Libmonster ID: RU-7850
Автор(ы) публикации: Д. НИКИФОРОВ

1

Античный кружок при Московском городском доме пионеров был основан весной 1937 года. На организованном собрании учащихся 5 и 6-х классов выявилось, какие темы их интересуют. Наибольший интерес вызывают мифологии, искусство, культура, греко-персидские войны и походы Александра Македонского. Очень привлекают также ребят темы об архитектуре, скульптуре, театре и литературе.

Был намечен следующий план работы кружка: совместное чтение, доклады-пересказы, экскурсии, рисование, макетирование, лепка. В качестве завершающего момента предполагалась постановка отрывков из античных трагедий.

Занятия кружка происходили один раз в шестидневку. На каждом собрании один из участников делал доклад; чаще всего это был пересказ различных книг по древней истории. С подбором литературы мы испытывали очень большие затруднения. Хотелось иметь увлекательные рассказы, написанные в полубеллетристической форме, доступной возрасту учащихся 5 - 7-х классов, примерно как в "книге для чтения по древней истории" под редакцией А. Васютинского, М. Ковалевского, В. Перцев и др. В ряде случаев эта книга была использована; однако кружковцы, чаще по своей инициативе, без указаний руководителя, читали историю Греции Белоха и другие книги, ее соответствующие их возрасту. С выходом из печати книги Н. А. Куна "Что рассказывали греки и римляне о своих богах и героях" кружковцы получили нужный им материал и основатель, но использовали его для чтения и пересказов.

В процессе работы наметились доклады об исторических деятелях. Пособиями для этого служили рассказы Плутарха и старое издание "Жизнь замечательных греков и римлян - по Плутарху". В течение года в кружке были разработаны биография Фемистокла, Перикла, Александра Македонского и Сократа. Материал о греко-персидских войнах давал Геродот. При этом сразу обнаружилось неуменье ребят использовать источники. Докладчик обращал внимание на мелкие, несущественные детали и упускал из виду значительные моменты, не умел критически подойти к

стр. 106

источнику, не умел сопоставлять факты и делать выводы. Поэтому решено было, чтобы руководитель предварительно знакомился с докладом, давал советы докладчику, а потом уже заслушивался бы доклад.

Доклады по искусству и культуре были тесно связаны с экскурсиями в Государственный исторический музей и в Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Особое место в работе кружка заняло изучение положения греческих колоний на территории СССР. После экскурсии в ГИМ участники кружка разработали тему о греческой колонизации и о жизни колоний Причемноморья. Здесь снова мы встретились с отсутствием подходящей литературы. Доклад был составлен на основании музейного материала и книги Ростовцева "Из прошлого Греции и Рима", а также "Истории Греции" Белоха.

Самым ценным в работе всех исторических кружков Московского дома пионеров надо считать то, что кружковцы получали целый ряд вспомогательных знаний. Кроме периодических собраний кружка для чтения и обсуждения докладов 2 - 3 раза в месяц устраивались занятия рисованием, лепкой и моделированием под руководством В. С. Мурзаева; кружок вел систематические занятия по искусству Греции в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина; там же для него были организованы занятия по нумизматике под руководством научного сотрудника Музея Л. И. Харко. В лектории Дома пионеров кружковцы слушали лекции на различные темы, в том числе лекции об античном театре и о походах Александра Македонского. Для них были устроены экскурсии на выставку грузинских художников, они смотрели панораму "Штурм Перекопа", несколько раз ходили в театр (смотрели, например, "Белеет парус одинокий" в Детском театре) и т. д. Все эти мероприятия имеют целью дать всестороннее развитие кружковцам-пионерам. При этом не забывается политическое воспитание детей, которому также уделяется много внимания.

Своей работой в кружке дети остались очень довольны: "В школе мы проходили программу очень узко, в кружке мои знания значительно расширились", "Кружок научил меня самостоятельно работать над книгой", "Особенно много я получила от занятий в музеях. Раньше я не раз бывала в Музее изобразительных искусств, но я проходила мимо памятников, не обращая на них внимания. Теперь я научилась рассматривать в музеях исторические памятники" - все эти заявления ребят свидетельствуют о положительной роли кружка в деле их воспитания.

Пробой сил кружковцев был выезд в красноармейскую часть. В связи с двадцатой годовщиной Красной Армии было решено очередное занятие кружка провести среди красноармейцев. Программа занятия была намечена следующая: 1) "причины греко-персидских войн"; "Греция и Персия в их взаимоотношениях", 2) "Марафонская битва", 3) "Защита Фермопильского ущелья". 4) "Саламинский бой", 5) "Культура Греции после греко-персидских войн"; "Миф об Антее".

Выезд был полезен во всех отношениях: во-первых, дети установили связь с нашей родной Красной Армией, во-вторых, чувствуя ответственность за каждое свое слово в этой обстановке, они усиленно готовились к докладам. Ребята впервые выступали перед большой аудиторией и должны были владеть материалом, а также собой, чтобы не потеряться и дать связный, сжатый и в то же время интересный рассказ.

Для выезда была приготовлена небольшая выставка, иллюстрирующая доклады. Докладчик должен был использовать карту и выставку, показывая нужные об'екты в соответствующий момент.

красноармейцы необычайно тепло встретили докладчиков.

"Мы не столько восторгались героическими подвигами греков, защищавших свою родину, о которых мы слышали в докладах, сколько докладчиками-пионерами, которые сумели овладеть огромным фактическим материалом древней истории и так просто и картинно его изложить. Мы восторгались работой Дома пионеров, сумевшего привить детям глубокие знания и уменье подкрепить свои выводы цитатами из Маркса и Сталина", - сказал, подводя итоги вечера, политрук воинской части.

Связь с Н-ской частью Красной Армии продолжалась и в дальнейшем: бойцы приезжали в Дом пионеров, показали свою самостоятельность и осмотрели исторический кабинет. Весной была проведена проверка соцсоревнования; в стенной газете Московского дома пионеров появились статьи школьников-пионеров о их подготовке к испытаниям. Результаты испытаний в школе дали хорошие и отличные показатели у кружковцев.

Последнее занятие кружок провел в Музее Изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Кружковцы выслушали доклады об архитектуре и скульптуре греков на материале Музея. Докладчики-кружковцы показали хорошее знание вопроса и экспонатов Музея, а также уменье обобщать полученные за год знания.

Рост ребят сказался и в их уменье использовать высказывания Маркса, Энгель-

стр. 107

са, Ленина, Сталина по вопросам античной истории и античного искусства. Один из докладчиков очень уместно привел в своем докладе слова товарища Сталина:

" Я думаю, что большевики напоминают вам героя греческой мифологии, Антея. Они так же, как и Антей, сильны тем, что держат связь со своей матерью, с массами, которые породили, вскормили и воспитали их. И пока они держат связь со своей матерью, с народом, они имеют все шансы на то, чтобы остаться непобедимыми"1 .

3

О работе пионеров в античном кружке можно судись по их отчетам в конце года. Одна из участниц кружка пишет: "Во время зимних каникул было занятие, посвященное мудрецу древности Сократу. Этот доклад, пожалуй, - лучший из докладов этого года. Надо учесть то обстоятельство, что рассказать о Сократе и его современниках значительно трудней, чем о мифах, войнах и т. п. В обсуждении доклада ребята приняли горячее участие и указывали, что из доклада они узнали много нового. Как видно, жизнь великих греческих ученых и мыслителей остается малознакомой, и ею нужно будет заняться в будущем году. Хотелось бы в будущем году услышать о Перикле и его отношениях к Фидию и к представителям науки и искусства, ведь век Перикла получил название "золотого века". В будущем голу надо будет обязательно осуществить постановку "Антигоны" и устраивать совместные читки классической литературы".

Таковы пожелания кружковцев о работе в будущем учебном году, они тесно связаны с итогами работы этого года.

Больший интерес у ребят вызывают археологические раскопки. "В этом году после испытаний я хотела бы поехать на раскопки в греческие колонии, о которых рассказывал тов. Смирнов, или в Ленинград посмотреть в Эрмитаже подлинники греческих скульптур", - пишет одна ученица.

О поездке в Крым на раскопки черноморских колоний мечтают почти все кружковцы: "Я хотел бы закончить работу нашего кружка поездкой на археологические раскопки, так как нам будущим историкам (а что большинство из нас ими будет, я не сомневаюсь), необходимо уметь производить раскопки", - пишет юный историк.

в планах работы кружка будущего года намечается массовая игра - день в Олимпии. Доклады кружковцев будут иллюстрироваться олимпийскими играми и постановкой отрывков "Антигоны", о которой кружковцы мечтали целый год. Участники-гости должны явиться в греческих костюмах, а зрелище должно происходить в амфитеатре, построенном в парке Дома пионеров. В нынешнем году не удалось этого осуществить только потому, что не хотелось отвлекать внимание детей от нужного и серьезного изучения истории СССР.

В качестве основного материала для изучения намечается римская история, как этого хотят все кружковцы.

На предстоящий год кружок ставит себе новые задачи. Удачный опыт выезда в красноармейскую часть показал, что работа в кружке принимает особо интересный характер, когда она приобретает элементы общественной работы. Поскольку курс древней истории в текущем году будет охватывать 5 и 6-е классы, в школе и в отрядах будет много желающих поработать в историческом кружке. Учителю истории нужна будет помощь. Кружковцы, раз'езжаясь на лето, дали друг другу слово, что они будут ближайшими помощниками его в организации таких кружков.

Ребята чувствуют себя достаточно подготовленными, чтобы в своем звене провести несколько собраний, посвященных древней истории. Кое-кто из них собирается показать своему звену греческое искусство в Музее изобразительных искусств. Двум кружковцам руководительница занятий кружка в Музее изобразительных искусств предложила во время зимних каникул участвовать в массовках, которые устраивает каждый год Музей для школьников. Под руководством и при ближайшем участии сотрудников Музея оно будут показывать товарищам отдельные памятники Музея. Эта мера должна стимулировать углубленную работу над материалом у юных посетителей Музея. Они могут убедиться, каких результатов может добиться каждый из них, если захочет серьезно поработать над собой.

Так совместная работа сотрудников Дома пионеров, руководителей кружка и музейных работников помогает расти нашей смене. Эта работа возможна в любых условиях, и всюду она даст хорошие результаты.

Наиболее серьезное затруднение - отсутствие подходящей для юношества исторической литературы - должно быть преодолено совместными усилиями Наркомпроса, педагогов-историков и писателей.


1 И. Сталин. О недостатках партийной работы и мерах ликвидации троцкистских и иных двурушников. Стр. 13 - 44. Партиздат. 1937.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/АНТИЧНЫЙ-КРУЖОК-МОСКОВСКОГО-ДОМА-ПИОНЕРОВ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Анна СергейчикКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Sergeichik

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Д. НИКИФОРОВ, АНТИЧНЫЙ КРУЖОК МОСКОВСКОГО ДОМА ПИОНЕРОВ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 26.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/АНТИЧНЫЙ-КРУЖОК-МОСКОВСКОГО-ДОМА-ПИОНЕРОВ (дата обращения: 28.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Д. НИКИФОРОВ:

Д. НИКИФОРОВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Анна Сергейчик
Vladikavkaz, Россия
942 просмотров рейтинг
26.08.2015 (3137 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
5 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
АНТИЧНЫЙ КРУЖОК МОСКОВСКОГО ДОМА ПИОНЕРОВ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android