Libmonster ID: RU-13229


Государственно-патриотическая идеология и духовный потенциал Вооруженных Сил России в период военной реформы

Общеизвестно: не хлебом единым жив человек. У него есть душа, чувства, память... В каком они состоянии в период проведения реформ в обществе и армии? Что с ними происходит сегодня, когда ушла в прошлое советская идеология, а новая еще не родилась? В чем, наконец, состоит русская идея и благодатна ли для нее армейская почва?

Человек военный не может не задавать себе подобных вопросов, тем более сегодня, в период проведения военной реформы. Без духовного начала государственная служба утрачивает главное - духовное наполнение. Увы, здесь больше неопределенности, чем четких, ясных ответов. "Красная звезда" не раз выносила эти проблемы на суд читателей. Недавно, например, мы опубликовали корреспонденцию из Военной академии им. Ф. Э. Дзержинского, где обсуждались вопросы воинского воспитания на традициях патриотизма. Сегодня - материалы "круглого стола" с профессорско-преподавательским составом Военного университета, в котором, согласно директиве Генерального штаба ВС РФ, начата комплексная научно-исследовательская работа по данной проблематике, создана НИГ изучения социальных проблем воинской деятельности.

Среди участников "круглого стола" (на снимках слева направо) -начальник Военного университета кандидат философских наук генерал-полковник Николай ЗВИНЧУКОВ, начальник кафедры морально-психологического обеспечения кандидат исторических наук, доцент Владимир КУЗНЕЦОВ, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, кандидат философских наук, доцент Петр ЧИЖИК, докторант кафедры педагогики кандидат философских наук, доцент Владимир ЛУТОВИНОВ, заместитель начальника кафедры информатики и управления кандидат исторических наук, доцент Александр ЧЕРТОПОЛОХ, старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, доктор философских наук, профессор Борис КАВЕРИН.

Корр. Наша страна и общество переживают сейчас, возможно, один из сложнейших периодов. Реформируется экономика, реформируется армия... Но может еще труднее обстоит дело с мировоззрением. Освободившись от прежних догм, человек у нас оказался предоставлен самому себе. А ведь "вакуума" здесь не бывает, он быстро заполняется иным мировоззрением, другой идеологией. Согласны ли вы с такой постановкой вопроса? И как долгое отсутствие четко выверенной государственной идеологии сказалось на Вооруженных Силах?

Н. Звинчуков. Изменилось в нашем обществе за это время очень многое. И, может, прежде всего, сама психология людей, что обусловлено трудностями и противоречиями перехода к рынку, сложной экономической ситуацией, социальной напряженностью в обществе. Среди военно- социальных факторов -пробуксовывание на начальном этапе военной реформы, непосредственное участие ВС в разрешении и разблокировании военных конфликтов, падение престижа военной службы... Все это, помноженное на сложности в воспитательной работе на этапе смены духовных ценностей и ориентиров в стране, привело, увы, к снижению морально-психологического состояния российских военнослужащих...

В. Лутовинов. Здесь, думаю, надо подчеркнуть, что наиболее опасные по своим последствиям процессы связаны с деформациями именно внутреннего мира личности, самих жизненных, глубинных основ существования социума - духовности, нравственности. В массовом сознании распространение получили апатия и равнодушие, нигилизм и цинизм... Стираются складывавшиеся веками черты менталитета и образа жизни людей. И особенно тяжело это переживают, конечно же, Вооруженные Силы.

Б. Каверин. Вот парадокс сегодняшнего дня. Духовный мир военнослужащих представляет рельефно выраженное сочетание элементов негативной и позитивной направленности. Негативное содержание составляют те идеи и установки, которые явились результатом воздействия кризисных процессов, многочисленных нерешенных проблем в российском обществе. Это издержки материального и духовного развития, ослабления геополитической роли России, острейшие проблемы в самих ВС...

Позитивное содержание тем не менее не утрачено. Оно поддерживается пусть незначительными или не всегда заметными, но реальными подвижками в социально-экономическом развитии, признанием необходимости и важности существования армии и флота, значимостью задач, воинскими традициями... Доминирует же явно негативное. И это - новое явление, которого раньше не наблюдалось. В результате часть офицеров не желает продлевать контракты и связывать свою жизнь с военной службой. В духовном потенциале утрачивается общественно- государственная его составляющая как главная доминанта. Индивидуализм, личностная ориентация полезности или бесполезности воинской службы сегодня становятся определяющими. Но еще большее отчуждение от армии среди "срочников"...

Н. Звинчуков. ...Что проявляется прежде всего в отсутствии у части военнослужащих ясного представления о целях и задачах военной службы, нечеткости мировоззренческих и нравственных позиций... По данным социсследований, полностью удовлетворены своей профессией только 44% офицеров, престижем воинского труда - 8. Впрочем, это неудивительно, ведь деформации было подвержено главное звено духовного мира - убежденность в необходимости, социальной и личной значимости воинской службы.

Разумеется, данное суждение неправомерно относить ко всему личному составу, офицерам и прапорщикам, которые в сложной ситуации продолжают достойно выполнять свой воинский долг. Тому немало примеров.

Корр. Но тогда давайте попытаемся ответить на вопрос: почему же мы так долг о "уходили" даже от упоминания слова "идеология"? И до сих пор так робко выстраиваем нравственные вехи и ориентиры, по которым шагать в завтрашний день. Не лежит ли в основе этого принятая на Западе концепция "деидеологизации", которую мы попытались слепо скопировать на заре перестройки?

В. Кузнецов. Наверное, многие помнят тот период нашей недавней жизни, когда началась бурная кампания по деидеологизации общества и армии. В СМИ утверждалось, что это - основное препятствие на пути нашего ' цивилизованного развития. Но в азарте полемики упустили важный момент: общество развиваться без идеологии не может. В противном случае это механическое скопище индивидов, постепенно теряющих свой созидательный потенциал, способность достойно жить и противостоять духовной деградации. Вот пример. Только в Сухопутные войска осенью 1996 года пришло более 23% призывников, окончивших всего... 4-6 классов. А сколько среди них наркоманов, пьяниц? Все это накладывается на социально-бытовую неустроенность, некомплект офицерского состава, особенно в звене рота-батальон, приводит к ЧП. Вспомним: еще недавно у нас были чуть ли не ругательными слова "патриотизм", "долг". Не потому ли новобранцы в ПриВО, УрВО, СКВО, МВО смогли вспомнить лишь 2-3 фамилии героев Великой Отечественной и только 10% хотят быть похожими на них. Это - печальный итог деилогизации.

Что можно всему этому противопоставить? Богатый отечественный опыт говорит: в основе духовности российского воинства всегда лежали такие понятия, как Родина, честь, присяга. На Руси издавна понимали, что важнейшим мотивом действий воина в боевой обстановке может быть лишь служение великой цели. И хотя в Конституции РФ сказано, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, думается, это требование не следует понимать как отрицание в армии единых нравственных ценностей, консолидирующих идей, мобилизующих ее на выполнение поставленных задач.

А. Чертополох. Надо, наконец, всем нам понять: "деидеологизация" на самом деле стала особой формой экспансии, сыграла роль "троянского коня" в идеологической борьбе Запада и Востока. Как только она выполнила свою деструктивную функцию и Россия перестала быть идейным противником, на смену ей пришла противоположная концепция "редеидеологизации", согласно которой заметно усиливается роль идеологии в политической и общественной жизни государства.

Отсюда - принципиальный вывод о том, что идеология как специфическая форма общественного сознания существует объективно и является наряду с его другими формами мощным духовным фактором социального управления, формирования духовного потенциала армии и флота. Я имею в виду государственно-патриотическую идеологию.

Корр. Но во всем ли вы правы? Ведь "холодная война", противостояние двухразных социальных систем уже позади. Не пугаем ли мы себя, что называется, по инерции?

П. Чижик. Поверьте, к сожалению, нет. В качестве реальной внешней угрозы, во-первых, можно рассматривать информационную и идеологическую экспансию ряда зарубежных стран. Через СМИ духовно- культурное поле России интенсивно насыщается чуждыми ценностями. Изо дня в день ведется пропаганда насилия, жестокости, потребительская ориентация. Цель этой "агрессии" - смена духовного менталитета нации, деформация национального сознания.

Во-вторых, стремительными темпами идет разрушение ткани и смысла русского языка, носителя генотипа отечественной культуры. Англицизмами и словами, заимствованными из лексикона американского рынка, насыщена речь теле- и радиокомментаторов, ведущих программ, репортеров газет. Языковая экспансия нацелена на формирование у большинства россиян, в том числе и военнослужащих, чувства ущербности.

В-третьих, деятельность различных псевдорелигиозных сект, нового язычества и оккультизма, зачастую переступающих черту нравственных и правовых норм. Многие из них применяют специфические, авторитарные и психологические методы, негативно воздействуют на сознание человека.

А надо ли доказывать, что "сегодня возросла отчужденность практически всех социальных групп, в том числе и военнослужащих, от национальных духовных ценностей?

Корр. Итак, мы пришли к выводу, что духовность и идеология-понятия неразрывные. Они взаимодействуют как бы дополняют друг друга. И все же к чему они должны призывать солдата, офицера в эпоху рыночных отношений? Во имя чего и за что человек в по гонах должен идти под пули, рисковать самым ценным - своей жизнью?

Н. Звинчуков. Острые дискуссии вокруг данной проблемы, проведенные научными сотрудниками Главного управления воспитательной работы МО РФ, Военной академии Генерального штаба и Военного университета, говорят о том, что государственно-патриотическая идеология - пожалуй, единственная, которая способна объединить все слои и социальные группы российского общества и армии. Против нее не выступают ни одна партия, ни одно общественно-политическое движение. Поэтому самое время подумать о научном обосновании и соответствующем оформлении в качестве основы морально-психологического обеспечения, воспитательной работы в армии и на флоте - ее нового образа.

Почему речь именно о такой идеологии, а, скажем, не о чисто буржуазной или государственной? Прежде всего следует подчеркнуть, что государственно-патриотическая идеология имеет глубокие исторические корни и теоретические истоки. Речь - о русской идее, которая была и остается основой единства исторической судьбы наших народов, осознанием сущности и исторического предназначения России в мире.

Русская идея по праву может рассматриваться как историческая предпосылка и духовная предтеча такой идеологии. Ее несущим "каркасом", тремя главными "китами" всегда были - государственность (державность), православие (духовность) и патриотизм. Еще Петр Великий, напутствуя российских воинов перед Полтавской битвой, говорил: "...Не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за православную нашу веру и церковь". Этот призыв вдохновил Российскую армию не на одну победу.

Вывод? Сущность и содержание государственно-патриотической идеологии еще предстоит серьезно осмыслить, теоретически обосновать. Но сегодня, как представляется, можно утверждать, что, будучи сформированной, она составит синтезирующую основу духовных ориентиров личности и общества, государства и армии.

Корр. Словом, это то, чего так недостает Вооруженным Силам, без чего душа солдата, словно корабль без руля и ветрил. Но что же надо сделать, чтобы такая идеология обрела законный статус, заработала? Чтобы необходимость в ней была осознана политическими элитами?

В. Лутовинов. Прежде надо понять: отсутствие общей консолидирующей идеи стало тормозом развития не только гуманитарной сферы, но и экономики, политики, экологии, права и т.д. Значит, надо направить усилия не на создание новой национальной идеи, а на возрождение былой идеологии Российского государства. Причем на основе взаимодействия и сотрудничества всех социальных слоев и групп населения.

И тут совсем не нужно революций. Алгоритм действия сводится к осмыслению и пониманию всей сложности проблем страны, активному и совместному поиску выхода из них, определению каждым соотечественником своего места и роли в их решении. Что в свою очередь позволит решить важнейшую для Российской армии задачу - сформировать ее высокий духовный потенциал, готовность и способность к защите Отечества.

П. Чижик. Люди в погонах не могут пребывать в неопределенности ценностных ориентаций и идеалов. Нужна комплексная общегосударственная программа, определяющая конкретные пути и методы формирования высокой духовности, способности противостоять угрозам.

А. Чертополох. Например, одна из главных задач органов воспитательной работы состоит в проведении в войсках государственной политики, формировании у военнослужащих ответственности за соблюдение требований Конституции РФ, качеств гражданина-патриота, военного профессионала. Но выполнить эту задачу средствами идеологического влияния можно эффективно лишь тогда, когда система морально- психологического обеспечения действий войск наполнится реальным и конкретным содержанием.

Н. Звинчуков. Если подвести итог нашему разговору, то надо сказать следующее. По своей сущности и содержанию, выполняемой роли в обществе и армии государственно-патриотическая идеология должна быть надпартийной, надклассовой, общенациональной. Она не может насильственно навязываться гражданам, военнослужащим, поскольку они имеют право выбора своих идейно-нравственных позиций. И, конечно же, если подобная идеологическая система будет создана, то для ее реализации нет необходимости выдумывать специальные структуры. Существующие ныне в Российской армии воспитательные и другие органы, по-видимому, могут эффективно вести работу по государственно-патриотическому воспитанию личного состава Вооруженных Сил, граждан, молодежи.

ОТ РЕДАКЦИИ. Поднятые в дискуссии идеи и предложения не претендуют на истину в последней инстанции. Есть иные взгляды на место и роль идеологии в обществе, направленность воспитательного процесса в Вооруженных Силах. Поэтому "Красная звезда" намерена продолжить дискуссию по данной теме и приглашает всех заинтересованных читателей принять в ней участие. Поскольку видим в этом важную составляющую общего процесса реформирования Вооруженных Сил.

Важно и то, что реформа Вооруженных Сил, какой бы стройной она ни виделась в планах и "высоких" кабинетах, невозможна без задействования "человеческого фактора", без осознанного и активного участия в ней людей в погонах. Это сегодня все четче осознается во властных и общественно- политических структурах страны. Значит, лед тронулся. Результаты же, верится, ждать себя не заставят.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/-Круглый-стол-Красной-звезды-Патриотизм-вчера-сегодня-завтра

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Anatoli ShamoldinКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Shamoldin

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

"Круглый стол" "Красной звезды". Патриотизм: вчера, сегодня, завтра. // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 15.01.2017. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/-Круглый-стол-Красной-звезды-Патриотизм-вчера-сегодня-завтра (дата обращения: 18.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Anatoli Shamoldin
Хабаровск, Россия
1153 просмотров рейтинг
15.01.2017 (2650 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
Вчера · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
Вчера · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
4 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
5 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
5 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
6 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров
Выдвинутая академиком В. Амбарцумяном концепция главенствующей роли ядра в жизни галактики гласила: «Галактики образуются в результате выбросов вещества из их ядер, представляющих собой новый вид "активной материи" не звёздного типа. Галактики, спиральные рукава, газопылевые туманности, звёздное население и др. образуются из активного ядра галактики».[1] Бюраканская концепция – образование звёзд происходит группами. В небольшом объёме образуется большое количество звёзд.
Каталог: Физика 
7 дней(я) назад · от Владимир Груздов
КИТАЙ И ИНДИЯ В АФРИКЕ: азиатская альтернатива западному влиянию?
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
"Круглый стол" "Красной звезды". Патриотизм: вчера, сегодня, завтра.
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android