Антиисторические вымыслы буржуазного социолога
"The American Journal of Economics and Sociology". New York. 1962. Vol. 21, N 4, pp. 347 - 357.
В системе средств идеологического воздействия империалистическая реакция придает все более важное значение буржуазной социологии. Редкое "сочинение" на Западе обходится без претензий на опровержение марксизма. Особенно ожесточенным нападкам подвергается марксистско-ленинская теория классов и классовой борьбы. Статья американского социолога Гуго Энгельмана "Смена классов и грядущая борьба за власть" служит наглядным примером искажения подлинной роли классов и классовой борьбы в истории. Автор задался целью "опровергнуть" исторический материализм. "Я решительно выступаю, - пишет он, - против известного положения Маркса о том, что "история всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов". Энгельман - еще один представитель уже не первого поколения "сокрушителей" марксизма-ленинизма, а тем временем эта революционная теория одерживает все новые и новые победы, став знаменем сотен миллионов людей.
Исходная посылка автора отражает субъективистский, произвольный подход к определению классов. Марксистско-ленинское понимание этой категории учитывает самое существенное, а именно, что классы являются продуктом экономических отношений данного общества. Буржуазная социология подходит с иными критериями к подразделению общества на социальные классы: одни выделяют род деятельности, материальное благосостояние или даже просто жилищные условия, другие видят основу "социальной стратификации" в психическом складе, религиозных убеждениях, третьи считают главным критерием мнение индивидуума о своей социальной принадлежности, полученное в итоге опроса, и т. д. Естественно, что при таком субъективистском подходе существует столько же точек зрения на классовую структуру общества, сколько и авторов. "Обобщения" буржуазных социологов случайны и произвольны.
В этом отношении неоригинален и автор рассматриваемой статьи. Отрицая экономическую основу социальных изменений, Энгельман произвольно выделяет две главные социальные группы ("высший класс" и "низший класс") лишь по их месту в системе государственной власти. Он полагает, что вся политическая история человечества состоит в соперничестве за власть так называемых "высших классов". "Низшие классы" в концепции автора отодвинуты на задворки истории и выступают в лучшем случае в качестве статистов, подыгрывающих восходящему к власти "высшему классу". Так, с XI в. земельная аристократия и буржуазия, являвшиеся, по мысли автора, двумя секторами "высшего класса", постепенно сменили у власти феодальное дворянство. Затем, в XVIII - XIX вв., буржуазия одержала верх над земельной аристократией. С конца XIX - начала XX в. буржуазия "исчезает" и сменяется у власти бюрократией менеджеров, политиков и военных1 . Автор относит завершение формирования "капитализма менеджеров" в США к периоду "нового курса". Дальнейшую трансформацию американского общества он видит в мирном, эволюционном переходе власти от нынешней бюрократии к новому, "профессиональному высшему классу", формирующемуся частично также из элементов "низшего класса".
Эта теория не выдерживает критики, в частности, в свете конкретных фактов о классовом составе правящего аппарата США, где бразды правления непосредственно концентрируются в руках миллионеров-капиталистов. Для доказательства "исчезновения" буржуазии автор ссылается на факты о расширении слоя менеджеров в результате объективного процесса отделения функции собственности на капитал
1 Это, по существу, простое повторение теории "революции управляющих", наиболее полно сформулированной еще в начале 40-х годов американским реакционным социологом Дж. Бернхэмом (J. Burnham. The Managerial Revolution: What is Happening in the World. New York. 1941).
от функции управления. Но это открытая фальсификация. При всей ничтожной численности монополистической верхушки, именно она эксплуатирует остальную часть общества и держит в тисках всю экономическую и политическую жизнь страны. Концепция автора как раз и служит целям сокрытия непосредственного соединения господства капиталистических монополий с гигантской силой государства и подчинения последнего воле крупнейших финансовых воротил.
Автор пытается придать "глобальное" значение своей теории, распространяя пресловутую борьбу за власть "высших классов" на все другие страны и континенты в качестве основы исторического развития. Эти утверждения связываются с распространенными реакционными концепциями о "перерождении" капитализма в некое общество "всеобщего благоденствия", лишенное антагонистических классов и классовой борьбы. Пропаганда подобных теорий рассчитана на то, чтобы убедить население капиталистических стран в извечности капиталистических порядков. Идеологи империализма прибегают к ней в страхе перед силой марксистско-ленинского учения, перед перспективой революционной замены капитализма социализмом.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |