Libmonster ID: RU-13474
Автор(ы) публикации: Лидия Филякина

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С АДМИНИСТРАЦИЕЙ

Лидия Филякинав прошлом знаменитая московская учительница, ныне пенсионерка

Отношения учителя с администрацией зависят от многого. Прежде всего, на них влияют взаимные симпатии и антипатии. Во-вторых, важна также заинтересованность директора в конкретном учителе. Ну и, в-третьих, эти отношения во многом определяет позиция самого учителя.

Хуже всего быть с директором в конфронтации. Хотя и директора бывают очень разные. Правда, на повышение чаще всего идут не самые лучшие учителя и далеко не самые лучшие люди. Поэтому отношения могут складываться по-разному. Но мне повезло.

ПО-ОТЕЧЕСКИ

Первым директором, к которому я попала, был Константин Михайлович Хелем. Это был удивительный человек, умнейший, по образованию - историк. И когда он пришёл в вечернюю школу, там были самые разные ученики, самые разные учителя - и молодые, и опытные, и совсем неопытные, и умеющие всё, и не умеющие ничего. С каждым из учителей он искал пути совмещения - не только с собой, но и с учениками. Ведь ученики были выкидыши из обычной школы. Их всеми силами пытались после восьмого класса выпроводить. Ну и они отправлялись либо в ПТУ, либо в вечернюю школу.

Хелем ко всем отыскивал свой подход. Я тогда была совсем юным учителем. Шёл второй год моей работы. И вот как-то раз Константин Михайлович подходит ко мне и говорит:

- Лидочка (нас, молодёжь, он называл Лидочками, Олечками и т.д.), я приду к вам на урок.

У меня сердце так и ёкнуло. А он:

стр. 56

- Да вы не волнуйтесь, я приду на месяц.

Тут уже я не знаю, ёкнуло сердце или совсем упало. Он понял, что я смутилась, и говорит:

- Вы не волнуйтесь, я в физике ничего не понимаю, я историк. Я просто посижу.

Вот с этого момента и началась наша дружба.

Он действительно сидел на всех моих уроках в течение месяца и делал на редкость точные замечания. Буквально на третьем уроке я перестала его бояться. Напротив, мне его замечания были очень полезны и очень интересны.

Ещё один момент, который молодому учителю всегда трудно даётся, - это заполнение журналов. Мы всё время о них забывали. А он в таких случаях говорил: "Лидочка, зайдите, пожалуйста, в мой кабинет. Вы простите меня, я вас запру с той стороны. А журнальчики вон на столе. Будьте добры, заполните". Вот такое очень бережное и в то же время отеческое отношение.

Мы с Хелемом долгое время работали вместе. И потом всю жизнь продолжали общаться. Где бы он ни работал, он всё время меня куда-то тянул. Я понимала, что могу быть хорошим администратором. Но лучше я буду средним учителем, чем хорошим администратором. Живое общение с детьми меня интересовало гораздо больше.

И есть второй аспект: кем бы я ни была - а я была и методистом, и завучем, - это были вынужденные моменты. Я не рвалась туда. И опять же Константин Михайлович мне говорил: "Я не могу учить людей, которые не хотят учиться. Они уже все знают сами, и поэтому убеждать их сделать в работе вот такой поворот бессмысленно".

Однажды, будучи методистом, я пришла на экзамен. И это оказался экзамен по моему предмету- физике. Вдруг я увидела, как учитель при мне начинает заваливать учеников. Так как я всё-таки в первую очередь учитель, а не методист, то я ему сказала: "Простите, вести экзамен буду я". И стала помогать каждому ребёнку найти себя и ответить на все вопросы.

Вскоре этого физика сняли, и я взяла его класс на следующий год. Раз уж я хоть и косвенно повлияла на то, что сняли учителя, я должна была его класс выровнять и довести до конца.

УЧЕНИК ВО ГЛАВЕ УГЛА

Мне повезло с первым директором и повезло с директорами в последние годы моей работы. Это были Александр Наумович Тубельский и Александр Аронович Рывкин. Удивительные тоже директора!

К сожалению, Александр Наумович рано умер. Но он сделал удивительную школу (НПО "Школа самоопределения". - Прим. ред.), где во главу угла был поставлен ученик. И ученик имел права, которых у него не могло быть

стр. 57

ни в одной школе, - здесь он был наравне с учителем. Поясню, что я имею в виду.

В школе Тубельского был (не знаю, есть ли сейчас) суд чести. Туда могли прийти ученик, учитель, нянечка, родитель - кто угодно. Суд чести был равным для всех. Все отношения выяснялись не в коридоре, а на суде. Судей выбирала вся школа - из числа тех учителей и учеников, кто заслужил доверие. Судьи разбирали состояние данного конфликта и старались найти выход - примирить стороны и как-то всё уладить.

В школе Тубельского были созданы такие условия, при которых каждый человек выживал. Я могу назвать множество ребят, которых я приводила туда из других школ. У них у всех были очень трудные судьбы. И никого не отверг Александр Наумович Тубельский.

Одного мальчика я встретила в таком состоянии, что у него при слове "школа" (он только что закончил началку) отнимались руки и ноги. Он просто столбенел и говорил: "Я никогда там ничего не пойму".

Я взяла его за руку, и мы вместе с мамой привели его в школу Тубельского. И я каждый день после уроков приходила к этому мальчику и говорила: "Давай-ка посмотрим вот эти примерчики. Те, которые ты знаешь, ты сам и запишешь. А остальные мы с тобой вместе сделаем".

Прошло три недели. Мы, как обычно, сидим, занимаемся. Вдруг в какой-то момент он берет меня за руку, снимает её с учебника и говорит: "А вот это я сделаю сам". И я была счастлива!

Примерно в это же время он подходит ко мне и говорит:

- А у меня теперь есть друг в школе.

- Ой, а расскажи, с кем ты подружился?

- Мой друг - Александр Наумович Тубельский.

Правда, это удивительно?..

А вот Ваня Серёжкин, мальчик из математической школы. Гениальный, но слабоуправляемый ребёнок. Математическая школа после первого класса определила его в психушку. А мама взяла и привела его за руку в школу Тубельского. И его направили в мой класс.

Ваню нельзя было сразу сажать в класс за парту, потому что класс для него был полем сражения. И Александр Наумович разрешил мне, чтобы Ваня, ученик второго класса, ходил в пятый (!), - там продлёнку вёл замечательный человек, биолог, чьей интуиции я доверяла. А ко мне в класс Ваня приходил только на два урока.

Александр Аронович Рывкин - это человек 90-х годов, который сделал школу, удивительную в своем многообразии (ОЦ "Измайлово" N 1811. - Прим. ред.). У него в школе и туристский клуб, и английский клуб, и французский клуб, и музыкальная студия, и балет, и различные физкультурные секции. И, конечно же, театр.

стр. 58

Ребенок мог не бегать туда-сюда по всей Москве, а найти себе занятие по душе прямо в школе.

Александр Аронович мне интересен тем, что, если его увлекала какая-то идея, то он находил и время, и возможность, чтобы её осуществить.

Особенно я благодарна ему за начальную школу. Здесь, как нигде, нужны интересные идеи и высокообразованные люди, умеющие и любящие заниматься с детьми. Александр Аронович рискнул открыть семейную школу. Рискнул взять в один первый класс сразу двух новых учителей. Рискнул дать учителю начальной школы возможность перейти со своим классом в среднюю. А все эти шаги по тем временам (да и по нынешним) требовали от него определённого мужества.

Вот и получается, что хороший директор должен быть готов к неожиданным решениям.

НЕГАТИВНЫЙ ОПЫТ

Удивительный и интересный для меня опыт - встреча с психологом Евгением Евгеньевичем Шулешко и Александрой Петровной Ершовой, педагогом, продолжателем дела своего отца, театрального педагога Петра Михайловича Ершова. Это произошло, когда я работала в 91-й школе. Мне захотелось повторить такой опыт в обычной школе. Поэтому в августе я просто пошла в первую попавшуюся школу. И тамошняя директриса оказалась очень жёсткой.

В первые же дни я обнаружила, что директор, которая сама была выходцем из начального образования, предъявляет очень жёсткие требования к учителям и ученикам - даже младшеклассникам.

Ну, скажем, такая подробность: на переменах дети должны были ходить по коридору кругом. Такая вот странная традиция. Представьте картину: учитель стоит посреди коридора, а дети ходят вокруг него в затылок друг другу. Прямо тюремный двор.

Мне надо было соблюсти правила школы, но прежде всего - интересы детей. Поэтому мы с ними водили хороводы. Хороводы - ведь это тоже по кругу. И ко мне невозможно было придраться: я соблюдала традицию, но в то же время дети на перемене играли, а не маршировали.

Уже 4 сентября директор пришла на мой урок и увидела, что у меня нет той дисциплины, которая, по её мнению, должна быть в начальной школе. К тому же мои дети не сидели так, как нужно...

И вот посреди урока директор вдруг присылает мне записку. В записке написано: "Вы должны выяснить, знают ли ученики буквы, слоги, слова, предложения". "Так, - думаю, - слова они знают, и директриса это видит - они же что-то говорят. А всё остальное нам ещё предстоит выучить. Я вообще-то в первом классе стою только четвёртый день!"

стр. 59

И тут я делаю большую ошибку - с точки зрения отношений с начальством. Прочитав записку, я сворачиваю её, кладу на стол и продолжаю урок...

Зайдя в конце учебного дня в кабинет директора, я словно увидела милиционера, вытянувшегося в струнку и пронзительно сверлящего меня взглядом.

- С таким учителем я рискую выложить партбилет на стол!

- Думаю, партбилет останется при вас.

- Но в соседнем классе ученики первого класса знают буквы, слоги, слова и предложения и умеют развёрнуто говорить!

- Как? Выходит, что они уже всю программу первого класса выучили? А мне ещё есть, что с ними изучать, - впереди учебный год.

Меня тогда спасло то, что она спохватилась: я, оказывается, не учитель начальных классов, а пришла из средней школы!

Я, правда, сразу нашла выход из ситуации - послушно отправилась учиться в институт усовершенствования учителей на педагога начальных классов (хотя до этого я практически два года проработала таким учителем в экспериментальной арбатской школе N 91).

А дальше выходы из положения мне приходилось искать уже всё время. С точки зрения директрисы, что бы я ни делала, было не так, не туда, не в струю. Ну, например, она мне как-то походя сказала: "Ваши ученики даже не знают директора в лицо". Тогда я их научила. И когда мои дети встречали её где бы то ни было, они очень громко и чётко хором кричали: "Здравствуйте, Екатерина Александровна!!!" Трудно сказать, была ли она этим довольна.

Но, главное, я всё-таки нашла защиту. Меня взяла под свой эксперимент Александра Петровна Ершова. Эксперимент назывался "Театральные методы в педагогике". Вообще для меня самым важным было организовать жизнь детей, а не только их учёбу. И когда на открытом уроке математики я играла на пианино и мы пели правила в сочинённых рифмованных строках, а директриса меня спрашивала: "Что это?" - я отвечала: "Это из театральной педагогики". А когда мои дети сидели, положив голову на парту (щёчку под локоток), то это была "поза слушания из театральной педагогики". И так далее: "поза пишущего", "тонусы", театральные упражнения...

В общем, как могла, отбояривалась экспериментом и мудрёными якобы научными словами.

Потом я пошла с моим классом в среднюю школу - как учитель математики и физики. И тут случилось самое неожиданное для меня.

В начальной школе классы проверяли педагоги среднего звена. И в течение трёх лет обучения мои дети оказывались где-то в серединке - не плохие и не отличные, просто хорошие. Меня это устраивало, потому что не вызывало

стр. 60

ни у кого ни зависти, ни ревности. А тут, в среднем звене, мои дети оказались лучшими!

Для меня это имело катастрофические последствия - больше мне первый класс в этой школе не дали. Слишком уж результаты моих ребят ударили по самолюбию директора. Ведь в её глазах я была учителем, который не работает, а невесть что вытворяет на уроке. Учителем, у которого - о, ужас! - дети во время урока свободно разгуливают по классу!

Так что и такой вроде бы негативный опыт есть. Но он меня закалял. Опыт самостояния (не противостояния!) вообще даётся хоть и трудно, но с пользой.

А в заключение: откуда у меня это слово - "самостояние".

САМОСТОЯНИЕ

Самостоятельная работа. Мы с ребятами долго выясняли, что это такое. И поняли, что это - когда я "сам стою".

В моём классе слово "помогать" было очень важным. И поэтому человек, который нуждается в помощи, совершенно спокойно мог её попросить - либо вслух, либо подойдя к другому человеку. На моих уроках это было нормально.

Так вот, как-то во время самостоятельной работы у Костика что-то не заладилось, и по его позе это было видно. И тут Настя, которая свою работу уже закончила, подошла к нему (это опять же было в норме вещей - увидев человека в нерешительности, подойти и спросить у него, не нужна ли помощь). Вот она подошла и тихонечко спросила:

- Тебе помочь?

И Костик, рыдая, ей ответил:

- Я не могу принять твою помощь, я САМ здесь СТОЮ, понимаешь?

Вот оно - самостояние! Дело нешуточное.

В тот раз я вышла из положения так. Подошла и совсем тихонько говорю:

- Костик, я знаю, что у тебя самостоятельная работа, и не буду тебе подсказывать. Я знаю, что ты этот материал понял хорошо. Ты просто подзабыл, а я напомню. Может быть, ты всё-таки примешь мою помощь? Я только намекну...

И он мне позволил. И у него всё получилось. И он спокойно закончил свою работу.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/-Самостояние-дело-нешуточное

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Марк ШвеинКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Shvein

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Лидия Филякина, "Самостояние - дело нешуточное" // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 21.02.2017. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/-Самостояние-дело-нешуточное (дата обращения: 29.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Лидия Филякина:

Лидия Филякина → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Марк Швеин
Кижи, Россия
539 просмотров рейтинг
21.02.2017 (2593 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
24 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
6 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
8 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
9 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
10 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
"Самостояние - дело нешуточное"
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android