Либмонстр - всемирная библиотека, репозиторий авторского наследия и архив

Зарегистрируйтесь и создавайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Это удобно и бесплатно. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора. Делитесь с миром Вашими работами!

Libmonster ID: RU-7370
Автор(ы) публикации: О. СТАРОСЕЛЬСКАЯ

поделитесь публикацией с друзьями и коллегами

Перевод И. А. Шапиро. М. Соцэкгиз. 1937. 192 стр.

Тюрго - крупнейший представитель французского "Просвещения", этого преддверия великой буржуазной революции. Характеристика его как "одного из первых экономистов XVIII в."2 ,"учителя Адама Смита"3 и "одного из вождей физиократической школы", а также оценка его практической государственно-реформаторской деятельности4 в основном даны Марксом и Энгельсом. Но всестороннего марксистского анализа произведений Тюрго, марксистской оценки их мы до сих пор не имеем. В широких массах наших читателей его имя почти неизвестно. Поэтому можно приветствовать издание в русском переводе хотя бы избранных его произведений.

Рецензируемый сборник ограничивается шестью работами Тюрго, которые отнесены к "философским", хотя они характеризуют Тюрго и как историка, и как социолога, и как лингвиста.

Тюрго не является по своим философским взглядам оригинальным мыслителем; он непоследовательный представитель основного направления французской философии XVIII в. - материализма. Его гносеология, несомненно, эклектична. Наряду с очень любопытной критикой идеализма Беркли с позиций эмпирической науки XVIII в., наряду с признанием локковского сенсуализма и даже собственными поправками Тюрго к учению Кондильяка (стр. 166), четким признанием реальности объективного мира (стр. 185 и др.) мы находим у него признание необходимости "метафизической гипотезы существования бога" (стр. 185 - 186).

Гораздо более интересны исторические взгляды Тюрго, изложенные им в речи в Сорбонне 11 декабря 1750 г. и в "Рассуждении о всеобщей истории". Последнее представляет собой план большой незаконченной историко-философской работы, распадающейся на две части: "Образование правительств и смешение народов" и "Прогресс человеческого разума". Несмотря на то что, по замыслу автора, эта работа представляет собой не "углубленную" "историю человеческого рода", а лишь "очерк великого труда" - "Всемирной истории" (стр. 78), она заслуживает внимания как один из первых опытов построения политической и культурной истории во всемирном масштабе. До сих пор эта работа была мало известна.

Если Тюрго и не разделался полностью с идеализмом в трактовке общественных явлений, а также с деизмом, тем не менее концепция "Всемирной истории" Тюрго отличается рядом моментов, которые позволяют сближать его, с одной стороны, с Гельвецием, а с другой - с Барнавом; позволяют считать его несомненным предшественником теории прогресса Кондорсе. Для нас особенно важно отметить в его рассуждениях отдельные, еще разрозненные черты материалистического понимания истории, хотя эти черты и пе-


2 Энгельс в письме к Бернштейну от 12 марта 1881 г. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. XXVII, стр. 119.

3 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. IV, стр. 524.

4 "Тюрго пытался провести те мероприятия, которые впоследствии осуществила французская революция", - писал Маркс. (К. Маркс "Теория прибавочной стоимости". Т. I, стр. 45. 1936).

стр. 121

реплетены у него с идеалистической концепцией прогресса.

Влияние географической среды, смена "охотничье - пастушеского, земледельческого и торгового состояния" под влиянием роста населения, роль собственности и ее различных форм в образовании государства, "разделение профессий", антагонизм классов, революции - вот элементы, которые он выделяет и подчеркивает в своей "Всемирной истории".

Подобно многим из "просветителей" Тюрго под влиянием успехов естествознания переносит и на историю идеи причинной обусловленности исторического процесса. "Все эпохи сплетены цепью причин и следствий, связывающих данное состояние мира со всеми предшествовавшими состояниями" (стр. 51). Это - "последовательное движение людей", в котором вся масса человеческого рода "шествует медленными шагами ко все большему совершенству" "в процессе опустошительных переворотов", "кровавых революций". "Революциям" Тюрго вообще уделяет значительное место в своей "Всемирной истории", придавая этому слову то значение переворотов государственных, социальных, то значение столкновений и войн между народами. Вместе с тем история является процессом "беспрерывного прогресса человеческого разума". "Революции" не только не прерывают этой преемственной связи в истории культуры - Тюрго уподобляет их пожарам, которые не уничтожают самого леса, а лишь его убранство, - но бывают даже благодетельные: благодаря им "деспотизм и свобода сами научаются умерять себя и регулировать свою волю" (стр. 87). Даже на средневековье Тюрго не смотрит глазами большинства своих современников-историков (например Вольтера) и преемников (Кондорсе) как на перерыв этой культурной цепи; он подчеркивает, что несмотря на "полный застой в торговле", "разнузданность дворянства", "губящего богатство и досуг в праздности", "из недр средневекового варварства некогда выйдут науки и усовершенствованные искусства", "изолированные нации сблизятся, торговля и политика соединят, наконец, все части земного шара" (стр. 51 - 52).

Особого внимания заслуживает то, что Тюрго базирует свою "Всемирную историю" не только на "географии и хронологии, измеряющих расстояния времен и мест" (стр. 78), но и на изучении синхронных сосуществующих этапов развития различных обществ. "Общий взгляд, брошенный на земной шар, открывает нам еще теперь всю историю человеческого рода, показывая нам следы всех его шагов и памятники всех ступеней, через которые он прошел, начиная от варварства, существующего еще и теперь среди американских народов, до просвещения наиболее цивилизованных народов Европы" (стр. 108).

Не меньший интерес представляет собственно историко-культурная часть "Всемирной истории" Тюрго и, в частности, раздел истории науки, что не удивительно, если принять во внимание живые связи его с крупнейшими учеными его времени, с Лавуазье, Кондорсе, не говоря уже об энциклопедистах. С другой стороны, во второй половине XVIII в. науки "физические" и "математические" и "необъятная наука - химия" (стр. 40, 68, 118), по классификации Тюрго, превратились в реальную силу, овладение которой наряду с капиталом открывало перед буржуазией блестящие перспективы. Одно из основных положений Тюрго заключается в том, что "умозрительные науки" (теоретические) развиваются в теснейшей зависимости от техники, от "практических знаний". Такие искусства, как архитектура, в частности готика, "могли быть только результатом многочисленных опытов, - говорит он, - ибо математические науки были тогда в состоянии младенчества и давления сводов и кровель не могли быть с точностью вычислены". "Нужно было, чтобы эти искусства разрабатывались и совершенствовались, дабы истинная физика и высшая философия могли зарождаться". "Без изобретения зрительных труб никогда невозможно было бы вычислить орбиты движений планет. Точно так же, как без изобретения всасывающих насосов нельзя было бы никогда открыть вес воздуха" (стр. 140).

Изобретению книгопечатания Тюрго придает громадное значение в истории культуры потому, что "раньше множество удивительных практических сведений, переходивших, по традиции, от одного работника к другому, не возбуждало любопытства философов. Когда же книгопечатание облегчило сообщение знаний, начали их описывать в интересах работников-практиков. Благодаря этому ученые узнали тысячи остроумных, но неизвестных им дотоле приемов, и для них открылся неисчерпаемый источник новых понятий, полных интереса для физики, где все возбуждало их любознательность" (стр. 141).

Тюрго четко проводил мысль о развитии науки и искусства под влиянием роста материальных потребностей и политической свободы: "Турки не имели никакой промышленности и знали только насилие", "поэтому мы у них не встречаем никаких искусств, исключая самых необходимых". "Потребность совершенствует орудие" (стр. 56). "Необходимость измерять поля... породила элементарные

стр. 122

математические знания" (стр. 116). Но вместе с тем наука развивается и благодаря "счастливому случаю, который, однако, представляется только тому, кто эти предметы часто имеет перед своими глазами и знает их".

Высказывания Тюрго о "взаимной связи" наук, о влиянии степени развитая одних на развитие других, о роли наблюдения, опыта, конкретного факта, с одной стороны, построения рабочих гипотез - с другой, говорят, на какой высоте стояло научное исследование уже в середине XVIII в. и насколько сам Тюрго стоял на уровне достижений своего века. "Гипотезы не вредны, - говорит он, - все ложные гипотезы сами разрушаются. Мнимосистематические классификации скорее останавливали движение естественной истории, представляя ее, как ставшей полной, между тем как она таковой никогда не может быть". "Первый шаг - это найти систему; второй - ее отбросить" (стр. 122 - 123).

В рецензии нет возможности отметить все значительное и ценное, что содержит этот ранний эскиз "Всемирной истории" и прогресса человеческого разума, но мы считали необходимым сделать кое-какие дополнения к той слишком уже сжатой характеристике идеологического и политического облика Тюрго, который издательство нашло возможным предпослать рецензируемому сборнику. В частности, не мешало бы коснуться вопроса о том, какое место занимает Тюрго в ряду буржуазных идеологов прогресса. В этом отношении, пожалуй, бесспорна позиция историка этой идеи Дельвайя (Delvail le "Histoire de l'idee du progres". 1910), который первый обратил внимание на то, что история недостаточно оценила Тюрго как историка и философа; он считает Тюрго предшественником не только Кондор се, но и Конта. У Тюрго мы находим, между прочим, и предвосхищение контовской формулы трех стадий.

В заключение несколько слов о характере издания переводов Тюрго. Оно далеко от желательной высоты: вводная статья, как уже сказано, слишком лаконична, примечания отсутствуют, за исключением двух-трех, и то скорее повторяющих содержащееся в тексте.

