Либмонстр - всемирная библиотека, репозиторий авторского наследия и архив

Зарегистрируйтесь и создавайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Это удобно и бесплатно. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора. Делитесь с миром Вашими работами!

Libmonster ID: RU-14825
Автор(ы) публикации: В. Н. Булатов

поделитесь публикацией с друзьями и коллегами

К 40-летию Великой Победы

В годы Великой Отечественной войны Северный морской путь являлся важной транспортной коммуникацией, по которой осуществлялись военные и народнохозяйственные перевозки. Здесь определились две группы сообщений: внешние, по которым поступали грузы из Англии и США в СССР, и внутренние. Советским транспортным флотом было перевезено по внутренним коммуникациям около 2 млн. т грузов 1 . Этот морской путь делился на западный и восточный секторы. Границей западного служила условная линия от Баренцева моря до порта Тикси, восточного - от Тикси до Тихого океана. Из Онеги и Игарки вывозился лес, из Нарьян- Мара и Дудинки - уголь. В каждом секторе проводку судов регулировали штабы морских операций. В сложных условиях Севера арктическую транспортную проводку осуществлял ледокольный флот. Навигация длилась с июля по октябрь. Защищала коммуникации Беломорская военная флотилия 2 .

Одной из ярких страниц истории морских операций той поры является вывод ледоколов из Арктики в 1943 г. в составе конвоя "АБ-55" (т. е. Арктика - Белое море, конвой N 55). Характер деятельности этих ледоколов определялся сезонностью плавания в Арктике. В летнюю навигацию они выходили на трассу для оказания помощи транспортам, осенью возвращались в Белое море, где занимались зимними транспортными проводками судов. Немецкие подводные лодки и авиация настойчиво охотились за нашими ледоколами. Атаки вражеских самолетов и субмарин следовали одна за другой. Однако все попытки фашистов вывести ледоколы из строя не увенчались успехом. Это касается не только арктических конвоев 1941 - 1944 гг., но и союзных конвоев 1941 -1945 гг., в составе которых шли английские, американские и советские корабли из Атлантики в СССР и обратно. За время войны к нам прибыло 40 таких конвоев, вернулось 36. Для их защиты Северный флот совершил 838 выходов в море 3 .

Когда наступали перерывы в движении союзных конвоев, фашистское командование направляло значительное число своих подводных лодок для действий на арктических коммуникациях. В августе 1943 г. гитлеровцы, чтобы сорвать судоходство в Карском море, запланировали операцию "Вундерланд-2", в которой должны были принять участие тяжелый крейсер "Лютцов" и подводные лодки, сведенные в группу "Викинг". Крейсер из-за аварии отпал, и активную деятельность развернули 13 субмарин 4 . Они применяли тактику "волчьей стаи": обладая немалой скоростью и маневренностью, скрывались в море, как только советские тральщики начинали атаку, а когда военные корабли возвращались к охраняемым судам, снова приближались к конвою. Корабли эскорта, многие из которых не имели гидроакустических приборов, не могли тотчас их обнаружить. В результате флот нес потери.

В сентябре 1943 г. 15 транспортов, находившихся в Карском море, были оставлены на зимовку на Диксоне. К выводу из арктического порта Тикси под охраной боевых кораблей готовились только ледоколы "И. Сталин" и "Ф. Литке", которые были необходимы для зимней работы в Белом море. Именно этот конвой получил обозначение "АБ-55". Непосредственная ответственность за выполнение задания возлагалась на командующего Северным флотом вице-адмирала А. Г. Головко, который прибыл в Архангельск, чтобы возглавить операцию, а руководил конвсем команду-


1 Козлов И. А., Шломин В. С. Краснознаменной Северный флот. М. 1983, с. 210.

2 Подробнее см.: Боевой путь Советского Военно-Морского флота. М. 1974.

3 Козлов И. А., Шломин В. С. УК. соч., с. 210.

4 Пузырев В. П. Беломорская флотилия в Великой Отечественной войне. М. 1981, с. 136 - 137.

стр. 177


ющий Беломорской флотилией контр-адмирал С. Г. Кучеров, вылетевший на Диксон. Предполагалось провести конвой до Карских Ворот у Новой Земли над брльшими глубинами и во льдах, что исключало торпедирование ледоколов подводными лодками или подрыв на донных минах. В районе Карских Ворот намечалось сосредоточить военное охранение из эскадренных миноносцев и тральщиков, оснащенных гидроакустикой; прикрытие с воздуха предполагалось осуществить самолетами дальнего и ближнего действия. Операция проводилась в обстановке строгой секретности; радиостанции работали только на прием, чтобы не привлечь внимания врага.

Погодные условия для перелета штаба флотилии в Тикси, к ледоколам, были неблагоприятными: по пути следования проходил мощный антициклон, который нельзя было обойти. Перелет осуществил экипаж известного полярного летчика И. И. Черевичного на авиалодке "Каталина". Позднее Иван Иванович вспоминал: "Швырять нас начало на меридиане Усть-Таймыра: встретился "фронт". Сплошная облачность, моря не видно, болтанка, активное обледенение. Льдом оторвало антенны; куски льда, срываясь с винтов, барабанили по корпусу. Потеряли связь. У Макарова не было грузиков для выпуска антенны. Приказал старшему бортмеханику Чечину отдать ящик с инструментами. Пока тросик с грузом не обрывало, радист успевал произнести в микрофон несколько слов, а потом привязывал новый груз. Машина шла на высоте 10 - 15 метров от воды. По правде говоря, я потерял счет времени. Наконец к 12 часам показалась бухта Тикси. Удача! В заливе Булункан разглядел узкую полоску незамерзшей воды" 5 .

Между тем фашистское командование ожидало вывода советских транспортов или ледоколов из Арктики. В районе Новой Земли дежурило соединение немецких подводных лодок, все основные фарватеры и подходы к Белому морю были заминированы. В середине октября 1943 г. море покрылось вязким крепким льдом. Вскоре была прекращена навигация судов местного плавания. Накануне выхода в море на ледокол "И. Сталин" поступили автоматические пушки. Артиллеристы, не дожидаясь чертежей и инструкций, в течение трех дней установили орудия, провели учебные стрельбы, которые показали хорошую выучку моряков 6 . 22 октября ледоколы снялись с якоря. Вначале они шли малым ходом и разными курсами в сплошном неподвижном льду толщиною до 25 см, а им навстречу с о-ва Диксон отплыл эскорт в составе сторожевого корабля СКР-19 и минного заградителя "Мурман".

Сторожевик, в прошлом ледокольный пароход "Дежнев", работал на трассах, снабжая полярные станции и зимовки обычными грузами. В первые же дни войны его переоборудовали и включили в состав Северного флота для конвоирования транспортов. В августе 1942 г. он вместе с другими судами сражался у о-ва Диксон с фашистским рейдером "Адмирал Шеер" и вышел победителем. Оценивая тот бой, командующий Северным флотом писал: "Преклоняюсь перед мужеством и героизмом полярников - экипажа и персонала научной станции на борту "Сибирякова", экипажей "Дежнева", "Революционера", артиллеристов и портовиков Диксона - все они исполнили свой долг советских патриотов. Отпор, который они дали фашистскому рейдеру, сорвал планы гитлеровцев" 7 .

Теперь СКР-19 и "Мурман" оказались в сложной ледовой обстановке и не сумели пробиться в пролив Вилькицкого, чтобы встретиться с ледоколами. Был получен приказ идти к мысу Неупокоева. Там, у южной оконечности Северной Земли, произошла их встреча. СКР-19 передал на "Ф. Литке" уголь и пресную воду 8 . Через двое суток конвой продолжил путь кильватерной колонной: головным шел "И. Сталин" (командир В. И. Воронин), замыкал караван "Мурман". Ради экономии топлива головной взял сторожевика на буксир. Флагман вел напряженную борьбу со льдами. Самоотверженно несли тяжелую вахту кочегары. Одним из лучших кочегаров считался Н. И. Нижник. До конца его вахты оставалось не более часа, когда корабль оказался среди огромных торосистых льдов. Нужно было резко поднять давление пара. Нижник, его товарищи по смене Ю. В. Щелканов и В. И. Кузнецов долгие часы ни на минуту не выпускали из рук ломики, шуруя в топках уголь 9 .


5 Цит. по: Папанин И. Д. Лед и пламень. М. 1977, с. 315.

6 Государственный архив Архангельской области (ГААО), ф. 2323, оп. 2, д. 152, л. 20.

7 Головко А. Г. Вместе с флотом. М. 1979, с. 129 - 130.

8 Реданский В. Г. Арктики рядовой, Мурманск. 1971, с. 125.

9 См. Северная вахта, 8.1.1944.

стр. 178


Чем дальше на запад, тем сложнее становилась ледовая обстановка в Карском море. Теперь очень многое зависело от штурманов. С. Ю. Кононов, один из лучших судоводителей, в случае когда не было точных ориентиров, вел корабль по навигационным приборам. Сутки работы в таких условиях под руководством Воронина считались за месяц "полярного университета". Наконец караван пробился к Карской губе и стал на якорь. Там его ожидало охранение в составе бригады эскадренных миноносцев и тральщиков. Предстоял самый опасный переход через юго-восточную часть Баренцева моря. На кораблях прошли митинги по случаю приближавшейся 26-й годовщины Великого Октября, политработники провели работу среди моряков. На судах были выпущены стенгазеты, радиогазеты, боевые листки 10 . Все было подчинено единой цели - своевременно обнаружить на море и в воздухе врага, чтобы не допустить его к ледоколам.

Корабли, построившись в колонну, выступили в поход. Справа и слева шли миноносцы, прикрывая ледоколы. Тральщики по пути следования вели контрольное траление. С тральщика ТЩ-114 капитана 3-го ранга Н. С. Дебелова поступил сигнал "Вижу плавающую мину". Курс флагмана резко изменился. Сзади шел эсминец "В. Куйбышев" под командованием капитан- лейтенанта П. М. Гончара. Он обнаружил подводную лодку врага. Эсминец тотчас устремился в атаку, за кормой от взрывов глубинных бомб взметнулись столбы воды. Однако субмарине удалось уйти. Затем эсминец "Разумный" под командованием капитана 3-го ранга Н. И. Никольского тоже обнаружил фашистскую подводную лодку. Со второго боевого захода было зафиксировано три подводных взрыва. Фашистская лодка, получив повреждения, вышла из боя.

16 ноября, когда конвой проходил мимо о-ва Колгуев, немецкие субмарины вновь начали атаковать его. На этот раз попали в цель глубинные бомбы "В. Куйбышева". Раздался взрыв, поднялся столб воды и дыма, на поверхности появилось масляное пятно и всплыли различные предметы. Лодка противника была уничтожена. Когда две другие субмарины прорвались внутрь конвоя, одну начали преследовать миноносец "Громкий" (командир - капитан 3-го ранга А. Б. Сей) и эсминец "Грозный" (командир - капитан 3-го ранга В. И. Андреев). Удачной была атака "ТЩ- 114", который забросал немецкую лодку минами из 24-ствольного миномета. На поверхности моря появились воздушные пузыри, всплыла доска аварийного материала с маркой "S", еще один враг нашел себе подводную могилу 11 .

По 17 ноября вражеские подлодки преследовали конвой, идя параллельным курсом. Они обнаруживались то справа, то слева. Конвой несколько раз менял курс, чтобы уйти от преследователей. Вот записи, сделанные тогда Ворониным в судовом журнале: "17 ноября. 00 час. 44 мин. - эсминец "В. Куйбышев" пошел в очередную атаку на подводную лодку противника. 4 час. 21 мин. - боевая тревога, эсминец "Разъяренный" атакует подводную лодку. 9 час. 30 мин. - открылся Терский берег в районе мыса Городецкий. 17 ноября в рапорте командующему Беломорской военной флотилии от командира тральщика N 114 было доложено, что 16 ноября в 15 часов 10 минут потоплена подводная лодка противника. Это, по-видимому, вторая лодка, утопленная тральщиком за время нашего перехода от Карских Ворот до мыса Городецкий. Около 13 часов ледокол "И. Сталин" в сопровождении миноносцев и тральщиков прошел Терско- Орловский маяк. В районе "трех островов" при очень плохой видимости появились наши самолеты, продержавшись над караваном около 1 часа 30 минут" 12 .

Пока конвой следовал от Карских Ворот до мыса Канин Нос, корабли охранения беспрестанно бомбили врага. Наконец конвой втянулся в горло Белого моря, куда фашистские подводники не решились войти. Этот переход Воронин описал позднее в письме своему другу физику И. Г. Факидову. Вот некоторые строчки оттуда: "Вы, люди науки, дали нам, простым морякам, приборы, при помощи которых мы открываем корабли врага, где бы они ни были; будь то в ночной темноте, в пучине морской, - мы их обнаруживаем и уничтожаем, прежде чем они атакуют нас. В ночь с 16 на 17 ноября мне пришлось отбить восемь атак подводных лодок противника... Видите, Ибрагим Гафурович, воюю... В прошлом году нами были утоплены четыре подводные лодки противника, а в этом


10 Вайнер Б. А. Северный флот в Великой Отечественной войне. М. 1964, с. 300.

11 Пузырев В . П. УК. соч., с. 177.

12 ГААО, ф. 2323, оп. 2, д. 152, лл. 1 - 24.

стр. 179


году хорошо, что отбились мы от них, так как обстановка была слишком трудная, серьезная. У противника была прямая цель утопить мой корабль - ведь он лакомый кусочек. Теперь готовлюсь к новой работе, к новым походам" 13 .

А вот запись из дневника Головко от 18 ноября 1943 г.: "Закончилась-таки арктическая эпопея текущего года; суда ледокольной флотилии "И. Сталин", "Ф. Литке", "Мурман", а также шесть эскадренных миноносцев и три тральщика прибыли в Архангельск. Очень хорошо показали себя в этом походе тральщики: обнаружили и атаковали несколько подводных лодок противника. Группа моряков-полярников с ледокольной флотилии награждена боевыми орденами. Среди награжденных В. И. Воронин, командир ледокола "И. Сталина Это один из лучших знатоков ледового дела. Опираться надо в этих районах на таких людей. И на моряков-полярников, и на летчиков полярной авиации, как Черевичный... Летает Черевичный блестяще к, несомненно, принадлежит к числу тех людей, у которых чувство полета является шестым чувством" 14 .

Конвой "АБ-55" был успешно завершен. В отчете о выполнении задания отмечалось, что за время перехода корабли прошли 2600 миль, из них 1600 - во льдах. Военными кораблями врагу был нанесен "значительный урон - две подлодки утоплены неоспоримо, две - вероятно, одна имеет повреждения" 15 . Попытка фашистов уничтожить ледоколы и их эскорт не удалась.


13 Цит. по: Правда Севера, 12.IV. 1976.

14 Головко А. Г. УК. соч., с. 192 - 193.

15 Центральный военно-морской архив, ф. 767, оп. 2, д. 43, л. 16.

Orphus

© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

http://libmonster.ru/m/articles/view/КОНВОЙ-АБ-55

Похожие публикации: LRussia LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: http://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

В. Н. Булатов, КОНВОЙ "АБ-55" // Москва: Русский Либмонстр (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 27.07.2018. URL: http://libmonster.ru/m/articles/view/КОНВОЙ-АБ-55 (дата обращения: 18.10.2018).

Автор(ы) публикации - В. Н. Булатов:

В. Н. Булатов → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Свежие статьиLIVE
Публикатор
Россия Онлайн
Moscow, Россия
75 просмотров рейтинг
27.07.2018 (83 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
1 голос(а,ов)

Ключевые слова
Похожие статьи
ТОЧКИ НАД "i". Кому выгодно объявить Шолохова плагиатором?
6 дней(я) назад · от Россия Онлайн
Многолетние исследования, проведенные в санаториях Крыма и опубликованные в научной литературе, показали, что методы и средства комплементарной психологической помощи, разработанные в научной школе И.М.Мирошник с учетом глубинных культурно-исторических кодов и традиций многонациональной русской цивилизации, соответствуют культуре Крыма и более эффективны для оказания психологической помощи, чем многие, внедренные на постсоветском пространстве методы и психотехники западных психологических школ.
7 дней(я) назад · от Ирина Макаровна Мирошник
Мистика противостояния СССР и США в гонке за освоение Космоса — беге к Луне. Mystic of confrontation of the USSR and the United States in the race for the Space exploration. In the run to the Moon
7 дней(я) назад · от Олег Ермаков
В статье (эссе) рассматривается версия происхождения русского слова "овал" как заимствования из латыни через посредство неизвестного языка (предположительно немецкого или французского); обращается внимание на отсутствие в языке-источнике необходимого слова (которое, на деле - неологизм XVI в.), а также наличие в славянских языках исконнославянского слова (практически) тождественного латинскому термину.
9 дней(я) назад · от Владислав Кондратьев
Событие №-54 --- Знаковое событие небесно-информационного характера нашего времени - это появление в небе над Брестом необычного "ядерного" облака.(Белоруссия.2017 г.) Событие №-55 --- Знаковое событие небесно-информационного характера нашего времени - это появление в небе над Ставрополем вымеобразных облаков.(Россия.2017 г.) Событие №-56 --- Знаковое событие небесно-информационного характера нашего времени - это появление в небе над южной Швецией апокалиптического облака. (Швеция.2017 г.)
Каталог: Философия 
13 дней(я) назад · от Ваха Дизигов
ЗАПЛАТИ И СПИ СПОКОЙНО!
Каталог: Право 
14 дней(я) назад · от Россия Онлайн
Библиотека - дом семейный
14 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ARCHEOLOGICAL DISCOVERIES IN ALTAI
16 дней(я) назад · от Россия Онлайн
MOSCOW ON SAFE GROUNDS?
Каталог: Геология 
16 дней(я) назад · от Россия Онлайн
REVIVAL OF SMALL RIVERS OF RUSSIA
Каталог: Биология 
16 дней(я) назад · от Россия Онлайн

ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА
Либмонстр - это бесплатный инструмент для сохранения авторского наследия. Создавайте свои коллекции статей, книг, файлов, мультимедии и делитесь ссылкой с коллегами и друзьями. Храните своё наследие в одном месте - на Либмонстре. Это практично и удобно.

Либмонстр ретранслирует сохраненные коллекции на весь мир (открыть карту): в ведущие репозитории многих стран мира, социальные сети и поисковые системы. И помните: это бесплатно. Так было, так есть и так будет всегда.


Нажмите сюда, чтобы создать свою личную коллекцию
КОНВОЙ "АБ-55"
 

Форум техподдержки · Главред
Следите за новинками:

О проекте · Новости · Отзывы · Контакты · Реклама · Помочь Либмонстру

Русский Либмонстр ® Все права защищены.
2014-2018, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)


LIBMONSTER - INTERNATIONAL LIBRARY NETWORK