Libmonster ID: RU-12999
Автор(ы) публикации: В. В. САЗОНОВ

(К 100-летию РАБОЧЕГО ГИМНА)

Когда звучит полная величия и гнева, революционного пафоса и убежденности мелодия "Интернационала", когда взлетает мятежный призыв "Вставай, проклятьем заклейменный", невольно проникаешься несокрушимой верой в суровую правду этих слов. Гимн, созданный поэтом-революционером Эженом Потье и композитором-рабочим Пьером Дегейтером, вот уже почти 100 лет зовет класс, выразителями идей которого они были, к борьбе и победе. Этот призыв родился в груди Э. Потье в дни, когда рождались скорбные песни о расстрелянной озверевшими версальцами Парижской Коммуне, о жертвах Сатори и Пер-Лашез, о десятках тысяч каторжников Нумеа и Кайенны. Но человек, который "был одновременно солдатом и поэтом революции" (так назвали Э. Потье соратники по борьбе в воззвании к парижским трудящимся по поводу его кончины), нашел другие слова:

 
Весь мир насилья мы разрушим
До основанья, а затем
Мы наш, мы новый мир построим,
Кто был ничем, тот станет всем.

"Больше не слышно разговоров о социализме, ну и прекрасно! Теперь мы избавились от социализма", - самоуверенно заявил после майской "кровавой недели" 1871 г. палач Коммуны Тьер. Не так думал Э. Потье. Человек, сражавшийся на баррикадах в дни знаменитого июньского восстания парижского пролетариата 1848 г.; во время декабрьского переворота Луи Бонапарта по чистой случайности спасшийся от преследований; в 55 лет вновь взявший оружие вместе с тысячами других коммунаров, - такой человек не мог поверить в гибель идей социализма. Классовое сознание пролетариата, сплоченность и сила росли на глазах Э. Потье. Идеи социализма после выхода в свет "Манифеста Коммунистической партии" и других программных документов марксизма, после революций 1848 - 1849 гг. в Европе, после создания I Интернационала все шире распространялись по континенту, овладевая умами рабочих. Э. Потье был не только очевидцем этих событий. Он был и летописцем рабочего движения во Франции, отразив в своих песнях мучительный и сложный процесс его становления, преодоления мелкобуржуазных иллюзий, осознания рабочим классом собственных, чисто пролетарских интересов, своей великой исторической миссии.

Будущий автор "Интернационала" родился в 1816 т. в семье рабочего- упаковщика. Начав трудиться с 13 лет в мастерской, он знал уже к этому времени наизусть многие песни своего кумира Беранже, а в дни июльской революции 1830 г. затягивает "первую свою песню под аккомпанемент последних выстрелов швейцарцев во время взятия Лувра. Припевом песни, естественно, было "Да здравствует Свобода!"1 . За первой песней последовали другие. Вскоре вышел небольшой их сборник "Юная муза"2 . Позднее Потье перепробовал профессии классного надзирателя, приказчика в писчебумажном магазине. Он открывает затем собственную художественную мастерскую. На протяжении всего этого времени Э. Потье продолжает сочинять песни.

Принципы научного социализма, все настойчивее пробивавшие себе дорогу к умам трудящихся, не могли не захватить и Э. Потье. В 1869 г., через пять лет после создания К. Марксом и Ф. Энгельсом Международного Товарищества Рабочих, Э. Потье организует из рисовальщиков по ткани, занятых в художественных мастерских Парижа, профсоюз - Синдикальную палату и вводит в I Интернационал 500 новых членов. В июне 1870 г. коллеги избирают Э. Потье председателем Синдикальной палаты, помещение которой находилось в его


1 Э. Потье - П. Лафаргу, 29 мая 1889 года. Цит. по: "Эжен Потье - создатель гимна "Интернационал". М. 1966, стр. 17.

2 Там же, стр. 18.

стр. 205


мастерской по улице Сантье, 29. "Участием в движении Интернационала, - вспоминал позднее Э. Потье, - я был обязан тому, что во время осады меня избрали в Комитет бдительности II округа, а затем и делегатом в Кордери3 . Отсюда и мое избрание в члены Коммуны"4 .

Лето 1870 г. проходило во Франции под знаком неотвратимо приближающейся войны. Окружение Наполеона III видело в ней способ покончить с надвигавшейся революцией и укрепить бонапартистскую монархию. 12 июля со страниц газеты "Le Rappel" раздается голос членов Интернационала - Камелины, Толена, Э. Потье. От имени Федерации парижских секций Международного Товарищества Рабочих они призывают: "Рабочие Франции, Германии, Испании! Пусть ваши голоса сольются в общем крике осуждения войны..."5 . Начавшаяся война довольно быстро обнажила сущность прогнившего режима Второй империи. Серия поражений французской армии завершилась 2 сентября 1870 г. седанской катастрофой. Наполеон III вместе с 80 тыс. солдат и офицеров сдался в плен. Армия Бисмарка приближалась к французской столице. В эти дни Э. Потье пишет стихотворение "Париж, защищайся!":

 
Привел империю разгром
В тупик - к разбитому корыту.
Вставай! Встречай врага ядром!
Париж, создай себе защиту!

Народный гнев сметает империю. Однако провозглашение 4 сентября республики во Франции и создание правительства национальной обороны мало что изменили в стране. По замечанию К. Маркса, "эта республика не ниспровергла трон, она только заняла оставленное им пустое место"6 . Предательская политика правительства, метко окрещенного в народе "правительством национальной измены", его попытки тайно сговориться с пруссаками вызывают активное противодействие трудящихся Парижа. В сентябре 1870 г. созданные в городе окружные комитеты бдительности выдвигают своих представителей в Центральный республиканский комитет 20 округов. Комитет, в который вскоре от II округа был избран Э. Потье, вырабатывает манифест, требуя от правительства проведения муниципальных выборов, выборности судов, полной свободы печати, собраний и ассоциаций, вооружения всех граждан и отправки комиссаров во все Департаменты, чтобы поднять на борьбу с врагом население провинций7 . Однако правительство, унаследовавшее от империи "не только груду развалин, но также и ее страх перед рабочим классом"8 , отказывается принять эти требования.

После неудачного восстания пролетариата 22 января 1871 г., выдвинувшего требование свержения правительства и создания Коммуны, были арестованы многие его участники, закрыты все клубы, запрещены народные собрания. Однако сохранила свою силу Национальная гвардия, основу которой составляли вооруженные рабочие и ремесленники Парижа. В состав ее ЦК входил и Э. Потье. 18 марта 1871 г. буржуазно-республиканское правительство Тьера было свергнуто, а через 10 дней в Париже провозглашена Коммуна. Э. Потье целиком отдается общественной революционной деятельности. Поэт не может оставаться в стороне, когда на его глазах происходят события величайшего исторического значения. Класс, страдания и борьбу которого он воспевал, об освобождении которого давно мечтал, взял наконец власть в свои руки. Невзирая на возраст, поэт с головой окунается в работу. Он был не только делегатом Комитета бдительности II округа, членом ЦК Национальной гвардии, членом Коммуны, исполнявшим, по собственному признанию, обязанности мэра в парижском квартале Биржи, но также и членом ряда созданных Коммуной комиссий.

С первых же дней своего существования Коммуна энергично взялась за проведение социальных преобразований. Этой созидательной работе Э. Потье отдает много времени и сил. К его опыту и авторитету Коммуна обращалась неоднократно. 14 апреля, например, в здании Медицинской школы состоялось собрание 400 художников Парижа, представлявших все виды искусств. Председательствовал Г. Курбе, в президиуме находился Э. Потье. Как сообщала газета "Le Journal officiel", он в начале за-


3 Кордери - площадь в Париже, место собрания парижских секций I Интернационала и Федерации рабочих обществ в 1869 - 1870 годах.

4 Э. Потье - П. Лафаргу. Цит. по: "Эжен Потье - создатель гимна "Интернационал", стр. 22.

5 М. Шури. Коммуна в сердце Парижа. М. 1970, стр. 62 - 63.

6 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 17, стр. 280.

7 См.: М. Шури. Указ. соч., стр. 84 - 85.

8 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 17, стр. 280.

стр. 206


седания зачитал "доклад, выработанный и отредактированный подготовительной комиссией"; надо вверить самим художникам заботу об их интересах - такова основная мысль доклада; речь шла о создании Федерации художников Парижа. 17 апреля в античном зале Лувра состоялись выборы Федеральной комиссии. В нее вошли 47 членов, а среди десяти представителей декоративного искусства был Э. Потье. Его подпись наряду с другими стоит под программным документом комиссии, которая поручала избранному ею Комитету надзор и охрану памятников, музеев, картинных галерей, библиотек и коллекций произведений искусства, организацию выставок, преподавание в художественных школах и т. д.9 .

Протоколы заседаний Коммуны зафиксировали ряд выступлений Э. Потье. 4 мая при обсуждении вопроса о реквизиции брошенных хозяевами мастерских и передаче их в руки рабочих он предлагает открыть новые мастерские, "чтобы предоставить гражданам сколько угодно работы"10 . Докладывая на одном из заседаний о положении на фронте, Э. Потье обнаруживает прекрасную осведомленность и здесь. "Я занялся тщательным обследованием наиболее угрожаемых пунктов - Аньера и Левалуа, - сообщал он членам Коммуны, - и заявляю, что положение там не безнадежное; оно даже не плохое. Наши силы там почти достаточно велики, и они в хорошем состоянии"11 .

6 мая во II округе появилась афиша, провозглашающая введение светского образования в соответствии с программой коммунальной делегации. Одним из авторов этого документа был Э. Потье. "Светское, бесплатное обязательное обучение, - говорилось там, - такова программа, которой должна придерживаться революция; такова программа и коммунальной делегации II округа". Заявляя далее, что их целью является также подготовка каждого ребенка к овладению одной или двумя профессиями, авторы программы подчеркивали: "Мы приложим все усилия, чтобы добиться этого результата, ибо высшее достижение человеческого прогресса заключено целиком в простых словах: труд всех для всех. Необходимо, чтобы человечество строго соблюдало этот завет, как первобытное общество, - основу всякого истинного равенства: "Кто не работает, тот не ест"12 .

Многообразная деятельность Э. Потье во время Коммуны подтверждает справедливость слов, сказанных о нем позднее известным французским писателем, соратником поэта по Коммуне Ж. Валлесом: "Это старый товарищ, товарищ по великим дням. Он работал во время Коммуны..." Да, поэт именно работал в те славные дни, неутомимо и самозабвенно. А когда предательство открыло версальцам ворота Парижа, старый баррикадный боец руководил обороной. "При вступлении версальцев и после захвата ими мэрии, - вспоминал Э. Потье, - я перебрался в XI округ, где провел последние дни борьбы вместе с Ферре, Лефрансе, Вайяном, Варленом и Делеклюзом..."13 .

Безвестные друзья укрыли тогда Э. Потье от расправы обезумевших версальцев. Но гибель сотен товарищей не погасила в сердце поэта веры в конечное торжество дела Коммуны. Он видел, на что способен рабочий класс, взявший власть в свои руки. Видел его неиссякаемый энтузиазм, колоссальную тягу к созиданию, пробудившуюся творческую инициативу. Ростки нового общества, которое на развалинах старого создавали и которым деловито и энергично управляли "диктаторы в лохмотьях", затоптать уже было нельзя. Э. Потье не знал, что в тот день, когда он вместе с последними уцелевшими товарищами защищал баррикады XI округа, К. Маркс, выступая на заседании Генерального Совета Интернационала, сказал: "Если Коммуна будет разбита, борьба будет только отсрочена. Принципы Коммуны вечны и не могут быть уничтожены; они вновь и вновь будут заявлять о себе до тех пор, пока рабочий класс не добьется освобождения"14 . Но и самому Э. Потье было ясно, что "Коммуны след неизгладим". Вот почему написанный им в парижском подполье в те трагические дни июня 1871 г. "Интернационал" полон не боли, а гнева, не скорби, а веры в то, что кровь павших пролита не напрасно: грядет последний и решительный бой, судьба нынешних палачей решена, будущее принадлежит работникам "всемирной великой армии труда".

В 1887 г., через 16 лет после Коммуны,


9 М. Шури. Указ. соч., стр. 350.

10 "Протоколы заседаний Парижской Коммуны 1871 г.". Т. 2. М. 1960, стр. 120, 125.

11 Там же. Т. 1. М. 1959, стр. 418.

12 Там же, стр. 332 - 333.

13 Э. Потье - П. Лафаргу. Цит. по: "Эжен Потье - создатель гимна "Интернационал", стр. 23.

14 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 17, стр. 629.

стр. 207


Текст "Интернационала" был впервые опубликован в сборнике Э. Потье "Революционные песни". Год спустя с ним познакомился П. Дегейтер, бельгийский рабочий-композитор15 . Он положил слова гимна на музыку. В 1888 г. будущий пролетарский гимн впервые прозвучал на празднике печатников в Лилле в исполнении самодеятельного рабочего хора. Организаторы праздника издали текст с нотами в виде листовки тиражом в 6 тыс. экземпляров. И началось победное шествие песни по Земле. "Коммуна подавлена... - писал в 1913 г. В. И. Ленин, - а "Интернационал" Потье разнес ее идеи по всему миру, и она жива теперь более, чем когда-нибудь". Автор пролетарского гимна "оставил по себе поистине нерукотворный памятник"16 .


15 Об авторе музыки к "Интернационалу" Пьере Дегейтере и о русских переводах текста пролетарского гимна см. Э. Потье. Песни, стихи, поэмы. М. 1966, стр. 28 - 31; П. Ф. Лебедев. Из истории гимна "Интернационал". "Вопросы истории", 1967, N 1, стр. 208 - 212.

16 В. И. Ленин. ПСС Т. 22, стр. 274.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/БОЕЦ-ПРОЛЕТАРСКОЙ-РЕВОЛЮЦИИ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Anatoli ShamoldinКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Shamoldin

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

В. В. САЗОНОВ, БОЕЦ ПРОЛЕТАРСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 18.12.2016. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/БОЕЦ-ПРОЛЕТАРСКОЙ-РЕВОЛЮЦИИ (дата обращения: 19.04.2024).

Автор(ы) публикации - В. В. САЗОНОВ:

В. В. САЗОНОВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Anatoli Shamoldin
Хабаровск, Россия
541 просмотров рейтинг
18.12.2016 (2679 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
11 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
17 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
5 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
7 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
БОЕЦ ПРОЛЕТАРСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android