Либмонстр - всемирная библиотека, репозиторий авторского наследия и архив

Зарегистрируйтесь и создавайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Это удобно и бесплатно. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора. Делитесь с миром Вашими работами!

Libmonster ID: RU-14228
Автор(ы) публикации: А. А. ФУРСЕНКО

поделитесь публикацией с друзьями и коллегами

Имя Патрика Генри, одного из выдающихся деятелей войны североамериканских колоний Англии за независимость, представителя радикально настроенного крыла в колониях, широко известно. Его речь "Свобода или смерть!", которая наряду с речью А. Линкольна в Геттисберге считается одним из самых знаменитых политических выступлений в американской истории, включена в хрестоматии и школьные учебники США. За исключением короткого пребывания в Филадельфии в качестве

стр. 210


делегата I Континентального конгресса, П. Генри практически всю жизнь прожил безвыездно в Вирджинии. Тем не менее он оказал сильное влияние на развитие революционно-освободительного движения в общеамериканском масштабе. Его смелые выступления в защиту колонистов при разбирательстве дел в судебных инстанциях, активная деятельность на посту депутата вирджинской колониальной ассамблеи и первого губернатора штата Вирджиния создали ему репутацию выдающегося борца-демократа, а настоящую славу принесла ему речь "Свобода или смерть!". Она была произнесена в канун вооруженного восстания, положившего начало войне североамериканских колоний за независимость.

К весне 1775 г. в колониях усилились антибританская агитация и призывы к активному сопротивлению. Наряду с Массачузетсом на севере важнейшим очагом недовольства являлась Вирджиния на юге. Вернувшись с заседаний I Континентального конгресса, вирджинские делегаты широко оповестили население колонии о принятых решениях. Вопреки приказу королевской администрации было решено возобновить работу колониальной ассамблеи, заново избрав ее состав. В самом начале 1775 г. состоялись выборы. Были избраны многие прежние депутаты, иные же получили мандат впервые. В особенности это касалось жителей "внутренней страны", ранее слабо представленной в ассамблее. По случаю Нового года королевский губернатор устроил бал в своей резиденции в Уильямсбурге, пригласив на торжественный прием и тех, кто находился в оппозиции к политике метрополии. Из отдаленного "пограничного" графства Финкэстл прибыла петиция с благодарностью в адрес делегатов I Континентального конгресса за их "благородные усилия с целью примирить метрополию с колониями на рациональной и конституционной основе"1 . Однако примирительные настроения быстро таяли, а силы сторонников сопротивления крепли из месяца в месяц. Вновь избранная ассамблея собралась не в Уильямсбурге, а в небольшом городе Ричмонде, ставшем впоследствии новой столицей Вирджинии. Это было сделано специально, чтобы не мозолить глаза властям и в надежде избежать роспуска ассамблеи. К 20 марта в Ричмонд съехались делегаты из разных районов Вирджинии. Долог и труден был путь в условиях бездорожья даже при сравнительно небольших по нынешним понятиям расстояниях. Некоторым из делегатов потребовалось на приезд 5 - 7 дней.

Местом заседания ассамблеи стала церковь Сент-Джон. Политические собрания в колониях часто проходили в церквах. В Ричмонде то было самое крупное здание. Особенность политической ситуации в Вирджинии заключалась в том, что различные социальные слои сплотились в антибританской кампании. По свидетельству Т. Джефферсона, задолженность вирджинских плантаторов метрополии составила к середине 70-х годов XVIII в. 2 млн. фунтов стерлингов - колоссальную по тем временам сумму. Тяжкое бремя долгов служило надежной гарантией патриотизма плантаторов, которые в основной своей массе занимали враждебную позицию по отношению к Англии2 . В то же время их консервативно настроенные представители на вновь избранной ассамблее настороженно следили за теми, кто, по их мнению, действовал слишком радикально. Свежие политические силы, образовавшиеся в ходе антибританских кампаний бойкота, грозили смести старые группировки. Однако попытка помешать новым силам была чревата дискредитацией. Поэтому открытого противодействия радикальные силы не встретили, и объективно обстоятельства складывались в их пользу.

Заседание вирджинской ассамблеи началось с традиционной молитвы за здравие короля. Затем был выслушан отчет делегатов I Континентального конгресса. На следующий день П. Генри предложил принять законопроект об обороне Вирджинии. Участие в конгрессе и созыв распущенной по приказу короля ассамблеи являлись актами неповиновения. Но то, что предлагал П. Генри, было откровенной угрозой ответить вооруженным сопротивлением в случае, если бы британское правительство вознамерилось поступить с Вирджинией так же, как с Массачузетсом, куда оно послало войска и где применило репрессии. То был логический шаг в освободительном движении. Но еще действовала инерция примирительных настроений, а вирджинские политики-ветераны с опаской наблюдали за действиями новых


1 R. D. Meade. Patrick Henry. Practical Revolutionary. Philadelphia - N. Y. 1969, pp. 10 - 13.

2 E. G. Evans. Planter Indeptedness and the Corning of the Revolution in Virginia. "William and Mary Quarterly", 3d ser., vol. 19, 1962, p. 511.

стр. 211


сил, грозивших положить конец их влиянию. Сам П. Генри также принадлежал к зажиточным слоям, был плантатором и имел сравнительно небольшой политический стаж. Однако именно ему суждено было возглавить радикальное крыло вирджинской ассамблеи и стать в тот момент центральной фигурой освободительного движения. Он действовал смело и решительно. Как раз 23 марта, защищая свой законопроект, П. Генри и произнес речь, которая считается одним из самых важных политических выступлений той эпохи.

Обращение к депутатам ассамблеи и присутствовавшей на заседании публике оратор начал словами о том, что "человеку свойственно предаваться иллюзиям надежды". "Мы склонны, - говорил он, - закрывать глаза на неприятную правду и внимать голосу Сирены до тех пор, пока она не превратит нас в животных... Намерены ли мы уподобиться тем, кто, имея глаза, не видит, и тем, кто, имея уши, не слышит..? Что касается меня, то, каких бы душевных страданий это ни стоило, я хочу знать всю правду, знать самое худшее и приготовиться к нему". П. Генри призывал не верить миролюбивым декларациям лондонского правительства: "Не доверяйте им, господа. Вы попадете в ловушку. Не обольщайтесь ласками... Разве нужны армия и флот, чтобы снискать нашу любовь и добиться примирения?.. Не будем обманываться... Они посланы сюда, чтобы скрутить нас, чтобы заковать нас в цепи, которые давно кует британское правительство... Что мы можем им противопоставить? Попытаемся выдвинуть ряд аргументов? Но, господа, мы уже пытались делать это на протяжении последних десяти лет... Я умоляю вас, не обманывайте себя дольше. Мы сделали все, что могли, дабы избежать приближающейся бури. Мы писали петиции,.. падали ниц перед троном... Наши петиции были отвергнуты, наши жалобы привели к новым актам насилия и оскорбления, к нашим просьбам отнеслись с пренебрежением, нас презрительно отшвырнули от трона. Теперь уже нет места надеждам. Если мы хотим быть свободными, если хотим сохранить неприкосновенными те неоценимые права, за которые мы так долго боролись,.. мы должны сражаться! Да, господа, я повторяю, мы должны сражаться!.. Они говорят нам, господа, что мы слабы... А когда будем сильнее? На следующей неделе или в будущем году? Может быть, тогда, когда будем совершенно обезоружены и у каждого дома поставят английского солдата? Не станем ли мы сильнее в результате нерешительности и бездействия? Или, может быть, у нас появятся силы бороться, если мы будем лежать на спине, крепко прижимая к себе обманчивый призрак надежды, пока наши враги не свяжут нас по рукам и ногам?.. Сражение выигрывает не только сильный. Побеждает бдительный, активный и смелый. Кроме того, господа, у нас нет выбора. Даже если бы мы оказались столь низменными, что решили бы именно так, отступать уже слишком поздно. Иного пути отступления, чем к угнетению и рабству, у нас нет! Цепи для нас готовы. Их бряцание уже слышно вокруг Бостона! Война неизбежна, и пусть она начнется!". В заключение П. Генри обратился к собравшимся со страстным призывом: "Следующий порыв ветра с севера донесет до нашего слуха лязг скрестившихся мечей. Наши братья уже на поле брани. Так почему мы праздно стоим здесь?.. Неужели жизнь так дорога или мир так сладок, что их следует покупать ценой кандалов и рабства?.. Я не знаю, что думают другие, а для меня - "Свобода или смерть!"3 .

С этими словами оратор покинул трибуну. На некоторое время воцарилась тишина. Все присутствующие, словно в оцепенении, оставались на своих местах. Потом прения продолжились. Р. Г. Ли, Т. Джефферсон и Т. Нельсон решительно поддержали предложенный П. Генри законопроект об обороне. Огромное впечатление, произведенное его речью, обеспечило успех этому предложению, и законопроект (правда, незначительным большинством голосов - 65 против 60) был одобрен ассамблеей. Специально созданная комиссия под председательством П. Генри выработала план вооружения и мобилизации вирджинской милиции. С небольшой поправкой этот план спустя два дня был принят единогласно4 .

Речь П. Генри не была тогда опубликована. Даже в условиях надвигавшейся войны с Англией она звучала слишком крамольно. Можно присоединиться к мнению исследователей, считающих, что отсутствие протокольной записи выступления П. Генри, видимо, явилось мерой предосторожности5 . Речь эта, однако, передавалась из уст в уста, и призыв "Свобода или смерть!" стал лозунгом освободительной борьбы. С этими


3 Цит. по: W. Wirt. The Life of Patrick Henry. N. Y. 1852, pp. 120 - 123.

4 R. D. Meade. Op. cit., pp. 35 - 37, 40.

5 N. D. Campbell. Patrick Henry. Patriot and Statesman. N. Y. 1969, p. 135'.

стр. 212


словами американцы сражались впоследствии против британских войск, а вирджинские волонтеры писали их на своей одежде6 . Впервые же текст речи опубликовал в 1817 г. У. Вирт7 . Самого П. Генри к тому времени уже не было в живых. Он скончался в 1799 г., и текст речи, как и некоторые другие документы, был воссоздан биографом и внуком П. Генри У. Виртом на основе опроса остававшихся еще в живых свидетелей. Эта работа потребовала более 10 лет8 . С тех пор воссозданный текст речи многократно переиздавался.

Большинство современников, ознакомившись с печатным текстом, признало его соответствующим тому, что действительно сказал в своей речи в церкви Сент- Джон П. Генри. Однако тот факт, что речь была опубликована через 40 с лишним лет, при отсутствии протокольной записи и после смерти самого П. Генри, вызвал немало критических замечаний, и споры по этому поводу продолжаются по сей день. В 1958 г. профессор Вирджинского университета Б. Мэйо выступил с циклом лекций, впоследствии сведенных в книгу "Мифы и люди", и заявил, что для тех, кто интересуется, как создаются мифы, П. Генри представляет исключительный интерес, так как "его карьера все еще является величайшей загадкой"; "он оставил после себя так мало писем и текстов выступлений, так мало документального материала, что история его жизни может быть воссоздана лишь по тому, что сказали или написали о нем его друзья и его враги"9 . Мэйо не отрицает ни ту роль, которую играл в Вирджинии П. Генри, ни значение произнесенной им речи, а ставит лишь вопрос о том, насколько опубликованный в 1817 г. текст можно считать аутентичным.

Биографы П" Генри полагают, что публикация У. Вирта заслуживает доверия. Сопоставляя речь с текстами других сохранившихся выступлений П. Генри, они находят стилистическое сходство10 . Публикация У. Вирта была одобрена многими очевидцами выступления П. Генри, включая Т. Джефферсона, несмотря на то, что после 1781 г. между ними произошла ссора и переписка Т. Джефферсона содержит немало ядовитых выпадов в адрес П. Генри. Тем не менее, когда У. Вирт отправил Т. Джефферсону рукопись своей книги с восстановленным текстом речи, Т. Джефферсон одобрительно отозвался о книге и порекомендовал опубликовать ее. Незадолго до смерти он говорил Д. Уэбстеру, что П. Генри отличался не только своим возвышенным красноречием, но и в качестве "нашего лидера" в период освободительной борьбы "был много выше всех". "Сейчас трудно сказать, - заключил Т. Джефферсон, - что бы мы делали без Патрика Генри"11 . Эти слова Мэйо процитировал в своих лекциях, признавая, что легенда, которой окружено имя П. Генри, имеет под собой твердое основание, ибо если главнокомандующий американской армией Дж. Вашингтон - это меч, а составитель Декларации независимости Т. Джефферсон - перо американской революции, то П. Генри - ее горн12 . Р. Мид, автор наиболее солидной биографии П. Генри, целиком приводит речь в церкви Сент-Джон, исходя из того, что публикация У. Вирта верно отражает суть сказанного. Однако он отмечает, что важно не то, насколько соответствует какое-либо слово опубликованной речи подлиннику, а то, к какому результату она привела: "В отношении ее воздействия на аудиторию, включая 7 человек, подписавших впоследствии Декларацию независимости, нет никакого вопроса"13 .

Речь П. Генри способствовала мобилизации революционных сил. События тогда бурно развивались, и его слова о том, что "следующий порыв ветра с севера" донесет до слуха "лязг скрестившихся мечей", оказались пророческими. В апреле 1775 г. колонии облетела весть, что в Лексингтоне и Конкорде произошло вооруженное столкновение патриотов с английскими войсками, возвестившее о начале освободительной войны североамериканских колоний за независимость.


6 R. D. Meade. Op. cit., p. 43.

7 См. W. Wirt. The Life of Patrick Henry. N. Y. 1817.

