ШКОЛЬНЫЙ СПЕКТАКЛЬ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ
Ирина Фишгойт, учительница литературы, московская школа "Ковчег"
Автор считает, что в современной мире просто необходимо проводить тотальную "вакцинацию" Шекспиром: первый раз - в подростковом возрасте, а потом повторять её каждые 5 - 10 лет.
Уже два месяца дети маршируют по коридорам школы и на пределе голосовых возможностей скандируют монологи (или, как они говорят, "ломоноги") из "Короля Лира": "А мы вас посвятим в заветные решенья наши глубже..." Дети воспринимают текст "Короля Лира" как нечто само собой разумеющееся. Большинство из них ещё не вышли из мифологического возраста. А у меня, у взрослого человека, по-другому: если я отношусь к тексту не только как к тексту, но и как к смыслу (мировоззренчески), то у меня возникает ощущение облегчения, как будто я что-то забыла, а потом через много лет вспомнила. Или как будто я жила в комнате с давно не мытым окном, и вот грязное стекло наконец отмыли, и все, что было за окном, приняло чёткие очертания и стало таким, каким я и предполагала увидеть.
Срочно нужны волосы!
Вверх-вниз, вверх-вниз по лестницам "Ковчега". Ничего не соображаю, но точно знаю, что буду делать в следующую минуту.
У меня в руке большие ножницы. На всех проходящих смотрю умоляюще:
- Срочно нужны волосы для причёски. Для куклы. Она будет изображать бутафорскую сущность старших дочерей Лира. У неё не будет ни глаз, ни души - одна причёска и ярко-красный размалёванный рот.
Навстречу по лестнице бежит Екатерина Витальевна (я знаю: ради театра она пойдёт на любые жертвы).
- Если очень нужно, режьте, Ирина Викторовна! Только чтоб моя парикмахерша ничего не заметила... А-а, что вы наделали!..
Я бегу дальше, зажав в руке четыре драгоценные пряди. В коридоре на первом этаже сталкиваюсь с Д. В. Он куда-то спешит с кипой бумаг.
Я только успеваю проговорить:
- Нужны волосы для куклы, для театра...
- Режьте бороду, быстро.
И вот у меня в руке священный клок бороды самого Д. В.
"Это счастливое предзнаменование, - думаю я, - всё будет хорошо".
Опять мимо пробегает Екатерина Витальевна:
- Руки, ноги не нужны? - ехидно спрашивает она. - А то пожалуйста.
По дороге в класс забегаю к Олегу Михайловичу в компьютерную.
- У меня хронически естественная прическа, - говорит он в ответ на мою просьбу, доброжелательно улыбаясь. - Но могу дать хороший совет: у нас тут есть один математик, ему давно пора стричься, обратитесь к нему.
- Спасибо, спасибо! - бормочу я, поспешно выбегая из компьютерной.
По поводу "счастливых" концов
И вот наш спектакль. Только первая сцена. Из нее, как из почки, вырастают все последующие коллизии...
Если бы трагедия "Король Лир" была написана сейчас, она вызвала бы недоумение: назидательно, нравоучительно, банально. С одной стороны - лицемерие, обман и корысть, с другой - честность, верность, любовь. Детская сказочка. Разве что нет счастливого конца - необходимого обоснования того, что добрым и честным быть хорошо, а злым, жадным и лживым - плохо. Погибают почти все.
Волшебные сказки всегда заканчиваются счастливо, лучше сказать - справедливо. Добрые вознаграждены, злые наказаны. Счастливый конец делает сказку сказкой. В этом, я думаю, выражается всеобщая для человечества мечта о справедливости, которая в конце концов должна восторжествовать.
И воздаяние - это не случайное стечение обстоятельств, а нечто неизбежное, заслуженное, предсказуемое. Почему же "Король Лир", имея сказочное начало, заканчивается гибелью почти всех действующих лиц - и "хороших", и "плохих"? Неужели это связано с тем, что Шекспир, соблюдая законы трагедийного жанра, боялся выйти за его рамки? Ведь масштаб его творческой личности позволял ло-
мать любые жанровые условности. А может быть, дело тут в глубинном понимании законов человеческой жизни и судьбы? И окончательная победа над злом - дело Всевышнего, а человеку это не под силу.
Стремление насильственным образом установить справедливость и покончить со злом приводит к гибели всех участников. Попав в орбиту зла, человек неизбежно гибнет духовно или физически. Яркий тому пример - принц Гамлет. Зло властвует над миром, и всякому, кто пытается с ним бороться, оно навязывает свои правила игры. И чтобы справиться со злом, надо выйти из зоны его действия (а для этого требуется немалое мужество!) и позволить действовать Провидению.
В "Короле Лире" из главных действующих лиц остались в живых только Шут, который по долгу службы и так всю жизнь прикидывался дураком. Потом Кент, который, поменяв свой облик, стал выдавать себя за другого человека и продолжал служить старому королю, лишившемуся крыши над головой. И Эдгар, который прикинулся безумным Томом из Бедлама и стал проводником своего ослепленного отца графа Глостера. Эти люди, прикидываясь не теми, кем они были на самом деле, вырвались из беспощадной системы причинно-следственных отношений. Они вышли за рамки разыгрываемого трагического сюжета. И, не превышая человеческих полномочии, продолжали творить добро.
Получается, что это привилегия лишь дураков и сумасшедших! Остальные - и правые, и виноватые - были поглощены и раздавлены лавиной зла. Кто - горем. Кто - подлостью и ревностью. Кто - жадностью и жестокостью.
Наверное, этим и отличается реальность шекспировской драматургии от сказки.
"Корень пущих зол"
Наша жизнь, как мне кажется, мало чем отличается от той, которую описывает Шекспир. Она - как, например, в "Короле Лире" - больше похожа на игру, чем на жизнь. И кто лучше к этой жизни приспособится, тот и выиграл. Деньги, карьера - как это знакомо!
С обыденной, утилитарной точки зрения важно, как человек, живущий рядом с тобой, выглядит, что может тебе дать и насколько он тебе улыбается и говорит приятное. Но Лиру, чтобы образумиться, нужно было потерять рассудок. И тогда ему открылось, что такое человек: "Все мы с вами поддельные, а он настоящий. Неприкрашенный человек и есть именно это бедное, голое двуногое животное и больше ничего. Долой, долой с себя все лишнее..."
Лишнее - это та видимость, которая, как облако, окружает человека: притворство, знатность, богатство, авторитетность.
Конечно, во все времена люди стремились к богатству и успеху. Но как бы там ни было, высочайшими ценностями тем не менее всегда признавались честность и бескорыстие. И только наше время, как мне кажется, ставит это под сомнение. "Честный человек - несчастье в доме, - читаю в одном из недавних журналов. - Всё равно что мать-пьяница". Только наше время между понятиями "деньги" и "добро" смело ставит знак тождества.
Сейчас, когда ходишь по улицам и видишь огромные красочные рекламные плакаты, кажется, что их повесили в расчёте на то, что люди скоро покинут этот город и в нём поселятся некие ущербные существа, все способности которых сведутся к одной-единственной способности - покупательной. И достоинство этих роботов-покупателей будет определяться фирмой, от которой они носят одежду, сигаретами, которые они курят, и парфюмерией, которую они используют.
Если свести все надписи городской рекламы в один текст, то мы получим евангелие от Сатаны. Этот текст будет иметь совершенно однозначную идеологию, которая сведётся к одному - Деньгам. Божеству, которому мы должны поклоняться и служить, чтобы иметь "достойную жизнь".
Ромео покупает у аптекаря яд:
Вот золото - гораздо больший яд И корень пущих зол и преступлений, Чем этот безобидный порошок. Не ты, а я даю тебе отраву. Купи себе еды и откормись.
Шекспир как профилактика
Систему ценностей подрастающего поколения сейчас формирует не литература, а реклама. Ещё до того, как ребёнку успеют прочитать сказку про Золушку или про Муху-Цокотуху, ещё задолго до того, как он сам научится читать, на улице его атакуют агрессивные изображения различных частей тела, нижнего белья, разнообразных коробочек, диванчиков и флакончиков - и это будет миром его образов.
А когда он немного подрастёт и научится читать, то увидит на троллейбусной остановке изображение эффектной молодой особы в чём-то очень модном с подписью: "За подарок от фирмытакой-то я готова на всё". Или: "Вы этого достойны". А в метро можно увидеть картинку, на которой изображено симпатичное дружное семейство, и прочитать: "Нас объединяет то, что мы одеваемся в "Фамилии". Для ребёнка всё это постепенно становится Символом Веры.
Да и взрослому человеку бывает не по себе. Думаешь: то ли я живу в мире, вывернутом наизнанку, то ли это у меня самой с головой не всё в порядке?
Но вот открываешь Шекспира - и всё мгновенно становится на свои места.
В целях профилактики, я бы снизу на каждом рекламном плакате жирными буквами писала: "Минздрав предупреждает: ШЕКСПИР СПАСАЕТ ОТ ЛЮБОГО БЕЗУМИЯ".
Прекрасный новый мир
У Олдоса Хаксли есть роман-антиутопия "О, этот прекрасный новый мир!". Писатель изображает американское общество в будущем, которое полностью свободно от каких бы то ни было проблем.
И вот в эту Новую Америку попадает молодой человек, который родился и вырос в резервации индейцев. Его мать была из нового мира, но в результате несчастного случая осталась у индейцев, куда цивилизованные американцы обычно ездили проводить отпуск. У неё там рождается сын, и поэтому обратно она вернуться уже не может, так как в новом мире женщины не рожают детей, это считается дикостью, непристойностью и вообще не происходит. Самые ужасные ругательства - это "отец" и "мать".
Ещё мальчиком он находит книги, оставшиеся в индейской деревне после смерти миссионера. Среди этих книг был и Шекспир. И мальчик не только с огромным интересом прочитывает его от корки до корки, но и выучивает наизусть огромные монологи.
А потом он встречает девушку из нового мира и, чтобы выразить свою любовь, читает ей:
Скажи, Джульетта, так же ль у тебя От счастья бьётся сердце? Если так же, Найди слова, которых я лишён, Чтоб выразить, что нас переполняет. Пропой хоть звук из хора голосов, Которые бушуют в нашей встрече.
А в ответ от любимой получает: "Жми меня, мой милый кролик, ведь любовь сильнее колик".
Кончается всё трагически. Молодой человек не может найти себе места в новом мире и кончает с собой.
Добровольное знание
Помнится, у Виктора Гюго в романе "Человек, который смеется" рассказывается, что в древнем Китае практиковался способ по выращиванию уродцев, на которых был большой спрос при императорском дворе. Будто бы совсем маленьких детей сажали в большие кувшины причудливой формы, и в течение нескольких лет дети росли в тёмном замкнутом пространстве. И тело узника постепенно принимало форму своего обиталища.
Так вот, наше поколение может оказаться теми самыми уродцами, выращенными в темных горшках. Ведь мы заканчивали советскую школу. А как говорит один небе-
зызвестный современный классик: "Советская школа учила двум вещам - подчиняться и лгать".
Сейчас наступили новые времена. К счастью, необходимость в этих навыках частично отпала. Поэтому мы лихорадочно ищем союзников по "очищению". Одним из них оказался ТЕАТР...
Например, на уроках о Древнем Египте можно заставить ребёнка выучить все пороги Нила, имена фараонов и время правления династий. Но пройдёт время, и он забудет, о чём вообще шла речь - о Китае, Египте или Америке. Но если ученикам дать возможность разыграть на уроке легенды о подземном и небесном Ниле, о путешествии души умершего по царству мертвых, об Исиде и Осирисе...
Да, возможно, после таких уроков ребёнок не будет знать наизусть имен, хронологии и порогов. Но у него надолго, а может быть, навсегда останется ощущение того, что такое Древний Египет. А потом он, может быть, уже по собственной инициативе выучит даты и имена. Но это будет уже совсем другое, добровольное знание.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |