Либмонстр - всемирная библиотека, репозиторий авторского наследия и архив

Зарегистрируйтесь и создавайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Это удобно и бесплатно. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора. Делитесь с миром Вашими работами!

Libmonster ID: RU-7480
Автор(ы) публикации: В. М.

поделитесь публикацией с друзьями и коллегами

I. Работа группы по истории мировой войны и послевоенного империализма

Весной 1933 г. группа начала две большие коллективные работы: "Хроника рабочего и революционного движения в Германии в мировую войну" и "Хроника рабочего и революционного движения во Франции в мировую войну". В настоящее время закончена подготовка обеих работ к печати. Объем каждой из них - около 65 печатных листов. Каждой стране посвящены два тома: один - за 1914 - 1916 гг. (закончены и сданы в производство) к другой - за 1917 - 1918 гг. (будут закопчены к концу 1934 г.).

Главной целью работ было изучить процесс превращения империалистической войны б гражданскую в этих странах, ибо этот процесс практически - самое главное в опыте мировой войны для современной революционной борьбы. Коммунистическим партиям и рабочему классу всех стран необходимо знать опыт классовой борьбы в мировую войну. Это верно особенно в современный период. Тов. Сталин еще в 1928 г. сказал, что "опасность новых империалистических войн и интервенций является основным вопросом современности"1 . XIII пленум ИККИ подчеркнул, что "капиталистический мир вплотную подходит к новому туру революций и войн".

Группа сознательно не хотела давать общую историю соответствующих стран и ограничила свою задачу историей рабочего и революционного движения в период войны.

Но совершенно ясно, что для понимания этого движения нужно было изучить и показать основные общеэкономические и политические процессы, в связи с которыми движение развивалось. При этом мы сознательно отказались однако от задачи подробно проследить ход военных операций. Лишь те события на фронте, которые имели особенно крупное влияние на развитие классовой борьбы, нашли место в "Хронике"

"Хроника" имеет прежде всего в виду потребности политических борцов. Ее авторы хотели дать активу братских компартий, пропагандистам, агитаторам, организаторам, журналистам, депутатам научно проверенное орудие для политической борьбы. Одновременно работа должна обслужить актив ВКП(б), помочь ему понять классовую борьбу в капиталистических странах во всей ее конкретности. Работой сможет пользоваться за границей и у нас и каждый пролетарий, который захочет познакомиться с опытом борьбы своего класса против первой мировой империалистической войны.

Наряду с этим "Хроника" предназначена и для читателей иного типа - для гражданских историков, которые будут разрабатывать отдельные проблемы; связанные с опытом классовой борьбы и мировую войну, и для которых изучение "Хроники" может послужить отправным пунктом для дальнейшей разработки первоисточников; для военных историков, которым необходимо изучать и излагать историю мировой войны и ее отдельных операций в неразрывной связи с историей классовой борьбы. "Хроника" будет полезна и преподавателям истории в вузах и средней школе, которым необходимо знать классовую борьбу в мировую войну во всей ее конкретности. Одновременно "Хроника" дает преподавателям и слушателям много ярких исторических иллюстраций. Читатель, на которого мы рассчитывали, определил собой и тип работы. "Хроника" показывает на основе первоисточников и научной литературы ход развертывания классовой борьбы в мировую войну. Составлена она на основе самых разнообразных источников: тут и специальные статистические сборники, и парламентские отчеты, и газеты, и журналы, и листовки, и письма, и дневники, и воспоминания, и монографическая литература.

Основные научно-политические установки работы были определены на основе тщательного изучения всего, что имеется о мировой войне у Ленина и Сталина. В первую очередь были также изучены большевистский "Социал-демократ" за годы войны, большевистский журнал "Сборник социал-демократа", журнал "Vorbote" и др. документы циммервальдской левой.

На основе установок Ленина и Сталина шло затем изучение всех остальных источников. Группа ставила своей целью создать научно точную, т. е. большевистскую хронику, и "поэтому не только излагала обманные маневры открытых и прикрытых социал-шовинистов и буржуазии, но и выявляла подлинную сущность этих маневров.

История классовой борьбы в мировую войну разделена в "Хронике" на пять важнейших политических этапов: от австрийского ультиматума Сербии до Циммервальда; от Циммервальда до осени 1916 г., когда, по определению Ленина, наступил "поворот в мировой политике"; от осени 1916 г. до Февральской революции; от Февральской революции до Октябрьской; и наконец от Октябрьской революции до перемирия, заключенного 11 ноября 1918 г. По каждому из этих периодов дается статья, кратко излагающая важнейшие процессы за данный период. За нею следует хроника событий по дням.

Наряду с хрониками но Германии и Франции было бы крайне полезно проделать работу такого же типа по всем другим воевавшим странам и хотя бы по одной ней


1 Сталин. Вопросы ленинизма, изд. 9-е, стр. 336.

стр. 157

тральной стране. Кроме того необходимо написать "международный" том, который включил бы важнейшие события в области рабочего и революционного движения во всех странах. Этот том должен служить справочным при пользовании всеми остальными томами "Хроники". В каком объеме и какими темпами Институту истории удастся провести эти работы, будет зависеть от той оценки, которая будет дана его работам по Германии и Франции, и от кадров, который Институту удастся привлечь.

К работе по составлению "Хроники" были привлечены наряду с советскими историками немецкие и французские научные работники, которые с большой готовностью откликнулись на предложение Института истории Комакадемии участвовать в этой работе. Наряду с научными работниками - авторами "Хроники" - о работе участвовали научно-вспомогательные работники. По каждой стране работали четыре автора.

Вся работа была разделена на три этапа: 1) проработка литературы, 2) написание хроника и статей, 3) редактирование написанного и доработка хроники и статей на основе указаний редактора и на основе ознакомления с работой других авторов.

Проработка литературы происходила следующим образом: наиболее сложные материалы прорабатывал автор; он же прорабатывал вначале часть всякого нового материала, для того чтобы установить метод проработки и дать конкретные указания научно-вспомогательным работникам. Проработанный материал заносился на карточки по точно выработанной форме. Всего составлено по Германии 7500 карточек, по Франции - около 7 тыс. Важнейшие документы, в ток числе некоторые особенно важные газетные статьи, копировались целиком.

С самого начала была поставлена серьезная библиографическая работа. Институт истории совместно с библиотекой Комакадемии организовал также для работников группы выставку основной литературы по социально-политической истории главных стран во время мировой войны.

Для углубленной проработки основных вопросов работы группа заслушала и обсудила следующие доклады: "Ленин о международном рабочем движений, в особенности в Германии и во Франции в мировую войну (т. Поль). "Положение рабочею класса и стачечное движение но Франции в годы войны" (т. Горев), "Революционное движение во французской армии в 1917 г." (т. Нотович), "Революционное движение в германском флоте в мировую войну" (т. Поль), "Революционная борьба германской молодежи в мировую войну" (т. Глобих).

Главная трудность работы состояла в том, чтобы дать картину классовой борьбы в соответствующих странах с возможно меньшими пробелами. Пробелы, и притом серьезные, были в работе совершенно неизбежны, потому что ряд важнейших источников покоится еще в правительственных и иных архивах капиталистических стран: ряд источников, доступных иностранным исследователям, был недоступен нам, в частности коллекции революционных изданий, имеющиеся у отдельных товарищей за границей; наконец мы не могли полностью исчерпать всего богатства источников, имеющихся в СССР, так как в связи с 20-летием начала мировой войны считали необходимым закончить "Хронику" по Германии и Франции в сравнительно короткий срок - за один год (работа была начата весной 1933 г., а отдельным товарищи приступила к работе только зимой 1938/34 г.). По Германии четыре автора работали в общей сложности 42 месяца, по Франции четыре автора - 41 месяц.

На основе опыта проведенной работы можно сказать, что для написания "Хроники" по крупным странам, например по Англии, нужно при основательной постановка библиографической работы, достаточном коллективе авторов научно-вспомогательных работников, редакторов и при их полной концентрации на данной работе - полтора года.

Глубокий научный интерес к работе, создание ее политической полезности, концентрация в работе я наличие конкретного, оперативного руководства - вот те условия, которые дали Институту возможность закончить за год первые две "Хроники" и одновременно воспитать кадры которые успешно могут продолжать работу такого типа.

