Улан-Удэ. Бурятское книжное издательство. 1971. 492 стр. Тираж 1000. Цена 3 руб. 71 коп.
"Очерки истории культуры МНР" - обобщающий труд, созданный в связи с 50- летием народной революции в Монголии научными сотрудниками Бурятского филиала Сибирского отделения АН СССР с участием ученых Монголии и преподавателей вузов Улан-Удэ1 . Кроме того, в написании глав по литературе и музыке принимали участие Л. К. Герасимович (Ленинград) и Б. Ф. Смирнов (Москва). Книга написана на основе анализа источников и большого количества литературы, появившейся в СССР, МНР и других странах.
История культурного строительства в МНР всегда привлекала внимание советских исследователей. Еще в 30-х годах на страницах журнала "Современная Монголия" были опубликованы статьи по данной проблематике. Ряд серьезных работ по отдельным ее вопросам вышел в 40 - 60-х годах.
Эти вопросы получили освещение также в недавно вышедших, в Улан-Баторе фундаментальных трудах "Великая Октябрьская социалистическая революция и Монголия" (Улан-Батор, 1969), "История Монгольской Народной Республики" (т. III, Улан-Батор, 1969). За последние годы в МНР опубликован ряд работ, посвященных исследованию отдельных вопросов истории культурного строительства. Тем не менее как в советской, так и в монгольской историографии не было работ обобщающего характера по истории развития культуры в МНР с 1921 по 1970 год. Книга "Очерки истории культуры МНР" является удачной попыткой восполнить этот пробел. Авторы дали марксистско- ленинское освещение истории культурной революции в МНР, показали, как она в корне изменила духовный облик монгольского народа.
Становление новой культуры в МНР проходило в сложных и трудных условиях революционного перехода от феодализма к социализму, минуя капитализм. В книге правильно отражена своеобразная конкретно-историческая обстановка Монголии, а именно: низкий уровень развития производительных сил, неграмотность, темнота народных масс дореволюционной Монголии, пережитки колониализма, феодальные отношения, господство ламаистского духовенства.
Авторы уделяют большое внимание острой идеологической борьбе, развернувшейся на фронте культурного строительства.
Монгольская народная революция в своем развитии прошла два этапа: общедемократический (1921 - 1940 гг.) и социалистический - с 1940 года. Соответственно этим историческим этапам "Очерки" состоят из двух больших разделов, в которых содержится характеристика развития народного образования, культурно-просветительной работы, здравоохранения, науки, литературы, искусства, материальной культуры и быта, а также физической культуры и спорта. Подобная структура книги логически оправдана и помогает читателю проследить за историей культурного строительства в Монголии.
На общедемократическом этапе проявились те коренные преимущества, какие при-
1 Отв. редактор Д. Д. Лубсанов, зам. редактора Р. Е. Пубаев. Авторский коллектив: Р. Л. Балдаев, Г. Г. Банчиков, Л. К. Герасимович, С. Пурэвжав, Б. Ф. Смирнов, Т. Содномдаржаа, И. И. Соктоева, Г. Л. Санжиев, Д. Б. Улымжиев, Б. Д. Цибиков, Г. Эрдэмбилик, В. Ц. Найдаков, Б. Дашцэвэг, Г. Н. Заятуев, Ш. Магван, Р. Е. Пубаев.
стр. 175
несла стране народная революция: в борьбе, с феодально-ламаистской идеологией и в процессе ее преодоления произошло избавление трудящихся от вековечного духовного порабощения и приобщение их к знаниям. В процессе демократических преобразований в стране были созданы основы системы народного просвещения, здравоохранения и культурно-просветительных учреждений, зародилась революционно-демократическая литература и искусство, появились революционная печать, профессиональные средние учебные заведения, возникли научные учреждения. Большим достижением этого периода явилось формирование национальной интеллигенции. Но в центре внимания культурной работы стояла тогда задача ликвидации неграмотности. В "Очерках" на конкретном и разнообразном материале показана многогранная деятельность МНРП и народного правительства по развитию революционно-демократической национальной культуры и просвещения. Трудностью и сложностью задач общедемократического этапа, пишут авторы, объясняются сравнительно скромные результаты в области ликвидации неграмотности населения и охвата детей школами. К концу общедемократического этапа грамотность населения поднялась до 21%, а из 130 тыс. детей школьного возраста школу посещали только 10 тыс. (стр. 38). К этому времени в Монголии сформировалась революционно-демократическая национальная культура, начала складываться своя интеллигенция и был заложен прочный фундамент для перехода к социалистическому этапу.
Характерной особенностью второго, социалистического, этапа революции (1940 - 1967 гг.), подчеркивается в книге, была культурная революция. Как справедливо отмечают авторы, это время расцвета социалистической по содержанию и национальной по форме культуры на основе победы социалистических производственных отношений во всем народном хозяйстве (стр. 491 - 492). Победой исторического значения для монгольского народа явилось завершение ликвидации неграмотности, осуществление всеобщего начального обучения и переход ко всеобщему восьмилетнему обучению. Система народного просвещения МНР обеспечила не только расцвет национальной школы, но и приобщение населения к культуре. Выросла национальная интеллигенция. Крупным событием в жизни страны было создание высших учебных заведений (университета, Высшей партийной школы, Политехнического института и др.). Успешно развивается наука. Академия наук МНР объединяет десятки научных учреждений.
Громадное значение для утверждения марксистско-ленинской идеологии в монгольском народе, как отмечают авторы, имеет перевод на монгольский язык и издание Собрания сочинений В. И. Ленина в 35 томах и основных трудов К. Маркса и Ф. Энгельса. На монгольский язык переведены основные произведения русской классической и советской художественной литературы. Газеты, журналы и книги прочно вошли в быт трудящихся. Печать, радио я телевидение стали мощным орудием партии и государства в воспитании трудящихся масс. В период социалистического строительства монгольские писатели создали произведения, в которых отражено закономерное и успешное продвижение страны к социализму. Разительные изменения произошли в быту монгольского народа. Выросли города, появились поселки нового типа. Уходят в прошлое отсталые традиции и обычаи, внедряются новые. Широкое развитие получило здравоохранение. Коренным образом изменилось положение женщины, она стала равноправным членом общества.
Невиданный скачок в культурном развитии за короткий срок был совершен МНР при всесторонней помощи советского народа. В своем выступлении на XXIV съезде КПСС первый секретарь ЦК МНРП, председатель Совета Министров МНР Ю. Цеденбал подчеркнул, что "установление тесного союза монгольской революции с первой пролетарской революцией, с родиной Октября - великим Советским Союзом обеспечило те исторические успехи, которых добились трудящиеся нашей страны за 50 лет существования своей свободной Родины"2 .
Всестороннее марксистско-ленинское освещение исторического опыта культурной революции в МНР представляет большой научный и политический интерес. Оно разоблачает клеветнические измышления буржуазной историографии, оплакивающей исчезновение "уникальной пастушеской кочевой культуры", ламаистской церкви и идеологии. Опыт строительства социалистической культуры в МНР особенно важен в наши дни, когда многим народам Азии и Африки приходится решать проблемы, подобные тем, которые в течение минувшего полустолетия стояли перед монгольским
2 "Правда", 3.IV.1971.
стр. 176
народом. В целом "Очерки истории культуры МНР" - нужная и полезная книга.
В то же время следует отметить разностильность, неровность отдельных глав и параграфов книги как по охвату фактического материала, так и по уровню выводов и обобщений. Если разделы, освещающие историю театра, культурно- просветительных учреждений, печати и спорта в МНР, недостаточно подкреплены фактическим материалом, то главы о материальной культуре и быте изобилуют подробными описаниями различных явлений и событий без должного их обобщения. Содержательная в целом глава о развитии музыки слишком растянута, перенасыщена специальными терминами, теоретическими выкладками. Многие параграфы книги страдают описательностью, перечислением и повторами. О ликвидации неграмотности в Монголии говорится не только в главе о народном образовании, но и в других главах, в частности в той, которая посвящена культурно-просветительной работе. Неоднократно повторяются факты, характеризующие деятельность правых и "левых" в МНРП, различных реакционных элементов. Однако борьба с ними революционного ядра партии показана недостаточно четко и последовательно. Подробнее следовало бы охарактеризовать монголо-бурятские культурные связи изучаемого периода, учитывая, что оба народа имеют много общего в своей истории, в развитии языка и культуры. Известно, что ученые Бурятской АССР поддерживают широкие научные связи с АН и другими научными организациями МНР. Недостаточно отражена в книге и деятельность Общества монголо-советской дружбы, проводящего большую работу по укреплению связей между двумя братскими странами.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |