Либмонстр - всемирная библиотека, репозиторий авторского наследия и архив

Зарегистрируйтесь и создавайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Это удобно и бесплатно. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора. Делитесь с миром Вашими работами!

Libmonster ID: RU-6710
Автор(ы) публикации: Эсен уулу Кылыч. Историк, тюрколог.

поделитесь публикацией с друзьями и коллегами

Скифо-тюркские (казахские)

параллели.

 

 

Эсен уулу Кылыч.

Историк, тюрколог.

         Занимаясь изучением истории и культуры азиатских скифов я обнаружил наличие скифских компонентов в составе казахских жузов. Впервые я об этом написал в 1993 году в своей небольшой монографии, которая была опубликована Академией наук  Кыргызской Республики, Институтом истории.

В данной статье речь пойдет в основном о скифо-казахских параллелях, но поскольку скифские параллели  существуют и в отношении других тюркских племен средневековья, я решил объединить имеющиеся материалы  в одну статью.

 Я уже опубликовал в интернете две статьи: 1) Древние тюрки и Скифский мир (введение в изучение проблемы); 2) Горноалтайские скифы-юеджи. Данная статья идет в русле предыдущих, и  с ними связана. Что бы понять ее, читателю необходимо сначало ознакомиться с двумя предыдущими, так как что бы лишний раз не повторяться я не стал использовать материалы из предыдущих статей.

 

      В сер. I тыс. до н. э. в восточной части скифо-сакской ойкумены существовал крупный племенной союз азиатских скифов, известный как-юеджийский. Во главе этих племен стояли представители Пазырыкской культуры, которые были расселены на Алтае, в Семиречье, Туве и восточном Казахстане.

      По мнению Ю.А.Зуева, в юеди китайских источников следует видеть передачу этнонима ас.  Асы упоминаются у Страбона (География. XI, 8, 2) в форме асии, в числе наиболее известных племен, вышедших из-за Яксарта (Сыр-Дарьи) и «отнявших у эллинов Бактриану». Азы упоминаются в тюркских рунических надписях, в памятнике в честь Тоньюкука, как тюркские племена, которые обитали к югу от Западных Саян.

На наш взгляд, элемент ас(аз) содержится в названии хорошо известных в Средние века западно-тюркских племен-тюргешей. Так, тюргеш (тюркеш) или тюргис можно этимологизировать как тюрк и ас (аз), т.е. тюрк-ас(аз), тюркас, тюрказ и т.д.  У Гардизи (XI в.) и в Худуд аль аалам (X в.) есть сведения о том, что тюргеши впоследствии распались на тухси и аз.  В составе так называемых черневых татар имеется племя, именуемое тиргеш. Среди теленгутов и ачкештимов имеется род торт ас (четыре аза).  Род аз был у узбеков, у кундровских татар на Волге. Среди хотанских родов упоминается род под названием яс, явно связанный с древними азами.

По другой гипотезе, транскрипция юеши передает «народное название куш».  В куш можно видеть спирантную форму этнонима ас (его вариантов – ус, уш), т.е. (х) ус((х)уш), хус(хуш), кус(куш) и т.д.

Любопытно, что если юечжи были действительно кушами, то это бы служило в пользу гипотезы С.И.Руденко, полагавшего, что племена Алтая могли быть известны древним китайцам как юечжи (юеши, юеди). Дело в том, что гипотеза «юечжи = «стерегущие золото грифы»» может быть подкреплена этимологией названия куш, что с древнетюркского должно означать, в широком смысле этого слова – крупную птицу, обычно из числа хищных, может быть и даже грифа.

У казахов Малого жуза есть род маскар, который состоит из нескольких отделений, одно из которых именуется масак, которое очень похоже на первую часть названия - массагет, т.е. массаг. Массагеты, как известно  были  одним из крупных племенных союзов к востоку от Каспия, в восточном Приаралье с прилегающими к нему территориями Южного Казахстана.

Также, следует отметить, что в Средние века один из карлукских родов на Тянь-Шане именовался -мачак или мажак.  В Накширустемской надгробной надписи царя Дария Гистаспа, в перечне областей покоренных древними персами «за границами Персии», упоминаются некие кассаки(косаки), вслед за понтийцами.  Косак, возможно  являлось спирантной формой этнонима асык, т.е. (х) асык, хасак, касак, косак и т.д. Полагают,  что коссаки обитали где-то к востоку от Каспия.

У Страбона (География. VII, 3) упоминаются некие языги, как одно из крупных сарматских племен, жившее первоначально у берегов Черного и Азовского морей. Языги считаются скифским племенем, вошедшим в состав савроматского племенного союза.  Языг, несомненно является  этнонимом  азык. У Иссидора Хоренского (Парфянские стоянки) упоминается Сигал, «где столица саков».  В «Сигал» можно видеть сочетание этнонима сак и тюркского слова эль, т.е. сак – эл, сакел, сагал, сигал и т.д., в значении «народ саков». У Страбона упоминаются некие зиги среди племен, обитавших между «Гирканским морем и Понтом до Кавказа, иберов и албанов.... Очевидно, зиг являлось усеченной формой этнонима азык (азиг), аналогично асык-сак. Зиги отсутствуют у авторов до Страбона, но упоминаются у Дионисия Периегета и у других поздних авторов, «что однако, вряд ли позволяет отрицать их генетическую связь с язигами...».

 Асыки упоминаются у Страбона (География. XI, 8, 8) в форме апасиаки,  которое  представляет собой стяжение двух: аб(об) – иранское «вода, река» и этнонима асык (или сак), т.е. аб(об) – асык (сак), абасык, абасик , апасиак и т.д.  Апасиаки упоминаются у Плиния (Всеобщая История. X, 48) между Оксом (Аму-Дарья) и Танаидом (Сыр-Дарья).  У него же в другой работе (Естественная История. III, 42) они присутствуют в форме пэзики,  а в главе VI (19) 17 той же работы в форме псак, которые упоминаются им в числе знаменитых «скифских» племен.

Пазики упоминаются и у Птолемея (География. IV, 12) «близ Оксийских гор». У того же автора (География. VI, 5) говорится об Авзакийских горах (очевидно, азыкских), западная часть которых располагалась в Южной части «Скифии», которая находилась «за Имаем» .  Азыки являлись одним из западно-тюркских племен и упоминаются у китайцев в форме асиги.  Азыки сохранились в виде родоплеменных подразделений у казахов, кыргызов, алтайцев.  В Семиречье, восточнее Алма-Аты, в местечке Иссык, как известно, было обнаружено богатое захоронение сакского времени. Не исключено, что топоним Иссык восходит к этническому названию асык, т.е. является его дивергентной формой. У казахов в Малом жузе существует род исык (вероятно, асык). Изых-Тах – так называется местность (по имени горы), расположенная в Южной Сибири, в Минусинской котловине. Древнетюркские рунические надписи сообщают о войне тюрков с народом изгиль, которая была в 715 году.  На наш взгляд, этноним изгиль произошел от- азык и тюркского- эль, т.е. азык – эль, азык эль, азгиль, изгиль и т.д., в значении «народ азыков».

По-видимому, проблему происхождения этнонима казак следует связывать со спирантной формой этнонима асык, т.е. (х) асык, (х) асак, хасак, касак, казак и т.д. Так, например, монголы казахов называют хасык.  По мнению Г.Н.Потанина, свидетельством того, что «кость подобного наименования (т.е. хасык)  существовала некогда в Монголии и жила далеко на востоке, может служить название горной группы Хасыкту-Хаирхан, лежащей на восточном Алтае, в меридиане Улясутая; на карте Клаппорта эти горы названы Казакту-Ола. Хасыкту- или Асыкту-Хаирхан, как иногда произносят местные монголы, находящийся в Хошуне Джасакту-Хана, и виден из ханской ставки».

Этнонимическая форма, близкая к «казак», встречается в Накширустемской надписи царя Дария Гистаспа в форме «коссак» или «косак», как название одной из областей, покоренных Дарием за границами Персии, примерно к востоку от Каспия.

У Арриана (Анабасис Александра. VII, 10) в числе племен «смиренных» Александром Македонским  упоминаются уксии.  У Плиния (VI, 48) они упоминаются как аугасии. То же самое мы встречаем у Стефана Византийского.  Укс и Аугас очень напоминает  тюркский этноним –«огуз».  Возможно, что древние огузы упоминаются в китайских источниках как Уге, которые в эпоху Хань обитали к востоку от цзянькуней (кыргызов) и к северо-востоку от усуней.

В тюркское время огузами называли себя как западные, так и восточные тюркские племена. По китайским источникам, западные тюрки состояли из десяти, а восточные – из девяти (т.е. токуз огуз). К этому времени огуз кроме этнического  употреблялось и в других значениях.

 Одними из древнейших скифских племен I тыс. до н.э. являются асаны и усуни. Усуни хорошо известны по древнекитайским текстам эпохи Хань. Асаны упоминаются в числе древних кочевых племен вторгшихся из-за Яксарта (Сыр-Дарья) во II веке до н.э. в Согдиану и Бактрию. У Страбона они фигурируют в форме пасианы, а у Помпея Трога – асианы.  Страбоновское пасиан, очевидно, происходит от аб(об) – иранское «вода, река» и тюркского асан, т.е. аб-асан, абасан, (а)басан, пасиан и т.д., в значении «водные, речные асаны».

Как известно, у Страбона и у других поздних авторов многие факты восходят к VI-V вв. до н.э., поскольку они пользовались трудами древних авторов.  В своей Географии (XI, 8,4) Страбон сообщает, что «скифы владели Бактрией и покорили лучшую землю в Армении, которой дали название Саксаны». Название это, очевидно происходит от племени сакасанов, упоминание о которых мы встречаем у Арриана. Племя сакасанов называет и Плиний, «наименование которому соответствует Сакасана у Страбона».

Сакасан античных авторов, скорее всего  представляет собой стяжение двух этнонимов – сак и асан. В XII и XIII вв. на север от Каспийского моря «вероятнее всего, на Волге» упоминается город и страна Саксин (или Сохсин). У казахов Кичи жуза (Малой орды) есть род дюрт-кара, которое состоит из четырех отделов, один из них турум, часть которых именуется саксан. У Птолемея (География. IV, 12) сообщается о неких оксианах, у реки Окса, которые располагались рядом с хоразмиями. В оксиан Птолемея можно видеть наличие тюркского ок (ук) и этнонима асан, т.е. ок(ук)-асан, окасан, оксан, оксиан и т.д. Или же, оксиан могло произойти от укус (окс) – этнонима, с древнетюркским аффиксом собирательности-множественности – н или н диалекта, что могло иметь значение «оксы (угузы, окусы)».

 В «Истории Старших Хань» («Цянь Хань Шу») сообщается о владении Хюсюнь, рядом с Гуанюду, которые находились на северо-западе от Кашгара. В «Хюсюнь» можно видеть спирантную форму этнонима асан или усун. Асанов или усуней можно видеть в упоминаемых в китайских источниках племен хосинь (в рассказе о событиях, относящихся к 641 году н.э., где они названы вместе с ге-гу (кыргызами) и чумугунь).

Согласно сообщениям китайских источников, «предками туцзюе (тюрков) были смешанные ху (варвары) Пинляна. Их родовое имя было ашина». На наш взгляд, в китайском ашина можно видеть передачу этнонима асан или его дивергентной формы. Уже установлено, что китайская транскрипция данного слова близка к «его возможному произношению в древнетюркском языке». В III поколении «Младшей орды» («Кичи жуза» у казахов), которая именуется Баулы, есть род иссен-темир.  В рукописном архиве Географического общества, в «Расписании» делений Меньшей Орды Казанцева 1856 года говорится, что род Чумекей или Чумань, «кочевки которого показаны у оз. Телекуля и на Сыр-Дарье», состоял из пяти частей, одна из которых именовалась асан.

 Рычков, деливший кыпчаков Средней казахской Орды «на пять колен», называет среди них узюнь (очевидно, усунь). Род черкес (у других авторов серкеш) в Малой казахской орде имеет отделение кусун, в котором можно видеть спирантную форму этнонима усун (т.е. (х)усун, хусун, кусун). В Букеевской (или внутренней казахской) Орде есть род исен-темир. В исен можно видеть дивергентную форму этнонима асан или усун. В Малом казахском  Жузе в роде тана также есть отделение асан. В том же Малом Жузе в роде Чумекей или Чумань, кочевавшего у оз. Телекуля и на Сыр-Дарье, есть поколение бузгуль, в котором имеется отделение исан.

В исан можно видеть дивергентную форму этнонима асан или усун. Другое отделение рода бирюч (бершь, берчь) именуется исянгуль, часть которого «усян и асан». По «Расписанию» Казанцева род чекты или чикли в Кичи Жузе (у казахов) делится на три отделения: один из них джинкалыч, часть которого именуется асан, а в отделении урус есть подразделение кыргыз, которое делится на таны, истяк и барак. У второго (истяк) есть отделение асан, аусан, (возможно, асан и усун). В упомянутом роде тана было «отделение асан». И наконец, Уйсун – так именуется Старший Жуз (Старшая Орда) у казахов, название которого связано с именем одного из древнейших скифских племен Азиатской Скифии – усунями (асанами). В составе Аксуйской волости Чимкентского уезда отмечалось наличие рода Сары-Уйсун («Желтый усун»).  

Среди хотонов упоминается род хасн, очевидно, представляющий собой спирантную форму этнонима асан, т.е. (х) асан, хасан, хасн. Следует также отметить о топониме Зайсан, или Жайсан, и гидрониме с одноименным названием, расположенных в Восточном Казахстане. На наш взгляд, название Жайсан могло произойти от древнетюркского жай, в значении «место, земля» и т.д., и этнонима асан или слова, в значении «азы», т.е. жай-асан, жайсан, жайсан, что могло иметь значение «земля азов (или асанов)».

 У эмира Рукн ад-Дина Бейбарса и Ибн Халдуна, среди кыпчакских племен упоминается «род джузнан (джерсан)».  Может, джерсан – синоним джайсана, или же он (т.е. джерсан) мог произойти от джер – «земля (место, область и т.д.)», и этнонима асан в значении «азы», что могло иметь значение – «земля (область и т.д) азов или асанов».

В скифскую  эпоху в ряде районов Центральной Азии и Южной Сибири имели место «белокурые» тюркоязычные племена. Они  и их потомки имели свои этнические названия на = сары(сарыг). Одними из таких групп населения Семиречья, а может и более восточных районов могли быть сары-усуни, которые, очевидно  упоминаются Птолемеем как серские исседоны. Они, согласно этим сведениям, обитали в Восточном Туркестане, может быть и в районах бассейна Тарима и прилегающих к ней областях.

Наиболее раннее упоминание серов в античной литературе относится к рубежу III и II вв. до н.э. в связи с сообщением о том, что Греко-Бактрийский царь Ефтидем около 200 г. до н.э. якобы расширил свои владения на востоке «до владений фаунов и серов». Впоследствии, когда установилась торговля шелком по великому караванному пути, название серы применялось к поставщикам шелка в бассейне Тарима. Примерно в этих же районах могла находиться упоминаемая у Птолемея Серика, которая  очевидно, ни что иное, как древнетюркское сары, сарыг («желтый, рыжий» и.т.д.).

Согласно Ю.А.Зуеву, упоминаемые в «Ши-Цзи» Синь-ли  тождественны сирам древнетюркских руник. В 650 году Утукенская чернь, находящаяся в восточном Хангае, была переименована в область Синь-ли.

У казахов Старшего Жуза, именующегося Уйсун, существует поколение сары-уйсун («желтые, рыжие и т.д. усуни»), которые считают себя остатками большого и сильного народа.

Дивергентной формой этнонима аз был термин-ат.

У Птолемея (География. IV, 12) мы встречаем племена ятии, которые располагались в «северном отрезке Яксарта (Сыр-Дарьи)», и в которых можно видеть атов. У Геродота «История», III, 89-94) упоминаются утии, входившие в четырнадцатый округ персидской державы. В утии можно видеть дивергентную форму этнонима ат. У Плиния (Естественная История. VI, 19, 17) в числе «знаменитейших  из  скифов»,  живущих за Яксартом (Сыр-Дарья)  упоминаются этаи (очевидно, аты), эвхаты.  В эвхат можно видеть дериват спирантной формы этнонима ат.

Наличие ат  имеет место в упоминаемых у Страбона (География. XI, 8, 8) аттасиях, входивших в состав саков-массагетов. Аттасии, очевидно состоит из ат – этнонима или слова и ас – этнонима, т.е. ат-ас, атас, аттасии и т.д. В древнетюркских рунических надписях есть сообщение о племени  эдиз,  название которого несомненно связано  с древними скифскими племенами-атас, т.е. являлось его дивергентной формой. Пережиток этнонима ат можно видеть в лице туркмен ата.

По сообщению «Истории северных дворов», «владетельный Дом Еда (эфталитов) происходит с одного рода с Большим Юечжи». Наиболее раннее упоминание эфталитов встречается у армянского автора V в. н.э. Лазаря Парбского. В разных источниках эфталиты упоминаются по-разному. Наиболее близки действительности, очевидно, формы атал и хетал. Атал, на наш взгляд, происходит от ат – этнонима (или слова) и древнетюркского слова эль (в значении «народ, племя», «некая этническая общность»), т.е. ат-эл, ател, атал, и т.д. Что же касается хетал, то нетрудно в ней узнать спирантную форму этнонима атал, т.е. (х)атал, хатал, хетал.

Возможно, что эфталиты (атал, хетал) до своего возвышения составляли вместе с хуннами объединение племен, известное в источниках как хионит, поскольку в хионит можно видеть сочетание хунн – этнонима и ат, т.е. хунн-ат, хуннат, хионат, хионит, в значении «хунно-аты».

По-видимому, эфталиты упоминаются еще у Птолемея, который сообщает, что «ниже Касии (Кашгара-ред.) живут хайты – скифы». Хайт, очевидно спирантная форма этнонима ат. Очевидно, вполне возможно сопоставление С.П.Толстовым туркменского племени абдал с названием племени эфталитов. Однако, в абдал можно видеть наличие аб (об) – иранское «вода, река» и атал – этнического названия, т.е. аб-атал, аб(а)тал, абтал, абдал («водные, речные аталы»).

По сведениям Потанина, «нынешние восточные киреи, обитающие в бассейне Черного Иртыша», что относятся к казахам Средней Орды (Орта Жуз)  «состоят из двух отделов: абак или ашемайли-кирей и кара-кирей». В Абак-кирей имеется род ители. В ители можно видеть пережиток этнонима атал.

У Плиния, передававшего сведения Демодама (полководца Антиоха и Селевка), совершившего поход (около 300 г. до н.э.) за Яксарт (Сыр-Дарью), упоминаются (в числе «наиболее значительных скифских  племен) есседоны, в которых не трудно узнать  асатанов (осотон и т.д.).  У Плиния (Естественная История. VI, 16 (18), 46) рядом с моками упоминаются батены, которое вполне возможно  происходит от аб(об) – иранское «вода, река» и тюркского атан, т.е. аб-атан, абатан, (а) батан, батен.

Любопытно, ведь в Малой Орде у казахов есть род дюрт кара, состоящий из четырех отделений, одно из которых именуется аппак. Часть его носит название батан. Плиний, в другом месте, в числе «знаменитейших из скифов», живущих «по ту сторону Яксарта» (Сыр-Дарья), упоминает гистов (по другому чтению – истов), эдонов, котнеров, наряду с саками, массагетами, эсседонами, аримаспами, этаями и др. Гист, очевидно спирантная форма этнонима асат, т.е. (х) асат, хасат, хаст, гаст, гист. В эдонах нетрудно узнать атанов. Этаи, возможно  было дивергентной формой этнонима или слова ат. В Средней Орде у казахов байджигитов, «занимающее вместе с тoртоулами восточный Тарбагатай», есть род Джумук. В Джумуке была ветвь исты,  очевидно  имеющая  связь с древними истами-асат.

У эмира Рукн ад-Дина Бейбарса и ибн Халдуна, среди приводимых ими названий одиннадцати кыпчакских родов, упоминается иета (по ибн Халдуну-сета). В иета можно видеть дериват этнонима или слова- ат, а в сета – усеченную форму этнонима асат, т.е. (а) сат, сат, сета. У этих же авторов один из кыпчакских родов именуется котан.  В котан можно видеть спирантную форму этнонима атан, т.е. (х) атан, хатан, котан. По В.В.Радлову, племя кыпчак Средней Орды (Орта жуз) у казахов имеет род тана-буга. Не исключено, что-тана является усеченной формой этнонима атан. Род тана есть также в Букеевской (или Внутренней) Орде у казахов.

О наличии среди юечжей рода атан и о возможной связи происхождения гидронима хотан и названия города, расположенного в южной части пустыни Такламакан у реки Каракаш, мы уже говорили в своих предыдущих статьях. В Кичи Жузе (Малой Орде у казахов), как уже отмечалось, в роде чекты или чикли, в отделении урус, есть род киргис, который состоит из трех частей, одна за которых носит название тана, в котором можно видеть усеченную форму этнонима атан.

Дешифровка названия одного из династийных родов восточно-тюркского каганата, известного в китайских источниках как-ашидэ, показало, что оно является китайской передачей этнонима оссет, вернее здесь следует видеть этноним-асат. В «Цзы-чжи Тунцзянь» под 679 годом говорится, что «а-ши-дэ суть название племени».

 О монголоидной примеси у различных групп азиатских скифов мы уже писали в предыдущих статьях. Монголоидный тип описывает Геродот в отношении аргиппеев, скифском племени,  которое по его описанию обитало или в предгорьях Урала или Алтая.

Геродот сообщает, что «вплоть до области этих скифов вся упомянутая страна представляет собой равнину с толстым слоем почвы. А оттуда земля уже твердая, как камень и неровная. После долгого перехода по этой каменистой области придешь в страну, где у подножия высоких гор обитают люди. Как передают все они, как мужчины так и женщины лысые от рождения, плосконосы и с широкими подбородками (т.е. монголоидные-Э.у.К.).

Далее он сообщает, что « говорят они на особом языке, одеваются по скифски, а питаются древесными плодами….Величиной это дерево почти со смоковницу,  плод его похож на бобовый, но с косточкой внутри. Свежий плод выжимают через ткань и из него вытекает темный сок под названием –асхи». С.Я.Лурье слово асхи(ачи) связывает с древнетюркским –ачу(ачуг) –«горький» и указывает, что например, у башкир  до сих пор существует такое блюдо, под названием «ахша». По сообщению Геродота сок этот они лижут и пьют, смешивая с молоком. Из гущи асхи они приготовляют в пищу лепешки.

Далее, Геродот сообщает, что «каждый живет под деревом. На зиму дерево каждый раз покрывают плотным войлоком, а летом оставляют без покрышки». По-видимому, здесь имеется ввиду юрта. Под деревом следует видеть каркас юрты, который сверху как известно покрывался плотным войлоком. В летнюю пору из-за духоты верх юрты открывался, а в зимнюю плотно закрывался. Далее Геродот сообщает, что «страны до этих лысых людей и народы, живущие по ту сторону их хорошо известны, так как к ним иногда приходят скифы….Скифы же, когда приходят к  аргиппеям ведут с ними переговоры при помощи семи толмачей на семи языках». На наш взгляд, в аргиппай античных авторов можно видеть искаженную передачу древнетюркского-аргын, в значении «смесь»(смешанный народ).

Можно полагать, что аргиппеи представлял собой некую смешанную общность людей, состоявшую из представителей разных этнических групп населения. «Скифы же, когда приходят к  аргиппеям ведут с ними переговоры при помощи семи толмачей на семи языках». Следует отметить, что территория, где обитали аргиппеи не была холмистой, а была ровной и и каменистой, что исключает положение о приемлемости происхождения античного –аргиппай  от финикийского- арр-гиппаи-в значении «холмистая страна».

Как известно у тюркских кочевников широко распространен их традиционный напиток-буза. Он приготовляется из зерен пшеницы, ячменя, кукурузы,  который  сначало  смачивается в воде и обернув в материю ( или ложат в мешочек из материи), кладут под кошму ( или  куда-либо еще) на несколько дней, пока эти зерна не разбухнут и не разложатся. Эта масса называется-шак, которое по своему звучанию в общем-то близко к Геродотовскому -асхи. Скорее всего шак и асхи  один и тот же термин т.е (а)схи, с(а)х, шак.

Затем этот шак смешивают в воде (куда добавляют чего-либо) и затем выжимают через ткань, и получают напиток, который горький, т.е.-ачу(ачуг). Это слово тоже близко к Геродотовскому-асхи. Оставшаяся после выжимания масса называется –топ. Этот топ является кислым и из него в прошлом могли печь  лепешки.

Геродот называет аргиппев еще лысыми. «Как передают, все они, как мужчины так и женщины лысые от рождения». Аргиппеев можно связывать с племенами тохаров. Может быть эти группы населения были как-то взаимосвязаны.

У Иссидора Хоренского (Парфянские стоянки, 8-19) упоминается город Корок, следующий перед Сакастаной скифов-саков. В корок можно видеть спирантную форму этнонима-арик(арык). У Плиния, передававшего сведения Демодама(полководца Антиоха и Селевка), около 300 г. до н.э. совершившего поход за Яксарт(Сыр-дарью), в числе наиболее значительных скифских племен упоминаются ариаки, в которых не трудно узнать-арыков.

В средние века ариками называлось одно из токуз-огузских племен. В Монголии, между  Гельбын-Ола и Цолбын-Ола протекает река Дзабхын и находится озеро-Арик-нур.

В Среднем Жузе у казахов племени кыпчак есть подразделение-арук,  у племени джалаир есть подразделение-арык-тыным.

У Птолемея (География, VI, II) упоминаются некие-комы, которые жили где-то в северной части Окса. Ком это ни что, иное,  как древнетюркское-куб(куба)-«желтый, светлый, рыжий, белокурый». Этот термин должен быть тесно связан с племенами кыпчаков, кимаков. Камы встречаются также у Плиния (Естественная история,VI,(19), 17). Они упоминаются вместе с камаками в перечне «знаменитейших из скифских племен, живших по ту сторону Яксарта». Камаки - это ни что иное, как  кимаки, о которых мы знаем из средневековых источников. Как видим кимаки принадлежали к числу «знаменитейших из скифских племен, живших по ту сторону Яксарта».

Этимология этнонимов кимак и кыпчак скорее всего тесно связана. Так, по моему мнению,  термин кимак состоит из куб(кува) и термина-ок(ук)-стрела, мужское потомство.

Этимология этнонима кыпчак(кыбчак) мне представляется  следующим образом: куб(кув)-и тюркское слово-жак ( сторона). Кыпчаками могли называть племена, которые жили  там, где  жили племена комов (куба, кува).

В Среднем Жузе у казахов племени кыпчак имеется подразделение-куба. В другом месте у Плиния мы встречаем упоминание команов. Но ведь команы считаются родственными племенам кимаков, кыпчаков. Этимология команов на мой взгляд следующая: куб(кув) и древнетюркский аффикс собирательности- множественности-н или –н диалекта, т.е. кув(куб)-н, куб-н, кобан, коман. Следует полагать, что команы это те же комы, о которых упоминает Птолемей.

Как известно, в средние века в Европе кыпчакские племена называли команами. 

Orphus

© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

http://libmonster.ru/m/articles/view/Скифо-тюркские-казахские-параллели

Похожие публикации: LRussia LWorld Y G


Публикатор:

кылыч эсен уулуКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: http://libmonster.ru/hagyas

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Эсен уулу Кылыч. Историк, тюрколог., Скифо-тюркские (казахские) параллели. // Москва: Русский Либмонстр (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 14.08.2015. URL: http://libmonster.ru/m/articles/view/Скифо-тюркские-казахские-параллели (дата обращения: 25.11.2017).

Автор(ы) публикации - Эсен уулу Кылыч. Историк, тюрколог.:

Эсен уулу Кылыч. Историк, тюрколог. → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Свежие статьиLIVE
Публикатор
кылыч эсен уулу
Бишкек, Кыргызстан
804 просмотров рейтинг
14.08.2015 (833 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)

Ключевые слова
Похожие статьи
Жизнь на Землю пришла из Вселенной: часть Целым жива, мир сей — Всем. Племя первое нашей Земли — Скифы, люди с Луны; их язык, корневой земным — лунная молвь, сердце речи людской.
Каталог: Философия 
639 дней(я) назад · от Олег Ермаков
Жизнь на Землю пришла из Вселенной: часть Целым жива, мир сей — Всем. Племя первое нашей Земли — Скифы, люди с Луны; их язык, корневой земным — лунная молвь, сердце речи людской.
Каталог: Антропология 
768 дней(я) назад · от Олег Ермаков
Статья посвящена этнической принадлежности, культуре и ранней этнической истории горноалтайских скифов.
Каталог: История 
841 дней(я) назад · от кылыч эсен уулу

ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА
Либмонстр - это бесплатный инструмент для сохранения авторского наследия. Создавайте свои коллекции статей, книг, файлов, мультимедии и делитесь ссылкой с коллегами и друзьями. Храните своё наследие в одном месте - на Либмонстре. Это практично и удобно.

Либмонстр ретранслирует сохраненные коллекции на весь мир (открыть карту): в ведущие репозитории многих стран мира, социальные сети и поисковые системы. И помните: это бесплатно. Так было, так есть и так будет всегда.


Нажмите сюда, чтобы создать свою личную коллекцию
Скифо-тюркские (казахские) параллели.
 

Форум техподдержки · Главред
Следите за новинками:

О проекте · Новости · Отзывы · Контакты · Реклама · Помочь Либмонстру

Русский Либмонстр ® Все права защищены.
2014-2017, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)


LIBMONSTER - INTERNATIONAL LIBRARY NETWORK