Сухуми. Изд-во "Алашара". 1973. 155 стр. Тираж 800. Цена 28 коп.
Проблемы культурного строительства деревни привлекают к себе внимание, особенно в последние годы, специалистов всех общественных наук - историков, философов, социологов, экономистов, этнографов и других, работающих как в крупных научных центрах, так и на периферии1 . Значительная часть этих работ посвящена исследованию социальной структуры сельского населения, его общеобразовательного и культурно-технического уровня, роли города в повышении культуры села, состояния материальной базы, содержания, форм и методов работы культурно-просветительных учреждений. К числу таких изданий относится и рецензируемая книга, автор которой обобщил опыт партийного и государственного руководства работой по ликвидации культурной отсталости сельского населения Абхазии.
Культурная революция в каждой союзной и автономной республике происходила, как известно, на основе общих закономерностей, представляла собой процесс, характерный для всех народов нашей страны, вступивших на путь социалистического развития. Но вместе с тем этот процесс имел и свои специфические особенности, обусловленные уровнем культурного развития республики или области, а также другими конкретными историческими условиями. Автору уда-
1 См. "Культурное строительство современной советской деревни (Библиография. 1969 - 1972 гг.)". М. 1973.
стр. 162
лось убедительно подтвердить не только закономерности, но и показать те трудности культурного преобразования абхазской деревни, которые были связаны с преодолением ее отсталости, ярко выраженных феодальных пережитков и религиозных предрассудков. Один из главных аспектов работы заключается, таким образом, в исследовании деятельности КПСС и Советского государства по преодолению фактического неравенства народов, выравниванию их хозяйственного и культурного развития.
Изучение и обобщение советского опыта борьбы за осуществление культурной революция представляет серьезный научный интерес. Оно раскрывает содержание, формы и методы работы партии и государства, практические результаты этой работы, вылившейся в расцвет социалистической по содержанию, национальной по форме и интернационалистской по своему духу культуры народов ранее отсталых национальных окраин России. Практическое значение подобного рода работ состоят также в том, что анализ пройденного пути дает богатый материал для глубокого понимания культурных процессов, происходящих в современном селе, для совершенствования партийного и государственного руководства этими процессами, ибо, как указывал В. И. Ленин, "нельзя научиться решать свои задачи новыми приемами сегодня, если нам вчерашний опыт не открыл глаза на неправильность старых приемов"2 .
В книге достаточно полно освещается деятельность партийных организаций и государственного аппарата в центре и на местах по осуществлению декрета Ревкома Абхазии "О ликвидации безграмотности среди населения ССР Абхазии", разработанного на основе соответствующего ленинского декрета и принятого в республике 12 декабря 1921 года. В советской историографии есть уже немало работ, посвященных теме ликвидации неграмотности среди населения, в том числе и сельского. В определенной мере изучена эта проблема и применительно к Абхазии3 . Автору удалось, однако, существенно углубить и расширить исследование, раскрыть многоаспектность этой работы. Так, в поле зрения А. Э. Куправы находятся социально- экономические особенности изучаемого периода и их влияние на организацию работы по ликвидации неграмотности, становление и развитие государственного и общественного аппарата управления системой народного просвещения во всех его звеньях, партийная печать, комсомол, учительство, крестьянская общественность и их роль в решении задачи ликвидации неграмотности.
Книга содержит богатый материал по вопросам школьного строительства в абхазской деревне первых советских лет, по превращению школы в орудие социалистического преобразования общества. В ней немало информации о руководителях отдельных участков культурного фронта Абхазии, в частности, о первых руководителях наркомата просвещения республики (С. Я Чанба и А. М. Чочуа), первых советских учителях и организаторах сельских школ (В. Агрба, В. Аргун, В. Суджая, Т. Казмова, С. Басария и др.).
А. Э. Куправа рассматривает содержание и формы деятельности культурно-просветительных учреждений среди крестьянства в годы восстановительного периода и в годы, непосредственно предшествовавшие началу коллективизации в абхазской деревне. В основе подхода к изучению организации системы культурного обслуживания сельского населения лежит ленинское положение о необходимости долгой и упорной работы по воспитанию политической сознательности масс, которой сильно пролетарское государство, о тесной связи культурно-политического просвещения масс с вопросами хозяйственного строительства, ленинский план производственной пропаганды. К сожалению, автору не всегда удавалось избежать традиционности в описании деятельности культурно- просветительных учреждений (речь идет о схеме: клуб - мероприятия в нем - число присутствовавших). Однако привлеченный автором фактический материал: работа изб- читален и клубов, кинопередвижек, культурное шефство города над абхазской деревней, периодическая печать - позволяет судить не только о размахе всей работы, но и о формировании у крестьян потребности в приобретении знаний, приобщении к культуре.
В работе использованы весьма разнообразные и интересные источники, в том числе приведено более 220 документов, большая часть которых впервые вводится в научный оборот. Наиболее ценным представ-
2 В. И. Ленин. ПСС. Т. 44, стр. 205.
3 См. В. И. Нарсия. Советская школа в Абхазии (1921 - 1931 гг.) Сухуми. 1956; А. К. Адлейба. К истории культурного строительства в Абхазии (1921 - 1937 гг.). Сухуми. 1961; А. Э. Куправа. Из истории культурного строительства в советской Абхазии (1921 - 1925 гг.). Сухуми. 1961, и др.
стр. 163
ляется широкое использование материалов, выявленных в ЦГА Абхазской АССР, архиве Абхазского обкома КП Грузии, ЦГАОР Грузинской ССР, архиве Абхазского института языка, литературы и истории имени Д. Гулиа АН Грузинской ССР. Используя декреты, постановления, официальные материалы к годовым отчетам правительства Абхазии, А. Э. Куправа убедительно и ярко характеризует работу государственных органов республики, которые, руководствуясь опытом Советской России и учитывая местные условия, практически строили новую систему народного образования и культурно- просветительной деятельности. Всесторонне исследованы автором многочисленные партийные документы и материалы уездных партийных конференций, результаты обследований уездных и сельских партийных организаций, проведенных в республике в 1924 и 1925 гг., а также отчеты, обзоры, докладные записки и другие документы уездных ревкомов, исполкомов, отделов народного образования. Привлечение конкретных сведений позволило автору детально проанализировать практику организации на местах работы по ликвидации неграмотности, по созданию новых культурно- просветительных учреждений, на примере маленького народа еще раз показать пробуждение невиданных творческих сил трудящихся.
Строгое следование архивным документам позволило исследователю проверить некоторые противоречивые сведения и цифровые данные о деятельности ликбезов и культурно-просветительных учреждений. Используя эти документы, А. Э. Куправа на фоне важнейших процессов социалистического строительства абхазской деревни подробно обрисовал культурно-просветительную работу в отдельных селах, отмечая при этом ее положительные стороны, трудности и недостатки. Последнее особенно важно, поскольку дает возможность современному читателю и тем более практическому работнику культуры не только узнать о специфике первого периода деятельности советских учреждений культуры и народного образования, но и учитывать их опыт.
К сожалению, работе недостает выводов о том, какие действенные формы, методы деятельности партийных организаций, советских органов и учреждений культуры республики сохранились и развились сегодня, какие практические результаты это дает. Представлялось бы также целесообразным более четкое хронологическое прослеживание событий внутри рассматриваемого автором периода, что позволило бы создать еще более впечатляющую картину поступательного движения абхазской деревни по пути культурного роста.
В целом же на суд читателя вынесено ?весьма интересное исследование.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |