Либмонстр - всемирная библиотека, репозиторий авторского наследия и архив

Зарегистрируйтесь и создавайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Это удобно и бесплатно. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора. Делитесь с миром Вашими работами!
Иллюстрации:

Libmonster ID: RU-7080
Автор(ы) публикации: М. О.

поделитесь публикацией с друзьями и коллегами

23 апреля и 16 мая сего года, состоялось заседание Ученого совета Института истории АН СССР, посвященное итогам и задачам работы Института над учебниками.

С обстоятельным докладом по этому вопросу выступил член-корреспондент АН А. Д. Удальцов. Докладчик отметил, что Институт истории уже закончил работу над целой серией учебников, из коих 7 томов учебников: 1 том по древней Греции, 2 тома по истории средних веков, 2 тома по новой истории, 2 тома по истории СССР - уже вышли из печати и подверглись общественному обсуждению. В настоящее время, когда встал вопрос о подготовке второго издания вышедших учебников, подведение итогов проделанной работы, по мнению докладчика, имеет исключительно большое значение и приобретенный опыт должен быть использован при работе над многотомной "Историей СССР" и "Всемирной историей". Советские историки должны дать учебники на высоком теоретическом уровне, которые были бы достойны нашей великой страны социализма.

Работая над учебниками, мы должны вести решительную борьбу с остатками всякого рода враждебной контрабанды, которую в свое время пытались протаскивать в историческую науку враги народа: контрреволюционеры-троцкисты, правые и националисты.

Тов. Удальцов особенно подчеркнул необходимость применить на практике положения, изложенные в "Кратком курсе истории ВКП(б)" и, прежде всего в гениальной сталинской главе - "О диалектическом и историческом материализме". В этой главе развернуты основные положения, характеризующие ход мирового исторического процесса.

Задачей историков-марксистов является показ на конкретном историческом материале марксистско-ленинского понимания исторического процесса, закономерно ведущего к победе социалистической революции. Наша историческая наука должна заняться историей народов, т. е. историей производителей материальных благ, и одновременно показать роль идей в историческом процессе.

Далее, в основу нашей научно-исторической работы должны лечь гениальные положения, изложенные товарищем Сталиным в работе "Марксизм и национальный вопрос", где он дал с исключительной ясностью определение нации, условия ее образования, отличие ее от племени и народности, условия образования национальных и многонациональных государств, характеристику национально-освободительных движений и роли их в историческом процессе.

Говоря об итогах обсуждения учебников в вузах, научно-исследовательских институтах и в ряде редакций журналов, тов. Удальцов отметил, что, по общему признанию, в вышедших учебниках проблемы, поставленные исторической наукой, в основном разрешены правильно. Вышедшие учебники привлекли внимание широких слоев учительства, партийного актива и советской интеллигенции.

Одновременно докладчик подробно остановился на недочетах в работе над учебниками. В частности он отметил, что коллектив авторов и редакторов еще не вполне проникся сознанием важности критики и самокритики, и некоторые из них претендуют на папскую "непогрешимость". Мы еще не полностью преодолели наше совершенно недопустимое теоретическое отставание. В силу этого в наших учебниках ряд важнейших теоретических, методологических вопросов остался еще не достаточно разработанным. Вместо четких формулировок мы встречаем в учебниках "каучуковые", неопределенные формулировки, а иногда и отражение старых, буржуазных точек зрения, "мирно" уживающихся с марксистскими положениями.

Наряду с этим в учебниках встречается голая "фактология", особенно по истории малых стран. Не вполне справились авторы с изложением исторического процесса развития производительных сил и производственных отношений. "Изложение этих вопросов иногда дается как бы ввиде приложения, вместе с вопросами истории культуры, а не ввиде основы исторического процесса. Не вполне удовлетворительно изложены вопросы истории культуры Нужно отказаться от изложения этого важного раздела ввиде отдельных параграфов, посвященных истории культуры, истории архитектуры истории музыки и т. д. Нам следует давать студенчеству общую характеристику культуры, ее уровня в определенную эпоху, уделяя при этом особое внимание истории общественных идей, оказывающих большое влияние на ход исторических событий.

стр. 144

Далее, докладчик отметил такое досадное явление, как многочисленные фактические ошибки. При обсуждении наших учебников указывалось, отмечает докладчик, что каждый из них представляет собой, скорее, сборник самостоятельных статей, чем выдержанный, сведенный редакторской рукой в единое целое учебник. Это доказывает, что редакторская работа находится не на должной высоте.

Большим недостатком работы над учебниками является то, что не только отдельные главы, но и томы учебников не подвергались предварительному рецензированию и обсуждению широкой общественности до сдачи издательству. Это помешало устранению ряда существенных недостатков. Тов. Удальцов указал на чрезмерную перегрузку учебников фактическим материалом и многословие. Благодаря этому наши учебники, скорее, похожи на книги для чтения, чем на учебники.

Нельзя обойти молчанием и такой недостаток, как разнотипность, различное оформление учебников, изданных одним учреждением. В этом деле требуется известная унификация, внешняя и внутренняя. Кроме того, следует учесть, что разнотипность заметна и с других сторон. Так, например, в некоторых учебниках дан историографический материал, в других он совсем не привлечен; в одних учебниках отведено должное место источниковедению, критике и рассмотрению источников, в других этот вопрос обойден. Это различие чувствуется даже между отдельными главами некоторых учебников.

Приложенные к учебникам карты тоже в ряде случаев оказались неудовлетворительными.

По докладу тов. Удальцова развернулись оживленные прения.

Проф. Косминский, говоря об учебнике по истории средних веков, отметил, что этот учебник, ранее других вышедший из печати, уже получил известную проверку на вузовской работе и это дает возможность судить о его пригодности - как учебника для вузов. Основным недостатком учебника он считает то, что он слишком велик и перегружен материалом. При подготовке второго издания это обстоятельство необходимо учесть. Вторым недостатком, труднее устранимым, он считает сухость изложения, что, очевидно, зависит от навыков авторов.

Проф. В. И. Лебедев указал, что сектор истории СССР до XIX в., готовя второе издание I тома истории народов СССР, прежде всего, учел все замечания, которые были сделаны при обсуждении учебника в Институте истории АН, в МГУ и других вузах и учреждениях. В связи с замечаниями на учебник сектор поставил на обсуждение доклады о происхождении русского национального государства и о происхождении украинской и белорусской народностей, вызвавшие оживленный обмен мнениями.

В дальнейшем сектор имеет в виду поставить на обсуждение ряд докладов, в частности о происхождении великорусской народности. По мнению тов. Лебедева, при переработке I тома учебника по истории СССР необходимо будет за счет сокращения некоторых второстепенных мест уделить больше внимания истории производительных сил, а также конкретной истории народов Советского Союза, для чего следует связаться с историческими институтами братских республик.

Наряду с этим необходимо историю нашей страны увязать со всеобщей историей, больше уделить внимания внешней политике, истории народных масс и другим вопросам.

Вообще перед историками стоит важная задача не только подготовки новых изданий учебников, но и написания по важнейшим вопросам больших монографий и подготовки ряда публикаций.

Тов. Лебедев в заключение отметил, что учебник, по отзывам студентов, перегружен фактами, и это необходимо учесть при втором издании.

Тов. А. Л. Сидоров отметил, что докладчик, уделив достаточно времени самокритике, остановился преимущественно на общих для всех учебников недостатках, а наиболее типичные и основные для каждой группы учебников в должной мере не были отмечены, в частности недостатки редакторов тех или иных учебников. По мнению тов. Сидорова, освещение этих вопросов в докладе вызвало бы более живую дискуссию. В выводах докладчика нет пункта, объясняющего, почему в наших учебниках встречаются такие существенные недостатки, о которых так много уже говорилось. Он считает, что эти причины следует искать в недостаточном овладении коллективом наших историков марксистско-ленинской теорией и методологией, в слабости авторского и редакторского коллектива и недостаточном руководстве со стороны дирекции работой над учебниками. Благодаря этому некоторые вопросы в наших учебниках остаются нерешенными, в частности вопросы об этногенезе народов СССР, о варварском государстве, об образовании русского национального государства, о происхождении русской буржуазии, о колониальной политике русского царизма, т. е. остается неразрешенным целый ряд принципиальных вопросов.

Тов. Сидоров обращает внимание на то, что недостатки I тома "Истории СССР" в основном повторяются и во II томе, т. е. в обоих томах история великорусского народа дана оторванно от истории других народов России; из этого следует, что указания товарищей Сталина, Кирова и Жданова в должной мере не учтены. Далее, мы не найдем в учебнике ясной картины, показывающей отсталость России от Западной Европы в феодально-крепостнический период.

Чтобы обеспечить устранение всех недостатков в учебниках, необходимо поднять на должную высоту организационно-политическое руководство этой работой, следует более самокритично относиться к указаниям исторической общественности, привлекать к просмотру отдельных глав или разделов учебников лиц, не принимающих непосредственного участия в написании учебников.

стр. 145

ставить на более широкое обсуждение подготовляемые учебники, а для работы авторов и редакторов создать должные условия.

Член-корреспондент АН СССР С. В. Бахрушин в своем выступлении указал на необходимость более тесной связи Института истории АН с МГУ. Общая работа над учебником во всех ее стадиях крайне желательна. Научные силы МГУ и студенты оказали большую помощь в работе над подготовкой первого издания. Соглашаясь с замечаниями тов. Сидорова о том, что ряд вопросов недостаточно разработан, тов. Бахрушин указал, что некоторые из них, казавшиеся в свое время для нас ясными, ныне, при проверке, требуют дальнейшей разработки и уточнения. В частности этого требуют вопросы, связанные с периодизацией; затем вопрос о складывании нации, не решенный и во II томе учебника.

Член-корреспондент АН СССР А. В. Ефимов, касаясь оценки учебников по новой истории, отметил, что II том получил лучшую оценку, чем I. Это объясняется, по его мнению, тем, что II том готовился к печати более длительный срок. Тов. Ефимов указал, что экономическая и политическая роль Англии в I томе в большей мере, чем во II показана недостаточно. Слабым местом в учебниках является история малых стран. При подготовке второго издания этот недочет должен быть исправлен. На экзаменах обнаружилось, говорит тов. Ефимов, что студенты по главе о социалистах-утопистах отвечали хуже, чем по другим вопросам. Многие товарищи отмечали, что по этой главе материал дан конспективно и целый ряд моментов опущен. В ряде случаев у вас даны такие исторические фигуры, второстепенные детали, без которых можно было бы обойтись, но в то же время оказались опущенными такие, которых нельзя было не дать.

В учебниках по новой истории много и фактических ошибок; это говорит о том, что авторы наши недостаточно овладели фактическим материалом. Из этого следует, что они и редакторы должны сами проверять фактический материал. Кроме того, мы недостаточно привлекали специалистов для рецензирования каждой главы учебника. В будущем этот недостаток необходимо устранить.

Тов. Зинич, отмечая положительные итоги работы над учебниками, обратил внимание собрания на большой интерес к советским учебникам со стороны прогрессивной зарубежной печати, общественности и в первую очередь братских коммунистических партий. Это обстоятельство обязывает советских историков при подготовке второго издания отнестись со всей серьезностью к устранению всех отмеченных недостатков в учебниках.

Тов. Баевский, соглашаясь с замечаниями тов. Удальцова о недостатках в учебниках, указал, что во всех учебниках по новой истории и истории СССР вопросу о развитии производительных сил и производственных отношений отведено недостаточно места; кроме того, в учебниках дано много голых фактов, без обобщений, без определенной точки зрения авторов. Тов. Баевский считает также, что одним из больших недостатков II тома учебника по истории СССР является то, что процесс развития общественной мысли и революционного движения в России дан почти вне всякой связи с развитием общественной мысли, с развитием идей в Западной Европе. Между тем в замечаниях товарищей Сталина, Кирова и Жданова говорится, что не только пролетарское революционное движение, но и буржуазная революционная мысль России формировалась под влиянием политических идей Западной Европы.

В качестве примера тов. Баевский указывает, что в учебнике сказано несколько слов о влиянии революции 1848 г. на Герцена, Чернышевского и Добролюбова, но без конкретизации этого момента. Если же взять Парижскую коммуну, то ее влияние на русское революционное движение совершенно не показано. Влияние Интернационала показано тоже очень слабо, ввиде случайных замечаний.

Д-р исторических наук М. В. Нечкина отметила, что II том "Истории СССР" прошел целый ряд коллективных обсуждений, давших очень ценный материал, который будет учтен при втором издании. Не менее богатый материал вввде разнообразных замечаний дало заседание Ученого совета Института истории АН. Далее, проф. Нечкина подробно остановилась на основных вопросах, по которым имеются те или иные замечания и которые требуют переработки или доработки. К таким вопросам тов. Нечкина относит вопросы трактовки народной войны, буржуазной монархии Александра II, процесс формирования пролетариата в России и др. В качестве организационных мероприятий она указала на необходимость постановки сектором ряда дискуссионных, хорошо подготовленных докладов и содокладов специалистов по некоторым историческим проблемам: по истории буржуазии в России, о городах в XIX в., по вопросу отсталости России и др., - но дискуссии такого рода должны быть хорошо подготовлены, чтобы обеспечить строго конкретную разработку вопроса. Важно также на будущее время обеспечить специальное рецензирование отдельных глав: это, несомненно, принесет большую пользу.

Тов. Бушуев обратил внимание, что в I и II томах учебника по истории СССР и в I томе по новой истории нет четкости в оценке традиционной политики царской России на Востоке, а в этой связи неясны и вопросы англо-русских противоречий, особенно на Ближнем Востоке. Все дискуссии, которые мы намерены организовать, должны быть хорошо подготовленными: этого требует опыт обсуждения вопросов колониальной политики царизма.

Давая в целом положительную оценку учебникам, тов. Бушуев заявил, что в освещении народничества допущен ряд неправильных положений, требующих исправления.

Тов. Шунков в своем выступлении отметил, что вышедшие учебники перегру-

стр. 146

жены материалом. Недостатки учебников он объясняет отчасти краткостью сроков для их подготовки, а также тем, что редакторский коллектив не проявил должного внимания к этой работе.

Тов. Петропавловский в своем выступлении, отмечая большую работу Института по подготовке учебников, ставит задачу, чтобы второе издание их после широкого обсуждения вышло марксистским целиком и полностью. На качестве первого издания учебников, особенно по истории средних веков, I тома новой истории, сказалось более слабое предварительное их обсуждение. Это необходимо учесть при подготовке второго издания, прислушиваясь более внимательно к голосу критики нашей научной общественности, учитывая все деловые замечания. От этого будет зависеть успех дальнейшей нашей работы. Необходимо призвать, что мы до сих пор не всегда внимательно и терпеливо относились к критике. Между тем критика в основном при обсуждении учебников носила чрезвычайно деловой и серьезный характер и помогла вскрыть ряд ошибок, внести ряд существенных исправлений и дополнений.

Подчеркивая ряд других недочетов в работе, тов. Петропавловский обратил внимание на то, что и в докладе тов. Удальцова критика и самокритика не конкретизированы: его доклад и тезисы правильно отражают общие выводы о недостатках и наших задачах, но он не показал конкретно недостатков каждого учебника, и это является известным недочетом. А между тем многие ошибки в учебниках являются результатом неряшливой редакционной работы, и с этим нельзя мириться. В доказательство своих замечаний тов. Петропавловский привел ряд мест из 1-й части учебника по новой истории, 1-й и 2-й частей учебника по истории СССР, характеризующих эту неряшливость. Чтобы не допустить этого в будущем, дирекция должна усилить свой контроль за подготовительной работой над вторым изданием учебников, укрепить редакторские коллективы. Касаясь выдвинутых докладчиком проблем, тов. Петропавловский обратил внимание, что среди поставленных проблем нет таких, которые непосредственно связаны с современностью, т. е. с послеоктябрьским периодом, а важность их для всех очевидна.

Тов. Беляев отметил, что глава учебника Истории СССР, посвященная истории народов Закавказья, производит неблагоприятное, а местами даже тягостное впечатление. В рамках узкого листажа автор, видимо, пытался дать исторический справочник, заполняя его большим количеством фактического материала из политической истории. Перечень фактов, хотя и весьма важных, без отбора, анализа и обобщения не дает ясной исторической картины.

Другие главы по истории Востока, народов Сибири, особенно Монголии, написаны хорошо, но в этих главах отсутствует научная проблематика, а личные научные взгляды авторов представлены как единственно существующие и бесспорно признанные в науке положения.

Первая часть истории средних веков с точки зрения проблематики, по мнению тов. Беляева, наиболее подходит к типу вузовского учебника. Такие главы, как образование варварских государств, возникновение городов, крестовые походы, читаются с чувством известного удовлетворения.

У Лависса и Рамбо главы, относящиеся к известным периодам истории некоторых стран Востока, изложены удачнее не только в смысле подачи материала, но и в смысле качества и анализа его, чем в учебнике новой истории.

Тов. Типеев, подчеркивая большое значение подготовки второго издания учебников, указал на необходимость оказания более широкой помощи авторам и редакторам в этой работе. Анализируя отдельные недостатки учебников, он отметил частое несоблюдение последовательности при изложении исторических фактов. В качестве примера он указал на страницы, посвященные русской общине, которая дана хорошо, но без показа ее дальнейшей эволюции. В таком же примерно эпизодическом изложении дана история башкир и других народов СССР, причем некоторые народы даны только в XIX веке.

Он считает, что следует подумать над пополнением редакторского коллектива новыми работниками, так как коллектив с этой работой справится лучше, чем один человек.

В заключительном слове тов. Удальцов отметил, что все выступления товарищей были проникнуты сознанием важности и ответственности дела составления учебников и подготовки второго их издания. Ответственность эта усугубляется тем, что второе издание наших учебников будет, вероятно, переводиться на иностранные языки, а это обязывает нас еще более развернуть критику и самокритику. Тов. Удальцов заявил, что он в своем докладе не дал конкретной критики отдельных томов и не показал своеобразия каждого из них, так как он не ставил перед собой этой задачи.

Останавливаясь на вопросах редакционной работы, тов. Удальцов указал, что нельзя обезличивать редактирование томов и этим самым умалять ответственность определенных лиц. Но, оставляя ответственного редактора, отвечающего за том в целом, мы должны усилить ему помощь коллектива, выделив для этого подготовленных людей в помощь редактору, а также для рецензирования отдельных глав или разделов.

Председательствующий акад. Б. Д. Греков, подводя итоги двух заседаний, отметил, что замечания и предложения, высказанные на заседаниях, должны лечь в основу дальнейшей работы над учебниками, важность которой нельзя переоценить. Поэтому следует подумать о том, как организовать эту работу, чтобы справиться с ней как можно лучше. Мы должны принять твердое решение о том, что учебник должен быть учебником, а не чем-то средним между справочником и учебником, как некоторые думают. Тов. Греков соглашается с замечанием тов. Типеева о внутренней

стр. 147

несогласованности учебников, в частности по вопросу об общине. В учебнике сказано о ней в связи с варварскими обществами, в связи с историей рабовладельческого общества, но о русской крестьянской общине в целом, в сущности, ничего не говорится. Эти недостатки в известной мере объясняются недостаточной связью между отдельными работниками, между редакторами отдельных томов и секторами. При подготовке второго издания необходимо разрешить ряд вопросов: о периодизации, об единстве терминологии и др. Достаточно сказать, что в I томе учебника по истории СССР встречается одна терминология, а во II - другая; из этого следует, что между редакторами и авторами нет полного единства. В будущем необходимо чаще устраивать редакционные совещания для разработки единства терминологии.

По вопросу о помощи редакторам и усилении редакторского состава двух мнений быть не может. Необходимо, чтобы каждый том был просмотрен несколькими редакторами, что, однако, не освобождает от работы прежних редакторов: они возглавляют том и несут за него ответственность. Форму редакторской помощи придется определять в ходе практической работы.

