Либмонстр - всемирная библиотека, репозиторий авторского наследия и архив

Зарегистрируйтесь и создавайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Это удобно и бесплатно. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора. Делитесь с миром Вашими работами!

Libmonster ID: RU-14487
Автор(ы) публикации: Л. П. КОЛОДНИКОВА

поделитесь публикацией с друзьями и коллегами

Изучение становления международных отношений нового, социалистического типа - одно из важных направлений советской исторической науки. Многие принципиальные вопросы внешней политики Советского Союза и международных отношений в целом освещены в таких фундаментальных исследованиях, как двухтомная "История внешней политики СССР 1917 - 1976" (М. 1977), "История дипломатии", т. V, кн. 1 (М. 1974), "Дипломатия социализма" (М. 1973). В 60 - 70-х годах был опубликован ряд трудов по общим проблемам становления мировой социалистической системы, в которых прослеживается процесс возникновения и развития международных отношений нового типа, а также затрагиваются вопросы советско-чехословацких отношений1 . Вопросы экономических взаимоотношений Советского Союза и стран народной демократии раскрыты в специальных трудах советских экономистов, уделяющих внимание и проблемам советско- чехословацких торгово-экономических связей, а также в работах чехословацких авторов2 . История советско-чехословацких отношений первых послевоенных лет получила пока лишь фрагментарное освещение в ряде работ советских и чехословацких историков3 . Автор данной статьи поставил перед собой задачу рассмотреть наиболее важные вопросы развития советско-чехословацких отношений в 1945 - 1948 гг., обращая при этом главное внимание на экономическую их сторону.

Советско-чехословацкие отношения в послевоенные годы развивались на основе подписанного в Москве 12 декабря 1943 г. Договора о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве между Советским Союзом и Чехословацкой Республикой. Проникнутый духом равноправия, договор открывал широкие перспективы для всестороннего развития подлинно добрососедских, дружественных отношений между двумя странами. Статья IV договора гласила, что договаривающиеся стороны "соглашаются развивать в возможно более широких масштабах свои экономические отношения и оказывать друг другу всяческую воз-


1 М. Э. Айрапетян, В. В. Суходеев. Новый тип международных отношений. М. 1964; Ш. П. Санакоев, Н. И. Капченко. Теория и практика внешней политики социализма. М. 1973; "Социализм и международные отношения". М. 1975, и др.

2 "Внешнеэкономические связи социалистических стран". М. 1974; "Внешняя торговля европейских социалистических стран". М. 1967; "Внешняя торговля стран народной демократии". М. 1961; И. Штепанек. Чехословакия и экономическое сотрудничество стран-членов СЭВ. М. 1974.

3 А. И. Недорезов. Советско-чехословацкие отношения в 1945 - 1948 годах. "Советское славяноведение", 1975, N 3; И. А. Петерс. Внешняя политика Чехословакии 1945 - 1960 гг. Киев. 1976; V. Krai. Ceskoslovensko a Sovetsky Svaz. 1917 - 1971. Praha. 1971; "Ceskoslovensko-sovetske vztahy jake faktor mezinarodni politiky 1917-1970". Praha. 1975.

стр. 47


можную экономическую помощь после войны" 4 . В первые же дни после освобождения Чехословакии Советский Союз, верный своим союзническим обязательствам, закрепленным в договоре 1943 г., в еще более широком объеме стал оказывать всестороннюю помощь Чехословакии в деле восстановления ее народного хозяйства, снабжения населения продуктами питания и предметами первой необходимости. Эта помощь имела особо важное значение для ликвидации последствий гитлеровской оккупации, дезорганизовавшей промышленное производство, транспорт, снабжение.

Уже 11 мая 1945 г. в Праге состоялась встреча командующего войсками 1-го Украинского фронта Маршала Советского Союза И. С. Конева с представителями чехословацкого правительства. На этой встрече были решены первые практические вопросы по оказанию помощи населению Праги и всей страны в целом. В распоряжение чехословацкого правительства в первые дни его работы было предоставлено более 100 автомобилей, 25 т горючего и более 50 т бумаги5 . Для населения Праги было выделено 9 тыс. т хлеба, благодаря чему уже 4 июня 1945 г. стало возможным повысить нормы снабжения пражан хлебом, а также крупой и солью. Но не только население столицы нуждалось в такой помощи. Голодали рабочие Брно, Моравской Остравы и угольного бассейна. Чтобы в кратчайшие сроки пустить здесь заводы, фабрики, шахты, требовалось дать людям хлеб и другие продукты питания. По решению Советского правительства от 1 июля 1945 г. 3-я Гвардейская армия передала населению Моравской Остравы 3600 т зерна, 325 т сахара, 125 т соли и для населения Брно - 4400 т зерна, 375 т сахара и 150 т соли6 . С 9 июля для населения указанных районов были установлены повышенные нормы снабжения продовольствием.

20 июля посол СССР в Чехословакии В. А. Зорин сообщил чехословацкому правительству, что правительство СССР приняло решение оказать продовольственную помощь населению Братиславы. Для удовлетворения двухмесячной потребности города в продуктах питания органами тыла Советской Армии было передано 2300 т зерна, 210 т сахара и 100 т соли. Таким образом, если до 25 июля 1945 г. трудящиеся города получали по 3 кг хлеба в месяц, то теперь уже от 9 до 15 килограммов 7 . Продовольственная помощь, оказанная в самые тяжелые послевоенные месяцы, явилась свидетельством подлинного интернационализма советских людей, которые, несмотря на собственные трудности, по-братски помогли чехословацким трудящимся. Чехословацкое правительство выразило правительству СССР, "глубокую признательность за его неизменную готовность пойти навстречу нуждам населения Чехословакии"8 .

Существенное значение для республики имели и другие формы экономической помощи. Среди них в первую очередь следует отметить передачу Чехословакии оборудования германских промышленных предприятий, а также другого трофейного имущества, находившегося в ведении соответствующих органов Советской Армии 9 . Идя навстречу пожеланиям Чехословакии, Советский Союз счел возможным передать ей без оплаты более 20% этих трофеев, жизненно необходимых для чехословацкой промышленности. В числе переданных республике промыш-


4 "Советско-чехословацкие отношения во время Великой Отечественной войны 1941 - 1945". Документы и материалы. М. 1960, стр. 133 - 134.

5 Архив внешней политики (АВП) СССР, ф. 138а, оп. 25, п. 39, д. 8, л. 16.

6 "Советско-чехословацкие отношения 1945 - 1960 гг.". М. 1972, стр. 24.

7 Там же, стр. 27 - 29.

8 Там же, стр. 28.

9 Министерство внешней торговли (МВТ) СССР, Историко-внешнеторговое управление (далее - ИВТУ), ф. 1. оп. 11876, д. 51, л. 78.

стр. 48


ленных предприятий были нефтеперегонный завод в г. Мост 10 , являвшийся крупнейшим производителем синтетического горючего в стране, текстильная фабрика "Фаула" в г. Литомышль11(это предприятие имело большое значение для чехословацкого экспорта и могло обеспечить работой население близлежащих районов), завод по производству электрооборудования "Филипс", мотовелосипедный завод "Веламос", химические заводы в Фалькнове и Гандлове, шесть кожевенных заводов в Словакии, оборудование горно-обогатительных предприятий и ряд других 12 . В ходе освобождения Чехословакии советское командование отдавало своим войскам приказ о взятии под охрану крупных предприятий на освобожденной территории, а также о вывозе из прифронтовой полосы в тыл ценного оборудования для последующей передачи его чехословацким властям. Это спасло от разрушения и расхищения сотни промышленных и хозяйственных объектов страны 13 .

Советский Союз оказывал Чехословакии помощь в восстановлении ее транспортных коммуникаций. Инженерными войсками Красной Армии в рекордно короткий срок - 5,5 месяца - был почти заново построен мост через Дунай в районе Братиславы длиной 460 м (старый мост в апреле 1945 г. был взорваи отступавшими фашистскими войсками). 3 февраля 1946 г. новый мост был торжественно открыт в присутствии членов чехословацкого правительства' и представителей советского посольства14 .

В июне 1945 г. в Москве состоялись советско-чехословацкие переговоры, в которых приняли участие главы государств и министры внешней торговли. Обсуждались вопросы возобновления и дальнейшего развития экономического сотрудничества! между двумя странами. Чехословацкая делегация обратилась к советской стороне с просьбой об оказании содействия в деле возвращения Чехословакии судов ее Дунайской флотилии, а главное, подвижного состава железных дорог, 3/4 которого (около 78 тыс. вагонов) было перемещено в годы оккупации в Германию и другие страны. В связи с этой просьбой Советское правительство приняло решение о передаче во временное пользование чехословацкому министерству путей сообщения 40 тыс. вагонов и 2 тыс. цистерн, принадлежавших Советскому Союзу и находившихся в тот момент в Чехословакии 15 . В октябре 1945 г. для урегулирования вопросов железнодорожного транспорта была создана смешанная советско-чехословацкая комиссия по проверке использования подвижного состава на чехословацких железных дорогах 16 . Все эти меры позволили устранить существовавшие в республике трудности с транспортом и обеспечить бесперебойность перевозок в осенне-зимний период.

В ходе июньских переговоров была достигнута договоренность о взаимных поставках товаров. Чехословакия получала из СССР такие дефицитные для нее виды сырья, как железная руда, соль, хлопок. В СССР поступали из Чехословакии значительное количество машин, промышленное оборудование, редкие металлы, сельскохозяйственные машины. Все это должно было способствовать сокращению сроков и расширению масштабов восстановительных работ в советской и чехословацкой промышленности, наращиванию производства товаров широкого потребления в обеих странах. Выражая свое удовлетворение результатами переговоров в Москве, чехословацкий министр внешней тор-


10 Там же, лл. 80 - 81; "Известия", 27. VI. 1946; ныне химический завод имени Чехословацко-советской дружбы.

11 "Советско-чехословацкие отношения 1945 - 1960 гг.", стр. 22.

12 АВП СССР, ф. 138а, оп. 25, п. 39, д. 9, л. 30.

13 Там же, п. 39, дд. 8 - 9.

14 ЦГАОР СССР, ф. 4459, оп. 27/1, д. 5650, л. 12.

15 "Советско-чехословацкие отношения 1945 - 1960 гг.", стр. 38.

16 АВП СССР, ф. 138а, оп. 25, п. 39, д. 9, лл. 22 - 23.

стр. 49


говли отмечал, что они велись на основе принципа "равный с равным", в сердечной, дружественной атмосфере 17 .

Таким образом, первые месяцы после освобождения Чехословакии от фашистской оккупации положили начало новому этапу в развитии добрососедских отношений и углублении взаимовыгодного экономического сотрудничества между СССР и Чехословакией. В то время как западноевропейские государства пытались выйти из послевоенных трудностей за счет других, более слабых стран, Советский Союз строил свои взаимоотношения с молодыми народно-демократическими государствами Юго- Восточной и Центральной Европы на совершенно иной основе, исходя из принципов полного равноправия, уважения территориальной целостности, государственной независимости и суверенитета, невмешательства во внутренние дела друг друга. Неотъемлемой частью этих отношений становилась братская взаимопомощь народов СССР и трудящихся молодых народно-демократических государств.

В декабре 1945 г. в СССР прибыла чехословацкая экономическая делегация во главе с министром промышленности. Необходимость ее посылки в СССР возникла еще в августе 1945 г., когда в Чехословакии встал вопрос о проведении национализации промышленности. В задачи делегации входило: изучение структуры и организации советской экономики, системы советского технического образования, организации транспортных перевозок в СССР, переговоры о поставках Чехословакии советского сырья и т. п. В результате переговоров в Москве было выработано новое соглашение о взаимных поставках более широкого контингента товаров, а также протокол об оказании Чехословакии помощи зерном. Оба эти документа были подписаны в Москве 12 апреля 1946 г. во время визита в СССР министра внешней торговли Чехословакии 18 . Соглашение вступало в силу с момента его подписания и действовало в течение одного года, причем оно автоматически продлялось на каждый последующий год, если ни одна из договаривающихся сторон не делала за один месяц до истечения срока заявления о своем намерении прекратить действие соглашения 19 .

По соглашению 1946 г. Чехословакия импортировала из Советского Союза такие виды сырья, как железная, марганцевая и хромовая руды, пирит, кокс, уголь, медь, минеральные масла, каменная соль, хлопок, шерсть, лен, жмыхи, чай. Советский Союз по этому соглашению получал из Чехословакии продукцию металлургической промышленности, в частности различные виды проката, а также продукцию машиностроения. При этом, по свидетельству министерства внешней торговли Чехословакии, при планировании производственных мощностей, в частности в рамках двухлетнего плана развития народного хозяйства Чехословакии (1947 - 1948 гг.), правительство исходило из условий долгосрочного сотрудничества с Советским Союзом, имея в виду ограниченность внутренних потребностей страны в продукции тяжелого машиностроения (такой, как локомотивы, железнодорожные вагоны, автомобили). Для Чехословакии, уже имевшей крупные действующие машиностроительные заводы типа "Шкода", наращивание производства этих видов продукции для обеспечения только внутренних потребностей страны было бы нерентабельным. После удовлетворения своих внутренних потребностей в этих видах продукции Чехословакии пришлось бы искусственно сдерживать развитие тяжелого машиностроения 20 . Плановость советской экономики, ее стабильность, отсутствие в ней каких-либо кризисных явлений делало Советский Союз надежным торговым


17 МВТ СССР, МВТУ, ф. 1, оп. 11060, д. 55.

18 "Известия", 16. IV. 1946.

19 МВТ СССР, ИВТУ, ф. 1, оп. 11876, д. 51, л. 68.

20 Там же, оп. 11060, д. 55.

стр. 50


партнером, что, в свою очередь, открывало перед Чехословакией возможность заключения долгосрочных торговых соглашений, планирования и прогнозирования развития взаимной торговли.

Еще одним важным обстоятельством, которое делало выгодным и желательным для Чехословакии развитие торговых связей с СССР, было то, что Советский Союз в отличие от капиталистических государств не требовал оплаты своих поставок свободно конвертируемой валютой, а вел расчеты в чехословацких кронах или равноценным обменом товаров. Платежи за поставленные товары должны были производиться в СССР через Государственный банк СССР, а в Чехословакии - через Чехословацкий народный банк. Эти банки открывали друг другу особые беспроцентные счета в чехословацких кронах. В соглашении предусматривался также порядок погашения возможных задолженностей сторон, осуществление платежей, не оговоренных соглашением.

По условиям соглашения о взаимных поставках товаров 1946 г. (в соответствии с протоколом между двумя правительствами об оказании помощи Чехословацкой Республике) осуществлялись поставки советского зерна в Чехословакию в 1946 году. Необходимость оказания ей чрезвычайной помощи продовольственным зерном в мае, июне и июле 1946 г. была вызвана тем, что Администрация помощи и восстановления Объединенных Наций (ЮНРРА) отказалась, несмотря на ранее данные обещания, поставить Чехословакии необходимое количество зерна. По протоколу от 12 апреля 1946 г. Советское правительство обязалось предоставить правительству Чехословацкой Республики в период с 15 мая по 15 июля 1946 г. 30 тыс. т зерна, в том числе 20 тыс. т пшеницы и 10 тыс. т ржи. Чехословацкая сторона должна была компенсировать СССР поставки зерна поставками товаров в течение 1946 года.

Уже в первые послевоенные месяцы начался двусторонний обмен опытом между СССР и Чехословакией во всех областях народнохозяйственной деятельности. По мере углубления национализации промышленности, которая развертывалась в это время в республике, расширялись возможности для налаживания контактов между различными министерствами и ведомствами двух стран, в частности по вопросам планирования в ведущих отраслях промышленности, финансирования экономических программ развития и реконструкции, транспортного сообщения, связи, совместной разработки месторождений полезных ископаемых, здравоохранения и некоторым другим. Учреждения обеих стран установили непосредственные связи друг с другом. Среди них были министерства финансов, путей сообщения, внешней торговли, промышленности, статистические управления и ряд научно-исследовательских учреждений и организаций.

Продолжался обмен делегациями. В июле 1946 г. Москву посетила чехословацкая делегация во главе с Председателем правительства К. Готвальдом. Во время этого визита было подписано Соглашение об установлении воздушного сообщения между СССР и Чехословацкой Республикой, а также подготовлено к подписанию Соглашение о советско- чехословацком железнодорожном сообщении21 (подписано 26 ноября 1946 года). Была также достигнута договоренность о передаче в собственность Чехословакии всего оставшегося к тому моменту на ее территории трофейного имущества, принадлежавшего СССР22 . В октябре 1946 г. в Праге находилась советская торговая делегация, прибывшая сюда в соответствии с существовавшей договоренностью о поддержании постоянных рабочих контактов между советским и чехословацким министерствами внешней торговли.


21 "Известия", 27. VII. 1946.

22 АВП СССР, ф. 138а, оп. 26, п. 43, д. 6, л. 90.

стр. 51


Устанавливались непосредственные производственные связи между отдельными предприятиями 23 .

По просьбе К. Готвальда значительная помощь была оказана Советским Союзом Чехословакии в изучении состояния ее нефтеносных недр, подвергшихся хищнической разработке в годы гитлеровской оккупации. Проблема состояла в том, что при отступлении фашисты либо уничтожили, либо вывезли все материалы, характеризующие нефтеносные месторождения страны. Сотрудники Института горючих ископаемых АН СССР совместно с комиссией министерства промышленности Чехословакии осенью 1946 г. приступили к работам по восстановлению нефтяной промышленности республики. В результате совместных усилий специалистов двух стран в кратчайшие сроки были воссозданы карты нефтяных месторождений республики, вся их технологическая документация и расчеты по их мощности. Кроме того, Советское правительство предоставило Чехословакии необходимое оборудование для скорейшего возобновления добычи нефти в стране 24 .

Советско-чехословацкое сотрудничество играло не последнюю роль в успехах, достигнутых чехословацкой промышленностью в 1945 - 1946 годах. Если в начале 1946 г. объем ее производства составил 55 - 60% по отношению к 1937 г., то в конце 1946 г. этот показатель составил уже 70,8%. Заметим, что в довоенной Чехословакии среднегодовой прирост промышленного производства не превышал 1 - 2% 25 . Особенно высокие темпы роста промышленного производства наблюдались в металлургической и металлообрабатывающей промышленности, а также в производстве цемента, кирпича, стекла26 . Производство средств производства составило в Чехословакии к концу 1946 г. 92,1% от довоенного уровня 27 . Советские поставки многих видов сырья, таких, как железная, марганцевая, хромовая руды, кокс, нефть, в значительной степени облегчили процесс послевоенного восстановления и развития в Чехословакии как добывающей, так и обрабатывающей промышленности.

Однако из всего вышеизложенного не следует, что на пути развития советско- чехословацких экономических отношений не было никаких препятствий и трудностей. Непосредственное влияние на динамику экономических отношений оказывала классовая борьба внутри Чехословакии, которая обострялась по мере углубления национально- демократической революции в стране. Правые партии, надежды которых на возврат к домюнхенским временам не оправдались, всячески тормозили революционный процесс в стране и развитие советско-чехословацких отношений. Пользуясь тем, что во главе министерства внешней торговли стоял национальный социалист Г. Рипка, правые пытались помешать введению государственной монополии внешней торговли, а это, в свою очередь, отрицательно сказывалось на развитии экономических связей Чехословакии с Советским Союзом. Чехословацкая буржуазия была в значительно большей степени заинтересована в развитии торговли с Западом, сулившим ей "неограниченные" кредиты и прочие "блага" в случае, если она добьется отказа Чехословакии от ориентации на сотрудничество с СССР.

В октябре 1946 г. в США находилась делегация министерства внешней торговли Чехословакии, обсуждавшая с американским правительством вопросы, касавшиеся принципов торговой политики, компенсации Соединенным Штатам за национализированную американскую собст-


23 "Ruku v ruce. 1917 - 1967". Praha. 1967, s. 122, 126.

24 АВП СССР, ф. 138а, оп. 27, п. 47, д. 13, л. 39.

25 "Внешняя торговля европейских социалистических стран", стр. 169.

26 МВТ СССР, ИВТУ, ф. 1, оп. 6698, д. 65, л. 194.

27 "15 budovatelskych let. Narodni hospodarstvi CSR v letech 1495 - 1960". Praha. 1960, s. 37.

стр. 52


венность в Чехословакии, и другие. В результате переговоров 14 ноября 1946 г. была подписана совместная декларация о торговой политике, в которой говорилось о нежелательности проведения двустороннего компенсационного обмена товарами, поскольку, по мнению американской стороны, стремившейся навязать свою точку зрения делегации Чехословакии, такая торговля носила бы дискриминационный характер. Это был намек на советско-чехословацкие экономические отношения того времени. И хотя чехословацкая делегация пыталась оправдать ведение клиринговой торговли с СССР суровой необходимостью послевоенного восстановительного периода, она тем не менее заявила, что Чехословакия направит все усилия на отказ в ближайшем будущем от подобных соглашений с кем бы то ни было28 .

Принимая во внимание тот факт, что как раз в это время в США вынашивались идеи экономической экспансии в Европе, подобная позиция некоторых чехословацких политиков из национально-социалистической партии, в руках которой находились все основные нити внешней торговли, была не чем иным, как попыткой на деле отойти от линии на сотрудничество с Советским Союзом и привязать Чехословакию к странам Запада. По существу, это было предательством интересов чехословацкого народа, нарушением согласованной политики Национального фронта чехов и словаков, так как представители правых партий действовали без согласия остальных партий Национального фронта, пользуясь тем, что в их руках в тот период находился ряд важных государственных постов.

Согласно декрету президента республики об упорядочении управления внешней торговлей и контроля над ней (1945 г.), в компетенцию министра внешней торговли входило предоставление отдельным лицам полномочий на проведение внешнеторговых операций. Частный сектор во внешней торговле ориентировался преимущественно на импортные операции, как более выгодные, и использовал таким образом в своих интересах валютные средства, полученные в результате экспорта продукции национализированной промышленности. Это обстоятельство являлось одной из причин сдерживания экономических связей Чехословакии со странами Восточной Европы, и в первую очередь с СССР, которое наметилось к концу 1946 года. В целом же до 1948 г. через частный сектор шло приблизительно 38% объема экспорта и 70% импорта. Такая организация внешней торговли находилась в явном противоречии с интересами страны и служила укреплению позиций буржуазии29 .

В этот период большое значение для Чехословакии имели иностранные кредиты, поскольку она, во-первых, не располагала достаточными резервами экспортных товаров, которыми могла бы рассчитываться при ведении внешнеторговых операций, а во-вторых, за период войны Чехословакия потеряла 26,5% своего золотого запаса30 . На обращение Чехословакии в Международный Бреттон-Вудский банк в 1946 г. с просьбой о предоставлении ей займа на сумму 350 млн. долл. финансовые круги Запада ответили отказом 31 . Причиной этого послужило советско-чехословацкое сотрудничество, успех Коммунистической партии Чехословакии на выборах в Учредительное Национальное собрание в мае 1946 г., а также проведение дополнительной национализации в стране, затрагивавшей интересы как чехословацкого, так и западного крупного капитала.

В ответ на вопросы западных журналистов, как совместить просьбу о займе с "просоветской ориентацией Чехословакии и резкими высказы-


28 "Lidova demokracie", 21.XI.1946.

29 "Чехословацкая внешняя торговля. 25 лет после национализации". Прага. 1973, стр. 28.

30 МВТ СССР, ИВТУ, ф. 1, оп. 6698, д. 65, л. 206.

31 Там же.

стр. 53


ваниями чехословацкой печати в адрес Соединенных Штатов Америки", К. Готвальд отвечал, что, хотя республика и заинтересована в крупных западных займах, в том числе американских, она никогда не потерпит, чтобы Запад, используя эти займы, мог вмешиваться в ее внутренние дела, посягать на ее экономическую и политическую самостоятельность. И уже совсем беспредметными считал К. Готвальд разговоры о том, чтобы Чехословакия отказалась от дружбы с Советским Союзом ради получения западных кредитов32 .

В результате ярко выраженной прозападной ориентации министерства внешней торговли Чехословакии во внешней торговле республики уже в 1946 г. наблюдался значительный уклон в сторону стран Западной Европы и США, хотя в то время Советский Союз был для Чехословакии вторым крупнейшим партнером в торговле и на него приходилось в 1946 г. 10,9% ее внешнеторгового оборота. Первое место по объему товарооборота с Чехословакией занимала тогда Швейцария (13%), на третьем месте после СССР была Швеция (8,3), на четвертом - США (7,8%) 33 . В начале 1947 г. СССР со второго места переместился на шестое после США, Швейцарии, Великобритании, Швеции и Югославии34 . Два крупнейших западных торговых партнера Чехословакии начала 1947 г. - США и Великобритания, расширяя с ней торговлю, фактически использовали ее как новый выгодный рынок сбыта своей продукции. Об этом свидетельствуют цифры, характеризующие динамику внешнеторговых операций Чехословакии с этими странами. Ввоз американских и английских товаров почти в три раза превысил закупки Соединенными Штатами и Великобританией чехословацких товаров 35 . К этому следует добавить, что расчеты производились в свободно конвертируемой валюте, в которой республика испытывала недостаток. Таким образом, в начале 1947 г. в результате позиции правых партий Национального фронта попытки империалистических держав втянуть Чехословакию в сети экономической зависимости стали приносить определенные плоды.

Тогда же в Вашингтоне созрел далеко идущий замысел, получивший впоследствии известность как "план Маршалла", целью которого было: путем предоставления экономической помощи странам Европы, и в том числе народно-демократическим государствам, наиболее нуждавшимся в ней, оказать на них политическое давление, подчинить себе их экономику и политику до такой степени, чтобы иметь возможность диктовать им конкретные направления развития главных отраслей народного хозяйства. При этом США, не давая точных сведений о размерах будущей помощи, требовали от всех правительств, желавших присоединиться к "плану Маршалла", предоставления подробнейших отчетов о состоянии экономики их стран, ущербе, нанесенном войной, о положении дел с послевоенным восстановлением в этих странах и об их валютных резервах. Забегая вперед, следует добавить, что на основании "Закона о помощи иностранным государствам", принятого конгрессом США 3 апреля 1948 г.36 , Соединенные Штаты также потребовали от этих стран ликвидации всех торговых барьеров для американского экспорта, выделения значительных сумм в национальной валюте некоторым американским банкам с предоставлением им права распоряжаться этими


32 "Rude pravo". 2.XII.1947.

33 МВТ СССР, ИВТУ, ф. 1, оп. 6698, д. 65, л. 205.

34 Там же, оп. 11060, д. 70.

35 Чехословацкий импорт из США за первые пять месяцев 1947 г. составил 1 млрд. 539 млн. 731 тыс. крон, а экспорт в США - 564 млн. 485 тыс. крои. Для Великобритании эти цифры соответственно составили 1 млрд. 24 млн. 920 тыс. и 542 млн. 671 тыс. крон ("Бюллетень ГСУ ЧСР", 26. VI. 1947, N 5).

36 "Международные отношения после второй мировой войны". Т. 1. 1945 - 1949 гг. М. 1962, стр. 58.

стр. 54


средствами по своему усмотрению, предоставления американским монополиям свободного доступа к источникам сырья в этих странах, а также требуемой Соединенным Штатам информации внутриполитического характера.

Средства западной пропаганды наряду с такими органами реакционной чехословацкой печати, как "Svobodne slovo", "Obzory", "Svobodni zitrek", стремились изобразить такое "сотрудничество" с США как взаимовыгодное. Однако факты опровергают это. В то время как обязательства стран - получателей помощи формулировались конкретно, обязательства США, во-первых, были выражены в форме туманных обещаний, а во- вторых, содержали массу оговорок, вроде той, что помощь может быть прекращена, если США найдут, что страна использует ее не на те цели, на которые она выделена. Несмотря на это, чехословацкие реакционные круги приветствовали "план Маршалла", так как надеялись, что усиление американского влияния в стране поможет буржуазии твердо встать на ноги, а также облегчит переход власти к ней.

Наиболее рьяным сторонником принятия "плана Маршалла" в Чехословакии был президент Э. Бенеш, который разослал всем членам правительства записки с призывом высказаться в пользу "плана Маршалла" "ввиду экономической зависимости Чехословакии от Запада"37 . В Париж был отправлен представитель чехословацкого правительства для участия в конференции по "плану Маршалла". В своем послании от 1 июля 1947 г. за принятие американских предложений первоначально выступил также министр иностранных дел Чехословакии Я. Масарик, заявлявший, что "Чехословакия готова активно сотрудничать в деле создания условий для предоставления ей американской помощи, а также предложить в подходящий момент чехословацкие проекты"38 . В правительстве разгорелась острая борьба между коммунистами, отвергавшими "план Маршалла", и буржуазными министрами, которые поддерживали тесные контакты с западными правительствами и дипломатами, проводили с ними консультации и предоставляли им информацию о положении дел с принятием американских предложений 39 .

В этот период в Москве находилась правительственная делегация Чехословакии, прибывшая для заключения долгосрочного торгового соглашения. В ходе переговоров, естественно, встал вопрос об отношении Чехословакии к "плану Маршалла". Советская сторона заявила тогда чехословацкой делегации, что подлинной целью этого плана является создание западного блока и изоляция Советского Союза 40 . На парижском совещании великих держав летом 1947 г. Советский Союз разоблачил истинный смысл "плана Маршалла"41 и заявил, что он не примет в нем участия.

Чехословацкое правительство 10 июля 1947 г. на своем чрезвычайном заседании приняло решение отказаться от американской помощи42 . Главная заслуга в этом принадлежит представителям КПЧ в правительстве, и в частности его главе К. Готвальду. Этот шаг знаменовал собой крупное поражение реакции. Вновь рухнули ее надежды остановить поступательный ход революции в стране. Однако реакционное руководство национально-социалистической и других буржуазных партий не сдавалось и даже пыталось использовать это поражение в своих инте-


37 И. И. Орлик. Империалистические державы и Восточная Европа. М. 1968, стр. 104.

38 АВП СССР, ф. 138а, оп. 24, п. 43, д. 9, л. 156.

39 V. Adamek. Boj KSC za prerustani narodne demokraticke revoluce v socialistickou v letech 1945 - 1948. Praha. 1972, s. 98.

40 А. И. Недорезов. Указ. соч., стр. 29.

41 См. "История внешней политики СССР 1945 - 1976". Т. II, стр. 138 - 139; "История дипломатии". Т. V, кн. 1, стр. 254 - 255.

42 "Rude pravo", 11.VII.1947.

стр. 55


ресах. Их печать развернула антисоветскую кампанию, целью которой было доказать, что коммунисты якобы отказались от столь необходимой американской помощи в угоду Советскому Союзу. Обвиняя коммунистов в том, что при решении этого вопроса они подчиняли интересы экономики соображениям политического характера, реакционеры вместе с тем стремились всячески умолчать о том, что они делали ставку именно на политические последствия "плана Маршалла".

Однако если для чехословацкой реакции отказ от "плана Маршалла" был крушением всех надежд, то большинство трудящихся расценивало это иначе. Чехословацкие коммунисты, влияние которых в массах росло изо дня в день, понимали, что стране прежде всего необходимы не долларовые инъекции, способные лишь укрепить пошатнувшиеся позиции буржуазии, а глубокие социальные перемены, которые привели бы к полной победе социалистических отношений в экономике. Важным шагом на этом пути был двухлетний план развития народного хозяйства республики на 1947 - 1948 гг., разработанный правительством К. Готвальда и утвержденный Национальным собранием еще в 1946 году. Планом предусматривалось дальнейшее расширение связей и укрепление союза с СССР 43 .

Действуя в соответствии с положениями двухлетнего плана, чехословацкое правительство 28 апреля 1947 г. обратилось к правительству СССР с меморандумом 44 , в котором указывалось, что, поскольку Чехословакия подобно Советскому Союзу вступила на путь планового ведения хозяйства, стало не только возможным, но и желательным принятие взаимных обязательств по долгосрочным поставкам товаров вплоть до 1950 г. с учетом возможного их расширения в дальнейшем. В меморандуме высказывались также соображения относительно обмена товарами, в частности выравнивания сроков чехословацких поставок по отношению к советским в связи с тем, что Чехословакия поставляла в СССР продукцию, требовавшую более длительных сроков на изготовление. Чехословацкое правительство выразило надежду, что экономические связи достигнут уровня, соответствующего "тому огромному значению, которое Чехословакия в своей торговой политике придает Советскому Союзу"45 .

Все это было свидетельством того, что во внутриполитической борьбе в Чехословакии по вопросу о внешнеэкономической ориентации страны чаша весов склонялась в пользу более тесных отношений с Советским Союзом. 9 июля 1947 г. в Москву прибыла чехословацкая правительственная делегация во главе с К. Готвальдом. В переговорах, проходивших в духе сердечности и дружбы, особое внимание было уделено экономическим вопросам 46 . При этом обе стороны исходили из необходимости "расширить экономическое сотрудничество между обеими союзными странами, чтобы гарантировать бесперебойный и длительный товарообмен между нашими государствами в интересах обеспечения полного выполнения хозяйственных планов обеих стран и полного использования рабочей силы"47 . С этой целью стороны договорились заключить в ближайшем будущем соглашение о взаимных поставках товаров сроком на пять лет. Помимо того, что это соглашение должно было стать первым, принятым на столь длительный срок, в основу его должна была лечь система твердых товарных контингентов, определяемых ежегодными соглашениями. Предусматривалось установление твердых цен на соответствующие контингенты товаров и порядок их изменения по годам.


43 См. "Budovatelsky program Gottwaldovy vlady". Praha. 1946, s. 20.

44 "Советско-чехословацкие отношения 1945 - 1960 гг.", стр. 96 - 97.

45 Там же, стр. 97.

46 "Правда", 13. VII.1947.

47 "Внешняя политика Советского Союза 1947 г.". Ч. II. М. 1952, стр. 17.

стр. 56


В соответствии с достигнутой договоренностью СССР еще до подписания соглашения должен был поставить Чехословакии в счет 1948 г. 200 тыс. т пшеницы, 200 тыс. т кормового и семенного зерна, 60 тыс. т калийных удобрений, 5 тыс. т азотных удобрений, 20 тыс. т хлопка, масличные семена, шерсть, железную, марганцевую, хромовую руды, ферросплавы, фенол, фосфаты и др. Чехословакия, в свою очередь, должна была поставить Советскому Союзу паровозы, рельсы и прочее железнодорожное оборудование, стальные трубы, станки, электромоторы, экскаваторы, оборудование для обувной и сахарной промышленности, оборудование для электростанций, племенной скот, сахар, обувь, текстильные товары. При этом имелось в виду, что Советский Союз сделает заказы на весь пятилетний срок соглашения 48 .

Как видно из проекта соглашения, в первую очередь решался вопрос о поставках Чехословакии зерна. Это было обусловлено тем, что в результате засухи 1947 г. страна лишилась более трети урожая зерновых и оказалась на грани "неизбежной разрухи" 49 . Реакция решила использовать засуху для наступления на завоевания народно- демократической революции. Ее лозунгом стало: "Чем хуже для республики, тем лучше для нас". Министерство снабжения, находившееся в руках правых социал-демократов, покрывало саботаж помещиков и кулаков, срывавших поставки сельскохозяйственных продуктов государству. Коммунисты в этих условиях добились вопреки сопротивлению правых в Национальном собрании введения чрезвычайного налога на миллионеров, средства от которого пошли на преодоление последствий неурожая.

Однако этих мероприятий было недостаточно, чтобы обеспечить страну продовольствием. Тогда К. Готвальд как глава правительства обратился к Советскому Союзу с просьбой увеличить предварительно согласованные летом поставки зерна (400 тыс. т) еще на 150 тыс. тонн. Это было сделано вопреки настояниям правых партий купить зерно в США. Реакция выдвигала свое требование с явно провокационной целью, поскольку США соглашались продать зерно только на условии присоединения Чехословакии к "плану Маршалла". Советское правительство сочло возможным предоставить Чехословакии 600 тыс. т зерна. Кроме того, по просьбе чехословацкой стороны оно соглашалось поставить 100 тыс. т из этого количества к концу 1947 г., а поставку всей партии зерна закончить уже в апреле 1948 года50 . Советский Союз изъявил также готовность производить расчеты по полугодиям, что было выгодно Чехословакии, а сальдо относить в счет советского кредита и, кроме того, соглашался увеличить закупки чехословацких товаров широкого потребления в 1948 году 51 .

Советскую помощь Чехословакии осенью 1947 г. следует рассматривать в нескольких аспектах. Первое - это то, что она спасла от голода и бедствий сотни тысяч трудящихся страны, во-вторых, лишила реакцию и спекулянтов возможности использовать голод и страдания людей в своих интересах. Она способствовала, в-третьих, укреплению демократических сил внутри Чехословакии, авторитета СССР среди ее населения. И, наконец, эта помощь имела большой международный резонанс, служила делу укрепления принципов пролетарского интернационализма, политики мира, сотрудничества и братской взаимопомощи, была ударом по планам реакции и сил империализма.

Западную прессу в то время наводнил поток клеветнических высказываний о том, что Чехословакия якобы могла заплатить за поставки


48 "Известия", 13.VII.1947.

49 "Советско-чехословацкие отношения 1945 - 1960 гг.", стр. 126.

50 ЦГАОР СССР, ф. 4459, оп. 27/1, д. 6921, л. 200.

51 "Советско-чехословацкие отношения 1945 - 1960 гг.", стр. 123.

стр. 57


советского зерна исключительно благодаря помощи, которую ей оказал Запад, что дополнительные поставки зерна в 200 тыс. т Советский Союз будто бы предоставил Чехословакии взамен на ее обязательство не участвовать в "плане Маршалла". Распространялись слухи, что СССР поставлял зерно по непомерно высоким ценам. Однако даже из заявлений министра внешней торговли Чехословакии Г. Рипки следует, что если бы его страна решила закупить зерно у США, то за него пришлось бы заплатить на 931,3 млн. крон больше (по состоянию цен на американском рынке на 11 декабря 1947 г.); в дальнейшем в связи с постоянным ростом цен эта разница возросла бы еще сильнее. Министр также был вынужден опровергнуть утверждения о том, что взамен советского зерна Чехословакия якобы должна была вывозить в СССР свои экспортные товары за бесценок52 .

Давая принципиальную оценку советско-чехословацким отношениям, К. Готвальд говорил: "Какое счастье для нас, что мы опираемся на Советский Союз, что нашим союзником и лучшим другом является великая как в экономическом, так и в военном отношении держава, которой чужды империалистические цели и для которой права и суверенитет других народов и государств священны!" И далее: "Благодаря тому, что мы опираемся на Советский Союз и на его могучее социалистическое хозяйство, мы могли приступить к национализации нашей промышленности, к плановому хозяйству и не должны продавать тело и душу заграничным монополистам" 53 .

Советское правительство, со своей стороны, приветствовало ту помощь, которую Чехословакия оказала Советскому Союзу в деле быстрейшего восстановления его народного хозяйства, и в частности транспортных коммуникаций. Например, по торговому соглашению от 11 декабря 1947 г. Чехословакия поставила в СССР в 1948 г. 50 тыс. т труб нефтяного сортамента, 30 тыс. т ширококолейных рельсов, 20 тыс. т узкоколейных рельсов и другую необходимую советской экономике промышленную продукцию54 .

Советское правительство считало, что уже в 1947 г. имелась возможность установить достаточно определенно и детально форму торговых отношений с Чехословакией на длительный срок 55 . По инициативе и под давлением КПЧ и ее политических союзников летом и осенью 1947 г. в республике, в свою очередь, была выработана программа дальнейшего экономического сотрудничества с СССР. 11 декабря 1947 г. в Москве состоялось подписание нескольких важных документов, призванных закрепить происшедшие в послевоенных двусторонних отношениях положительные сдвиги и содействовать дальнейшему плодотворному их развитию.

Это в первую очередь Договор о торговле и судоходстве. В качестве одного из основополагающих принципов экономических взаимоотношений он сохранял режим наиболее благоприятствуемой нации в отношении каждой из сторон по всем вопросам, касающимся регулирования порядка осуществления перевозок, хранения, реэкспорта, перегрузки товаров и взимания с них пошлин. Принцип наибольшего благоприятствования распространялся также на все условия судоходства и железнодорожного сообщения. Устанавливалось полное равноправие сторон по всем вопросам обмена товарами, и обе стороны при возможном введении каких-либо ограничений или запрещений обязывались учитывать интересы другой стороны. Важное значение имела статья договора, содержавшая взаимное обязательство "содействовать обмену техниче-


52 "Svobodne noviny", 1.I.1948.

53 "Советско-чехословацкие отношения 1945 - 1960 гг.", стр. 115.

54 Там же, стр. 123.

55 МВТ СССР, ИВТУ, ф. 1, оп. 11667, д. 1, л. 141.

стр. 58


ским опытом путем посылки специалистов, организации промышленных, сельскохозяйственных и других выставок, а также иными способами"56 .

Вторым документом, подписанным 11 декабря 1947 г., было Соглашение о товарообороте и платежах на 1948 - 1952 гг., которым определялась ежегодная общая стоимость поставок с каждой стороны в размере 5 млрд. чехословацких крон. Главной чертой нового соглашения стало установление твердых товарных контингентов (в отличие от соглашения 1946 г., которым предусматривались только примерные и желательные товарные списки). В то же время новое соглашение позволяло заключать сделки вне и сверх согласованных контингентов. Оно явилось, таким образом, значительным шагом вперед, так как ликвидировало неопределенность и ограниченность предыдущего. Советские заказы на чехословацкое оборудование в соответствии с соглашением должны были размещаться на весь договорный период, что создавало возможность более планомерного их выполнения, а следовательно, было более приемлемо для промышленности, развивающейся на плановых началах. Цены на товары должны были согласовываться сторонами ежегодно за три месяца до начала очередного года поставок (раньше установление цен и платежи производились иногда уже после завершения самих поставок). Критерием при определении цен были цены основных мировых товарных рынков с добавлением половины расходов по доставке. Была достигнута также договоренность о сохранении беспроцентных счетов, открытых обеими сторонами друг другу по соглашению 1946 года 57 .

Третьим документом было Соглашение о научно-техническом сотрудничестве явившееся первой в истории взаимоотношений двух стран договоренностью такого рода. Соглашение открывало широкие возможности для обмена научно-технической информацией и опытом в области промышленного производства, сельского хозяйства и других отраслей экономики. Оно позволило перейти от первых пробных шагов в научно- техническом сотрудничестве в 1945 - 1946 гг. к постоянным и непосредственным связям, координацию которых призваны были обеспечить соответствующая советско- чехословацкая комиссия (создана в мае 1948 г.) и постоянные представители обеих сторон, аккредитованные в Москве и Праге 58 .

Как отмечают чехословацкие исследователи, подписанные в 1947 г. договоренности между СССР и Чехословакией имели непреходящее значение для будущего их взаимоотношений 59 . Они создали устойчивые перспективы для дальнейшего планомерного развития чехословацкой экономики, поскольку ликвидировали существовавшую до этого практику краткосрочных (преимущественно одногодичных) соглашений, которые сковывали развертывание потенциальных резервов, скрытых в промышленности республики. Эти договоренности укрепляли стабильность экономики, поскольку плановое советское хозяйство гарантировало Чехословакии заказы крупных партий машин и оборудования на пятилетний срок, надежные источники сырья, полную занятость в стране. Это позволяло перевести тяжелую промышленность на поточное, массовое производство, чего без учета емкого советского рынка она не могла бы себе позволить. Теперь же в соответствии с плановым развитием народного


56 "Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами". Вып. XIII. М. 1956, стр. 352 - 359 (далее - "Сборник действующих договоров").

57 ЦГАОР СССР, ф. 4459, оп. 27/1, д. 6921, л. 301; "Внешняя торговля", 1949, N 3, стр. 7.

58 "Сборник действующих договоров". Вып. XIII, стр. 362 - 363.

59 "Формирование и развитие содружества социалистических стран". Материалы VI заседания Комиссии историков СССР и ЧССР в Минске 23 - 26 сентября 1975 г. Ч. I. М. 1976, стр. 127 - 128.

стр. 59


хозяйства, направляя значительные капиталовложения в металлообрабатывающую промышленность, главным образом в тяжелое машиностроение, и опираясь на стабильный советский рынок, Чехословакия могла ускорить модернизацию всех отраслей своей экономики, уменьшить себестоимость продукции, повысить рентабельность предприятий, а следовательно, добиться существенного подъема всего народного хозяйства. Соглашения послужили стимулом к постепенному изменению структуры чехословацкого экспорта в пользу продукции тяжелого машиностроения. Такой сдвиг полностью отвечал интересам страны, учитывая постоянно растущую долю этой отрасли в валовой продукции ее промышленности.

Что касается Советского Союза, то для него долгосрочное сотрудничество с Чехословакией также имело важное значение. Поставки Чехословакией машин и оборудования способствовали развитию производительных сил Советского Союза, в особенности переоснащению промышленности новой техникой. Поставки чехословацких товаров легкой промышленности в сложные первые послевоенные годы помогали решать проблему снабжения населения СССР предметами широкого потребления. Немаловажным обстоятельством было и то, что Советский Союз ввозил из Чехословакии продукцию машиностроения и товаров широкого потребления в обмен на свои товары и сырье, в то время как на покупку тех же локомотивов, генераторов, турбокомпрессоров и различных станков на Западе пришлось бы тратить валюту.

Торгово-экономические соглашения между СССР и Чехословакией явились выражением тех новых экономических отношений, которые начали складываться между СССР и народно-демократическими государствами в конце 40-х годов. Их сущность заключалась в том, что Советский Союз, руководствуясь принципами пролетарского интернационализма, стремился помочь этим странам в деле возрождения их экономики, подорванной войной. Этому процессу во многом способствовало также всевозраставшее сотрудничество между самими странами народной демократии. Опираясь на помощь СССР, они смогли отстоять свою экономическую независимость и перейти к осуществлению двухлетних и трехлетних планов, направленных на восстановление и дальнейшее развитие их национальной экономики.

Молодым народно-демократическим государствам приходилось преодолевать на этом пути огромные трудности, вызванные колоссальными разрушениями второй мировой войны и последствиями довоенной системы экономических отношений в Европе, когда их экономика была полностью подчинена интересам капиталистических монополий западных держав. По мере того как углублялся и расширялся процесс народно- демократических преобразований в этих странах, и в частности в Чехословакии, перестраивалась и система их внешнеэкономических связей. Рос удельный вес многосторонних торгово-экономических связей народно-демократических государств, хотя в целом на том этапе отношения между ними строились в основном на двусторонней основе и главной их формой была торговля. Для перехода на более высокую ступень сотрудничества, к многосторонним торгово-экономическим связям и планированию требовались дальнейшие усилия трудящихся этих стран, поскольку там все еще сильна была буржуазия.

Примером могут служить события февраля 1948 г. в Чехословакии, когда буржуазия попыталась захватить в свои руки власть. Однако реакция потерпела поражение, и процесс перерастания национально-демократической революции в социалистическую, начавшийся в 1945 г., завершился в феврале 1948 г. полной победой рабочего класса, установлением диктатуры пролетариата. В ответ империалистические круги попытались нанести удар в первую очередь по чехословацкой экономике. 27 февраля 1948 г. правительство США отказалось предоставить Чехо-

стр. 60


словакии заем для закупки хлопка. Вслед за этим Международный банк реконструкции и развития также отказал Чехословакии в займе. 1 марта 1948 г. конгресс США санкционировал прекращение всякого экспорта в социалистические страны. Английское правительство прервало переговоры о заключении англо-чехословацкого торгового соглашения60 . Февраль 1948 г. явился, таким образом, кульминационным моментом в борьбе за новую политическую и экономическую ориентацию Чехословакии, когда в результате победы народа под руководством КПЧ страна окончательно встала на путь построения социализма.

Благодаря установлению диктатуры пролетариата в Чехословакии в 1948 г. была завершена национализация промышленности, введена государственная монополия внешней торговли и созданы другие предпосылки для функционирования социалистической экономики. Утверждение в Чехословакии однотипной с Советским Союзом политической и социально-экономической структуры открыло еще более широкие перспективы для дальнейшего всестороннего развития советско-чехословацкого сотрудничества.


60 "Международные отношения после второй мировой войны". Т. 1, стр. 152.

Orphus

© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

http://libmonster.ru/m/articles/view/СОВЕТСКО-ЧЕХОСЛОВАЦКИЕ-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ-ОТНОШЕНИЯ-В-ПЕРВЫЕ-ПОСЛЕВОЕННЫЕ-ГОДЫ

Похожие публикации: LRussia LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: http://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Л. П. КОЛОДНИКОВА, СОВЕТСКО-ЧЕХОСЛОВАЦКИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ПЕРВЫЕ ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ // Москва: Русский Либмонстр (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 10.01.2018. URL: http://libmonster.ru/m/articles/view/СОВЕТСКО-ЧЕХОСЛОВАЦКИЕ-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ-ОТНОШЕНИЯ-В-ПЕРВЫЕ-ПОСЛЕВОЕННЫЕ-ГОДЫ (дата обращения: 24.06.2018).

Автор(ы) публикации - Л. П. КОЛОДНИКОВА:

Л. П. КОЛОДНИКОВА → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Свежие статьиLIVE
Публикатор
Россия Онлайн
Moscow, Россия
209 просмотров рейтинг
10.01.2018 (165 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)

Ключевые слова
Похожие статьи
Опыт Чечни. Медальоны, сухпайки, мини-кухни: срочные меры служб тыла с учетом опыта боев
21 часов(а) назад · от Россия Онлайн
Рецензии. Ю. М. МЕЛЬНИКОВ. СИЛА И БЕССИЛИЕ: ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ВАШИНГТОНА. 1945-1982
Каталог: Политология 
21 часов(а) назад · от Россия Онлайн
Рецензии. Г. ГАТЦКЕ. ГЕРМАНИЯ И СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ. "ОСОБЫЕ ОТНОШЕНИЯ"
Каталог: Политология 
21 часов(а) назад · от Россия Онлайн
ДОРОГА ПОБЕДЫ
Каталог: Военное дело 
21 часов(а) назад · от Россия Онлайн
РАБОЧИЙ КЛАСС - ВЕДУЩАЯ СИЛА КУБИНСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
Каталог: Политология 
21 часов(а) назад · от Россия Онлайн
Американская военщина. ЭТАПЫ ГОНКИ ВООРУЖЕНИЙ
Каталог: Военное дело 
21 часов(а) назад · от Россия Онлайн
Дипломатические отношения между Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки
Каталог: Право 
21 часов(а) назад · от Россия Онлайн
Речь в книге — об истинном месте Луны во Вселенной. В то время как нынешней, Бога не чтящей науке Луна мертвый спутник Земли, людям древним она — мира Ось и Господний престол. Трупом мнима, на деле Луна — Жизнь сама.
Каталог: Философия 
2 дней(я) назад · от Олег Ермаков
Венчанье на Млечном мосту двух сердец, разделенных веками, каким потряс нас дивный фильм «31 июня», имеет секрет своей мощи: Мир, Дом наш, в нем подлинен. Сила его есть Любовь, Центр — Луна: к ней, Отчизне, шагаем мостом звездным мы.
Каталог: Философия 
5 дней(я) назад · от Олег Ермаков
Атака гаминаторов или Что делать дальше с игорным бизнесом?
Каталог: Право Психология 
5 дней(я) назад · от Россия Онлайн

ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА
Либмонстр - это бесплатный инструмент для сохранения авторского наследия. Создавайте свои коллекции статей, книг, файлов, мультимедии и делитесь ссылкой с коллегами и друзьями. Храните своё наследие в одном месте - на Либмонстре. Это практично и удобно.

Либмонстр ретранслирует сохраненные коллекции на весь мир (открыть карту): в ведущие репозитории многих стран мира, социальные сети и поисковые системы. И помните: это бесплатно. Так было, так есть и так будет всегда.


Нажмите сюда, чтобы создать свою личную коллекцию
СОВЕТСКО-ЧЕХОСЛОВАЦКИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ПЕРВЫЕ ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ
 

Форум техподдержки · Главред
Следите за новинками:

О проекте · Новости · Отзывы · Контакты · Реклама · Помочь Либмонстру

Русский Либмонстр ® Все права защищены.
2014-2017, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)


LIBMONSTER - INTERNATIONAL LIBRARY NETWORK