Кетэ Поль

II. Массовая работа Института истории Комакадемии в первом полугодии 1934 г.

Массовая работа г Институте истории и первой половине 1984 г. велась по трем направлениям: 1) при Институте был организован цикл лекций для преподавателей вузов, техникумов, комвузов. старших классов школ МОНО: 2) поставлен был ряд научно-исследовательских докладов научных сотрудников Института с привлечением к обсуждению этих докладов исторической общественности: 3) ряд докладов по поручению Института и запросам с мест был сделан в Харькове и Тамбове (тт. Ванагом, Поль, Анатольевым).

Задачей цикла лекций для повышения квалификации преподавателей было поднять теоретический уровень преподавателей истории, дать им фактический материал, ознакомить их с основной литературой по узловым вопросам программы. Разработанный первоначально план цикла лекций имел в виду главным образом преподавателей старших классов школ МОНО. Из их среды по-

стр. 158

ступало больше всего запросов об организации такого цикла, здесь можно было ориентироваться на более или мопсе однородную аудиторию, именно здесь преподаватели были о наиболее затруднительном положении вследствие недостатка соответствующих учебников, наглядных пособий, литературы. Для лучшего усвоения лекций слушателям раздавались планы каждой лекции с указанием основной литературы по данной теме.

Первые же лекции этого цикла однако показали, что меньше всего посещали их преподаватели истории школ МОНО, Наиболее регулярно посещали лекции преподаватели рабфаков техникумов, аспиранты ВНШД, студенты АКВ, КУПОН, ИФИ, занимающиеся педагогической работой. Запросы аудитории были чрезвычайно разнородны: тлеть слушателей при обсуждении тематики цикла лекций правильно предлагала заострить внимание на конкретном фактическом материале, на характеристиках главных деятелей той или другой эпохи; другая часть настаивала на необходимости поставить цикл лекций о формациях; наконец третьи считали необходимым приурочить календарный план проведения цикла к плану работы учебных заведений, в которых они преподают, с тем чтобы каждая лекция читалась во время проработки данной темы в учебном заведении. Разнородность аудитории не дала возможности удовлетворить запросы последней группы слушателей, а вторая (очень немногочисленная группа) вскоре отказалась от своих требований.

Всего за 4 мес. прочитало 14 лекций, на которых присутствовало более 700 чел. По истории СССР прочитаны следующие лекции: 1) "О задачах изучения истории СССР" - т. Ломакин; 2) "Маркс и Энгельс о России" - т. Парадизов; 3) "Промышленный переворот в России" - т. Зельцер; 4) "Военно-феодальный империализм царской России" - т. Ванаг; 5) "Октябрьская революция" - т. Пионтковский; 6) "Триумфальное шествие советской власти" - т. Панкратова. По всеобщей история: 1) "Чартизм" - т. Лурье; 2)"Якобинская диктатура во Франции" - т. Фридлянд; 3) "Борьба за "свободные" земли в США" - т. Ефимов. В связи с рядом актуальнейших исторических вопросов, поставленных т. Сталиным па XVII съезде партии, прочитано пять следующих лекций: 1) "Падение древнего Рима" - т. Преображенский; 2) "Объединение Италии в XIX в." - т. Фридлянд; 3) "Объединение Германии в XIX в." - т. Цобель; 4) "Поход четырнадцати государств" - т. Рубач; 5) "16 лет мирной политики СССР" - т. Поль.

Лекция "Падение древнего Рима" напечатана в журнале "Борьба классов" (N5 - 6).

Научно-исследовательских докладов с привлечением к их обсуждению исторической общественности состоялось три: 1) "Ленин как историк" - т. Ломакин (доклад был организован совместно с секретариатом редакции "Истории заводов"); 2) "Украинский национализм на службе немецкого фашизма" - т. Рубач; 3) "Марат как теоретик гражданской войны в XVIII в." - т. Фридлянд.

Кроме того Институт организовал 15 января в Комакадемии вечер, посвященный памяти Карла Либкнехта и Розы Люксембург. На вечере после вступительного слова директора Института т. Лукина сделаны были доклад т. Радека "Роза Люксембург и Карл Либкнехт и их историческая роль" и содоклад т. Геккерта.

В связи с тем, что группа сотрудников Института совместно с заводской редколлегией подготовляет к печати монографию "История завода "Серп и молот", было проведено несколько докладов и обсужден ряд зачитанных глав по истории завода. Ответственный редактор монографии т. Панкратова сделала доклад об основных установках и плане монографии и зачитала первую главу монографии (доклад был организован совместно с редакцией "Истории заводов") На собраниях заводского актива читку и обсуждение ряда глав провели тт. Меллер, Поселянина, Штерн.

В настоящее время Институт в связи с двадцатилетием империалистической войны включился в работу сессии, посвященной 20-летию, войны проводимой под руководством фрунзенского райкома ВКП(б), и организовал ряд докладов во Фрунзенском районе.

Печатаются популярные брошюры М. Глобих, "Положение и борьба трудящихся женщин в Германии в годы мировой войны", В, Горев, "Рабочие и хозяева во Франции в годы мировой войны" и Ф. Глобих, "Борьба революционной молодежи Германии в годы мировой войны". Кроме того будет напечатан ряд статей в газетах и массовых журналах. Гея эта подготовка проводится группой научных сотрудников под руководством т. Поль.

Особенно большое внимание Институт обращает на работу с преподавателями. Совместно с комиссией по преподаванию истории, организованной при Институте история, Истфаком, МОНО и другими организациями разрабатываются планы цикла лекций и семинаров для преподавателей.

Orphus

© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

http://libmonster.ru/m/articles/view/Хроника-В-ИНСТИТУТЕ-ИСТОРИИ-КОММУНИСТИЧЕСКОЙ-АКАДЕМИИ-2015-08-22

Похожие публикации: LRussia LWorld Y G


Публикатор:

Lidia BasmanovaКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: http://libmonster.ru/Basmanova

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

В. М., Хроника. В ИНСТИТУТЕ ИСТОРИИ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ // Москва: Русский Либмонстр (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 22.08.2015. URL: http://libmonster.ru/m/articles/view/Хроника-В-ИНСТИТУТЕ-ИСТОРИИ-КОММУНИСТИЧЕСКОЙ-АКАДЕМИИ-2015-08-22 (дата обращения: 21.11.2017).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - В. М.:

В. М. → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Свежие статьиLIVE
Публикатор
Lidia Basmanova
Vladivostok, Россия
490 просмотров рейтинг
22.08.2015 (822 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)

Ключевые слова
Похожие статьи
В статье представлена современная методология и эффективные методики психологической реабилитации и развития детей с ограниченными возможностями здоровья по инновационной Системе психологической координации с мотивационным эффектом обратной связи И.М.Мирошник в санаторно-курортных условиях. Эта статья представлена в Материалах научно-практической конференции с международным участием «Актуальные вопросы физиотерапии, курортологии и медицинской реабилитации», которая состоялась в ГБУЗ РК «Академический НИИ физических методов лечения, медицинской климатологии и реабилитации им. И.М. Сеченова», 2-3 октября 2017 г., г. Ялта, Республика Крым, и опубликована в журнале Вестник физиотерапии и курортологии. —2017. —№4. — С.146—154
11 дней(я) назад · от Ирина Макаровна Мирошник
В 2018 году исполняется ровно 20 лет с начала широкого внедрения в курортной системе Крыма инновационных методов и технологий, разработанных в Российской научной школе координационной психофизиологии и психологии развития И.М.Мирошник. В этой статье талантливого крымского журналиста Юрия Теслева освещается первый семинар кандидата психологических наук Ирины Мирошник и кандидата технических наук Евгения Гаврилина в Крыму: "Представьте, у вас все валится из рук: работы вы лишились, жена ушла, а дети выросли. В такой момент ох как нужен тот, кто готов выслушать вас. Но ты — гордый. Тебе легче вены вскрыть, чем открыть перед кем-то свою душу. Другое дело — компьютерный психотерапевт. Кто знает, окажись компьютер с программой, созданной московски¬ми учеными, в руках Сергея Есенина, Владимира Маяковского, Марины Цветаевой, может быть, не лишились бы мы так рано многих своих гениев"...
11 дней(я) назад · от Ирина Макаровна Мирошник
Новая концепция электричества необходима, прежде всего, потому, что в современной концепции электричества током проводимости принято считать движение свободных электронов при неподвижных ионах. Тогда как, ещё двести лет тому назад Фарадей в своём опыте, – который может повторить любой школьник, – показал, что ток проводимости это движение, как отрицательных, так и положительных зарядов. Кроме того, современная концепция электричества не способна объяснить, например: каким образом электрический ток генерирует магнетизм, как осуществляется сверхпроводимость, как осуществляется выпрямление тока, и т.д.
Каталог: Физика 
14 дней(я) назад · от Геннадий Твердохлебов
Из краткого анализа описаний опыта Майкельсона- Морли [1,2] видно, что в нем рассматривалось влияние только движения Земли на скорость распространения световых лучей. Причем, ожидавшееся смещение интерференционных полос, вызванное этим движением, не подтвердилось в опыте. Как показано в [3,4] отрицательный результат, т. е. несовпадение теоретических и экспериментальных данных возникло вследствие того, что распространение лучей исследовалось на основе классических законов движения материальных тел. Однако, поскольку лучи обладают волновыми свойствами, то их необходимо рассматривать как бегущие волны при неподвижном эфире.
Каталог: Физика 
15 дней(я) назад · от джан солонар
В статье показано, что вакуумная среда состоит из реликтовых частиц, создающих реликтовый фон, обнаруженный исследователями [1]. Причем, это излучение, представляющее электромагнитные волны, фотоны, можно рассматривать как волны возмущения вакуумной среды. Поэтому, если фотон является волной возмущения вакуумной среды то, очевидно, эта среда должна состоять из микроэлементарных частичек фононов, гравитонов, которые и составляют эту волну. При движении элементарных частиц фононы захватываются ими и образуют электромагнитные волны.
Каталог: Физика 
15 дней(я) назад · от джан солонар
Зримый мир, очей наших Вселенная, Пращурам был колесом на Оси, была коей Луна им. Наука дней новых слепа к тому: мир ей — без центра и края дыра, чей исток, Большой Взрыв, грянув в прошлом, НЕ СУЩ АКТУАЛЬНО, СЕЙ МИГ, — и с тем МИР ЕСТЬ РЕКА БЕЗ ИСТОКА. Поход «Аполлона-12» к Луне лишил почвы ложь эту, губящую нас.
Каталог: Философия 
18 дней(я) назад · от Олег Ермаков
По уровню прибыли, считается, этот вид бизнеса занимает место где-то между торговлей наркотиками и торговлей оружием. По оценкам социологов, в той или иной степени его клиентами являются до 20 процентов взрослого населения Украины. А во время расцвета игорного бизнеса в этой стране, в конце 2000-х, в Украине насчитывалось более 5.000 действующих казино и залов игровых автоматов.
Каталог: Лайфстайл 
22 дней(я) назад · от Россия Онлайн
БАРАКАТУЛЛА В СОВЕТСКОЙ РОССИИ
Каталог: История 
24 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ВОПРОСЫ РЕПАРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ВЕЙМАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ. (ПО МАТЕРИАЛАМ РЕЙХСТАГА)
Каталог: Военное дело 
24 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ВСЕСЛАВЯНСКИЙ КОМИТЕТ
Каталог: История 
24 дней(я) назад · от Россия Онлайн

ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА
Либмонстр - это бесплатный инструмент для сохранения авторского наследия. Создавайте свои коллекции статей, книг, файлов, мультимедии и делитесь ссылкой с коллегами и друзьями. Храните своё наследие в одном месте - на Либмонстре. Это практично и удобно.

Либмонстр ретранслирует сохраненные коллекции на весь мир (открыть карту): в ведущие репозитории многих стран мира, социальные сети и поисковые системы. И помните: это бесплатно. Так было, так есть и так будет всегда.


Нажмите сюда, чтобы создать свою личную коллекцию
Хроника. В ИНСТИТУТЕ ИСТОРИИ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ
 

Форум техподдержки · Главред
Следите за новинками:

О проекте · Новости · Отзывы · Контакты · Реклама · Помочь Либмонстру

Русский Либмонстр ® Все права защищены.
2014-2017, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)


LIBMONSTER - INTERNATIONAL LIBRARY NETWORK