Libmonster ID: RU-13775
Автор(ы) публикации: И. Г. Добродомов

Алма-Ата. Изд-во "Наука". 1972. 156 стр. Тираж 2200. Цена 87 коп.

Многочисленные работы по истории половцев, игравших значительную роль в средневековой Восточной Европе, особенно домонгольского времени, касаются преимущественно европейского периода их жизни и обычно мало затрагивают азиатский, хотя он представляется весьма важным для объяснения более поздней судьбы этого народа. Последним исследованием, в котором подробно, на основании широкого круга источников освещалась и азиатская жизнь половцев, была работа И. Маркварта "О народности половцев" 1 , в свое время вызвавшая чрезвычайно оживленное обсуждение. В опубликованных рецензиях многие выводы И. Маркварта подверглись суровой критике 2 . Открытие новых источников сделало особенно настоятельными пересмотр и систематизацию всего материала, относящегося к ранней истории половцев.

Старший научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии имени Ч. Ч. Валиханова АН КазССР, кандидат исторических наук Б. Е. Кумеков в своей книге, как отмечает ее ответственный редактор Б. С. Сулейменов, подверг "тщательному источниковедческому анализу ис-


1 J. Marquart. Ober das Volkstum der Komanen. В книге: W. Bang und J. Marquart. Ostturkische Dialektstudien. Berlin- Leipzig. 1914 (Abhandlungen der Koniglichen Gesellschaft zu Gottingen. Philologische-historische Klasse. Neue Folge, Bd. XIII, N 1), S. 25 - 238,

2 См. В. В. Бартольд. Новый труд о половцах. "Русский исторический журнал", 1921, кн. 7, стр. 138 - 156, перепечатано в V т. сочинений В. В. Бартольда (М. 1968, стр. 392 - 408); P. Pelliot. A propos de Comans. "Journal asiatique", ser. 11, t. XV., P. 1920, pp. 125 - 185.

стр. 152


торико-географические сведения, содержащиеся в средневековых арабоязычных и персоязычных сочинениях IX- XVI вв., о кимаках, которых можно считать предками казахского народа" (стр. 2). Из этой характеристики явствует, что название книги не вполне точно соответствует ее содержанию, ибо персидские источники действительно занимают довольно значительное место среди использованных автором материалов. Русские и китайские источники также учтены автором, но здесь они играют вспомогательную роль. Следует, кроме того, заметить, что вопрос о государстве у кимаков остается пока не решенным и требует дальнейших разысканий, к тому же в книге раскрытию этой проблемы посвящено лишь немногим более половины последней главы. Фактическое содержание книги полнее покрывалось бы названием; "Кимаки (в IX-XI вв.) по мусульманским источникам".

Б. Е. Кумековым собран большой фактический материал о кимаках из опубликованных и рукописных сочинений мусульманских авторов, которым дана краткая характеристика. В качестве основного источника по истории кимаков автор впервые берет обычно мало используемый из- за сложности труд знаменитого арабского географа XII в. ал- Идриси, который опирался на более ранние источники, относящиеся к IX-X вв. (стр. 21). Благодаря этому Б. Е. Кумеков смог по-новому осветить особенности социально- экономической и государственной жизни кимаков, считавшихся раньше лишь простым скопищем дикарей, у которых отсутствовали развитые формы общественной жизни.

В книге все известия о стране кимаков, собранные автором из разных сочинений, распределены по отдельным главам, которые касаются специальных вопросов ("Проблемы этнической истории кимаков", "География страны кимаков",. "Хозяйство кимаков", "Города и государство кимаков"), поэтому чисто источниковедческая сравнительно- текстологическая сторона работы подчас оказывается затененной, а все внимание автора сосредоточилось на этнической характеристике кимаков и на их социально- экономической жизни. Автор смог выделить у кимаков несколько хозяйственно-культурных типов - от кочевого скотоводства (преобладающий тип) до земледельческого хозяйства - и поставить проблемы кимакской государственности и городской культуры.

Большое значение автор придает лексическим данным, правда, иногда чрезмерно им доверяя. Однако в целом возможности лингвистических методов остались использованными далеко не полностью. Например, при анализе этнического названия "imak" в соотношении его с "kimak" автор учитывает такое спорадически наблюдающееся явление кыпчакской фонетики, как отпадение начального k, и увязывает эти два этнонима воедино (стр. 39 - 41). Но при этом он оставляет в стороне еще одну форму того же этнонима - "jemak" ("jemek"), как бы отождествляя ее с формой "imak". При концентрации внимания на форме "jemek" автору пришлось бы говорить не только об отпадении начального k, но и о соответствии между тюркским начальным k и чувашским начальным j , которое до сих пор не получило удовлетворительного объяснения, хотя это явление неоднократно привлекало внимание лингвистов 3 , которые уже давно отмечали отдельные булгарские черты в кыпчакско-половецкой подгруппе тюркских языков 4 .

Из-за ослабленного внимания к историко-текстологическому анализу кимакских тем в разных источниках от исследователя ускользнула и еще одна деталь, которая также говорит о наличии булгарского элемента у половцев еще на их азиатской родине (кимаков). Речь идет о народе, который принимал участие в движении половцев: народ "qajy" прогнал qun' ов в страну Sary (так у М. Ауфи; у ал- Марвази- арабизированная форма as Saryja ), жители которой отошли в страну туркменов, гузы двинулись в страну печенегов и т. д. По оформлению начала слова общетюркская форма Sary противопоставляется булгарскому варианту этого же имени Sary . Б. Е. Кумеков, приводя цитату из ал-Марвази и ссылаясь одновременно на соответствующее место из Ауфи (стр. 123 - 124), не обращает внимания на расхождение в фонетическом оформлении одного и того же слова. Данные ал-Идриси, который упоминает реку Шария в стране кимаков (см. карты на стр. 69, 72 рецензируемой книги;


3 В. Г. Егоров. Современный чувашский литературный язык в сравнительно-историческом освещении. Чебоксары. 1971, стр. 194 - 195; Л. С. Левитская. Об одном возможном объяснении соответствия чувашского j- общетюркскому q-."Исследования по тюркологии". Алма-Ата. 1969, стр. 63 - 67.

4 Н. А. Баскаков. Введение в изучение тюркских языков. М. 1969, стр. 272.

стр. 153


на второй карте надпись Шария расположена не вполне удачно), позволяют именно в кимакских землях локализовать загадочную страну Sary-as Saryja, о которой высказывались различные догадки. Реку Шария Б. Е. Кумеков отождествляет с современной рекой Тентек (стр. 75 - 76). Привязывание страны Sary-Saryja к территории кимаков с ее рекой Шария представляется сейчас более перспективным, чем прежние попытки ее определения на основе современных нам топонимов 5 , иллюзорное созвучие которых может оказаться весьма опасным и повести исследователя по ложному пути.

К сожалению, автор слишком скупо цитирует привлекаемые источники на языке оригинала и ограничивается лишь цитатами в переводе на русский язык. А между тем внимательный анализ графических особенностей источников позволяет вскрыть появление отдельных разночтений. Например, народам " qajy" и "qun" у ал-Бируни (XI в.) соответствует один народ- "qyrqyr", у автора XIV в. Шамс ад-дина ад-Димашки (стр. 60 и 66) 6 . Вероятно, это превращение двух народов в один следует связывать с тем обстоятельством, что переписывание труда ад-Димашки сопровождалось усилением консонантного начала и устранением огласовок: вместо "qajy wa qun" у ал- Бируни с буквами, которые передавали долготу гласных звуков (или просто гласные), переписчик оставил только одни буквы для согласных, но заменил при этом буквой r более или менее сходные с ней арабские буквы n и j, опустив у них диакритики, откуда возникло начертание "qyrqyr" 7 . Правда, для доказательства высказанного здесь предположения об источнике возникновения этнического названия "qyrqyr" 8 необходимо тщательно исследовать орфографию собственных имен в рукописи Шамс ад-дина ад-Димашки (Суфи), которой пользовался Б. Е. Кумеков. Во всяком случае, загадочные сведения о народе "qyrqyr" требуют дальнейших разысканий.

Б. Е. Кумеков собрал большой и интересный материал о кимаках, который, однако, сам по себе иногда оказывается недостаточным для общей характеристики кимакского общества. Поэтому автор дополняет лапидарные сведения источников синхронными археологическими и более поздними этнографическими данными с этой же территории, хотя этнографические данные хронологически весьма отдалены от кимакского времени. Было бы также целесообразным дополнить сведения о кимаках половецкими параллелями с других территорий, но хронологически смыкающимися с кимакской эпохой.

Собранная автором кимакская топонимика в дальнейшем может быть сопоставлена с местными названиями на других половецких территориях. Например, наблюдения Б. Е. Кумекова над формами этнонима "qajy", "qani" (стр. 127) представляются весьма важными для этимология названия города Канев в Приднепровье, где довольно сильна тюркская топонимика. Столь же важны и собранные Б. Е. Кумековым сведения о ранней истории народа qun, следы которого обнаруживаются и на территории Европы как венгерское название половцев kun 9 , а также (в булгаризованном облике) как загадочные хинове "Слова о полку Игореве" и народ hn ... у арабского путешественника XII в. Абу Хамида ал-Гарнати, хотя в изданиях место, где упомянут этот народ, обычно портится ненужными конъектурами. Возможно, что какие-то элементы этого народа входили и в объединение кимаков, о чем свидетельствует название поселения на кимакской территории К. н . джа (Б. Е. Кумеков, к сожалению, не указывает на качество начального согласного - каф или кяф? - стр. 108), содержащее суффикс -ча (- джа) с уменьшительным, вероятно,значением.

Сделанные здесь замечания, касаются преимущественно ономастического матери-


5 И. Г. Добродомов. Из древнерусской этнонимики. "Советская этнография", 1966, N 3, стр. 125.

6 Кстати, ад-Димашки на стр. 30 упомянут под этим именем, а на стр. 66 и 145- как Шамс ад-дин Суфи.

7 В. В. Бартольд отмечал, что во многих рукописях сочинений Бируни и Ауфи вместо. "qun" стоит fun, что также помогает объяснить появление загадочных qyrqyr' ов (В. В. Бартольд. Сочинения. Т. V, стр. 99).

8 Большое значение этнониму "qyrqyr" придается, например, в "Истории Киргизии" (т. 1. Фрунзе. 1963, стр. 239;) как диалектной форме этнонима кыргыз.

9 См. подробности в статье: J. Nemeth. Die Volksnamen quman und qun. "Korosi Csoma-Archivum", III. kotet. Budapest-Leipzig. 1940, 140, стр. 95 - 109. Эта статья не привлечена Б. Е. Кумековым; другие работы о названиях половцев он упоминает почему-то лишь при анализе этнонима qypcaq (стр. 42- 43). Л. Рашоньи (см.: L. Rasonyi Nagy. Der Volksname берендйи. "Seminarum Kondakovianum", VI. Прага, 1933, стр. 219 - 226) доказал, что этноним берендеи не имеет связи с байандур, но это также не учтено Б. Е. Кумековым (стр. 44).

стр. 154


ала, анализ которого в отдельных случаях помогает уточнить некоторые детали этнической и социально-экономической истории кимаков, дополняя при этом довольно скромные и лаконичные прямые сведения о кимаках в нарративных источниках. Более глубокий анализ ономастики поможет также проследить дальнейшую судьбу кимаков, когда они стали составной частью половецкого народа. Что касается древнейшего периода половецкой истории, то он освещен Б. Е. Кумековым достаточно полно, благодаря чему создана прочная база для дальнейшего изучения половцев уже на новом этапе их истории.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Б-Е-КУМЕКОВ-ГОСУДАРСТВО-КИМАКОВ-IX-XI-вв-ПО-АРАБСКИМ-ИСТОЧНИКАМ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Марк ШвеинКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Shvein

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

И. Г. Добродомов, Б. Е. КУМЕКОВ. ГОСУДАРСТВО КИМАКОВ IX-XI вв. ПО АРАБСКИМ ИСТОЧНИКАМ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 21.04.2017. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Б-Е-КУМЕКОВ-ГОСУДАРСТВО-КИМАКОВ-IX-XI-вв-ПО-АРАБСКИМ-ИСТОЧНИКАМ (дата обращения: 19.04.2024).

Автор(ы) публикации - И. Г. Добродомов:

И. Г. Добродомов → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Марк Швеин
Кижи, Россия
1500 просмотров рейтинг
21.04.2017 (2556 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
22 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
5 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
8 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
Б. Е. КУМЕКОВ. ГОСУДАРСТВО КИМАКОВ IX-XI вв. ПО АРАБСКИМ ИСТОЧНИКАМ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android