В приложении дан указатель имен, что имеет смысл "лишь для изданий очень объемистых или изданий справочного характера, чем отнюдь не является настоящий сборник. Не указано, с какого издания сделаны переводы и все ли они выполнены заново. Перевод в общем неплохой, но термин "arts" передан всегда как "искусство", тогда как иногда и чаще он означает "ремесло", "техника".

 

Orphus

© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

http://libmonster.ru/m/articles/view/ТЮРГО-А-Р-ИЗБРАННЫЕ-ФИЛОСОФСКИЕ-ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Похожие публикации: LRussia LWorld Y G


Публикатор:

Lidia BasmanovaКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: http://libmonster.ru/Basmanova

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

О. СТАРОСЕЛЬСКАЯ, ТЮРГО А. Р. ИЗБРАННЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ // Москва: Русский Либмонстр (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 22.08.2015. URL: http://libmonster.ru/m/articles/view/ТЮРГО-А-Р-ИЗБРАННЫЕ-ФИЛОСОФСКИЕ-ПРОИЗВЕДЕНИЯ (дата обращения: 21.09.2017).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - О. СТАРОСЕЛЬСКАЯ:

О. СТАРОСЕЛЬСКАЯ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Свежие статьиLIVE
Публикатор
Lidia Basmanova
Vladivostok, Россия
563 просмотров рейтинг
22.08.2015 (761 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)

Ключевые слова
Похожие статьи
СОЮЗ ПОЛЬШИ И СОВЕТСКОГО СОЮЗА
Каталог: Право Политология 
11 часов(а) назад · от Россия Онлайн
РЕАЛЬНЫЙ д'АРТАНЬЯН
Каталог: Лайфстайл История 
11 часов(а) назад · от Россия Онлайн
Америка как она есть. ПО СТОПАМ "БРАТЦА БИЛЛИ"
Каталог: Журналистика 
2 дней(я) назад · от Россия Онлайн
Маркировка с повинной. Производителям генетически-модифицированных продуктов предлагают покаяться
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ПРОСРОЧЕННЫЕ ПРОДУКТЫ, ФАЛЬСИФИКАЦИЯ И СОМНИТЕЛЬНАЯ МАРКИРОВКА
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Россия Онлайн
Молодёжь, не ходите в секту релятивизма. Думайте сами. И помните, там, где появляется наблюдатель со своими часами, там заканчивается наука, остаётся только вера в наблюдателя. В науке наблюдателем является сам исследователь. Шутовству релятивизма необходимо положить конец!
Каталог: Философия 
6 дней(я) назад · от Геннадий Твердохлебов
Российский закон о защите чувств верующих и ...богов - закон “с душком”, которому 2,5 тысячи лет
22 дней(я) назад · от Аркадий Гуртовцев
Предисловие, написанное спустя 35 лет Я писал эту статью, когда мне было 35, и меня, ничего не соображающего в физике, но обладающего логическим мышлением, возмущали те алогизмы и парадоксы, которые вытекали из логики теории относительности Эйнштейна. Но это была критика на уровне эмоций. Сейчас, когда я стал чуть-чуть соображать в физике, и когда я открыл закон разности гравитационных потенциалов, и на его основе построил пятимерную систему отсчета, сейчас появилась возможность на уровне физических законов доказать ошибочность теории относительности Эйнштейна.
Каталог: Физика 
25 дней(я) назад · от Геннадий Твердохлебов
Ветров Петр Тихонович учил нас Справедливости, Честности, Благоразумию, Любви к родным, близким, своему русскому народу и Родине! Об отце вспоминаю, с чувством большой Гордости, Любви и Благодарности! За то, что он сделал из меня нормального человека, достойного своих прародителей и нашедшего праведный путь в своей жизни!
Каталог: История 
25 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров
Статья посвящена исследованию названия города Переяславля как производного от княжеского (великокняжеского?) имени Переяслав и впервые научно ставится вопрос о наличии в истории Руси неизвестного науке монарха - Переяслава.
30 дней(я) назад · от Владислав Кондратьев

ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА
Либмонстр - это бесплатный инструмент для сохранения авторского наследия. Создавайте свои коллекции статей, книг, файлов, мультимедии и делитесь ссылкой с коллегами и друзьями. Храните своё наследие в одном месте - на Либмонстре. Это практично и удобно.

Либмонстр ретранслирует сохраненные коллекции на весь мир (открыть карту): в ведущие репозитории многих стран мира, социальные сети и поисковые системы. И помните: это бесплатно. Так было, так есть и так будет всегда.


Нажмите сюда, чтобы создать свою личную коллекцию
ТЮРГО А. Р. ИЗБРАННЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
 

Форум техподдержки · Главред
Следите за новинками:

О проекте · Новости · Отзывы · Контакты · Реклама · Помочь Либмонстру

Русский Либмонстр ® Все права защищены.
2014-2017, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)


LIBMONSTER - INTERNATIONAL LIBRARY NETWORK