М. Библос консалтинг. 2010. 384 с.
Книга доктора исторических наук профессора Московского государственного института международных отношений (университета) А. А. Ахтамзяна посвящена одному из важнейших событий в европейской и мировой истории конца XX в. - объединению Германии. В этой книге, явившейся итогом многолетнего исследовательского поиска по свежим следам событий, но с соблюдением "исторической дистанции", на основе новых источников, мемуарной и научной литературы развиваются суждения автора относительно предпосылок, процесса и последствий объединения Германии, высказанные в прежних его работах. Особое внимание уделяется политике советского руководства по урегулированию германской проблемы - "личной дипломатии" М. С. Горбачева и Э. А. Шеварднадзе. Оценка автором этой политики отличается от тех, что даются ее творцами и некоторыми учеными-исследователями.
В очерках показано, что раскол Германии стал результатом полярно противоположной политики СССР, с одной стороны, и США, поддержанных двумя западными державами, - с другой. Сосуществование образовавшихся в 1949 г. двух германских государств - ФРГ и ГДР - в условиях "холодной войны" было чревато кризисами и конфликтами, которые могли вовлечь всю Европу в крайне сложную ситуацию. В итоге изнурительной конфронтации в 1961 г. возникла берлинская стена, разделившая не только немцев, но и другие народы Европы (с. 19).
Автор справедливо считает, что уже в 1955 г. удалось достичь определенного успеха на пути к разрешению германского вопроса. Принятие ФРГ в НАТО означало полное признание западногерманского государства со стороны западных держав не только суверенным, но и равноправным союзным государством. Перед внешней политикой ФРГ открылись новые возможности. В очерках подробно, с учетом архивных документов, анализируются подготовка и осуществление советско-западногерманских переговоров, завершившихся установлением дипломатических отношений СССР с ФРГ в сентябре 1955 г. (с. 27 - 39), хотя до полной нормализации двусторонних отношений было еще далеко. 20 сентября 1955 г. СССР заключил первый государственный договор с ГДР, открывавший перед республикой перспективу полного восстановления суверенитета (с. 40).
В книге показано, как после заключения социал-либеральным правительством В. Брандта - В. Шееля в начале 70-х гг. "восточных договоров" произошел поворот к нормализации отношений с СССР, Польшей, ГДР и Чехословакией. Правительство ФРГ стало исходить из признания нерушимости всех послевоенных границ в Европе и факта существования двух германских государств. Четырехстороннее соглашение по Западному Берлину от 3 сентября 1971 г. позволило устранить очаг напряженности в центре Европы. ФРГ присоединилась к договору о не-
распространении ядерного оружия. Были созданы благоприятные условия для дальнейшей нормализации обстановки в Европе и налаживания общеевропейского сотрудничества.
С приходом к власти в ФРГ правоцентристской коалиции во главе с Г. Колем и Г. -Д. Геншером в октябре 1982 г. были созданы "предпосылки для решения национальной задачи и цели - объединения нации в едином государстве" (с. 58).
Анализируя проблему объединения Германии, автор книги нисколько не сомневается в признании за немцами ФРГ и ГДР права на достижение национального единства. Это право вытекало из решений Потсдамской конференции 1945 г. лидеров СССР, США и Великобритании. Вопрос заключался в том, какими темпами и как должен был протекать этот процесс.
Рассматривая внутренний аспект объединения Германии, исследователь отмечает назревание политического кризиса в ГДР, усугублявшегося "недовольством значительных слоев населения республики не столько жизненным уровнем, сколько ограничениями на выезд за рубеж, особенно на поездки в другую часть Германии" (с. 64). Автор обращает внимание на инициирование правительством ФРГ кризиса в ГДР, направленного в конечном счете на поглощение ГДР. В книге приводится высказывание экс-министра иностранных дел ФРГ Геншера осенью 1988 г. в беседе с Шеварднадзе об "ожидании" (по мнению А. А. Ахтамзяна, отнюдь не предположении) демонстраций протеста в ГДР "следующим летом" (с. 63). Последовавшее "открытие границы" со стороны Венгрии в мае 1989 г. и демонстративное устранение колючей проволоки на границе Венгрии и Австрии 27 июня 1989 г., - границе, через которую хлынул на Запад поток туристов - граждан ГДР, как полагает ученый, были заранее согласованы с ФРГ. Это была акция, направленная против правительства ГДР (с. 63, 67). Следует согласиться с утверждением автора, что разрушение берлинской стены стало первым актом отказа ГДР от суверенитета (с. 66).
Воспользовавшись кризисной ситуацией в ГДР и СССР и отбросив свой первоначальный вариант создания "договорного сообщества" двух германских государств, канцлер ФРГ Г. Коль стал ратовать за немедленное объединение Германии. Он лично отправился в ГДР, чтобы накануне выборов в Народную палату республики агитировать за блок правых партий - "Альянс за Германию", пообещав, в случае победы этого блока, призывавшего за скорейшее объединение, создать на востоке Германии "за короткое время процветающую страну" (с. 103 - 105). В итоге выборов, состоявшихся 18 марта 1990 г., "Альянс за Германию", получивший более 48% голосов, сформировал коалиционное правительство, согласившееся на присоединение ГДР к ФРГ на основе статьи 23 Основного закона ФРГ.
Что касается международного аспекта объединения страны, то он был связан с германской политикой четырех держав - СССР, США, Великобритании и Франции. Администрация США во главе с Дж. Бушем-старшим активно поддерживала стремление Г. Коля к скорейшему объединению Германии. Однако, как убедительно свидетельствуют приведенные автором факты, лидеры Великобритании и Франции М. Тэтчер и Ф. Миттеран "не хотели быстрого превращения Германии в доминирующую силу в Европе" и были склонны "притормозить движение поезда германского единства" (с. 81, 82, 85).
В этой ситуации решающее слово было за советским руководством. Однако М. С. Горбачев не имел даже концепции решения германского вопроса, не говоря уже о коллективно выработанном плане действий. Решения принимались без согласования своих действий с партийными и государственными органами, без учета здравых суждений опытных дипломатов (с. 91, 139 - 140, 143, 364 - 365, 369). Следствием "личной дипломатии", явилась тщательно прослеженная автором рецензированной книги эволюция позиции Горбачева и Шеварднадзе в отношении урегулирования германской проблемы. Эта позиция была обусловлена давлением на советское руководство администрации США и правительства ФРГ, которые использовали в своих интересах тяжелую ситуацию, сложившуюся в экономической и социально-политической областях СССР.
Анализируя последствия скоротечного объединения Германии (всего за 329 дней), Ахтамзян отмечает рост экономического потенциала страны (с. 210 - 212), глобализацию ее внешней политики. Германская дипломатия стремилась получить место постоянного члена Совета безопасности ООН, претендуя на ведущую роль в мире, наряду с США и Японией (с. 223, 322).
Рецензируемый труд не лишен отдельных недостатков. В целом же новая работа Ахтамзяна является вкладом в изучение истории Германии и международных отношений.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |