Рец. на: C. Menjivar. Fragmented ties: Salvadorian immigrant networks in America. Berkeley: University of California Press, 2000. 301 p.
Массовые миграции населения - одна из реалий современного мира. Выяснение их причин и определение последствий привлекают внимание политиков и исследователей. На эти темы есть масса литературы и устоявшихся объяснений. Рецензируемая книга уточняет некоторые из них и опровергает другие. Как известно, огромное число иммигрантов из разных стран мира находятся в Соединенных Штатах Америки, и значительную их часть составляют латиноамериканцы. В отечественной литературе из латиноамериканских иммигрантских групп в США, пожалуй, более других известны пуэрториканцы и кубинцы. Рецензируемая книга - о сальвадорской иммиграции. Поэтому, хотя и изданная пять лет назад, она будет интересна российским читателям, так как познакомит их с миграцией граждан одной из стран Центральной Америки. В книге представлены конкретные причины исхода населения из Сальвадора и проанализированы механизмы адаптации сальвадорцев в США, имеющие свои особенности.
Автор, Сесилия Менхивар, родилась в Сальвадоре, давно живет в США, преподает социологию в одном из университетов Аризоны. Книга основана на изучении сальвадорцев в Сан-Франциско в конце 1980-х и в первой половине 1990-х годов. Ее цель - понять действие неформальных социальных связей среди сальвадорских иммигрантов и установить причины их нестабильности. Основное понятие данной работы - "социальные сети" (social networks). С. Менхивар определяет их как ткань из семьи, друзей, соседей и т.д., что может предоставить регулярную материальную, финансовую, информационную и эмоциональную помощь (р. 2).
Община сальвадорцев в США особенно выросла за время гражданской войны в Сальвадоре - с 94447 в 1980 г. до 565081 в 1990 г. В 1997 г. в США, по официальным оценкам, проживало около 607 тыс. сальвадорцев; независимые эксперты давали на полмиллиона больше
Эдуард Григорьевич Александренков - доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН.
стр. 161
(p. 6). Сальвадорское население в Сан-Франциско (графстве и городе) насчитывало по переписи 1990 г. почти 18 тыс. человек (р. 12). Выборка С. Менхивар составила 150 респондентов в опросе (survey) и 50 информантов в интенсивном интервью. Кроме того, она собирала сведения у социальных работников, врачей, школьных учителей, консультировалась с нотариусами, психологами, юристами и чиновниками. Таким образом, фактическая основа работы солидная и позволяет сделать убедительные выводы.
В гл. 1 - "Структура возможностей, социальные сети и социальное положение" - рассмотрены вопросы общего характера. Хотя многие сальвадорцы, прибывавшие с 1980-х годов в США, спасались от войны, в большинстве своем они не получали статуса беженцев и соответствующую помощь. Сальвадорцы стремились в США, так как у них там были родственники или друзья, которые мигрировали раньше и помогали им туда добраться. Логично было предположить, пишет Менхивар, что в отсутствие правительственной помощи основным источником поддержки для сальвадорских иммигрантов станут неформальные социальные связи, как это известно относительно других иммигрантских групп. Но в процессе исследования она обнаружила, что это допущение подтверждалось не всегда. Менхивар пришла к выводу, что общее прошлое, постоянные контакты и совместный мигрантский опыт не порождают автоматически поддерживающих сетей. Динамика этих связей формируется силами, над которыми индивид не властен или же контролирует их в минимальной степени. Поэтому различия в политике приема иммигрантов, в динамике локальной экономики и в организации принимающей общины приводят к тому, что неформальные сети по-разному функционируют в разные периоды и в разных местах.
В гл. 2 - "Предпосылки миграции" - показано, что трансформации в землевладении и экспансия производства кофе еще в XIX в. превратили большинство сельских обитателей Сальвадора в обездоленное население, основным занятием которого стал миграционный сезонный труд. Диверсификация сельского хозяйства, подстегнутая падением цен на кофе в конце 1920-х - начале 1930-х годов, сопровождалась дальнейшим вытеснением мелких собственников и арендаторов с их земель. В этот период имели место первые волны миграции в Гондурас, где была работа на банановых плантациях и имелись пустующие земли. Подавление крестьянского восстания на западе Сальвадора в 1932 г., когда были убиты около 30 тыс. человек (по большей части аборигены), вызвало движение населения с запада на восток и север страны, а также за ее пределы. В конце 1940-х годов в Гондурасе проживало уже 100 тыс. сальвадорцев.
В середине 1960-х годов к очередному падению цен на кофе на международном рынке добавились болезни хлопка, снижение инвестиций и рост международного платежного дефицита. Правительство урезало бюджет, безработица выросла. Снижение затрат на основные социальные услуги способствовало ухудшению условий жизни населения. К 1971 г. безработица составила более 20%, еще 49% трудоспособного населения было занято не полностью. Число безземельных в 1975 г. составляло 41%. Продолжались сгон с земель и концентрация их в руках крупных землевладельцев. Попытки земельной реформы провалились. Усилилась миграция в Гондурас, и в середине 1960-х годов число сальвадорцев в Гондурасе составляло 350 тыс. Рост населения и некоторые экономические факторы вызвали кризис в этой стране. Обострились пограничные конфликты с Сальвадором. В Гондурасе усилилась ксенофобия, удобной мишенью для которой стали сальвадорцы, аграрная реформа усугубила ситуацию. Около 300 тыс. сальвадорцев были изгнаны из Гондураса. Взаимные обвинения правительств двух стран привели к вооруженному столкновению.
Как показала С. Менхивар, репатриация сальвадорцев вызвала большое социально-экономическое напряжение в Сальвадоре. К концу 1970-х годов две стабилизирующих силы, что поддерживали сальвадорскую экономику, - спрос на сальвадорский экспорт и доступ к иностранным кредитам - рухнули. Правительство, пытаясь облегчить экономический кризис, снизило субсидии и зарплаты. Крайней формой борьбы за права рабочих, городской бедноты,
стр. 162
студентов и крестьян стало партизанское движение в сельской местности. Политические репрессии, вооруженный конфликт и экономический кризис способствовали росту массовой миграции населения в пределах страны и эмиграции.
В гл. 3 описан путь мигрантов из Сальвадора в США. Большинство их не могло получить визу и предпринимало нелегальное путешествие через несколько стран. При этом наибольшую трудность представляло пересечение Мексики и переход границы с США. В пути странники терпели всякого рода лишения, подвергая свою жизнь опасностям.
В книге проанализировано то, что С. Менхивар назвала контекстом приема в США (гл. 4). Он формируется правительственной политикой по отношению к иммигрантам, местной экономикой (от нее зависит возможность найти работу), организацией принимающей общины. Подробно рассмотрена юридическая составляющая жизни сальвадорских иммигрантов в США, при этом автор подчеркивает, что, хотя в Сальвадоре шла гражданская война, сальвадорским иммигрантам в США не предоставляли статус беженцев. Около половины или более сальвадорцев в США остаются без документов, что заставляет их жить в страхе перед депортацией. Независимо от различий в уровне образования и возраста мужчины работали в основном в ресторанах и на стройках, женщины - в сфере домашних услуг. Средний заработок информантов Менхивар составлял 6 долл. в час для мужчин и 40 долл. в день для женщин, но немногим удавалось устроиться на полный рабочий день. 90% недавно прибывших сальвадорцев получали зарплату, близкую к уровню бедности по стандартам Сан-Франциско, который в 1990-е годы был одним из самых дорогих городов США. С. Менхивар показала, какую помощь оказывали иммигрантам местные организации: это, главным образом, правовая защита, а также предоставление крова, информация о работе, медицинские услуги, уроки английского, раздача пищи и одежды и др. В то же время даже в таком толерантном, по словам автора, городе, как Сан-Франциско, отмечалось враждебное отношение к иммигрантам.
В гл. 5 проанализирована динамика социальных сетей у сальвадорцев Сан-Франциско. Менхивар пришла к выводу, что неформальные связи - многосторонни, и иммигранты не помогают один другому только из-за того, что они родственники или друзья. Обменная помощь между иммигрантами - сложный, изменчивый процесс. Вот ее вывод: "Допущение, что широкие социальные сети представляют "стратегию выживания", чтобы смягчить воздействие бедности, должно быть пересмотрено, возможно, даже полностью изменено" (р. 156).
В гл. 6 рассмотрены различия в действии социальных сетей в зависимости от пола мигранта. Менхивар обнаружила, что, хотя в целом женщины имеют меньше финансовых и материальных ресурсов для помощи другим, у них есть преимущества перед мужчинами - они обладают большим объемом полезной для иммигрантов информации, легче мужчин устанавливают связи за пределами своего непосредственного окружения и др.
Гл. 7 посвящена анализу межпоколенных отношений. Показано, как иммиграция меняет возрастные роли. Если пожилые иммигрантки могут в США продолжать нянчить детей и помогать по дому, то для пожилых мужчин, не имеющих работы и вынужденных заниматься тем же, это является новой моделью поведения. Некоторые старики чувствуют себя без работы очень некомфортно и нуждаются в большей эмоциональной поддержке, чем молодые иммигранты. Но, как отмечает С. Менхивар, жизнь в США не дает много времени на визиты и социализацию. Что касается детей иммигрантов, то многие из них на родине перенесли травмы гражданской войны. В США их образование оказалось не к месту, и эти дети обычно пополняют группы городской бедноты. У взрослых нет времени на детей.
С. Менхивар отметила, что в условиях иммиграции предписанные культурой возрастные роли часто меняются - дети принимают на себя больше ответственности, а взрослые теряют авторитет. Уменьшение их авторитета обусловлено не только снижением экономического потенциала, но и более ограниченными возможностями коммуникации и более слабым знанием новой культуры и т.п. в сравнении с молодыми. От старших иммигрантов не ждут помощи
стр. 163
в виде приобретенного с возрастом знания, их вклад низведен к помощи по хозяйству и уходу за детьми.
Заключительная, восьмая глава "Иммигрантские социальные сети и принимающий контекст" подводит итог всему исследованию. Главный вывод - известное в специальной литературе допущение, что иммигрантские социальные сети являются источником финансовой, материальной и эмоциональной поддержки для вновь прибывающих иммигрантов, не подтверждается на примере сальвадорцев Сан-Франциско.
С. Менхивар обратила внимание на некоторые черты иммигрантских социальных сетей, не замеченные, по ее мнению, предшественниками: 1. Социальные связи, используемые иммигрантами для миграции, могут быть ослаблены в пункте назначения. 2. Жесткое определение этих связей как слабых или сильных не учитывает присущей им сложности. 3. Жизненность иммигрантских сетей изменяется во времени и подвержена влиянию множества местных факторов. 4. Предоставление и получение помощи - процесс, который люди творят в повседневной жизни. 5. Иммигрантские социальные сети не превращаются автоматически в социальный капитал. 6. Общего происхождения недостаточно для укрепления тесных связей между лицами одного и того же этнического происхождения. 7. На динамику сетей оказывает мощное влияние более широкий контекст приема, который не статичен (р. 234 - 235).
С. Менхивар подчеркивает, что наличие даже одного из трех факторов (строгие и враждебные законы по отношению к иммиграции, экономический спад и бедность принимающей общины) может вызвать нестабильность иммигрантских сетей. С. Менхивар не обошла вниманием и роль индивида в социальных сетях. Как она заметила, иерархия власти диктует различный доступ к ресурсам, как бы они ни были ограничены.
Итак, по мнению С. Менхивар, сальвадорский опыт бросает вызов представлению о важности социальных сетей в жизни иммигрантов (р. 236 - 241).
В приложении "Пересекая границы: личное примечание к исследованию" С. Менхивар размышляет о том, как ее собственные социальные характеристики могли повлиять на отношения с информантами и, следовательно, на собранные ею данные. Она никогда не жила в США без документов, не испытала большей части того, что сформировало их жизни и др. Менхивар признается, что поначалу боялась, что социальные различия создадут барьер между ней и людьми, с которыми она общалась, и была удивлена открытостью и легкостью, с которой они рассказывали о своей жизни.
В обширном списке сносок на цитированную литературу указаны работы как по Сальвадору и латиноамериканской иммиграции в США, так и общего характера - о проблемах миграции, социальных сетях и др.
Книга привлекает тем, что помимо убедительного анализа представительной базы материалов демонстрирует обстановку, в которой происходил сбор сведений (очень часто с прямой речью собеседников), а также тем, что анализ того или иного явления сопровождается конкретными примерами из жизни мигрантов, а не только безликими цифрами.
Книга С. Менхивар - пример того, как пристальное внимание к социальному явлению обнаруживает, что, хотя прежние обобщения и опирались на определенные материалы, возможны и другие факты, побуждающие к новым интерпретациям всего явления.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |