Либмонстр - всемирная библиотека, репозиторий авторского наследия и архив

Зарегистрируйтесь и создавайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Это удобно и бесплатно. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора. Делитесь с миром Вашими работами!

Libmonster ID: RU-7292
Автор(ы) публикации: А. ХАЧАТРЯН

поделитесь публикацией с друзьями и коллегами

Под ред. В. В. СТРУВЕ и И. Л. СНЕГИРЕВА. ОГИЗ. 1936.

Эту работу Тураева академик Н. Марр характеризовал как "классическую". Впервые она была издана в 1913 г., а в 1917 г. автор ее переработал. В 1924 г. первый том этой работы был переиздан под названием "Классический Восток".

В первый том рецензируемого издания вошли: первый том "Классического Востока" и вторая часть первого тома "История древнего Востока", по изданию 1913 г., содержащая историю Египта до конца Нового царства. Второй том рецензируемого издания соответствует второму тому издания 1913 г. с дополнениями, сделанными Б. А. Тураевым в 1917 году.

В предисловии к рецензируемому изданию его редакторы говорят: "Ввиду краткости срока подготовки переиздания мы решили ограничиться лишь самыми существенными добавлениями и исправлениями" (разрядка моя. - А. Х. ).

Книга Тураева "История древнего Востока" сейчас появляется в свет в условиях, резко отличающихся от тех, при которых вышло дореволюционное издание. Образование Советского союза и развитие исследовательских работ о народах Востока выдвинули ряд новых задач и вопросов, которые обязаны были учесть редакторы книги Тураева.

Как же выполнили эту задачу два ученых редактора рецензируемого издания?

Относительно внесенных дополнений особых замечаний нет, так как в последних, по крайней мере в части, касающейся Ассирии и Урарту, нет чего-нибудь существенно нового, кроме некоторого обогащения библиографии, хотя она все-таки остается неполной. Гораздо большее значение имеют поправки, которые нужно было бы сделать при переиздании работы Тураева, чтобы освободить последнюю от имеющихся в ней ошибок; необходимость этих исправлений давно уже известна. В рамках настоящей статьи мы не собираемся дать детальную критику книги Тураева. Мы попытаемся лишь показать, насколько тщательно и толково редакторами издания были сделаны поправки к истерии Ассирии и Урарту.

В изложении истории Ассирии есть следующие ошибки. Существует путаница в хронологии ассирийских царей. История Ассирии насчитывает пять Салманассаров: Салманассар I - около 1280 г. до нашей эры, Салманассар II - 1030 - 1018 гг. до нашей эры, Салманассар III - 860 - 824 гг. до нашей эры, Салманассар IV - 781 - 772 гг. до нашей эры и Салманассар V - 727 - 722 гг. до нашей эры.

В рецензируемом издании, в первом томе, на стр. 56, читаем: "Салманассар II (1300) говорит в своей надписи, что Шамши-Адад" и т. д.; на стр. 12-й, в том же томе, в качестве царя, оставившего наиболее обстоятельные тексты, упоминается Салманассар II, между тем как должен быть Салманассар III; та стр. 30 правильно назван Салманассар III (860 - 824). Во втором томе, на стр. 2, написано: "Салманассар II (начало XIII в.) начинает собой ряд ассирийских царей-воителей", - а на стр. 33: "Еще Салманассару II (XIV - XIII вв.) приходилось с ними (урартийцами. - А. Х. ) бороться". Между тем современником всех этих событий был Салманассар I, а не II.

Во втором томе, на стр. 47 читаем: "Его (Саргона. - А. Х. ) старались поставить в связь с древнейшими царями и, вспомнив об одноименном царе Сиппара,

стр. 176

называли его "арку" - поздний, т. е. второй; имя же его толковали как "Шаррукену" - царь законный. Конечно, эти ухищрения лишь с большей ясностью указывают, что Саргон был узурпатором". Действительно, до недавнего времени, кроме вышеприведенных титулов, не существовало другого, свидетельства, говорящего за законность царя Саргона. Но прошло уже несколько лет с тех пор, как директор Стамбульского археологического музея Эк. Унгер обнаружил в этом музее клинописную печать Саргона, которая была найдена еще лет за тридцать до этого, но о ней забыли. На ней указано имя отца Саргона - царя Тиглатпаласара III. Следовательно, Саргон был братом Салманассара V и был законным царем, а не "узурпатором"1 .

Осталось неисправленным в рецензируемом издании и еще одно утверждение, ошибочность которого давно уже выяснена. Удивительно, что сам Тураев в свое время не обратил на него внимания. Во втором томе, на стр. 30, читаем! "...Тукультининиб II (890 - 885) уже совершил поход на север и у истоков (?) Тигра (западного. - А. Х. ) поставил свою победную надпись". В 1898 г. проф. Леман-Гаупт посетил туннель Тигра, описав и скопировав пять находящихся там клинописных надписей, из которых одна принадлежит Тиглатпаласару I и четыре - Салманассару III. Выяснено также, что так называемые истоки Тигра являются не началом Тигра, а его ветвью, называемой Биргелен, которая несколько ниже носит название Зебене-Су; на значительном расстоянии от своего истока она входит под скалы и, пройдя через длинный туннель, выходит из пещеры. Упомянутые выше надписи находятся на стенах этой пещеры. Одна из четырех надписей Салманассара III была в свое время приписана по ошибке Тукультининибу II. Проф. Леман пишет: "Надпись и фигура Салманассара II (читай: III) найдены в пещере Тигра, по ошибке были приписаны Туклатнинибу II (Тукультинибу)"2 . С уточнением этой надписи ликвидируется историческая ошибка, якобы Тукультининиб II достиг истоков Тигра.

Не соответствует действительности и следующее место в первом томе, на стр. 70: "Имена различных династов южной Палестины, упоминаемых в Тель-Амарнской переписке, звучат по-арийски; усматриваются арийские элементы у касситов и арийская династия у митанни, даже арийские боги у этого народа в договорах XII в. (?), сохранившиеся в Богазскейском архиве..." Политические договоры митанни, в которых упоминаются арийские боги Митра, Индра, Варуна и близнецы Нашати, заключены в XIV в., а не в XII. Эти договоры заключены между царем хеттов Суппилулиума и царем митанни Мативаза, которые жили в 1388 - 1344 гг. до нашей эры. Эти договоры являются наиболее древними из известных нам политических договоров3 .

Неполным является в рецензируемом издании и отдел, посвященный истории государства Урарту, которое Тураев называет "Ванским царствам" (т. II, стр. 33 - 39). Тураев пишет: "Таким образом, в северной части Передней Азии, вблизи Европы, образовалось крупное по объему культурное государство с широко идущей политикой и завоевательными стремлениями" (стр. 36). После этого правильного утверждения читатель, естественно, должен ждать полного изложения истории этого культурного и крупного государства. Автор же хотя и начинает историю урартийского народа, но не заканчивает ее. Он доводит изложение лишь до Аргишти I и на этом обрывает. Остается совершенно невыясненным: когда и в каких условиях пало это государство, и, наконец, куда девался этот культурный народ?


1 Unger, Eckhard "Altorientalische Konige ais Kulturbringer". "Forschungen und Fortschritte Jahrgang. 1933. N 17.

2 Подробности см. в труде Лемана-Гаупта: "Materialien zur alteren Geschichte Armeniens", S. 31. 1907.

3 Weidner, E. "Politische Dokumente aus Kleinasien". Die Staatsvertrage im akkadischer Sprache aus dem Archiv von Boghazkob. 1923. Армянский перевод этих договоров опубликован в приложении к нашей работе "Критическая история древней Армении клинописного периода". 1933.

стр. 177

Государство Урарту, расширенное благодаря завоеваниям Менуа, достигло вершины своего могущества при его сыне Аргишти I и сыне последнего Сардуре II.

Редакторы книги Тураева ни слова не говорят об истории Сардура и о его текстах (состоящих из 297 строк), честь открытия которых принадлежит двум советским ученым академикам; Н. Марру и И. Орбели, - производившим соответствующие раскопки в Ване в 1916 году1 . Между тем значение этой надписи, совершенно исключительной для урартологии, сравнивается со знаменитыми текстами фараона Тутмозиса и царя Дария. Ни слова не говорится в библиографии, помещенной в рецензируемом издании, и о ценных работах акад. И. И. Мещанинова в области урартологии. Как будто все это было сделано не в пределах Советского союза.

История народа Урарту является единственной среди историй народов Закавказья, которая дает непрерывную и достоверную картину развития с 1000 до 600 гг. до нашей эры, благодаря наличию ассирийских и местных урартийских клинописных документов. Сейчас в этих исторических анналах есть - еще пока не уточненные и не истолкованные названия многочисленных стран и народов. С их уточнением станет ясной древняя история многих народов - Закавказья. Поэтому исследовать историю народа Урарту - это значит исследовать древнюю историю народов Закавказья. Тураев в свое время не дал законченной истории Урарту; думается, что редакторы рецензируемого издания могли бы восполнить этот пробел и приложить хотя бы краткую историю Урарту на основе уже известных многочисленных текстов. Конечно, мы не говорим о подробной истории этого народа, которая должна служить предметом специального исследования. Но в тех же сжатых рамках, в которых ее изложение начато у Тураева, ее можно было бы довести до конца, а не оставлять в оборванном виде. Отрывочные сведения, даваемые Тураевым в последующих главах о халдских царях (т. II, стр. 46, 47, 48, 54, 78, 79), нельзя считать продолжением истории народа Урарту.

Не будем продолжать перечень поправок, которые следовало бы сделать в этом издании. Уже из сказанного ясно, насколько недостаточна редакторская работа, проделанная Струве и Снегиревым над книгами Тураева, по крайней мере в отношении Ассирии и Урарту.

Подойдем теперь к рецензируемому изданию книги Тураева "История древнего Востока" с другой точки зрения. В предисловии к нему редакторы говорят: "До революции Б. А. Тураев стоял чрезвычайно близко к кругам церковных деятелей: был членом "Поместного собора российской церкви" и лектором "Богословского института" и по своему мировоззрению целиком примыкал к ним. Это, естественно, не могло не отразиться на его подходе к культуре древневосточных обществ". "Б. А. Тураев... считал ее (религию. - А. Х. ) прогрессивным моментом в развитии данных обществ. Этим чрезвычайно ярко иллюстрируются слова В. И. Ленина о том, что всякий идеализм есть дорога к поповщине. Б. А. Тураевым этот путь был пройден целиком. Указанная установка Б. А. Тураева пронизывает все построение его труда, и это надо постоянно иметь в виду" (т. I, стр. X).

Это положение, несомненно, правильно, но оно является слишком общим и потому недостаточным для правильной ориентировки студентов и даже преподавателей, читающих книгу. Такие, сделанные в общей форме предостережения недостаточны. При переиздании подобных работ идеалистические и ненаучные положения должны быть подчеркнуты и выявлены, должны быть указаны ошибки автора и дан правильный ответ. В противном случае молодой читатель, пленившись прекрасным литературным стилем Тураева, может заблудиться.

Тураев, например, считает, что Библия является своего рода ценной лето-


1 Текст надписи Сардура впервые был переведен акад. Н. Марром ("Археологическая экспедиция 1916 г. в Ван". 1922). Вторичный перевод был сделан М. Церетелли - "Die neuen haldischen Inschriften Konig Sardurs von Urartu". Heidelberg, 1928.

стр. 178

писью, основные принципы которой не потеряли значения и на сегодняшний день. Он пишет (т. 1, стр. 64): "Библия сохранила единственный в своем роде памятник, доказывающий, что еврейский народ опередил, может быть, своих более культурных соседей, не только созрев до сознания единства человечества, но и до его классификации по генеалогической таблице, знаменитой родословной народов в X главе книги Бытия". Несколькими строками ниже автор добавляет: "Новейшие открытия дали нам возможность, на основании данных языкознания, комментировать библейскую родословную народов, а затем, с необходимыми поправками, удержать ее принципы" (разрядка моя - А. Х. ).

Прежде всего нужно заметить, что сыновья Ноя, как известно, являются легендарными лицами и вся их история является сплошной легендой без всякого исторического ядра. Поэтому и генеалогия человечества, составленная на основе библейских рассказов, является легендой. Сам Тураев, показывает, что генеалогия, данная в знаменитой X главе книги Бытия, не представляет собой ничего достоверного и сводится, в сущности, к наименованиям: "семитический", "хамитский" и "яфетический" - которые условно употребляются для обозначения некоторых Языковых групп. Эти наименования, разумеется, не могут считаться "принципами".

Какую "историческую" ценность представляет собой библейская генеалогия человечества, видно из следующего примера: в 1 - 3 стихах X главы книги Бытия читаем - "Вот родословие сынов Ноевых - Сима, и Хама, и Яфета. После потопа родились у них дети. Сыны Яфета: Гомер, Магог, Мадай, Иаван, Фувал, Мешех и Фирас. Сыны Гомера: Аскеназ, Рифат и Фогарма".

Как была составлена эта генеалогия? Гомер - ассирийская форма названия народа кимер, сохранившаяся также в армянских летописях (гамир, страна гамиров, находящаяся в центре Малой Азии, а окрестностях Анкары и Кесарии). Магог (Гог) это - Лидия Гикес, Мада - это Мидия со своим индоевропейским народом, который вступает в историю с VIII в. и в 612 г. вместе с Вавилоном уничтожает Нинезию. Яван - это, вероятно, Ионические острова. Тобил (Фувал) - это страна Табал в южной Каппадокии и народ, живший там в VIII-VII веках. Масах (Мешех) - это народ Моск, или Мошк, который в XI в. до нашей эры перешел из Фригии в Малую Азию под названием фригов, свергнул государство хеттов и, смешавшись с местными народами, образовал государство в Фригии, в Каппадокии, в Армении. Позже их ветвь обосновалась в горах Мосха и у верхнего течения реки Риона и составила основу грузинского народа.

Сыном Гомера являлся Ашкеназ, которому соответствуют в ассирийских надписях Ашгуз, Ишгуз и в греческих известиях скифы. Это также индоевропейский народ, который, преследуя из степей Южной России кимеров, вторгся в бассейн Куры и Аракса, дошел до Мидии и участвовал вместе с мидянами в разрушении Ниневии. Часть из них обосновалась у нижнего течения реки Куры и дала свое имя этой стране - Шакашен. Таргома - название города Тилгарима (Гюрун) ассирийских надписей, который в Библии превратился в Торгома.

Итак, в XI-XII вв. имена народов, обитающих в Передней Азии, глазным образом в Каппадокии, превратились в личные имена и составили генеалогию X главы Библии.

Моис Харенски на основании этих сведений составляет генеалогию армян: от Яфета родился Гамер, от Гамера родился Тирас, от Тираса родился Торгом, от Торгома родился Гайк, от Гайка родился Арменак, и т. д. "Этот Гайк, сын Торгома, сына Тираса сына Гамера, сына Яфета, является предком армян"1 .

Мы думаем, что преподаватели и студенты нашего Советского союза нуждаются в подлинно научной истории древнего Востока, основанной на проверенных документах и на результатах новейших исследований, а не на древних легендах.


1 Ту же генеалогию восприняла и грузинская национальная легенда; см. проф. Г. Л. Меликсетбег "Грузинские источники об Армении и армянах". Т. I, стр. 143 (на армянском языке).

стр. 179

Ленин говорит: "Наша программа вся построена на научном и, притом, именно материалистическом мировоззрении. Разъяснение нашей программы необходимо включает поэтому и разъяснение истинных исторических и экономических корней религиозного тумана"1 .

Во втором томе рецензируемого издания, на страницах 67 - 74, у Тураева говорится о "пророческом движении". Это место его работы является чисто "поповской" проповедью, и перепечатывать его в советском издании без всяких оговорок недопустимо. По Тураеву, пророки действительно предсказывают будущее, предсказания эти делаются по приказу Егозы; Наум пророчествует гибель Ниневии, и это исполняется... Автор пишет: "Первым провозвестником ее (катастрофы. - А. Х. ) был пророк Наум... Прекрасным поэтическим языком, образно и рельефно... уверенно говорит еврейский пророк о неминуемой гибели "притеснительницы", расхищении ее богатства и совершенном уничтожении самого имени ее... Еврейский поэт ясно видел потерю жизнеспособности Ассирии, и надвигавшиеся орды арийцев делали ее падение только вопросом времени" (т. II, стр. 81). Раздел, посвященный истории евреев (стр. 276 - 282), начинается так: "В интересующую нас эпоху иудейство выполнило свою мировую миссию: "из Сиона вышел закон" для всего человечества". Кончается он хвалебной характеристикой богослужебных песнопений: "Редко человечество производило что-либо более совершенное, и редкая книга имела в его истерии больше значения и большее распространение. Сотни поколений всех времен и народов до сих пор видят в ней неисчерпаемый источник наслаждений, умиления, утешения, поучения..." А мы можем продолжить: едва ли читающий эти строки будет иметь хотя бы некоторую потребность в ознакомлении с такой "жемчужиной" мировой литературы и в перечувствовании всех тех духовных наслаждений, которые обещает автор.

Мы думаем, что нужно уберечь нашу молодежь от преподнесения ей подобного идеализма и поповщины.

В передовой, посвященной антирелигиозной пропаганде, "Правда" от 7 мая 1937 г. писала: "Задача овладения большевизмом, поставленная товарищем Сталиным, требует ликвидации оппортунистического благодушия в вопросах антирелигиозной пропаганды. Для успешного выполнения этой задачи необходима борьба с религиозными предрассудками, распространение подлинно научного материалистического атеистического мировоззрения среди самых широких слоев населения". Редакторы нового издания книги Тураева игнорируют эти установки партии и советской власти.

Оставим теперь отдельные "пророческие предвидения" и восхваления песнопений и посмотрим, как оценивает Тураев Библию в качестве исторического источника.

В первом томе, на стр. 7, он пишет: "Единственным туземным источником, обнимающим весь древний Восток на всем его хронологическом протяжении, можно назвать Библию. Как исторический источник Библия представляет высокую ценность... Однако даже специально исторические книги Ветхого завета не могут быть названы таковыми с нашей точки зрения: это скорее назидательные писания, имевшие целью на примерах истории воспитывать народ в духе религии... Для нашей цели Ветхий завет будет рассматриваться как исторический источник".

Эта оценка Библии как исторического источника не соответствует ни историческим данным, ни результатам археологических изысканий. Речь идет, конечно, не о литературной ценности Ветхого завета; как литературное произведение он занимает выдающееся место среди соответствующих памятников древнего Востока; речь идет о том, насколько надежей Ветхий завет в качестве исторического источника и действительно ли он является настолько древним и всеобъемлющим, как это пытается доказать Тураева.

Ветхий завет является прежде всего историей еврейского народа. Как сказания о древнейшей истории других народов он представляет собой собрание


1 Ленин "Социализм и религия". Соч. Т. VIII, стр. 421.

стр. 180

легендарных преданий и чудес, в котором весьма трудно найти действительно имевшие место события.

Сведения, содержащиеся в нем о других народах, лишены всякого исторического основания.

Книги Ветхого завета не имеют и той древности, которая приписывается им, Их редакция произведена в VI-V вв. до нашей эры, следовательно, почти в современный греческому историку Геродоту период. Востоковедение уже дало свою оценку Ветхого завета. Хорошо известный Тураеву немецкий историк Герман Шнейдер (см. т. I, стр. 37) говорит: "История Ветхого завета не является "историей" в научном смысле, а попросту воображаемым сочинением в угоду всесильного еврейского бога. Мы не имеем здесь фактических документов, как и научных исследований источников, а лишь мифы и романы, составленные в VI-V вв. до нашей эры как доказательство реального характера могущества методов и законов Еговы, которые (законы) также являются делом VI и V веков. Эта религиозная проповедь - величайшая апологизация. Все то, что не согласуется с этой священной целью - "единением царства бога", - уничтожено или видоизменено, а многое введено на службу той же цели. Так как редакторы Библии любили свою родину и так как редакторская работа была выше их сил, они оставили следы благочестивого обмана. До сих пор можно видеть, что пять книг Моисея, по существу, являются законом Иосии (622 г. до кашей эры), что одна из статуй Еговы стояла еще в храме (597 - 596 гг. до нашей эры), что ковчег никогда не существовал, что Моисей является мифическим лицом подобно Иову... Историки должны с величайшей осторожностью пользоваться Ветхим заветом в качестве исторического источника. Никогда не существовало ни "сыновей Израиля", ни примитивного божества, ни Моисея, ни прохода через Красное море, ни законодательства на горе Синай. "Яху" (Яхве = Егова) обозначает "змея", которому поклонялись в храме. Давид плясал перед этим, изваянием - змеем, а не перед ковчегом!"1 .

Вот правильная, историческая оценка Библии. В книге же Тураева Библия преподносится нашему студенту, без всяких оговорок со стороны редакторов, как первоисточник для истории древнего Востока.

Мы не ставили себе целью, как уже было указано, написать исчерпывающую рецензию о книге Тураева. Мы хотели лишь показать, как поверхностно и неудовлетворительно выполнили редакторы книги взятую ими на себя задачу - удовлетворить потребности студентов и преподавателей наших вузов в деле изучения истории Древнего Востока.


1 "The History of the World Civilization". Vol. I, p. 226, 1931.

Orphus

© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

http://libmonster.ru/m/articles/view/ТУРАЕВ-Б-А-ИСТОРИЯ-ДРЕВНЕГО-ВОСТОКА-Т-I-и-II

Похожие публикации: LRussia LWorld Y G


Публикатор:

Lidia BasmanovaКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: http://libmonster.ru/Basmanova

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

А. ХАЧАТРЯН, ТУРАЕВ, Б. А. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА. Т. I и II // Москва: Русский Либмонстр (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 22.08.2015. URL: http://libmonster.ru/m/articles/view/ТУРАЕВ-Б-А-ИСТОРИЯ-ДРЕВНЕГО-ВОСТОКА-Т-I-и-II (дата обращения: 21.09.2017).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - А. ХАЧАТРЯН:

А. ХАЧАТРЯН → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Свежие статьиLIVE
Публикатор
Lidia Basmanova
Vladivostok, Россия
670 просмотров рейтинг
22.08.2015 (761 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)

Ключевые слова
Похожие статьи
СОЮЗ ПОЛЬШИ И СОВЕТСКОГО СОЮЗА
Каталог: Право Политология 
5 часов(а) назад · от Россия Онлайн
РЕАЛЬНЫЙ д'АРТАНЬЯН
Каталог: Лайфстайл История 
5 часов(а) назад · от Россия Онлайн
Америка как она есть. ПО СТОПАМ "БРАТЦА БИЛЛИ"
Каталог: Журналистика 
2 дней(я) назад · от Россия Онлайн
Маркировка с повинной. Производителям генетически-модифицированных продуктов предлагают покаяться
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ПРОСРОЧЕННЫЕ ПРОДУКТЫ, ФАЛЬСИФИКАЦИЯ И СОМНИТЕЛЬНАЯ МАРКИРОВКА
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Россия Онлайн
Молодёжь, не ходите в секту релятивизма. Думайте сами. И помните, там, где появляется наблюдатель со своими часами, там заканчивается наука, остаётся только вера в наблюдателя. В науке наблюдателем является сам исследователь. Шутовству релятивизма необходимо положить конец!
Каталог: Философия 
6 дней(я) назад · от Геннадий Твердохлебов
Российский закон о защите чувств верующих и ...богов - закон “с душком”, которому 2,5 тысячи лет
21 дней(я) назад · от Аркадий Гуртовцев
Предисловие, написанное спустя 35 лет Я писал эту статью, когда мне было 35, и меня, ничего не соображающего в физике, но обладающего логическим мышлением, возмущали те алогизмы и парадоксы, которые вытекали из логики теории относительности Эйнштейна. Но это была критика на уровне эмоций. Сейчас, когда я стал чуть-чуть соображать в физике, и когда я открыл закон разности гравитационных потенциалов, и на его основе построил пятимерную систему отсчета, сейчас появилась возможность на уровне физических законов доказать ошибочность теории относительности Эйнштейна.
Каталог: Физика 
25 дней(я) назад · от Геннадий Твердохлебов
Ветров Петр Тихонович учил нас Справедливости, Честности, Благоразумию, Любви к родным, близким, своему русскому народу и Родине! Об отце вспоминаю, с чувством большой Гордости, Любви и Благодарности! За то, что он сделал из меня нормального человека, достойного своих прародителей и нашедшего праведный путь в своей жизни!
Каталог: История 
25 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров
Статья посвящена исследованию названия города Переяславля как производного от княжеского (великокняжеского?) имени Переяслав и впервые научно ставится вопрос о наличии в истории Руси неизвестного науке монарха - Переяслава.
29 дней(я) назад · от Владислав Кондратьев

ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА
Либмонстр - это бесплатный инструмент для сохранения авторского наследия. Создавайте свои коллекции статей, книг, файлов, мультимедии и делитесь ссылкой с коллегами и друзьями. Храните своё наследие в одном месте - на Либмонстре. Это практично и удобно.

Либмонстр ретранслирует сохраненные коллекции на весь мир (открыть карту): в ведущие репозитории многих стран мира, социальные сети и поисковые системы. И помните: это бесплатно. Так было, так есть и так будет всегда.


Нажмите сюда, чтобы создать свою личную коллекцию
ТУРАЕВ, Б. А. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА. Т. I и II
 

Форум техподдержки · Главред
Следите за новинками:

О проекте · Новости · Отзывы · Контакты · Реклама · Помочь Либмонстру

Русский Либмонстр ® Все права защищены.
2014-2017, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)


LIBMONSTER - INTERNATIONAL LIBRARY NETWORK