Либмонстр - всемирная библиотека, репозиторий авторского наследия и архив

Зарегистрируйтесь и создавайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Это удобно и бесплатно. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора. Делитесь с миром Вашими работами!

Libmonster ID: RU-7242
Автор(ы) публикации: А. К-ИН

поделитесь публикацией с друзьями и коллегами

Проспект и анонс открытия. Под редакцией и со вступительной статьей А. Дворцова. Соцэкгиз. 1938. 311 стр.

Фурье был одним из трех величайших утопистов-социалистов, которые своими научными трудами вскрыли материальную и моральную нищету буржуазного общества и объявили его подлежащим замене новым общественным устройством. Это новое общественное устройство они называли по-разному, но в общем и целом говорили об

стр. 175

одном и том же - о социализме. Сознание возможности и необходимости замены капитализма социализмом заставило их сосредоточить свое внимание на изучении противоречий капиталистического мира и сделать попытку обрисовать основные черты общества будущего.

Точно так же как французские просветители XVIII в. объявили "сословный строй" неразумным и противоречащим природе человека, а буржуазный строй - естественным строем, социалисты-утописты отвергли буржуазный порядок, а социализм провозгласили естественным строем, соответствующим физической природе человека и требованиям разума.

Социалисты-утописты сумели во многом преодолеть ограниченность и антиисторизм социально-политических взглядов французских просветителей XVIII в.; в их трудах есть зародыши подлинно исторического взгляда на человеческое общество, но они не поняли, что история человеческого общества есть естественно-исторический процесс смены общественно-экономических формаций, развертывающийся с внутренней необходимостью. В их трудах есть поэтому много мыслей, являющихся лишь своеобразным повторением того, что говорили Вольтер, Дидро, Монтескье и Руссо.

Энгельс в книге "Развитие социализма от утопии к науке" дал блестящий анализ процесса возникновения утопического социализма и показал, чем Фурье отличается от Сен-Симона и Оуэна.

По мнению Энгельса, особенность и сила Фурье состояли в исключительной меткости и изумительном остроумии его критики капитализма и буржуазной идеологии. "Фурье... дает нам выраженную с чисто французским остроумием, но от этого ничуть не менее глубоко проникающую критику существующего общественного строя. Фурье ловит на слове вдохновенных пророков дореволюционной буржуазии и ее подкупленных послереволюционных льстецов"1 .

Фурье - не только критик капитализма и классового общества вообще, но в то же время и величайший, сатирик всех времен.

Глубина его мысли особенно ярко видна там, где он рассматривает проблемы философии истории.

Подразделяя всю предшествующую историю человеческого общества на четыре ступени (дикость, варварство, патриархат и цивилизация), Фурье впротивовес апологетам буржуазии вроде Сэя отмечает временный, исторически преходящий характер цивилизации (т. е. капитализма). Сила этого вывода не ослабевает даже от того, что Фурье не смог теоретически обосновать необходимость и неизбежность гибели капитализма, а ограничился лишь простым провозглашением ее.

Главное достоинство исторических воззрений Фурье Энгельс видел в наличии в них многочисленных проблесков диалектики. "Фурье, - писал он, - как видите, так же мастерски владеет диалектикой, как и его современник Гегель"2 .

"Теория четырех движений и всеобщих судеб человечества", составляющая содержание первого тома издаваемого Соцэкгизом собрания сочинений Фурье, - первая крупная работа великого утописта. Она снабжена подзаголовком "Проспект и анонс открытия", весьма важным для понимания этого сочинения. Фурье, подобно французским материалистам XVIII в., считал науку о человеческом обществе простым отделом естествознания и полагал, что она должна быть построена, исходя из учения о движении материи. Новый общественный строй Фурье провозгласил научным открытием в том же смысле слова, в каком в конце XVIII и в начале XIX в. говорили об открытии Ньютоном закона всемирного тяготения и Гарвеем - законов кровообращения.

Специфичность законов общественной жизни людей в отличие от законов природы Фурье представлял себе очень плохо. Он ее признавал лишь постольку, поскольку самая логика исследования вынуждала его проводить разницу между человеческим обществом и природой. В понимании социальных закономерностей у него есть значительные элементы фатализма, но в гораздо меньшей степени чем у французских материалистов XVIII века.

