- Зоя Владимировна, начнем с главного - с учителя математики. Это что - обязательно талант или и добросовестный справится с профессией?
- Прежде чем говорить о таланте, поговорим о том, кто сейчас ведет математику в школе. Способные люди уходят из школы. Людей, идущих в учителя по велению сердца, с каждым годом все меньше. Семью надо создавать молодым, кормить детей, и это заставляет выбирать профессию вразрез с душевными склонностями. Почему? За 18 часов преподавания - а это и есть полная ставка - педагог получает около 20000. Я зарабатываю примерно 25000. Но достаточно ли это для жизни? Чтобы как- то прожить, необходимо работать с двойной нагрузкой.
Что в итоге? Каждый год мы, преподаватели лицея, сталкиваемся с тем, что наши первокурсники (по школьному "летоисчислению" - девятиклассники) не имеют элементарной математической базы знаний. Заметьте: к нам поступают лучшие из лучших, те, кто хочет получить углубленные знания по математике, информатике и физике и кто прошел по конкурсу. Мы изумляемся их неподготовленности, а дети цитируют нам своих бывших наставников: "Если государство думает, что оно нам платит за нашу работу, то пусть оно думает, что мы учим".
- Давайте сосредоточимся на вашей мысли: современные школьники в большинстве случаев не имеют необходимых знаний по математике...
- Обычно 1 сентября девятиклассники у нас начинают с "двоек". Даю контрольную: из 24 учащихся у 22 - "двойки"! Хотя составлена она по материалу восьмого класса. Дети не знают элементарного. И первую четверть вообще не даю им нового материала - приходится заново осваивать уже пройденное. К сожалению, у большинства детей из общеобразовательной школы нет глубоких знаний практически ни по одному предмету. Если ребенок, конечно, сам не изучает предмет или папа с мамой не обратились к помощи репетиторов. По статистике, востребованы репетиторы именно по информатике и математике - это наиболее сложные предметы для современной молодежи. Почему-то не все это понимают, или не хотят. Если кому-то нужен репетитор по информатике в Рязани или любом другом городе области - он найдется (см., например, внешнюю ссылку). Самородки-преподаватели "королевы наук" есть везде.
Да и вузы сегодня начали требовать куда более основательных знаний от абитуриентов, чем те, что можно получить даже в хорошей школе у хорошего учителя. В вуз сегодня реально пройти по конкурсу лишь тем детям, которые учатся в лицее или спецклассе и у которых математики не четыре урока в неделю, а семь-восемь по той же самой программе.
- Значит, на ваш взгляд, школьная программа требует корректировки?
- Мое мнение: не нужно всем детям давать математику в том объеме, который имеется сейчас в школьной программе. Большинству детей, получающих среднее образование, эта математика "высокого полета" не нужна. Она нужна лишь тем, кто идет дальше по этому профилю.
Ну а те дети, которые избрали после школы гуманитарный профиль, никогда в своей жизни не вспомнят об интегралах, зачем их мучить в школе? Ведь на все эти "азы анализа" уходит почти целый учебный год!
И еще. За границей выпускник школы имеет в аттестате 5-7 оценок. У нас -19! Мы засоряем мозги детям. Мое мнение: 9-11-е классы должны быть специализированными!
- Я слышала, вы своеобразно общаетесь с родителями своих учеников. Чем вам не нравятся родительские собрания?
- А для чего нужны родительские собрания? Ведь общение преподавателя с родителем - это интимное дело. Почему я должна рассказывать всем родителям в классе о том, что у какого-то из моих учеников проблемы? Знание предмета легко видно из оценок в дневнике. У кого есть проблемы, кто отстает от других детей - репетиторы по математике в помощь. Тем более математические традиции на Рязанщине огромнейшие.
- И еще. Вы принципиально не даете своим одиннадцатиклассникам домашние задания. Это делал только Шаталов. Но его так и не восприняла всерьез официальная педнаука.
- А поступаю так, потому что мне моих учеников просто жалко. Им столько дают заданий по другим предметам! Не может ребенок воспринимать такое количество информации. Мы в классе работаем быстро.
Я могу сказать с уверенностью: математику мои ученики знают, и за шесть лет моего преподавания в лицее все до единого поступили в вузы с первого раза.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |