Либмонстр - всемирная библиотека, репозиторий авторского наследия и архив

Зарегистрируйтесь и создавайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Это удобно и бесплатно. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора. Делитесь с миром Вашими работами!

Libmonster ID: RU-7237
Автор(ы) публикации: К.

поделитесь публикацией с друзьями и коллегами

Враги народа, троцкистско-бухаринские наймиты фашизма, подвизавшиеся в этнографических учреждениях, сделали очень многое для разрушения и дезорганизации этнографической работы в СССР. В результате их подлой деятельности этнография, объявленная "сурогатом буржуазного обществоведения", была изгнана из наших вузов, а исследовательская работа в значительной мере свернута. Вредителями были сфабрикованы и пущены в обращение самые разнообразные "теории" и "теорийки", на все лады искажавшие и извращавшие марксизм.

Журнал "Советская этнография", в течение ряда лет бывший рупором врагов народа, в передовой статье, опубликованной в N 6 за 1936 г., призывал к немедленной ликвидации последствий вредительства на фронте этнографии. Можно было ожидать" что в трех, вышедших со значительным опозданием книгах 1937 г. (NN 1, 2 - 3, 4) редакция наметит конкретные мероприятия по ликвидации последствий вредительства. Такими мероприятиями могли бы явиться: четкое определение задач и нужд советской этнографии как науки, выявление и разоблачение вредительских "теорий", конкретные предложения по развертыванию и организации научной этнографической работы, борьба за восстановление этнографии в вузах, за издание классиков этнографической науки, наконец, марксистская разработка ряда актуальных этнографических проблем. Ничего подобного в журнале мы не находим. Это тем более странно, что на страницах нашей печати, в частности на страницах "Историка-марксиста" (см. N 2 за 1937 г., стр. 82, статья Арциховского, Воеводского и других) прямо указывалось на неблагополучное положение с этнографией вообще и с работой Института этнографии АН СССР в частности. Естественно было ожидать, что "Советская этнография" откликнется на этот сигнал. К удивлению, редакция держится в этом вопросе старого и отнюдь не советского правила: "слово - серебро, молчание - золото".

Рассматривая содержание журнала за 1937 г., приходится сказать, что со многих точек зрения оно внушает опасения. Несомненным достоинством журнала является публикация статей, содержащих фактический материал. В журнале напечатан ряд весьма интересных по материалу работ (например Е. Залкинд "Древние народы китайских хроник"; Алымов "Что такое "сампо"?"; Рыдзевская "О пережитках матриархата у скандинавов"; Стрелов "Одежда и украшения якутки в половине XVIII в."; Дыренкова "Пережитки материнского рода у алтайских тюрков" и др.). Но наряду с этими, сравнительно немногочисленными статьями журнал отводит много места мелким и малозначительным заметкам сугубо эмпирического содержания, которые с равным успехом могли быть напечатаны в дореволюционном журнале "Этнографическое обозрение". В журнале совершенно отсутствуют грамотные, марксистские исследования, посвященные основным вопросам этнографии и первобытной истории. Более того, журнал допускает прямые ошибки и отступления от марксизма. Чего стоит, например, весьма некомпетентное восхваление в N 2 - 3, стр. 126 - 128 немарксистской и путаной книги С. Токарева "Докапитали-

стр. 163

стические пережитки" в Ойротии"1 . Впрочем, для того, чтобы понять, на каком уровне стоят некоторые теоретики "Советской этнографии, необходимо обратиться к единственной в журнале проблемной статье, принадлежащей перу Д. К. Зеленина - "Проблема первобытной религии" ("Советская этнография" N 4 за 1937 г.). Не вдаваясь в подробный разбор этого, единственного в своем роде, литературного произведения, ограничимся одним, впрочем, весьма выразительным пассажем. "Религия доклассового общества, - пишет Д. К. Зеленин, - резко отличается от религий общества классового, в особенности по характеру отношений людей к своим демонам. В классовом обществе религия отражает социальные отношения эксплоатации, отношения деклассированного раба к феодалу (так и сказано! - К. ). Там отдельный человек угодничает перед демонами, приносит им жертвы и молится, всячески заискивая и всегда смиряясь перед якобы всесильными демонами. В доклассовом обществе не было никакой (!) материальной базы для подобного отношения людей к своим демонам. В примитивной религии доклассового общества не было ни поклонения демонам, ни жертв, а были лишь отношения сделки (sic), например, с фетишами и тотемами, соглашение на началах полного равенства" (N 4, стр. 4 - 5).

В этом отрывке заключена вся "премудрость" Д. К. Зеленина, тщетно пытающегося доказать, что только в классовом обществе религия отражает угнетение и подавленность человека; в доклассовом же обществе религиозные отношения строятся на каком-то "договоре", якобы заключенном между человеком и демонами. Здесь игнорируется основное для данного вопроса положение марксизма - первобытная религия отражает бессилие дикаря перед природой. Подобное забвение азбучной истины марксизма не удивительно для человека, уверяющего, что в классовом обществе религия отражает отношения "деклассированного раба к феодалу"! Что такое "деклассированный раб", и почему он должен как-то "относиться" к феодалу, и почему это отношение должно быть взято за образец отношений классового общества - все это составляет доподлинный и единоличный секрет Д. К. Зеленина Но зачем редакции "Советской этнографии" понадобилось предавать гласности подобные секреты? Как мог ответственный редактор журнала академик В. В. Струве подписать к печати подобные вещи? Вот в чем вопрос!


1 См. критику в "Историке-марксисте" N 1, за 1938 г., стр. 132 - 134.

Orphus

© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

http://libmonster.ru/m/articles/view/-СОВЕТСКАЯ-ЭТНОГРАФИЯ-ЖУРНАЛ-ЗА-1937-ГОД

Похожие публикации: LRussia LWorld Y G


Публикатор:

Svetlana LegostaevaКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: http://libmonster.ru/Legostaeva

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

К., "СОВЕТСКАЯ ЭТНОГРАФИЯ". ЖУРНАЛ ЗА 1937 ГОД // Москва: Русский Либмонстр (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 18.08.2015. URL: http://libmonster.ru/m/articles/view/-СОВЕТСКАЯ-ЭТНОГРАФИЯ-ЖУРНАЛ-ЗА-1937-ГОД (дата обращения: 25.09.2017).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - К.:

К. → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Свежие статьиLIVE
Публикатор
Svetlana Legostaeva
Yaroslavl, Россия
999 просмотров рейтинг
18.08.2015 (769 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)

Ключевые слова
Похожие статьи
Ключ к Тайне — имя Хеопс. The key to Mystery is the name of Cheops.
Каталог: Философия 
4 дней(я) назад · от Олег Ермаков
СОЮЗ ПОЛЬШИ И СОВЕТСКОГО СОЮЗА
Каталог: Право Политология 
5 дней(я) назад · от Россия Онлайн
РЕАЛЬНЫЙ д'АРТАНЬЯН
Каталог: Лайфстайл История 
5 дней(я) назад · от Россия Онлайн
Америка как она есть. ПО СТОПАМ "БРАТЦА БИЛЛИ"
Каталог: Журналистика 
6 дней(я) назад · от Россия Онлайн
Маркировка с повинной. Производителям генетически-модифицированных продуктов предлагают покаяться
Каталог: Экономика 
7 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ПРОСРОЧЕННЫЕ ПРОДУКТЫ, ФАЛЬСИФИКАЦИЯ И СОМНИТЕЛЬНАЯ МАРКИРОВКА
Каталог: Экономика 
7 дней(я) назад · от Россия Онлайн
Молодёжь, не ходите в секту релятивизма. Думайте сами. И помните, там, где появляется наблюдатель со своими часами, там заканчивается наука, остаётся только вера в наблюдателя. В науке наблюдателем является сам исследователь. Шутовству релятивизма необходимо положить конец!
Каталог: Философия 
10 дней(я) назад · от Геннадий Твердохлебов
Российский закон о защите чувств верующих и ...богов - закон “с душком”, которому 2,5 тысячи лет
26 дней(я) назад · от Аркадий Гуртовцев
Предисловие, написанное спустя 35 лет Я писал эту статью, когда мне было 35, и меня, ничего не соображающего в физике, но обладающего логическим мышлением, возмущали те алогизмы и парадоксы, которые вытекали из логики теории относительности Эйнштейна. Но это была критика на уровне эмоций. Сейчас, когда я стал чуть-чуть соображать в физике, и когда я открыл закон разности гравитационных потенциалов, и на его основе построил пятимерную систему отсчета, сейчас появилась возможность на уровне физических законов доказать ошибочность теории относительности Эйнштейна.
Каталог: Физика 
29 дней(я) назад · от Геннадий Твердохлебов
Ветров Петр Тихонович учил нас Справедливости, Честности, Благоразумию, Любви к родным, близким, своему русскому народу и Родине! Об отце вспоминаю, с чувством большой Гордости, Любви и Благодарности! За то, что он сделал из меня нормального человека, достойного своих прародителей и нашедшего праведный путь в своей жизни!
Каталог: История 
29 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА
Либмонстр - это бесплатный инструмент для сохранения авторского наследия. Создавайте свои коллекции статей, книг, файлов, мультимедии и делитесь ссылкой с коллегами и друзьями. Храните своё наследие в одном месте - на Либмонстре. Это практично и удобно.

Либмонстр ретранслирует сохраненные коллекции на весь мир (открыть карту): в ведущие репозитории многих стран мира, социальные сети и поисковые системы. И помните: это бесплатно. Так было, так есть и так будет всегда.


Нажмите сюда, чтобы создать свою личную коллекцию
"СОВЕТСКАЯ ЭТНОГРАФИЯ". ЖУРНАЛ ЗА 1937 ГОД
 

Форум техподдержки · Главред
Следите за новинками:

О проекте · Новости · Отзывы · Контакты · Реклама · Помочь Либмонстру

Русский Либмонстр ® Все права защищены.
2014-2017, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)


LIBMONSTER - INTERNATIONAL LIBRARY NETWORK