Либмонстр - всемирная библиотека, репозиторий авторского наследия и архив

Зарегистрируйтесь и создавайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Это удобно и бесплатно. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора. Делитесь с миром Вашими работами!

Libmonster ID: RU-14313
Автор(ы) публикации: О. Э. ТУГАНОВА

поделитесь публикацией с друзьями и коллегами

Восемнадцатый век - век формирования американской нации. В этом процессе культура играла очень большую роль. Она, как и политические битвы (хотя и более опосредованно), отражала реальные социально-классовые отношения и противоречия. В этот период главная тенденция развития американского общества была восходящей, прогрессивной - от колониальных поселений и владычества метрополии, от жесткой религиозной нетерпимости в северо- восточных поселениях, от феодального произвола на Юге к освобождению, к торжеству молодой буржуазии и республики, к идеям просветительства, к освоению огромных девственных просторов. Но никогда эта главная тенденция не могла заслонить собой иные процессы: истребление индейцев, эксплуатацию негров-рабов, раннее развитие политического боссизма и политической коррупции; затхлость обывательского уклада жизни в "медвежьих углах"; постоянное настороженное отношение к свежей мысли; постепенное возведение "успеха" и "материального благополучия" в ранг символов "подлинного американизма"; уродства городского быта, городскую нищету, обострение социальных противоречий; горькие разочарования прибывавших в Америку переселенцев. Эти процессы бурно развились на протяжении всего лишь столетия, тогда как в Европе на это ушли века. Все это отразилось и отложилось в укладе жизни, самосознании, политической мысли, художественной культуре американского народа.

Общественная мысль обнажала, конечно, социальный разрез общества и несла социальный протест. В этом последнем плане она в рамках буржуазного мышления могла в тот период прибегать лишь к политической сатире и утопизму в различных его формах. Художественная культура также не отваживалась на большее, но она давала более подробное и образное отображение действительности, резче обнажала анатомию общественных отношений. Она вмещала в себя героику и жестокость, трезвое мышление, практицизм и утопию, юмор и сатиру, патологическую интроспекцию (наблюдение за собственными внутренними психическими явлениями), сентиментальность и мотив насилия, что свидетельствовало о сложности й противоречивости общественных отношений в американском обществе уже в XVIII веке. Тем самым художественная культура в образной форме представляла социально-классовые противоречия эпохи.

История культуры имеет важнейшее значение не только сама по себе, но и для осмысления общеисторического процесса. Без ее внимательного изучения корни и истоки многих общественных движений, многие черты национальной психологии американцев могут остаться непонятыми, нераскрытыми. Настоящая статья - попытка осветить такой важный аспект американской истории, каким является складывание американской культуры, американского общественного сознания. Мы не ставили целью исследовать американскую культуру XVIII в. во

стр. 58


всех ее компонентах - сделать это в рамках одной статьи не представляется возможным. Предметом нашего анализа является в первую очередь изучение национальных истоков американской культуры, ее распространения по всей территории современных США, особенностей развития образования и просветительства, складывания характерных черт художественной культуры (литературы, музыки, изобразительного искусства, театра и т. д.). В освещении данных проблем мы основывались главным образом на американских источниках.

В советской литературе довольно подробно прослежено развитие в США образования, а также отдельных видов художественной культуры: литературы, театра, кино, музыки и т. д. Однако комплексное исследование американской культуры фактически еще не проводилось; соответствующие работы имеют более литературоведческий, театроведческий, музыковедческий и т. д. характер, чем историко-культурологический, когда выявляются общие закономерности развития культуры. Рассматривались главным образом этнические аспекты американской культуры XVIII в., а также процессы, происходившие в сфере общественной мысли. Для изучения культуры США XVIII в. большое значение имеют: исследование развития американского капитализма, которое осуществил А. В. Ефимов, анализ основных проблем истории США в американской историографии, работы по истории литературы, изобразительного искусства 1 . Очень важны труды американских историков-марксистов У. Фостера и Г. Аптекера2 , работа В. Л. Паррингтона об основных течениях американской мысли и по истории американской литературы3 , а также сборник высказываний американских писателей о литературе4 . В последнее время в США предпринята попытка осветить художественную культуру XVIII в. (а также последующих веков) на основе подлинных ее образцов и документов. Для их сбора созданы "центры по изучению популярной культуры", в некоторых американских университетах введена самостоятельная историческая дисциплина - "популярная культура", выпускаются научные труды, выходят периодические издания5 .

Исследование "популярной культуры", проводимое интенсивно в настоящее время, является как бы вторым раундом изучения американскими историками истоков художественной культуры США. Собственно народная культура уже много раньше привлекала их внимание. В этой области имеются свои традиции. Как правило, интерес к народной культуре, в частности к фольклору, усиливался в моменты крупных общественно-демократических движений. 30-е, а затем 60-е годы XX в. были в этом отношении весьма плодотворны. "Популярная культура" стоит довольно близко к культуре народной. Разница между ними в том, что последняя безымянна - творцы ее по большей части неизвестны, она не отделена от повседневной народной жизни, не выделена в специальное занятие, ремесло, не имеет коммерческого характера. "Популярная культура", напротив, - коммерческая, общераспростра-


1 А. В. Ефимов. США. Пути развития капитализма (доимпериалистическая эпоха). М. 1969; "Основные проблемы истории США в американской историографии от колониального периода до гражданской войны 1861 - 1865". М. 1971; "История американской литературы". Т. I. M. 1947; А. Д. Чегодаев. Искусство Соединенных Штатов Америки. 1675 - 1975. М. 1976.

2 У. З. Фостер. Очерк политической истории Америки. М. 1955; Г. Аптек ер. История американского народа. Колониальная эра. М. 1961.

3 В. Л. Паррингтон. Основные течения американской мысли. Американская литература со времени ее возникновения до 1920 г. Т. I. Система взглядов колониального периода (1620 - 1800). М. 1962.

4 "Писатели США о литературе". М. 1974.

5 См., например, R. B. Nуе. The Unembarrassed Muse: The Popular Arts in America. N. Y. 1974; ejusd. New Dimensions in Popular Culture. Bowling Green. 1972; журналы "Popular Culture Methods"; "Journal of Popular Culture".

стр. 59


ненная и общедоступная, несущая в значительной мере популяризаторские функции. (Ее не следует смешивать ни с вульгаризаторской "массовой культурой", ни с "поп-артом", являющимся одним из течений авангардистского модернизма второй половины XX века).

Само собой разумеется, что большое значение для изучения культуры XVIII в. имеют дневники и другие свидетельства, оставленные современниками6 , специальные монографии, посвященные литературе и театру, музыке, изобразительному искусству, негритянской культуре, юмору, пасторальному идеалу в художественном творчестве, первые исследования по культурной географии - этой новой отрасли, только что народившейся в США (некоторые работы упоминаются в дальнейшем изложении). Из трудов общего характера назовем книги Т. Узртенбейкера, К. Рурк7 .

Американские буржуазные историки культуры, как правило, не игнорируют общественные отношения, движения общественной мысли, социальные противоречия. Но они избегают социально-классового анализа, на первый план почти всегда выдвигается национальная психология или даже психопатология, особенно когда речь идет о таких явлениях, как истребление индейцев, эксплуатация рабов, жестокость во взаимоотношениях людей, гонения на свежую мысль.

Помимо различий в общей установке, в американской литературе идет дискуссия по некоторым принципиальным вопросам, относящимся к характеристике культуры XVIII в., например, о направлении распространения культурных потоков, о влиянии культуры индейцев, о том, что лежит в основе выделения культурных регионов. Спор о характере распространения культурных потоков идет в США давно. "Тезис Тернера", выдвинутый в 1893 г. и нашедший многих приверженцев, гласит, что смысл истории Америки и ее институтов может быть понят лишь в свете своеобразных социальных, экономических и психологических условий, порожденных постоянным передвижением "границы"8 . Американский культур-географ У. Зелинский, оспаривая этот тезис, пишет: "Все, что мы знаем о культурном процессе, указывает на то, что инновации имеют тенденцию распространяться вовне, отправляясь от узловых пунктов социального и культурного взаимодействия, обычно из тех внутренних областей, где сконцентрированы власть, богатство и талант. Лишь в редких случаях новые идеи или изображения движутся в обратном направлении - от периферии к центру"9 . По- видимому, истина лежит где-то посередине. Конкретное рассмотрение истории американской культуры показывает, что роль первых культурных очагов (Новая Англия, Виргиния), безусловно, была очень велика. Именно здесь концентрировалось и отсюда распространялось европейское влияние. Однако национальная культура формировалась и у границы заселения, на


6 В книгах Паррингтона и Аптекера даются выдержки из таких дневников. См. также Н. Crevecoeur. Letters from an American Farmer. N. Y. 1904; А. И. Уткин. Американская историография колониального периода. "Основные проблемы истории США в американской историографии...".

7 С. Rourke. The Roots of American Culture and other Essays. N. Y. 1942; Th. J. Wertenbaker. The Old South. N. Y. 1942; ej usd. The Golden Age of Colonial Culture. N. Y. 1949.

8 "The Turner Thesis. Problems of American Civilization". Ed. by G. R. Taylor. Vol. 3. Lexington. 1956; F. J. Turner. Frontier and Section: Selected Essays. Englewood Cliffs. N. Y. 1961; "Turner and the Sociology of the Frontier". Ed. by R. Hofstadter and S. M. Lipset. N. Y. 1968. См. также: А. В. Ефимов. "Свободные земли" Америки и историческая концепция Ф. Д. Тернера. "Из истории общественных движений и международных отношений". М. 1957; Н. Н. Болховитинов. О роли "подвижной границы" в истории США. "Вопросы истории", 1962, N 9; М. В. Демиховский. О "подвижной границе" и государственных землях США. "Основные проблемы истории США в американской историографии...".

9 W. Zelinsky. The Cultural Geography of the United States. Englewood Cliffs. 1973, p. 34; M. В. Демиховски и. Указ. соч.

стр. 60


периферии, и, быть может, первые, наиболее сильные и органичные импульсы складывания национальных черт американской культуры пришли именно отсюда. Происходило взаимодействие двух потоков: от центра к периферии и от периферии к центру.

Европейское влияние было преимущественно английским, поскольку именно Великобритании принадлежала власть над подавляющей частью американских колоний. Кроме того, давало себя знать французское, немецкое, голландское, испанское культурное воздействие. Впоследствии французское влияние в концентрированном виде сохранилось во французской Луизиане; немецкое - в Пенсильвании, в южных и центральных областях Техаса; испанское в смешении с влиянием культуры местного мексиканского населения - на юго-западе (Нью- Мексико, южный и юго-западный Техас, часть Аризоны и Колорадо) с его специфической скотоводческой системой хозяйства и сопутствовавшим ей "ковбойским комплексом"10 .

Американская национальная культура ощущала также индейское и негритянское влияние. Относительно воздействия культуры индейцев также существуют разные точки зрения. Зелинский считает, что оно было сравнительно невелико11 . Исследователь истории американской "популярной культуры" Рай Б. Най, не давая общей оценки, замечает, что колонисты пользовались лечебными травами индейцев, перенимали их способы охоты, заимствовали индейские легенды, кое-какие рецепты их кухни 12 . В "Истории американской литературы" говорится, что в области материальной культуры поселенцы восприняли у индейских племен ряд навыков в земледелии, в охоте. Мифология индейцев оказала свое влияние на американский фольклор. Слова из индейских языков вошли в язык колонистов вместе с заимствованными у индейцев новыми предметами и понятиями; они остались в нем как многочисленные географические названия. Индейская тема стала одной из классических национальных тем американской литературы 13 . Аптекер пишет, что с раннего периода "на самый процесс колонизации и содержание ее истории весьма значительное влияние оказывали наличие и деятельность населения африканского и индейского происхождения" 14 .

Более определенно американские исследователи говорят о воздействии культуры африканцев, которое сильнее всего сказывалось на Юге. Рабов стали ввозить в значительных масштабах начиная с 1619 г.; во второй половине XVIII в. они составляли пятую часть населения североамериканских колоний. В некоторых районах Юга их численность превышала численность белых. В народной негритянской культуре звучали горестные мотивы и жалобы, но нередко она бывала дерзкой. Горе африканских рабов выражалось в религиозных песнях - спиричуэле, в рабочих песнях. В дерзких, светских песнях превозносились негры и подвергались насмешкам белые хозяева. Рабы на южных плантациях создали в XVIII в. своеобразную музыкальную форму "минстрел-шоу", в которой также высмеивались белые хозяева. Африканское влияние на американскую культуру было многообразным. Оно определенно выражено в фонетике Юга. Негритянский фольклор органически вошел в американскую художественную литературу. Музыка Америки впитала негритянский мелос15 .


10 См. R. H. Brown. Historical Geography of the United States. N. Y. 1948; R. D. Sale and E. D. Karn. American Expansion; A Book of Maps. Homewood. 1962; W.. Zelinsky. Op. cit.

11 W. Zelinsky. Op. cit.

12 R. B. Nуe. The Unembarrassed Muse, p. 14.

13 "История американской литературы". Т. I, стр. 10.

14 Г. Аптекер. Указ. соч., стр. 22.

15 См. "История американской литературы". Т. 1; М. Herskovits. The Myth of the Negro Past. N. Y. 1941.

стр. 61


Различий между культурными регионами США - как в начале их истории, так и сегодня - несомненны. Эти регионы формировались не только в зависимости от национальных (европейских) и расовых влияний, но прежде всего от особенностей социально-экономической жизни, политического устройства, общественной мысли. Специфика культурных регионов формировалась как результат наложения национального и расового своеобразия на различие в социально-экономических и общественно-политических характеристиках.

Верхушечные слои населения Виргинии и других колоний Юга (Северной и Южной Каролины, Мериленда) в течение XVII и XVIII вв. признавали лишь импортированную европейскую культуру и относились с пренебрежением к пуританской культуре северян. Здесь господствовало иное умонастроение, чем в Новой Англии: "умеренность" и моральный ригоризм не были в почете. Напротив, расточительство считалось хорошим тоном. Образование было поставлено на Юге намного хуже, чем в Новой Англии. Первый на Юге колледж Вильяма и Мэри (в Вильямсбурге) был основан только в 1693 г. - на 57 лет позже Гарвардского университета.

Для Новой Англии характерны были черты общинной жизни, "пуританская закваска". Первые поселенцы в этом районе по большей части были воодушевлены религиозно-нравственными идеалами, полны стремления осуществить их и веры в свои силы - все это давало сильный импульс формированию национальных традиций в культуре. Образовательный и культурный уровень поселенцев Новой Англии для своего времени был весьма высок. В первом поколении пуритан-иммигрантов на каждые 44 семьи был по меньшей мере один человек с университетским образованием (правда, почти исключительно духовным). В Массачусетсе бесплатные общественные школы были открыты уже в 1647 г., тремя годами позже и в Коннектикуте. (Кроме того, имелись платные школы.) В 1636 г. был основан Гарвардский университет. В 1639 г. появились первые альманахи. В 1713 г. в Бостоне начались распродажи книг. Книги разносились и продавались коробейниками, которые проникали вплоть до границ индейских владений в лесах, а также специальными книжными торговцами16 . Новая Англия первой перешла от "импорта" культуры из Европы к созданию национальных культурных традиций, хотя теократия, господствовавшая здесь, и оказывала отрицательное воздействие как на образование, подчиненное контролю церкви, так и на все развитие культуры.

Рассмотрение эволюции культуры Америки в XVII-XVIII вв., несомненно, нуждается в своей периодизации. Имеющийся материал позволяет прийти к выводу, что XVII век и начало XVIII в. (вплоть до середины 20-х годов) протекали под знаком подавляющего влияния европейской культуры. Но уже в XVII в. появились своеобразные американские черты, в первую очередь это коснулось, конечно, народной культуры. Начало развития "популярной культуры" можно отнести примерно к 20 - 30-м годам XVIII в.; к середине века ее национальный характер стал уже отчетливо выраженным. В значительной мере она зиждилась в тот период на ремесленниках и на самоучках- полуремесленниках, что соответствовало социально-экономическому облику Америки того периода - по преимуществу сельскому, ремесленному и полуремесленному. Середина и особенно вторая половина XVIII в. отмечены распространением просветительства, что сильно повлияло на облик культуры, укреплением профессионализма, появлением высоких образцов американской художественной культуры.

Становление народной культуры - основы складывания национальной культуры - шло в первую очередь через развитие различных ре-


16 R. B. Nye. The Unembarrassed Muse, p. 23.

стр. 62


месел. Наряду с этим большую роль играло мастерство изустного рассказа, пропитанного сюжетами и образами уже не только европейского фольклора, но и американской жизни. Ремесла, в том числе и художественные, очень рано достигли своего расцвета. В Бостоне XVII в. мастер, работавший по серебру, столяр, резчик по дереву и даже живописец (но еще не художник в современном смысле этого слова17 ) вполне могли жить своим ремеслом. Люди много перемещались по Америке в XVII и XVIII вв., а вместе с ними распространялись и ремесла. Кочевал также, распространяясь по стране, изустный рассказ. Рассказчик был популярной фигурой в колониях. Занимательные истории записывались, большими коллекциями их располагали священники. В фольклоре отразились и девственная природа, и ее покорение человеком, и войны с индейцами. Невиданные звери и растения, тяготы жизни на огромных незаселенных просторах, приключения - все это создавало во многом уже национальную ткань изустного рассказа, особенно когда речь шла об индейцах., (Здесь наглядно видно, что национальная культура распространялась не только от центра к периферии, но и от периферии, от границы в лесах, к центру.)

Жестокое вытеснение и истребление индейцев изображалось чуть ли не как предопределенная свыше миссия "божьего человека" - белого поселенца в борьбе с "сатанинским началом"18 . В устном рассказе рядом с сатанинским возник и комический образ, принижающий индейца. Большая часть этих рассказов сохранилась надолго, хотя герой в них стал иным: негр занял место индейца19 . Характерной чертой народных легенд и мифов, народного изустного рассказа было буйство фантазии. В американском фольклоре с самого начала сочетались религиозно-нравоучительные и сенсационные героико-приключенческие мотивы. Этот синтез воплощался в идеализации сильного человека, одиночки (в Новой Англии - идеализация добродетельного поселенца, преданного вере, семье, ближним и Новому Свету - "божьей стране", "последней надежде человечества").

Попытка реализовать религиозный, нравственный идеал, социальную утопию воплотилась в создании религиозных и светских колоний, р которых пришельцы из Европы надеялись осуществить свои надежды и мечтания20 . Об этой устремленности свидетельствовал даже выбор географических наименований: в Пенсильвании, например, были города: Иденвиль (город-Эдем), Энтерпрейз (предприимчивость), Фридом (свобода), Фругалити (умеренность), Хармони (гармония), Индепенденс (независимость), Индастри (трудолюбие), Нью-Джерузалем (Новый Иерусалим), Парадайз (рай), Филадельфия (город братской любви), Плэзант Юнити (приятный союз), Прогресс, Просперити (преуспевание), Салем (мир). Однако теократия насаждала нравственно-религиозный фанатизм, перевоплощая утопизм в крайнюю нетерпимость. Кровь и насилие присутствовали не только во взаимоотношениях с индейцами и неграми. Средневековая инквизиторская традиция не обошла и Новый Свет. Изустный рассказ и документ, дневники поселенцев говорят о преследованиях "колдунов и колдуний", а также тех, кто


17 Живописцы-ремесленники выполняли разные работы: красили дома, изготовляли геральдические гербы, расписывали кареты, лафеты пушек, похоронные дроги, вывески. В частности, роспись вывесок была весьма важным ремеслом. И на севере, и на юге вывески часто являли собой, по существу, целые картины. Они всегда отражали дух времени и долго были единственной возможностью знакомства простолюдина с изобразительным искусством (см. V. Barker. American Painting. History and Interpretation. N. Y. 1950).

18 См. главу о теории "явного предначертания" в книге "США: политическая мысль и история". М. 1976.

19 R. B. Nye. The Unembarrassed Muse, pp. 14 - 15.

20 См. M. Hallowау. Heavens on Earth. Utopian Communities in America. 1680 - 1880. N. Y. 1966.

стр. 63


был заподозрен в пренебрежении к вере или в инакомыслии, о зловещих ведовских процессах и страшных расправах21 .

Сопротивлением теократии на Севере и феодальному произволу на Юге был уход на "новые земли", за черту уже сложившихся общин. В общественном сознании это воплощалось в идеализации героя-одиночки, живущего в окружении девственной природы. Народная фантазия как бы создавала для себя обжитые пространства, свободные от прямого давления теократии и аристократии не только вне, но и в недрах уже сложившегося общества. В этом отношении важную роль играл юмор. Размышления Ф. Брет Гарта о юморе в "коротком рассказе" относятся не только к XIX, но и к XVII-XVIII векам. Брет Гарт отмечает, что юмор "стал обычным явлением в кабачках, на сборищах, в сельской лавке и, наконец, на публичных сборищах - в устах ораторов, взбирающихся на первый попавшийся пень. Споры решались, а политические принципы иллюстрировались "забавными историями". Юмор проник даже в военные лагеря и на церковную кафедру. И, наконец, в публичную прессу" 22 . Из юмористического рассказа вырос и образ янки. К. Рурк пересказывает легенды о янки, который предстает в разных обличьях: коробейника и морского офицера, мастерового и бродяги, человека, берущегося за самые разные занятия и всегда в них преуспевающего: Янки сметлив, грубоват и одновременно чувствителен, хитер, ловок, острослов23 . Комический образ янки, по-видимому, отразил то, какими колонисты хотели видеть самих себя, если уж им не удалось стать героями или безупречными "божьими людьми".

Значительную роль наряду с изустным и записанным рассказом в американской народной культуре XVIII в. играла музыка. Своего рода общественным установлением становились распространенные певческие собрания. С ростом богатства поселенцы обзаводились инструментами и начали создавать оркестры. В XVII в. в песенных школах обучались участники как церковных, так и светских хоров. В храмах пели псалмы к гимны. Некоторые из них в дальнейшем превратились в разновидность светской музыки. Большим спросом пользовались сборники церковных гимнов. На мотивы, привезенные из Европы, в том числе псалмов, писались новые слова. На Юге же музыка приобрела несколько иной характер, более развлекательный24 .

Народная американская культура выявила некоторые свои характерные особенности уже к концу XVII века. В начале XVIII в. отпочкование от народной художественной культуры "популярной" было стимулировано увеличением численности населения, возникновением крупных поселений и городов, распространением образования, книгопечатания25 . Емкий рынок для культурной продукции создался и в результате роста среднего сословия, формирования национальной буржуазии26 . В этот период существовало множество форм, как бы переходных от народной культуры к профессионализму. Это, в частности, дневники поселенцев и их повествования о достопримечательных событиях и происшествиях: капитана Дж. Смита, Дж. Гаммонда, первого губернатора Массачусетса Дж. Уинтропа, У. Брэдфорда, судьи из Массачусетса С. Сьюолла, мадам Найт, полковника У. Бэрда.


21 "Narratives of the Witchcraft Cases. 1648 - 1706". Ed. by G. L. Burr. N. Y. 1914.

22 Ф. Брет Гарт. Возникновение "короткого рассказа". "Писатели США о литературе", стр. 98.

23 С. Rourke. American Humor. A Study of the National Character. N. Y. 1931.

24 Ibid., p. 79.

25 R. B. Nye. The Unembarrassed Muse, p. 2.

26 Формирование буржуазии шло в Америке очень быстро. Маркс говорил, что "буржуазные производственные отношения, ввезенные туда (в Новый Свет. - О. 7'.) вместе с их носителями, быстро расцвели на почве, на которой недостаток исторической традиции уравновешивался избытком гумуса" (К- Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 13, стр. 42).

стр. 64


Особую ветвь образуют письменные рассказы о быте и нравах индейцев, размышления об их истории и происхождении, повествования о сражениях с ними, о пребывании белых в плену у индейцев. В книгу "Общая история Виргинии, Новой Англии и Летних островов" капитан Дж. Смит включил романтическую версию своего знакомства с индейцами, нарисовав образ дочери индейского вождя "принцессы" Покахонтас. Этот образ прочно вошел в американскую беллетристику и драматургию. К индейскому "жанру" относится книга Р. Вильямса "Ключ к американскому языку, или пособие к изучению языка туземцев части Америки, именуемой Новой Англией, с краткими замечаниями о нравах, обычаях и верованиях вышеупомянутых туземцев в состоянии мира и войны, жизни и смерти" (1643 г.). В течение колониального периода было опубликовано 500 отчетов о пленении белых индейцами и освобождении их из плена. Так же, как и в изустном народном творчестве, это были истории искушений и победы христианина-мученика. Они были наполнены самыми невероятными приключениями и одновременно отличались сентиментальностью и морализированием27 .

В архитектуре и изобразительном искусстве, как и в литературе, своего рода переходной (от народного фольклора к "популярной культуре") формой было творчество самоучек-ремесленников и творчество любителей. Мы уже говорили о том, что живописец был, по сути дела, живописцем-маляром. Сама же живопись в собственном смысле этого слова сводилась почти исключительно к портрету и была в высшей- степени подражательна, следовала европейским образцам и канонам. Очевидно, что работа полуремесленников в изобразительном искусстве дала некоторое количество ярких "примитивов", в основной же своей массе она была именно ремесленничеством. То же можно сказать и об обильном потоке версификаторской поэзии. Это были в основном религиозно-дидактические поэмы, медитативная (исполненная размышлений) лирика, послания, эпитафии. Чаще всего стихотворное творчество отличалось выспренностью, что соответствовало канонам классицизма. Талант, высокое художественное мастерство не ставились слишком высоко. Главным было поучение, служение вере, устремленность к "спасению души", а также наличие "добрых намерений" и "польза"28 . Высоко ценились достоверность и информативность.

Примерно к середине 1720-х годов наблюдаются большие перемены в жизни колоний: они богатеют, расцветают торговля и судоходство. Усиливается классовая дифференциация: выделяются плантаторы на Юге, землевладельцы в голландских колониях, преуспевающие предприниматели в Новой Англии. Последние захватывают в свои руки контроль над рыболовством, судостроением, заготовкой и продажей леса. Большое влияние во всех прибрежных городах приобретают крупные торговцы. Прогрессу экономики мешала подчиненность иностранной державе, но еще раньше - тяжелое давление теократической власти в Новой Англии. Теократия сковывала также развитие общественной мысли и художественной культуры.


27 Аннотированную библиографию произведений, написанных индейцами и о них, см.: A. L. Stensland. Literature by and about the American Indian. Urbana. 1973. См. также Ю. П. Аверкиева. К истории изучения индейцев в США. "Основные проблемы истории США в американской историографии...".

28 К. Рурк в своей работе о корнях американской культуры цитирует высказывания Б. Франклина, Дж. Вашингтона, Дж. Адамса, смысл которых в том, что ничто не может быть признано хорошим или прекрасным, если не имеет пользы; все хорошо и прекрасно в тай мере, в какой оно полезно. Художественная культура признавалась ими необходимой для зрелого общества, но не нужной в обществе молодом, когда ощущается нужда в искусствах более практического характера. "Я не дал бы и сикспенса за картину Рафаэля или за статую Фидия", - заявил Дж. Адаме. Даже Вашингтон, любивший театр и музыку, высказывал опасения, что страна слишком бедна, чтобы позволить себе такую "роскошь" (см. C. Rourke. The Roots of American Culture, pp. 2 - 7).

стр. 65


Внутренние тормозы развитию национальной культуры (инертность Юга, его зависимость от европейской культуры и давление власти теократии в Новой Англии) были сломлены в ходе сложного сочетания различных процессов: борьбы против теократии, против британского владычества, в результате распространения идей Просвещения (особенно английской рационалистической и материалистической философии), а затем и влияния Французской буржуазной революции конца XVIII века.

Теократия в Новой Англии была основательно расшатана уже в конце XVII века. О сопротивлении, оказываемом власти и идеологии теократов, свидетельствовали неодобрительный прием книги К. Мезера "Чудеса незримого мира" (1693 г.) и публичное покаяние судьи Сьюолла, объявившего, что он совершил ошибку, приняв участие в одном из ведовских процессов. Ослабила теократию и полученная Массачусетсом в 1691 г. от метрополии новая хартия, согласно которой религиозный ценз заменялся имущественным29 . В XVIII в. Бостон наводняли памфлеты, обращения, в которых содержались обличения теократии, аргументы и контраргументы в религиозных спорах, вскрывались злоупотребления британской власти. В газетах также бурно развивались все эти мотивы и темы.

Борьба идей шла с большой силой и в высших учебных заведениях. К середине XVIII в. в колониях функционировали следующие колледжи: Гарвардский, Иельский, Вильяма и Мэри, Принстонский, Пенсильванский, Колумбийский, Рутжерский, Брауновский, Дартмутский, Хэмден-Сидней. В этих колледжах, значительная часть которых была создана духовенством, преподавали математику, астрономию, физику, географию и другие естественнонаучные дисциплины. Вообще занятие естественными науками было широко распространено в американских колониях XVIII века. Великой фигурой американской науки стал Б. Франклин. Но, кроме того, были известны имена К. Колдена - ботаника, философа, математика, медика; Д. Риттенхауза - астронома; Дж. Моргана - основателя медицинского образования в Америке; ботаников Дж. Бартрама и У. Бэрда II; орнитологов Дж. Одюбона и А. Вильсона; медика, ботаника, физика, астронома, картографа Д. Митчелла; медика, ботаника, агронома Дж. Лайнинга; зоолога и ботаника Дж. Лоусона; М. Кэтсби - автора "Естественной истории Каролины"; А. Гардена - ботаника и зоолога. Занятия естественными науками не считались противоречащими религии, и примечательно, что столп теократии К. Мезер был членом Королевского общества, признавал систему Коперника и выступал за введение прививок против оспы. Однако распространение образования, изучение естественных наук вели к уменьшению числа приверженцев догматически-религиозных взглядов. Даже в строгом Гарвардском колледже в 1724 г. К. Мезера не выбрали на пост президента, предпочтя ему менее догматичного Б. Уодсуорта, и это учебное заведение все явственнее склонялось к умеренной линии30 . К середине XVIII в. был нанесен повсеместно решительный удар господству религиозных догматов, и светские, особенно общественно-гражданские, интересы начинают занимать ведущее положение в духовной жизни общества.

Для середины и особенно второй половины XVIII в. стало характерным широкое распространение грамотности, печатной продукции и чтения. Начиная с конца XVII в. возникают типографии, открываются книжные магазины и библиотеки. К 70-м годам XVIII в. в Бостоне, например, было 50 книжных магазинов, в Филадельфии и Нью-Йорке и


29 Об эпизодах борьбы против теократии и о движении "Великого пробуждения" см. Г. Аптекер. Указ. соч.

30 Th. J. Wertenbaker. The Golden Age of Colonial Culture, p. 18.

стр. 66


свыше 30. В 1754 г. возникла первая публичная библиотека в Нью-Йорке, а в 1756 г. - в Бостоне. Создание "Библиотечного общества Филадельфии" способствовало интенсивному росту библиотек в колониях. В 1745-1763.гг. их было основано не менее 17, причем одна треть - в самой Пенсильвании. "Чарлстонское библиотечное общество", учрежденное в 1748 г., стало центром культурной жизни Каролины31 .

Из Англии пришла и быстро завоевала популярность дешевая книга. Очень распространены были альманахи. К концу XVIII в. в Нью-Йорке, Бостоне, Филадельфии и большинстве других крупных городов имелось по меньшей мере две-три серии альманахов. Знаменитый "Альманах простака Ричарда" ("Poor Richard's Almanac") Б. Франклина начал выходить в 1733 г. (и издавался в течение 25 лет при среднем годичном тираже в 10 тыс. экземпляров) 32 .

Газеты в Америке увидели свет в 1704 г. - тогда начала выходить бостонская "News Letter", консервативная по своей ориентации. В 1719 г. вышел первый номер также консервативной "Boston Gazett", а в 1721 г. родился первый орган оппозиции - "New England Courant", издававшейся Дж. Франклином, сводным братом Б. Франклина, который собрал вокруг себя группу молодых эссеистов и остроумцев, окрестивших себя членами "Адского клуба" и начавших атаку на чопорных властителей в Бостоне. Этот орган сыграл большую роль в развитии ранней просветительской журналистики. В противовес "New England Courant" с 1727 г. стала выходить "респектабельная" газета "New England Weekly Journal". На юге печатались "Maryland Gazette", "Virginia Gazette", "South Carolina Gazette". К 1765 г. в колониях имелось уже 43 газеты, по большей части еженедельных. Почти половина приходилась на Новую Англию33 . В XVIII в.увидели свет журналы "American Mercury", "Philadelphia Minerva", "Pennsylvania Magazine", "Massachusetts Magazine", "New York Magazine", "American Moral and Sentimental Magazine", которые публиковали литературные произведения, помещали рисунки и гравюры. Б. Франклин в 1741 г. начал издавать "General Magazine and Historical Chronicle For All the British Plantations in America". Это было первое издание, предназначенное для всех колоний: журнал перепечатывал материалы не из английских, а американских газет и журналов разных колоний.

Альманахи, календари, газеты, журналы заняли заметное место в народном чтении. Существовал также жанр своего рода поэтического журнализма, или журналистской поэзии. Это был так называемый бродсайд-листок с напечатанными на одной стороне (бродсайд нередко вывешивался) стихами 34 .

С 1720-х - 1730-х годов в Северной Америке выделяются культурные центры, отличавшиеся своими особенностями. Бостон - самое сердце Новой Англии - стал приобретать светский и космополитический характер. В Филадельфии процветали (вплоть до конца XVIII в.) поэзия, коллекционирование картин, научная, образовательная и издательская деятельность. На Юге центрами культурной жизни стали Чарлстон и Вильямсбург.

Уже в XVIII в. можно говорить не только о народной культуре негров, но и о появлении переходных форм, ведущих к культуре профессиональной. Негров обучали ремеслам, в том числе и художественным.


31 R. B. Nye. The Unembarrassed Muse, p. 23; С. Rourke. The Roots of American Culture, p. 4; Th. J. Wertenbaker. The Golden Age of American Culture, pp. 44, 69 - 71, 140.

32 J.Wiley and Sons. The First One Hundred and Fifty Years. N. Y. 1957; W. Charvat. Literary Publishing in America. 1790 - 1850. N. Y. H959.

33 "История американской литературы". Т. I, стр. 49; В. Паррингтон. Указ. соч., стр. 184 - 185; С. Rourke. The Roots of American Culture, p. 40"

34 См. O. Winslow. American Boadside Verse. New Haven. 1930.

стр. 67


Они сочиняли музыку и стихи для белых хозяев. С 40-х годов XVIII в. появляется письменная литература афро-американцев: произведения Л. Терри (1746 г.), Ю. Хаммона (1760 г.), Б. Хаммона (1760 г.). Ф. Уитли (1773 г.), Г. Васса (1789 г.). Эти произведения по форме, а также по мировосприятию, особенно религиозному, были во власти верований, представлений и канонов белых - в противоположность народному негритянскому творчеству35 .

Для американской культуры второй половины XVIII в. характерно разнообразие мыслей, идей, образов, форм. Совершается отход от закостенелого классицизма с присущей ему прямолинейностью, жесткостью линий и форм. Это проявлялось в архитектуре, интерьере, изобразительном искусстве. Вошли в обычай роспись потолков, стен, дверей и резьба по дереву в качестве украшения интерьера домов, обои в готическом и китайском стиле. Рос спрос на дорогую мебель, на изделия из серебра. В интерьере получает распространение стиль рококо36 . Возникают школы живописи и разрисовки стекла, появляются первые собрания картин (этим особенно славилась Филадельфия), доступные, правда, только узкому кругу людей, близких к коллекционерам. Становятся традицией ассамблеи музыки и танцев, в том числе и в Бостоне. Возникает театральная живопись37 .

Изменения в стиле жизни повлияли на изобразительное искусство. Жанры картин разнообразились. Развивались пастель и миниатюры, жанр группового портрета; появились фигуры, вписанные в пейзаж, картины-анекдоты, картины на библейские и античные мифологические сюжеты, содержавшие какое-либо моральное поучение. В колониях занимаются изобразительным искусством уже не только ремесленники-самоучки и любители, но и профессионалы- художники. Широкую известность приобрело творчество подлинно талантливых мастеров, таких, как Р. Фик, Б. Уэст, Дж. С. Копли38 .

Как уже отмечалось, для литературы XVIII в. были характерны мотивы и традиции изустного рассказа и вместе с тем дидактичность и назидательность, нередко в весьма сентиментальной форме. Такими были, в частности, книжки для воскресных школ, которые обычно были небольшого формата и поэтому именовались "маленькими книжками"39 . В них содержались рассказы об алчных лендлордах, о людях, попавших в долговую кабалу, о беглых кабальных работниках, о судах над несостоятельными должниками, о бедности, болезнях, пьянстве, азартных играх, проституции, тюрьме, самоубийствах, о женщинах, становившихся единственной опорой семьи40 . Эти сюжеты отражали реальные проблемы, социальные болезни американского общества. Касаясь вопроса о сентиментализме в статье "Социалистический гуманизм и вторая культура", американские марксисты Г. Лерой и У. Бейтц пишут: "Даже в период революционного возвышения капитализма чуткие люди реагировали на издержки социальных преобразований, испытывая чувство раздражения и возмущения. Торговлю рабами, например, или истребление индейцев в нашей стране невозможно было просто списать со счетов, изобразив их в качестве неизбежных явлений, сопутствующих прогрессирующей социальной системе". Авторы определяют сентименталь-


35 См. "The Black American Writer". Ed. by C. W. E. Bigsby. Vol. II (Poetry and Drama). Baltimore. 1969, pp. 41 - 43; "The Poems of Phyllis Wheatley". Ed. by J. D Mason. Jr. Shapel Hill. 1966, p. 33; "Негритянская поэзия'США". M. 1971.

36 V. Barker. Op. cit., pp. 70 - 81, 177, 178.

37 Ibid., pp. 86, 97, 98, 128, 192.

38 Ibid., pp. 170 - 176.

39 CM. G. A. Schneider. Millions of Moral Little Books; Sunday School Books in Their Popular Context. "New Dimensions in Popular Culture". Bowling Green. 1972.

40 CM. L. D. Loshe. The Early American Novel. N. Y. 1902; H. Brown. The Sentimental Novel in America. Durham. 1940; A. Cowie. The Rise of the Afnerican Novel. N. Y. 1948.

стр. 68


ность как "потворство возвышенным мыслям при одновременном нежелании или неумении видеть условия, которые должны быть созданы, чтобы эти возвышенные мысли были связаны с реальностью... Все формы буржуазного гуманизма отмечены такого рода сентиментальностью"41 .

Рядом с дидактикой и сентиментальностью в литературе и искусстве продолжало существовать героическое, сенсационное, звучали мотивы насилия, изображалось сумеречное состояние души, присутствовала атмосфера ужаса. В так называемых готических романах повторялась одна и та же тема: безысходное отчаяние, моральная деградация, насилие.

В народной культуре жизненные ситуации и образы противостояли (большей частью неосознанно) дидактико-сентименталистским и готическим мотивам. Особенно животворным оставалось юмористическое начало. Юмор сбивал безмерную возвышенность, ходульность, помогал скрашивать суровую жизнь. (Однако он также был сентиментален да к тому же преисполнен умиления перед всем подлинно американским.)

Важными чертами американской культуры XVIII в. были просветительство и высокий уровень самодеятельности американского населения. Просветительство на основе религии воплотилось, в частности, в воскресных школах, которые были заимствованы из Англии. Они способствовали распространению грамотности, библиотек, развитию книгопечатания. Но существовало просветительство и в светском варианте. Примером является "Хунта" (или "Клуб кожаных фартуков"), которая была основана молодым Б. Франклином в 1728 г. в Филадельфии. Это было сообщество молодых ремесленников, подмастерьев, торговцев, которые ставили целью самообразование и пропаганду полезных идей и знаний. Члены общества заявляли, что они стремятся "быть полезными человечеству, своей стране, своим друзьям, самим себе", и давали клятву верности "истине ради нее самой" и "любви ко всем людям, независимо от их мнений или религиозных убеждений". Из этой "Хунты" образовалось в 1769 г. Американское философское общество. Его первым президентом стал Б. Франклин, а в конце XVIII в. его возглавлял Т. Джефферсон *2 . В канун революции в Вильямсбурге (Виргиния) возникло "Общество поощрения полезных знаний".

Распространение библиотек, книгопечатания, образования способствовало ознакомлению с западноевропейскими философскими политическими учениями. Образованные американцы читали не только греческих и римских классиков, религиозную литературу, естественнонаучные книги и европейские романы, но и произведения Вольтера, Монтескье, Руссо, что особенно важно с точки зрения созревания идейных предпосылок войны за независимость 43 .

С приближением революционной бури изменилось соотношение различных элементов внутри американской культуры. Ее наполнили патриотические идеи, политическая мысль и политические страсти. Развивается сатира, направленная против британских властей и колониальных порядков (в первую очередь в сочинениях Дж. Трамбула и Б. Франклина). Боевой характер приобрели бродсайды. Ни один акт английского парламента и короны, ни одно распоряжение министерства торговли не обходились без протеста колонистов, который часто выражался в форме баллад. Бродсайды с торжеством отмечали победы американцев в сражениях с англичанами и оплакивали павших героев, по-


41 G. Leroy and U. Beitz. Socialist Humanism and Second Culture. "Political Affairs", Vol. L. N 4, April 1971, p. 23.

42 Г. Н. Севостьянов, А. И. Уткин. Томас Джефферсон. М. 1976, стр. 245.

43 Cм. В. В. Согрин.: К идейным истокам войны за независимость. "Вопросы истории", 1975, N 9.

стр. 69


ражения, отступления и измены. И гравюры стали приобретать все более пропагандистский характер. К такого рода произведениям относятся "Бостонская резня" (1770 г.) и "Битва при Чарлстоне" (1775 г.), которые печатались и в периодических изданиях, например, в "Pennsylvania Magazine".

В период освободительной войны в американском фольклоре возникла традиция патриотических народных баллад. Широкую известность получила "Баллада о Натане Гейле". Органической частью народа кого американского творчества стали юмористические частушки "Янки Дудл". К окончанию войны за независимость сложилась хорошо развитая светская музыка. Широко распространенные песенные сборники включали патриотические и политические песни, баллады, гимны, игровые песни.

Во время войны родились новые жанры литературы: патриотическая приключенческая повесть, близкая по своему характеру к роману, патриотические пьесы (среди них - "Битва при Банкер-хилле" (1776 г.) и "Смерть генерала Монтгомери" (1778 г.) X. Г. Брэкенриджа). Усиливается интерес к реалистическому изображению действительности. Новый стимул получают сатирические жанры.

Морализаторская функция художественных произведений сохранилась и в XVIII веке44 . Но с первой половины XVIII в. все большее значение приобретает эстетическая сторона: художественное видение мира и художественное мастерство. Во второй половине XVIII в. сформировалось светское морализирование, построенное на основе кодекса буржуазной морали, апеллирующей к целесообразности, "здравому смыслу", просвещению, разуму, к стимулу обогащения, что противопоставляется религиозной догме. Это нашло свое выражение, в частности, в "Автобиографии" Б. Франклина45 и во многих его эссе. "Советы молодому торговцу", подписанные "Старый торговец", Франклин начинает знаменитыми словами: "Помни, что время - деньги"46 . Буржуазная светская мораль второй половины XVIII в., видоизменив пуританскую мораль первых поселенцев, взяла ее на свое вооружение.

Рационалистическое обоснование морали в общественной мысли было одним из предвестников того, что молодая буржуазия приступает к решающему сражению за свое господство. Брожения, подготовка к битвам и сами битвы революционного периода в Америке способствовали распространению и рационалистической философии и одновременно романтизма, внезапно нахлынувшего из Европы. В Старом Свете романтизм и связанное с ним воспевание природы, всего живого и "естественного", идеализация жизни на природе знаменовали собой стремление к освобождению человеческой личности, к разрыву феодально-крепостнических и сословных пут. Эти мотивы стали близки предреволюционной и послереволюционной Америке. Романтизм воспринял первый выдающийся американский поэт Ф. Френо, а также такие видные литераторы, как Г. Кревекер и Ч. Б. Браун47 . У Френо таинственные и страшные образы в духе "готической" романтики предвосхи-


44 Она сохранилась не только в литературе и песенном творчестве, но и в изобразительном искусстве. Знаменитый американский художник Б. Уэст, работая во время войны за независимость в Лондоне, выпустил в своей мастерской-фабрике примерно 3 тыс. картин, которые сопровождались написанными лм самим нравоучительными пояснениями (V. Barker. Op. cit.).

45 "Works of the Late Dr. Benjamin Franklin Consisting of His Life Written by Himself, Together with Essays, Humorous, Moral and Literary, Chiefly in the Manner of the Spectator". Vols I-II. L. 1806.

46 Ibid. Vol. II, p. 33.

47 См. "Письма американского фермера" Г. Кревекера (1782 г.). В этом произведении развиваются взгляды (свойственные некоторой части французских просветителей) на американскую республику как на воплощение руссоистской мечты (H. Crevecoeur. Op. cit.).

стр. 70


щают фантастические видения С. Колриджа и Э. По. Особенно привержен был этой манере Браун, принадлежавший к послереволюционному поколению американских литераторов.

После войны за независимость произошли новые и значительные изменения в общественной жизни и культуре, предпосылки которых вызревали уже в течение долгого времени. Национальные черты американской культуры выявляются со все большей силой. Острие критики теперь направлено не только против англичан, но и против язв самого американского общества; общественную мысль и художественную культуру все больше притягают внутренние конфликты. Линия утверждения и обогащения в послереволюционный период самобытной американской культуры (вплоть до наивного стремления отрицать вопреки очевидности европейское влияние и утвердить и обосновать свою "исключительность") проявляется решительно во всех областях.

В области живописи в революционный период - с 1775 г. - начинает работать М. Прэтт, который был известным портретистом, но особенно прославился своими картинами-вывесками48 . Героический пафос сильнее всего отразился в исторической живописи Дж. Трамбулла, создавшего, в частности, серию картин, изображавших эпизоды войны за независимость и реалистически запечатлевших образы ее героев. Ярко выраженный национальный характер имело творчество Ч. У. Пиля, разностороннего художника и ученого, основателя пенсильванской Академии художеств и естественноисторического музея. На его творчество большое влияние оказало наследие бесхитростных "лимнеров" (полуремесленников-самоучек) колониального периода; он сыграл особенно важную роль в утверждении национальной американской традиции в изобразительном искусстве. Наконец, в портретах Г. Стюарта проходит вся Америка послереволюционного периода. Налицо, таким образом, расцвет национального профессионального изобразительного искусства (хотя и творчество художников-"примитивистов" все еще не заглохло)49 .

Послереволюционный период внес большие изменения в архитектурный стиль Америки, где в отличие от других сфер художественной культуры начался расцвет классицизма. Ведущим его мастером, воплотившим "неповторимо оригинальные национальные качества"50 , был Т. Джефферсон, талантливый зодчий, стремившийся внести в национальную архитектуру традиции античной классики51 . Джефферсон сменил пуританский аскетизм строений колониальной эпохи "героизированной", торжественно монументальной архитектурой. Этот стиль стал в начале XIX в. преобладающим.

С последней четверти XVIII в. начинает свое национальное становление американский театр, В 1787 г. состоялось первое представление пьесы "Контраст", написанной Р. Тайлером. Это была комедия нравов в духе Шеридана, она высмеивала увлечение иностранщиной и утверждала преимущества национального, американского, поднимала и идеализировала образ американца. В этой комедии полковник Мэнли, идеальный американец, противопоставлен Биллю Димплю, энглизированному хлыщу. В этой же комедии комический образ янки впервые появился на сцене52 .

Национальный характер был ярко выражен в "минстрел-шоу" - комическом музыкальном произведении, ведущем начало от негритянского народного творчества. В нем изображалась ложная картина якобы патриархальной жизни рабов. Негр здесь, как правило, был


48 V. Barker. Op. cit., pp. 222 - 224; А. Д. Чегодаев. Указ. соч., стр. 15.

49 А. Д. Чегодаев. Указ. соч., стр. 19 - 24.

50 Там же, стр. 17.

51 См. также Г. Н. Севостьянов, А. И. Уткин. Указ. соч., стр. 154, 226,349.

52 См. С. Rouke. American Humor, pp. 3 - 9.

стр. 71


беззаботной и шутовской фигурой. Музыка "минстрел-шоу" сыграла большую роль в развитии американского мюзикла новейшего времени53 .

Продолжалась традиция грандиозных и сенсационных зрелищ (в частности, этим отличались в XVII и в XVIII вв. постановки шекспировских пьес). Ими отмечались победы в войне за независимость. В 1793 г. в Бостоне игралась пьеса "Битва при Банкер-хилле"; в ней участвовали войска, воспроизводилась ружейная и артиллерийская стрельба, вспыхивали пожары, а все зрелище заканчивалось грандиозным парадом. В том же году в Чарлстоне была поставлена "Буря"- по Шекспиру, в которой самым натуральным образом воспроизводилась буря на море, гибель флота, в колеснице из раковин моллюсков мчался по морю Нептун. В 1796 г. зрелище "Апофеоз Франклина", поставленное в Чарлстоне, изображало реку Стикс, Храм Памяти, восшествие Франклина на Елисейские поля. С особенным восторгом воспринимались дикие, экстравагантные сцены54 .

Молодая республика праздновала свою победу и вместе с тем обнаруживала собственные социальные болезни. После революции мотив народного единения очень скоро уступил место настроениям, связанным с обострением социальных противоречий. Аграрные движения и развитие капитализма, конфликт между промышленниками и сельскими хозяевами, борьба между федералистами и демократами, экономический кризис, демократические движения 80-х годов XVIII в., ив том числе восстание Д. Шейса, борьба сторонников и противников Французской революции, столкновение влияний английского либерализма и французского романтизма - все это отразилось в художественной культуре.

Борьба между федералистами и демократами нашла свое отражение в подъеме поэтического творчества, в том числе и сатирического характера. На стороне демократов был участник двух революций - американской и французской - поэт Френо. Он воспел их как преддверие к "всемирной демократической революции". Широко известны его ода "Боже, спаси права человека" (1791 г.) и стихотворение "О ложных системах правления" (1793 г.), в которых автор выступает как деист и поборник естественных прав человека. Своими сатирическими стихотворениями Френо разил англичан, а после победы революции - представителей имущих классов, федералистов. В некоторых своих произведениях он ведет повествование от имени рядового солдата Питера Слендера, отдавшего все ради свободы и забытого всеми после победы. К имени "Питер Слендер" Френо добавлял "один из скотоподобной массы"55 . Видным представителем революционного крыла американского Просвещения был также поэт Д. Барло (который порвал с "хартфордскими остроумцами56 и перешел на демократические позиции).


53 C. Wittke. Tambo and Bones: A History of the American Minstrel. N. Y. 193O, H. Nathan. Dan Emmet and Early American Ministrelsy. Norman. 1961; С Rourke* American Humor.

54 CM. R. B. Nye. The Unembarrassed Muse, pp. 167, 182, 183, 188.

55 См. Ph. Freneau. Poems. Vol. I. Princeton. 1902.

56 "Хартфордские остроумцы" (по названию города в штате Коннектикут) - кружок антидемократической сатирической поэзии. Это были образованные литераторы, по профессии юристы, священники, коммерсанты, тесно связанные по своему имущественному и общественному положению с консервативными кругами буржуазии. Наиболее значительные среди "хартфордских остроумцев": Дж. Трамбул, Тимоти Дуайт, Теодор Дуайт, Д. Барло, Л. Хопкинс, Д. Хэмфрис, Р. Олсоп. В годы войны за независимость "хартфордские остроумцы" участвовали в борьбе против англичан. По окончании войны они все, за исключением Барло, выступили против демократического движения. Главным объектом их ненависти была "толпа", а также "французское безбожие". Большая часть политических сатир создавалась "хартфордскими остроумцами" совместно. Наиболее крупными их произведениями были "Анархиада", "Эхо" и "Политическая теплица" ("The Anarchiad, a Poem on the Restoration of Chaos ami Substantial Night", "The Echo", "The Political Greenhouse") (см. В. Паррингтон. Указ. соч., стр. 444 - 446).

стр. 72


Барло видел, себя "гражданином мира" и в своей поэзии защищал естественные права человека.

К началу XIX в. формируется жанр так называемой разоблачительной литературы. Она ярко рисует социальные язвы американского общества, приписывая их, впрочем, лишь городскому образу жизни. Городской житель изображается ущербным и несовершенным по сравнению с "простым" и мудрым, нравственным сельским жителем. В сентиментально-романтическом свете преподносятся жизнь на природе и сама природа. "Божья страна", "великая утопия" оказались нереализованной и нереализуемой мечтой, однако демократическая общественность упорно не хотела от нее отказываться. Пасторальный идеал, присущий сознанию первых поселенцев, покинувших жизнь в городах Старого Света, был подкреплен теперь влиянием физиократов, призывавших к возвращению человека в "естественное состояние". Идеи физиократов воспринял в своем политическом учении Т. Джефферсон. В конкретном историческом контексте сельский идеал и воспевание природы отразили в американской литературе борьбу между промышленниками и сельскими хозяевами, начавшуюся в 80-е годы XVIII века.

Идеал сельской пасторали прочно укоренился в национальном самосознании американцев и соответственно в американской художественной культуре. С течением времени он приобрел сложные напластования и стал весьма многозначным. Тема сельской пасторали, переплетающаяся с социал- утопистским протестом, сохраняет и поныне свой демократизм. Но идеал сельской жизни и идеализация простого сельского люда или жителя маленького городка, противопоставление этой жизни большим городам и городским интеллектуалам стали впоследствии также излюбленными мотивами социальной демагогии правых и ультраправых.

Своеобразной, специфически американской вариацией "сельской пасторали" была в XVIII в. идеализация образа жизни индейцев. Это выражено, например, в стихотворении Френо "Индейское кладбище", в произведениях Кревекера. В двенадцатом письме "американского фермера" (1782 г.) он горько жалуется на бедствия, обрушившиеся на людей в результате конфликта с метрополией, и начавшиеся военные действия. Он заявляет, что не может стать ни на одну, ни на другую сторону, задумывает бежать к индейцам, чтобы обрести мир и покой ценой отказа от благ цивилизации.

Хотя долго еще сохраняли свою силу утопистские веяния, вместе с тем начинается и реалистически-сатирическое анатомирование американского буржуазного общества, молодого, но уже обнаруживающего острые противоречия, лицемерие, продажность политиканов, насилие и еще раз насилие. Примером такой реалистической сатиры является роман X. Брэкенриджа "Современное рыцарство, или Приключения капитана Джона Фарраго и Тига О'Ригана, его слуги" (первая часть вышла в 1792 г., вторая - в начале XIX века). Здесь дана широкая панорама американской жизни: "медвежьи углы" на границе (без традиционного умиления жизнью "на природе", в "естественном" состоянии), конгресс, колледж, школа, суд, газета, духовенство, сектанты, трактиры, ярмарка, скачки, дуэли, избирательная кампания. В романе высмеиваются неотесанные и невежественные кандидаты, гоняющиеся за теплыми местечками, городские торгаши, члены конгресса. Брэкен-ридж открыто критиковал рабовладение, спекуляцию землями, злоупотребления на выборах, грубую власть денежного мешка. В его книге множество новых образцов, присущих буржуазному укладу жизни и буржуазному политическому механизму57 .


57 Заметим, что позиция Брэкенриджа двойственна. Капитан Фарраго воплощает просвещенный разум; его слуга - ирландец Тиг О'Риган - невежественный и тщеславный человек. (Противники демократов постоянно изображали ирландцев как "главных

стр. 73


Критическое отношение к социально-классовым основам американского общества становится все сильнее. В среде образованных американцев крепнет осуждение рабовладельческой системы. Впервые оно прозвучало в американской литературе примерно спустя сто лет после того, как в Новый Свет были ввезены рабы. В 1700 г. появился памфлет Сьюолла "Продажа Иосифа"- первое антирабовладельческое произведение (Сьюолл предложил заменить рабский труд трудом белых слуг, закрепленных на определенный срок). Распространение Просвещения кристаллизовало антирабовладельческие убеждения. Б. Франклин в 1790 г. написал притчу, в которой обличал рабство58 . Высказывался против рабства Т. Джефферсон, хотя он не предлагал быстрого и радикального решения этого вопроса. Рабовладение осуждали в своих произведениях Френо, Кревекер, Брэкенридж и другие. Уже в XVIII в. были заложены основы того резкого раскола в политике по негритянскому вопросу, который в полной мере выявился к середине XIX в. и достиг своей кульминации во время гражданской войны.

На протяжении XVIII в. в американской культуре наблюдается значительная трансформация идей и форм, происходит становление национальной культуры со всеми ее основными позитивными и ущербными чертами, связанными со складывающимся в США общественным сознанием, общественной мыслью и образом жизни и отражающими нарастающие социально-классовые противоречия. Уже в этот период обнаруживается противоборство буржуазной культуры, самодовольной и маскирующей социальные контрасты, и демократической культуры, беспокойной, негодующей, борющейся, ищущей, неизменно связанной с прогрессивными общественными движениями и широкими трудящимися массами.


смутьянов" в Америке.) Так же двойственна позиция и Т. Джефферсона, опасавшегося как честолюбивых устремлений аристократов, так и "черни", одурачиваемой и эксплуатируемой демагогами - орудиями аристократии.

58 "Works of the Late Dr. Benjamin Franklin...", pp. 96 - 101.

Orphus

© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

http://libmonster.ru/m/articles/view/ФОРМИРОВАНИЕ-НАЦИОНАЛЬНОЙ-КУЛЬТУРЫ-США

Похожие публикации: LRussia LWorld Y G


Публикатор:

Марк ШвеинКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: http://libmonster.ru/Shvein

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

О. Э. ТУГАНОВА, ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ США // Москва: Русский Либмонстр (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 12.08.2017. URL: http://libmonster.ru/m/articles/view/ФОРМИРОВАНИЕ-НАЦИОНАЛЬНОЙ-КУЛЬТУРЫ-США (дата обращения: 18.12.2017).

Автор(ы) публикации - О. Э. ТУГАНОВА:

О. Э. ТУГАНОВА → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Свежие статьиLIVE
Публикатор
Марк Швеин
Кижи, Россия
168 просмотров рейтинг
12.08.2017 (129 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)

Ключевые слова
Похожие статьи
Даны краткие тезисы теории развития человечества. Показаны причины хода истории человечества, как истории войн, причина саморазрушения СССР, необходимость проведения исторической реформы по изменению формы собственности на средства производства.
Каталог: Вопросы науки 
6 часов(а) назад · от Юрий Мягких
Nowadays, several platforms are using virtual reality. This trend becomes increasingly popular in the entertainment industry. As the equipment for this kind of entertainment is very expensive, it is almost not used for household use. Yet, more and more often, many companies in the entertainment industry are using virtual reality as a very attractive option for clients.
Каталог: Информатика 
8 часов(а) назад · от Россия Онлайн
ФИНСКОЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
Каталог: История 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
Американский ученый о революции на Кубе в 1933 - 1935 годах
Каталог: Политология 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ИТАЛИЯ И ПРОБЛЕМА НЕРАСПРОСТРАНЕНИЯ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ
Каталог: Военное дело 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
Еще одна попытка оправдать интервенцию США в Советскую Россию
Каталог: Военное дело 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ОБ ЭВОЛЮЦИИ ФЕОДАЛЬНОЙ ЗЕМЕЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В РОССИИ XVII - НАЧАЛА XIX ВЕКА
Каталог: Право 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
Планы Англии в отношении Советской Сибири
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
"ИСТОРИЯ АФРИКИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАШИХ ДНЕЙ". ЧЧ. 1-2
Каталог: История 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
Новое о начале французской интервенции в Советскую Россию
Каталог: Военное дело 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн

ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА
Либмонстр - это бесплатный инструмент для сохранения авторского наследия. Создавайте свои коллекции статей, книг, файлов, мультимедии и делитесь ссылкой с коллегами и друзьями. Храните своё наследие в одном месте - на Либмонстре. Это практично и удобно.

Либмонстр ретранслирует сохраненные коллекции на весь мир (открыть карту): в ведущие репозитории многих стран мира, социальные сети и поисковые системы. И помните: это бесплатно. Так было, так есть и так будет всегда.


Нажмите сюда, чтобы создать свою личную коллекцию
ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ США
 

Форум техподдержки · Главред
Следите за новинками:

О проекте · Новости · Отзывы · Контакты · Реклама · Помочь Либмонстру

Русский Либмонстр ® Все права защищены.
2014-2017, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)


LIBMONSTER - INTERNATIONAL LIBRARY NETWORK