Либмонстр - всемирная библиотека, репозиторий авторского наследия и архив

Зарегистрируйтесь и создавайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Это удобно и бесплатно. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора. Делитесь с миром Вашими работами!

Libmonster ID: RU-7231
Автор(ы) публикации: В. ЛЕБЕДЕВ

поделитесь публикацией с друзьями и коллегами

Переиздание. Соцэкгиз. 1937.

Партия и правительство придают громаднейшее значение исторической науке и ее преподаванию. Народные массы СССР должны знать историю своей страны, должны знать прошлое русского народа и всех народов, входящих в состав СССР, гордиться их героической борьбой против угнетателей и эксплоататоров - помещиков и капиталистов. Они должны ясно представлять себе пройденный исторический путь к победе социализма в нашей стране.

Партия и правительство в своих постановлениях от 16 мая 1934 г. и 26 января 1936 г. поставили задачу - ликвидировать "антимарксистские, антиленинские, по сути дела, ликвидаторские, антинаучные взгляды на историческую науку", свойственные "школе" М. Н. Покровского. Из "школы" М. Н. Покровского вышли презренные враги народа (Ванаг и др.), в своих писаниях ведшие борьбу с партией, протаскивавшие антимарксистские, антиленинские взгляды. Вся эта нечисть, эта сорная трава выдернута с корнем, но необходимо еще бороться с остатками недобитых, притаившихся врагов на историческом фронте. Хозяйничанье М. Н. Покровского и его "школы" срывало преподавание истории в школе, убивало любовь к героическому прошлому нашей страны.

Замечания товарищей Сталина, Кирова и Жданова по поводу конспекта учебника по истории СССР поставили перед советскими историками ряд неотложных проблем в деле изучения истории нашей родины.

"Нам нужен такой учебник истории СССР, - писали товарищи Сталин, Киров и Жданов, - где бы история Великороссии не отрывалась от истории других народов СССР - это во-первых, - и где бы история народов СССР не отрывалась от истории общеевропейской и, вообще, мировой истории, - это во-вторых".

Жюри Правительственной комиссии в своем постановлении по конкурсу на учебник по истории СССР для начальной шкоды наметило ряд задач, выполнение которых является неотложным делом советских историков.

Решительная ликвидация "наследия" "школы" М. Н. Покровского должна послужить залогом развития марксистско-ленинской исторической науки и подъема исторического образования в СССР, Для осуществления этих больших задач необходимо также критически освоить наследие буржуазной исторической науки.

Надо помнить, что к буржуазным историкам мы не можем предъявлять такие же требования, как к историкам-марксистам. Использование знаний и опыта, накопленных буржуазными историками, способствует знакомству с историческими фактами, помогает поднятию уровня исторических знаний в широких массах.

Талантливейшим из буржуазных историков, бесспорно, был В. О. Ключевский. Ленин считал возможным сослаться на Ключевского в своем докладе об объединительном съезде. В "Развитии капитализма в России" Ленин также упоминает Ключевского в полемике с П. Скворцовым.

Ключевский - большой талант в передаче исторической конкретности. Глубоко изучая памятники прошлого, он с их помощью сумел восстановить бытовые детали, вскрыть подлинные черты минувшей жизни. "Курс русской истории" В. О. Ключевского содержит богатый фактический материал и отличается художественностью изложения.

Ключевский широкими мазками рисует живые картины, сочетая таланты историка и художника. Научную лабораторию Ключевский в своем "Курсе" не дал, и только в новом переиздании, в примечаниях, она впервые появляется во всей своей сложности и многообразии привлекаемых источников.

Ключевский, перенося читателя в глубь веков, талантливо воссоздает образы прошлого. Целая галерея портретов встает перед читателем: Иван IV, Федор, Борис Годунов, Алексей Михайлович и др. Ключевский дает запоминающиеся образы западников-феодалов XVII века: Ртищева, Ордин-Нащокина, показывает "птенцов" Петра I, в годы ломки и строительства, варварскими методами прививающих Руси западно-европейскую культуру. Ключевский рисует яркий портрет Петра I - великана "без малого трех аршин ростом", выросшего и возмужавшего в трудах под открытым небом, торопящегося все сделать, все узнать. "Петр прожил свой век, - пишет Ключевский, - в постоянной и напряженной физической деятельности, вечно вращаясь в потоке внешних впечатлений, и потому развил в себе внешнюю восприимчивость, удивительную наблюдательность и практическую сноровку. Но он не был охотник до досужих общих соображений... он был больше делец, мастер, чем мыслитель" (Ч. 4-я, стр. 46).

Конечно, характеристики исторических личностей Ключевским даются сквозь призму ограниченности буржуазного понимания, в духе психологического индивидуализма. Иван IV дан психически больным человеком без анализа его как политического деятеля, боровшегося против разрушительной дея-

стр. 143

тельности крупных феодалов, стремившихся к раздроблению Московского государства. Так и Петр I Ключевский пытается изобразить прежде всего дельцом и мастером, ремесленником, снижая его роль как исторической личности и значение его реформ, наносивших удар отсталости Московской Руси.

Мастерски рисует Ключевский шумливых, бестолковых, полуграмотных императриц крепостнической России, проводивших время среди шутов и на балах и по твоему невежеству думавших (как например Елизавета), что из их столицы можно докатить в Лондон в дворцовой карете.

Ключевский был талантливым лектором, пленявшим сотни своих слушателей. Ключевский тщательно готовился к своим лекциям, оттачивая мысли, как "ювелир слова", и он действительно покорял свою аудиторию блеском, глубиной и живостью изложения, мастерским показом своеобразия каждой эпохи. По словам его слушателей, прошлое воскресало перед ними в живом, ярком рассказе Ключевского, как будто он только что приехал оттуда и спешил под свежим впечатлением рассказать виденное.

В этом большом, доведенном до совершенства искусстве владеть конкретным материалом, уменье подать его в яркой, образной, доходчивой форме кроется секрет того огромного интереса, который проявляли слушатели к лекциям Ключевского. Этому искусству владеть конкретным материалом наши советские историки могут учиться у буржуазного историка Ключевского.

Критическое усвоение капитального труда Ключевского принесет пользу нашей вузовской молодежи и кадрам преподавателей истории в школе.

Переизданный "Курс русской истории" выгодно отличается от предшествующих изданий. Каждая часть снабжена примечаниями. Первые четыре части "Курса" являются окончательным оформлением университетского курса, читанного Ключевским в Московском университете с 1879 года. Пятая часть (XVIII-XIX вв.) воспроизводится по гектографированным лекциям 1877 - 1888 гг. с небольшими дополнениями из студенческих записей Н. Аммона (1881 - 1882 гг.) и Я. Барскова (1883 - 1884 гг.), просмотренных в свое время самим Ключевским.

Достоинством "Курса" является то, что в нем довольно широко представлены факты политической истории, общественной жизни и культуры русского народа. Однако в "Курсе" во многом сквозит тот социологизм, который позднее у М. Н. Покровского был доведен до крайности. Ключевский не дает систематического курса истории страны. У него нет равномерного освещения всех периодов истории.

В первой части "Курса" Ключевский дает историю Киевского государства с IX до XI в. и период феодальной раздробленности до XIV века.

Вторая часть описывает возвышение Москвы и образование русского национального государства при Иване III и Василии III Подробно прослеживается расширение Московского государства и превращение его в многонациональное при Иване IV.

В третьей части автор подробно останавливается на истории Московского государства XVII в., начиная со "смутного времени" и борьбы с польской интервенцией и кончая временем "тишайшего" царя Алексея Михайловича.

Почти вся четвертая часть посвящена преобразованиям Петра I. В специальной лекции автор дает подробную характеристику Петра I: его наружности, привычек, образа жизни, характера. Последние пять лекций этой части охватывают период дворянской империи 1725 - 1762 годов.

Пятая часть более чем наполовину отведена дворянской империи Екатерины II и Павла I. Бегло и неполно дается характеристика империи Александра I.

В приложениях к пятой части даны статьи Ключевского главным образом по XVIII веку ("Екатерина II", "Воспоминания о Н. И. Новикове и его времени", "И. Н. Болтин", "Недоросль" Фонвизина", "Евгений Онегин"). Эти блестящие по форме этюды Ключевского вскрывают его понимание литературных произведений и той исторической эпохи, в которую они были созданы.

В переизданном "Курсе русской истории" советский читатель найдет богатейший фактический материал в художественном, блестящем изложении.

*

Конечно, переиздав труд Ключевского, мы нисколько не солидаризируемся с его буржуазной исторической концепцией. Ключевский более других буржуазных историков был политиком. Официально он принадлежал к кадетской партии; он баллотировался в I государственную думу от, кадетов. Таково политическое лицо проф. В. О. Ключевского.

Основы исторической концепции Ключевского характеризуются его политическим мировоззрением.

Выросший после реформы 60-х годов - первого шага к буржуазной монархии, - Ключевский стоял всецело за союз буржуазии с помещичьей монархией. Идеалом его являлась конституционная монархия.

Ключевский - верный защитник мирного сотрудничества труда с капиталом. "Этим путем, быть может, удастся выяснить, как общее правило, - писал он, - когда капитал убивает свободу труда, не усиливая его производительности, и когда помогает труду стать более производительным, не порабощая его". Капитал для Ключевского есть сочетание труда и природы. Классы отличаются между собой "родом капитала, которым работает каждый". Надо сказать, что Ключевский никогда не читал трудов Маркса и вообще отказывался читать марксистскую литературу.

стр. 144

Всякие проявления классовой борьбы Ключевский называет анархией, бунтом. Например выступления низших слоев на новгородском вече он характеризует как "буйство сброда". Ключевский совершенно обходит, по существу, мощные крестьянские движения XVII-XVIII вв. (Разина, Булавина, Пугачева). О декабристском движении он отзывался иронически, говоря, что это "историческая случайность, обросшая литературой".

Нет, разумеется, в "Курсе" истории народов, населявших Россию. Ключевский придерживался великодержавной концепции русского исторического процесса.

Ключевский - продолжатель буржуазной историографии XIX века. Громадное влияние на него оказали Соловьев и Чичерин. Он всецело находился в плену их концепции о государстве.

"Итак, человеческая личность, людское общество и природа страны, - говорил Ключевский, - вот те три основные исторические силы, которые строят людское общежитие". Так понимал Ключевский сущность исторического процесса. Личность он толкует под влиянием "Исторических писем" Лаврова.

Под влиянием Соловьева и Щапова Ключевский придавал большое значение внешней природе: "...Внешняя природа нигде и никогда не действует на все человечество одинаково, всей совокупностью своих средств и влияний Ее действия подчинены многообразным географическим изменениям: разным частям человечества по его размещению на земном шаре она отпускает неодинаковое количество света, тепла, воды, миазмов, болезней - даров и бедствий, а от этой неравномерности зависят местные особенности людей" (Ч. 1-я, стр. 9).

По Соловьеву - Чичерину строит Ключевский схему: семья, род, племя, народ и государство: "Наконец, народ, - с пафосом восклицает Ключевский, - становится государством, когда чувство национального единства получает выражение в связях политических, в единстве верховной власти и закона, В государстве народ становится не только политической, но и исторической личностью..." (Ч. 1-я, стр. 11).

Ключевский - эклектик: идею "народности" он берет у славянофилов, "географический фактор" - у Соловьева - Щапова, "фактор экономический", видимо, заимствован у философа Юркевича, сочетавшего в своих работах вульгарный материализм с идеализмом.

В "Боярской думе" Ключевский сознательно подчеркивает хозяйственный быт удельного княжества. Он пишет статьи "Хозяйственная деятельность Соловецкого монастыря в Беломорском крае", "Русский рубль XVI-XVIII вв. в его отношении к нынешнему".

Ключевский правильно отмечал экономическую подоплеку закрепощения крестьянства XIV-XVI вв. в своей статье "Происхождение крепостного права".

Нередко Ключевский произвольно искажает смысл исторических событий. Все великие князья Иваны и Василии, по его словам, похожи друг на друга, как две капли воды. Он умаляет роль Ивана Калиты и Ивана III, создателя русского национального государства, смазывает социальные противоречия при Иване IV - борьбу с потомками удельных князей, сопротивлявшимися образованию централизованного государства. Все московское общество до Петра I являлось, по мнению Ключевского, "однородной нравственной массой", в которой царило "духовное согласие вопреки социальной розни". Классовая сущность Московского феодально-крепостнического государства осталась у Ключевского нераскрытой, как не выявлено и социальное значение реформ Петра I.

*

В вступительной статье Н. Рубинштейна, в основном правильно освещающей концепцию Ключевского, к сожалению, не показано политическое лицо Ключевского, которым определяется его буржуазное понимание истории. Между тем концепция Ключевского вырабатывалась в то время, когда труды В. И. Ленина уже создали новый этап русской исторической науки.

В своей трактовке Киевской Руси как государства "городового", "торгового" Ключевский оказал влияние на М. Н. Покровского, который хотя и критиковал своего учителя, но следовал за ним во многих вопросах. Вводная статья должна была бы вскрыть эту зависимость.

Советский читатель должен осваивать труд Ключевского, правильно разбираясь в его буржуазной исторической концепции. Задачей вводной статьи было дать критику его концепции с позиций марксистско-ленинской исторической науки, на основе замечаний товарищей Сталина, Кирова, Жданова на конспект учебника по истории СССР и указаний Жюри Правительственной комиссии по конкурсу на учебник по истории СССР для начальной школы. Это помогло бы широкому кругу советских читателей в правильном освоении переизданного "Курса" Ключевского.

Orphus

© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

http://libmonster.ru/m/articles/view/КЛЮЧЕВСКИЙ-В-КУРС-РУССКОЙ-ИСТОРИИ-ЧАСТИ-1-5-я

Похожие публикации: LRussia LWorld Y G


Публикатор:

Svetlana LegostaevaКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: http://libmonster.ru/Legostaeva

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

В. ЛЕБЕДЕВ, КЛЮЧЕВСКИЙ, В. "КУРС РУССКОЙ ИСТОРИИ". ЧАСТИ 1-5-я // Москва: Русский Либмонстр (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 18.08.2015. URL: http://libmonster.ru/m/articles/view/КЛЮЧЕВСКИЙ-В-КУРС-РУССКОЙ-ИСТОРИИ-ЧАСТИ-1-5-я (дата обращения: 21.09.2017).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - В. ЛЕБЕДЕВ:

В. ЛЕБЕДЕВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Свежие статьиLIVE
Публикатор
Svetlana Legostaeva
Yaroslavl, Россия
755 просмотров рейтинг
18.08.2015 (764 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)

Ключевые слова
Похожие статьи
СОЮЗ ПОЛЬШИ И СОВЕТСКОГО СОЮЗА
Каталог: Право Политология 
5 часов(а) назад · от Россия Онлайн
РЕАЛЬНЫЙ д'АРТАНЬЯН
Каталог: Лайфстайл История 
5 часов(а) назад · от Россия Онлайн
Америка как она есть. ПО СТОПАМ "БРАТЦА БИЛЛИ"
Каталог: Журналистика 
2 дней(я) назад · от Россия Онлайн
Маркировка с повинной. Производителям генетически-модифицированных продуктов предлагают покаяться
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ПРОСРОЧЕННЫЕ ПРОДУКТЫ, ФАЛЬСИФИКАЦИЯ И СОМНИТЕЛЬНАЯ МАРКИРОВКА
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Россия Онлайн
Молодёжь, не ходите в секту релятивизма. Думайте сами. И помните, там, где появляется наблюдатель со своими часами, там заканчивается наука, остаётся только вера в наблюдателя. В науке наблюдателем является сам исследователь. Шутовству релятивизма необходимо положить конец!
Каталог: Философия 
6 дней(я) назад · от Геннадий Твердохлебов
Российский закон о защите чувств верующих и ...богов - закон “с душком”, которому 2,5 тысячи лет
21 дней(я) назад · от Аркадий Гуртовцев
Предисловие, написанное спустя 35 лет Я писал эту статью, когда мне было 35, и меня, ничего не соображающего в физике, но обладающего логическим мышлением, возмущали те алогизмы и парадоксы, которые вытекали из логики теории относительности Эйнштейна. Но это была критика на уровне эмоций. Сейчас, когда я стал чуть-чуть соображать в физике, и когда я открыл закон разности гравитационных потенциалов, и на его основе построил пятимерную систему отсчета, сейчас появилась возможность на уровне физических законов доказать ошибочность теории относительности Эйнштейна.
Каталог: Физика 
25 дней(я) назад · от Геннадий Твердохлебов
Ветров Петр Тихонович учил нас Справедливости, Честности, Благоразумию, Любви к родным, близким, своему русскому народу и Родине! Об отце вспоминаю, с чувством большой Гордости, Любви и Благодарности! За то, что он сделал из меня нормального человека, достойного своих прародителей и нашедшего праведный путь в своей жизни!
Каталог: История 
25 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров
Статья посвящена исследованию названия города Переяславля как производного от княжеского (великокняжеского?) имени Переяслав и впервые научно ставится вопрос о наличии в истории Руси неизвестного науке монарха - Переяслава.
29 дней(я) назад · от Владислав Кондратьев

ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА
Либмонстр - это бесплатный инструмент для сохранения авторского наследия. Создавайте свои коллекции статей, книг, файлов, мультимедии и делитесь ссылкой с коллегами и друзьями. Храните своё наследие в одном месте - на Либмонстре. Это практично и удобно.

Либмонстр ретранслирует сохраненные коллекции на весь мир (открыть карту): в ведущие репозитории многих стран мира, социальные сети и поисковые системы. И помните: это бесплатно. Так было, так есть и так будет всегда.


Нажмите сюда, чтобы создать свою личную коллекцию
КЛЮЧЕВСКИЙ, В. "КУРС РУССКОЙ ИСТОРИИ". ЧАСТИ 1-5-я
 

Форум техподдержки · Главред
Следите за новинками:

О проекте · Новости · Отзывы · Контакты · Реклама · Помочь Либмонстру

Русский Либмонстр ® Все права защищены.
2014-2017, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)


LIBMONSTER - INTERNATIONAL LIBRARY NETWORK