Предложенные докладчиком и принятые после краткого обмена мнений Ученым советом организационные выводы из уроков работы над учебниками в основном сводятся к следующему: 1) при подготовке второго издания учебников надлежит широко учесть все замечания и предложения, выдвинутые в рецензиях и дискуссиях; 2) в целях дальнейшего повышения теоретического уровня подготавливаемых к изданию учебников Ученый совет считает необходимым разработать и обсудить ряд теоретических вопросов, выдвинутых при обсуждении учебников. Необходимо также разработать и обсудить вопросы методики составления учебников для вузов в связи с методикой преподавания истории в высшей школе; создать специальную комиссию при дирекции Института, которая должна принимать меры к унификации учебников, обсуждать общие вопросы методологии и методики, выдвигаемые секторами и редакциями отдельных томов, и давать санкции на сдачу рукописей в издательство. Кроме ответственного редактора по каждому тому признано необходимым назначить редакционные коллегии, которые должны систематически участвовать в редактировании всего материала. Необходимо уделить большее внимание, редактированию учебников, освобождая для этого редакторов от всякой другой работы в Институте на время окончательного редактирования тома.

Необходимо более регулярно и систематически привлекать к обсуждению учебников широкую научную общественность еще до сдачи учебников в печать, одновременно шире развивать критику и самокритику.

Orphus

© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

http://libmonster.ru/m/articles/view/ИТОГИ-ОБСУЖДЕНИЯ-УЧЕБНИКОВ-В-ИНСТИТУТЕ-ИСТОРИИ-АН

Похожие публикации: LRussia LWorld Y G


Публикатор:

Svetlana LegostaevaКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: http://libmonster.ru/Legostaeva

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

М. О., ИТОГИ ОБСУЖДЕНИЯ УЧЕБНИКОВ В ИНСТИТУТЕ ИСТОРИИ АН // Москва: Русский Либмонстр (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 18.08.2015. URL: http://libmonster.ru/m/articles/view/ИТОГИ-ОБСУЖДЕНИЯ-УЧЕБНИКОВ-В-ИНСТИТУТЕ-ИСТОРИИ-АН (дата обращения: 21.11.2017).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - М. О.:

М. О. → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Свежие статьиLIVE
Публикатор
Svetlana Legostaeva
Yaroslavl, Россия
766 просмотров рейтинг
18.08.2015 (826 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)

