Магнитная лента не вечна - она осыпается, размагничивается и вытягивается. Меломаны в развитых странах давно это поняли и перешли на значительно более современные средства звукозаписи. У нас же все еще популярны дешевые компакткассеты. Мини-диски, стоящие в магазине "Электрон" (площадь Физули) 10-12 долларов, не раскупаются.
Между тем, пора бы и нам познакомиться с последними достижениями в области технологии записи и воспроизведения звука. Тем более, что цена CD дисков неуклонно падает. В Японии чистый мини-диск стоит уже столько же, сколько хорошая кассета (около 5 долларов). Список фирм, выпускающих мини-дисковые плейеры, перевалил за 2 десятка и витрины магазинов бытовой электроники завалены элегантными плоскими коробочками CD-плейеров. Кроме мини-диска существуют и другие, удобные в обращении устройства для записи звука. Среди них DCC-магнитофоны, DAT-магнитофоны и CD-рекордеры. Что же выбрать?
DCC-МАГНИТОФОНЫ
DCC (Digital Compact Cassete) - цифровая компакткассета. Преимущество этой системы в полной совместимости с обычной компакткассетой. Т.е. на новом DCC-магнитофоне можно прослушивать все ваши старые записи. Цифровая звукозапись ведется с помощью стационарной многодорожечной головки при стандартной скорости записи. (Такая технология используется в вычислительной технике для хранения данных).
Недостаток этой системы - не столь высокое, как хотелось бы, качество звучания. К тому же, новинка оказалась слишком сложной в управлении и медленно перематывает кассеты. Для рядового меломана, довольного и небольшим улучшением качества звучания, цена новинки недоступна (модель DCC 900 фирмы "Philips" стоит около 700 долларов). Эти и некоторые другие причины привели к тому, что "Panasonic" прекратила производство DCC-магнитофонов, оставив "Philips" в гордом одиночестве. В странах СНГ у этой технологии перспектив, как видно, не будет.
DAT-МАГНИТОФОНЫ
По технологии DAT (Digital Audio Tape) производятся миниатюрные кассеты, рассчитанные на длительность звучания до 2-х часов, а в долгоиграющем (LP) режиме - даже до 4-х часов. В них используется тот же принцип записи, что и в видеомагнитофонах: блок головок вращается со скоростью 2000 оборотов\мин., а лента протягивается со скоростью всего 8,15 мм\с.
Исходный аналоговый звуковой сигнал преобразуется в цифровую форму с частотой дискретизации 32 кГц, 44,1 кГц или 48 кГц (в некоторых моделях и 96 кГц) и записывается на ленту без какого-либо сжатия, как и на компактдиске. Плотность записи информации при этом получается очень высокой, и для ее считывания без ошибок используются двойные коды и другие помехоустойчивые схемы.
Запись, сделанная на DAT-магнитофоне, отличается высоким качеством, лучшим даже, чем на компактдиске (особенно при высоких частотах дискретизации), малым уровнем шумов и большим динамическим диапазоном. Особенно удобна система поиска записей на ленте, позволяющая быстро находить нужную дорожку и вставлять любые заголовки и комментарии.
Однако высокая цена помешала DAT-магнитофонам занять солидное место на рынке звукозаписи. По сложности своего миниатюрного механизма такой магнитофон сравним с камкордером (видеокамерой со встроенным видеомагнитофоном) и поэтому снизить цену могло бы только начало их массового производства. Однако до этого не дошло. Сначала распространение DAT-магнитофонов сдерживали страхи по поводу возможности неограниченного незаконного копирования музыкальных записей. Когда опасения по поводу пиратского копирования были сняты, оказалось, что рынок уже перенасыщен огромным выбором компакт- дисков по более низким ценам. Стоимость такой кассеты сейчас - 10-13 долларов.
Предпринимались попытки встроить DAT-магнитофоны в автомобильные магнитолы. Однако применяющаяся в цифровой записи многослойная магнитная лента оказалась нестойкой к воздействию высоких температур и пыли в салоне автомобиля.
Для начинающего исполнителя DAT-кассета - первый и вполне реальный шаг на пути к собственному компактдиску.
В последние годы фирма "Pioneer" выпустила DAT-магнитофоны с удвоенной частотой дискретизации - 96 кГц. Эта система называется HS-DAT (High Sampling DAT) и претендует на то, чтобы заполнить брешь между бытовой и чисто профессиональной аппаратурой. При такой высокой частоте на ленту можно записывать сигналы с частотой до 48 кГц. По крайней мере, по качеству звука система HS-DAT уже не уступает студийным магнитофонам, жаль только, что время звучания кассеты сократилось до 1 часа.
Цены на эту аппаратуру:
SONY DTC 690 ES - 675 долл.
SONY DTC 790 ES - 755
SONY DTC 60 ES/B- 899
SONY 2000 ES - 2100
AIWA HD-5200 - 550
PIONEER D-05 - 844
PIONEER D-07 -1150
МИНИ-ДИСКОВЫЕ ДЕКИ (MD)
Мини-диск появился спустя 10 лет после компактдиска (CD), и призван был устранить его недостатки: "ранимость" и громоздкость. Технология записи на мини-диск совершенно иная - она основана на магнитооптических свойствах некоторых материалов. В отличие от легкостираемых и "боящихся" магнитных полей дискет, информацию с мини-диска без повторного нагрева до 160 градусов стереть невозможно. Перезаписывать же музыку на мини-диске можно сколько угодно и к тому же без потери качества.
Основным препятствием на пути распространения этих дисков является высокая цена. Чистый диск стоит 10-12 долл., самая дешевая аппаратура - Sony MDS-303 стоит 450 долл. Конечно, аппаратура дешевеет и в конце 1997 года на рынке появилась новая модель Sony MDS-JE500 стоимостью всего около 340 долл.
Мини-диск завоевал прочные позиции на рынках Японии и Юго-Восточной Азии и в последние 2-3 года начал применяться в фирмах звукозаписи. Звучание MD постоянно улучшается благодаря совершенствованию алгоритма сжатия информации, конструкции привода и схемотехники.
Аналитики рынка бытовой электроники отмечают, что кривая роста популярности мини-дисковой техники практически полностью совпадает с динамикой продажи CD-аппаратуры. Это означает, что если сейчас MD-аппаратура уже вытеснила наполовину кассетные магнитофоны в Японии, то через год этот процесс произойдет и в США, затем - в Европе и потом неминуемо доберется и до нас.
Цены:
SONY MDS-JE500 - 350 долларов,
SONY MDS-303 - 450
SONY MDS-JA3ES - 1.050
AIWA AM-F1 - 620 (мини-дискман с записью)
SONY MZ-R3 - 550 (мини-дискман с записью)
DENON DMD-1500 - 1.150
SHARP MD-MS50/MD-MS100 - 350 и 500 (мини-дискманы с записью и без нее).
CD-РЕКОРДЕРЫ
Технология однократной записи данных на компактдиск использует эффект химических превращений, происходящих в органическом красителе под воздействием лазерного луча. Такие диски под названием CD-RXG и ценой в 13 долл. выпускала компания TDK. Сейчас цены заметно упали.
Есть и другая технология - луч сравнительно мощного лазера "прожигает" отверстия в тончайшем слое металла. В обоих случаях записать на диск можно лишь один раз. Для архивного хранения записей этот способ весьма удобен, так как случайно стереть данные уже невозможно. Долгое время эта технология применялась только в вычислительной технике или же в студийных условиях. В 1996 году фирма "Pioneer" первой вышла на рынок массовой аудиотехники со своим CD-рекордером PD-R05. Недавно появились чистые диски на 74 минуты (RDD-74A, CD-R74), по цене всего 5-6 долл.
Производством рекордеров под эти диски занялись MARANTZ (модель DP-12 уже появилась в Европе), "Yamaha", "Denon", "Sony" и др. Большинство CD-рекордеров этих производителей предназначены для записи не столько музыки, сколько компьютерных программ, и поэтому они выпускаются в формате вставных периферийных устройств для компьютеров. Средняя стоимость подобных устройств - 400-800 долл. Предлагается и Pioneer PD-R05 стоимостью около 1100 долл.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |