Libmonster ID: RU-7955
Автор(ы) публикации: В. ЛЮБИМОВ

В 1938 году исполнилось двести лет со времени открытия одного из самых замечательных наших исторических памятников - "Правды русской" (или "Правды роськой"). Ее нашел в 1738 году В. Н. Татищев в одной из Новгородских летописей в рукописи XV века.

Памятник этот заключает записи права древнейшей Руси и передает нам стародавние народные обычаи, княжеские уставы и судебные решения, либо исходящие из сложившихся уже обычаев либо вводящие новое право. Образование "Правды русской" как целого и представляет санкционирование княжеской властью обычного права и дополнение или изменение его княжим правом. Подобные записи права возникали и у других народов: они известны в науке под названием "Варварских законов" (Leges barbaroram) или "Варварских правд", как принято называть у нас по аналогии с "Правдой русской". Слово "правда" в древности имело более широкое значение; этим словом обозначались и такие понятия, как право, суд, правосудие.

"Правда русская" дошла до нас не в одном экземпляре. После Татищева было найдено много рукописей Правды или, как принято говорить, списков Правды; в настоящее время их известно более ста. При этом все списки дошли до нас не отдельно, а в составе больших рукописных кодексов, в которые включалась Правда (летописи, кормчие книги, сборники). Есть списки и более раннего написания чем список, найденный Татищевым. Древнейший список, дошедший до нас ("Синодальный"), относится к XIII веку; есть два списка XIV века ("Троицкий" и "Пушкинский" - последний принадлежал Мусину-Пушкину, которому принадлежала, и сгоревшая рукопись "Слово о полку Игоревё") и много списков XV, XVI, XVII веков. Три древнейших списка (XIII-XIV вв.) написаны на пергаменте, остальные - на бумаге.

Описки не являются тождественными и отличаются не только случайными ошибками, но и намеренными изменениями, дополнениями или сокращениями.

Основных же редакций Правды имеется две: краткая и пространная. Все списки XIII-XVII веков - это списки пространные, за исключением только двух кратких, относящихся в XV веку. Краткая редакция

стр. 124

является более древней по своему происхождению, вследствие этого она вызывает особый интерес, несмотря на то, что дошла она до нас в более поздних списках чем некоторые списки пространные. Из двух кратких списков один и был найден Татищевым. Другой краткий описок, по времени написания почти одновременный с первым, менее исправен и по своему содержанию более далек от оригинала. Таким образом, ценнейшим из них является тот список, который нашел Татищев и который по месту хранения его в Библиотеке Академии наук СССР получил название списка "Академического".

Уже в кратких списках приводятся не только старые народные обычаи, но и княжое право. Последнее имеет место преимущественно во второй половине этих списков, где приводятся уставы Ярослава и сыновей его Изяслава, Всеволода, Святослава, что ведет к датировке нашего памятника XI веком. Однако как содержание части статей Правды, так и сопоставление ее с некоторыми другими историческими источниками дают основание думать, что ряд статей Правды мог быть записан раньше, может быть, в IX-X веке. Самое же происхождение многих юридических норм как, в кратких, так и в пространных списках следует отнести к глубокой древности, причем эти нормы как нормы обычного права до своей записи существовали в устном предании. Образование же пространной Правды как целого относится уже к XII веку, причем в числе ее источников основным источником является Правда краткая. Есть некоторые отдельные места в Правде, в которых исследователи видят отражение влияния византийского права. Некоторое такое влияние естественно ввиду известной общей преемственности нашей культуры от греко-римской византийской культуры. Но в нашем памятнике это влияние не могло быть значительным, так как "Правда русская" является памятником бытовым, а быт Руси глубоко отличался от быта Византии.

Замечателен язык Правды. Это народный язык того времени, от которого и идет история языков русского, украинского и белорусского.

"Правда русская" стоит в ряду выдающихся исторических памятников разных стран и народов и привлекает к себе внимание и иностранных ученых. Как памятник древнейшего права, наша Правда имеет большое значение и для истории других народов в свете сравнительно исторического изучения. В то же время она является древнейшим юридическим памятником славянских народов.

В "Правде русской" упоминается еще кровная месть, с этого и начинается текст Правды: "Убьеть мужь мужа, то мьститъ брату брата, или сынови отца, любо отцю сына, или братучаду, любо сестрину сынови". Но в Правде же сказано потом, что сыновья Ярослава "отложиша убиение за голову, но кунами ся выкупати", т. е. сказано об отмене мести и о замене ее денежными выкупами.

С другой стороны, в Правде находим и такие древние обычаи, которые сохранились до очень позднего времени. Например обычай перехода но наследству отцовского двора (дома) без раздела к младшему сыну, сохранившийся в крестьянском быту и в XIX-XX веках.

Так как в Правду вошли юридические нормы, по своему происхождению относящиеся к разным временам (а также и к разным местам), то в ней можно найти черты разных исторических периодов, но по преимуществу это памятник по истории раннего феодализма.

Землепашество - основное занятие населения. Перед нами сельское хозяйство княжеское, боярское, крестьянское (смердье). Княжеское и боярское хозяйства с целым рядом работников из холопов и зависимых смердов. Какой труд тут преобладает - смердий или холопий, уяснить не так легко: здесь, вероятно, существовали большие различия в разных местах и в разные времена, отражаемые в нашем памятнике. Но во всяком случае видна тенденция в сторону развития труда зависимых смердов.

В Правде мы находим изображение уже довольно высокой культуры. Упоминается ряд хлебных культур: жито, пшено, овес, горох. Употребляются плуг, борона. Упоминаются также кони, разный крупный и мелкий скот и домашняя птица. Уделяется внимание и охоте: названы пес, охотничьи птицы (ястреб, сокол) и прочее. Особо упоминаются "ремественики", т. е. ремесленники.

Большое внимание Правда уделяет торговле как местной, так и заграничной (заморской). О развитии ее свидетельствуют, между прочим, начатки уже специального торгового права. Так, в то время как заем обычный доказывается свидетелями, заем между купцами для торговли удостоверяется "ротой" (присягой) кредитора. Упоминаются разные речные и морские суда.

Постройкой городских стен ведают особые должностные лица - "городники". Постройкой мостов и мощением улиц (бревенчатые мостовые) заняты "мостники".

Юридические памятники обычно отображают полнее, чем многие другие памятники, классовые отношения в обществе. "Правда русская" дает и тут ценный материал. Скупым, лаконичным языком изложены безыскусственные картины жизни того времени.

стр. 125

Ярко изображена картина сыска беглых холопов. Так, если господин об'явит о побеге холопа и если кто-нибудь, зная, что это беглый холоп, "дасть ему хлеба или укажеть ему путь", то сделавший это платит господину за холопа 5 гривен, а за рабу 6 гривен, т. е. столько же, сколько платится за убийство холопов. При нахождении холопа господин берет у посадника "отрока" (должностное лицо) и с его помощью возвращает холопа. А далее во многих списках сказано: "Аже ли устрелить и гоня", т. е. если при погоне господин убьет холопа, то - эпически прибавляется - "себе ему пагуба", т. е. это убыток для самого господина. Взгляд на холопа как на вещь проведен определенно. За убийство холопа "виры нетуть" "вира" платилась за убийство лишь свободных, а платится "урок", т. е. вознаграждение, полагающееся за уничтожение, чужого имущества, причем за рабу платится больше чем за холопа, так как от рабы может быть приплод, который стоит наряду с приплодом от окота: при передаче" опекуном наследства он должен передать в наличии "от челяди плод или от скота".

Но если составителям Правды было сравнительно легко обрисовать положение холопов, то труднее было формулировать новые отношения феодальной зависимости, в которые попадали постепенно смерды, т. е. прежде свободное крестьянство.

"Правда русская" знает и зависимых смердов, которые упоминаются вместе с холопами и жизнь которых оценивается в 5 гривен, как и жизнь холопов; знает и смердов свободных. Наличие свободных и зависимых смердов очень затрудняет толкование статей о смердах, так как не всегда легко отличить, где речь идет о смерде уже зависимом; и где о смерде свободном, тем более что в этом не всегда разбирались и переписчики Правды.

В Правде имеются упоминания и о группах зависимых людей, тоже, очевидно, из смердов, попадающих в зависимое положение по "ряду" (договору). Это, во-первых, "рядовичи", жизнь которых оценена тоже по холопьей расценке в 5 гривен; во-вторых, "закупы", закабаленные за долг или за помощь для своего хозяйства, о которых сказано даже закуп бежить от господы, то обель", т. е. при побеге они обращаются в "обельных" (полных) холопов; в-третьих, люди, получившие помощь хлебом и "придатком" (т. е. еще чем-нибудь). "Правда русская" подробно останавливается на закупах. Мы видим сильное стремление господ свести их на положение холопов. Из текста Правды выясняется тяжелое положение закупов: господин бьет их, распоряжается их имуществом, даже продает их "обель", т. е. в рабство, и вместе с тем не допускает жалоб ни князю, ни судьям и за жалобу порабощает их. Правда, однако, указывает на право закупа жаловаться князю и судьям и запрещает порабощать закупа за это: "про то не робять его но дати ему правду", т. е. закупу дать правосудие, разобрать его дело. Продажа господином закупа "обель" Правдой не признается, и в случае продажи наступает "свобода во всех кунах", т. е. закуп становится свободным человеком. По в то же время Правда дает право господину бить закупа "про дело", а если же господин бьет "не смысля пьян, а без вины, то яко же в свободнемь платежь, тако же и в закупе". Таким образом, отделяя закупа от холопа, Правда не считает его свободным, а только в некоторых случаях приравнивает его к свободному. Так же, как и холопа, Правда не допускает закупа быть свидетелем на суде, за исключением только малых дел "по нужи", т. е. по нужде, если не будет других свидетелей.

Так из статей о закупах видно, как Правда, берет сложившееся обычное право, в которое княжеской властью вносятся известный порядок и некоторые дополнения и изменения. По контексту следует заключить, что статьи о закупах есть, очевидно, устав Владимира Мономаха, именем которого начинается вторая половина пространной Правды. Княжеской власти пришлось остановиться подробно на закупах и в известной степени взять их под защиту, повидимому, вследствие обострения классовой борьбы (восстание 1113 г. в Киеве, в результате которого сел на княжеский стол Владимир Мономах).

В самом разделе о холопстве имеется уточнение, как и кто становится холопом, и тем косвенно устанавливается грань между холопством и новыми отношениями феодальной зависимости, идущими на смену холопству (в Правде, однако, указаны не все зависимые группы, в частности не указаны зависимые от церкви, о которых известно из других источников).

"Правда русская" является одним из труднейших для понимания памятников. Сжатость изложения, древность языка, теперь не всегда понятного, и различия редакций, нередко противоречащих одна другой, - все это создает огромные затруднения. В исторической литературе существует масса спорных и неразрешенных вопросов, связанных с этим памятником.

Задачи изучения Правды требуют прежде всего выявления всех ее списков и тщательной классификации их, при которой разные виды списков были бы поставлены в историческую преемственность друг к другу. Изучение истории текста

стр. 126

Правды и является поэтому основным предварительным условием при изучении "Правды русской". Этому должно служить надлежащее научное издание текста памятника по всем спискам. Но приходится, к сожалению, сказать, что задача эта до последнего времени не была разрешена.

История изданий текста "Правды русской" вообще характерна для царской России.

Открытый в 1738 году Татищевым важнейший список Правды не был напечатан при его жизни, несмотря на то, что Татищев приготовил его к печати, сопроводив текст своими примечаниями, и представил в Академию наук. Вообще работы Татищева при его жизни напечатаны не были, не был напечатан и его основной труд - "История российская", в которой были усмотрены признаки вольнодумства. Работы Татищева, да и то не целиком, были изданы разновременно через много лет после его смерти. И только теперь Институт истории Академии наук СССР подготовляет к печати собрание его сочинений.

Что касается "Правды русской", то Академический список был напечатан впервые в 1767 году Шлецером с подлинника, а не с рукописи Татищева. В дальнейшем печатались то отдельно разные списки Правды, то по нескольку списков. Полного издания текста "Правды русской" по всем опискам до сих пор нет. Многие списки не были выявлены. Классификация списков не была разработана. Во многих существующих изданиях тексты напечатаны неисправно и пестрят фактическими ошибками. Самый значительный труд о "Правде русской", труд во многих отношениях замечательный, принадлежит Калачову и является его предварительной работой к подготовке издания Правды: "Предварительные юридические сведения для полного об'яснения "Русской Правды" Калачова, вышедшие в 1846 г., представляют труд, основанный на сорока с лишком подлинных списках. Но полного издания "Правды русской", которое Калачов имел в виду, он подготовить не успел, а продолжателей его дела не нашлось.

О необходимости полного издания "Правды русской", отвечающего современным научным требованиям, много говорилось и писалось. Но конкретно эта сложная и трудная задача была поставлена только при советской власти.

Эту задачу и имеет в виду академическое издание "Правды русской", выпускаемое Институтом истории Академии Наук СССР под общей редакцией академика Б. Д. Грекова. Издание рассчитано на 3 тома. Тексты памятника занимают первый том, который теперь печатается. В нем приводятся 15 основных списков, с разночтениями из остальных "писков. В этом же томе даются особо сводные тексты по важнейшим спискам Правды в упрощенной передаче, дающие возможность пользоваться нашим памятником также и широкому кругу лиц, изучающих историю нашей страны1 . Во втором томе, который подготовляется, будет дан комментарий к Правде, подводящий итог двухсотлетнему изучению памятника. Кроме того особый том должны составить фототипии основных списков Правды.

"Правда, русская" представляет собой огромную культурную ценность. Интересы советской науки требуют, чтобы дело издания этого выдающегося памятника было выполнено так же успешно, как успешно разрешается в нашей Советской стране целый ряд сложнейших научных проблем.


1 Текст первого тома приготовили В. П. Любимов, Н. Ф. Лавров, М. Н. Тихомиров, Г. Л. Гейерманс и Г. Е. Кочин (классификация списков выработана В. П. Любимовым).


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Библиография-ПРАВДА-РУССКАЯ-ИЗД-АКАДЕМИИ-НАУК-СССР-В-ТРЕХ-ТОМАХ-ПОД-РЕД-АКАД-Б-Д-ГРЕКОВА

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Анна СергейчикКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Sergeichik

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

В. ЛЮБИМОВ, Библиография. "ПРАВДА РУССКАЯ". ИЗД. АКАДЕМИИ НАУК СССР В ТРЕХ ТОМАХ. ПОД РЕД. АКАД. Б. Д. ГРЕКОВА // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 28.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Библиография-ПРАВДА-РУССКАЯ-ИЗД-АКАДЕМИИ-НАУК-СССР-В-ТРЕХ-ТОМАХ-ПОД-РЕД-АКАД-Б-Д-ГРЕКОВА (дата обращения: 19.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - В. ЛЮБИМОВ:

В. ЛЮБИМОВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Анна Сергейчик
Vladikavkaz, Россия
837 просмотров рейтинг
28.08.2015 (3157 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
18 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
5 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
7 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
Библиография. "ПРАВДА РУССКАЯ". ИЗД. АКАДЕМИИ НАУК СССР В ТРЕХ ТОМАХ. ПОД РЕД. АКАД. Б. Д. ГРЕКОВА
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android