Libmonster ID: RU-8670
Автор(ы) публикации: В. М. СПИРИН

1. Цель. Найти и сформулировать абсолютную истину, если таковая существует.

2. Определение. Абсолютная истина - такое высказывание, истинность которого абсолютно инвариантна к чему бы то ни было 1 .

Pro и contra

3. Против существования абсолютной истины свидетельствует опыт: не существует такого знания, которое нельзя было бы уточнить, дополнить или опротестовать.

Согласно этому мнению, либо абсолют невозможен вовсе, либо современный человеческий разум еще слишком несовершенен, чтобы выработать такое суждение, которое было бы абсолютно непогрешимым на всем протяжении бесконечного течения времени и в полной независимости от как угодно складывающихся обстоятельств.

4. В пользу существования абсолютной истины свидетельствует логика: требование непротиворечивости может быть выполнено лишь при том условии, что во всем объеме накопленной информации обязательно должна наличествовать вполне реальная содержательная идея, которой не вправе противоречить никакое частное знание, допущение, предположение.

Закон существования

5. В масштабах мирового целого отрицание существования чего бы то ни было принципиально невозможно подтвердить на практике или доказать теоретически.

С точки зрения опыта, отрицание бытия произвольной вещи абсолютно не поддается эмпирической проверке [3. С. 213, п. 3], так как после безрезультатных поисков в любой, сколь угодно обширной области ВС- универсума 2 , в силу его бесконечности, всегда остается еще не исследованное дополнение.


1 Абсолютная истина не зависит в том числе и от времени, т.е. она является вечной.

2 ВС-универсум - всеобъемлющее множество, не имеющее дополнения. ВС - аббревиатура Всего Сущего.

стр. 193


С точки зрения логики, исходный посыл, отрицающий существование произвольного объекта, всегда является ложным или противоречивым в любой формально-логической теории [3. С. 214 - 215, п. 4]. Ибо подобное отрицание ни само не из чего не вытекает и не для чего другого не служит причиной и основанием.

6. Лишь утверждающая посылка, априори наделяющая бытием исследуемый объект, является в принципе проверяемой, допуская как оправданный эмпирический поиск, так и законное продолжение чисто логических рассуждений [3. С. 212 - 213].

7. На этой основе сформулирован закон существования [3. С. 220, п. 10], который гласит, что существование произвольного объекта на уровне ВС- универсума, т. е. без указания места и времени, не допускает своего отрицания. Равнозначные утверждения нулевого масштаба обобщения 3 : "Нет такого предиката, который несовместим с предикатом существования"; "любое событие возможно"; "существует абсолютно все" и т. п.

Рабочая гипотеза

8. Вопрос о существовании абсолюта вообще в соответствии с законом существования, не обсуждается, а постулируется, причем заведомо утвердительно [3. С. 221].

9. Вопрос о существовании абсолютной истины в арсенале человеческих представлений, т. е. в отдельной части ВС-универсума, является вполне правомерным.

В разрешении дилеммы pro и contra более предпочтительным оказывается тезис 4, поскольку отказ от него влечет за собой отказ в правомочности закона противоречия. Легче поступиться интуитивной надежностью тезиса 3, объясняя отсутствие абсолюта скорее неряшливостью человеческого внимания, нежели объективно обусловленным порядком вещей 4 .

10. Допуская бытие абсолюта, нельзя не придерживаться его единственности.

Любой элемент непротиворечивой системы знаний, включая сам абсолют - системообразующую идею, может быть заменен своей противоположностью только вместе со всей системой без исключения. Частичная замена некоторых утверждений их логическими отрицаниями приводит к образованию смешанного конгломерата противоречивых суждений, где на равных правах соседствуют положения А и не-А, чего логика категорически не приемлет.


3 Номер масштаба обобщения соответствует порядковому номеру дихотомического деления исходного объекта на А и не-А.

4 В [3. С. 222] утверждается обратное. Правда, это не сделано в форме подробно аргументированного тезиса конструируемой модели.

стр. 194


11. Следует, таким образом, исходить из того, что в информационном обеспечении любого живого существа изначально доминирует некая вечная, непреложная, абсолютно ни от чего не зависящая идея А, которую ни на какой ступени эволюции недопустимо менять на не-А в процессе жизнедеятельности вообще и познания в частности, ибо такая замена необратимо разрушит суть и природу данного организма. Равноценность двух взаимоисключающих целей (доминирующих идей) делает невозможными 5 эволюцию, естественный отбор и само существование живой материи.

12. Однако вопрос о существовании доминирующей идеи, пусть даже она заключена в органической плоти разумного существа, не эквивалентен вопросу о ее познаваемости.

Поскольку в виду имеется не просто истина, а истина абсолютная, постольку для достижения намеченной цели недостаточно довольствоваться лишь некоторой вероятностью или некоторойстепенью ее постижения. Задача должна быть поставлена предельно категорично: не только фундировать реальное бытие абсолютной истины, но и четко сформулировать ее предметное содержание. Речь идет о таком содержании, истинность которого не в силах будет оспорить ни одно из живых существ, обладающих сколь угодно высоким интеллектом, живущих в какие угодно эпохи и апеллирующих к каким угодно особенным обстоятельствам, могущим поколебать абсолютную справедливость выявленной идеи.

Предварительный анализ

13. Итогом осуществляемых поисков должно явиться самое обыкновенное высказывание, сформулированное на любом из ныне действующих языков.

14. Повествовательный тип искомого предложения следует отмести сразу.

Рассмотрим пример: "Земля обращается вокруг Солнца". Рано или поздно наступит момент, когда ни Земли, ни Солнца уже не останется среди вещей существующих. С той же уверенностью можно судить и о весьма отдаленном прошлом, когда еще не образовались упомянутые в высказывании космические тела. Следовательно, приведенное в качестве примера высказывание, дабы сохранить свою истинность, должно менять первоначальный смысл по мере развития исторического процесса.

Однако предложение "Земля обращалась вокруг Солнца", равно как и предложение "Земля будет обращаться вокруг Солнца", являются ло-


5 Речь идет о невозможности, относящейся к более глубокому масштабу обобщения, нежели масштаб закона существования, запрещающего всякую невозможность на уровне ВС-универсума. Живые формирования появляются по меньшей мере на втором дихотомическом уровне (п. 31).

стр. 195


гическими отрицаниями исходного высказывания, а именно: "Неверно, что Земля обращается вокруг Солнца".

15. Поскольку все существующие объекты и события, пребывая в постоянном движении, весьма переменчивы, то мы лишены возможности составить такое повествовательное предложение, которое не нуждалось бы в постоянной корректировке своего содержания. Причем чем точнее будет конкретизирован объект наблюдения, тем чаще придется менять первоначальное предложение, чередуя глаголы "будет", "есть", "было". Ни вечности, ни неизменности, ни абсолютной инвариантности в этом случае добиться не представляется возможным.

16. Следовательно, абсолютная истина не может быть отображением чего-либо существующего. Никакая констатация реального факта, пусть даже самого очевидного и достоверного, не вправе претендовать на роль абсолютной истины, если речь идет о событии, которое хоть когда-нибудь имело место в прошлом, имеет место сейчас или может случиться в будущем.

Проблема существования

17. Существование является первичным исходным понятием, посредством которого дефинируется самая широкая категория человеческого сознания - ВС- универсум, или мировое целое [2. С. 194, п. 3.6.1]. В соответствии с этим определением, существование является кардинальным свойством универсального множества [2. С. 175, п. 3.3.2], т. е. таким свойством, которым обладают все без исключения объекты, принадлежащие мировому целому, и не обладает ни один объект, не принадлежащий мировому целому [2. С. 172, п. 3.3.1].

18. Не менее категоричен принцип полноты [2. С. 143], утверждающий, в частности, что если есть некоторый реальный объект М , то обязательно существует идея И, его отображающая; а если есть некоторая идея И, то обязательно существует реальный объект М , отображением коего она является.

19. Вывод 16, однако, резко контрастирует как с определением ВС-универсума, так и с принципом его полноты.

С одной стороны, абсолютная истина отображает не-сущее, но, с другой стороны, это не-сущее существует, так как является рядовой принадлежностью мирового целого 6 .

20. Возникает ситуация, парадоксальность которой обусловлена спецификой нулевого масштаба обобщения, т. е. уровнем ВС-универсума.


6 Количество отрицаний, допустимых для предикатов в масштабе обобщения n, выражается формулой (2 n -1). В нулевом масштабе обобщения предикат только один - существование (кардинальное свойство ВС- универсума). Его устранить нельзя, так как при n=0 количество отрицаний также равно нулю: 2 0 - 1 = 0 [2. С. 252].

стр. 196


Поскольку у ВС-универсума дополнения нет, постольку и абсолютная истина, и отображаемое ею событие должны быть полноправными элементами мирового целого.

Дихотомия

21. В первом масштабе обобщения ВС-универсум распадается на два взаимно дополняющих универсума - идеальный и материальный [2. С. 221 - 222].

22. В основе такого деления лежит дихотомический принцип: то, что является идеей, не является материей; а то, что является материей, не является идеей [2. С. 41, п. 1.7.1]. Поэтому идея И и материя М относятся друг к другу как М и не-М, или, что то же самое, как И и не-И. По закону противоречия такие объекты не могут существовать одновременно. Стало быть, если на бытие абсолютной истины отвести вечность (как того требует определение 2), то на долю отображаемой ею реальности ничего не остается.

23. Посему предварительно проблему существования абсолюта и его оригинала удобнее интерпретировать математически: периоды их бытия относятся между собой так же, как бесконечно большое к бесконечно малому. В понятиях предела ситуация трактуется аналогично: пределом стремления абсолюта является бесконечность; а предел, к которому стремится отображаемая абсолютом реальность, равен нулю.

Фактор времени

24. Время, препятствующее явлению абсолюта, выступает не только в качестве единственного источника, но и в качестве единственного противоядия от всех возможных противоречий [2. С. 238 - 239, п. 4.2.2].

25. Если А является истиной, то, строго говоря, отсюда не следует, что не-А истиной не является. Закон противоречия утверждает лишь то, что А и не-А не могут быть истинами одновременно.Это значит, что между реальными событиями, одно из которых отображается идеей А, а второе - не-А, нет такой разницы, которая возникала бы путем отрицания предиката существования безотносительно к фактору времени. Любое событие не-А столь же возможно, столь же реально и необходимо, как и событие А , но только в другое время и при иных обстоятельствах, которые, кстати сказать, мы также не имеем права исключать из состава ВС-универсума по его определению.

Единственное отличие между предложением "Земля обращается вокруг Солнца" и его отрицанием "Неверно, что Земля обращается вокруг Солнца" состоит в том, что когда истинно первое, второе не истинно; а когда истинно второе, первое не истинно. Но обязательно есть время, когда истинно первое предложение, и обязательно есть другое время,

стр. 197


когда истинно второе предложение, являющееся отрицанием первого. По закону противоречия эти отрезки времени не пересекаются, а по закону существования эти отрезки не существуют друг без друга: если есть первый, то есть и второй; если есть утверждение, то есть и отрицание.

26. Особенность абсолютной истины заключается в том, что она истинна всегда, а стало быть, ее противоположность не-А, в отличие от пункта 25, всегда является ложной без всяких оговорок и исключений. Значит, если идея А обладает абсолютной истинностью, то отсюда строго следует именно то, что существует идея не-А, являющаяся абсолютно ложной.

Чтобы обеспечить условие их бытия, необходимо устранить роковое влияние времени, способного любой абсолют превратить в относительный.

Сущее и должное

27. Едва ли возможно полностью избавиться от нежелательной зависимости между существованием чего-либо и временем данного существования. Однако это препятствие легко обойти, если воспользоваться различием между сущим и должным. Достаточно предположить, что абсолютная истина носит не характер повествования, описывающего ту или иную реальность, а характер долженствования 7 , предписывающего стремление к одной из двух взаимоисключающих, но равновероятных возможностей.

28. В отличие от предложения "Земля обращается вокруг Солнца", справедливого лишь какое-то ограниченное время, предложение "Земля должна обращаться вокруг Солнца" уже никак не зависит от конкретного исторического периода, будь то до возникновения нынешнего космоса, в настоящее время или после исчезновения нашей галактики, если подобное когда-то произойдет.

29. Ложность или истинность долженствования зависит от некоего иного критерия, но никак не от факта бытия или небытия упоминаемых в предложении объектов. Нельзя, например, сказать, что если в обществе нет воров, то заповедь "не кради" является ложной применительно к такому обществу.

Критерий долженствования

30. Итак, в абсолютной истине говориться о таком событии А , которое всегда предпочтительнее события не-А. Но все, что касается выбора между лучшим и худшим, имеет место только с точки зрения живого существа. Неживая природа безразлична к любому исходу в каждой точке бифуркации.


7 В русской грамматике предложения такого рода относятся к типу побудительных.

стр. 198


31. Определение жизни возникает на второй ступени дихотомического деления после разбивки ВС-универсума на материю М (не-И) и идею И (не- М), а затем членения материи на живую и неживую [1. С. 49 - 51, п. 3.6 - 3.8; С. 58. п. 4.6].

32. Всякое изменение вообще, т. е. движение в широком смысле, распалось при этом на движение неживой материи и движение живой материи.

Движение неживой материи всегда подчиняется действующим причинам и только им.

Движение живой материи, или деятельность, всегда подчиняется конечным (целевым) причинам и только им [1. С. 62, п. 4.9].

33. Конечные причины, управляющие деятельностью живых объектов, названы потребностями [1. С. 60, п.4.8]. Все они носят характер долженствования и всегда направлены на достижение единой конечной цели - удовлетворение абсолютной потребности существовать во времени бесконечно долго [1. С. 58, п.4.4].

34. Абсолютная потребность является тем инвариантом 8 , который исчерпывающим образом отличает живую материю от неживой: не существует такого живого объекта, в котором не имелось бы ни одной потребности; не существует такого неживого объекта, в котором имелась бы хоть одна потребность [1. С. 57, п. 4.1; 4.2].

35. Суть абсолютной потребности очевидна для всех, явно или незримо присутствуя всюду: в эволюции и естественном отборе, основанных на приспособляемости и выживании; в религии, высшая миссия которой состоит в спасении человечества; в этике и морали, где поиск вечных ценностей предполагает их вечное бытие; в юриспруденции, устраняющей всяческие препятствия на пути к идеальному продолжению бытия и т. д.

Абсолютная истина

36. Содержание абсолютной потребности является абсолютной истиной 9 .

37. Одна и та же идея, заложенная в абсолютной истине, может иметь различное терминологическое воплощение: должно быть сущим; нельзя быть не-сущим; бытие предпочтительнее небытия; идея вечного


8 Философская сущность "инварианта" совпадает с теоретико- множественной категорией "кардинальное свойство".

9 Интересно сопоставить содержание абсолютной потребности с суждением Г. Лейбница: все возможное стремится к существованию. В дихотомической философии это высказывание согласуется с положением 4.16.1 [2. С. 316], которое в каждый момент времени обязывает любой элемент ВС- универсума, будь то дамон или немон, продолжить существование в смежном универсуме, превращая этот процесс из частично дискретного в полностью непрерывный.

стр. 199


существования должна существовать вечно; сопротивление бытию недопустимо; стремление прекратить существование ложно и т. п. 10

Субъект и предикат абсолюта

38. Субъектом повествовательного предложения является тот или иной объект (элемент ВС-универсума), а существование данного объекта служит ему предикатом (свойством данного элемента). Однако побудительный тип предложения, к каковому относится абсолют, содержит категорию "существование" не в качестве предиката, а в качестве субъекта, предикатом которого становится долженствование, или побуждение.

39. Всякое живое тело как носитель абсолютной потребности является одним из элементов мирового целого и в этом качестве не фигурирует в абсолютной истине. Поэтому ни спасение тела или души отдельного индивида, ни жизнеспособность целой популяции, ни бытие огромных миров не решает проблемы существования как таковой и не влияет на истинность абсолюта. Значение имеет лишь сохранение самой идеи бытия, безразличной к факту существования или не-существования, к факту возникновения или исчезновения, к факту рождения или смерти своих конкретных материальных носителей 11 .

40. Поскольку всякое противодействие бытию является абсолютно ложным, постольку в мире не должно быть ничего такого, что имеет преимущественное право на существование. Как только мы согласимся уступить место, скажем, некоему высшему разуму, и он примет эту жертву, так тотчас же становится очевидным, что у нас было больше прав на существование, поскольку именно мы не препятствовали бытию предполагаемой альтернативы.

Аргументы

41. Попытка опротестовать истинность абсолюта выглядит заведомым абсурдом.

В самом деле, необходимым условием каких бы то ни было возражений является существование оппонента. Если абсолютная потребность объявляется тем не менее ложной, то объяснить собственное существование можно лишь необходимостью покончить с бытием абсолюта вне себя, т. е. необходимостью уничтожить все физические носители абсолютной потребности. Но в этом случае абсолют превращается в относительный, ибо есть время, когда абсолютная потребность должна существовать (во имя


10 Одно из ключевых свойств абсолюта выражается стремлением к максимуму бытия, однако это уточнение требует специального и более детального рассмотрения.

11 Весьма и весьма весомое заключение, требующее самого скрупулезного и ответственного анализа.

стр. 200


истребления прочей жизни), и есть время, когда она должна погибнуть (завершив процедуру истребления собственной гибелью).

42. Мы рождаемся, не желая того, ибо, когда нас нет, нет и нашего желания родиться. Отсюда следует, что сопротивление бытию бессмысленно и нецелесообразно, так как не в нашей власти решать, появляться ли нам на свет снова и снова. Чтобы не отягощать этот процесс напрасными повторениями пройденного и бесконечными возвращениями к отправной точке, разумнее продолжить начатое не по собственному умыслу бытие настолько долго, насколько это в наших силах. Только в этом случае мы в состоянии подчинить своей воле происходящее, ибо не-сущее не принимает участие в бытии.

Анормальность небытия

43. Сеять, чтобы жать; жать, чтобы питаться; питаться, чтобы размножаться и т. д. Всякая цепочка вопросов "зачем?" 12 , раскрывающая смысл жизнедеятельности любого живого существа, завершается единственно возможным ответом: "чтобы существовать", после чего дальнейшие расспросы не прибавляют ничего нового к пониманию действительности. Тавтология "существовать, чтобы существовать", выстраиваясь в однообразную бесконечную линию, свидетельствует о достижении тождества между реальностью и идеей, ее отображающей, придавая абсолютной потребности практический и логический смысл.

44. В результате отрицания абсолюта истиной становится противоположность, т. е. стремление существующих объектов к небытию, и ряд мыслительных операций, анализирующих этот процесс, получается расходящимся, бессмысленным, противоречивым. Сознательное прекращение бытия потребует массы дополнительных вопросов и обоснований: "когда погибнуть?", "где?", "как?", "почему?" и т. п., не обещая в итоге ни окончательного вывода, ни вразумительного объяснения возникающего паралогизма "существовать, чтобы не-существовать".

45. Поэтому опровергнуть истинность абсолюта принципиально невозможно. Ибо для доказательства ложности вечного существования необходимо существовать вечно.

Понятие истины

46. Мера истинности выступает в роли кардинального свойства идеального универсума: любая идея (информация) обладает этим свойством; но никакой объект, не являющийся идеей, этим свойством не обладает [2. С. 8, п. 1.1.11 - 1.1.13].


12 "Зачем?" и "почему?" являются главными вопросами познания, ибо они раскрывают причины явлений. Вопрос "зачем?" относится к деятельности, выявляя конечные причины; вопрос "почему?" относится к неживому движению, выявляя действующие причины.

стр. 201


47. Высказывания, носящие характер долженствования, принадлежат, безусловно, идеальному универсуму, поскольку имеют вполне определенное значение истинности, даже если это значение нам пока не известно, а известно лишь то, что оно имеет место быть.

48. Стало быть, тестирование на истинность касается всех без исключения утверждений, в том числе не только повествовательных, но и побудительных. Если, например, предложение "Смертная казнь недопустима" является истинным, то предложение "Смертная казнь необходима" является ложным; если заповедь "Убей неверного" является истинной, то заповедь "Не убий" является ложной. И наоборот.

49. Однако истинность всякого рода предписаний, воспрещений, заповедей, предпочтений и тому подобных побудительных высказываний безразлична к существующему положению дел (п. 29). Поэтому соответствие или несоответствие действительности не может служить критерием истины, ибо констатация сущего не отражает истину во всей ее полноте, т. е. не охватывает ее в качестве кардинального свойства идеального универсума.

50. Гораздо более высокая концептуальная эффективность достигается при ином подходе в определении истины: истинной является такая идея (информация), которая обеспечивает продление бытия; ложной является информация противоположного толка - препятствующая удовлетворению абсолютной потребности [2. С. 322 - 323, п. 5.1.2; 5.1.3].

Указанный критерий распространяется на все типы суждений. Так, например, предложения "Бог есть" и "Бога нет" относятся к повествовательному типу, верно или ошибочно описывая существующую реальность. Но не то из них истинно, которое соответствует действительности. То из них истинно, которое способствует продлению бытия; то из них ложно, которое препятствует или затрудняет сохранение человеческого рода 13 .

51. Истинность, таким образом, прямо пропорциональна времени собственного существования [2. С. 321, п. 5.1.1]. Истинность абсолюта бесконечна, т. е. выше любой, сколь угодно высокой, наперед заданной истинности, присущей всякой иной информации, которой в состоянии располагать живые тела. Абсолют как цель дальше всякой другой цели и служит не только пределом, к которому стремятся все элементы любого информационного поля, но и высшим мерилом их собственной достоверности.

52. Удовлетворение рядовой потребности организма продлевает его бытие на конечную величину, тогда как абсолютная потребность может


13 Определение истины не меняет характера сложившихся убеждений, но меняет направление их подчинения друг другу: истинность идеи не вытекает из ее соответствия действительности, а напротив, из истинности идеи вытекает ее соответствие действительности - факт, многократно подтверждаемый в физике, химии и других приложениях, базирующихся на точно спроектированной теории.

стр. 202


быть удовлетворена исключительно по достижению вечности. Но эта цель принципиально недосягаема, ибо нет такой точки на оси времени, которая соответствует бесконечности.

На этом основан вывод 16: абсолютная истина выражает не сущее, а то, что всегда будет потом. По достижению вечного бытия (если бы это было возможным), абсолютная истина перестает быть абсолютом, поскольку она с этих пор отображает факт существующий, коего не было раньше, а посему должна изменить свое содержание, реагируя на случившиеся и дальнейшие изменения.

Понятие смысла

53. ВС-универсум находится на самом верхнем дихотомическом уровне - уровне одного предиката. Эта наиболее широкая философская категория обозначает абсолютно все без всякого различения элементов по какому-либо из признаков А или не-А. С позиций формальной логики, ВС-универсум представляет собой ярко выраженную неопределенность, так как в этом масштабе обобщения, в силу отсутствия дополнения, противопоставление утверждения отрицанию не имеет места. А и не-А здесь сливаются и неразличимы.

54. Эквивалентность А и не-А означает отсутствие информации, отсутствие смысла. Смысл появляется только тогда, когда обнаруживается разница между двумя взаимоисключающими возможностями (сеять или не сеять; жать или не жать; красть или не красть, вращаться или не вращаться и т. д.). Для различения двух исходов в каждой точке бифуркации требуется минимальное количество информации, размером в 1 бит. Неживые тела не содержат в себе информации и не производят сопоставления различных вариантов своего развития. Для живой природы такое сопоставление - вопрос жизни и смерти.

55. Пути А и не-А не могут вести к одному и тому же результату. Поэтому с точки зрения абсолюта нет информации бесполезной. Всякий выбор между А и не-А, сколь бы малозначительным он ни казался, либо приближает нас к бесконечно удаленной цели - цели вечного бытия, либо отдаляет нас от нее. По закону исключенного третьего нет такого поступка, такого ресурса или решения, которые никак не отразились бы на степени удовлетворения абсолютной потребности.

56. Для живого объекта имеет значение не только собственный выбор истинного решения из альтернативы А либо не-А, но также выбор внешних объектов, включая неживые. Так, чтобы обеспечить благополучие органической жизни на нашей планете, Земля либо должна, либо не должна обращаться вокруг Солнца.

стр. 203


Пределы сопоставимости

57. Любой момент текущего бытия ставит нас перед выбором между двумя вариантами дальнейших событий .4 или не-А. Критерием выбора служит показатель извлекаемой для сущего пользы, выражаемый величиной абсолютного критерия 14 .

58. Не во всякой ситуации мы располагаем соответствующим минимумом информации, необходимой для отчетливого различения возникающих альтернатив. Запасы накопленных человечеством знаний распределены по множеству разнородных областей, зачастую не имеющих между собой ничего общего, таких, например, как сопромат и этикет, математика и философия, химия и политика.

59. Однако если мы не видим смысла в сопоставлении истин научно- технического характера с истинами религиозного или эстетического содержания, то это не значит, что такого смысла и в самом деле нет. Это всего лишь значит, что нам недостает информации, восполнить которую призван дальнейший прогресс познания. С точки зрения абсолюта любое сопоставление важно и должно обрести смысл (п. 55), открывая разницу между всякого рода А и не-А, взятых из совершенно, казалось бы, несопоставимых сфер научной и практической деятельности.

60. Человеческий разум еще слишком слаб и неустроен, чтобы определить, не противоречат ли, допустим, законы Ньютона мораторию на смертную казнь. Между тем принятие абсолюта позволяет обрести действенный метод для проведения уверенного анализа.

61. Если идее А не противоречит идея В, но противоречит идея С , то В и С противоречат друг другу [2. С, 347, п. 5.5.2]. В качестве единственного и самого надежного эталона, пригодного для всякого рода сравнений, выступает абсолютная истина. Так, например, отмена смертной казни противоречит законам механики, если применение этих законов способствует жизнеспособности и благополучию общества, а отмена смертной казни - препятствует 15 .

Логические перспективы

62. Возможность сопоставления всех без исключения элементов человеческого знания по показателю их логического соответствия или несоответствия друг другу открывает перспективу формирования глобальной, всеобъемлющей теории, в основе которой лежит единый исходный


14 Величина абсолютного критерия характеризует полноту удовлетворения абсолютной потребности и вычисляется по простой математической формуле путем суммирования всех имеющихся потребностей в части удовлетворения их действительной составляющей [1. С. 71, п. 5.1; 5.2].

15 Вынесение окончательного вердикта при рассмотрении такого рода вопросов невозможно без измерения величины абсолютного критерия.

стр. 204


посыл, одинаково справедливый для любого научного ответвления, будь то сфера гуманитарная, естественно-научная, нравственная, религиозная или какая-либо иная.

63. Это значит, что физические законы сохранения, законы Ома и Кеплера, теоремы Евклида и Лобачевского, каноны этики и красоты, нормы политики и морали, христианские заповеди и т. п. должны подчиняться одному- единственному посылу, являясь производными, выводными знаниями, ни в каком пункте не противоречащие друг другу [2. С. 299, 349, п. 5.5.4].

64. Отправным посылом глобальной философской концепции должен служить абсолют как идея с предельно высоким значением истинности.

65. Тщательно спроектированная, логически непротиворечивая и доказательная философская концепция, носящая глобальный характер, позволит устранить множество ошибок и затруднений, вызванных, как правило, тем, что правильность принимаемых решений оценивается не сообразно с конечной целью - достижением вечного бытия, а всякий раз с позиции промежуточной - сохранения власти, режима, отдельной нации, приоритета одной религии над другой и пр. 16

Аксиомы и теоремы

66. Теоретические построения, в том числе построение глобальной философской концепции, предусматривают движение исключительно от общего к частному. Сначала нужно вводить понятия и аксиомы наиболее широкие, а затем последовательно выводить из них любого рода частности и детали, относящиеся к более глубоким масштабам обобщения - от масштаба с номером n к масштабу n +1 без единого пропуска предшествующих номеров. Таким образом, из утверждения нулевого масштаба обобщения вытекает утверждение первого масштаба обобщения; из утверждения первого масштаба вытекает в свою очередь утверждение второго масштаба и т. д. Обратную последовательность логика исключает.

67. Поэтому всякое утверждение с точки зрения логики является либо аксиомой (посылом), либо теоремой (следствием) и более ничем иным 17 .

68. Постулаты Евклида, законы Ньютона, начала нравственности и морали, конституционные нормы и т. п. выступают в роли аксиом лишь в узких рамках соответствующих научных дисциплин - математики,


16 Под таким углом зрения совершенно иначе выгладят современные идеи глобализации.

17 Гипотезы и другие высказывания без установленного истинностного значения не могут относиться к утверждениям. Их содержание неотличимо от их отрицания, что свидетельствует об отсутствии в них точного логического смысла (п. 54), пригодного для включения данного высказывания в конкретную теоретическую систему.

стр. 205


физики, этики, политики. Если же расширить изучаемую область, то появятся новые, еще более общие положения, которые, по требованию логического анализа, должны подчинить себе ранее используемые отправные тезисы, радикально меняя их содержательный смысл в случае возникновения малейших противоречий.

69. Философия как наука 18 нулевого масштаба обобщения не могла бы претендовать на всеобщность, если бы хоть один из подразделов человеческого познания находился бы вне ее или вступал в прямое противоречие хоть с одним из ее положений. Поэтому предметная область философии, в силу присущей ей всеобщности, включает отдельные дисциплины в качестве своих составных частей и, по правилам дедуктивной аксиоматики, рассматривает любые отраслевые положения не более как суждения выводного, доказательного характера. Следовательно, те высказывания, которые в физике или геометрии служат аксиомами, в философии являются теоремами.

Асимметрия абсолюта

70. Коль скоро ВС-универсум как предметная область философии является объектом нулевого масштаба обобщения, то утверждение, сформулированное для данного дихотомического уровня, не может вытекать из другого, еще более широкого посыла по причине его отсутствия как такового [2. С. 222, п. 3.11.1]. Поэтому утверждение, принятое в нулевом масштабе обобщения, всегда является аксиомой и ни в каком отношении не может рассматриваться как теорема, т. е, как вывод из чего-либо ранее известного.

71. Странность, однако, в том, что абсолютная истина, подчиняющая себе все и вся, не является утверждением ни нулевого, ни даже первого масштаба обобщения, а относится по крайней мере ко второму дихотомическому уровню. Тем не менее истинность абсолюта, согласно определению 2, никоим образом не зависит от каких бы то ни было постулатов и утверждений, принятых ранее, включая наиболее широкие и всеобщие. Всякий раз, когда возникает несогласованность между утверждениями нулевого масштаба и абсолютом, выбор разума без колебаний склоняется в пользу истины абсолютной, даже если это потребует отменить или перефразировать аксиомы нулевого масштаба.


18 Бытующее мнение, согласно которому философия не является наукой, уже само по себе не является научным, поскольку относится именно к философии. Ущербность подобной позиции состоит в том, что она не требует исходных понятий, не опирается ни на какие определения, не ссылается на достаточные логические основания - ранее установленные истины - и, уж тем более, не придерживается строгой очередности правильных рассуждений: исходные понятия -> определения -> аксиомы -> выводы [1- С. 11, п. 1.1 - 1.4; 2. С. 201, п. 3.8.1].

стр. 206


72. Абсолютная истина является пределом человеческого понимания, а если точнее, пределом понимания всякого разумного существа. Ибо чтобы понять хоть что-нибудь большее, разум должен прежде всего существовать, причем не просто существовать, но и постоянно стремиться к продолжению бытия. Стало быть, именно необходимость вечного бытия - утверждение более глубокого масштаба обобщения - служит основанием истинности утверждений нулевого масштаба, а не наоборот, как это принято в логике.

73. Подобная логическая асимметрия, когда суждение неполного обобщения подчиняет себе утверждения высших масштабов, нуждается в строгом логическим оформлении.

Порядок бытия

74. Дихотомическая логика 19 считается двузначной, распределяя всю имеющуюся информацию на А и не-А по признаку истинности или ложности. Любая формально-логическая теория сохраняет в качестве собственной принадлежности лишь те высказывания, которые являются истинными, и отбрасывает все те высказывания, которые являются ложными. С этой точки зрения, формально-логическая теория является однозначной.

75. Поскольку дихотомическая логика не подразделяет истинные суждения по степени их истинности, постольку всякая теоретическая система представляет собой совокупность утверждений, имеющих одинаковое значение истинности [2. С. 175, п. 3.3.3]. Это значит, что содержание любой теоремы ничуть не уступает в истинности той аксиоме, из которой данная теорема выводится.

76. Разница между ними заключается только в порядке бытия: одна из них появляется в теории раньше другой. Это приводит к тому, что два любых положения системы; несмотря на равное значение присущей им истинности, находятся в состоянии строгого подчинения одно другому: то из них, что возникает раньше, подчиняет себе то, что возникает позже. Ведь то, чего еще нет, не может повлиять на то, что уже случилось.

77. Отсюда следует, что логическая система, в основание которой положен абсолют, должна преобразоваться в систему абсолютных истин. Но этот вывод идет вразрез с тем фактом, что абсолютная истина пребывает в единственном числе, тогда как никакая теория не может исчерпываться одним-единственным положением. Ибо истинность за-


19 Логика как наука о законах правильного мышления только одна, какими бы эпитетами ни подчеркивать ее специфические черты: формальная, диалектическая, математическая, дихотомическая и пр. Ее единственность в том, что она изучает функции одного и того же человеческого органа - мозга. "Иначе возникало бы подозрение, что решая физическую задачу, мы думаем головой, а решая философскую задачу, мы думаем каким-нибудь другим местом" [4. С. 159].

стр. 207


ключена не в самой идее, а в логической связи между идеями 20 [2. С. 63, п. 1.12.1; С. 346, п. 5.5.1].

78. Таким образом, введение в теорию абсолюта, помимо асимметрии 73, вносит дополнительные возмущения в общее состояние логических представлений. Для выправления возникающей ситуации можно предложить несколько путей, имеющих целью восстановление логической корректности.

Восстановление корректности

79. Вариант I. Второй дихотомический уровень, т. е. уровень жизни и абсолютной потребности, является тем водоразделом, который ограничивает сферу применимости законов формальной логики. Можно предположить, например, что рассуждения в высших масштабах обобщения подчиняются правилам индукции, а рассуждения в низших масштабах - правилам дедукции. Тогда абсолютная истина служит той единственной точкой отсчета, из которой выводятся как положения более глубоких по отношению к ней масштабов, так и всеобъемлющие положения высших масштабов.

80. Вариант II. Абсолютная истина не единственна, их насчитывается некоторое множество. Такая поправка устраняет проблему подчиненности аксиомы нулевого масштаба и абсолюта, а также снимает вопрос о степени истинности посылов и следствий. Однако слабость этой установки состоит в том, что она, во-первых, расходится с законом тождества 21 , и, во- вторых, тяготеет к повествовательному типу модели, затрудняя распространение инвариантности на все без исключения положения теории, в особенности на весьма отдаленных ступенях дихотомического деления.

81. Вариант III. Истинность утверждений, сформулированных в высших масштабах обобщения (выше третьего), настолько велика, что различение их по степени достоверности либо не имеет смысла и несущественно вплоть до уровня абсолюта, либо вовсе недоступно человеческому разуму.

82. Вариант IV. Законы, действующие в нулевом масштабе обобщения и справедливые для всех без исключения элементов мирового целого, все же подчиняют себе стремление к бытию живых формирований,


20 Вся система долженствования построена на логической форме "Если А, то В ". Но любая логическая форма содержит как минимум две идеи - А и В. Никакое предписание или воспрещение не имеет смысла, если не подразумевать, во имя чего оно провозглашено. Так, например, "Если вы желаете продлить бытие, поступайте так-то"; "Если вы хотите умереть, сделайте то-то".

21 В дихотомической логике закон тождества формулируется в предельно-категорическом виде: всякий объект тождественен самому себе и только самому себе [2. С. 163 - 164, п. 3.1.2].

стр. 208


составляющих некоторую часть исходного универсума. Однако в этом случае следует остерегаться того, что в ВС-универсуме могут найтись такие объекты, бытие которых окажется более предпочтительным, нежели бытие разумных существ и, в частности, человечества, если существование конфликтных объектов будет несовместимым 22 . Подобная логическая развязка подвергает сомнению истинность абсолюта в части его инвариантности, наращивая в нем относительную составляющую, поскольку для всякого познающего индивида, овладевшего абсолютной истиной, можно подобрать индивид превосходящей предпочтительности.

83. Вариант V (доминирующий). Все без исключения законы, сформулированные в теории, должны иметь характер долженствования. Тогда из побудительного типа высказываний нулевого масштаба обобщения автоматически выводится побудительный тип следствий на любом дихотомическом уровне, в том числе и на уровне абсолюта.

Философия долженствования

84. Философия, которая ограничивается только тем, чтобы верно интерпретировать действительность, - пустая, никчемная философия. Ни в какой объективной реальности Л, существующей самой по себе, нет ни смысла, ни информации, ни истинности, ни ложности, покуда ей не противопоставлена хоть какая-то альтернатива не-А (п. 54), которая, между тем, не относится к вещам существующим по причине ее несовместимости с уже существующей реальностью А.

85. Наличие воли и интеллекта позволяет нам распознавать огромное разнообразие реальных возможностей, из которых только одной суждено осуществиться на практике во всякий конкретный момент времени. Однако научная польза отнюдь не сводится к накоплению всякого рода фактических данных, ибо целью познания является истина, а истиной, по определению 50, служит не то, что отображает сущее, а то, что является должным 23 .

Какая польза от осознания того, что окружающий нас мир - наилучший из миров (Г. Лейбниц)? Подобный посыл ни к чему не обязыва-


22 Опасность состоит в том, что абсолютная истина остается безразличной к тем материальным носителям, в которых она находит свое материальное воплощение. Ибо никакие элементы ВС-универсума не входят в состав абсолюта ни в качестве предикатов, ни в качестве субъектов (п. 39), и потому их соперничество и возможные поражения не влияют на истинность абсолюта. Это предостережение актуально как для отдельных особей человека разумного, так и для любого его сообщества.

23 К важнейшим отличиям между наукой и религией как раз и относится то обстоятельство, что любое религиозное учение построено на принципах долженствования, тогда как научное познание довольствуется трактовками и анализом материала фактического. Слияние этих двух направлений человеческого познания возможно лишь с учетом указанных особенностей.

стр. 209


ет, порождая "ленивый софизм" - не должно делать ничего, раз улучшить ничего невозможно. Но бытие сохранить не удастся, ничего для этого не предпринимая. Ситуация, однако, меняется кардинально, если суждение Лейбница рассматривать не как констатацию сущего, а как констатацию должного 24 .

86. С точки зрения абсолютной потребности, а стало быть, в согласии с абсолютной истиной, важно не то, каков мир на самом деле; важно то, каким он должен быть. Для живых созданий имеет значение не столько настоящее, сколько будущее, ибо в этом будущем обязательно должно найтись место им самим. На этом основании верно конструируемая теория должна включать в себя не те действительные причины, которые сформировали системообразующую идею данной модели, а те пределы, к которым эти причины устремлены.

Абсолют появляется позже своей причины, но именно он, тем не менее, диктует ей удобное для себя содержание. Значит, причина должна быть лучше, чем это имело место в прошлом, для того чтобы глобальная философская концепция стала полной и непротиворечивой.

87. Требование адекватности, часто предъявляемое научной теории, безосновательно. Никакая теория не может и не должна соответствовать действительности с той исчерпывающей тождественностью, которую от нее порой ожидают. Теория должна быть такой, чтобы обеспечить условие вечного бытия и не более того, хотя и этого слишком много 25 .

88. Если с самого начала отказаться от принципов повествования (соответствия сущему) и строить глобальную философскую концепцию в целом на посылах долженствования (соответствия должному), то никакие законы природы, логически зависимые от философских основоположений, не могут более интерпретироваться как адекватное отображение существующего порядка вещей.

Процессы, протекающие, к примеру, в электрической цепи, никогда не достигнут указанной Омом математической точности, так как никто не в силах полностью устранить погрешность расчетов в теории и объективные силы противодействия на практике. Однако можно добиться больших удобств и большей логической корректности, если относиться к подобным формулам не более как к тому пределу, к которому стремится физическая реальность: ток никогда не прямо пропорционален напряжению в точности; он всего лишь стремится к тому, чтобы эта зависи-


24 По аналогии с теми физическими моделями, которые носят названия геоцентрических и гелиоцентрических, проектируемую глобальную концепцию можно было бы назвать Homo-центрической, в центре которой находится человек и его Абсолютная Потребность, являющаяся Абсолютной Истиной. Однако обоснование элемента Homo на фоне прочих возможностей ВС- универсума потребует в будущем существенных доработок.

23 Под теорией подразумевается любое из ее приложений - гуманитарное, естественнонаучное, религиозное и т.п.

стр. 210


мость выполнялась. Физическая картина мира от этого не пострадает, но в наших представлениях об устройстве мироздания изменится очень многое.

Любое движение в природе к чему-нибудь стремится. Неживым телам безразлично, каков будет результат их движения, но этот результат предсказуем. Он имеет значение для живых объектов, которые в состоянии повлиять на исход любого развития при наличии соответствующей информации.

Система абсолютных истин

89. Высшей целью человеческого (и не только) существования является обретение истины как средства продления бытия [2. С. 115, п. 2.7.1]. Все другие предикаты, характеризующие отдельные проявления истины, как-то: добро и зло; польза и вред; красота и уродство; хорошее и плохое, и пр., всегда относительны, поскольку бытию в различных условиях может содействовать как А, так и не-А, Допустим, то, что является благом в одной ситуации, вполне может оказаться злом в другой ситуации и наоборот.

90. Были эпохи, когда принцип "око за око, зуб за зуб" весьма успешно двигал эволюционный прогресс. Но явился Христос и провозгласил диаметрально противоположную заповедь. "Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас...". Второе пришествие, надо полагать, также продиктовано необходимостью внесения очередных поправок и изменений в общий контекст мировоззренческих идеалов. Подобная переменчивость в фундаментальных жизненных установках неблагоприятно сказывается на формировании надежной линии поведения и, как следствие, на степени удовлетворения абсолютной потребности.

91. И все же замысел глобальной философской концепции позволяет говорить о ней как о системе абсолютных истин не только в форме декларации о намерениях. Поскольку истина измеряется временем собственного существования, постольку всегда можно подобрать определенный набор положений, правил, суждений и предписаний, истинность коих, а стало быть, и продолжительность их бытия, заметно превышает время существования человечества как биологического вида и определенного типа социума.

92. Это в свою очередь означает, что есть такие точки бифуркации в истории земной цивилизации, для которых уже открылась единственно допустимая альтернатива благоприятного исхода между А и не-А, и для пересмотра этого выбора уже не будет оснований в будущем, пока существует нынешнее общество. Дополнения и коррективы потребуются, возможно, только тогда, когда появятся представители, достигшие следующей за Homo sapiens ступени эволюции.

стр. 211


93. Накопленный опыт такого плана целиком вмещается в систему запретов, подробно рассмотренную в теории потребностей [1. С. 218 - 226]. Система запретов как набор предписаний, имеющих максимально возможное значение истинности, является единственным источником и причиной благосостояния общества. Ибо только правильный выбор линии поведения, всякий раз наталкивающий нас на альтернативу А либо не-А, в состоянии приблизить нас к конечной цели, а малейшая ошибка в точке бифуркации тотчас отдаляет от нас абсолюта, снижая текущую величину абсолютного критерия.

94. Ныне действующие системы запретов, заложенные в многочисленных редакциях конституций и кодексов различных государств, настолько слабы и неудовлетворительны, что не поддаются исправлению концептуально 26 . Все их придется переписывать заново, воплощая обретенные знания в единой всеобщей системе непоколебимых истин, одинаково справедливых для всего человечества и для всех его поколений. Это тем более верно, что большинство положений, обладающих высшей степенью истинности, уже долгое время являются очевидными для всего мирового сообщества на протяжении многих и многих столетий.

---------------

Спирин В. М. Теория потребностей. Тверь, 1994.

Спирин В. М. Логический анализ философии бытия. Тверь, 2001.

Спирин В. М. Парадокс существования //Философские исследования. 2000. N 3.

Спирин В. М. О понятии "Философская программа" // Философские исследования. 2002. N 2.


26 Уже сам исходный посыл, формирующий модель общественного устройства, толкуется часто крайне неверно - защита свободы; завоевание независимости; создание мировой империи; уничтожение неарийской расы; построение коммунизма и пр. Далеко не всякая промежуточная цель совместима с идеалом вечного бытия и тем более с его максимальным овеществлением.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/АБСОЛЮТНАЯ-ИСТИНА

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Iosif LesogradskiКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Lesogradski

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

В. М. СПИРИН, АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 10.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/АБСОЛЮТНАЯ-ИСТИНА (дата обращения: 28.03.2024).

Автор(ы) публикации - В. М. СПИРИН:

В. М. СПИРИН → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Iosif Lesogradski
Москва, Россия
1318 просмотров рейтинг
10.09.2015 (3122 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
3 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android