Libmonster ID: RU-13564

Гневашева Вера Анатольевна, кандидат экономических наук, директор центра социологии молодёжи Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета

МОЛОДЁЖНАЯ БЕЗРАБОТИЦА И ТЕНЕВОЙ СЕГМЕНТ РЫНКА ТРУДА МОЛОДЁЖИ В РОССИИ

О ПОДХОДАХ К ИЗУЧЕНИЮ МОЛОДЁЖИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКЕ

В России исследования проблем молодёжи имеют давние традиции. Концепции молодёжи - своего рода теоретическое зеркало естественного процесса смены поколений. Все они выражали и продолжают выражать ожидания общества от новых поколений.

В современных условиях они сводятся к трем установкам:

- молодёжь - "ничейная земля";

- молодёжь - общественная опасность;

- молодёжь - надежда общества.

Проблемы занятости молодёжи как отдельной социально-экономической, возрастной и образовательной группы рассматривались в работах целого ряда учёных. [Подробнее см., например, работы Бреевой Е. Б., Гарсия-Исер М. Х., Золотовой И. К., Колосовой Р. П., Поляковой Н. В., Чижовой Л. С. и др.]

О ЧИСЛЕННОСТИ МОЛОДЁЖИ, РЫНКЕ ТРУДА И РОЛИ ОБРАЗОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ

Положение молодёжи по отношению к населению страны в численном выражении можно увидеть из анализа нижеследующей таблицы (табл. 1).[По данным сайта http://www.gks.ru]

Выборка этих возрастных групп в таблице связана с тем, что в соответствии с законодательством РФ к категории молодёжи в России относятся граждане России от 14 до 30 лет.

Сегментируя рынок труда России, следует обратить внимание именно на молодёжный сегмент, и не только потому, что в мировой практике именно этот сегмент оценивается как наиболее социально и экономически уязвимый.

стр. 6
ТАБЛИЦА 1. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ПО ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ (ТЫС. ЧЕЛ.)

В современной экономике молодёжный сегмент рынка труда является индикатором стабильности интеграции рынка труда и рынка образовательных услуг.

Образование сегодня приобретает присущий ему характер "социального сита", определяя структуру занятости (табл. 2) и спектр специальностей. [Российский статистический ежегодник, 2010]

"В современном обществе социальным фактором является разноудалённость социальных групп от системы образования как по потребностям воспроизвести себя посредством образования, так и по возможностям это осуществить.

Система образования, объективно оставаясь инструментом социальной селекции, по инерции, логике своего самодвижения воспроизводит ситуацию социального неравенства, что во многом закономерно для сохранения устойчивости социальной структуры общества и современного социально-экономического развития". [Матвеева Н. А. Образовательный потенциал как составляющая жизненных сил человека и общества // Современное общество и личность в социологии жизненных сил человека /под ред. СИ. Григорьева, Л. Д. Деминой. В 3-х т. / Т. 2. Барнаул: АРНЦ СО РАО, 1999. С. 48 - 62]

МОЛОДЁЖНАЯ БЕЗРАБОТИЦА КАК ПРОБЛЕМА

Существенной проблемой с точки зрения развития рынка труда, в том числе и российского, является молодёжная безработица.

По данным Международной организации труда, половина безработных в мире - люди в возрасте до 24 лет.

По расчётам МОТ, сокращение уровня безработицы среди молодёжи обеспечило бы существенный прирост мирового ВВП. Более того, те, кто успешно начал трудовую жизнь, имеют меньший риск длительной безработицы в будущем.

ТАБЛИЦА 2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ БЕЗРАБОТНЫХ РОССИИ ПО ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ (В ПРОЦЕНТАХ К ИТОГУ)

стр. 7
Современный молодёжный рынок труда России, как часть мирового, характеризуется увеличивающимся разрывом между трудовыми притязаниями молодых и возможностями их удовлетворения.

Поскольку молодёжь, как правило, не имеет практического опыта трудовой деятельности (либо он недостаточен), её высокие требования к оплате труда делают проблематичным поиск подходящей работы. Отсутствие соответствующего стажа часто становится препятствием при заполнении вакансий, так как руководители предприятий и организаций предпочитают нанимать специалистов, имеющих достаточный опыт работы.

Неполное использование трудового потенциала молодёжи - негативное явление, поскольку замедляется процесс обновления рабочей силы, особенно в тех отраслях, работа в которых для молодых людей непривлекательна. Достаточно широко представлен в рамках молодёжного сегмента трудовых отношений теневой рынок труда.

ТЕНЕВОЙ РЫНОК ТРУДА И ТРУДОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВ

По данным исследования "Трудовая социализация подростков", [Трудовая социализация подростков: по материалам социологического исследования: кол. монография / под общ. ред. А. И. Ковалёвой, Вал. А. Лукова. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2005. (В. А. Гневашева - в составе творческого коллектива по обработке данных и подготовке отчёта.)] проведённого Институтом фундаментальных и прикладных исследований совместно с кафедрой социологии Московского гуманитарного университета, была произведена оценка трудовых предпочтений молодёжи, преимущественно подростков, и выявлены основные проблемы их трудовой деятельности.

Наблюдения проводились в Московском регионе для фиксации молодёжного сегмента рынка труда в этом субъекте РФ. Для исследования были выбраны следующие территориальные объекты: офис компании, супермаркет, кинотеатр, подземный переход, метро, рынок, кафе, электричка, торговый центр, ресторан, железнодорожные станции, автозаправки и т.д. Выборка целевая. Объём выборочной совокупности составил 135 наблюдений.

Из всех наблюдаемых

• 22,4% - группа до 14 лет;

• 27,6% - группа 14 - 16 лет;

• около 50% - молодые люди в возрасте 17 - 18 лет.

Отсутствие всякого рода специальных, профессиональных знаний и навыков у детей до 16 лет (53,33% из них на момент проведения исследования не учились) предполагает их работу попрошайками, разносчиками рекламной продукции, возможно, продавцами на рынках, что сказывается отсутствием перспектив в будущей трудовой деятельности. В ходе исследования был получен определённый перечень занятий, которые осваивают несовершеннолетние как первую ступень своей трудовой социализации.

Также в ходе анализа данных проведённого исследования сформировались определённые группы несовершеннолетних по их трудовым предпочтениям, а также по половозрастным характеристикам. Рассмотрим некоторые из них, представляющие особое опасение за успешность процесса трудовой социализации молодёжи, а именно следующие группы.

"ДЕРЖАТЕЛИ ТАБЛИЧКИ, ПОПРОШАЙКИ"

Для этих детей характерен полный рабочий день, 9 из 12 чел., занятых в этом бизнесе, работают с 10:00 до 18:00. Лучшим местом для этого рода занятий является подземный переход, вагон метро. Как правило, эти дети работают в одиночку (68,42%), при этом зарабатывая от 150 до 400 руб. в день, работая от 8 до 12 часов в день. Они не учатся, имеют родителей, которые преимущественно (60%) живут в другом городе, 88,89% из них младше 14 лет.

"ПРОДАВЦЫ"

Продавцы косметики, чая, книг, фотопленки, овощей заняты полный рабочий день. 10 из 11 занятых в этом бизнесе работают с 10:00 до 18:00, преимущественно торговля осуществляется на рынках (60%), хотя около 30% такого рода продавцов ведут свою трудовую деятельность в супермаркетах. В этом бизнесе заняты в основном молодые люди (72,7%). 27,2% - это

стр. 8
подростки, относящиеся к возрастной группе 14 - 16 лет, 63,6% к группе 17 - 18 лет.

"ПОДРАБОТЧИКИ"

Представители данной группы заняты оформлением витрин, ремонтом компьютеров, расклейкой афиш. Как правило, этими видами трудовой деятельности дети занимаются после 14 часов, что позволяет им в первой половине дня учиться. По половозрастной структуре эта группа представлена практически на 100% юношами в возрасте 17 - 18 лет. Подростки имеют достаточно стабильный заработок. 50% из них приехали из других городов, цель приезда - обучение.

"РАЗНОСЧИКИ"

Молодые люди, задействованные в этом роде трудовой деятельности, раздают листовки, продукцию предприятия преимущественно в период с 14 до 18 часов, хотя временные рамки можно представить более широким диапазоном: 10.00 - 20.00. График работы свободный. Оплата сдельная. Как правило, деятельность осуществляется в подземных переходах, около или в метро. В данном бизнесе задействованы преимущественно девушки (66,7%) в возрасте от 14 до 18 лет. Около 90% из них живут в Москве.

В результате исследования было установлено, что для подростков, вовлечённых в теневой рынок труда, работа не имеет какой-то значимости в плане обогащения своего человеческого капитала и ориентации на перспективы трудовой деятельности.

Главное для них - определённый доход, который некоторым необходим как единственно возможный источник средств к выживанию.

С точки зрения простой модели инвестиций в человеческий капитал респонденты в большинстве своём обладают высокой индивидуальной ставкой дисконтирования. Они ценят сегодня, как, может быть, наиболее значимый и реальный момент времени, перспективы будущего для них не играют роли.

Незанятость подростков ведёт не только к потере для общества части трудовых ресурсов, но и к подрыву нормальной трудовой мотивации, расширению криминальной и нелегальной деятельности несовершеннолетних.

ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

По всей видимости, сегодня, для того чтобы защитить подростков как одну из социально уязвимых групп населения, деятельность государства должна быть направлена на предотвращение выталкивания подростков на нелегальный и криминальный рынок труда.

Для этого прежде всего необходимо:

- привести законодательную базу, регламентирующую положение подростков в обществе, в соответствие с положениями МОТ, в частности, считать обязательным нахождение подростков в стенах учебного заведения до достижения возраста 16 лет;

- увязать нормы Федеральных законов "Об образовании", "О занятости населения в РФ" и другие законодательные акты с тем, чтобы они защищали права несовершеннолетних, оказавшихся безработными, на пособие, бесплатное получение профессии (специальности) и другие гарантии, установленные государством для безработных; [В настоящий момент согласно Закону РФ "Об образовании" (ст. 19) учащийся, достигший 15 лет, может оставить школу до получения им основного общего образования. По Трудовому кодексу (ст. 63) возраст включения гражданина России в трудовую деятельность достигает 15, в некоторых случаях 14 и даже 13 лет. Но если до достижения 16 лет их уволят, то по Закону РФ "О занятости населения РФ" (ст. 3) безработными они не признаются.]

- применять формы налогового и иного поощрения работодателей, сохраняющих и создающих рабочие места для несовершеннолетних, предусмотренные ст. 26 Закона РФ "О занятости населения в РФ" и ст. 9 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

стр. 9
Решение данной проблемы предполагает осуществление комплекса мероприятий в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Решение проблемы в краткосрочной перспективе может быть реализовано через:

- снижение риска попадания детей на улицы;

- формирование системы социальной помощи "уличным" детям.

Приоритетом первого пути становится целевая, адресная работа социальных служб с неблагополучными семьями, их выявление и оказание им помощи, в том числе и материальной.

Приоритетом второго пути является формирование системы социальной помощи "уличным" детям через разветвлённую сеть социальных служб с единым координационным центром и с региональными представительствами.

Эти представительства должны обладать необходимой материальной, ресурсной, информационной и технической базой и находиться в активной взаимосвязи с органами внутреннего правопорядка, правительственными структурами и общественными организациями.

Решение проблемы в среднесрочной перспективе может быть реализовано через развитие системы бесплатных досуговых центров для детей и подростков.

Решение проблемы в долгосрочной перспективе может быть реализовано через:

- формирование устойчивого социального поля путём снижения дифференциации населения, повышения уровня жизни;

- законодательное ужесточение ответственности за поведенческие деструкции, обеспечение действенности закона;

- патриотическое воспитание молодого поколения с ранних этапов социализации;

- пропаганду патриотических и социально значимых ориентиров, в том числе через СМИ;

- формирование творческих, учебных групп с целью профессиональной, спортивной, творческой самореализации молодёжи (ввиду значимости для респондентов малой социальной группы);

- развитие молодёжных движений, ориентированных на базовые социальные ценности и основные ценности государства.

В целом мнения экспертов по работе с "уличными" детьми сводятся к вполне конкретному кругу вопросов и проблем, которые необходимо решить:

- создание приютов в достаточном количестве и необходимого уровня с привлечением квалифицированных специалистов;

- активизация взаимодействия с органами правопорядка по регулированию деятельности детей на улицах;

- формирование системы досуговых центров бесплатного характера для детей.

Среди более глобальных задач можно отметить: повышение материальной помощи малообеспеченным, формирование рабочих мест, повышение уровня жизни населения в стране в целом.

Молодёжь, представляя социально уязвимую группу населения страны, нуждается в поддержке, в том числе и со стороны государства как гаранта её прав и свобод, как хозяйствующего субъекта, способного сформировать для неё правомочный, справедливый и такой необходимый рынок труда.

Для построения эффективного общества и рынка труда в стране нужно подойти к решению проблемы социальной и профессиональной адаптации молодёжи, её трудовой социализации комплексно, оценивая все стадии формирования личности в современном обществе.

Минимизировав нравственные, социальные и профессиональные потери на этапах ранней социализации подростков, возможно во многом предотвратить проблемы молодёжной безработицы, ранней трудовой социализации и профессиональной демотивации.

стр. 10
ЧИСЛЕННОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ (ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ)

ЧИСЛЕННОСТЬ ДЕТЕЙ, НЕ ПОСЕЩАЮЩИХ ШКОЛУ

ПОСЛЕСЛОВИЕ

В заключение приведём два графика. [Данные по материалам Единой межведомственной статистической системы http://www.fedstat.ru/indicators/start.do] Из анализа данных видно, что число детей, не посещающих школу (неучащихся), за последние три года сократилось как в абсолютном выражении (на 8000 человек) так и в относительном от числа учеников с 0,29% в 2009 году до 0,22% в 2011 году, но при этом 30 000 необучающихся детей - это численность небольшого города, поэтому пока проблему, наверное, нельзя назвать решённой.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/-УЛИЧНЫЕ-ДЕТИ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Марк ШвеинКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Shvein

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Гневашева Вера Анатольевна, "УЛИЧНЫЕ" ДЕТИ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 06.03.2017. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/-УЛИЧНЫЕ-ДЕТИ (дата обращения: 20.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Гневашева Вера Анатольевна:

Гневашева Вера Анатольевна → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Марк Швеин
Кижи, Россия
622 просмотров рейтинг
06.03.2017 (2602 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
6 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
8 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
"УЛИЧНЫЕ" ДЕТИ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android