Libmonster ID: RU-14434
Автор(ы) публикации: А. Р. ИОАННИСЯН

Среди авторов, выдвигавших накануне Французской буржуазной революции конца XVIII в. проекты ассоциаций, был и некий Жозеф-Александр-Виктор Юпей. Из его письма, написанного в 1782 г. популярному в то время писателю, автору многочисленных проектов социальных реформ, одному из выдающихся представителей утопического коммунизма той эпохи, Ретифу де ля Бретону, и опубликованного последним в приложении к одному из своих произведений, мы узнаем, что Юпей, называвший себя "коммунистическим автором", руководствуясь стремлением поддерживать контакт с другими авторами, пишущими об ассоциациях, переслал Ретифу опубликованный им "Проект философской общины"1 . А. Лиштанберже в своем исследовании "Социализм в XVIII столетии", упоминает книгу Юпея, изданную в 1779 г.: "Произведение, очень редкое, известное обычно лишь по своему названию"2 , но это отнюдь не тот "Проект философской общины", который Юпей в свое время переслал Ретифу. Нами уже анализировались брошюры и книги Юпея, изданные в период революции, в которых он ссылался на свой "проект". Но, поскольку самой этой книги Юпея нет ни в Национальной библиотеке, ни в других парижских книгохранилищах, автор этих строк в 1966 г. пришел к выводу, что произведение это следует считать утерянным3 . Однако в конце концов нам удалось отыскать "проект" Юпея в фондах библиотеки Института Фельтринелли в Милане.

"Проект философской общины" Юпея был издан в 1777 году4 . То была довольно большая книга, насчитывавшая свыше двухсот страниц. В библиотеке Института Фельтринелли хранится и вторая книга Юпея, изданная в 1779 г., о которой упоминает Лиштанберже, однако это не.сам "Проект философской общины", а как бы дополнение к нему, развивающее и разъясняющее выдвинутые в нем предложения5 . Обе эти книги Юпея свидетельствуют о его резко отрицательном отношении к существующему общественному строю, который он изображает в самых мрачных красках. Юпей пишет об ужасах современного ему общества: оно является обществом лишь по названию, а на самом деле это хаос, в котором люди все более отдаляются друг от друга, становятся чуждыми и безразличными друг к другу. В обществе, основанном на частной собственности, считает он, господствуют грабеж, варварство и бесчеловечность6 . Цель такого общества - "обирать трудящегося человека, чтобы обогащать отдельных лиц, праздных и опасных". Особенно тяжелое положение в сельских местностях, где алчные откупщики и бесчеловечные хозяева пожирают все плоды земли. "Несчастные крестьяне, изнуренные голодом и усталостью, покрытые лохмотьями, деревушки с жалкими лачугами


1 Retif de la Bretonne. Les Contemporaines. T. XIX. Leipsick. 1785.

2 A. Lichtenberger. Le socialisme au XVIII-e siecle. P. 1895, pp. 341 - 342.

3 А. Р. Иоаннисян. Коммунистические идеи в годы Великой Французской революции. М. 1966, стр. 97.

4 "Projet de Communaute Philosophe, fonde sur la vie du bon La Fontaine, les sentimens des meilleurs Auteurs, les principes des Etablissemens des peuples les plus sages du Nouveau Monde et sur l'Analyse de syteme economique de la Nouvelle Heloise, Avec un Plan Geometral du Sejour Champetre de cette Societe". Par J. A. Vd. Hxx . A Euphrate. Chez les Associes Freres Dumplers. MDCCLXXVII (Библиотека Института Фельтринелли. Ut. f. 5, 3).

5 "Maison de reunion pour la communaite philosophe dans les Terres de l'Auteur de ce Projet. Plan d'ordre propres aux personnes de deux sexes, de tout age et diverses professions, pour leur faire passer dans les Communautes semblables la vie la plus agreable, la plus sainte et la plus vertueuse". A Euphrate. Chez les Associes Freres Dumplers et a Utrecht. Aux frais de la Maison commune des Moravites 1779 (Библиотека Института Фельтринелли. Ut. f. 5, 1).

6 "Projet de Communaute Philosophe...", p. 65.

стр. 209


являют печальное зрелище"7 . Угнетение существует там, где произвольно взимают налоги и производят набор рекрутов, где насильственно заставляют выполнять законы, навязанные народу без его согласия, где нарушают общественные привилегии и устанавливают частные, где существует власть, стремящаяся все брать при помощи меча и все приказывать именем бога. Несправедливость законов, несправедливость в распределении имуществ, муки и тяготы нищеты, наглость и безнаказанность богатства, злоупотребления власти порождают, в свою очередь, бунтовщиков и преступников. Конечно, указывает Юпей, "злые короли нуждаются в жестоких богах, чтобы обнаружить на небесах пример тирании, они нуждаются в священниках, чтобы заставить поклоняться этим богам-тиранам". Народ же может быть счастлив "без хозяев и без священников" 8 .

Итак, критика Юпея носит ярко выраженный антифеодальный характер, она направлена против "старого режима", против феодально-абсолютистского строя. И в то же время Юпей осуждает любой общественный строй, основанный на социальном неравенстве - неизбежном следствии частной собственности. Отрицание самого принципа частной собственности - таков лейтмотив всех рассуждений автора. Его идеал - социальный строй, основанный на общности имуществ.

Обосновывая этот идеал, Юпей ссылается, с одной стороны, на литературу утопического коммунизма, получившую широкое распространение в XVIII в., с которой, очевидно, он был хорошо знаком, а с другой- на труды античных философов. Он пишет о необходимости осуществить пожелания Платона, Т. Мора и Дидро, ошибочно считая его (как, впрочем, и другие современники, вплоть до Бабефа) автором "Кодекса природы"9 . Он упоминает об авторе "величественной поэмы Базилиады"10 , то есть о том же Морелли, приводит обширные выдержки из опубликованной за год до этого (в 1776 г.) работы Мабли "О законодательстве или принципах законов"11 . Известно, что Мабли, обосновывая теоретические принципы коммунизма, ограничивался на практике лишь уравнительными предложениями. Но Юпей ссылается на те места произведения Мабли, где обосновывается идеал общности имуществ. Он приводит, например, такие его высказывания: "Вы видите, с какой мудростью природа подготовила нас, чтобы привести к общности имуществ и помешать нам упасть в пропасть, в которую ввергло нас установление собственности". "Если люди не имеют надобности иметь владения, чтобы быть чувствительными к радости и скорби, то будьте уверены, что общность имуществ не повергнет их в оцепенение, которого вы опасаетесь"12 .

Кроме ссылок на Мабли, Морелли, Мора, Юпей в духе современных ему представлений обосновывает идеал общности имуществ и конкретными примерами. В этом отношении характерно описание им государства иезуитов в Парагвае, идеализация которого в литературе XVIII в. была широко распространена. "Народы Парагвая, - пишет он, - не имеют гражданских законов, так как они не знают, что такое собственность, они не имеют и уголовных законов. Часовщик, ткач, слесарь, портной сдают свои изделия в общественные склады, земледелец же тоже работает для них... Это образ правления, где никто не является праздным и никто не изнурен работой, где пища - здоровая, обильная и равная для всех граждан, которые размещены в удобных жилищах, хорошо одеты, где старики, вдовы, сироты, больные обеспечены помощью,., где все вступают в брак по своему выбору, без корысти, где множество детей является утешением и не может быть обузой"13 .

Общность имущества, по мнению Юпея, неотделима от понятия общества, достойного этого названия14 . Это необходимое условие для того, чтобы вечно наслаждаться любовью и дружбой15 . Поэтому, описывая общественный строй Парагвая, Юпей приходит к выводу: "Законодатель мог бы сделать еще один шаг вперед, чтобы осуществить идею Томаса Мора об истинной республике, дабы привести человеческие общества к возможно наибольшему счастью - полной общности имуществ: единственный план братства, в духе евангелия, кодекс самой совершенной морали"16 .


7 Ibid., pp. 227 - 228.

8 Ibid., pp. 85 - 86, 95, 98.

9 Ibid., pp. 66 - 67.

10 "Maison de reunion...", p. 27.

11 "Projet de Communaute Philosophe...", pp. 34 - 63.

12 Ibid.

13 Ibid., pp. 80 - 88.

14 "Maison de reunion...", p. 32.

15 "Projet de Communaute Philosophe..."k p. 108.

16 Ibid., p. 82.

стр. 210


Выступая как решительный и последовательный сторонник общности имуществ, Юпей имел полное основание причислять себя к "коммунистическим авторам", как он это делает в письме к Ретифу. Однако, не рассчитывая на возможность непосредственного осуществления своего общественного идеала, он и выдвигает "Проект философской общины", который преследует двоякую цель: с одной стороны, уже в условиях современного общества дать возможность определенному кругу лиц избавиться путем организации общин-ассоциаций от повседневных забот, треволнений и жизненных невзгод, а с другой - создать предпосылки для дальнейших общественных преобразований.

Конкретно план Юпея сводился к следующему. Он предлагал организовать первоначально на принадлежащей ему усадьбе в 9 лье от Марселя общину-ассоциацию нескольких семейств. Каждая семья должна вносить за свой пансион по 500 экю. Следовательно, это была бы ассоциация зажиточных семейств, имеющих определенные доходы. Что же, по мысли автора, должно побудить их объединиться для совместной жизни и совместного ведения хозяйства? Это прежде всего понимание того, что совместная жизнь является единственно естественным и социальным образом жизни, обеспечивающим равенство, дружбу, согласие между людьми. Подобная община избавит ее членов от беспокойств, тягот, превратностей судьбы, характерных для общества, основанного на частной собственности, от которых страдают не только бедные, но и богатые. В ней нет места противоречию интересов. Не заинтересованные в том, чтобы противостоять друг другу, члены такой ассоциации будут по-братски любить друг друга, а также всех своих детей, как если бы они были их общими детьми. Члены общины не будут больше опасаться ни бедности, ни болезней, у них не будет ни сожалений, ни опасений, ни угрызений совести. Равенство, полное согласие, чувство независимости, совместная жизнь и совместный труд сделают их счастливыми17 .

Но Юпей приводит и чисто экономические аргументы в пользу организации подобных общин-ассоциаций, удивительно напоминающие соответствующую аргументацию Фурье. Совместная жизнь в общинах и материально более выгодна для ее членов. Совместное ведение домашнего хозяйства обходится значительно дешевле. Один повар, ведающий одной кухней, может хорошо прокормить членов общины за более умеренную сумму. То же относится и к прочим расходам. Объединение в ассоциацию дает, таким образом, и значительную экономию в расходах, чем если бы семьи жили отдельно. "И поэтому я удивлен, - пишет Юпей, как бы предвосхищая сопоставление, столь часто и настойчиво приводившееся впоследствии Фурье, - что люди, которые в наш век имеют такую большую склонность к ассоциациям в области торговли, не попытались еще осуществить это экономическое устройство"18 . Юпей дает подробнейшее описание организации предлагаемой им общины. Члены ее проживают со своими семьями в отдельных домиках-квартирах, соединенных коридорами друг с другом и с помещениями общего пользования. Одно из них называется "лабораторией". Это мастерская, где работают члены общины. Дело в том, что хотя в "философской общине" проживают люди зажиточные, они отнюдь не ведут праздный образ жизни. Автор считает, что физический труд необходим для здоровья тела и души. В мастерской мужчины работают у различных станков, расположенных вдоль стен, а женщины в центре зала занимаются работами, свойственными их полу. В общей трапезной члены общины совместно питаются. В этом помещении поочередно читают журналы и поучительные книги, так что члены общины во время еды получают и духовную пищу. Вообще порядок совместных трапез в общине должен быть примерно таким же, "как в Утопии, этой прекрасной и счастливой республике, измышленной Томасом Мором". Дети членов общины получают совместное воспитание, обучаясь с самого раннего возраста не только различным наукам, литературе, искусству, но и полезному труду. С 14 лет их обучают "некоторым полезным ремеслам". В 16 Лет они посвящают целый год "сельскохозяйственным работам". Такое воспитание получают дети обоего пола. До пяти лет они питаются в отдельном зале, а затем в общей трапезной, совместно со взрослыми19 .


17 Ibid., pp. V-VI, 65; "Maison de reunion...", pp. 3 - 4, 10 - 22, 26, 33 - 34.

18 "Maison de reunion...", pp. 31 - 35, 40 - 41.

19 "Projet de Communaute Philosophe...", pp. 73 - 76, 125 - 126; "Maison de reunion...", pp. 58 - 91, 104.

стр. 211


Самое примечательное в проекте ассоциации Юпея - это, несомненно, детальное описание "фаланстера" - единого комплекса помещений, в котором проживают члены общины, - расположенного среди обширного сада и земельных угодий. Автор не только подробно описывает это общежитие общины с его жилыми помещениями, мастерской, общим залом, библиотекой, кухней, столовой, кладовой, баней, лазаретом и т. п., но и на особом вкладыше приводит план-схему "фаланстера" и окружающей его территории. "Общие дома" ассоциаций описывали и другие авторы аналогичных проектов кануна Французской революции. Но конкретный план-чертеж, опубликованный Юпеем еще в конце 70-х годов XVIII в., является, безусловно, первой (и на сегодняшний день единственно нам известной) схемой "фаланстера", составленной ранее аналогичных проектов Фурье.

Для обоснования своего проекта общин-ассоциаций Юпей использует традиционные для XVIII столетия примеры, на которые ссылались и авторы других аналогичных проектов20 . Упоминая анабаптистов и указывая на провозглашенный ими принцип общности имущества, он видит их заслугу в том, что это учение породило в конечном итоге движение квакеров, "которые не хотели иметь ни хозяев, ни слуг". Подобно другим авторам той эпохи, в том числе Мабли, он описывает квакерские общины в Новом свете, идеализируя их жизнь, утверждая, что она протекает без роскоши и пороков, в условиях равенства и совместного труда21 . Повторно использует он и классические для авторов "ассоциативных" проектов XVIII в. примеры - моравские или гернгутерские общины22 и французские крестьянские общины в Оверни23 . Юпей, впрочем, не ограничивается одними лишь ссылками на эти общины. Среди приложений, опубликованных в его второй книге, находится и знаменитая статья сотрудника "Энциклопедии", - автора ряда экономических трудов Фегэ "Моравы"24 . Эта статья, напечатанная в 1765 г. в "Энциклопедии", содержала не только описание моравских и овернских общин, но и выдвигала план "ассоциации добрых граждан", "ассоциации трудолюбивых людей", разработанный самим автором. В своем письме к Ретифу Юпей, "очень интересуясь книгами о воспитании и столько же книгами- об общности", запрашивал относительно его произведения "Школа отцов", в котором, согласно объявлению, должны были быть описаны овернские и моравские общины. Ознакомившись с опубликованным в третьем томе произведения Ретифа "Новый Абеляр" проектом ассоциации для городских жителей, он также перепечатал его в конце своей второй книги как "пример нового плана дома объединения, обнаруженного в момент окончания печатания этой работы"25 .

Как и авторы некоторых других проектов ассоциаций, все более принимавших характер паевых товариществ, Юпей тоже допускает использование наемного труда. Это и понятно. Ведь свою общину Юпей мыслил как ассоциацию группы зажиточных людей. Она должна была, согласно его плану, иметь повара, прислугу для ведения домашнего хозяйства, слуг для ухода за садом и территориями общины. Специально даже указывалось, что слуги питаются вместе с членами общины в трапезной, но сидят в конце стола. Однако, будучи сторонником коммунистического идеала, Юпей отнюдь не рассматривал в отличие от авторов некоторых других проектов ассоциаций предлагаемую им "философскую общину" как свою конечную цель. Он видел в подобных общинах лишь первый шаг на пути преобразования общества на принципах равенства и братства.

Прежде всего зажиточные лица в "философской общине" отнюдь не живут праздно, а определенную часть времени занимаются физическим трудом. Таким образом, они приобщаются к труду, который становится для них жизненной необходимостью. Кроме того, наемные слуги все более с ними сближаются. Они не только разделяют их трапезы и вместе с окрестными крестьянами участвуют в организуемых общиной празднествах, "сельских концертах, балах"


20 См. об этом подробнее: А. Р. Иоаннисян. Генезис " общественного идеала Фурье. М. 1939, стр. 152 - 164. :

21 "Projet de Communaute Philosophe...", pp. 93 - 105.

22 Характерно, что на титульном листе второго произведения Юпея указано, что эта книга издана за счет общины моравских братьев. Было ли это лишь литературным приемом или Юпей был действительно связан с моравским,и общинами? Как бы то ни было, это лишнее доказательство того, какое влияние имел пример гернгутерских общин на авторов проектов ассоциаций XVIII столетия.

23 "Maison de reunion...", pp. 5, 32.

24 Ibid., pp. 158 - 170.

25 Ibid., pp. 211 - 227.

стр. 212


и прочих развлечениях26 . Со слугами обращаются как с равными, а после трехлетнего испытательного срока включают их в общину27 . Автор, правда, не развивает подробно эту тему, но тенденция дальнейшей эволюции подобной "философской общины" совершенно ясна.

Юлей выражает надежду, что "философская община" не будет единственной и что во всех больших городах будут организованы аналогичные общины28 . Более того, автор предлагает организовать общины не только для зажиточных людей, но и для других слоев населения. "Это объединение и эта общность морально-экономического режима могла бы быть осуществлена группами лиц во всех сословиях, не смешивая их состояний. Она укрепила бы дружбу между людьми в каждой профессии, упраздняя все суетные внешние различия для одного и того же класса граждан". Для организации подобных общин можно было бы использовать монастыри, "которые с каждым днем все более пустеют, как будто в ожидании лучшего предназначения"29 .

Более конкретно Юпей излагает план организации крестьянских общин. Первоначально можно было бы учредить ассоциации "граждан-земледельцев" на участках, принадлежащих членам "философской общины". Они должны быть созданы по образу самой "философской общины". "Граждане-земледельцы" в подобных ассоциациях хорошо бы питались, были бы хорошо одеты, имели бы хорошие жилые помещения. После выплаты ренты землевладельцу все доходы оставались бы в распоряжении ассоциации, которая распределяла бы их ежегодно между своими членами. Автор выражает готовность организовать подобную ассоциацию на одном из принадлежащих ему земельных участков, недалеко от Экса, включив первоначально в ее состав выходцев из овернских общин и детей бедных родителей и построив там "общий дом" для членов общины, о котором говорится в его проекте30 .

Итак, Юпей предлагал на первых порах организовать общины-ассоциации для отдельных групп населения. Но, подобно сближению между членами общины и их слугами в общинах зажиточных граждан, такой же процесс должен был происходить между членами общин различных общественных слоев. Стимулом для этого должна была стать единая система национального воспитания "для всех классов граждан", на чем автор особенно настаивает. Он считал совершенно необходимым применить подробно изложенный им план воспитания (основанный на сочетании обучения с трудовым воспитанием) ко всем детям независимо от их социального происхождения, в том числе и к детям крестьян. Последние могли бы получать это воспитание хотя бы до 16 лет, после чего они продолжали бы самообразование с помощью своих "бывших товарищей", детей более зажиточных семейств. Таким путем "молодые крестьяне и рабочие" продолжали бы свое образование и в дальнейшем31 . Единое трудовое воспитание молодого поколения, приучающее детей из зажиточных семейств к полезному труду и дающее детям низших классов необходимое образование, должно, по мысли автора, привести в будущем к сближению различных слоев общества и, следовательно, организованных на их базе различных общин. Изложенный Юпеем план общин-ассоциаций был направлен на постепенное продвижение с целью установления в конечном итоге коммунистического общественного строя.

Французская буржуазная революция конца XVIII в. вселила в Юпея радужные надежды. В своих книгах и брошюрах, опубликованных в те годы, излагая свои педагогические идеи и план всеобщего национального образования, он вновь и вновь ссылается на проект "философской общины". В книге, опубликованной в III году республики, то есть уже в период термидорианской реакции, под названием "Республиканский коран"32 , Юпей, выступая как убежденный республиканец и демократ, сторонник народного правления - прямого законодательства народа, объединенного в сельские и городские секции, снова выдвигал проект своих общин, указывая, что общность жизни соответствует социальному инстинкту людей, их нуждам, талантам, добродетелям. Доказывая, что при по-


26 Ibid., p. 111.

27 "Projet de Communaute Philosophe...", p. 129.

28 Ibid., p. 78.

29 "Maison de reunion...", pp. 6 - 7.

30 Ibid., pp. 124 - 131.

31 Ibid., pp. 92 - 99.

32 "Alcoran republicain ou institutions fondamentales du Gouvernement Populaire ou legitime pour l'Administration, l'Education, le Mariage et la Religion. Par l'Auteur de la Communaute Philosophe, du Reglement de l'Education Nationale et de Generalif. A Ge-eralif. Maison Patriarchale et Champetre". An III.

стр. 213


добном общественном устройстве личный интерес всегда совпадал бы с общим интересом, он задавал вопрос: "Быть может... мы слишком плохо воспитаны, чтобы составить общины, только что мной предложенные и которые я еще более некстати предлагал в 1777 году?". Он выражал, однако, надежду, что теперь в результате опыта, приобретенного за годы революции, окажется возможным организовать такие общины прежде всего из молодого поколения.

Обнаруженный, наконец, "Проект философской общины" Юпея представляет несомненный интерес как для истории французской общественной мысли, так и для истории коммунистических идей. Коммунистические воззрения и идеалы автора не носят, конечно, самостоятельный и оригинальный характер, а лишь повторяют основные положения французского утопического коммунизма XVIII столетия. И все же

произведения Юпея расширяют сведения о французском утопическом коммунизме кануна буржуазной революции конца XVIII в. и степени его распространенности. "Проект философской общины" представляет значительный интерес и в другом отношении. Планы ассоциаций второй половины XVIII в. независимо от их конечных социальных целей предвосхищают, будучи проектами производительно-потребительских товариществ, "фаланги" Фурье. План Юпея, обосновывающий экономическую целесообразность совместного ведения хозяйства, предусматривающий приобщение к труду зажиточных членов общины и трудовое воспитание молодого поколения, подробно описывающий общежитие ассоциации, является, безусловно, самым детальным "дофурьеристским" проектом такого рода.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/-ПРОЕКТ-ФИЛОСОФСКОЙ-ОБЩИНЫ-ЮПЕЯ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

А. Р. ИОАННИСЯН, "ПРОЕКТ ФИЛОСОФСКОЙ ОБЩИНЫ" ЮПЕЯ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 14.12.2017. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/-ПРОЕКТ-ФИЛОСОФСКОЙ-ОБЩИНЫ-ЮПЕЯ (дата обращения: 29.03.2024).

Автор(ы) публикации - А. Р. ИОАННИСЯН:

А. Р. ИОАННИСЯН → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Москва, Россия
599 просмотров рейтинг
14.12.2017 (2296 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
11 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
"ПРОЕКТ ФИЛОСОФСКОЙ ОБЩИНЫ" ЮПЕЯ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android