Фурье знал не только то, что история человеческого общества есть закономерный процесс, но и то, что материальное производство - основа всей общественной жизни. Но, тем не менее, он продолжал думать, что мнения правят миром, что если до сих пор человечество страдало, то это произошло только потому, что не нашлось человека, который бы сумел выдумать правильный план общественного устройства.

Свое социально-политическое учение Фурье рассматривал как своего рода изобретение.

Он пишет: "Мой способ прост, и все же с помощью его можно положить конец всем социальным бедствиям. В наши дни, когда цивилизация купается в крови, чтобы утолить зависть торговых соперников, людям, несомненно, интересно будет узнать, что имеется мероприятие производственного характера, которое навсегда положит этому конец без всякой борьбы" (стр. 38).

Центральным пунктом своей системы Фурье считал учение о земледельческой ассоциации. Объединение людей в трудовые земледельческие ассоциации должно было, по его мнению, привести прежде все-


1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. XV, стр. 514.

2 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. XV, стр. 515.

стр. 176

го к огромному увеличению производительности труда. И именно это обстоятельство должно привлечь людей к объединению в большие трудовые коллективы, включающие в себя "по меньшей мере восемьсот человек".

В тесной связи с этим стоит учение Фурье о страстях как о двигательной силе исторического процесса. Страсти надо не подавлять, а развивать. В земледельческой ассоциации люди, руководствуясь стремлением к богатству, будут работать наилучшим образом. Но стремление к богатству - не единственная страсть, на основе развития которой будут расти богатства сосиетарного строя. "Я имею в виду такое общество, - заявляет Фурье, - члены которого будут вовлекаться в трудовые функции соревнованием, самолюбием и другими стимулами, уживающимися с личной заинтересованностью" (стр. 39).

Благодаря этому новый общественный строй, по мнению Фурье, достигнет наилучшего сочетания частных интересов с интересами целого. В нем будет иметь место совершенно иное чем в условиях капитализма отношение к труду. "Строй, о котором идет речь, заставит нас горячо полюбить земледелие, ныне внушающее людям такое отвращение, что занимаются им только в силу необходимости и из боязни умереть от голода" (стр. 39).

В "комбинированном строе", т. е. в социалистическом обществе, исчезнет ложь и восторжествует правда. "Свойство, самое существенное для торжества правды, - любовь к богатству. Человек, который в рамках цивилизации пускается на всевозможное плутовство, будет человеком самым правдивым в строе комбинированном" (стр. 96).

Почему? Потому, отвечает Фурье, что человек плутует не из удовольствия. "Он плутует лишь для того, чтобы добиться богатства; покажите ему, что он может заработать тысячу экю путем лжи, а три тысячи экю - правдивостью, и он предпочтет правду, каким бы плутом он ни был. На этом основании люди, самые корыстолюбивые, скоро станут самыми горячими приверженцами правды в том строе, где правдивость будет обеспечивать быстрый доход, а практика лжи - вызывать неизбежное разорение" (стр. 96).

Исходя из этого, Фурье утверждал, что в "комбинированном строе" преступность резко сократится, а потом исчезнет вовсе.

Право на труд будет там первым правом каждого человека (стр. 258). Дети перестанут быть обузой, наоборот, они будут радостью для своих родителей. "Родите детей; в начале комбинированного строя маленькие дети трех лет и меньше будут представлять огромную ценность: не будучи испорчены цивилизованным воспитанием, они легко поддадутся естественному воспитанию и легко достигнут совершенства тела и ума" (стр. 293).

Понимание нового общественного строя у Фурье было гораздо более глубоким чем не только у утопистов XVIII в., но и у мелкобуржуазных утопистов XIX в., вроде Прудона и наших народников.

Фурье был противником уравниловки. "Сосиетарный строй, - писал он, - не приемлет ни умеренности, пи равенства, ни единой из философских концепций: ему нужны страсти пылкие и утонченные. По образовании ассоциации страсти гуманизируются тем легче чем они пламеннее и разнообразнее" (стр. 41). На этой основе Фурье развернул свое учение о воспитании молодых поколений. Движение без излишнего утомления с обязательным употреблением большого количества пищи - первое правило воспитания. Фурье составил даже расписание времени приема пиши - в общем семь раз в день. "Такое большое количество пищи необходимо ввиду огромного апетита у людей нового строя, где происходит непрерывное движение без излишнего утомления. Дети, воспитанные таким образом, будут иметь железный темперамент" (стр. 187).

Однако в "Теории четырех движений" учение о воспитании занимает еще очень небольшое место. Оно развернуто Фурье в других сочинениях. Мы не можем здесь излагать его в деталях. Отметим лишь то, что оно неразрывно связано с учением Фурье о страстях. "Все наши характеры хорошо и разумно распределены... природные наклонности надо развивать, а отнюдь не исправлять. Вам кажется, что ребенок наполнен пороком только потому, что он лакомка, спорщик, фантаст, непослушен, дерзок, любопытен, неукротим; этот ребенок - самое совершенное существо; при комбинированном строе он будет самым ревностным тружеником; 10 лет от роду он уже заслужит степень в детских сериях, наивысших в данном кантоне; а честь возглавлять эти серии па парадах и на работе сделает для него самую утомительную работу игрушкой" (стр. 97).

Критика буржуазных систем воспитания, данная Фурье, изумительна по своей силе, сарказму и правдивости.

Учитывая рост техники и производительности труда, Фурье утверждал, что "наши средства наслаждения и роскоши по меньшей мере вдвое превысили их возможности" (стр. 49).

"Теперь, - писал он, - мы пожнем плоды успехов XVIII в. в области физических наук, -успехов, бесплодных доселе" (стр. 49.)

Иного взгляда держался Фурье на роль науки в условиях капитализма. По его мнению, "в недрах цивилизации чудеса науки скорее гибельны чем полезны для счастья, потому что, умножая средства наслаждения, они тем самым отягчают нужду огромного большинства, лишенного самого необходимого; они прибавляют мало к утехам сильных мира сею, пресыщенных отсутствием разнообразия в развлечениях, и толь-

стр. 177

ко усиливают коррупцию, увеличивая приманки для жадности. До сей поры наука, совершенствуя роскошь, работала лишь на плута: ему в обществе варварском и цивилизованном достичь богатства легче чем праведнику" (стр. 49).

Это место дает возможность составить представление о глубине и силе критики классового общества, проделанной Фурье. Он умел блестяще схватывать бьющие в глаза противоречия общества, разделенного на классы.

Социально - экономическое издательство сделало большую и полезную работу, дав возможность нашему массовому читателю и научным работникам, не обладающим знанием французского языка, прочесть Фурье. Перевод сделан в общем удовлетворительно, хотя в некоторых местах не совсем точно передает дух подлинника.

Первый том снабжен толковой вводной статьей редактора перевода А. Дворцова, дающей читателю возможность ознакомиться с высказываниями основоположников марксизма о Фурье.

Orphus

© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

http://libmonster.ru/m/articles/view/ФУРЬЕ-ШАРЛЬ-ИЗБРАННЫЕ-СОЧИНЕНИЯ-Т-I-ТЕОРИЯ-ЧЕТЫРЕХ-ДВИЖЕНИЙ-И-ВСЕОБЩИХ-СУДЕБ

Похожие публикации: LRussia LWorld Y G


Публикатор:

Svetlana LegostaevaКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: http://libmonster.ru/Legostaeva

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

А. К-ИН, ФУРЬЕ, ШАРЛЬ. ИЗБРАННЫЕ СОЧИНЕНИЯ. Т. I. ТЕОРИЯ ЧЕТЫРЕХ ДВИЖЕНИЙ И ВСЕОБЩИХ СУДЕБ // Москва: Русский Либмонстр (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 18.08.2015. URL: http://libmonster.ru/m/articles/view/ФУРЬЕ-ШАРЛЬ-ИЗБРАННЫЕ-СОЧИНЕНИЯ-Т-I-ТЕОРИЯ-ЧЕТЫРЕХ-ДВИЖЕНИЙ-И-ВСЕОБЩИХ-СУДЕБ (дата обращения: 21.09.2017).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - А. К-ИН:

А. К-ИН → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Свежие статьиLIVE
Публикатор
Svetlana Legostaeva
Yaroslavl, Россия
985 просмотров рейтинг
18.08.2015 (765 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)

Ключевые слова
Похожие статьи
СОЮЗ ПОЛЬШИ И СОВЕТСКОГО СОЮЗА
Каталог: Право Политология 
12 часов(а) назад · от Россия Онлайн
РЕАЛЬНЫЙ д'АРТАНЬЯН
Каталог: Лайфстайл История 
12 часов(а) назад · от Россия Онлайн
Америка как она есть. ПО СТОПАМ "БРАТЦА БИЛЛИ"
Каталог: Журналистика 
2 дней(я) назад · от Россия Онлайн
Маркировка с повинной. Производителям генетически-модифицированных продуктов предлагают покаяться
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ПРОСРОЧЕННЫЕ ПРОДУКТЫ, ФАЛЬСИФИКАЦИЯ И СОМНИТЕЛЬНАЯ МАРКИРОВКА
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Россия Онлайн
Молодёжь, не ходите в секту релятивизма. Думайте сами. И помните, там, где появляется наблюдатель со своими часами, там заканчивается наука, остаётся только вера в наблюдателя. В науке наблюдателем является сам исследователь. Шутовству релятивизма необходимо положить конец!
Каталог: Философия 
6 дней(я) назад · от Геннадий Твердохлебов
Российский закон о защите чувств верующих и ...богов - закон “с душком”, которому 2,5 тысячи лет
22 дней(я) назад · от Аркадий Гуртовцев
Предисловие, написанное спустя 35 лет Я писал эту статью, когда мне было 35, и меня, ничего не соображающего в физике, но обладающего логическим мышлением, возмущали те алогизмы и парадоксы, которые вытекали из логики теории относительности Эйнштейна. Но это была критика на уровне эмоций. Сейчас, когда я стал чуть-чуть соображать в физике, и когда я открыл закон разности гравитационных потенциалов, и на его основе построил пятимерную систему отсчета, сейчас появилась возможность на уровне физических законов доказать ошибочность теории относительности Эйнштейна.
Каталог: Физика 
25 дней(я) назад · от Геннадий Твердохлебов
Ветров Петр Тихонович учил нас Справедливости, Честности, Благоразумию, Любви к родным, близким, своему русскому народу и Родине! Об отце вспоминаю, с чувством большой Гордости, Любви и Благодарности! За то, что он сделал из меня нормального человека, достойного своих прародителей и нашедшего праведный путь в своей жизни!
Каталог: История 
25 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров
Статья посвящена исследованию названия города Переяславля как производного от княжеского (великокняжеского?) имени Переяслав и впервые научно ставится вопрос о наличии в истории Руси неизвестного науке монарха - Переяслава.
30 дней(я) назад · от Владислав Кондратьев

ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА
Либмонстр - это бесплатный инструмент для сохранения авторского наследия. Создавайте свои коллекции статей, книг, файлов, мультимедии и делитесь ссылкой с коллегами и друзьями. Храните своё наследие в одном месте - на Либмонстре. Это практично и удобно.

Либмонстр ретранслирует сохраненные коллекции на весь мир (открыть карту): в ведущие репозитории многих стран мира, социальные сети и поисковые системы. И помните: это бесплатно. Так было, так есть и так будет всегда.


Нажмите сюда, чтобы создать свою личную коллекцию
ФУРЬЕ, ШАРЛЬ. ИЗБРАННЫЕ СОЧИНЕНИЯ. Т. I. ТЕОРИЯ ЧЕТЫРЕХ ДВИЖЕНИЙ И ВСЕОБЩИХ СУДЕБ
 

Форум техподдержки · Главред
Следите за новинками:

О проекте · Новости · Отзывы · Контакты · Реклама · Помочь Либмонстру

Русский Либмонстр ® Все права защищены.
2014-2017, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)


LIBMONSTER - INTERNATIONAL LIBRARY NETWORK