8 R. D. Meade. Op. cit., pp. 38 - 40.

9 B. Mayo. Myths and Men. N. Y. 1959, pp. 15 - 16.

10 N. D. Campbell. Op. cit., pp. 136 - 137; R. D. Mead e. Op. cit., p. 38.

11 W. W. Henry. Patrick Henry: Life, Correspondance and Speeches. Vol. I. N. Y. 1891, pp. X, 267.

12 B. Mayo. Op. cit., p. 37.

13 R. D. Meade. Op. cit., p. 43.

Orphus

© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

http://libmonster.ru/m/articles/view/-СВОБОДА-ИЛИ-СМЕРТЬ

Похожие публикации: LRussia LWorld Y G


Публикатор:

Serge GareliusКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: http://libmonster.ru/Garelius

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

А. А. ФУРСЕНКО, "СВОБОДА ИЛИ СМЕРТЬ!" // Москва: Русский Либмонстр (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 16.07.2017. URL: http://libmonster.ru/m/articles/view/-СВОБОДА-ИЛИ-СМЕРТЬ (дата обращения: 22.07.2017).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - А. А. ФУРСЕНКО:

А. А. ФУРСЕНКО → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Свежие статьиLIVE
Публикатор
Serge Garelius
Orenburg, Россия
35 просмотров рейтинг
16.07.2017 (6 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)

Ключевые слова
Похожие статьи
Статья посвящена научному заочному спору двух археологов: Советского Д. А. Авдусина и шведского - Т. Арне, - посвящённого интерпретациям археологических разысканий в курганах Гнёздово.
Каталог: История 
2 часов(а) назад · от Владислав Кондратьев
НЬЮБУРГСКИЙ ЗАГОВОР
Каталог: История 
3 часов(а) назад · от Alexander Petrov
Статья посвящена этимологии имени: "Кащей" и "Кощей"; рассматривается вопрос о тождестве или несходстве этих двух форм; критическ рамматриваются версии о неславянском (тюркском) происхождении слова, ставшего именем; рассматривается связь имени с индоарийской лексикой. а также образа царя Кащея из поэмы А. С. Пушкина "Руслан и Людмила" с древнеиндийским царём (раджей) Кащи́; затрагивается связь поэмы Пушкина с "Рамаяной" и "Слова о полку Игореве" с "Махабхаратой".
4 часов(а) назад · от Владислав Кондратьев
Власть и воровство: сакральный корень их единства. Power and theft: the sacral root of their unity.
Каталог: Философия 
Вчера · от Олег Ермаков
В статье подробно рассматривается этимология имени касожского династа (князя) Редеди; выявляются связи имени с индоарийской лексикой и обосновывается вывод о том, что данное имя этимологически прозрачно в славянских и индоарийских языках, являясь, таким образом, индославянским.
2 дней(я) назад · от Владислав Кондратьев
Статья посвящена этимологии имени "Борислав"; в ней подробно рассматриваются славянская, тюркская, скандинавская, иранская и индоарийская версии происхождения имени, а также выявляются связи с индоарийскими аналогами данного имени.
3 дней(я) назад · от Владислав Кондратьев
Статья посвящена этимологии русского имени "Богонос" и многочисленным глубинным связям его с индоарийской лексикой, связанной, в том числе, с религиозными представлениями древних индийцев.
3 дней(я) назад · от Владислав Кондратьев
Фамилии президентов Украины: их суть и связь с судьбой. The names of the presidents of Ukraine: their essence and their relationship with fate.
Каталог: Философия 
3 дней(я) назад · от Олег Ермаков
Статья посвящена этимологии исконнославянского имени "Богдан"; подробно рассмртрены индоарийские аналоги.
4 дней(я) назад · от Владислав Кондратьев
Статья посвящена этимологии этнонима "древляне" и связи его с индоарийской лексикой.
4 дней(я) назад · от Владислав Кондратьев

ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА
Либмонстр - это бесплатный инструмент для сохранения авторского наследия. Создавайте свои коллекции статей, книг, файлов, мультимедии и делитесь ссылкой с коллегами и друзьями. Храните своё наследие в одном месте - на Либмонстре. Это практично и удобно.

Либмонстр ретранслирует сохраненные коллекции на весь мир (открыть карту): в ведущие репозитории многих стран мира, социальные сети и поисковые системы. И помните: это бесплатно. Так было, так есть и так будет всегда.


Нажмите сюда, чтобы создать свою личную коллекцию
"СВОБОДА ИЛИ СМЕРТЬ!"
 

Форум техподдержки · Главред
Следите за новинками:

О проекте · Новости · Отзывы · Контакты · Реклама · Помочь Либмонстру

Русский Либмонстр ® Все права защищены.
2014-2017, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети (открыть карту)


LIBMONSTER - INTERNATIONAL LIBRARY NETWORK