Libmonster ID: RU-13784
Автор(ы) публикации: М. В. Новиков

Около полудня 22 мая 1939 г. 5 краснозвездных истребителей патрулировали над рекой Халхин-Гол. В этом районе вот уже 11 дней происходили пограничные инциденты, спровоцированные японскими милитаристами. Они пытались овладеть территорией Монгольской Народной Республики (МНР)) на правом берегу реки, чтобы использовать ее в качестве плацдарма для дальнейших агрессивных действий. Правительство СССР, верное Протоколу о взаимной помощи с МНР от 12 марта 1936 г., отдало приказ советским войскам защищать границы дружественного государства 1 ... Неожиданно летчики патрулирующих советских самолетов заметили 5 серебристых точек. Это со стороны Маньчжурии летели японские истребители. Летчик Лысенко стремительно атаковал врага, но был сбит. В завязавшейся схватке был подбит и вражеский самолет 2 .

К тому времени в МНР находилась советская 100-я смешанная авиабригада в составе 70-го истребительного и 150-го бомбардировочного полков (84 машины). Однако только половина истребителей была исправной. Новые бомбардировщики были в хорошем состоянии, но они лишь начали осваиваться летчиками, а устаревшие штурмовики можно было использовать исключительно для связи. Японская авиация вблизи границ МНР насчитывала примерно 120 самолетов 3 . Их личный состав имел значительный боевой опыт, приобретенный во время военных действий в Китае. Еще задолго до нападения на МНР японское командование организовало ряд учений и тренировочных полетов в пограничных районах; были составлены специальные авиакарты МНР.

Советское командование 22 мая перебросило в район Халхин- Гола из Забайкальского военного округа 63 самолета 22-го истребительного авиаполка (иап) 4 . К этому времени японская авиация имела уже 125 истребителей, 54 разведчика и бомбардировщика. 27 мая 6 советских истребителей вылетели на перехват вражеских самолетов. В районе горы Хамар-Даба они встретились с 9 японскими истребителями. В завязавшемся бою были сбиты 2 наши машины. А следующим утром японцы начали наступление на позиции советско- монгольских войск по восточному берегу Халхин-Гола. Одновременно вражеские самолеты стали бомбить наши тылы и переправу. На перехват было приказано поднять 20 советских истребителей. Однако смогли вылететь только 3. На аэродромы они не вернулись 5 . Спустя 2 часа с аэродрома Тамцак-Булак взлетело еще 10 истребителей. В районе переправы через Халхин-Гол их встретили 18 японских машин. Несмотря на численное превосходство противника, советские летчики смело приняли бой. На свой аэродром вернулся 1 наш самолет, 7 было сбито, 2 поврежденных сели в степи, погибло 5 летчиков 6 . За короткий срок советская авиация потеряла 15 истребителей и 11 летчиков, а японцы - 1 машину. Соотношение потерь было неожиданным: ведь в Китае советские летчики-добровольцы на таких же машинах почти всегда успешно били японцев.

Вечером 29 мая с Московского аэродрома на восток отправились 48 опытнейших летчиков и инженеров, в их числе 22 Героя Советского Союза - заместитель начальника Управления ВВС комкор Я. В. Смушкевич, А. И. Гусев, Н. С. Герасимов, С. П. Денисов, С. И. Грицевец, П. Т. Коробков, И. А. Лакеев, Г. П. Кравченко и другие. Прибыв в МНР, они развернули кипучую деятельность. Прославленные асы, сбившие


1 Более подробно о предыстории конфликта и описании боевых действий сухопутных войск см.: В. Г. Клевцов. Подвиг двух дружественных армий на Халхин-Голе. "Вопросы истории", 1968, N 9.

2 Центральный государственный архив Советской Армии (ЦГАСА), ф. 32262, оп. 1, д. 40, л. 21.

3 Там же, ф. 32113, оп. 2, д. 53, л. 7.

4 Там же, ф. 32262, оп. 1, д. 40, л. 22.

5 Там же, ф. 32210, оп. 1, д. 96, лл. 10- 11.

6 Там же, ф. 32262, оп. 1, д. 40, л. 23.

стр. 201


в небе Испании не один итальянский "Фиат" и гитлеровский "Хейнкель", занялись выяснением причин неудач. Главное заключалось в отсутствии боевого опыта. Взлетали обычно звеньями, редко эскадрильями. Воздушные бои вели разрозненно, поодиночке, лишь изредка звеньями. О взаимодействии не думали. Нужно было менять тактику боя. Кроме того, опыт первых воздушных боев показал, что основной советский истребитель И-16 конструкции Н. Н. Поликарпова превосходил в скорости японские машины, однако уступал им в маневренности. Наш И-15 имел зато несколько меньшую скорость при одинаковой маневренности. Значит, на И-16 драться с японцами на виражах нецелесообразно, а И-15 может вести бой в горизонтальной плоскости, но из-за небольшой скорости нуждается в прикрытии. Следовательно, необходимо было, чтобы существовало взаимодействие между И-15 и И-16. Японские истребители имели приемную радиостанцию, а машины командиров звеньев и выше - приемо-передающую. Это облегчало японцам управление 'воздушным боем.

Опытные пилоты стали учить молодых летчиков искусству воздушного боя, внушая им необходимость драться компактной группой и в тесном взаимодействии. Было увеличено количество аэродромов и посадочных площадок, улучшена служба воздушного наблюдения, оповещения и связи. Всю первую половину июня наши летчики готовились к предстоявшим боям. Лишь порою они совершали разведывательные полеты да патрулирование над своими войсками. С 17 июня советская авиация переходит к более активным действиям. Все чаще наши разведчики совершают полеты в тыл врага. Истребители штурмуют японские позиции, атакуют автоколонны. В те дни под Халхин-Голом у нас насчитывался уже 151 истребитель и 116 бомбардировщиков. В составе японской авиации было 125 истребителей и около 140 разведчиков и бомбардировщиков 7 .

Первый крупный бой наши летчики провели 22 июня. Участвовало в нем 56 истребителей И-16 и 49 И-15 против 120 японских машин. Противник потерял около 30 самолетов. На советские аэродромы не вернулось 14 истребителей (из них 13 И-15) и погибло II летчиков, в том числе командир 22-го иап майор Н. Г. Глазыкин 8 . Этот бой явился переломным моментом: нами была одержана первая победа в воздухе. Следующая схватка завязалась 24 июня в районе оз. Хуху- Узун-обо. 17 советских истребителей встретились с 20 японскими. Наши летчики сбили 7 вражеских самолетов, потеряли 2. С утра 26 июня японцы стали вести интенсивную воздушную разведку, а днем над горой Хамар-Даба разгорелся ожесточенный бой. Все 10 сбитых японских истребителей упали в Маньчжурии. Наши потери: 3 истребителя и 2 летчика. В тот день героический подвиг совершил С. И. Грицевец. Японцам удалось подбить самолет командира 70-го иап майора В. М. Забалуева. Последний приземлился на вражеской территории. Заметив это, Грицевец посадил свой истребитель рядом с товарищем, взял его в кабину и под огнем противника поднял перегруженную машину в воздух 9 .

Японское командование решило нанести удар по нашим аэродромам. 27 июня над летным полем 22-го иап появился японский самолет-разведчик. Его сбило дежурное звено, но через 10 минут на стоянках советских самолетов стали рваться авиабомбы. В налете участвовали 23 бомбардировщика, прикрываемых 70 истребителями. Преследуя отбомбившегося врага, советские летчики сбили 2 бомбардировщика и 3 истребителя, потеряв 3 машины. Примерно в то же время на аэродром 70-го иап в районе оз. Бурду-Нур налетело 70 японских истребителей. Вражеские диверсанты перерезали телефонные провода к постам наблюдения, поэтому налет оказался неожиданным. Советские самолеты взлетали с опозданием. Под огнем врага они вступали в бой, не успев набрать достаточной высоты, да и по численности противник превосходил их в 2 раза. В результате погибло 8 летчиков, а самолеты противника ушли безнаказанными 10 . Наше командование сделало необходимые выводы. Впоследствии японцам ни разу не удалось застать нашу авиацию на аэродромах врасплох.

В ночь на 3 июля японцы переправились через Халхин-Гол и захватили район горы Баин-Цаган, намереваясь в дальнейшем пройти в тыл и окружить советско-монгольские войска, действовавшие на правом берегу реки. Сокрушительными ударами советских танкистов при поддержке моторизованной пехоты и артиллерии противник был к исходу 5 июля почти полностью уничтожен. Лишь немногим удалось пере-


7 Там же, л. 24.

8 Там же, л. 25.

9 Там же, л. 27.

10 Там же, л. 30.

стр. 202


браться обратно за реку. С 3 июля активно действовали самолеты с обеих сторон. За несколько дней господство в воздухе прочно захватила советская авиация. Победы достигались хорошей организацией боя, взаимовыручкой, мастерством и мужеством. Имело значение и четко налаженное взаимодействие между монопланами И-16 и бипланами И-15. Вскоре прибыли И-16 с более мощными моторами, превосходившие по скорости японские истребители на всех высотах и вооруженные вместо 2 пулеметов 4 (или 2 пушками и 2 пулеметами). В МНР были направлены также новейшие истребители конструкции Н. Н. Поликарпова И-153 ("Чайка"), названные так за форму верхнего крыла, изгибом напоминающего крыло птицы, и вооруженные 4 пулеметами. Их скорость тоже была больше, чем у японских машин. В первый вылет девятку "Чаек" повел С. И. Грицевец. Приняв новый истребитель за И-15, японцы пошли в атаку, а когда они увидели убранные шасси и поняли свою ошибку, было уже поздно. Наши летчики сбили 4 вражеские машины, остальные повернули обратно. А в ночь с 7 на 8 июля начали действовать и тяжелые 4-моторные бомбардировщики ТБ-3. В налетах принимало участие одновременно от 3 до 9 самолетов (хотя действовали они поодиночке), несших до 2 т бомб и сбрасывавших их с высоты 1500 - 2500 метров 11 .

Несколько оправившись после баин-цаганского разгрома и подтянув свежие силы, японцы 23 июля попытались перейти в наступление. Советско-монгольские войска почти повсеместно отбили вражеские атаки. Только на отдельных участках противнику удалось незначительно вклиниться в нашу оборону. Вновь активизировалась авиация. В воздушных боях один за другим падали на землю истребители и бомбардировщики с обеих сторон, но неизменно сражения завершались нашей победой; советская авиация несла значительно меньшие потери, чем вражеская. Предпринятая в конце июля третья попытка японского командования завоевать господство в воздухе окончилась полной неудачей. В боях советские летчики не раз демонстрировали образцы мужества и отваги. Так, старший лейтенант В. Ф. Скобарихин 20 июля таранил японского истребителя, заходившего в хвост другого нашего самолета. Свою поврежденную машину Скобарихин сумел привести на аэродром. 4 августа таран совершил А. Ф. Мошин. Кроме чуть погнутого винта, его И-16 не имел повреждений. Тогда же героический подвиг совершил комиссар 150-го бомбардировочного авиаполка (бап) М. А. Ююкин, который направил свою подбитую машину на позиции японской батареи 12 .

В первой половине августа стороны накапливали силы. Японские войска готовились к решительному наступлению. Советско-монгольские войска, объединенные в 1-ю армейскую группу под командованием ком-кора Г. К. Жукова, также планировали наступательную операцию. Противник сосредоточил на аэродромах в районах Хайлара, Джинджин- Суме, Ганьчжура и других около 160 истребителей, 150 разведчиков и бомбардировщиков. Советская авиация к тому времени имела 3 иап (70-й, 22-й, 56-й), насчитывавших 311 истребителей; 3 бап (38-й, 150-й и 56-й) - 181 средний бомбардировщик и, кроме того, отдельную группу тяжелых ночных бомбардировщиков - 23 ТБ-3. Совместно с советской авиацией действовали 36 монгольских легких бомбардировщиков Р-5. Авиацией 1-й армейской группы командовал полковник А. И. Гусев, а фактически советскими ВВС на Халхин-Голе руководил комкор Я. В. Смушкевич. Политическую работу среди авиаторов возглавлял полковой комиссар И. Т. Чернышев, начальником штаба был комбриг А. З. Устинов.

20 августа, в первый день советского наступления, над японскими позициями появились наши самолеты. В воздухе стали рваться снаряды: открыли огонь вражеские зенитки. Тотчас с левого берега начала ответную стрельбу советская артиллерия. Серебристые СБ сбрасывали свой груз на вражеские окопы и батареи, на резервы и тылы. 30 минут там бушевал огненный смерч. Затем в атаку пошла наша пехота. В первый же день наступления советская авиация уничтожила 24 самолета противника, причем во время одного из воздушных боев 20 августа впервые успешно применила ракетное оружие. Группой в составе 5 И-16, каждый из которых, кроме 4 пулеметов, имел 8 реактивных снарядов, командовал летчик-испытатель капитан Н. И. Звонарев. Всего же ракетами на Халхин-Голе было сбито 13 вражеских самолетов. 21 августа стало днем своеобразного рекорда: в воздухе сражались 262 советских и 180 японских истребителей и бомбардировщиков. Всего


11 Там же, лл. 38, 46.

12 Там же, д. 41, лл. 16, 20.

стр. 203


в тот день противник потерял 17 самолетов, советская авиация - 6 истребителей и 3 летчика 13 , Исключительно удачным для советской авиации было 25 августа: сбив 44 вражеских самолета, она не понесла потерь. А к вечеру 31 августа окруженная на восточном берегу Халхин-Гола японская группировка была полностью уничтожена.

Только за 10 последних дней августа общие потери японской авиации составили 220 самолетов, нашей-20. Потерпев поражение на суше, враг попытался взять реванш в воздухе и, подтянув крупные силы авиации из Китая, Кореи и Японии, предпринял последнюю попытку разгромить советскую авиацию. Однако противника ждали новые неудачи. Последний удар по советским аэродромам он нанес 15 сентября. Для этого были собраны все имевшиеся у него самолеты - 120 бомбардировщиков и истребителей. Их встретили 212 советских машин. В результате воздушного боя были сбиты 19 японских истребителей и 1 бомбардировщик, мы потеряли 6 истребителей и одного летчика. На следующий день японцы вынуждены были пойти на заключение перемирия. Выяснилось, что за время боевых действий на р. Халхин-Гол, с мая по сентябрь, японская авиация в воздушных боях и на аэродромах потеряла 646 самолетов (562 истребителя, 46 бомбардировщиков, 32 разведчика, 6 транспортных). Потери советской авиации составляли 207 самолетов (160 истребителей, 47 бомбардировщиков и разведчиков) 14 .

Успешные боевые действия наших Военно-Воздушных Сил во многом способствовали августовской операции советско- монгольских войск по окружению и уничтожению японских захватчиков. Советские истребители надежно прикрывали свои войска от ударов японской авиации, сопровождали бомбардировщиков, не давали возможности противнику вести воздушную разведку. В результате японское командование не сумело своевременно обнаружить группировку советско- монгольских войск на флангах и раскрыть замысел командования 1-й армейской группы. Советские же разведчики своевременно обнаруживали передвижение японских войск. У Халхин-Гола советская авиация приобрела боевой опыт в тактике ведения воздушного боя и нанесения бомбовых ударов по противнику. Были отработаны приемы управления авиацией и ведения боевых действий в ночных условиях, развиты новые тактические приемы (взаимодействие между скоростными и маневренными истребителями, наращивание сил путем вызова с аэродромов дополнительных групп истребителей и др.). Выявились и недочеты в конструкциях некоторых типов самолетов. Впервые авиацией в воздушных боях были использованы ракеты, впоследствии ставшие грозным оружием. Опыт боевых действий в МНР показал, что авиацию нужно применять массированно, в тесном взаимодействии с сухопутными войсками, шире внедряя радиосвязь для управления самолетами в воздухе. Эти сражения еще раз подтвердили важность боевой подготовки, военного мастерства и высокого морального духа воинов.

Родина достойно оценила подвиги своих сынов. Указом Президиума Верховного Совета СССР комкору Я. В. Смушкевичу, майорам С. И. Грицевцу и Г. П. Кравченко первым в стране было присвоено звание дважды Героя Советского Союза. Из 70 Героев Советского Союза, получивших это высокое отличие за бои на границах МНР, 22 были летчиками. Орденом Ленина была награждена 100-я авиабригада, орденом Красного Знамени - 22, 56 и 70-й истребительные авиационные полки. Небо над Халхин-Голом было очищено от вражеских самолетов.


13 Там же, д. 40, лл. 58 - 59.

14 Там же, лл. 92 - 93.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/В-НЕБЕ-ХАЛХИН-ГОЛА

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Марк ШвеинКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Shvein

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

М. В. Новиков, В НЕБЕ ХАЛХИН-ГОЛА // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 22.04.2017. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/В-НЕБЕ-ХАЛХИН-ГОЛА (дата обращения: 19.04.2024).

Автор(ы) публикации - М. В. Новиков:

М. В. Новиков → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Марк Швеин
Кижи, Россия
703 просмотров рейтинг
22.04.2017 (2554 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
1 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
5 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
10 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
5 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
7 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
В НЕБЕ ХАЛХИН-ГОЛА
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android