Libmonster ID: RU-7699
Автор(ы) публикации: И. В.

Под общей редакцией Ф. М. Левина, И. К. Луппола и И. В. Фролова.

Том I: Вступительная статья Ф. М. Левина, редакция текста Д. Благого, комментарии Д. Благого и А. Лаврецкого. Государственное издательство художественной литературы, 1934 г., XXXVII + 608 стр. Цена 7 р. 50 к., переплет 1 руб.

В нашей стране, как нигде в мире, развернута огромная работало критическому освоению классического наследства во всех областях знания и в частности в области классической литературы. Но до самого последнего времени работа по изданию классиков литературы шла прежде всего по линии издания классиков художественного слова и очень мало издавались произведения классиков критики, особенно таких, как Белинский, Чернышевский, Добролюбов, Писарев и др., сыгравших исключительную роль в развитии русской литературы и критики, общественной мысли и революционного движения.

Государственное издательство художественной литературы приступило к изданию целой серии сочинений классиков критики. В эту серию входят и избранные произведения Белинского в 3 томах; это издание включит около пятидесяти его крупнейших и важнейших критических работ, в общей сложности составляющих свыше 120 печатных листов.

В предисловии издательство следующим образом характеризует задачи этого издания: "В своем выборе редакторы руководились стремлением дать советскому читателю все наиболее ценное и значительное из литературного наследства великого критика и в то же время познакомить читателя с многообразием критических жанров Белинского - от монументального историко-литературного исследования (цикла статей о Пушкине, теоретического трактата, статьи-обзора, критической монографии, посвященной писателю, произведению или отдельному литературному жанру) до полемической статьи, журнального памфлета, короткой рецензии. Вводим мы в наше издание и знаменитое письмо Белинского к Гоголю, которое с самого начала вышло далеко за пределы частного письма, получив значение общественно-литературного документа огромной важности, своего рода революционной прокламации, отразившей, по словам Ленина, настроение крепостных крестьян против крепостного права" (с. V-VI).

Рецензируемый первый том включает следующие работы Белинского: "Литературные мечтания", "О русской повести и повестях Гоголя", "Стихотворения Владимира Бенедиктова", "Ничто о ничем или отчет г. издателю "Телескопа", "О критике и литературных мнениях "Московского наблюдателя", "Гамлет", драма Шекспира", "Мочалов в роли Гамлета", "Менцель, критик Гете", "Горе от ума", "Герой нашего времени", "Стихотворения М. Лермонтова" и "Русская литература в 1840 году".

Остановимся на историческом значении некоторых статей, вошедших в этот том, статей, отражающих значительные вехи в литературно-политической и критико-публицистической деятельности великого русского критика, страстного искателя "философской истины" и главы новой литературной школы.

Знаменитая статья "Литературные мечтания", опубликованная осенью 1834 г. в журнале Надеждина "Молва", была первой критической статьей Белинского. Эта статья тогда еще никому неизвестного автора, недоучившегося студента, недавно исключенного из университета за "ограниченность способностей", сразу же привлекла к себе всеобщее внимание, вызвав одобрения и похвалы одних и бурю негодования и протесты других. Белинский сразу стал в центре литературной жизни и борьбы. Статья "Литературные мечтания" была подлинным литературным манифестом нового направле-

стр. 116

ния в литературной критике, подлинной программой нового социального слоя - разночинцев. Основываясь на учении Шелинга, Белинский точно сформулировал свои философско-эстетические взгляды.

Основная мысль Белинского, которая пронизывает "Литературные мечтания", была та, что "у нас нет литературы", а есть только отдельные великие писатели и отдельные великие художественные творения. И эта мысль приводит Белинского не в отчаяние и пессимизм, а в восторг и ликование: "У нас нет литературы: я повторяю это с восторгом, с наслаждением, ибо в сей истине вижу залог наших будущих успехов. Присмотритесь хорошенько к ходу нашего общества и вы согласитесь, что я прав" (с. 73).

Статья вызвала переполох среди консервативно-дворянских "эстетов". Они усмотрели в ней ниспровержение авторитетов и подрыв укрепившихся литературных основ, а в самом авторе увидели литературного "крамольника". По первому произведению Белинского представители николаевского режима поняли, что в его лице они имеют опасного врага и обличителя. И они не ошиблись. Через несколько лет Белинский вырастает в подлинного вождя разночинцев, в крупнейшего представителя просветительства, в идеолога крестьянской революционной демократии, в ту центральную фигуру 30 - 40-х годов, которая как магнит притягивала к себе все прогрессивные элементы русского общества и стала ненавистной для представителей и последователей официальной идеологии "самодержавия, православия и народности". Статьи о Гамлете, о Менцеле, о "Горе от ума" являются крупными работами Белинского периода его знакомства с философией Гегеля и "примирения с действительностью" под влиянием "абсолютных" выводов философии Гегеля (1838 - 1840 гг.). Белинский, исходя из неправильно понятой им формулы Гегеля "все действительное разумно", безудержно проповедывал примирение с тогдашней гнусной российской действительностью, оправдывая николаевскую монархию, ее виселицы, экзекуции и восхваляя "объективный разум" самодержавия. Всякая же борьба против самодержавия равнялась, по мнению Белинского, бунту против разума, против исторически объективных законов, против "разумно-необходимой формы общемировой идеи". Эти реакционные взгляды Белинского были особенно развиты в его статьях "Бородинская годовщина", "Очерки Бородинского сражения" и "Менцель, критик Гете". В частности в последней статье Белинский пытается оторвать искусство от политики, желая доказать, что первое аполитично и асоциально. "У искусства есть свои законы, - писал Белинский, - на основании которых и должно рассматривать его произведения" (с. 313). И в другом месте: "Да! Общество не должно жертвовать искусству своими существенными выгодами или уклоняться для него от своей цели. Искусство не должно служить обществу иначе, как служа самому себе. Пусть каждое идет своей дорогой, не мешая друг другу" (с. 320). Каковы же задачи, стоящие перед политиками и перед художниками, идущими своими, особыми путями? И Белинский отвечает: "Дело Питтов, Фоксов, О'Конелей, Талейранов, Кауницев и Меттернихов - участвовать в судьбе народов и испытывать свое влияние в политической сфере человечества. Дело художников - созерцать "полное славы творенье" и быть его органами, а не вмешиваться в дела политические и правительственные" (с. 320).

Известно, что с 4840 г. Белинский восстает против "действительности" и переходит на позиции левого гегельянства, или, как говорит Плеханов, "переходит частью на отвлеченную точку зрения "личности", частью на конкретную точку зрения гегелевой диалектики" (т. ХХШ, с. 164).

Статьи о "Герое нашего времени", "Стихотворения М. Лермонтова" как раз и свидетельствуют о начале нового сдвига в философско-политическом развитии "неистового Виссариона". Теперь Белинский, убедившись в своей неправоте, страстно восстает против своей прежней позиции. В письме от 4 октября 1840 г. на имя В. Боткина он восклицает: "Проклинаю мое гнусное стремление к примирению с гнусной действительностью!.. и проклял свои прежние статьи о Бородинской годовщине и о Менцеле". Белинский считал, что главный грех этих его статей состоял в том, что он не развил в них идею отрицания "как исторического права, не менее священного, и без которого человечество превратилось бы в стоячее и вонючее болото". А в процессе работы над одной из статей о Лермонтове Белинский в письме от 15 января 1841 г. пишет Боткину: "Все общественные основания нашего времени требуют строжайшего пересмотра и коренной перестройки: пора освободиться личности человеческой, и без того несчастной, от гнусных оков неразумной действительности".

Последняя статья рецензируем эго тома - "Русская литература в 1840 году" начинает собою целую серию знаменитых годовых обзоров русской литературы. Эта статья находится в тесной, неразрывной связи с "Литературными мечтаниями", хотя теперь Белинский стоит на иных философских основаниях и находится под влиянием других идей, эстетических требований и настроений. Белинский сам в начале статьи довольно прозрачно намекает на связь ее со своей первой крупной литературно-критической работой "Литературные мечтания". Основной

стр. 117

тезис последних - "у нас еще нет литературы" - проводится и в статье "Русская литература в 1840 году" - хотя и здесь признается существование ряда великих писателей.

"Прошедшее нашей литературы, - заканчивает эту статью Белинский, - не блестяще, настоящее тускло; но за будущее нам нисколько не должно отчаиваться" (с. 554), ибо у нас были и есть Ломоносов, Державин, Фонвизин, Карамзин, Крылов, Жуковский, Пушкин, Грибоедов и др. "Нападая на нашу литературу, мы хотели только противоборствовать смешному самообольщению, которое в немногом видит бесконечно многое и добродушно верит, что русская литература превосходит и английскую, и немецкую, и французскую... Повторяем: у нас еще нет литературы как выражения духа и жизни народной, но она уже начинается... Если сила и мощь отдельно действующих лиц в нашей литературе поражают вас невольным удивлением, то чем же должна быть наша литература, когда она сделается выражением национального духа и национальной жизни?.. И мы уже видим начало этого желанного времени" (с. 555).

И действительно, в ближайшие же годы Белинский был свидетелем и главным "акушером" рождения великой русской литературы ("Мертвые души" Гоголя, произведения Достоевского, Тургенева, Некрасова, Григоровича и др.). Эта литература была концентрированным выражением всех противоречий эпохи, она обнажала существующие социальные несправедливости, отражала страстные искания прогрессивных слоев общества и жажду действия против прогнившего и исторически обреченного режима. И недаром передовые люди той эпохи, и прежде всего Белинский, использовали эту литературу ("Мертвые души", "Ревизор" и др.) как знамя, под которым боролись против существующего строя.

В заключение несколько слов о принципах издания. Текст всех статей, входящих в это издание, выверен заново по первоисточникам (по первопечатным журнальным публикациям и по тем рукописям самого Белинского, которые до нас дошли). Следовательно, впервые текст Белинского дается в подлинном виде, так как даже двенадцатитомное издание Венгерова страдало значительными недостатками. Большое внимание уделено комментариям. Каждая работа Белинского снабжена пояснительным очерком и примечаниями. В конце третьего тома будут даны предметный и алфавитный указатели ко всем трем томам. Ко всему изданию дана интересная и содержательная вступительная статья Ф. Левина - "Путь В. Г. Белинского".

 


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/В-Г-БЕЛИНСКИЙ-ИЗБРАННЫЕ-СОЧИНЕНИЯ-В-ТРЕХ-ТОМАХ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Lidia BasmanovaКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Basmanova

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

И. В., В. Г. БЕЛИНСКИЙ. ИЗБРАННЫЕ СОЧИНЕНИЯ В ТРЕХ ТОМАХ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 24.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/В-Г-БЕЛИНСКИЙ-ИЗБРАННЫЕ-СОЧИНЕНИЯ-В-ТРЕХ-ТОМАХ (дата обращения: 28.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - И. В.:

И. В. → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Lidia Basmanova
Vladivostok, Россия
1437 просмотров рейтинг
24.08.2015 (3139 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
5 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
В. Г. БЕЛИНСКИЙ. ИЗБРАННЫЕ СОЧИНЕНИЯ В ТРЕХ ТОМАХ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android