Либмонстр - всемирная библиотека, репозиторий авторского наследия и архив

Зарегистрируйтесь и создавайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Это удобно и бесплатно. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора. Делитесь с миром Вашими работами!

Libmonster ID: RU-14226
Автор(ы) публикации: М. А. МАСКАЕВ

поделитесь публикацией с друзьями и коллегами

Гражданская война в Советской России привела к углублению разрухи, порожденной первою мировою войной. Она тяжело отразилась, в частности, на состоянии транспорта. Ущерб, причиненный разрушениями, был здесь особенно значительным, потому что военные действия, как правило, велись вдоль линий железных дорог. Московско-Казанская железная дорога первоначально находилась вне этой полосы. Несмотря на затруднения с материальными и людскими ресурсами, Советская власть даже тогда вела строительство новых путей на отдельных участках этой важной магистрали: были сданы в эксплуатацию линии Арзамас - Канат и Агрыз - Воткинск1 . Проводились и ремонтные работы: смена рельсов, шпал, стрелочных переводов, крестовин, переводных брусьев2 . Продолжалось сооружение линий Казань - Екатеринбург и Нижний Новгород - Котельнич для скорейшего соединения Москвы с Сибирью в продовольственных целях. Для этого было создано особое строительное управление3 . В ноябре 1918 г. началось сооружение железнодорожной линии Сургут - Нурлат с последующим доведением ее до Чистополя. Совнарком РСФСР возложил персональную ответственность за эту стройку на наркома путей сообщения В. И. Невского и чрезвычайного военного комиссара Восточного фронта В. Н. Ксандрова 4 .

На "Казанке" железнодорожные пути и подвижной состав были в чрезвычайно плохом состоянии. В восточной ее части белогвардейцы на протяжении нескольких сотен верст превратили линии в сплошное ровное поле: растаскивалось буквально все - рельсы, шпалы, скрепления, уничтожались телеграфные столбы. Мостов было подорвано и сожжено 144, из них 28 железных на каменных опорах5 . Около 10% товарных вагонов и 40% паровозов были "больными"6 . Из 26811 вагонов товарного парка было пропущено через все виды ремонта 45394, из 1097 вагонов пассажирского парка- 61877 , то есть каждая производственная единица "лечилась" неоднократно. Ограниченное и низкое качество ремонта подвижного состава ухудшало состояние локомотивного и вагонного парков.

Работа железнодорожного транспорта была подчинена тогда в первую очередь потребностям обороны от интервентов и белогвардейцев. Транспорт осуществлял перевозки войск, вооружения, снаряжения для Красной Армии. На "Казанке" военным органам сразу же было передано 167 пассажирских и 2 тыс. товарных вагонов, и в них дорога перевезла 60690 бойцов Красной Армии 8 . Она обслуживала потребности военного хозяйства и являлась его составной частью9 . Огромное значение придавалось транспортировке топлива, сырья, продовольствия. Для ускорения перевозок формировались маршрутные поезда, передвигавшиеся быстрее обычных составов. Успешность военных действий, подвоз продовольствия, снабжение промышленности - все это упиралось в транспорт "как в тот минимум, к которому... приходилось приспособляться"10 .

Коммунистическая партия вела борьбу за установление на транспорте революционного порядка. 26 марта 1918 г. за подписью В. И. Ленина был опубликован декрет о централизации управления и охраны дорог,


1 "Железные дорога СССР в цифрах". М. 1935, стр. 11.

2 Государственный архив Московской области (ГАМО), ф. 2210, оп. 4, д. 114, лл. 13 - 14.

3 Там же, д. 14, л. 24; д. 439, л. 43.

4 Там же, оп. 3, д. 109, лл. 13 - 24.

5 Там же, ф. 2210, оп. 4, д. 114, л. 6.

6 "Материалы по статистике путей сообщения". Вып. 2. М. 1921, стр. 2 - 5.

7 ГАМО, ф. 2210, оп. 4, д. 114, лл. 25 - 26.

8 "Материалы по статистике путей сообщения". Вып. 2, стр. 33.

9 Там же. Вып. 3. М. 1921, стр. 70 - 71.

10 "Железнодорожный транспорт СССР в документах Коммунистической партии и Советского правительства". М. 1957, стр. 79.

стр. 198


повышении их провозоспособности. 28 ноября 1918 г. на железных дорогах было введено военное положение и назначены чрезвычайные военные комиссары11 . Первым комиссаром на "Казанке" был старый большевик Н. И. Попов, после него - машинист И. А. Крат, а в паровозном депо Москва- Сортировочная - слесарь И. Е. Бураков12 . Комиссары контролировали действия специалистов и пресекали всякие попытки ослабить транспорт и содействовать врагам Советской власти. Опираясь на коммунистов- железнодорожников, они вели огромную партийно-политическую работу, создавали коммунистические и комсомольские ячейки среди: так называемого железнодорожного населения (в то время его насчитывалось на "Казанке" около 200 тыс. человек, в том числе рабочих и служащих - около 50 тыс.)13 . В ноябре 1918 г. ВЦИК утвердил "Положение об управлении железными дорогами и о системе выборных органов на транспорте". Последние лишались права осуществлять административно-технические функции, но должны были следить за точным исполнением правительственных постановлений.

В те годы "Казанка" подчинялась Главному дорожному исполнительному комитету Совета железнодорожных депутатов. Функционировали Главная ревизионная комиссия, Ревтрибунал, Товарищеский суд дороги. На 5-м дорожном съезде профсоюзов в 1918 г. железнодорожники переизбрали Главдорисполком, и в него в большинстве вошли рабочие, преимущественно члены РКП (б). В дальнейшем была организована Главная политическая коллегия для контроля над работой Управления дороги. В связи с наступлением белочехов "Казанка" в августе 1918 г., ранее других, была объявлена на военном положении, организован Главный военно-революционный комитет дороги, а на ее линиях - районные военно-революционные комитеты, взявшие на себя всю полноту власти и хозяйственного управления14 . Главревком состоял из 18 рабочих-коммунистов под председательством столяра вагонных мастерских станции Перово П. К. Плющева. Бывший главный комиссар дороги Н. И. Попов в своих воспоминаниях рассказывает: "Началось с того, что Плющев и Попов заняли кабинет у директора-распорядителя правления акционерного общества Н. К. фон Мекка. Когда тот пришел в свой кабинет и спросил, в чем дело, Плющев ответил: "С сегодняшнего дня вы уже не являетесь директором дороги, ею будет управлять ревком". Фон Мекк хорошо владел собой, попытался улыбнуться, но улыбка получилась кислая. Он ответил: "Пожалуйста". Для руководства службами дороги был создан Главный технический отдел из 5 инженеров. Во главе каждой службы стоял комиссар"15 . Мемуары других работников дороги повествуют о фон Мекке как о типичном старом хозяйчике, враге трудящихся: "В ЦК профсоюза приезжали представители постройкомов... Они сообщили, что хозяин этих строек Н. К. фон Мекк задерживает выплату заработной платы, рассчитывая, что строители не выдержат голодовки и бросят работу... Требования делегатов с мест были единодушными - отобрать стройки у фон Мекка и передать их государству... Мы решили обратиться к В. И. Ленину. - Что же, неудивительно, - сказал В. И. Ленин, - что фон Мекк срывает эти стройки... Они для нас крайне важны и для ведения войны, и для получения хлеба"; постановлением СНК РСФСР стройки были национализированы16 .

Большую роль сыграли железнодорожники "Казанки" в борьбе с врагами Советской власти. Стойко дрался с белочехами в Пензе отряд рузаевских железнодорожников под руководством В. П. Кирпичникова (стал позднее известным писателем под псевдонимом Ставский)17 . В мае 1918 г., когда на станцию Агрыз надвигались белогвардейцы, в числе первых добровольцев, ушедших на борьбу с врагом, был первый председатель местного военно-революционного комитета, токарь депо, коммунист Михаил Ометов. Вместе с ним пошли 190 агрызских железнодорожников. С беззаветным мужеством и героизмом защищали они Советскую власть. В бою под селом Ватутино Ометов погиб. В память о нем названа ныне одна из улиц Агрыза18 . В августе 1918 г., когда поезда со станции Казань уходили сквозь дым пожарищ и под раз-


11 "Железнодорожный транспорт в важнейших документах". М. 1940, стр. 50 - 51.

12 "Все дороги ведут в Москву". М. 1971, стр. 98 - 99.

13 "Материалы по статистике путей сообщения". Вып. 4. М. 1921, стр. 132 - 133.

14 А. Березин. М. -Казанская дорога. "Железнодорожник", 1927, N 20 - 21, стр. 39.

15 "Гудок", 28.1.1967.

16 "Встреча с Лениным". М. 1962, стр 27 - 30.

17 "Рузаевка". Саранск. 1971, стр. 6 - 7.

18 "Горьковская железная дорога за пять-, десят лет Советской власти". Ижевск. 1967, стр. 19 - 20.

стр. 199


рывами снарядов, бронепоезд "Свободная Россия", прикрывавший отход частей Красной Армии, покидал станцию последним. В этот момент испортились дымогарные трубы. Оказавшийся рядом с локомотивом слесарь Морозов набросил на себя мокрый мешок, влез в топку и прямо в огне, весь опаленный, устранил неисправность19 .

Для поддержания революционного порядка на транспорте ВЦИК образовал Железнодорожную чрезвычайную комиссию (ЖЧК). О том, как работали чекисты на транспорте, рассказывает старый коммунист, бывший первый председатель Военно-революционного комитета станции Нижний Новгород Г. С. Плахов: "Сотрудники ЖЧК установили дежурство на Ромодановском вокзале. Им приходилось приглядываться к отъезжавшим пассажирам. И это делалось не случайно. Дело в том, что под видом крестьянина с котомкой за плечами нередко скрывался матерый белогвардеец, жандармский офицер или крупный заводчик. При задержании подозрительных "крестьян" находили огнестрельное оружие, динамит, золото, антисоветские листовки"20 .

В связи с национализацией дороги была создана ликвидационная комиссия. Она установила, что на 9 ноября 1918 г. имелось наличными 1,8 млн. руб. в кассах бывшего правления акционерного общества "Казанки", а долг банкам составлял 70 млн. рублей21 . Часть капиталов дороги осталась в Берлинском, Парижском и Нидерландском банках22 . Получить эти средства не представлялось возможным, и Советская власть изыскивала иные источники. Стала создаваться советская система управления транспортом, которая складывалась постепенно, через успехи и промахи, недостатки и достижения. То были, как писал В. И. Ленин, "ошибки нового класса при создании новой жизни"23 .

В декабре 1918 г. Чрезвычайная комиссия Народного комиссариата рабоче- крестьянской инспекции установила, что старая администрация железных дорог проявляет преступное отношение к делу. Была собрана масса примеров непроизводительного простоя вагонов, на некоторых станциях

Казанской дороги (Перово, Рыбное и др.) обнаружены вагоны с грузами, прибывшими еще летом 1918 г., в том числе с продовольствием. В Сызрани скопилось до 1300 вагонов с продовольствием для Москвы и Петрограда24 . Враги Советской власти провоцировали железнодорожников на забастовки, срывали ремонт подвижного состава, прятали исправные паровозы. Подобные факты наблюдались в Москве, на станциях Муром, Рузаевка и в других местах. Пришлось принимать экстренные меры. Другой бедой был топливный голод. Нормальному функционированию дороги мешало и мешочничество. Специальные заградительные отряды осматривали все поезда, служебные вагоны и паровозы "Казанки". В местах, через которые проходили хлебные транспорты, были установлены пикеты и действовала вооруженная охрана дороги. В 1918 она состояла из 2556 красноармейцев25 . Военные комендатуры координировали действия пикетов и следили за ходом перевозки грузов26 .

Железнодорожникам "Казанки" разрешалось из отремонтированных ими в неурочное время паровозов и вагонов формировать эшелоны, выезжать в хлебные районы и заготавливать продукты для себя. При дороге был создан Агрономический отдел во главе с агрономом М. М. Миловидовым. Ему выделили 86 дес. земли возле платформы Соколовской Московской области и молочную ферму27 . Советское государство даже в условиях крайнего разорения хозяйства и при мобилизации всех ресурсов страны на оборону проявляло заботу о трудящихся. Вошло в силу государственное регулирование заработной платы на основе тарифов, выработанных профсоюзами, было уничтожено неравенство в оплате труда женщин-железнодорожниц28 . В 1918 г. значительная часть железнодорожников "Казанки" была переселена из подвалов, вагонов и трущоб в квартиры нетрудовых элементов29 . Проводился в жизнь принцип бесплатности медицинского обслуживания. На "Казанке" уже в 1918 г. действовало 26 врачебных участков, 3 больницы, 26 приемных


19 "Локомотив", 15.VIII.1942.

20 "Горьковская железная дорога за пятьдесят лет Советской власти", стр. 21.

21 ЦГАНХ СССР, ф. 6936, оп. 1, д. 98, л. 40.

22 "Железнодорожный транспорт. (Статистические материалы)". М. 1929, стр. 238.

23 В. И. Ленин. ПСС. Т. 35, стр. 147.

24 А. И. Голополосов. Обзор железнодорожного транспорта. М. 1920, стр. 7.

25 ГАМО, ф. 2210, оп. 4, д. 114, л. 4.

26 ЦГА Мордовской АССР, ф. Р-130, оп. 1, д. 2, л. 8.

27 ГАМО, ф. 2210, оп. 3, д. 90, л. 7.

28 "Материалы по статистике путей сообщения". Вып. 3, стр. 142-!43.

29 Там же, стр. 145 - 146.

стр. 200


покоев, 17 фельдшерских и акушерских пунктов. Несмотря на нехватку медицинского персонала (значительная часть его находилась в армии), на "Казанке" работали 44 врача, 118 фельдшеров, 24 акушерки, 9 фармацевтов30 . Развернулось также профессионально-техническое обучение железнодорожников: возникли школы профтехнического образования, сеть курсов по ликвидации технической безграмотности и по подготовке квалифицированных рабочих31 . Большую работу вели народные дома и клубы. Железнодорожники слушали там лекции, смотрели спектакли, участвовали в разнообразных кружках. Важным очагом культурно- воспитательной работы явились библиотеки. Они создавались при клубах "Казанки" и на крупных железнодорожных станциях32 .

Труженики Московско-Казанской железной дороги уже в первые годы после победы социалистической революции проявили себя как один из передовых отрядов советского рабочего класса. Не случайно в 1919 г. именно они положили начало тому славному подвигу, который известен как "великий почин".


30 Там же, стр. 132 - 133.

31 ЦГАНХ СССР, ф. 1884, оп. 80, д. 43, лл. 15 - 18.

32 "Власть труда", 31.V.1918.

Orphus

© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

http://libmonster.ru/m/articles/view/-КАЗАНКА-В-1918-ГОДУ

Похожие публикации: LRussia LWorld Y G


Публикатор:

Serge GareliusКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: http://libmonster.ru/Garelius

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

М. А. МАСКАЕВ, "КАЗАНКА" В 1918 ГОДУ // Москва: Русский Либмонстр (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 16.07.2017. URL: http://libmonster.ru/m/articles/view/-КАЗАНКА-В-1918-ГОДУ (дата обращения: 25.09.2017).

Автор(ы) публикации - М. А. МАСКАЕВ:

М. А. МАСКАЕВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Свежие статьиLIVE
Публикатор
Serge Garelius
Orenburg, Россия
73 просмотров рейтинг
16.07.2017 (71 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)

Ключевые слова
Похожие статьи
Ключ к Тайне — имя Хеопс. The key to Mystery is the name of Cheops.
Каталог: Философия 
4 дней(я) назад · от Олег Ермаков
СОЮЗ ПОЛЬШИ И СОВЕТСКОГО СОЮЗА
Каталог: Право Политология 
5 дней(я) назад · от Россия Онлайн
РЕАЛЬНЫЙ д'АРТАНЬЯН
Каталог: Лайфстайл История 
5 дней(я) назад · от Россия Онлайн
Америка как она есть. ПО СТОПАМ "БРАТЦА БИЛЛИ"
Каталог: Журналистика 
6 дней(я) назад · от Россия Онлайн
Маркировка с повинной. Производителям генетически-модифицированных продуктов предлагают покаяться
Каталог: Экономика 
7 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ПРОСРОЧЕННЫЕ ПРОДУКТЫ, ФАЛЬСИФИКАЦИЯ И СОМНИТЕЛЬНАЯ МАРКИРОВКА
Каталог: Экономика 
7 дней(я) назад · от Россия Онлайн
Молодёжь, не ходите в секту релятивизма. Думайте сами. И помните, там, где появляется наблюдатель со своими часами, там заканчивается наука, остаётся только вера в наблюдателя. В науке наблюдателем является сам исследователь. Шутовству релятивизма необходимо положить конец!
Каталог: Философия 
10 дней(я) назад · от Геннадий Твердохлебов
Российский закон о защите чувств верующих и ...богов - закон “с душком”, которому 2,5 тысячи лет
26 дней(я) назад · от Аркадий Гуртовцев
Предисловие, написанное спустя 35 лет Я писал эту статью, когда мне было 35, и меня, ничего не соображающего в физике, но обладающего логическим мышлением, возмущали те алогизмы и парадоксы, которые вытекали из логики теории относительности Эйнштейна. Но это была критика на уровне эмоций. Сейчас, когда я стал чуть-чуть соображать в физике, и когда я открыл закон разности гравитационных потенциалов, и на его основе построил пятимерную систему отсчета, сейчас появилась возможность на уровне физических законов доказать ошибочность теории относительности Эйнштейна.
Каталог: Физика 
29 дней(я) назад · от Геннадий Твердохлебов
Ветров Петр Тихонович учил нас Справедливости, Честности, Благоразумию, Любви к родным, близким, своему русскому народу и Родине! Об отце вспоминаю, с чувством большой Гордости, Любви и Благодарности! За то, что он сделал из меня нормального человека, достойного своих прародителей и нашедшего праведный путь в своей жизни!
Каталог: История 
29 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА
Либмонстр - это бесплатный инструмент для сохранения авторского наследия. Создавайте свои коллекции статей, книг, файлов, мультимедии и делитесь ссылкой с коллегами и друзьями. Храните своё наследие в одном месте - на Либмонстре. Это практично и удобно.

Либмонстр ретранслирует сохраненные коллекции на весь мир (открыть карту): в ведущие репозитории многих стран мира, социальные сети и поисковые системы. И помните: это бесплатно. Так было, так есть и так будет всегда.


Нажмите сюда, чтобы создать свою личную коллекцию
"КАЗАНКА" В 1918 ГОДУ
 

Форум техподдержки · Главред
Следите за новинками:

О проекте · Новости · Отзывы · Контакты · Реклама · Помочь Либмонстру

Русский Либмонстр ® Все права защищены.
2014-2017, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)


LIBMONSTER - INTERNATIONAL LIBRARY NETWORK