Libmonster ID: RU-13529

Нефёдова Галина Григорьевна, методист окружного методического центра Западного окружного управления образования Департамента образования г. Москвы

О важности антикризисного управления в образовании и о том, почему его стоит развивать на базе ММС

Реструктуризация сети образовательных учреждений, переход на новые экономические механизмы функционирования системы влекут за собой ряд резонансных явлений в системе образования, требующих применения мер антикризисного управления.

Особенно остро необходимость создания системы антикризисного менеджмента в сфере образования встаёт сегодня в связи с наметившейся тенденцией реорганизации малоэффективных образовательных учреждений (в том числе и за счёт присоединения к более успешным).

Особенно высока потребность в привлечении к временному управлению или консультированию антикризисных ме-

стр. 81

неджеров в бюрократизированных системах. А поскольку развитие социального сектора экономики в силу его особой значимости и ряда иных причин идёт преимущественно по плановому принципу, современную российскую систему образования отличает достаточно высокий уровень бюрократизации.

Перспективным путём преодоления этих явлений представляется разработка механизма арбитражного управления школой. Реализация данного проекта может быть организована как за счёт создания специальных арбитражных организаций, так и за счёт делегирования прав антикризисного арбитражного управления уже существующим структурам.

Муниципальная методическая служба и как самостоятельное образовательное учреждение дополнительного образования, и как подструктура муниципального органа управления образованием призвана способствовать обеспечению качества образовательных услуг, но не несёт ответственности за эффективность функционирования подшефных образовательных учреждений.

Методисты муниципальной методической службы не состоят на государственной службе и де-юре не имеют властных полномочий, при этом они зачастую имеют управленческий опыт, напрямую заинтересованы в выполнении образовательными учреждениями своих функций. Не являясь официальными руководителями, методисты муниципальных служб могут претендовать на роль признаваемых профессиональным сообществом лидеров.

Кроме того, именно муниципальные методические службы по роду своей деятельности обладают исчерпывающей информацией о подведомственных им учреждениях образования.

Понятно, что ответственность за управление образовательным учреждением несёт его руководитель. Однако, в случае когда руководство неэффективно или в учреждении по иным причинам сложилась кризисная ситуация, все возникающие в связи с этой ситуацией проблемы приходится решать муниципальному органу управления образованием.

Возникает своего рода "эффект двоечника". Пока учитель занят неуспевающим учеником, остальные учащиеся предоставлены сами себе. Так и в данном случае: специалист органа управления существенную часть своего времени тратит на "слабое звено", вместо того чтобы управлять, занимается "пожаротушением".

Как решить данную проблему? На наш взгляд, это как раз можно сделать введением механизмов арбитражного управления. Исходя из сказанного выше, скажем, что осуществление функций антикризисного менеджмента в образовательной сфере в ряде случаев целесообразно отделить от функций по оперативному управлению сетью, выделяя для этих целей отдельный орган.

Сегодня таким органом может стать муниципальная методическая служба.

Опыт последних лет доказывает высокую востребованность услуг муниципальных методических служб со стороны учреждений

стр. 82

образования. Обратимся к диаграмме, на которой отображена динамика обращений в наш центр за последние три года.

Временный спад числа обращений образовательных учреждений столицы за методической помощью в 2010 году объясняется упразднением на уровне департамента практики выхода методистов в образовательные учреждения по заранее намеченному плану.

Однако статистика добровольных обращений в столичные методические службы в 2011 году свидетельствует об успешном преодолении названного кризиса методическими службами отдельных округов столицы.

Опасаясь "наказуемости инициативы", руководители нуждаются в советах не просто компетентных, но "находящихся внутри системы" специалистов.

Особую активность проявляют негосударственные образовательные учреждения. Привыкшие к относительно самостоятельному бюджетированию и напрямую заинтересованные в развитии организации и росте контингента обучающихся (воспитанников), они стремятся к заключению контрактов, договоров, соглашений с муниципальными службами на получение широкого спектра услуг по методическому сопровождению образовательного процесса.

Руководители образовательных учреждений испытывают потребность в сопровождении и поддержке со стороны государства как в сфере экономики, так и в разрешении возникающих внутренних противоречий.

Именно такими "правильными" советами могут помочь образовательному учреждению специалисты муниципальной методической службы в силу особого статуса данной организации в региональной системе обеспечения качества образовательных услуг.

В случае привлечения к антикризисной управленческой деятельности индивидуальных предпринимателей или членов соответ-

стр. 83

ствующих ассоциаций на государство неизбежно лягут дополнительные расходы по их финансированию. А делегирование прав и обязанностей по антикризисному управлению муниципальным методическим службам и лицензирование их соответствующей деятельности практически не потребует дополнительных затрат.

Осуществление методистами функций арбитражных управляющих может расцениваться как исполнение ими государственных или общественных обязанностей (ст. 170 действующей редакции ТК РФ от 30.12.2011 N 197-ФЗ). В этом случае работодатель освобождает сотрудника от работы на период исполнения им государственных или общественных обязанностей с сохранением за ним работы (должности) и заработной платы.

Конкурсный управляющий или специалист по консалтингу?

В ходе проектирования системы профессиональных компетенций специалиста по антикризисному управлению в сфере образования следует учитывать два основных направления деятельности антикризисных менеджеров в других сферах экономики современной России.

1. Временный, внешний, конкурсный - арбитражный - управляющий, назначаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства. Функции арбитражного управления может осуществлять физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, обладающее специальными знаниями, не являющееся заинтересованным лицом в отношении должника и кредиторов и имеющее лицензию государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению.

2. Консультант по антикризисному управлению, который может:

- выступать как независимый эксперт, осуществляющий деятельность на коммерческой основе, или как штатный сотрудник организации;

- принимать участие в аттестационных комиссиях территориальных агентств, привлекаться для оценки возможности восстановления платёжеспособности организации и эффективности её деятельности.

В отличие от арбитражного управляющего, консультант по антикризисному управлению не нуждается в лицензии: для осуществления консалтинговой деятельности достаточно диплома.

Существенно, что для антикризисного управления сложными системами (крупными организациями) зачастую используются команды антикризисных менеджеров, в состав которых могут входить не только арбитражные управляющие.

Таким образом, предназначение консультанта по вопросам антикризисного управления как в современном российском образовании, так и в остальных сферах экономики оказывается гораздо шире круга обязанностей арбитражного управляющего.

Консультант опирается на потребности абсолютного большинства организаций: процесс управления всегда содержит элементы работы по предотвращению, преодолению кризисов или минимизации его влияний и негативных последствий.

стр. 84

Специалист-консультант по антикризисному управлению может приглашаться в учреждение для оказания разовой помощи или периодически с различными временными интервалами, объём работы приглашенного менеджера определяется отдельно (возможно, нужна помощь лишь в организации каких-то отдельных процессов, разрешении конкретных конфликтных ситуаций и т.д.).

Может ли методист быть антикризисным менеджером?

С целью ответа на этот вопрос рассмотрим требования к арбитражному управляющему и квалификационные требованиям к специалистам, претендующим на получение аттестата по специальности "Антикризисное управление".

1. Среди требований, предъявляемых к арбитражным управляющим федеральным законодательством, можно выделить основные, зафиксированные в пункте 2 статьи 20 действующей редакции Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ:

- наличие высшего профессионального образования;

- наличие стажа работы на руководящих должностях не менее года и стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего;

- сдача теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих;

- отсутствие наказания в виде дисквалификации за совершение административного правонарушения либо в виде лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью за совершение преступления;

- отсутствие судимости за совершение умышленного преступления.

На должность методиста муниципальной методической службы может претендовать только педагог, имеющий высшее профессиональное образование и квалификационную категорию по должности "учитель" не ниже первой (преимущественно высшую), что, в свою очередь, предполагает наличие определённого стажа работы по профессии.

Отсутствие наказания в виде дисквалификации либо в виде лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью, а также отсутствие судимости за совершение умышленного преступления тоже являются обязательными условиями профессиональной деятельности методиста.

Таким образом, учитывая, что исполнение обязанностей методиста неизбежно влечет за собой приобретение опыта руководящей работы, арбитражным управляющим в сфере образования мог бы считаться каждый методист со стажем работы в должности не менее года при условии прохождения им соответствующего экзамена и стажировки.

Согласно пункту 1 статьи 20.1 действующей редакции Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ, организация и проведение теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих осуществляются комиссией, состав которой утверждается органом по надзору и контролю.

стр. 85

2. Квалификационные требования к специалистам, претендующим на получение аттестата по специальности 062000 "Антикризисное управление", предполагают наличие подготовки по следующим областям знания:

- право (в объёме, необходимом для успешной работы);

- основы оценки бизнеса и оценки недвижимости;

- основы теории маркетинга;

- основы менеджмента, финансового учёта, аудита и планирования;

- основные принципы обращения с ценными бумагами, знание основ банковской и биржевой сфер законодательства.

Учитывая специфику современной российской системы образования, руководителю образовательного учреждения ещё несколько лет назад было зачастую достаточно иметь самые общие представления о финансовой стороне деятельности вверенного ему учреждения.

Однако в связи с экономическим характером реформирования системы российского образования потребности руководителей образовательных учреждений в советах относительно финансово-хозяйственной сферы и маркетинга образовательных услуг стремительно возрастают, равно как и потребности в получении консультаций по различным правовым вопросам.

Последнее связано и с ростом личной ответственности руководителя образовательного учреждения за организацию образовательного и обеспечивающих его процессов функционирования организации.

Единственной неспецифической для методиста ролью антикризисного менеджера является роль финансиста-экономиста.

О правовом механизме

Представляется, что в случае делегирования муниципальным методическим службам полномочий по арбитражному управлению и антикризисному консультированию необходимо модернизировать механизм лицензирования их деятельности.

Нам кажется целесообразным лицензирование арбитражной деятельности именно муниципальной методической службы, а не индивидуальной деятельности методистов.

Функции же арбитражных судов по направлению в образовательные учреждения муниципалитета команды антикризисных управляющих или консультантов могли бы быть переданы региональным комиссиям, состоящим из сотрудников органов по надзору и контролю в сфере образования, а также специалистов муниципальных органов управления образованием.

Конечно, в практической реализации данного проекта остаётся ещё много вопросов. Но, возможно, ориентация специалистов методических служб на решение вопросов антикризисного управления позволила бы обеспечить большую эффективность системы образования.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Антикризисное-управление-в-деятельности-муниципальной-методической-службы

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Марк ШвеинКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Shvein

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Нефёдова Галина Григорьевна, Антикризисное управление в деятельности муниципальной методической службы // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 28.02.2017. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Антикризисное-управление-в-деятельности-муниципальной-методической-службы (дата обращения: 16.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Нефёдова Галина Григорьевна:

Нефёдова Галина Григорьевна → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Марк Швеин
Кижи, Россия
1478 просмотров рейтинг
28.02.2017 (2604 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
4 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров
Выдвинутая академиком В. Амбарцумяном концепция главенствующей роли ядра в жизни галактики гласила: «Галактики образуются в результате выбросов вещества из их ядер, представляющих собой новый вид "активной материи" не звёздного типа. Галактики, спиральные рукава, газопылевые туманности, звёздное население и др. образуются из активного ядра галактики».[1] Бюраканская концепция – образование звёзд происходит группами. В небольшом объёме образуется большое количество звёзд.
Каталог: Физика 
6 дней(я) назад · от Владимир Груздов
КИТАЙ И ИНДИЯ В АФРИКЕ: азиатская альтернатива западному влиянию?
Каталог: Разное 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ - ГЛОБАЛЬНАЯ ДЕРЖАВА XXI ВЕКА?
Каталог: Политология 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Многие пользователи знают, что научно-технический прогресс упростил труд домохозяйки или рабочего завода. Но новыми технологиями пользуются также педагоги и их ученики.
Каталог: Педагогика 
6 дней(я) назад · от Россия Онлайн
Стихи, пейзажная лирика
Каталог: Разное 
7 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
Основная противоэпизоотическая работа велась ветеринарным составом, войск в ветеринарных лазаретах, в армейском тылу — в заразных отделениях армейских лазаретов и армейскими ветеринарными лабораториями. Армейские и фронтовые ветеринарные лаборатории явились не только диагностическими учреждениями, но и оперативными органами начальников ветеринарной службы фронтов и армий и центрами научно-практической работы в области военной эпизоотологии
Каталог: Военное дело 
8 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
Антикризисное управление в деятельности муниципальной методической службы
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android