Libmonster ID: RU-8997
Автор(ы) публикации: Ю. С. АРХИПОВ, Я. З. ХАЙКИН

Бытие общества включает две взаимосвязанные сферы - практику и духовную жизнь. На основе практической деятельности формируется первичный компонент духовной жизни - мировоззрение. Мировоззрение - атрибут любого общественного образования на любой стадии его развития. Оно становится необходимым как условие деятельности, поскольку ставит жизненно важные вопросы: что собой представляет окружающий человека мир, каковы место человека в этом мире и его возможности при взаимодействии с ним. Ответы на эти вопросы дает практика.

На базе мировоззрения формируется многогранная духовная жизнь. Важнейшим составляющим этой жизни выступает общественное сознание. Здесь нет необходимости говорить о взаимодействии общественного и индивидуального сознания. Отметим только, что в процессе "естественного отбора" взглядов и идей индивидуумов для общественного сознания отбираются те идеи, которые необходимы обществу. Общественное сознание объективируется в различных формах сохранения и передачи информации.

Общественное сознание дифференцируется на свои виды, каждый из которых формирует соответствующие общественные отношения. Традиционно эти виды общественного сознания называются его формами. Однако каждая такая форма предполагает не только осознание той или иной стороны общественной жизни, но и деятельность людей. (Выражением этой деятельности и являются общественные отношения.) Поэтому, говоря о формах или видах общественного сознания, мы имеем в виду определенную сторону духовной жизни.

Духовная жизнь общества многоаспектна. Здесь мы остановим-

стр. 102


ся на двух ее характеристиках: уровнях общественного сознания и соответствующей им деятельности и упорядочения форм общественного сознания в системе духовной жизни.

1. По степени связи деятельности людей с практикой общественное сознание формирует два уровня - эмпирический и теоретический. Эмпирическое сознание (познание) непосредственно вытекает из практической деятельности. Этот уровень сознания имеет две стороны: рассудочную и психологическую. (Кант определял эмпирическое сознание как уровень рассудка.) Психологическая сторона этого уровня сознания выступает в качестве общественной психологии, как средство непосредственного эмоционального отношения к фактам действительности.

Высшим уровнем сознания (познания) является теоретическое. Оно с практикой связано опосредованно. По Канту, это сознание на уровне разума. Разум обеспечивает проникновение в сущность явлений и процессов духовной жизни. Теоретическое сознание преимущественно рационально, однако это не исключает эмоциональной реакции на оцениваемые факты действительности.

2. С эмпирическим сознанием связаны пять форм общественного сознания. Три из них имеют рассудочный характер: мораль, право (правосознание), политика. Эти формы выражают потребность общества в сочетании различных индивидуальных и общественных интересов. Социология исследует содержание интересов как реальных причин социальных действий, лежащих в основе непосредственных побуждений (мотивов, идей и т.п.), участвовавших в них индивидов и социальных структур. (Трактовка интересов в психологии имеет самостоятельное значение.)

Исторически первой формой (видом) общественного сознания является мораль. Она рождается при возникновении первых общностей и основывается на необходимости сочетать интересы человека с интересом той социальной общности, в состав которой он входит. Эти общности могут быть разного "объема". Самой большой выступает общество в целом; другие общности - этнические, классовые, корпоративные, профессиональные, семейные - вырабатывают нормативы (моральные кодексы) для упорядочивания морального поведения своих членов. Моральные нормативы бывают двух видов: моральные принципы (например, библейский Декалог или категорический императив Канта) и нормы морали, конкретизирующие принципы для их осуществления в различных ситуациях. Реализация моральных нормативов осуществляется в моральных общественных отношениях. Каждый поступок или цепь

стр. 103


их (поведение) оценивается по внутренним побудительным желаниям (мотивам). Внешняя сторона поступка является вторичной по отношению к внутренней, так как у разных внешне тождественных поступков могут быть разные внутренние побуждения. Они-то и оцениваются моральными понятиями добра и зла.

При оценке морального состояния общества (общности) учитываются два обстоятельства: характер господствующих в этом обществе нормативов и полноценность их исполнения в моральном поведении. Эти обстоятельства моральной жизни определяют уровень и качество нравственности общества1 . То обстоятельство, что мораль непосредственно связана с практикой, зафиксировано в работе Канта "Критика практического разума".

Наука о морали - этика. Она относится к системе философского знания и поэтому создает категориальный аппарат. В нем исходными категориями выступают добро и зло. Все другие категории (долг, честь и т.д.) вместе с центральными категориями образуют систему.

Другой формой (видом) общественного сознания, находящейся в том же ряду, что и мораль, выступает правосознание (право). Эта форма рождается вместе с государством. Ее основой является соотношение интереса индивида с интересом государства. (Место индивида могут занимать учреждения, организации. В таком случае их именуют юридическими лицами.)

Интересы государства находят свое выражение в системе права. Эта система включает правовые принципы. Например, презумпция невиновности, закон обратной силы не имеет и другие правовые нормы. При помощи этих нормативов государство берет под свой контроль поведение субъектов права. Вполне понятно стремление государства иметь как можно больший объем регулируемых сторон жизни. Однако во многих общественных отношениях отсутствует внешнее проявление действий, и потому право не может это поведение контролировать. (Например, эмоциональная сторона в семейных отношениях, в отношениях дружбы и товарищества и т.д.) Если обнаруживается в поведении человека правонарушение или возникает необходимость разрешить коллизию между субъек-


1 Гегель в работе "Философия права" дал триаду: мораль - право - нравственность. В подавляющем большинстве современных исследований морали термины "мораль" и "нравственность" считаются синонимами.

стр. 104


тами права, то для оценки совершенного рассматривается внутренняя сторона поступка, т. е. устанавливается вина. Вина - это вменение субъекту права ответственности за нарушение права. Отсутствие вины снимает ответственность с субъекта права.

Одновременно с правом возникает правосознание. У него особое мерило отношения к праву - понятие справедливости. Этот критерий проявляет себя в оценке правового регулирования в соотношении с интересом общества, в то же время подлежит оценке соответствие меры ответственности совершенному поступку при правоприменительной деятельности.

Наукой о праве (и правосознании) является правоведение. Оно исследует как функционирование права в целом, так и его различных отраслей: уголовное, процессуальное, гражданское и другие правовые системы.

Третьей формой (видом) общественного сознания, базирующейся на соотношении интересов, является политическое сознание и деятельность на его основе - политика. Политика строится с учетом соотношения интересов различных общностей при решении вопроса о власти в государстве. Стремление взять власть или сохранить ее находит свое выражение во внутренней политике. Во внешней политике взаимоотношение государственных интересов формирует характер взаимоотношений между государствами (сотрудничество, партнерство, враждебность и т.п.). Оценка политической деятельности осуществляется при помощи понятия целесообразности. Оно означает сообразность избранных средств достижению определенной цели. (Если политическая практика осуществляется по принципу "цель оправдывает средства", то в обыденном понимании она считается "грязной".) Все политические установки обычно находят свое выражение в текстах, декларирующих эти политические установки. Наукой о политическом сознании и политике является политология. Она предлагает в соответствии с существующими условиями тактику и стратегию политической деятельности.

На эмпирическом уровне, но на психологической основе возникают две формы общественного сознания - религия и искусство. Они вызваны к жизни тем обстоятельством, что на каждом этапе развития человечество стремится к расширению и углублению своей преобразовательной деятельности. Однако на этом пути человечество сталкивается с противодействием тех внешних сил (социальных и природных), которые господствуют над людьми в их повседневной деятельности (мысль Энгельса). Практически на каждом исто-

стр. 105


рическом отрезке развития имеются естественные границы, обозначающие круг возможностей в преобразовании бытия.

Одним из ответов на эти условия жизнедеятельности становится религия. В ней человечество стремится найти такую сверхъестественную силу, уповая на которую можно бороться с этими внешними силами. Такой силой становится Бог. В свое время Кант выдвинул антиномию: Бог есть и Бога нет2 . То обстоятельство, что и то, и другое утверждение недоказуемо, диктует замену доказательства (фактического и логического) признанием существования Бога в виде веры. Вера - это эмоционально рассудочное признание существования сверхъестественной силы, способной в ответ на соблюдение определенных правил помогать людям. Так вырабатываются определенные миросозерцание и поведение и в повседневной жизни, и в соблюдении культа. Свод религиозных правил, записанных в священных книгах, проводит "священную границу" (термин Маркса), отделяющую территорию религии от внешнего для нее мира. Нарушение этой границы рассматривается как грех. Грех - эквивалент морального зла. В ряде религий существует практика казуистики, устанавливающей степень греховности в различных жизненных ситуациях. В современной цивилизации у верующих наказание за грех, как правило, носит характер эмоционального переживания и покаяния.

Наукой, исследующей религии, является религиоведение. Оно рассматривает историю религий, их специфику, роль религии в современном мире.

Еще одна форма (вид) общественного сознания - искусство. Как и религия, оно имеет психологическое основание на уровне эмпирического сознания3 . Главный признак искусства - художественно-образное освоение мира. Существуют различные виды и жанры искусства. Но все они, помимо внешнего признака как специфического способа своего выражения, имеют более глубокое основание.

Искусство рождалось вместе с религией. На ранних стадиях своего развития оно играло роль дополнения к установкам рели-


2 У Канта эта антиномия сформулирована так: "Есть первопричина мира (Бог)" - "Нет первопричины мира". Признав недоказуемость существования Бога, Кант рассматривает его как необходимый постулат практического разума.

3 Это было глубоко исследовано в работе Л. Выготского "Психология искусства".

стр. 106


гии. Однако в дальнейшем (по-видимому, начиная с эпохи Возрождения) искусство начинает развиваться относительно самостоятельно, подчиняясь своей внутренней логике. Если связь с религией делала искусство средством поддержания религиозных ограничений ("священных границ"), то теперь общественная жизнь стала демонстрировать наличие объективных границ, которые на каждом этапе исторического развития играют роль преграды для успешной деятельности человечества. В таких условиях роль побудительной силы, направляющей деятельность людей на преодоление этих исторически обусловленных границ берет на себя искусство. В искусстве стремление человека выйти за рамки обыденности приходит в противоречие с консервативными силами, присущими обществу (или человеку), принимает форму конфликта с ними. Даже трагические ситуации вызывают сочувствие к потерпевшей поражение стороне и вселяют надежду на благополучие общества в будущем4 .

Искусство исследуется такими науками как искусствоведение и эстетика. Искусствоведение рассматривает различные виды и жанры искусства. Эстетика, относящаяся к философскому знанию, рассматривает искусство при помощи своего категориального аппарата. Центральными категориями эстетики являются "прекрасное" и "безобразное".

На теоретическом уровне общественного сознания размещаются два вида духовной жизни: наука и философия.

Наука - термин, представляющий множество наук (в том числе уже названные науки о формах общественного сознания) по их общим характеристикам. Наука - сфера деятельности, направленная на получение новых знаний. Каждая наука имеет свой предмет познания, метод исследования, свой понятийный аппарат и способ проверки полученного знания. Особое место в системе наук занимают так называемые фундаментальные науки. Они как бы играют роль "науки для науки". Но на самом деле они рождают


4 В качестве иллюстрации сказанного можно показать возможные оценки трагедии Анны Карениной. С религиозной точки зрения она совершила грех, нарушив семейные обязанности, и за это была наказана. С точки зрения функции искусства она погибла из-за ханжеских устоев общества, в котором любовь не может быть свободной. Трагедия призывает к изменению этих условий, к преодолению устоявшихся границ жизнедеятельности. Думается, в XX в. эта граница была преодолена, хотя религиозная сохранилась.

стр. 107


прикладные науки, которые через эмпирический уровень знания включаются в практическую деятельность.

Из всех наук выделяется философия, занимающая особое место в системе общественного сознания. Если формирование мировоззрения лежало в практической деятельности, то философия венчает всю систему духовной жизни, выступая как рациональная форма этого мировоззрения. Философия имеет свой предмет исследования - наиболее общие законы природы, общества и мышления, свой метод - диалектику, свой способ выражения этого метода - диалектическую логику. Только философия оказывается способной раскрыть путь познания, ведущий к достижению истины в диалектическом единстве с заблуждением. Таким образом, философия дает всем наукам понимание сущности их языка, на котором они говорят, обращает внимание на глубинные основы их деятельности. Философия, являясь фундаментальной наукой, имеет свои прикладные знания: философия науки, философия истории, этика, эстетика и др.

Рассматривая формы общественного сознания, мы лишь обозначили контуры этих форм для выяснения специфики каждой из них.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/-СИСТЕМА-ФОРМ-ВИДОВ-ОБЩЕСТВЕННОГО-СОЗНАНИЯ-И-ИХ-СУЩНОСТЬ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Galina SivkoКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Sivko

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Ю. С. АРХИПОВ, Я. З. ХАЙКИН, СИСТЕМА ФОРМ (ВИДОВ) ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ И ИХ СУЩНОСТЬ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 14.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/-СИСТЕМА-ФОРМ-ВИДОВ-ОБЩЕСТВЕННОГО-СОЗНАНИЯ-И-ИХ-СУЩНОСТЬ (дата обращения: 20.04.2024).

Автор(ы) публикации - Ю. С. АРХИПОВ, Я. З. ХАЙКИН:

Ю. С. АРХИПОВ, Я. З. ХАЙКИН → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Galina Sivko
Краснодар, Россия
1200 просмотров рейтинг
14.09.2015 (3141 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
6 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
8 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
СИСТЕМА ФОРМ (ВИДОВ) ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ И ИХ СУЩНОСТЬ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android