 12 декабря 1963 г.) почти все исмаилиты, следуя указаниям своих лидеров, приняли гражданство данных стран. Поскольку там значительна прослойка азиатского населения, в силу ряда причин остающегося подданными Великобритании, Индии, Пакистана или Бангладеш, этот шаг исмаилитов поставил их в более выгодное положение и как бы приравнял в политическом плане к местному населению.

Много внимания было уделено структуре исмаилитских организаций. В большей степени подверглась изменениям низаритская община. Согласно конституции, утвержденной Ага- хайом в августе 1962 г., делами низаритской общины Восточной Африки руководят провинциальные и законодательные советы в Кении, Уганде и Танзании, подчиняющиеся Верховному совету для Восточной Африки с центром в Момбасе. Члены совета назначаются Ага-ханом, который является главой общины. Стремясь заручиться поддержкой правительства Танзании, исмаилиты образовали единый совет для Танзании с центром в Дар-эс-Саламе. Этот шаг ходжа получил одобрение со стороны президента Дж. Ньерере42 . В целях унификации обрядности у африканских, азиатских и ближневосточных исмаилитов, а также для того, чтобы убедить ортодоксальных суннитов и шиитов признать исмаилитов в качестве полноправных мусульман, в 1956 г. Ага-хан издал новую молитвенную книгу с текстами молитв на арабском языке и их переводы на английский и гуджарати43 . Местные организации ходжа, включающие всех взрослых мужчин, имеют центр, где находятся учреждения совета, зал для богослужений, библиотека с читальней, помещения для собраний44 .

В культурно-бытовом отношении исмаилиты остаются такой же замкнутой общиной, как прежде, и рассматриваются местным населением как чужаки. Хотя исмаилиты все чаще отходят от вековых традиций (в первую очередь это касается женщин, которые теперь наравне с мужчинами получают образование и профессию), они практически не ассимилируются с местным населением. Исмаилиты не допускают смешанных браков между представителями бохра и ходжа, а браки с африканцами, называемые в Восточной Африке chotola, вызывают недовольство. Исмаилиты выбирают себе жен из своей касты, а если не находят таковых в Восточной Африке, то отправляются для этой цели в Индию или Пакистан. По сравнению с африканским населением, уровень жизни которого еще низок, исмаилиты находятся в более привилегированном положении. Благодаря социальным льготам, предоставляемым из фондов общины, они имеют больше возможностей получить образование, медицинскую помощь, жилище45 . К тому же почти половина африканцев Кении, Уганды и Танзании - приверженцы местных традиционных верований и около 40% - христиане; лишь 18% исповедуют ислам шиитского и суннитского направлений46 . Исмаилизм не получил распространения среди местного африканского населения. Так, в Уганде насчитывается только 150 африканцев-исмаилитив47 .

Прочность экономических позиций, которые исмаилиты обеспечили себе в ряде африканских государств, в немалой степени связана с характером их деятельности. Ведь большинство освободившихся стран Африки охотнее идет на получение помощи


42 "Islam in Africa", p. 249.

43 Ibid., p. 153.

44 Ibid., p. 249.

45 После осуществления проекта "Дом для всех", разработанного исмаилитским руководством для стран Восточной Африки, к началу 70-х годов почти каждая исмаилитская семья стала владельцем дома или квартиры, что (как и иные мероприятия такого рода) теснее связало низы общины с ее верхушкой.

46 См. Г. А. Шпажников. Религии стран Африки. М. 1967.

47 S. I. Trimingham. Op. cit., p. 105.

стр. 147


не от того или иного буржуазного государства, а от какой-либо организации. Такого рода помощь носит оттенок благотворительности и не ставит страну в зависимость от иностранного капитала. Тем не менее исмаилитской буржуазии приходится маневрировать, и Ага-хан рекомендовал своим последователям вкладывать капиталы не в крупные, а в средние предприятия, что было связано с желанием замаскировать монополистический характер ее деятельности. Руководство общины взяло курс на сотрудничество с правительствами восточноафриканских стран. В 1972 г. вместе с правительствами Кении, Уганды и Танзании исмаилиты создали Восточноафриканскую промышленную корпорацию, которая осуществляет финансирование объектов, введенных в действие48 . В конце 50-х годов многие школы и больницы, принадлежавшие исмаилитам, были переданы государству, хотя материальную помощь они продолжают получать от общины.

В наиболее благоприятной обстановке исмаилиты находятся сейчас в Кении, правящие круги которой поощряют рост частнокапиталистических предприятий и создают благоприятные условия для их деятельности. Здесь исмаилиты контролируют более 1/5 промышленного, 1/8 в сельскохозяйственного производства, 60% розничной торговли и имеют долю в банковском деле. Под контролем Ага-хана находится крупнейшая газета "Daily Nation", издаваемая в Найроби. Неоднократно проводившиеся в Кении мероприятия по "африканизации" административного аппарата и торговли практически не затронули исмаилитов49 . Во время визита Ага-хана в Момбасу в декабре 1973 г. он вручил президенту Дж. Кениате чек на 5 тыс. фунтов стерлингов для строительства больницы в Гатунде - резиденции Кениаты, а чек в 2,5 тыс. фунтов глава исмаилитов преподнес супруге президента на строительство детского дома50 . Духовного главу исмаилитов, часто совершающего визиты в Кению, где он провел юные годы, принимают всегда с большой пышностью и на самом высоком уровне.

Несколько иное положение исмаилиты занимают в Танзании. Принятие в 1967 г. правящей партией Африканский национальный союз Танганьики (ТАНУ) программного документа - Арушской декларации, наметившей развитие Танзании по некапиталистическому пути, поставило исмаилитов в сложное положение, ибо в своей массе они являлись капиталистическими собственниками, против которых направлено острие социальных преобразований. "Африканизация" и национализация экономики задела индо-пакистанских и арабских предпринимателей, среди которых было немало исмаилитов. В 1971 г., после принятия законов о национализации частной собственности, в том числе частных домов стоимостью свыше 100 тыс. восточноафриканских шиллингов, из Танзании впервые начался отток азиатского населения. Однако Дж. Ньерере заявил: "Я абсолютно уверен, что, если мы будем делать различие между индийцами- эксплуататорами и индийцами-эксплуатируемыми и если мы будем относиться к эксплуатируемым так же, как и к другим рабочим, то они помогут нам претворить в жизнь политику социализма и самостоятельности"51 . Правительство настаивает на активном участии исмаилитов в программах самопомощи и вступлении их в ТАНУ52 . Некоторые исмаилиты заняли в Танзании ответственные государственные посты. Тем не менее пока что выезд из страны исмаилитов - инженеров, врачей, учителей - сказывается на социальной жизни, так как Танзания не имеет еще достаточно своих квалифицированных кадров. В связи с этим Дж. Ньерере выступил с предупреждением об опасности, связанной с чересчур поспешной "африканизацией", болезненно отражающейся на экономике страны 53 .

В Уганде положение исмаилитов изменилось после военного переворота в январе 1971 г., когда к власти пришло правительство генерала И. Амина. Его деятельность способствует возрастанию политической роли африканцев-мусульман. Амин добился объединения всех мусульманских организаций страны и подчинения их Верховному мусульманскому совету. Происходит исламизация армии. В результате проводи-


48 "Islam in Africa", p. 161.

49 С. Кулик. Современная Кения. М. 1972, стр. 96.

50 "East African Standard" (Nairobi), 15.XII.3973.

51 "The African Communist" (London), 1973, N 53, p. 70.

52 "The British Journal of Sociology", 1971. N 4, p. 374.

53 Л. А. Демкина. Национальные меньшинства в странах Восточной Африки. М. 1972, стр. 112.

стр. 148


мой с 1972 г. "африканизации" розничная торговля почти полностью перешла в руки африканцев-мусульман. В сентябре 1972 г. правительство приняло решение о высылке из Уганды 80 тыс. выходцев из Индии и Пакистана, часть которых являлась английскими подданными и занимала ключевые позиции в финансах и торговле. Эти меры, однако, не коснулись исмаилитов - инженеров, врачей и юристов, которым был запрещен выезд из страны.

Сейчас руководство секты ищет новые места приложения капитала, в их числе некоторые западноафриканские государства. Так, в Республике Берег Слоновой Кости буржуазия ходжа развернула активную деятельность (с 1965 г. ею построены крупнейший деловой центр "Hyp аль-Хайят" и завод "Фильтирак", в который вложено 750 млн. франков). Низаритские организации финансировали строительство завода сельскохозяйственных товаров и бисквитной фабрики54 . И все же исмаилизм воспринимается африканцами как явление чужеродное. Это усугубляется тем, что исмаилиты, приняв гражданство страны, в которой проживают, остаются преданными своим религиозным лидерам, находящимся в других странах. Недаром их положение сравнивают с положением католиков в Америке XIX в., когда к ним относились с подозрением потому, что духовно они были подчинены папе римскому55 . Дальнейшая секуляризация общественной жизни в странах Восточной Африки (уже сейчас в них церковь отделена от государства), борьба за искоренение религиозных предрассудков ставят перед исмаилитской сектой новые проблемы.

Деятельность исмаилитов свидетельствует о том, что эта секта, активно пропагандировавшая свое учение и оказывавшая влияние на идеологию, философию, культуру, экономическое и социально-политическое бытие многих народов Африки и Востока, ныне продолжает играть определенную роль в их повседневной жизни.


54 "Jeune Afrique", 1967, N 353, p. 31.

55 "The British Journal of Sociology", 1971, N 4, p. 375.

Orphus

© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

http://libmonster.ru/m/articles/view/ИСМАИЛИТЫ

Похожие публикации: LRussia LWorld Y G


Публикатор:

Марк ШвеинКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: http://libmonster.ru/Shvein

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Д. Б. МАЛЫШЕВА, ИСМАИЛИТЫ // Москва: Русский Либмонстр (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 04.08.2017. URL: http://libmonster.ru/m/articles/view/ИСМАИЛИТЫ (дата обращения: 13.12.2017).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Д. Б. МАЛЫШЕВА:

Д. Б. МАЛЫШЕВА → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Свежие статьиLIVE
Публикатор
Марк Швеин
Кижи, Россия
158 просмотров рейтинг
04.08.2017 (131 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)

Ключевые слова
Похожие статьи
ПОЛЬСКАЯ ГАЗЕТА "TRYBUNA LUDU" О ЗНАЧЕНИИ ВОССОЕДИНЕНИЯ УКРАИНЫ С РОССИЕЙ ДЛЯ ПОЛЬСКОГО НАРОДА
Каталог: Политология 
3 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛАВЯНСКИХ ГОСУДАРСТВ
Каталог: История 
5 дней(я) назад · от Россия Онлайн
Н. М. АЛЕЩЕНКО. МОСКОВСКИЙ СОВЕТ В 1917-1941 гг.
Каталог: История 
5 дней(я) назад · от Россия Онлайн
СИМПОЗИУМ ПО ИСТОРИИ ОКТЯБРЬСКОГО ВООРУЖЕННОГО ВОССТАНИЯ В ПЕТРОГРАДЕ
Каталог: История 
5 дней(я) назад · от Россия Онлайн
КИТАЙ В ПЕРИОД МИРОВОГО КРИЗИСА: БЕНЕФИЦИАР, ЖЕРТВА ИЛИ ВИНОВНИК?
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ В ИСТОРИИ АЛБАНСКОГО НАРОДА
Каталог: История 
5 дней(я) назад · от Россия Онлайн
Эфирная среда обладает свойствами, аналогичными свойствам газовой среды, то есть плотностью, вязкостью, молекулярным весом, газовой постоянной, теплоемкостью и т.д. В связи с чем, эфир, наподобие воздушной среды, должен состоять из частиц обладающих определенными свойствами. Причем, реликты и фононы имеют соответственно отрицательные и положительные электрические заряды.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от джан солонар
Правда о Гостях Земли в вопросах и ответах. Truth аbout the Guests of Earth in questions and answers.
Каталог: Философия 
8 дней(я) назад · от Олег Ермаков
Правда о Гостях Земли в вопросах и ответах. Truth аbout the Guests of Earth in questions and answers.
Каталог: Философия 
8 дней(я) назад · от Олег Ермаков
У ИСТОКОВ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ В США
Каталог: Политология 
9 дней(я) назад · от Россия Онлайн

ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА
Либмонстр - это бесплатный инструмент для сохранения авторского наследия. Создавайте свои коллекции статей, книг, файлов, мультимедии и делитесь ссылкой с коллегами и друзьями. Храните своё наследие в одном месте - на Либмонстре. Это практично и удобно.

Либмонстр ретранслирует сохраненные коллекции на весь мир (открыть карту): в ведущие репозитории многих стран мира, социальные сети и поисковые системы. И помните: это бесплатно. Так было, так есть и так будет всегда.


Нажмите сюда, чтобы создать свою личную коллекцию
ИСМАИЛИТЫ
 

Форум техподдержки · Главред
Следите за новинками:

О проекте · Новости · Отзывы · Контакты · Реклама · Помочь Либмонстру

Русский Либмонстр ® Все права защищены.
2014-2017, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)


LIBMONSTER - INTERNATIONAL LIBRARY NETWORK