Ключевые слова
Похожие статьи
В статье представлена современная методология и эффективные методики психологической реабилитации и развития детей с ограниченными возможностями здоровья по инновационной Системе психологической координации с мотивационным эффектом обратной связи И.М.Мирошник в санаторно-курортных условиях. Эта статья представлена в Материалах научно-практической конференции с международным участием «Актуальные вопросы физиотерапии, курортологии и медицинской реабилитации», которая состоялась в ГБУЗ РК «Академический НИИ физических методов лечения, медицинской климатологии и реабилитации им. И.М. Сеченова», 2-3 октября 2017 г., г. Ялта, Республика Крым, и опубликована в журнале Вестник физиотерапии и курортологии. —2017. —№4. — С.146—154
11 дней(я) назад · от Ирина Макаровна Мирошник
В 2018 году исполняется ровно 20 лет с начала широкого внедрения в курортной системе Крыма инновационных методов и технологий, разработанных в Российской научной школе координационной психофизиологии и психологии развития И.М.Мирошник. В этой статье талантливого крымского журналиста Юрия Теслева освещается первый семинар кандидата психологических наук Ирины Мирошник и кандидата технических наук Евгения Гаврилина в Крыму: "Представьте, у вас все валится из рук: работы вы лишились, жена ушла, а дети выросли. В такой момент ох как нужен тот, кто готов выслушать вас. Но ты — гордый. Тебе легче вены вскрыть, чем открыть перед кем-то свою душу. Другое дело — компьютерный психотерапевт. Кто знает, окажись компьютер с программой, созданной московски¬ми учеными, в руках Сергея Есенина, Владимира Маяковского, Марины Цветаевой, может быть, не лишились бы мы так рано многих своих гениев"...
11 дней(я) назад · от Ирина Макаровна Мирошник
Новая концепция электричества необходима, прежде всего, потому, что в современной концепции электричества током проводимости принято считать движение свободных электронов при неподвижных ионах. Тогда как, ещё двести лет тому назад Фарадей в своём опыте, – который может повторить любой школьник, – показал, что ток проводимости это движение, как отрицательных, так и положительных зарядов. Кроме того, современная концепция электричества не способна объяснить, например: каким образом электрический ток генерирует магнетизм, как осуществляется сверхпроводимость, как осуществляется выпрямление тока, и т.д.
Каталог: Физика 
14 дней(я) назад · от Геннадий Твердохлебов
Из краткого анализа описаний опыта Майкельсона- Морли [1,2] видно, что в нем рассматривалось влияние только движения Земли на скорость распространения световых лучей. Причем, ожидавшееся смещение интерференционных полос, вызванное этим движением, не подтвердилось в опыте. Как показано в [3,4] отрицательный результат, т. е. несовпадение теоретических и экспериментальных данных возникло вследствие того, что распространение лучей исследовалось на основе классических законов движения материальных тел. Однако, поскольку лучи обладают волновыми свойствами, то их необходимо рассматривать как бегущие волны при неподвижном эфире.
Каталог: Физика 
15 дней(я) назад · от джан солонар
В статье показано, что вакуумная среда состоит из реликтовых частиц, создающих реликтовый фон, обнаруженный исследователями [1]. Причем, это излучение, представляющее электромагнитные волны, фотоны, можно рассматривать как волны возмущения вакуумной среды. Поэтому, если фотон является волной возмущения вакуумной среды то, очевидно, эта среда должна состоять из микроэлементарных частичек фононов, гравитонов, которые и составляют эту волну. При движении элементарных частиц фононы захватываются ими и образуют электромагнитные волны.
Каталог: Физика 
15 дней(я) назад · от джан солонар
Зримый мир, очей наших Вселенная, Пращурам был колесом на Оси, была коей Луна им. Наука дней новых слепа к тому: мир ей — без центра и края дыра, чей исток, Большой Взрыв, грянув в прошлом, НЕ СУЩ АКТУАЛЬНО, СЕЙ МИГ, — и с тем МИР ЕСТЬ РЕКА БЕЗ ИСТОКА. Поход «Аполлона-12» к Луне лишил почвы ложь эту, губящую нас.
Каталог: Философия 
18 дней(я) назад · от Олег Ермаков
По уровню прибыли, считается, этот вид бизнеса занимает место где-то между торговлей наркотиками и торговлей оружием. По оценкам социологов, в той или иной степени его клиентами являются до 20 процентов взрослого населения Украины. А во время расцвета игорного бизнеса в этой стране, в конце 2000-х, в Украине насчитывалось более 5.000 действующих казино и залов игровых автоматов.
Каталог: Лайфстайл 
22 дней(я) назад · от Россия Онлайн
БАРАКАТУЛЛА В СОВЕТСКОЙ РОССИИ
Каталог: История 
24 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ВОПРОСЫ РЕПАРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ВЕЙМАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ. (ПО МАТЕРИАЛАМ РЕЙХСТАГА)
Каталог: Военное дело 
24 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ВСЕСЛАВЯНСКИЙ КОМИТЕТ
Каталог: История 
24 дней(я) назад · от Россия Онлайн

ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА
Либмонстр - это бесплатный инструмент для сохранения авторского наследия. Создавайте свои коллекции статей, книг, файлов, мультимедии и делитесь ссылкой с коллегами и друзьями. Храните своё наследие в одном месте - на Либмонстре. Это практично и удобно.

Либмонстр ретранслирует сохраненные коллекции на весь мир (открыть карту): в ведущие репозитории многих стран мира, социальные сети и поисковые системы. И помните: это бесплатно. Так было, так есть и так будет всегда.


Нажмите сюда, чтобы создать свою личную коллекцию
ИТОГИ ОБСУЖДЕНИЯ УЧЕБНИКОВ В ИНСТИТУТЕ ИСТОРИИ АН
 

Форум техподдержки · Главред
Следите за новинками:

О проекте · Новости · Отзывы · Контакты · Реклама · Помочь Либмонстру

Русский Либмонстр ® Все права защищены.
2014-2017, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)


LIBMONSTER - INTERNATIONAL LIBRARY NETWORK