(2-е, дополненное издание). Посвящается 50-летию Советского Военно-Морского Флота". М. Воениздат. 1967. 592 стр. Тираж 25000. Цена 1 руб. 64 коп.
За послевоенные годы история Советского Военно-Морского Флота нашла свое отражение как в работах по отдельным аспектам этой темы1 , так и обобщающих трудах, а также в учебной и научно-популярной литературе2 . Однако книги, изданные
Авторский коллектив: В. И. Ачкасов, А. В. Басов, Н. В. Большаков, Г. М. Гельфонд, Р. Н. Мордвинов, В. Н. Носырев, А. И. Сумин. Ответственный редактор Н. А. Питерский. Предисловие С. Г. Горшкова.
1 Н. С. Кровяков. "Ледовый поход" Балтийского флота в 1918 г. М. 1955; Р. Н. Мордвинов. Курсом Авроры. М. 1963; В. В. Петраш. Моряки Балтийского флота в подготовке Великого Октября. М. 1967; К. В. Пензин. Черноморский флот в обороне Одессы, - М. 1956; Н. П. Вьюненко. Черноморский флот в Великой Отечественной войне. М. 1958; В. Ачкасов, Б. Вайнер. Краснознаменный Балтийский флот в Великой Отечественной войне. М. 1957; Б. А. Вайнер. Северный флот в Великой Отечественной войне. М. 1964; И. И. Локтионов. Дунайская флотилия в Великой Отечественной войне. М. 1962; И. Кирин. Черноморский флот в битве за Кавказ. М. 1958, и др.
2 "Советское военно-морское искусство". Сборник статей. М. 1951; Д. Корниенко, Н. Милы рам. Военно-Морской Флот Советской социалистической державы. М. 1951; "История военно-морского искусства". Учеб-
до последнего времени, из-за своей сравнительно ограниченной источниковедческой базы не могли в полной мере раскрыть поднятые в них проблемы. Монография, о которой пойдет речь, представляет собой наиболее обстоятельное и оригинальное описание полувекового пути, пройденного Советским Военно-Морским Флотом, Она основана на специальной литературе, богатых архивных источниках, периодике и построена в соответствии с общей периодизацией истории советского общества. В книге рассказывается о зарождении боевых. революционных традиций в русском флоте, его превращении затем в одну из главных сил социалистической революции, о создании Советского флота и его участии в гражданской войне. При этом особое внимание уделяется новым моментам в использовании флота, и прежде всего такому из них, как единство действий морских и сухопутных сил при решении общих задач по разгрому врага. Правда, при освещении этих вопросов не обошлось без отдельных недостатков и неточностей. Так, подготовка Октябрьской революции на флоте сведена, по существу, к его деятельности на Балтике в ущерб другим морским театрам. Явно переоценена авторами роль захвата вражеского парохода "Лейла" при раскрытии советским командованием планов действий Колчака и Деникина. Приведены неправильные сведения о числе кораблей, пришедших из Гельсингфорса в Петроград в октябре 1917 г. (стр. 46: не четыре эсминца, а два, "Самсон" и "Забияка"), и устаревшие данные о числе кораблей и судов, спасенных во время знаменитого Ледового похода (стр. 62)3 .
В трудах прошлых лет многие проблемы развития Военно-Морских Сил в межвоенный период ускользали по разным причинам из поля зрения исследователей или освещались мимоходом. Этим проблемам, прежде всего строительству Военно-Морского Флота и его оперативным возможностям накануне войны, уделено здесь большое внимание. Авторы приводят ряд интересных данных. Так, в годы предвоенных пятилеток в нашей стране было заложено 533 корабля, не считая катеров; из них сдано флоту 314 кораблей, в том числе 4 крейсера, 7 лидеров, 30 эскадренных миноносцев, 18 сторожевых кораблей, 38 тральщиков, 1 минный заградитель, 8 речных, мониторов,. 2 больших охотника и 206 подводных лодок, (стр. 167). Как показал опыт войны, эти корабли не уступали по качеству лучшим зарубежным. Улучшались береговая оборона и флотская авиация. Совершенствовались командные, политические и административные кадры флота. Глубокий научный анализ материалов и изучение всей совокупности фактов позволили авторам прийти к ряду важных обобщений, показать, что развитие наших Военно-Морских Сил шло в соответствии с основными принципами, выдвинутыми КПСС в области военного строительства.
Основная часть монографии посвящена Советскому флоту в годы Великой Отечественной войны. Здесь последовательно прослежена историческая преемственность в принципах боевого использования морских сил. Описание военно-морских операций в дни- обороны Ленинграда, на Черном море, на Севере, Волге и Каспии свидетельствует о совершенствовании форм и способов боевых действий флота. Раскрыта роль флота в борьбе за приморские города и плацдармы, когда морские формирования обеспечивали бесперебойность связей с тылом, устойчивость обороны, упорство в действиях на приморских плацдармах, высокий наступательный порыв. Показано, в сколь широких масштабах осуществлялись действия флота на Балтике, Черном море и; в водах Заполярья. Становится ясно, почему столь, широкое применение получила морская пехота в сражениях на полях Великой Отечественной войны: ее использование вызывалось необходимостью борьбы с врагом за многочисленные приморские плацдармы и города. Накапливая боевой опыт и повышая воинское мастерство, морская пехота внесла свой вклад в общую победу над фашизмом. Военно-Морской Флот, подчеркивают: авторы являлся резервом Верховного Главнокомандования при экстренном, формировании соединений для боевых действий на суше. Во многом по-новому прочтенной авторами страницей истории Великой Отечественной войны является борьба моряков в Заполярье. Известно, что противник, расценивая этот район как чрезвычайно важную зону боевых действий, сосредоточил в Заполярье большие военно-морские силы, намереваясь сорвать наши внешние сообщения и нарушить внутренние арктические коммуникации, имевшие стратегическое значение. Действия в Заполярье до последнего времени освещались в литературе неполно.
ное пособие. М. 1953; Д. Корниенко. Флот нашей Родины. М. 1957; "История военно- морского искусства". Учебник. М. 1963.
3 См. Н. Хомчук. Страницы военно-морской истории. "Военно-исторический журнал", 1963, N 2, стр. 123 - 124.
В книге объективно исследована борьба военно-морских сил обеих сражавшихся сторон на Севере, показано взаимодействие Советского Военно-Морского Флота с военно-морскими флотами наших союзников, раскрыта роль Северного флота в срыве замыслов врага, в обеспечении наших внутренних и внешних сообщений, содействии войскам на приморском направлении. Впервые довольно полно и глубоко проанализировано послевоенное развитие Военно-Морского Флота. Ознакомление с книгой подводит читателя к выводу о морской силе Советской державы. Показаны совершенствование организации флота, обновление его боевого состава, создание мощного современного океанского ракетно-ядерного флота, его повседневная служба и боевая учеба. К сожалению, в книге не получил освещения такой важный вопрос, как проблема координации строительства и боевой подготовки флотов стран социалистического содружества. Исследование поставленных в книге проблем построено на критическом анализе отечественных и зарубежных источников. Авторами использованы лишь достоверные, тщательно проверенные факты, связанные с развитием и боевой деятельностью флота. Обширный фактический материал книги служит разоблачению измышлений тех буржуазных историков, которые представляют в искаженном свете освободительную миссию Советского Военно-Морского Флота4 , принижают его вклад в дело разгрома фашистских агрессоров в годы Великой Отечественной войны.
Остановимся на общих недочетах, а также на проблемах, ждущих еще своего исследования. К числу последних относится прежде всего проблема морской политики Советского государства на различных этапах его истории. Наша страна - великая морская держава. Ее пограничные рубежи протянулись на тысячи километров по побережьям Тихого, Ледовитого и Атлантического океанов. Через двенадцать морей и три океана выходит СССР на мировые морские просторы. Такое географическое положение страны постоянно ставит ее перед необходимостью уделять большое внимание морской политике, что нашло свое отражение еще в ленинских документах и распоряжениях, касавшихся Советского флота, в решениях партии и правительства, направленных на усиление могущества морских сил, во всенародном внимании и заботе о моряках. Эта политика прослеживается в активной защите морских интересов страны на международных конференциях, в соглашениях и договорах Советского Союза с иностранными государствами. К сожалению, авторы слабо освещают эту проблему; между тем известно, что буржуазные реакционные историки нередко прибегают к фальсификациям в отображении морской политики СССР, заявляя, в частности, о ее будто бы агрессивной направленности5 .
В литературе, посвященной Военно-Морскому Флоту СССР, порой освещаются лишь положительные аспекты его строительства и боевого использования. Данная же книга (и в этом ее достоинство) рассматривает историю развития Военно-Морских Сил всесторонне, с учетом как положительных, так и имевших место отрицательных явлений. Однако такие проблемы, как развитие взглядов на строительство и Использование Советского флота на различных этапах истории нашего государства, соответствие этих взглядов объективным потребностям военного времени, организация взаимодействия Советского Военно-Морского Флота с сухопутными войсками Красной Армии, с флотами союзников в годы Великой Отечественной войны, рассмотрены все же мимоходом. Слабо изучены причины потерь боевых кораблей и транспортных судов, эффективность различных родов сил флота и видов оружия в военных действиях на море. Между тем изучение этих вопросов имеет большое практическое значение при оперативной подготовке флотов. К слабо разработанным в нашей литературе вообще, в рассматриваемой книге в частности относятся и такие проблемы, как развитие сил и средств флота в ходе войны; мобилизация и использование в военных действиях судов гражданских ведомств; строительство и развертывание базирования кораблей. Представляется, что эти пробелы будут восполнены специалистами в ходе дальнейшей работы над темой. К общим недостаткам книги должно отнести и отсутствие историографического очерка, а также библиографии по истории Советского Военно- Морского Флота.
4 Одним из примеров такой фальсификации может служить предисловие западногерманского историка Ю. Ровера к немецкому переводу ряда глав первого издания книги: N.A. Pitersky. Die Sowjetflotte im Zweiten Weltkrieg. Oldenburg-Hamburg. 1966.
5 Сошлемся на книгу: М. Mitchel. The Maritime History of Russia. 1848 - 1948. L. 1949.
Но отмеченные недостатки, не умаляют существенных достоинств книги, написанной в основном на уровне современных требований. Монография представляет собой итог долгой и многогранной деятельности наших военно-морских историков, являясь их отчетом к 50- летию Советской Армии и Военно-Морского Флота. Книга эта послужит дальнейшему распространению военно-морских исторических знаний среди советского народа, его воспитанию в духе гордости за свои Вооруженные Силы.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |