РАССКАЗ О СОЦИО-ИГРОВЫХ НАЧИНАНИЯХ, С АВТОКОММЕНТАРИЯМИ
М. Григорьева, учитель русского языка и литературы, гимназия N 5, г. Домодедово, Московская обл.
Конечно, "диктант на дружбу", - всего лишь видимость диктанта, понарошечный диктант, хотя результаты подобной обучающей технологии вполне серьёзны. В получаемых результатах не разберёшь: где грамотность, а где индивидуальная проработка ошибок, где повышение культурного уровня, а где тренинг в умении общаться с товарищами и сообща трудиться над общим заданием - невозможно отделить одно от другого. Но главное в этой работе - групповое обживание текста как условие для индивидуального погружения в него каждого из участников.
При изучении темы "Мягкий знак на конце и в середине числительных" решила провести "диктант на дружбу". Сразу предупредила, что это не обычный диктант, а "на дружбу", а это значит, что у всех членов команды в тетрадках должно быть "всё одинаково".
Разделились на команды, выбрали по одному посыльному. Я попросила их подойти ко мне, запомнить текст на карточке и вернуться в группы, чтобы продиктовать текст своей команде. Времени - 20 секунд. Плюс 40 секунд, чтобы записать текст под диктовку посыльного.
Заранее приготовила 4 карточки с отдельными предложениями, причём числительные там были написаны цифрами.
* * *
Первая карточка: В Мировом океане обитает 18000 видов рыб.
Первые посыльные шли к столу не спеша, а я засекала время. Кто-то успел прочитать и, не спеша, направился обратно, а кто-то успел взглянуть только краем глаза. Пока раскачивались, я вызвала уже следующих посыльных (условие было, чтобы они менялись).
Следующие посыльные бежали уже наперегонки. Темп, конечно, был хороший, порой сама не успевала следить за происходящим. Иногда хитрила, прибавляла чуть-чуть времени, когда видела, что посыльные не успевают...
* * *
Текст диктанта.
В Мировом океане обитает 18000 видов рыб. Наибольшая глубина Балтийского моря - 459 метров, Азовского - 14 метров. Самой длинной рекой в мире считается Нил, его длина - 6671 километр. Наибольшая глубина Байкала - 1637 метров.
Текст записан. Передали по часовой стрелке в следующую команду на проверку. Объяснила, что первую оценку ставим за грамотность, вторую - за дружбу. Последовали вопросы, как это - за дружбу. Объясняю, что чем "одинаковее" всё в тетрадках, тем дружнее работала команда.
* * *
Проверили, исправили ошибки. Проверяли придирчиво, дописывали пропущенные слова, исправляли даже числа, которые неправильно запомнили.
Критерии оценки написала на доске. 2 орфографич. и 2 пунктуац. ошибки - оценка "4", 4 и 4 - "3", 7 и 7 - "2".
А вот со второй оценкой возникли проблемы. Миллион вопросов. Подходила к каждой команде, объясняла на конкретных примерах. Вроде справились...
* * *
Ещё раз передали тетрадки в соседнюю команду. Проверяем работу судей, чтобы поставить оценку за судейство. Проверяем придирчиво... Говорю, что время заканчивается, а они в ответ, что не хватило, дошли только до середины текста. Даю дополнительно одну минуту...
Поставили оценки за судейство. Вернули тетради владельцам, те посмотрели ошибки. Было много споров: "Это О было написано, а ты мне исправил опять же на О? Это И!" и т.д. Сделали вывод, что писать надо понятнее, разборчивее.
* * *
Далее переписали чистовой вариант текста.
К диктанту я дала два задания:
1) подчеркнуть во всех числительных "мягкий знак", а количество "мягких знаков" посыльные от каждой команды должны написать на доске (интересно, одинаковые ли числа получатся?);
2) обвести числительные в овал, количество - также отразить на доске.
Что касается оценок: за грамотность - в основном, были тройки
(класс слабенький); за судейство - тройки (не нашли всех ошибок), хотя были и двойки; за дружбу - все двойки (?!)
Возник вопрос, какие оценки выставлять в журнал? Выставила оценки за судейство и положительные оценки самым активным.
Мои автокомментарии
Действительно, социо-игровой стиль обучения отличается от традиционной методики преподавания. И естественно, что у многих учителей могут возникнуть вопросы и претензии. Попробую на них ответить "с высоты" своего опыта.
1. "Почему это учитель во время проверки домашнего задания остаётся в стороне, ведь его роль - руководить процессом и говорить, как надо делать?"
Да, учитель должен постоянно во время урока "держать руку на пульсе", но это совсем не значит, что он должен выставлять себя напоказ. В первую очередь, на уроке должны работать и проявлять себя учащиеся, они должны быть главными действующими лицами на уроке. И это большой плюс, если дети научатся объективно оценивать свои и чужие знания, видеть ошибки. К тому же реализуется коммуникативная задача - дети учатся общаться друг с другом.
2. "Безобразие! В тетрадях куча ошибок! Разве можно пускать это на самотёк?!"
Действительно, при склонении составного числительного 86655 в тетрадях было много ошибок. Но я изначально отмечала, что класс слабый. А склонять правильно числительные, особенно составные, не все взрослые умеют. Потом, допускать ошибки - это естественно. Нет ошибок только у того, кто ничего не делает. К тому же - что очень важно - ученики находят ошибки своих одноклассников, то есть у них развивается орфографическая зоркость.
3. "Зачем при изучении новой темы отвлекаться на поиск самого длинного слова?".
Во-первых, дети не "отвлекались", а это являлось частью вхождения в новую тему. Дети должны были адаптироваться к тексту.
Во-вторых, поиск самого длинного слова способствовал тому, что даже самые слабые дети включились в работу, вольно или невольно, но они обратились к материалу, просмотрели его. Если бы параграф читался традиционно, то неизвестно, сколько человек опустили бы глаза в учебник.
Таким образом, дети, поблуждав по тексту, познакомились с параграфом. Параграф не был прочитан вдумчиво, но теоретический материал был усвоен отлично.
(По материалам сайта openlesson.ru.)
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |