Либмонстр - всемирная библиотека, репозиторий авторского наследия и архив

Зарегистрируйтесь и создавайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Это удобно и бесплатно. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора. Делитесь с миром Вашими работами!
Иллюстрации:

Libmonster ID: RU-6654
Автор(ы) публикации: С-й

поделитесь публикацией с друзьями и коллегами

PIERRE GAXOTTE, Lа Revolution francaise, Paris 1928, p. 447.

Книжку Гакзота стоит отметить хотя бы для курьеза: это новейшее произведение "католической и королевской партии", которая использует политические события позапрошлого века для политической борьбы нынешнего дня. Интерес курьеза в данном случае еще усиливается тем обстоятельством, что Гакзот, отличаясь такой же зоологической ненавистью к резолюции, как и все его собратья по оружию, отнюдь не отличается другим обычно свойственным им качеством: зоологической тупостью. В противоположность Ленотрам, Гакзот достаточно культурен, следит за специальной литературой, в частности и по экономической истории, и не брезгует в борьбе с политическими врагами использовать самих же врагов: автором, на которого Гакзот чаще всего ссылается, является не кто иной, как Альбер Матье! Если прибавить, что Гакзот пишет тем превосходным языком, на который в современной Франции черносотенцы как будто патент взяли, то придется признать, что перед нами очень удачный пример политической агитации врага, умело орудующего историей для решений своих конкретных политических задач. Для нас этот курьез тем более поучителен, что критическая позиция автора придает его глазу ту остроту, которой лишены столпы парламентского кретинизма из радикально-буржуазных историков.

Ограничимся несколькими примерами. Из-за чего произошла революция? Не из-за насущных экономических потребностей Франции: страна была богаче, чем когда бы то ни было, феодальный гнет почти не ощущался, цеховые стеснения ощущались несравненно меньше, чем это принято думать, а финансовые нужды государства могли быть разрешены значительно более простыми способами чем революция. Все это, как видим, только утрировка фактов, давно установленных историками, значительно больше симпатизировавшими революции. Но вывод, сейчас же делается особый: причина революции - слабость власти, которая распустила деклассированных представителей буржуазной интеллигенции (48). "Мы",т.е граждане Третьей республики "граждане бюрократического посленаполеоновского и полусоциализированного (!) государства с трудом подозреваем", до чего децентрализированным и либеральным было это государство (14). Против него выступила интеллигенция, исполненная духа революционной нетерпимости и поклявшаяся поставить на место легитимного короля легитимный народ: "общая воля" это и есть они сами" (6).

Процесс революции был определен одним принципом-"слева нет врагов", и если отвлечься от романтических легенд, то весь о и сводится к тому, что до 9 термидора большие демагоги истребляли меньших. Короткая перспектива обычно заставляет реакционных историков предметом своей ненависти делать ближайшего врага - либералов Конституанты и Бонапарта; начиная от якобинцев, они вообще перестают что бы то ни было понимать. Гакзот ведет себя много политичнее, его симпатии всегда на стороне более умеренных групп. Заклеймив либеральную буржуазию за 4 августа и разграбление духовенства, он затем свое негодование натравляет против крестьян,

стр. 180

это они скупили за бесценок "добрую французскую землю", и если "крупные покупщики (т. е. буржуа) затем сами подверглись проскрипции в свою очередь", то крестьяне продолжали наслаждаться награбленным. Тем самым они стали "по обязанности защитниками режима, который сделал их собственниками, ценой столь незначительных издержек". Правда, они перестали "быть влюбленными" в революцию, которая "принесла для них все свои плоды"; но успокоения они ждут не в старом режиме, а от "республиканского диктатора, который сумел бы одновременно подтвердить устранение аристократов и обеспечить их наследников в спокойном пользовании конфискованными богатствами" (165). Это, конечно, печальный результат, но честный монархист готов примириться и на этом, ибо иначе может получиться и того хуже. С наслаждением цитирует он слова Барнава 15 июля 1791 г.: "Еще шаг вперед был бы гибельным и преступным актом... Если хотят продолжать процесс разрушения, найдут ли еще какую-нибудь подлежащую уничтожению аристократию, если не аристократию собственности?" (190).

Итак Гакзот готов на блок буржуазии с аристократией. Если он почему-либо и недоволен жирондистами, так это потому, что эти глупые буржуа не поняли, что своим радикализмом они сами развязывают враждебную им стихию: "парламентский радикализм жирондистов это не конец, это только этап к диктаторскому коммунизму", "скольжение налево не остановилось на буржуазной революции, но пошло дальше, вплоть до революции пролетарской" (259, 357).

Пролетарская революция, в этом все дело! Сводя, как будто, семейные счеты с радикальной буржуазией, Гакзот на самом деле смотрит в корень и метит много дальше. Ловкий черносотенец подробно останавливается на периоде якобинской диктатуры, а в оценке ее особенностей он как будто вполне согласен с нынешними робеспьеристами. Часто даже, ссылаясь на Альбера Матье, он принимает не только его личные характеристики политических фигур этой эпохи (кроме Робеспьера, конечно), но и характеристику экономического содержания мелкобуржуазной диктатуры, роль инфляции, оценку максимума, описание движения "бешеных", теорию вантозских декретов и многое прочее.

Во всем этом Гакзот делает только одну незначительную... поправочку. Вместо революционной мелкой буржуазии он говорит о революционном пролетариате и на место утопического эгалитаризма подставляет современный коммунизм. Правда, коммунизм означает отрицание частной собственности и обобществление средств производства, а мелкобуржуазно ремесленнические стремления не шли дальше борьбы с "роскошью" и раздробления всех видов собственно" и на равные парцеллы даже у эбертистов, у "бешеных", в вантозских декретах... Но зато и коммунизм, и эгалитаризм одинаково порождают грандиозное массовое движение, одинаково экспроприируют "порядочных людей", одинаково приводят к народной диктатуре и одинаково поручают ей регулирование хозяйственных процессов, - стоит ли вспоминать о такой малости, как принципиальное отношение к институту собственности и различие классового субъекта! Главу о якобинской диктатуре Гакзот называет "Коммунистический террор" и объясняет гипертрофированный терроризм, безнадежную противоречивость и гибель этой диктатуры абсурдностью коммунизма. Испуганный мелкий буржуа очень свободно не заметит легкого усовершенствования и, убежденный авторитетом истории, укрепится в собственном своем предположении: "Коммунизм, как режим, противный природе, может породить только нищету и развалины. Регламентация, бюрократизм, инквизиция, принуждение, трибуналы, гильотина, - все это обанкротилось, обанкротилось полностью, абсолютно обанкротилось" (350).

Гакзот очень недоволен термидорианцами, - эти уж во всяком случае должны бы были сразу сдать дела королю! - но термидорианский переворот ему вполне нравится. Это единственный переворот в истории, закономерность которого несомненна: "Термидорианская реакция именно потому так широко и глубоко захватывает, что она совершенно народна. Это реакция желудков и интересов против коммунизма, голода и нищеты" (387). Таким образом, не только буржуа, а пожалуй и "добрый французский народ" должен убедиться, что до добра не ведет даже умеренный политический радикализм. Банальная задача реакционеров разрешена по-новому и не без ловкости.

Ловчее проявлена и та острота зрения, которая обеспечена автору его критической позицией. Мы не можем, например, с ним не согласиться, когда он на конкретных примерах показывает, что "революционная" буржуазия не имела ни объективных оснований для революционной политики, ни необходимых для этого субъективных качеств. Очень неплоха также - в сравнении с тем, что дает левобуржуазная историография, - оценка причин и характера террора: "Историки, которые хотят любой ценой представить нам монтаньярские гекатомбы, как достойные сожаления эксцессы законного отпора, должны быть в сильном затру-

стр. 181

днении, начиная с 1794 г. Поэтому в своем слепом желании обелить систему они принуждены свалить на одного человека, Робеспьера, все преступления, которые иначе им не удается объяснить. Честолюбие Робеспьера, лицемерие Робеспьера, жестокость Робеспьера, - на каждой странице возвращаются к этим словам. Детское удивление! Террор это самая сущность революции, потому что революция это не простая перемена режима, а социальная революция дело экспроприации и истребления" (323).

Прежде чем расстаться с Гакзотом, следует отметить еще одну подробность, отличающую этот новейший продукт реакционной исторической публицистики от всех предшествовавших. Как и Мортимер-Терно, и Тэн, и Мадлен, наш автор проявляет бешеную ненависть к стихийному народному движению. Его отношение к революционным массам это - отношение, хорошо нам памятное по "крику души" недавнего нашего врага: "пулеметов бы сюда, пулеметов". Однако, в противоположность своим предшественникам, Гакзот не склонен ни переоценивать стихийности массового движения, ни особенно распространяться на тему о своих чувствах к нему. Наоборот, он старается преуменьшить размах этого движения, ловко оперируя данными об избирательном абсентеизме и, главное, отнять от него характер стихийности. Центр внимания Гакзот переносит на якобинские клубы: вот где нерв революции, вот где единственная ее движущая сила. Действительное значение этого прообраза революционной партии Гакзот явно преувеличивает. Так, влиянием клубов объясняются не только все события с 10 августа 1792 г. до 9 термидора, но даже "великое устрашение" лета - осени 1789г.(124 -125) Преувеличивает Гакзот вполне сознательно: опыт фашизма не прошел бесследно для французских реакционеров - они поняли значение организованного, крепко сколоченного меньшинства для дела революции и контрреволюции.

В заключение отметим еще один курьез в этой книжке. Книжка, как читатель видел, вполне "академическая", она трактует о событиях позапрошлого века и ни разу не упоминает об Октябрьской революции, о СССР. Но ни разу не встречаясь в тексте, имя "Россия" все-таки фигурирует в ней один раз... на обложке. Предупреждая, согласно обычаям, о сохранении всех издательских прав, автор в противоположность обычаям присовокупляет, что сие должно иметь значение "для всех стран, - в том числе и для России". Вот уж поистине напрасная предосторожность!

С-й

Orphus

© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

http://libmonster.ru/m/articles/view/Критика-и-библиография-РЕЦЕНЗИИ-PIERRE-GAXOTTE-LА-REVOLUTION-FRANCAISE

Похожие публикации: LRussia LWorld Y G


Публикатор:

Vladislav KorolevКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: http://libmonster.ru/Korolev

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

С-й, Критика и библиография. РЕЦЕНЗИИ. PIERRE GAXOTTE, LА REVOLUTION FRANCAISE // Москва: Русский Либмонстр (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 13.08.2015. URL: http://libmonster.ru/m/articles/view/Критика-и-библиография-РЕЦЕНЗИИ-PIERRE-GAXOTTE-LА-REVOLUTION-FRANCAISE (дата обращения: 18.08.2017).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - С-й:

С-й → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Свежие статьиLIVE
Публикатор
Vladislav Korolev
Moscow, Россия
433 просмотров рейтинг
13.08.2015 (735 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)

Ключевые слова
Похожие статьи
ОРГАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ГОРОДОВ В РУССКОМ ГОСУДАРСТВЕ В XVI-XVII ВЕКАХ
Каталог: Строительство 
7 часов(а) назад · от Марк Швеин
БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ НАКАНУНЕ ВЕЛИКОГО ОКТЯБРЯ
7 часов(а) назад · от Марк Швеин
ПРОБЛЕМЫ НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ В ЖУРНАЛЕ "KWARTALNIK HISTORYCZNY" ЗА 1970-1976 ГОДЫ
Каталог: История 
9 часов(а) назад · от Марк Швеин
Сущность пола и игра полов в Мироздании. The essence of sex and the game of sexes in the Universe.
Каталог: Философия 
2 дней(я) назад · от Олег Ермаков
Л. А. ЗАК. ЗАПАДНАЯ ДИПЛОМАТИЯ И ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ
Каталог: Политология 
4 дней(я) назад · от Марк Швеин
"РОССИЙСКО-КУБИНСКИЕ И СОВЕТСКО-КУБИНСКИЕ СВЯЗИ XVIII-XX ВЕКОВ"
Каталог: Право 
4 дней(я) назад · от Марк Швеин
В. Ф. ПЕТРОВСКИЙ. АМЕРИКАНСКАЯ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ КРИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ОРГАНИЗАЦИИ, МЕТОДОВ И СОДЕРЖАНИЯ БУРЖУАЗНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В США ПО ВОПРОСАМ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ
Каталог: История 
4 дней(я) назад · от Марк Швеин
ПЕРВОЕ ОПИСАНИЕ от ПЕРВОИСТОЧНИКА известной ОПЕРАЦИИ «ЗВЁЗДОЧКА».Статья была НАПЕЧАТАНА 50 ЛЕТ НАЗАД в газете «Советская Белоруссия» в 1967г..........В статье ПРИВОДИТСЯ ОТ ПЕРВОИСТОЧНИКА ПЕРВОЕ ОПИСАНИЕ известной успешно ПРОВЕДЕННОЙ В НАЧАЛЕ 1944 ГОДА ПАРТИЗАНАМИ ОТРЯДА имени ЩОРСА ОПЕРАЦИИ «ЗВЁЗДОЧКА» по освобождению из немецкого плена воспитанников Полоцкого детдома..........На втором этапе операции приняли участие летчики 105-го отдельного авиаполка для осуществления переброски детей через линию фронта...Тогда СОВЕРШИЛ ПОДВИГ ЛЕТЧИК МАМКИН..........Освобождение почти 200 детей — ЭТО ЕДИНСТВЕННЫЙ СЛУЧАЙ В ИСТОРИИ ПАРТИЗАНСКОЙ БОРЬБЫ во время Великой Отечественной войны..........Эту ПРАВДИВУЮ ИНФОРМАЦИЮ от ПЕРВОИСТОЧНИКА ВАЖНО СОХРАНИТЬ для ПОТОМКОВ (ОТЕЦ был ОДНИМ из РАЗРАБОТЧИКОВ и УЧАСТНИКОВ ОПЕРАЦИИ)..........Данное ПЕРВОЕ ОПИСАНИЕ от ПЕРВОИСТОЧНИКА становится КРАЕУГОЛЬНЫМ КАМНЕМ ИСТИННОЙ ВОЕННОЙ ИСТОРИИ
Каталог: История 
6 дней(я) назад · от Владимир Барминский
ДВИЖЕНИЕ БАЛАШОВЦЕВ
Каталог: Политология 
6 дней(я) назад · от Марк Швеин
ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ США
Каталог: Культурология 
6 дней(я) назад · от Марк Швеин

ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА
Либмонстр - это бесплатный инструмент для сохранения авторского наследия. Создавайте свои коллекции статей, книг, файлов, мультимедии и делитесь ссылкой с коллегами и друзьями. Храните своё наследие в одном месте - на Либмонстре. Это практично и удобно.

Либмонстр ретранслирует сохраненные коллекции на весь мир (открыть карту): в ведущие репозитории многих стран мира, социальные сети и поисковые системы. И помните: это бесплатно. Так было, так есть и так будет всегда.


Нажмите сюда, чтобы создать свою личную коллекцию
Критика и библиография. РЕЦЕНЗИИ. PIERRE GAXOTTE, LА REVOLUTION FRANCAISE
 

Форум техподдержки · Главред
Следите за новинками:

О проекте · Новости · Отзывы · Контакты · Реклама · Помочь Либмонстру

Русский Либмонстр ® Все права защищены.
2014-2017, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)


LIBMONSTER - INTERNATIONAL LIBRARY NETWORK