Африканская Жанна д'Арк
"Journal of African History". Londоn. 1975, N 2.
Статья английского историка Дж. Миллера "Нзинга из Матамбы в новой перспективе" посвящена замечательной дочери ангольского народа Нзинге Мбанди Нгола, возглавившей в 20-е годы XVII в. сопротивление ангольцев португальским завоевате-
стр. 205
лям. История долголетней успешной борьбы местного населения под руководством королевы Нзинги против иноземных захватчиков изучена еще слабо. Португальская реакционная историография приложила немало сил, чтобы изобразить Нзингу как "кровожадную фурию", а возглавленное ею движение против колонизаторов - как "войну каннибалов против христиан".
Автор рисует довольно полную и в целом объективную картину народно-освободительной войны, вводит в научный оборот не только много ранее неизвестных фактов, но и ряд интересных научных гипотез и догадок. Так, заслуживает внимания выдвинутая им гипотеза, довольно убедительно объясняющая засвидетельствованные источниками расправы Нзинги со своими родственниками и некоторые другие ее поступки, породившие в буржуазной историографии версию о кровожадности и каннибализме Нзинги и ее последователей.
Будущая королева Нзинга Мбанди Нгола, согласно сведениям жившего при ее дворе миссионера - капуцина Дж. Кавацци, родилась в 1582 г. и была дочерью правителя государства Ндонго, носившего, как считает Миллер, титул "мбанди а нгола", и его наложницы, от которой она и получила имя Нзинга. В ее происхождении автор усматривает ключ к разгадке многих загадочных поступков Нзинги, таких, например, как убийство ею членов королевской фамилии после смерти в 1624 г. короля - брата Нзинги и перед ее восшествием на престол.
Миллер пишет, что хотя Нзинга представлялась португальцам близкой родственницей и потенциальной наследницей короля, описание ее как его "сестры" ни в коей степени не отражает представлений о ней ее соплеменников - амбунду, обычное право и порядок престолонаследия которых лишал ее надежды стать наследницей титула "мбанди а нгола". Во-первых, европейский термин "сестра" не передает значения Нзинги в глазах амбунду ввиду ее происхождения от женщины, которая не была матерью прежнего короля. У амбунду существовал материнский счет родства, и "полусестра короля принадлежала вообще к другому роду. Во-вторых, Нзинга была дочерью невольницы, и поэтому не считалась вероятной претенденткой на престол. В-третьих, обычаи амбунду запрещали женщинам иметь какой-либо политический титул, а тем более занимать королевский престол (стр. 205). Вот почему, пишет Миллер, Нзинга могла стать королевой, только устранив всех потенциальных претендентов на королевскую власть. Эта гипотеза подтверждается и некоторыми другими сведениями, имеющимися в источниках. Однако Миллер переоценивает значение "низкого происхождения" как фактора, определявшего поведение королевы. Решительное возражение вызывает, в частности, трактовка попыток Нзинги в конце 1620-х годов привлечь на свою сторону воинственное племя жага, а также рабов, бежавших от португальцев, как "две тесно связанные стратегии,.. которые ловко компенсировали слабость ее позиции во внутренней политике амбунду" (стр. 208). На самом деле эти действия Нзинги определялись не ее личными амбициями, а необходимостью подготовки к войне с европейскими колонизаторами. Источники свидетельствуют, что эти акции вызывали большое беспокойство португальских поселенцев и работорговцев. Оказавшись в плену своей гипотезы, Миллер неправильно трактует и дальнейшее поведение Нзинги (стр. 209 - 210).
Явно переоценивая значение амбиций и властолюбия Нзинги, Миллер в то же время недооценивает ее стремление освободить свою страну от иноземных завоевателей. По сути, автор сводит борьбу Нзинги против португальцев только к помощи, оказанной ею голландцам, захватившим в 1641 г. Луанду. На деле же военные действия королевы против португальских колонизаторов отнюдь не ограничивались этим. Из 40 лет своего правления Нзинга 31 год провела в войнах с португальскими захватчиками, надолго задержав их продвижение во внутренние районы Анголы.
Полководческий талант, находчивость и отвага Нзинги не раз помогали ей побеждать противников, приводя в изумление даже многоопытных португальских военачальников. Ее имя наводило ужас на колонизаторов, которые долгое время не могли сломить сопротивление "черной королевы". Вот почему память о борьбе африканцев под руководством легендарной Нзинги против колонизаторов свято хранится ангольским народом1 .
1 См. "Вопросы истории", 1970, N 2, стр. 129 - 145.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |