Libmonster ID: RU-10505
Автор(ы) публикации: А. В. ГОРДОН

М. 1987

Первое издание книги доктора исторических наук, профессора Московского университета А. В. Адо вышло в 1971 году. Второе ее издание существенно переработано, особенно это касается вводных и заключительных разделов книги. С учетом новейших разработок мировой науки уточнена оценка экономического положения и социального развития Франции накануне революции. Вопрос об аграрных итогах последней поставлен в исторической перспективе: тенденция аграрной эволюции прослежена вплоть до конца XIX века. Историографический очерк дополнен оценкой современных течений в западной науке. В дискуссии с их представителями формулируются важнейшие положения полемика является основой отдельных глав, да и в немалой степени книги в целом. В результате этих дополнений и существенной переработки всего текста четче прослеживается авторская концепция революции и крестьянского движения как ее важнейшей части.

В прошлом аграрная история Французской революции разрабатывалась (в том числе трудами "русской школы" - Н. И. Кареева, М. М. Ковалевского, И. В. Лучицкого) по линии исследования положения и условий деятельности сельского жителя. В тени оставалось при этом крестьянство как исторический субъект, наделенный сознанием своих целей и собственной волей. Адо поставил задачу - в обоб-

стр. 179


щающем исследовании представить крестьянство деятелем революции. В этом - значение его работы и ее актуальность.

Историографическая традиция обычно отводила крестьянам роль вспомогательной силы, и революция, в зависимости от идейных позиций авторов, отождествлялась либо с деятельностью сменявших друг друга органов верховной власти, либо - с городскими восстаниями, главным образом парижскими journees. На рубеже века П. А. Кропоткин обосновал альтернативную постановку вопроса. Ж. Лефевр ввел понятие "крестьянская революция", но анализ под этим углом зрения "великого страха" 1789 г., серия локальных исследований, осуществленных им и другими французскими учеными, оказались недостаточными, чтобы создать для нового понятия адекватную фактическую основу и закрепить его в историографической традиции. Даже исследователи, принявшие идею "крестьянской революции", склонны подчас трактовать ее как ряд разрозненных выступлений, "связанных между собой лишь как искаженное эхо событий в Париже"1 .

Автор воссоздал связную картину выступлений крестьян, представил общую панораму крестьянской борьбы против Старого порядка как единое в своих предпосылках и целях движение с его внутренней, не лишенной противоречий целостностью, со своей хронологией и географией, уникальным ритмом и многообразием форм. В книге охарактеризованы три важнейшие формы выступлений крестьян: борьба против феодальных повинностей (на ней со времен И. Тэна концентрировалось основное внимание историков), продовольственные движения и борьба за землю. Каждая из форм отличалась своими непосредственными целями, соотношением борющихся сил (в продовольственных движениях, например, врагами крестьян были не дворяне, а буржуа- хлеботорговцы и капиталистические фермеры). Единство же этих форм, как показывает Адо, заключалось в том, что крестьяне связывали борьбу за хлеб с борьбой за землю, от которой, как и от запасов продовольствия, они были отторгнуты из-за феодальных повинностей. Протест против этих повинностей служил как бы системообразующим элементом, объединяющим различные формы борьбы крестьян, сплачивал их.

Вместе с тем борьба против феодальных повинностей оказывалась лишь частью общего протеста против привилегий - налоговых и судебных, статусных и имущественных, реальных и символических - дворянства и духовного сословия. В этом вопросе все третье сословие: буржуазные верхи, неимущие низы, крестьянская масса стояли "по одну сторону баррикад". В привилегированном положении двух первых сословий воплощался Старый порядок в целом, его одиозность для народного сознания. Устремления и интересы третьего сословия здесь совпадали, и подобные совпадения нельзя недооценивать.

Представление о "баррикаде", разделившей революционный лагерь и контрреволюцию на основе социального происхождения, трактовка революционного лагеря как совокупности классов, находящихся в союзных отношениях, выглядят упрощенно. Адо употребляет термин "союз", говоря о взаимоотношениях буржуазии и крестьян; но показывает, нечто иное - при известном совпадении устремлений отсутствие, по крайней мере на первых этапах, единства действий. Напротив, буржуазии, утвердившейся в местных органах власти и сформировавшей национальную гвардию, принадлежала особая роль в подавлении крестьянских выступлений. Жестокие расправы продолжались вплоть до 1793 года. Если говорить о "союзе" как единстве действий, то это понятие скорее подходит к отношениям между буржуазией и либеральным дворянством на первом этапе революции.

Этот либеральный "союз", или "поток" - образ питающих революцию различных потоков, взаимодействующих, но не сливающихся, не меняющих своей, достаточно сложной, впрочем, социальной природы, но допускающих изменение отношения своих составляющих к представленному в каждый данный момент революционной властью политическому вектору революции, - сыграл свою роль в развязывании революции, в том числе, как доказывает Адо, в революционной мобилизации крестьян. Однако именно борьба крестьян в описании Адо побуждает выделить уже в самом начале революции иной - "демократический поток"2 . Он также лишен классово-политической однозначности.

Один из рецензентов первого издания книги Адо подчеркнул необходимость учи-


1 Berce Y. -M. Revoltes et revolutions dans l'Europe moderne. P. 1980.

2 Сходную идею двух "линий" революции высказал Адо в книге "Буржуазные революции XVII - XIX вв. в современной зарубежной историографии" (М. 1986, с. 119).

стр. 180


тывать в общем итоге контрреволюционные выступления крестьянства. Адо констатировал общность истоков "крестьянской революции" и "крестьянской контрреволюции" как движений социальных (с. 15), но не счел возможным присоединить к своей работе соответствующие разделы. Действительно, простое соединение мало что дало. Главное здесь взаимодействие, осмысление которого еще впереди. Все же в рецензируемом труде намечается выход к политической "многомерности" крестьянской борьбы.

Очерчивая исторические рамки понятия "крестьянская революция", Адо пишет о "вандейском" повороте (с. 209), имея в виду отход от политической активности, а затем конфронтацию с революционной властью отдельных отрядов крестьянства. Означало ли это, что в корне изменилась социальная природа соответствующих слоев деревни или скорее что "демократический поток" породил демократическую же контрреволюцию? Если мы допускаем, что либерализм в политической жизни якобинского периода мог стать контрреволюционным, то почему не допустить политического расщепления демократизма?

Адо объясняет "вандейский" поворот тем, что надежды крестьян на революцию не оправдывались. Насколько универсальными для различных слоев крестьянства они были, насколько чаяния крестьян соответствовали реалиям и возможностям буржуазной революции, сводимы ли эти чаяния к "общему знаменателю" перехода от феодализма к капитализму? Понятие "крестьянская революция" в обычном понимании включает большую или меньшую, но часть крестьянских стремлений, иначе - стремления определенной части крестьянства. Но в широком смысле это понятие охватывает весь спектр целей, которые ставило перед собой крестьянство, поведение крестьян в целом, вплоть даже до противостояния революционной власти.

Автор видит обе перспективы, но в фокусе его исследования "крестьянская революция" выступает как слагаемое буржуазной революции в принятом значении революционного перехода от феодализма к капитализму. Одновременно для автора буржуазная революция - объект воздействия крестьянского движения со всей его небуржуазной специфичностью. В таком аспекте и впервые в историографии с такой основательностью вскрыты в книге крестьянские истоки якобинизма. Крестьянская "война замкам" могла прекратиться, ибо войну замкам объявил якобинский Конвент. Самые радикальные крестьянские требования об отмене без выкупа феодальных повинностей нашли отражение в декрете 17 июля 1793 года. Требования продовольственного движения воплотились в законах о максимуме. Не только социальное содержание якобинской политики, но и сами формы якобинской диктатуры свидетельствуют об их крестьянском происхождении.

Порой в популярной литературе почти рифмуются 1793 и 1937 г.; но в отличие от сталинского террора якобинский - ив этом убеждает книга Адо - "пришел снизу". Уже летом 1792 г. в "патриотической тревоге", почувствовав реальную угрозу своим завоеваниям, крестьяне начали расправляться с теми, кто казался им "подозрительным". Было бы, однако, ошибкой ставить знак равенства между стихийным народным террором и сознательной государственной политикой устрашения, между крестьянскими расправами над представителями привилегированных сословий и судебными инсценировками, при помощи которых якобинское руководство пыталось удержать власть, рассматривая несогласие как государственное преступление. Но и этот трагизм якобинского самоуничтожения, трагедия революционной власти, неспособной обрести опору для продолжения своей революционной политики, находит дополнительное объяснение при "крестьяноведческом" анализе.

Как показывает Адо, то движение, которое с 1789 г. образовывало наиболее мощную базу революции и которое вызвало к жизни якобинскую диктатуру, к концу 1793 г. уже исчерпало себя. "Сошла со сцены "жакерия". Прекратились восстания таксаторов" (с. 351). Продолжалась борьба за землю, но она скорее противопоставляла, чем объединяла различные группы сельского населения. Порой (и раньше и теперь) якобинцев осуждают за то, что они не возглавили движение бедноты за "черный передел". В рецензии на первое издание книги автора упрекали за недооценку уравнительно-социалистических потенций крестьянского движения. Однако во втором издании он еще определеннее обосновал свою позицию. Ни радикально-эгалитаристская программа так называемого аграрного коммунизма, ни ее противоположность - "расчистка земель" для крупного, капиталистического фермерства по "английскому образцу" не имели достаточной поддержки в масштабах страны. Революция подтвер-

стр. 181


дила и утвердила ту тенденцию развития семейно-единоличного крестьянского хозяйства, которая наметилась в предшествующий период. В этом ее аграрные итоги можно считать предопределенными. Вместе с тем Адо далек от фатализма. Если оценивать, например, вантозские декреты не по меркам "социализации земли", а по номиналу, то это, по- видимому, была реальная программа, которая могла углубить эгалитарное содержание якобинской диктатуры и обеспечить более полную победу крестьянской революции.

Именно неполнота крестьянской победы - сохранение крупного землевладения и крестьянского малоземелья - осложнила, по Адо, социально-экономическое развитие послереволюционной Франции. Убежденность в прогрессивности крестьянского хозяйства и крестьянской революции, поскольку она способствовала его укреплению, отличает Адо от большинства западных ученых, которые по-прежнему отождествляют социальный прогресс с утверждением и победой в аграрной сфере крупного производства. Но именно поэтому позиция Адо вызвала большой интерес и не раз становилась предметом дискуссий на международных форумах. Его капитальное и оригинальное исследование воспринимается в аспекте более глубокого понимания характера и итогов Великой французской революции.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/А-В-АДО-КРЕСТЬЯНЕ-И-ВЕЛИКАЯ-ФРАНЦУЗСКАЯ-РЕВОЛЮЦИЯ-КРЕСТЬЯНСКОЕ-ДВИЖЕНИЕ-В-1789-1794-ГГ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Svetlana GarikКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Garik

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

А. В. ГОРДОН, А. В. АДО. КРЕСТЬЯНЕ И ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. КРЕСТЬЯНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В 1789 - 1794 ГГ. // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 14.11.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/А-В-АДО-КРЕСТЬЯНЕ-И-ВЕЛИКАЯ-ФРАНЦУЗСКАЯ-РЕВОЛЮЦИЯ-КРЕСТЬЯНСКОЕ-ДВИЖЕНИЕ-В-1789-1794-ГГ (дата обращения: 29.03.2024).

Автор(ы) публикации - А. В. ГОРДОН:

А. В. ГОРДОН → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Svetlana Garik
Москва, Россия
2570 просмотров рейтинг
14.11.2015 (3058 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
22 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
6 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
8 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
9 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
10 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
А. В. АДО. КРЕСТЬЯНЕ И ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. КРЕСТЬЯНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В 1789 - 1794 ГГ.
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android