1
Античный кружок при Московском городском доме пионеров был основан весной 1937 года. На организованном собрании учащихся 5 и 6-х классов выявилось, какие темы их интересуют. Наибольший интерес вызывают мифологии, искусство, культура, греко-персидские войны и походы Александра Македонского. Очень привлекают также ребят темы об архитектуре, скульптуре, театре и литературе.
Был намечен следующий план работы кружка: совместное чтение, доклады-пересказы, экскурсии, рисование, макетирование, лепка. В качестве завершающего момента предполагалась постановка отрывков из античных трагедий.
Занятия кружка происходили один раз в шестидневку. На каждом собрании один из участников делал доклад; чаще всего это был пересказ различных книг по древней истории. С подбором литературы мы испытывали очень большие затруднения. Хотелось иметь увлекательные рассказы, написанные в полубеллетристической форме, доступной возрасту учащихся 5 - 7-х классов, примерно как в "книге для чтения по древней истории" под редакцией А. Васютинского, М. Ковалевского, В. Перцев и др. В ряде случаев эта книга была использована; однако кружковцы, чаще по своей инициативе, без указаний руководителя, читали историю Греции Белоха и другие книги, ее соответствующие их возрасту. С выходом из печати книги Н. А. Куна "Что рассказывали греки и римляне о своих богах и героях" кружковцы получили нужный им материал и основатель, но использовали его для чтения и пересказов.
В процессе работы наметились доклады об исторических деятелях. Пособиями для этого служили рассказы Плутарха и старое издание "Жизнь замечательных греков и римлян - по Плутарху". В течение года в кружке были разработаны биография Фемистокла, Перикла, Александра Македонского и Сократа. Материал о греко-персидских войнах давал Геродот. При этом сразу обнаружилось неуменье ребят использовать источники. Докладчик обращал внимание на мелкие, несущественные детали и упускал из виду значительные моменты, не умел критически подойти к
источнику, не умел сопоставлять факты и делать выводы. Поэтому решено было, чтобы руководитель предварительно знакомился с докладом, давал советы докладчику, а потом уже заслушивался бы доклад.
Доклады по искусству и культуре были тесно связаны с экскурсиями в Государственный исторический музей и в Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Особое место в работе кружка заняло изучение положения греческих колоний на территории СССР. После экскурсии в ГИМ участники кружка разработали тему о греческой колонизации и о жизни колоний Причемноморья. Здесь снова мы встретились с отсутствием подходящей литературы. Доклад был составлен на основании музейного материала и книги Ростовцева "Из прошлого Греции и Рима", а также "Истории Греции" Белоха.
Самым ценным в работе всех исторических кружков Московского дома пионеров надо считать то, что кружковцы получали целый ряд вспомогательных знаний. Кроме периодических собраний кружка для чтения и обсуждения докладов 2 - 3 раза в месяц устраивались занятия рисованием, лепкой и моделированием под руководством В. С. Мурзаева; кружок вел систематические занятия по искусству Греции в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина; там же для него были организованы занятия по нумизматике под руководством научного сотрудника Музея Л. И. Харко. В лектории Дома пионеров кружковцы слушали лекции на различные темы, в том числе лекции об античном театре и о походах Александра Македонского. Для них были устроены экскурсии на выставку грузинских художников, они смотрели панораму "Штурм Перекопа", несколько раз ходили в театр (смотрели, например, "Белеет парус одинокий" в Детском театре) и т. д. Все эти мероприятия имеют целью дать всестороннее развитие кружковцам-пионерам. При этом не забывается политическое воспитание детей, которому также уделяется много внимания.
Своей работой в кружке дети остались очень довольны: "В школе мы проходили программу очень узко, в кружке мои знания значительно расширились", "Кружок научил меня самостоятельно работать над книгой", "Особенно много я получила от занятий в музеях. Раньше я не раз бывала в Музее изобразительных искусств, но я проходила мимо памятников, не обращая на них внимания. Теперь я научилась рассматривать в музеях исторические памятники" - все эти заявления ребят свидетельствуют о положительной роли кружка в деле их воспитания.
Пробой сил кружковцев был выезд в красноармейскую часть. В связи с двадцатой годовщиной Красной Армии было решено очередное занятие кружка провести среди красноармейцев. Программа занятия была намечена следующая: 1) "причины греко-персидских войн"; "Греция и Персия в их взаимоотношениях", 2) "Марафонская битва", 3) "Защита Фермопильского ущелья". 4) "Саламинский бой", 5) "Культура Греции после греко-персидских войн"; "Миф об Антее".
Выезд был полезен во всех отношениях: во-первых, дети установили связь с нашей родной Красной Армией, во-вторых, чувствуя ответственность за каждое свое слово в этой обстановке, они усиленно готовились к докладам. Ребята впервые выступали перед большой аудиторией и должны были владеть материалом, а также собой, чтобы не потеряться и дать связный, сжатый и в то же время интересный рассказ.
Для выезда была приготовлена небольшая выставка, иллюстрирующая доклады. Докладчик должен был использовать карту и выставку, показывая нужные об'екты в соответствующий момент.
красноармейцы необычайно тепло встретили докладчиков.
"Мы не столько восторгались героическими подвигами греков, защищавших свою родину, о которых мы слышали в докладах, сколько докладчиками-пионерами, которые сумели овладеть огромным фактическим материалом древней истории и так просто и картинно его изложить. Мы восторгались работой Дома пионеров, сумевшего привить детям глубокие знания и уменье подкрепить свои выводы цитатами из Маркса и Сталина", - сказал, подводя итоги вечера, политрук воинской части.
Связь с Н-ской частью Красной Армии продолжалась и в дальнейшем: бойцы приезжали в Дом пионеров, показали свою самостоятельность и осмотрели исторический кабинет. Весной была проведена проверка соцсоревнования; в стенной газете Московского дома пионеров появились статьи школьников-пионеров о их подготовке к испытаниям. Результаты испытаний в школе дали хорошие и отличные показатели у кружковцев.
Последнее занятие кружок провел в Музее Изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Кружковцы выслушали доклады об архитектуре и скульптуре греков на материале Музея. Докладчики-кружковцы показали хорошее знание вопроса и экспонатов Музея, а также уменье обобщать полученные за год знания.
Рост ребят сказался и в их уменье использовать высказывания Маркса, Энгель-
са, Ленина, Сталина по вопросам античной истории и античного искусства. Один из докладчиков очень уместно привел в своем докладе слова товарища Сталина:
" Я думаю, что большевики напоминают вам героя греческой мифологии, Антея. Они так же, как и Антей, сильны тем, что держат связь со своей матерью, с массами, которые породили, вскормили и воспитали их. И пока они держат связь со своей матерью, с народом, они имеют все шансы на то, чтобы остаться непобедимыми"1 .
3
О работе пионеров в античном кружке можно судись по их отчетам в конце года. Одна из участниц кружка пишет: "Во время зимних каникул было занятие, посвященное мудрецу древности Сократу. Этот доклад, пожалуй, - лучший из докладов этого года. Надо учесть то обстоятельство, что рассказать о Сократе и его современниках значительно трудней, чем о мифах, войнах и т. п. В обсуждении доклада ребята приняли горячее участие и указывали, что из доклада они узнали много нового. Как видно, жизнь великих греческих ученых и мыслителей остается малознакомой, и ею нужно будет заняться в будущем году. Хотелось бы в будущем году услышать о Перикле и его отношениях к Фидию и к представителям науки и искусства, ведь век Перикла получил название "золотого века". В будущем голу надо будет обязательно осуществить постановку "Антигоны" и устраивать совместные читки классической литературы".
Таковы пожелания кружковцев о работе в будущем учебном году, они тесно связаны с итогами работы этого года.
Больший интерес у ребят вызывают археологические раскопки. "В этом году после испытаний я хотела бы поехать на раскопки в греческие колонии, о которых рассказывал тов. Смирнов, или в Ленинград посмотреть в Эрмитаже подлинники греческих скульптур", - пишет одна ученица.
О поездке в Крым на раскопки черноморских колоний мечтают почти все кружковцы: "Я хотел бы закончить работу нашего кружка поездкой на археологические раскопки, так как нам будущим историкам (а что большинство из нас ими будет, я не сомневаюсь), необходимо уметь производить раскопки", - пишет юный историк.
в планах работы кружка будущего года намечается массовая игра - день в Олимпии. Доклады кружковцев будут иллюстрироваться олимпийскими играми и постановкой отрывков "Антигоны", о которой кружковцы мечтали целый год. Участники-гости должны явиться в греческих костюмах, а зрелище должно происходить в амфитеатре, построенном в парке Дома пионеров. В нынешнем году не удалось этого осуществить только потому, что не хотелось отвлекать внимание детей от нужного и серьезного изучения истории СССР.
В качестве основного материала для изучения намечается римская история, как этого хотят все кружковцы.
На предстоящий год кружок ставит себе новые задачи. Удачный опыт выезда в красноармейскую часть показал, что работа в кружке принимает особо интересный характер, когда она приобретает элементы общественной работы. Поскольку курс древней истории в текущем году будет охватывать 5 и 6-е классы, в школе и в отрядах будет много желающих поработать в историческом кружке. Учителю истории нужна будет помощь. Кружковцы, раз'езжаясь на лето, дали друг другу слово, что они будут ближайшими помощниками его в организации таких кружков.
Ребята чувствуют себя достаточно подготовленными, чтобы в своем звене провести несколько собраний, посвященных древней истории. Кое-кто из них собирается показать своему звену греческое искусство в Музее изобразительных искусств. Двум кружковцам руководительница занятий кружка в Музее изобразительных искусств предложила во время зимних каникул участвовать в массовках, которые устраивает каждый год Музей для школьников. Под руководством и при ближайшем участии сотрудников Музея оно будут показывать товарищам отдельные памятники Музея. Эта мера должна стимулировать углубленную работу над материалом у юных посетителей Музея. Они могут убедиться, каких результатов может добиться каждый из них, если захочет серьезно поработать над собой.
Так совместная работа сотрудников Дома пионеров, руководителей кружка и музейных работников помогает расти нашей смене. Эта работа возможна в любых условиях, и всюду она даст хорошие результаты.
Наиболее серьезное затруднение - отсутствие подходящей для юношества исторической литературы - должно быть преодолено совместными усилиями Наркомпроса, педагогов-историков и писателей.
1 И. Сталин. О недостатках партийной работы и мерах ликвидации троцкистских и иных двурушников. Стр. 13 - 44. Партиздат. 1937.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |