Libmonster ID: RU-10313
Автор(ы) публикации: А. АНЕКШТЕЙН

Перед составителем учебника стояла нелегкая задача. Требовалось в работе небольшого сравнительно объема дать значительный исторический материал, изложив его на основе строго выдержанной марксистско-ленинской методологии, в живой, занимательной форме, создать книгу, способную заинтересовать и увлечь читателя, вызвать в нем любовь к трактуемому предмету.

Необходимо признать, что автор удачно справился со своей задачей. Учебник в основном отвечает указанным требованиям. Во многих местах дан свежий материал. Книга снабжена историко- географическими картами, снимками с гравюр, портретами политических деятелей.

При указанном небольшом объеме автор все же нашел место, чтобы отметить наиболее выдающиеся явления из области литературы, искусства, науки и техники рассматриваемого периода. Книга написана живым, легким языком. Стремясь ярко изобразить события, автор дает небольшие зарисовки исторических происшествий, пересыпает свое изложение краткими цитатами из речей и выступлений политических деятелей. Положительной стороной книги является и то, что она составлена одним автором, благодаря чему избегнут тот разнобой, который иногда наблюдается при составления учебников коллективом авторов.

К лучшим частям книги относятся главы о французской революции конца XVIII века, о консульстве и империи, о гражданской войне в Северной Америке, о Восточном вопросе и Крымской войне, о воссоединении Италии, о воссоединении Германии.

При всех отмеченных положительных сторонах книги имеются в ней и недочеты, которые мы отметим, придерживаясь порядка изложения материала.

Стр. 12. Здесь говорится о том, что "колонисты... неоднократно восставали против колониальных властей". Л тут же без всякой связи сообщается: "В 1763 году англичане закрепили за собой завоеванную у французов Канаду". Эта фраза по своему содержанию должна быть отнесена к предыдущему абзацу, где говорится о колониальных захватах англичан.

Закон о гербовом сборе вызвал сильное возмущение американских колонистов не только и не столько вследствие того, что гербовый сбор "должен был лечь тяжелым бременем на население", сколько потому, что закон об этом налоге был принят английским парламентом, то есть без согласия представителей колоний, и явился опасным прецедентом.

При описании революции 10 августа отмечена агитация Робеспьера и Марата, дана биография Марата, которую, кстати сказать, следовало бы дать раньше, но очень мало сказано об основных причинах, вызвавших недовольство масс и толкнувших их на эту революцию. Этот параграф нужно перестроить, так как при данном изложении получается, что революция 10 августа была вызвана агитацией Робеспьера и Марата, а причины, толкавшие массы на революцию, отодвигаются на второй план. Нужно, наоборот, выдвинуть на первое место эти причины, а именно: господствовавшее среди парижских масс подозрение об измене короля и его контрреволюционных замыслах, недоверие к законодательному собра-

1 Ленин. Т. XVII, стр. 29.

2 Там же. 3 Там же, стр. 188.

стр. 128
нию, продолжавшему половинчатою и нерешительную политику учредительного собрания (в частности политику поддержи короля) и игнорировавшему важнейшие интересы широких народных масс, сильное ухудшение материального положения народа, увеличение дороговизны и безработицы.

При изложении всего этого материала становится ясным, что агитация Робеспьера и Марата попала на готовую почву и поэтому увенчалась успехом. Отметим туг же, что следовало бы дать более обстоятельную характеристику Робеспьера, чем это сделано на сад. 51.

Переходя к Конвенту, следовало бы объяснить значение и происхождение этого термина.

Говоря о борьбе за максимум, нужно было отметить первоначальную позицию якобинцев, направленную против выступлений "бешеных" и их агитации за максимум, это ярче показало бы классовую природу якобинцев. Следовало бы более четко подчеркнуть, что тут шла борьба за принцип свободы" торговли, который с остервенением защищали жирондисты, объяснить значение этого принципа для господства буржуазии, указать, почему якобинцы в конечном итоге все же поддержали требование "бешеных".

На стр. 58 сказано: "К власти пришли термидорианцы-контрреволюционная буржуазия". Читатель не поймет, почему буржуазия, которая несколькими страницами раньше охарактеризована как революционная, вдруг превратилась в контрреволюционную. Нужно яснее показать процесс и причины образования контрреволюционного ядра среди буржуазии и в самом конвенте.

"Заговор равных" стремился к установлению не диктатуры бедных, а диктатуры трудящихся.

Директория потеряла авторитет среди буржуазии не потому, что была окружена темными дельцами и казнокрадами (стр. 67), которые были плотью от плоти этой буржуазии, а потому, что оказалась неспособной защитить буржуазию от покушений со стороны как монархистов, так и якобинцев. Последнее обстоятельство автором отмечено, но без конкретного указания на выступления якобинцев.

Глава об утопическом социализме написана живо и красочно, но нуждается в некоторых поправках, относящихся к теоретическим взглядам великих утопистов.

Биографию Сен-Симона можно было бы сократить, отвести больше места его теоретическим взглядам (его анализу классовой структуры общества, историческому подходу при оценке общественных явлений, рассмотрению французской революции как борьбы классов, взгляду на политику как на науку о производстве и пр.); между тем теоретическим взглядам Сен-Симона в книге отведено всего восемь строк. Сен-Симон вопреки мнению авторов очень мало занимается обличением капиталистического строя; он стремится его реформировать, смягчить его отрицательные стороны, внести плановость в производство, которое он рекомендует организовать при содействии ученых, техников и художников; предлагаемые им реформы должны были содействовать, как он выражается, улучшению положения самого многочисленного и самого бедного класса в физическом), материальном и моральном отношениях.

Гораздо лучше составлен параграф о Фурье. Но и здесь было бы полезно сделать дополнение о его взгляде на историю человеческих обществ, каждая фаза которой имеет свой период роста и упадка, и отметить другую глубокую мысль Фурье, что современный ему строй движется в заколдованном кругу непреодолимых противоречий.

Такие поправки показали бы, почему Маркс и Энгельс так высоко ценили взгляды и пропаганду великих утопистов.

Говоря о пропаганде Оуэна (стр. 98 - 99), нужно отказаться от распространенного взгляда, что проектировавшиеся им коммунистические общины должны были носить чисто сельскохозяйственный характер. В его поселках; отводилось надлежащее место и промышленности.

Неудачна фраза "Ограниченный и невежественный Прудон стоял за уничтожение государства". Учащийся может подумать, что Прудон был сторонником насильственного уничтожения (разрушения) государства, между тем как он считал, что государство станет излишним благодаря осуществлению выдвинутой им утопил.

Надо объяснить, почему к чартистскому движению примкнул в качестве лидера банкир Аттвуд, руководитель "Политического союза" (стр. 110). Дело в том, что Аттвуд был противником закона 1819 г. о восстановлении золотой валюты. Борясь по этой линии с правительством, Аттвуд стремился использовать чартистское движение, уверяя широкие массы, что причина всех бед в указанном законе, вследствие которого кредиторы государства получают лишних 1 млрд. фунтов стерлингов из налогов, взимаемых с народных масс. Нужно было сделать это пояснение или совсем не говорить об Аттвуде. В фразе "в выработанной чартистским конвентом петиции..." (там же) для учащегося будет непонятно, откуда, взялся конвент и что он собой представлял. Точно так же непонятно, о каком съезде ("съезд собрался в Лондоне") идет речь.

Разница между первой и второй чартистскими петициями была не в том, что в последней были выставлены экономические требования; и в первой были экономические

стр. 129
требования, но иного характера, свидетельствующие о значительной роли в движении на первой его стадии буржуазных попутчиков, например петиционеры жаловались "Наши промышленники на краю банкротства, наши рабочие умирают с голоду; капитал не дает прибыли, а труд не вознаграждает" - и дальше выдвигают пожелания, чтобы капитал хозяина не был лишен причитающейся ему прибыли и чтобы были отменены законы, удорожающие хлеб (хлебные законы) и пр.

Надо сделать замечание о следующем месте учебника: "Рабочий-механик Марш, с ружьем в руке, от имени народа потребовал от временного правительства признания "права на труд". Рабочие требовали "социальной республики" (стр. 129). При таком сочетании фраз может показаться, что это требования различных категорий.

На стр. 130 указывается: чтобы подорвать идею "Организации труда", правительство поручило министру "общественных работ" Мари организовать "национальные мастерские". Вся фраза и сами термины "организация труда" и "национальные мастерские" не будут поняты, если не знать высказываний Луи Блана, который свой проект преобразований общественного строя базировал ша новой "организации труда" и главную свою работу назвал "Организацией труда". Основой этой организации должны были явиться общественные или "национальные мастерские", т. е. артели рабочих, куда допускались и хозяева. Эти преобразования должны были быть осуществлены демократизованным буржуазным государством, способным, по мнению Луи Блана, обеспечить рабочим "право на труд". На стр. 103 автор отводит небольшую рубрику Луи Блану, но, стремясь к максимальной сжатости, упускает приведенные формулировки, а здесь (стр. 130) говорит о них как о чем-то известном из предыдущего.

Правительство повысило налоги не только на крестьян (стр. 130): были увеличены на 45 процентов четыре прямых налога, в частности земельный, который падал на всех землевладельцев; особенно он был тяжел для крестьян, и без того разоренных налогами.

При попытке разгона учредительного собрания 15 мая было составлено новое правительство во главе с Бланки. "Это правительство потребовало: поддержать польских революционеров, обложить богачей миллиардным налогом, вывести войска из Парижа, "организовать труд" и "уничтожить нищету" (стр. 131). Учащийся в недоумении: от кого правительство потребовало? Нужно было сказать, что правительство наметило в качестве ближайших мероприятий (требовать оно ни от кого не могло).

"14 июня 1848 г. рабочие Берлина захватили было цейхгауз (арсенал), но вследствие их неорганизованности это выступление осталось без результата" (стр. 140) Не сказано, в связи с какими обстоятельствами и с какой целью был произведен этот захват. Следовало указать, что рабочие, видя, что контрреволюционная верхушка замышляет переворот и стягивает войска к Берлину, захватили арсенал, чтобы изъять оружие из рук врагов и иметь его для вооружения народа.

Франкфуртское собрание делало дело воссоединения нерешительно, "боясь нарушить интересы короля и помещиков" (стр. 140), Полезно было бы объяснить, какие интересы помещиков могли быть нарушены воссоединением и интересы какого короля. Если прусского, то это вызовет недоумение, раз франкфуртский парламент, как видно из дальнейшего, предложил ему корону Германской империи.

"Первым важнейшим этапом воссоединения Италии... - читаем мы на стр. 146, - явилась революция 1848 - 49 г.". Но ведь она по линии воссоединения не дала никакою результата! Революция 1848 - 49 гг. является важным моментом в борьбе за воссоединение Италии.

Осенью 1850 года для Маркса и Энгельса стало ясно, что "новый подъем революции невозможен" (стр. 154). Нужно было бы объяснить, на основании чего Маркс и Энгельс в этом убедились и почему неправильна была позиция Виллиха и Шаппера, утверждавших, что "новая революция произойдет немедленно и сразу окажется пролетарской".

Маркс и Энгельс убедились в невозможности нового революционного взрыва на том основании, что Европа изжила промышленный кризис и вступила в фазис промышленного подъема, результатом которого должна была явиться длительная реакция. Между тем Виллих, Шаппер и их единомышленники, не считаясь с указаниями Маркса и исходя из своих настроений и желаний, уверяли, что достаточно отрядить в Германию кучку отважных людей и восстание вспыхнет, так как народ готов и ждет ТОЛЬЕО революционной инициативы. Маркс и Энгельс заклеймили затеи Виллиха - Шаппера как вредную авантюру.

Фразу "Между тем английские министры не были склонны (?-А. А.) считаться с королевой и во многих случаях вели политику вопреки ее указаниям" (стр. 164) нужно выбросить или перередактировать в соответствии с принципами английской конституции, согласно которой министры ответственны не перед королевой, а перед парламентом. Школьник может сделать из этой фразы только один вывод, что таких министров королева должна бы-

стр. 130
да прогнать. В параграфе "Политический строй и партии" (стр. 164) следовало бы основательнее и более четко охарактеризовать английский государственный строй: чередование двух партий у власти, образованно кабинета, роль палаты лордов и др.

Противоположение "крупных землевладельцев", составлявших партию ториев, "богатым землевладельцам", входившим в состав партии вигов (стр. 164), вызывает недоумение. В партию вигов, как одна из ее составных частой, входили передовые обуржуазившиеся слои земельной аристократии.

Мелкое крестьянство сохранилось в Ирландии не только до середины XIX века (стр. 170), но и до настоящего времени На той же странице сказано, что руководство движением фениев попало в руки католических попов. В следующей фразе сказано, что движение пошло по вредному пути террористических актов. Выходит, что католические попы повели движение по пути террористических актов. Как-то не вяжется. Характеристику движения фениев и отношения к ним Маркса следовало бы дать более отчетливо.

"После поражения чартизма... английское рабочее движение приняло узко экономический характер; в нем временно победил оппортунизм" (стр. 171). Не будет ли правильнее сказать: "надолго победил...". Парламентскую реформу 1867 года следовало бы отметить как вторую парламентскую реформу.

О Лондонском совете лучше сказать, что он стал во главе лондонских тредюнионов, а не объединил тредюнионы, что может быть понято как уничтожение раздробленности тредюнионов. Говоря о разгроме Франции, давшем возможность завершить воссоединение Италии (стр. 198), следовало объяснить, что этот разгром произошел во время франко-прусской войны 1870 - 1871 годов, иначе неподготовленному учащемуся может показаться, что разгром произведен самой Италией.

Говоря о конституционном конфликте и государственном строе Пруссии (стр. 199 и 200), следовало бы сказать о буржуазных партиях - прогрессистах, национал-либералах, - имея в виду, что они, в особенности прогрессисты, в это время играли значительную роль как в общеполитической жизни, так и в рабочем движении.

Во Франции было крайне живуче ремесло-"мелкие мастерские с 1 - 2 рабочими" (стр. 208). Следовало" бы объяснить, что основной отраслью французского мелкого ремесла являются многочисленные производства предметов роскоши и моды, их живучесть объясняется тем, что в них большую роль играют выучка и искусстве мастера, вследствие чего они слабо поддаются механизации и укрупнению.

На стр. 209 о функциях Сената, по наполеоновской конституции 1852 года, сказано, что он публиковал законы. У учащегося может возникнуть недоумение: неужели нужно было целое и столь высокое учреждение, чтобы публиковать законы? В действительности Сенат должен был стоять на страже "Конституции", отвергать законы, противоречащие ей, и изменять ее по соглашению с президентом.

На той же странице говорится, что мелкобуржуазное влияние в рабочем классе сильно тормозило его борьбу; не лучше ли сказать, что оно сбивало рабочее движение на неправильный путь.

На стр. 210 мы читаем: "Поверив обещанию Бисмарка, который посулил жадному и недалекому императору большое земельное приращение для Франции, Наполеон вначале не препятствовал образованию Северо-Германского Союза". Сказано это слишком упрощенно. Дело не в "жадности" императора. Овладение левым берегом Рейна было мечтой французской буржуазии с давних времен. Бисмарк обещал Наполеону за его нейтралитет в австро-прусской войне 1866 г. земли по левому берегу Рейна (Баварский Пфальц, часть Гессен-Дармштадта и часть Саарской области).

В заключение одно замечание о картах, которые хотя и сделаны красиво, но не лишены дефектов. Так, на карте "Европы в 1789 году" мы не нашли Кобленца, Вальми, Тулона и некоторых других исторических пунктов, которые напрасно будут искать учащиеся.

Отмеченные нами недочеты можно свести к двум категориям. Одну категорию составляют недочеты, связанные с неудачной редакцией некоторых фраз или с не совсем правильным или неясным, на наш взгляд, объяснением тех или иных фактов. Эти недочеты очень легко исправить Другие недочете вытекают из излишней элементарности и упрощенности как в отношении изложения фактов, так и их объяснения или, наконец, из отсутствия такого объяснения. Нам кажется, что автор здесь имел в виду максимальную популярность изложения, но упрощенчество не есть популярность. Составители учебников по истории для средней школы не должны забывать, что для одних полученные здесь знания являются вершиной их исторического образования, а другие с этими знаниями поступят на исторический факультет вуза, где постановка преподавания из года в год изменяется в направления

стр. 131
увеличения требований к поступающим Но и недочеты второй категории могут быть исправлены без радикальной переделки рецензируемой нами работы, тем более, что эти замечания относятся к некоторым отдельным местам, а не ко всей книге в целом, которая должна быть оценена как удачный в основном опыт выполнения нелегкой задачи

Проф. А. АНЕКШТЕЙН


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/А-В-ЕФИМОВ-ЧЛЕН-КОРРЕСПОНДЕНТ-АН-СССР-НОВАЯ-ИСТОРИЯ-1789-1870-УЧЕБНИК-ДЛЯ-8-го-КЛАССА-СРЕДНЕЙ-ШКОЛЫ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Alex LapeninКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Lapenin

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

А. АНЕКШТЕЙН, А. В. ЕФИМОВ, ЧЛЕН-КОРРЕСПОНДЕНТ АН СССР. НОВАЯ ИСТОРИЯ (1789 - 1870). УЧЕБНИК ДЛЯ 8-го КЛАССА СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 24.10.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/А-В-ЕФИМОВ-ЧЛЕН-КОРРЕСПОНДЕНТ-АН-СССР-НОВАЯ-ИСТОРИЯ-1789-1870-УЧЕБНИК-ДЛЯ-8-го-КЛАССА-СРЕДНЕЙ-ШКОЛЫ (дата обращения: 29.03.2024).

Автор(ы) публикации - А. АНЕКШТЕЙН:

А. АНЕКШТЕЙН → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Alex Lapenin
Moscow, Россия
1512 просмотров рейтинг
24.10.2015 (3078 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
20 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
8 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
10 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
А. В. ЕФИМОВ, ЧЛЕН-КОРРЕСПОНДЕНТ АН СССР. НОВАЯ ИСТОРИЯ (1789 - 1870). УЧЕБНИК ДЛЯ 8-го КЛАССА СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android