Либмонстр - всемирная библиотека, репозиторий авторского наследия и архив

Зарегистрируйтесь и создавайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Это удобно и бесплатно. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора. Делитесь с миром Вашими работами!

Libmonster ID: RU-7334
Автор(ы) публикации: Н. ЛУКИН

поделитесь публикацией с друзьями и коллегами

REGINALD SOMERCET WARD. Maximilien Robespierre. (A study in deterioration). London, 1934, 359 p.

Робеспьер является, несомненно, одной из центральных фигур Великой буржуазной французской революции XVIII века. Между тем до сих пор мы не имеем ни буржуазной, ни марксистской монографии о Робеспьере, которая стояла бы на высоте современных научных требований1 .

Рецензируемая работа Уорда менее всего восполняет этот существенный пробел, и прежде всего - со стороны ее методологии. Автор - чистейшей воды идеалист, притом откровенный защитник поповщины. "Суммируя взгляды, лежащие в основе этой книги, - пишет он, - можно сказать, что убеждение в равенстве людей, одна из основных доктрин революции, возникает из сознания, что всякое человеческое существо обладает душой - тем, что не материально, что использует материальное как средство для своего проявления и что не может быть в подчинении у материального". "Робеспьер пришел в мир, наделенный душой... способной к общению с богом и росту по его подобию". В другом месте автор считает, что "все идеи Робеспьера зависели от его религии. Вера в бога - источник всех его идеалов", и т. п.2 .

Самим Робеспьером автор заинтересовался лишь постольку, поскольку биография этого революционера показалась ему подходящим материалом для проверки своей далеко не новой, чисто церковной концепции. Согласно этой концепции, в человеческой душе заложены некоторые добрые начала, которые человек может развить дальше или удаляться от них, подвергая свою душу "деградации". "Исследование, предлагаемое в данной книге, - пишет Уорд, - является попыткой изучить таинственный "процесс (the mysterious process) духовного вырождения (deterioration) путем анализа жизни какой-либо исторической личности".

С этой морализующей христианско-поповской точки зрения автор и подходит к анализу отдельных этапов в жизни Робеспьера. Он насчитывает шесть этапов: детство, школа и юность, адвокатская практика в Аррасе, "на подступах к власти" и Робеспьер у власти (два периода). Автор считает, что уже в детстве у Робеспьера обнаружились зародыши опасных склонностей, которые в дальнейшем повели "к гибельному перерождению его души". Это были: любовь к "самоуглублению", подозрительность, склонность считать себя жертвой, замкнутость, честолюбие, нетерпимое отношение ко всякой критике своих поступков со стороны других. Школьные успехи породили новые отрицательные черты в его характере: честолюбие и зародыши "догматизма"3. В период своей адвокатской деятельности Робеспьер развил в себе не только положительные стороны "своей души": ненависть ко всякого рода несправедливости, готовность защищать всех угнетенных и обездоленных, - но и отрицательные черты своего характера: самолюбование и честолюбие. Появилась и новая, гибельная для его души "страсть к абстрактным формулам", заимствованным не из жизни, а "из Царства слов"4 . За годы "политического ученичества" (период Учредительного и Законодательного собраний) Робеспьер развил положительные черты своей "души", выступая против смертной казни, отстаивая неограниченную свободу слова и печати, требуя всеобщего избирательного права и т. д., защищая всех угнетенных.

Но вместе с тем уже тогда "среди пшеницы поднимались плевелы", получили дальнейшее развитие "гибельные зародыши": нетерпимость, подозрительность, тщеславие. Вопреки основной черте своего характера - преклонению перед законностью - он в этот период уже изменяет своим собственным идеалам, оправдывая разгромы замков, выступая против подавления "блюстителей" с помощью вооруженной силы. Но в эти годы "положительные приобретения" души Робеспьера еще превышали "потери"5 .

Дальнейшее развитие революции ускорило "вырождение" души Робеспьера. В августовские дни (1792 г.) он "изменил сам себе", участвуя в посягательстве на авторитет закона, в подрыве основ поставленной при его же участии


1 Двухтомная книга E. Hamel "Histoire de Robespierre", вышедшая в 1865 г., безнадежно устарела. Новейшая работа Belloc - "Robespierre" - относится к 1924 году. В небольшой работе о Робеспьере, написанной автором настоящей рецензии в 1919 г. (переиздана почти без изменений в 1924 г.) не могли быть учтены полностью ленинские высказывания о французской революции, а также новейшие работы А. Матьеза. К тому же в этой работе недостаточно освещен период борьбы фракций внутри якобинства, недостаточно конкретизирован контрреволюционный переворот 9 термидора наконец, личность самого Робеспьера отступает на второй план: в центре работы все-таки стоит общий очерк истории революции.

2 Стр. 3 - 4, 297.

3 Стр. 21, 23, 28, 30, 46, 47.

4 Стр. 56, 59, 60 - 63.

5 Стр. 84, 90, 96, 108, 121.

стр. 153

конституции 1891 г., требуя учреждения чрезвычайного трибунала для суда над монархистами, оправдывая произвольные аресты, производившиеся революционной Коммуной, "сентябрьские убийства" и т. п. "Эти действия (Коммуны. - Н. Л .)" - говорил Робеспьер в Конвенте, - были нелегальны, как нелегальна была сама революция, как "нелегальны" падение Бастилии и монархии, как "незаконна" сама свобода". Эта речь обнаруживает, по мнению автора, явное "падение духовного уровня Робеспьера". Еще быстрее и заметнее пошел этот процесс духовной деградации в "первый период власти" (январь - октябрь 1793 г.). Г-н Уорд видит вытекающую из этой деградации непоследовательность в том, что Робеспьер, поклонник идеи народовластия, горячо выступавший против смертной казни Людовика XVI, громил теперь жирондистский проект "обращения к народу" для окончательного решения участи короля. Ожесточенная борьба с Жирондой и победа над ней лов ел и к решительному изменению в характере Робеспьера: теперь дурные склонности получили решительный перевес над хорошими: "Все, что было благородного, умерло в его душе". Участвуя в восстании 31 мая, Робеспьер сделал следующий шаг по пути, на который он стал: 10 августа, "отвергнув свой собственный идеал правового государства, допустил применение насилия над национальным представительством"1 . С приходом к власти честолюбие, переходившее в манию преследования, подозрительность, эгоцентризм, нетерпимость в отношении всех инакомыслящих получили окончательный перевес в его душе. В последнем периоде власти (осень 1793 г. - лето 1794 г.) Робеспьером уже всецело владели пагубные черты его характера. Он рисуется автором как "великий инквизитор", одержимый "манией величия", беспринципно и беспощадно отправлявший на гильотину своих ближайших друзей, имевших несчастье в чем-либо с ним не согласиться. "Эти признаки, - говорит автор, - указывают на то, что, останься Робеспьер и дальше в живых, он стал бы параноиком, т. е. человеком, одержимым навязчивыми, бредовыми идеями. Душевное вырождение стало фактом".

Здесь наш автор уже прямо солидаризируется с теми "модными" исследователями в области истории французской революции, - которые пытаются объяснять политическую эволюцию ее деятелей психопатологическими чертами их характера. Параноиками объявляют не только Робеспьера, но и Марата, Сен-Жюста и ле Бона. Дантон, оказывается, страдал "циклотимией" и т. д.2. Все эти самоновейшие изыскания весьма претенциозны и в то же время чрезвычайно легкомысленны: ведь даже с точки зрения требований современной психопатологии в таких случаях необходим строгий научно-клинический или анатомический анализ, но как раз такой анализ в отношении Робеспьера или Дантона уже невозможен, не говоря уже о том, что подобного рода изыскания обычно основаны на некритическом использовании случайного материала, притом полученного из вторых рук. По сути дела, все эти "модные" объяснения примыкают к пресловутым "открытиям" и псевдонаучным приемам Тэна, который, как известно, выводил весь "якобинизм" из "духа классицизма".

Что касается характеристик, даваемых Уордом Робеспьеру на различных этапах жизни последнего, то все они методологически беспомощны, а потому крайне субъективны. Уорд понимает, что нельзя написать биографию Робеспьера, не касаясь важнейших этапов развития революции, но у него эти этапы - не фон, на котором развертывается политическая деятельность Робеспьера, а просто спорные хронологические вехи; органической связи между эволюцией Робеспьера и развертыванием революционных событий у него нет.

Автор абсолютно неспособен понять, что как человек и политический вождь Робеспьер рос и развивался вместе с развитием революции, порой преодолевая в процессе этого роста ограниченность абстрактных теорий своего учителя Ж. -Ж. Руссо.

То, что нашему автору кажется величайшей непоследовательностью и ренегатством Робеспьера (например его выступление против смертной казни в мае 1791 г. и применение террора в 1793 - 1794 гг., защита всех "свобод" в Учредительном собрании и позднейший режим диктатуры), в действительности диктовалось неумолимой логикой вещей: Робеспьер был бы узколобым доктринером, если бы в годы ожесточеннейших гражданской и внешней войн оставался в этих вопросах на своих старых, абстрактно-либеральных позициях 1791 года. Г-н Уорд совершенно неспособен расценить те или иные поступки Робеспьера с точки зрения политической борьбы. Чисто по-обывательски он возмущается тем, что Робеспьер с суровой непреложностью настоящего политического вождя беспощадно и бесповоротно разрывал личные отношения с человеком, даже с другом, как только обнаруживались принципиальные политические разногласия с ним. Напомнив все, что связывало в прошлом Робеспьер с Камиллом Демуленом, наш "христианнейший" автор с пафосом говорит о бесчеловечной "черствости" Максимилиана, ничего не сделавшего, чтобы спасти от эшафота своего друга и "беспомощную" Люсиль3 .

Но все-таки что же нового о Робеспьере находим мы в этой пухлой книге? Почти ничего, если не считать обстоятельных изысканий в области родословной Робеспьеров, так сказать, наследственных (до шестого колена) прокуроров и адвокатов, женившихся большей частью на дочерях зажиточных фермеров, интересного описания наружности Робеспьера, дополненного сведениями, извлеченными из аррасских архивов, да специальной главы "Робес-


1 Стр. 214.

2 См., например: Jacques Duhamel "Essay sur le r61e des elements parauxiqtres dans la genese des idees evolutionnaires" (1929); Paul Barre "Essay psycho-patologique sur Danton" (1931); Ives D hotel "Joseph le Bon, ou Arios sous la Terreur. Essay sur la psychose revolutionnaire" (1934).

3 Стр. 129, 142.

стр. 154

пьер у себя дома, дающей интересные сведения о разнообразном круге знакомств Робеспьера и, других бытовых подробностях парижского периода его жизни. Перед читателями проходит целая галлерея лиц, начиная с квартирных хозяев Робеспьера (Дюлло и его семья), его друзей и знакомых, братьев Ламеттов, Лежандри, Дантона и Демулена, Сен-Жюста и Кутона, Давида, мадам Ролан, типографа Николя, Филиппа Буанаротти, Кутона Леба и др.1 . Интересно описание визита Робеспьеру, сделанного Баррасом. Уже один этот перечень показывает, что Робеспьер вовсе не жил каким-то нелюдимом.

Автор добросовестно изучил литературу о Робеспьере, порылся немного в архивах Ар-раса, но рецензируемая работа совершенно не достаточно освещает такие важные вопросы, как участие Робеспьера в республиканско-демократическом движении, начавшемся после бойни на Марсовом поле, его аппозицию жирондистской агитации за немедленное объявление войны Австрии, его роль в революции 10 августа. Последняя глава ("Падение Робеспьера") ничего не прибавляет к нашим сведениям о 9 термидоре. Совершенно не показан Робеспьер как оратор (и это после работы Олара "Ораторы революции"!)2 .

Особенно мало, как известно, мы знаем о работе Робеспьера в Комитете общественного опасения. Монография Уорда не подвигает нас здесь ни на шаг вперед. Казалось бы, что в работах биографического характера особенно необходимо широкое использование иконографического материала. Между тем в книге Уорда нет никакого иллюстративного материала, кроме трех, правда, превосходных, "портретов самого Робеспьера (работы Boze, Ducraux и Gerard).

В одном месте своей работы автор пытается доказать, что перемены в характере Робеспьера можно проследить и по его портретам, но, упоминая о портретах 25-летнего Робеспьера- работы Boilly (1783) и неизвестного художника (1791), - автор почему-то не считал нужным приложить их к книге в подтверждение своего мнения. Вообще следовало гораздо шире использовать вышедшую в 1910 г. работу Buffenois (Etudes sur le XVIII siecle: les portraits de Robespierre), на которую ссылается сам автор.


1 См. стр. 9 - 19 и генеалогическую таблицу к стр. 90; стр. 122 - 160 (гл. VII).

2 Стр. 176, 184 - 186.

 

Orphus

© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

http://libmonster.ru/m/articles/view/СОМЕРСЕТ-УОРД-МАКСИМИЛИАН-РОБЕСПЬЕР-Исследование-душевного-перерождения

Похожие публикации: LRussia LWorld Y G


Публикатор:

Lidia BasmanovaКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: http://libmonster.ru/Basmanova

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Н. ЛУКИН, СОМЕРСЕТ УОРД. МАКСИМИЛИАН РОБЕСПЬЕР (Исследование душевного перерождения) // Москва: Русский Либмонстр (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 22.08.2015. URL: http://libmonster.ru/m/articles/view/СОМЕРСЕТ-УОРД-МАКСИМИЛИАН-РОБЕСПЬЕР-Исследование-душевного-перерождения (дата обращения: 21.09.2017).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Н. ЛУКИН:

Н. ЛУКИН → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Свежие статьиLIVE
Публикатор
Lidia Basmanova
Vladivostok, Россия
184 просмотров рейтинг
22.08.2015 (761 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)

Ключевые слова
Похожие статьи
СОЮЗ ПОЛЬШИ И СОВЕТСКОГО СОЮЗА
Каталог: Право Политология 
5 часов(а) назад · от Россия Онлайн
РЕАЛЬНЫЙ д'АРТАНЬЯН
Каталог: Лайфстайл История 
5 часов(а) назад · от Россия Онлайн
Америка как она есть. ПО СТОПАМ "БРАТЦА БИЛЛИ"
Каталог: Журналистика 
2 дней(я) назад · от Россия Онлайн
Маркировка с повинной. Производителям генетически-модифицированных продуктов предлагают покаяться
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ПРОСРОЧЕННЫЕ ПРОДУКТЫ, ФАЛЬСИФИКАЦИЯ И СОМНИТЕЛЬНАЯ МАРКИРОВКА
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Россия Онлайн
Молодёжь, не ходите в секту релятивизма. Думайте сами. И помните, там, где появляется наблюдатель со своими часами, там заканчивается наука, остаётся только вера в наблюдателя. В науке наблюдателем является сам исследователь. Шутовству релятивизма необходимо положить конец!
Каталог: Философия 
6 дней(я) назад · от Геннадий Твердохлебов
Российский закон о защите чувств верующих и ...богов - закон “с душком”, которому 2,5 тысячи лет
21 дней(я) назад · от Аркадий Гуртовцев
Предисловие, написанное спустя 35 лет Я писал эту статью, когда мне было 35, и меня, ничего не соображающего в физике, но обладающего логическим мышлением, возмущали те алогизмы и парадоксы, которые вытекали из логики теории относительности Эйнштейна. Но это была критика на уровне эмоций. Сейчас, когда я стал чуть-чуть соображать в физике, и когда я открыл закон разности гравитационных потенциалов, и на его основе построил пятимерную систему отсчета, сейчас появилась возможность на уровне физических законов доказать ошибочность теории относительности Эйнштейна.
Каталог: Физика 
25 дней(я) назад · от Геннадий Твердохлебов
Ветров Петр Тихонович учил нас Справедливости, Честности, Благоразумию, Любви к родным, близким, своему русскому народу и Родине! Об отце вспоминаю, с чувством большой Гордости, Любви и Благодарности! За то, что он сделал из меня нормального человека, достойного своих прародителей и нашедшего праведный путь в своей жизни!
Каталог: История 
25 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров
Статья посвящена исследованию названия города Переяславля как производного от княжеского (великокняжеского?) имени Переяслав и впервые научно ставится вопрос о наличии в истории Руси неизвестного науке монарха - Переяслава.
29 дней(я) назад · от Владислав Кондратьев

ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА
Либмонстр - это бесплатный инструмент для сохранения авторского наследия. Создавайте свои коллекции статей, книг, файлов, мультимедии и делитесь ссылкой с коллегами и друзьями. Храните своё наследие в одном месте - на Либмонстре. Это практично и удобно.

Либмонстр ретранслирует сохраненные коллекции на весь мир (открыть карту): в ведущие репозитории многих стран мира, социальные сети и поисковые системы. И помните: это бесплатно. Так было, так есть и так будет всегда.


Нажмите сюда, чтобы создать свою личную коллекцию
СОМЕРСЕТ УОРД. МАКСИМИЛИАН РОБЕСПЬЕР (Исследование душевного перерождения)
 

Форум техподдержки · Главред
Следите за новинками:

О проекте · Новости · Отзывы · Контакты · Реклама · Помочь Либмонстру

Русский Либмонстр ® Все права защищены.
2014-2017, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)


LIBMONSTER - INTERNATIONAL LIBRARY NETWORK